Группа и отделение в чем разница
Какие бывают структурные подразделения организации
Хорошо известно, для гарантированного получения качественного результата необходимо, чтобы каждый специалист занимался только своим делом. С этой целью на всех крупных предприятиях функционируют специальные структурные подразделения.
Структурное подразделение организации — что это такое?
Сотрудника организации чаще всего можно отнести к какой-либо группе: административной, производственной, финансовой, исследовательской и т. д. Так определяется его индивидуальная область задач. При этом, если в малой фирме обязанности целого подобного сектора способен взять на себя один человек, то в достаточно большой корпорации необходимо целое слаженно функционирующее подразделение.
Это понятие подразумевает самостоятельную часть общего целого. Каждое структурное звено работает с определёнными внутренними законами, имеет конкретного начальника, обязанности и несёт ответственность за свою долю работы. Наличие такой системы позволяет создать прочную иерархию всего предприятия, что делает процесс управления им намного проще и удобнее. Любые изменения в политике этой штатной единицы, её расписании и прочих подобных организационных моментах контролируются ответственным лицом и не требуют утверждения в вышестоящих инстанциях. Но вместе с этим крайне важно для всей фирмы грамотно выстроить взаимодействие всех подразделений друг с другом.
Какие бывают структурные подразделения в организации?
В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).
Основной же классификацией считается следующее разделение:
1. Управления. Эти подразделения занимаются исключительно административными обязанностями. Они контролируют весь рабочий процесс и генерируют новые задачи для каждой отдельной группы. Фактически управления являются одним из немногих структурных элементов, в которых исключено появление каких-либо сотрудников производства. В этой нише трудятся менеджеры, управляющие, бухгалтеры и т. д.
2. Отделения. Присутствуют не во всех типах организаций. В зависимости от сферы деятельности могут различаться по территориальному и функциональному признаку. В первом случае чаще всего встречаются в банковском и страховом деле. Так, у каждого района города существует собственное отделение банка, к которому принадлежат («привязаны») его жители. Обычно такая система наблюдается в государственных учреждениях. Во втором случае с помощью отделений становится возможным обслуживание клиентов по конкретным узконаправленным вопросам. Лучшим примером, поясняющим подобную специфику, является система здравоохранения, где каждое отделение отвечает за определённую группу больных.
3. Департаменты. По значимости занимают второе место после управлений. В них также не бывает производственных служащих, а характер деятельности является чисто административным. Департаменты наиболее часто встречаются в сфере государственного управления, где занимаются контролем исполнения всех принятых и существующих законов, правил и норм.
4. Отделы. Самый распространённый вид структурных единиц предприятия. Отделы необходимы как раз для разделения направлений деятельности и основных функциональных обязанностей между работниками. Так существуют отдел кадров, производственный и финансовый отделы, юридический, контроля качества и прочие. В каждом из них установлен собственный режим, цели и нормы. Причём в зависимости от величины всей корпорации могут встречаться как самостоятельные виды подразделений, так и входящие в сферу влияния управлений и департаментов.
5. Службы. Равно как и отделы, данные элементы обособлены по определённой функциональной принадлежности. Отличие состоит лишь в том, что службы больше похожи на обособленные структурные единицы. Они работают не в одной конкретной организации, а предоставляют свои услуги согласно договору, который может быть заключён с любым другим предприятием. Ярким примером может послужить служба безопасности, выполняющая конкретную задачу для предприятия-сотрудника. При этом она подчиняется собственному внутреннему протоколу и имеет свою автономную структуру управления.
6. Бюро. По представлению очень похожи на отделы. Различие лишь в том, что бюро является всё-таки меньшей по значимости и уровню единицей и может заниматься исключительно информационной, документарной и административной деятельностью. В круг решаемых задач входят очень узкие конкретные вопросы, список которых, кстати, тоже довольно мал.
Все перечисленные подразделения можно разделить и на более мелкие сегменты: цеха, секторы, участки, группы. С их помощью можно добиться ещё большей эффективности, однако, в этом вопросе решающую роль играет успешное построение всей системы и правильное продвижение общей политики предприятия.
Группа и отдел в чем разница
Коммерческие организации вправе самостоятельно определить понятия отдела и группы, а также отличия этих понятий.
Не пропустите: главные изменения в кадровой работе
За что ГИТ будет штрафовать кадровиков.
В настоящее время не установлено обязательных требований к наименованию обособленных подразделений, в том числе, не предусмотрены правила, в каких случаях подразделение должно называться отдел, а каком группа. Поэтому работодатели вправе самостоятельно установить соответствующие правила при необходимости (ст. 8, 22 ТК РФ).
Следует отметить, что до сих пор действуют советские Правила, утв. Главархивом СССР, по которым группы (бюро) создаются при численности сотрудников до 20 человек. При численности сотрудников более 20 человек — отдел (см. приложение к ответу ниже). Однако этот документ не является обязательным для использования.
Кроме того, на федеральные органы исполнительной власти действуют правила, по которым штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления — менее 20 единиц, отдела — менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) — менее 5 единиц (п. 2 Постановление Правительства РФ от 05 ноября 1995 г. № 1094). Эти правила не являются обязательными для коммерческих организаций.
Кроме того, отдел — это постоянное структурное подразделение, а группа может создаваться временно из работников разных подразделений для решения конкретной задачи.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);
2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.
На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;
3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;
4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;
5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.
Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;
6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).
Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.
Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц.
Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.
Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:
а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;
б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);
в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.
Конкретный вид подразделения и его наименование организация выбирает самостоятельно и отражает в своей структуре.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Нормативная база: Извлечение из Правил работы служб научно-технической документации (отделов, бюро, архивов) научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий», утв. Главархивом СССР
Численность сотрудников отдела (бюро) технической документации определяется объемом хранящейся технической документации и спецификой проводимых с нею операций.
При численности сотрудников до 20 человек создаются бюро технической документации, а при численности сотрудников более 20 человек — отдел технической документации. Группы (бюро) возглавляются лицами с архивным или техническим образованием.
Состав специалистов ОТД (БТД) определяется следующим примерным соотношением с общим штатом отдела (бюро):
прочих категорий — 20%.
С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,
эксперт Системы Кадры
Ответы на все свои вопросы оперативно получают подписчики Системы Кадры.
В чем отличие группы от отдела
На основании организационной структуры организации разрабатывают штатное расписание, в котором в отдельной графе указывают структурные подразделения.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания и пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение.
Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д., абз. 3 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Трудового кодекса РФ».
Подразделения может быть как обособленными, так и не обладающими полными признаками организации (внутренними). Представительства и филиалы являются обособленными структурными подразделениями юридических лиц, ст. 55 ГК РФ.
На законодательном уровне в настоящее время не установлены обязательные требования к структурным подразделениям, поэтому коммерