Грумминг что это такое в психологии
Природа есть природа: люди не смогут обходиться без груминга
Наверняка вы слышали слово «груминг». Так называется процесс взаимного вычесывания шерсти у животных или их стрижки. Но, оказывается, нечто подобное свойственно и нам, людям.
У животных и не только…
Наши ближайшие «родственники» — обезьяны — используют груминг для очистки шерсти от грязи и насекомых. Однако для приматов он имеет ещё и жизненно важное социальное значение. С его помощью обезьяны демонстрируют друг другу своё расположение, утешают в случае неудач, снимают агрессию. А иногда в наказание за проступки животные отказывают друг другу в груминге.
Люди также занимаются взаимным грумингом. Например, помогают друг другу мыться, чистят или надевают одежду и обувь, делают массаж, маникюр и педикюр, расчёсывают волосы, стригут волосы или ногти. Когда-то было принято искать друг у друга на голове вшей. Сюда можно отнести также бритьё, эпиляцию, использование различных гигиенических и косметических средств. Имеются в виду процедуры, в которых участвуют как минимум два человека.
В большинстве случаев партнёрами по грумингу являются близкие друг другу люди — супруги, мать и дочь, подруги… Так, расчёсывание женских волос в старину на Руси представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы.
Зачем он нужен?
По мнению психологов, груминг демонстрирует одобрение, признание «членом стаи»… Причём это касается не только тактильной сферы, но и вербальной.
На первый взгляд, люди произносят огромное количество бесполезных и пустых слов: «Привет, как дела?», «Что слышно?», «Как жизнь?», «Будь здоров!», «Пока-пока!», «Удачи!». Однако попробуйте убрать все эти «пустые» фразы из лексикона — и ваша речь будет выглядеть грубо и агрессивно. Слова-«пустышки», похлопывания по плечу, улыбки, комплименты и прочие любезности являются «ритуальными», они необходимы для поддержания нормального взаимодействия. Тот же механизм позволяет нам получать удовольствие во время массажа, поглаживаний, парикмахерских и косметических процедур.
Виртуальный груминг
Недаром в последнее время вошли в моду ролики с демонстрацией «персонального внимания» (Personal Attention). Они могут имитировать сеанс у массажиста или косметолога, посещение парикмахера или SPA-салона, осмотр у врача. Дело в том, что такие ситуации часто связаны с тактильными контактами, вызывающими у клиента или пациента приятную реакцию. Нередко людям в жизни не хватает тактильности, и потому у них есть потребность в таком контенте.
К сожалению, современная жизнь часто вынуждает нас дистанцироваться друг от друга, поскольку такая тактика кажется более безопасной. Но природа есть природа, и потребность в груминге никуда не исчезает. Так что, если вы хотите жить здоровой, полноценной и эмоционально насыщенной жизнью, говорят психологи, вам нужно пересмотреть свои границы.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Плохой «Учитель»: что такое «груминг» и почему за это можно сесть в тюрьму
Сценаристу и одновременно режиссеру мини-сериала Ханне Фиделл тема неравных отношений между учителем и учеником не в новинку: в 2013 году она сняла одноименный независимый фильм, который прокатился по нескольким мировым кинофестивалям и даже завоевал пару наград (в российском прокате проекты называются по-разному: фильм вышел под названием «Учительница», тогда как новый сериал получил название «Учитель»). Переснимая знакомый сюжет для телевидения, Фиделл расширяет временные его рамки: если фильм начинается тогда, когда роман героев уже в самом разгаре, а заканчивается на моменте их расставания, то сериал показывает знакомство, постепенное развитие отношений, их разрушительные последствия и жизнь героев после.
Двойные стандарты
Фактически это первый настолько подробный кинематографический разбор ситуации, в котором автором груминга и сексуальных домогательств по отношению к несовершеннолетнему в рамках учительско-ученических отношений выступает женщина. Обратная ситуция — отношения между мужчиной-учителем и ученицей — не раз использовалась в сериалах и большом метре. Раньше такие отношения даже романтизировались, в том числе и в кинопродцукции с целевой аудиторией школьников: например, в популярном подростковом сериале «Милые обманщицы», завершившемся в 2017 году, учитель несколько лет встречается со страшеклассницей и после женится на ней, а их отношения показаны как романтическая история. И все же в последние несколько лет практически ни у кого нет сомнений — подобные «романы» это всегда злоупотребление властью и выход взрослым участником за границы дозволенного. Не говоря уже о том, что в цивилизованных странах это уголовное преступление.
Несмотря на то, что сексуальные отношения между учительницей и учеником также подпадают под уголовный кодекс, общество склонно смотреть на них менее однозначно. Часто новости о таких случаях споровождаются в соцсетях комментариями: «повезло парню», «мне бы такую училку», и комментаторы казалось бы искренне не понимают, за что судят педагога. Схожие комментарии появлялись и под постами с рекламой сериала в соцсетях, и под его трейлерами на YouTube. Причем если под англоязычным трейлером большинство пользователей все же сочувствуют главному герою и осуждают героиню (хотя есть и комментарии о том, что историю про якобы нормальные отношения выставили рассказом о насилии ради «новой нормы»), то под русскоязычным трейлером ученика критикуют за то, что он сказал учительнице, что она сломала ему жизнь, называют трусом и слабаком, а также пишут, что он должен был добиваться возможности быть с женщиной, которая его любит и которую он не оценил.
Американский портал юридической информации отмечает, что женщины-учителя как правило получают меньшие сроки за сексуальные преступления в отношении учеников по сравнению с коллегами-мужчинами. Там же обращается внимание на то, что обвиненные по таким статьям женщины часто становятся героинями медиа, в то время как мужчин однозначно клеймят педофилами. Так, в 2015 году предподаватель старшей школы Trinity в Луисвилле Патрик Ньюман был приговорен к 43 годам заключения за то, что присылал фото сексуального характера нескольким мальчикам от 13 до 17 лет. В прошлом году учительницу из Уэйнсборо Бет-Анн Бирс приговорили к двум годам в тюрьме за отсылку своих обнаженных фото 15-летнему ученику. Бирс — бывшая «Мисс Кентуки», и эта история широко освещалась в СМИ. Новости о преступлении совпровождались многочисленными комментариями про «везучего мальчика» и вопросами, где можно посмотреть отправленные ребенку фото. Для такой реакции сущесвует отдельный термин — фетишизация сексуального насилия. Отличной его иллюстрацией служат, например, статьи с заголовками «11 самых горячих учительниц, которых застукали с учениками».
Часто в таких списках упоминается Мишель Престон — учительница из Канзаса, в 2011 году задержанная за совращение сразу троих своих учеников возрастом 17 и 18 лет. Год спустя суд приговорил ее к 2 годам и 8 месяцам тюрьмного заключения, но поскольку она признала свою вину, реальный срок ей отбывать не пришлось. Тогда СМИ спрашивали судью Кита Хендерсона, связан ли столько мягкий приговор с полом Престон: он утверждал, что мужчина мог бы получить такое наказание за аналогичное преступление, однако его слова у многих вызывали сомнение. Суд также объсянял приговор тем, что все жертвы были старше возраста согласия, который в штате Канзас составляет 16 лет. Этот факт спровоцировал общественную дискуссию о том, что возраст согласия не должен иметь значения, если речь идет о преступлениях, совершенных педагогами, врачами и другими специалистами, которые находятся в позиции власти по отношению к жертвам.
Проект Ханне Фиделл — попытка привести обсуждения сексуальных отношений между педагогами-женщинами и учениками к общему знаменателю — если не в юридическом, то хотя бы моральном плане. По ходу развития сюжета становится очевидно, что то, что может вначале показаться романтической историей, таковой не является. А чтобы это было еще более очевидно, каждая серия в конце сопровождается контактами, по которым могут обратиться за помощью жертвы сексуального насилия и их близкие.
На языке кино
Молодая замужняя учительница Клэр (Кейт Мара) заводит роман со своим 17-летним учеником Эриком (Ник Робинсон). На первый взгляд, их чувства и намерения обоюдны, тем более, что в Техасе, где разворачивается действие, официальный возраст сексуального согласия — как раз 17 лет. Эрик даже инициирует первый поцелуй и вообще кажется очень зрелым для своего возраста — например, помогает матери воспитывать братьев.
Однако даже несмотря на видимую осознанность отношений Клэр и Эрика, не стоит забывать о дисбалансе власти. «Это изначально неравные отношения, это не свободный выбор, а выбор на основе должности, статуса, которым человек пользуется», — объясняет ситуацию специалист центра «Neterpi: психологи за отношения без насилия» Татьяна Орлова. Ученик не может вступить в равные отношения с учителем, так как он по определению находится в более уязвимом и подчиненном положении. Учитель для ученика всегда будет властной, авторитетной фигурой, а их роли в отношениях никогда не будут равнозначны. Клэр злоупотребляет своей властью, даже если в ее отношениях с Эриком нет видимого насилия и давления. Она злоупотребляет своим служебным положением, даже если ведет себя как влюбленная девочка с равным мальчиком.
В отношениях, где у одного участника больше власти и силы, чем у другого, легко подвергнуться манипуляциям
Как человеку, обладающему несомненным авторитетом, Клэр легко удается завоевать доверие Эрика: она оплачивает его счет в кафе, предлагает помочь с экзаменами, становится его тьютором без должной процедуры и не извещая школу. Он фактически не может отказаться: у него нет денег на репетиторов, и занятия с Клэр — его единственный шанс сдать экзамены и поступить в университет. Она, в свою очередь, понимает неправильность своих действий: врет мужу, что идет на ланч с подругой, хотя сама встречается с учеником. Во второй серии она забирает пьяного Эрика с вечеринки и заступается за него перед полицейскими, а на следующее утро буквально появляется на пороге его дома и отвозит на экскурсию в Техасский университет, куда он мечтает поступить. Раз за разом Клэр нарушает границы допустимых отношений между учеником и учителем, пользуется своей ролью наставницы и сокращает дистанцию.
Человек, который имеет больше опыта, знаний и информации, может легко подчинить себе неопытного ребенка. В отношениях, где у одного участника больше власти и силы, чем у другого, легко подвергнуться манипуляциям. Когда Эрик пытается поцеловать Клэр, она его отвергает. Она говорит, что между ними ничего быть не может, но потом сама же, начав ревновать его к однокласснице, уводит Эрика со школьных танцев и предлагает заняться сексом на заднем сиденье своей машины. Она устанавливает правила их общения, которые тут же нарушает. Она не раз говорит Эрику, что всем рискует ради него — семьей, карьерой, репутацией, — и портит из-за него свою жизнь. По словам Орловой, это довольно распространенная форма манипуляции. Клэр требует от него большего вложения в отношения, заставляет чувствовать себя недостойным, вызывает чувство вины.
Чувство вины, в частности, объясняет, почему у Эрика ушло много времени на осознание того, что его отношения с Клэр не были «нормальными», взаимосогласованными и добровольными с его стороны. Он долгое время не мог признать себя пострадавшей стороной, отказывался от психологической помощи и винил себя в том, что в результате их связи Клэр оказалась в тюрьме. «Из-за этой вины он оказался несвободен. Он уже не мог строить новые отношения. Он признал себя каким-то неправильным, плохим», — говорит Татьяна Орлова. Он не мог двигаться дальше. Ситуация усугублялась еще и тем, что для своих сверстников Эрик — герой, который осуществил мечту каждого второго старшеклассника, — «замутил» с молодой учительницей. Даже в колледже ему постоянно это припоминали, причем не только близкие друзья за банкой пива, но и девушки в постели. Лишь в последней серии Эрик признает, что эти отношения его морально уничтожили. У него ушли годы на то, чтобы перестать винить себя и понять, что он был всего лишь ребенком, которым воспользовались.
Клэр, в свою очередь, не ощущает себя агрессором. Она категорически не понимает характера своих действий. Даже спустя десять лет после их отношений она не признает свою неправоту и считает, что всего лишь допустила большее, чем должна была. Свою роль автора насилия она полностью отрицает.
Татьяна Орлова считает, что Клэр может не видеть в Эрике ребенка, не осознавать их большой разницы в возрасте: «Она может не понимать, что рядом с ней ребенок, для которого она учительница, человек, обладающий статусом, изначально выделенный из числа всех остальных. Почему? Скорее всего, из-за ее собственной внутренней незрелости». В молодости Клэр всегда была пай-девочкой, чтобы противостоять алкоголику-отцу. Не пила, не курила, не ходила на вечеринки. Теперь ей скучно: у нее нет друзей, а муж постоянно в разъездах. От скуки она сначала ворует помаду в магазине, а потом — соблазняет ученика. Но, подчеркивает Орлова, у учителя всегда должен существовать барьер: он никогда не может и не должен строить отношения с учеником. Даже если ученик кажется взрослым. Даже если ему 17 лет. Даже если было скучно.
История о русской мошеннице и спин-офф «Молчания ягнят»: новые сериалы о женщинах, которые стоит увидеть
История о русской мошеннице и спин-офф «Молчания ягнят»: новые сериалы о женщинах, которые стоит увидеть
Грумминг что это такое в психологии
Груминг – стресс-протективная смещенная активность
Чистка тела – часто встречающаяся смещенная реакция, характерная и для животных, и для человека. Почесывание, выкусывание, вылизывание и т. п., когда они являются не гигиенической процедурой, а смещенной активностью, называют грумингом (англ. grooming – чистка, уход за телом). Вообще говоря, использовать иностранные слова не стоит, если есть русский эквивалент. Но в данном случае говорят именно о груминге, а не поведении чистки, чтобы подчеркнуть биологический смысл данной формы поведения как смещенной активности.
Груминг (чистка тела) – форма собственно смещенной активности, которая уменьшает психическое напряжение
Крысы чешутся, кошки умываются, собаки вылизываются, человек поправляет прическу или почесывает в затылке – все эти поведенческие формы чаще всего имеют не гигиеническое значение, а являются смещенной реакцией, которая возникает в тех ситуациях, когда животное (или человек) озадачено изменениями во внешней среде и решение еще не принято. Груминг, который относится к собственно смещенной активности, широко используется в экспериментах на животных для оценки силы стресса, поскольку, чем новее для них ситуация и чем меньше подходящих для нее стереотипов поведения (ФКД), тем больше времени занимает принятие решения, а следовательно, дольше длится груминг.
Показано, что реакция груминга может быть вызвана не только ситуационными изменениями, но и определенными гуморальными факторами – гипофизарными стрессорными гормонами. В свою очередь груминг приводит к росту концентрации в крови эндорфинов – гормонов, повышающих настроение.
Груминг другой особи (у человека, обезьян, грызунов, кошек и собак, а также и у многих других видов) – форма дружелюбного, комфортного или умиротворяющего поведения. Оно называется аллогрумингом в отличие от автогруминга – чистки собственного тела. Аллогруминг наблюдал каждый, у кого в доме живет больше одной кошки. Биологический смысл аллогруминга не только в том, что через него реализуется энергия мотивации в состоянии неопределенности, но и в том, что усиливается секреция эндорфинов, которые вызывают эйфорическое состояние. Таким образом, груминг – форма дружелюбного и умиротворяющего поведения. Аллогруминг – самое распространенное, в том числе и у человека, дружелюбное поведение (рис. 4.11).
Рис. 4.11. Пример аллогруминга, который необязательно является внутривидовым поведением. Он часто встречается в отношениях между представителями разных видов: человек гладит кошку, собака лижет хозяина. На фотографии гуси демонстрируют аффилиативное поведение по отношению к Конраду Лоренцу, который ухаживал за гусятами с момента их вылупления из яиц. Он обнаружил, что взрослые гуси продолжали относиться к нему как члену своей стаи. Этот феномен Лоренц назвал «импринтингом». Импринтинг – необратимая фиксация определенных признаков объекта, на который в дальнейшем направленно определенное поведение животного
Взрослый, погладив ребенка по голове или потрепав его по щечке, демонстрирует свое расположение к нему. Груминг улучшает настроение, а аллогруминг еще и укрепляет взаимную привязанность членов сообщества.
Автогруминг как поведенческий компонент стресса тесно связан с эндокринным стрессорным ответом. Гипоталамический стрессорный гормон кортиколиберин и гипофизарные стрессорные гормоны (АКТГ, эндорфины, вазопрессин, окситоцин) стимулируют груминг. Он усиливается как при системном введении этих гормонов, так и при его введении в желудочки мозга или непосредственно в гипоталамус.
Таким образом, груминг – процесс, в котором смыкаются поведенческий и эндокринный компоненты стресса; это возникающая при стрессе форма поведения, которая индуцируется стрессорными гормонами. В то же время груминг увеличивает секрецию эндорфинов, которые, вызывая эйфорическое состояние, снижают уровень тревоги и ослабляют тем самым стрессорную реакцию.
Потребность в груминге у человека настолько велика, что люди, испытывающие трудности в формировании социальных контактов, готовы платить деньги за возможность аллогруминга, посещая танцплощадки. Например, в 2010-х гг. в моде был танец сальса. Посещающие клубы сальсы получают свою порцию груминга и не обременяют себя лишними социальными связями. Прагматичные американцы пошли еще дальше. В Нью-Йорке действуют «клубы обнимающихся». В них незнакомые люди, заплатив за вход, просто обнимаются без музыкального сопровождения. Конечно, действуют определенные ограничения: можно только обнимать партнера, причем только за спину и плечи. Однако этого вполне достаточно для облегчения стресса, накапливающегося у каждого горожанина. Разумеется, многие из тех, кто посещает танцы, удовлетворяют этой формой поведения и другие свои потребности, но потребность в груминге удовлетворяют все.
Груминг жизненно необходим не только младенцам, но и детям старшего возраста. Родителям не нравится, когда подросший ребенок лезет к матери в постель, и ему говорят: «Ты ведь уже большой, в школу ходишь!» Но именно из-за посещения школы ребенок часто испытывает психическое напряжение, живет в состоянии стресса и, чтобы купировать его, бессознательно ищет груминга. Простой родительской ласки, выраженной в словах и интонациях, ему недостаточно, ребенку необходим и груминг. Если у младшего школьника неприятности в школе, конечно, его можно и наказать за лень и нерадение. Но надо найти такую меру воздействия, которая не включала бы отчуждение, т. е. предполагала возможность обнять и потискать ребенка.
Ритмическое раздражение кожи голени меняет активность неожиданно обширных областей головного мозга. При таком груминге с помощью функционального магнитного резонанса было обнаружено, что в обоих полушариях увеличивается активность соматосенсорной коры, островковой коры, префронтальной коры, нижней височной доли и мозжечка, а также сильно тормозится активность передней и задней поясной извилины[114]. Это очень интересный результат, если мы вспомним гомункулус Пенфилда (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд составил карту представительства всех участков тела в коре больших полушарий. Он раздражал отдельные точки коры с целью локализации эпилептического очага и при этом отмечал, какие мышцы сокращаются. Во время операции на открытом мозге больной остается в сознании и может описывать свои ощущения. Эти две схемы были названы гомункулусами Пенфилда – моторным и сенсорным
Б?льшая часть сенсорной коры занята представительством языка, губ и кисти руки. Доля поверхности коры, воспринимающая раздражение голени, очень мала, но лишь при точечном однократном раздражении. Если же раздражать кожу ритмически, то меняется электрическая активность не только всей поверхности соматосенсорной коры, но и значительного количества других структур коры больших полушарий и мозжечка. Это говорит о важности ритмического раздражения кожи, т. е. груминга, для регуляции активности головного мозга и поддержания его тонуса.
Регулярные тактильные раздражения улучшают самочувствие пожилых людей[115], поэтому надо не упускать случая брать близких нам людей за руку или расчесывать им волосы.
Расчесывание волос, т. е. груминг головы наиболее эффективен как простое и доступное стресс-протективное поведение, да и способ взбодриться, активировав кору своих больших полушарий. Неслучайно детей принято гладить именно по голове. Выражение «хвататься за голову» означает оказаться в неожиданной ситуации, в которой не знаешь, что делать.
m_3713
Маргарита
Груминг – стресс-протективная смещенная активность
Чистка тела – часто встречающаяся смещенная реакция, характерная и для животных, и для человека. Почесывание, выкусывание, вылизывание и т. п., когда они являются не гигиенической процедурой, а смещенной активностью, называют грумингом (англ. grooming – чистка, уход за телом).
Крысы чешутся, кошки умываются, собаки вылизываются, человек поправляет прическу или почесывает в затылке – все эти поведенческие формы чаще всего имеют не гигиеническое значение, а являются смещенной реакцией, которая возникает в тех ситуациях, когда животное (или человек) озадачено изменениями во внешней среде и решение еще не принято.
В свою очередь груминг приводит к росту концентрации в крови эндорфинов – гормонов, повышающих настроение.
Груминг другой особи (у человека, обезьян, грызунов, кошек и собак, а также и у многих других видов) – форма дружелюбного, комфортного или умиротворяющего поведения. Оно называется аллогрумингом в отличие от автогруминга – чистки собственного тела. Биологический смысл аллогруминга не только в том, что через него реализуется энергия мотивации в состоянии неопределенности, но и в том, что усиливается секреция эндорфинов, которые вызывают эйфорическое состояние. Таким образом, груминг – форма дружелюбного и умиротворяющего поведения. Аллогруминг – самое распространенное, в том числе и у человека, дружелюбное поведение.
Автогруминг как поведенческий компонент стресса тесно связан с эндокринным стрессорным ответом. Гипоталамический стрессорный гормон кортиколиберин и гипофизарные стрессорные гормоны (АКТГ, эндорфины, вазопрессин, окситоцин) стимулируют груминг. Он усиливается как при системном введении этих гормонов, так и при его введении в желудочки мозга или непосредственно в гипоталамус.
Таким образом, груминг – процесс, в котором смыкаются поведенческий и эндокринный компоненты стресса; это возникающая при стрессе форма поведения, которая индуцируется стрессорными гормонами. В то же время груминг увеличивает секрецию эндорфинов, которые, вызывая эйфорическое состояние, снижают уровень тревоги и ослабляют тем самым стрессорную реакцию.
Значение груминга очень велико. Это не только смещенная активность. Ритмическая стимуляция кожных покровов жизненно необходима в критические периоды жизни, когда функции ЦНС ослаблены. Нейрологические исследования показали, что регулярные прикосновения жизненно необходимы младенцу. Лишение ребенка тактильных раздражений особенно пагубно для его развития.
Груминг жизненно необходим не только младенцам, но и детям старшего возраста. Родителям не нравится, когда подросший ребенок лезет к матери в постель, и ему говорят: «Ты ведь уже большой, в школу ходишь!» Но именно из-за посещения школы ребенок часто испытывает психическое напряжение, живет в состоянии стресса и, чтобы купировать его, бессознательно ищет груминга. Простой родительской ласки, выраженной в словах и интонациях, ему недостаточно, ребенку необходим и груминг.
Груминг играет большую роль в поведении человека и животных, являясь универсальной смещенной реакцией и одновременно стресс-протективным поведением. Благодаря тому, что груминг улучшает самочувствие, он является одним из биологических способов борьбы с депрессией.
Практическое значение смещенных реакций
Во-первых, идентификация поведения как смещенной активности указывает на то, что объект наблюдения испытывает стресс. Поэтому стрессорные ситуации создают для того, чтобы определить, является ли ситуация незнакомой для человека.
При приеме на работу иногда используют «стрессорное интервью», т. е. создают ситуацию, в которой кандидат испытает стресс. Проще всего выйти за рамки общепринятой этики, задав какой-нибудь нескромный вопрос.
Во-вторых, стрессорная ситуация позволяет иногда изменить нежелательное поведение. Владимир Леви в своей книге «Искусство быть другим» советует, если на вас напали, закричать: «Что у вас с ухом?! Я врач, я знаю! Вам надо срочно к хирургу, нужна немедленная операция!» Нападавший будет явно не готов к такой реакции жертвы. Скорее всего, он замрет, и у вас появится несколько секунд для бегства, или нанесения удара, или крика о помощи. Впрочем, кричать надо всегда.
Создавая ситуацию, к которой не готов другой человек, можно вызвать у него смещенную активность, прервав таким образом нежелательную нам программу поведения – тот ФКД, который он начал реализовывать.
В-третьих, смещенные реакции помогают переживать ситуации неконтролируемого стресса. Обычай употребления ненормативной лексики в бытовой речи плох с биологической точки зрения, потому что утрачивается эффект новизны этих слов и выражений. Любое табу иногда нарушается, в частности, в стрессорной ситуации. Крепкое выражение позволяет и облегчить душу, и иногда создать стресс у окружающих. Если ненормативная лексика становится языковой нормой, то это лишает ее эмоциональной силы, что уменьшает наш арсенал смещенных реакций, необходимых в случае неконтролируемых ситуаций.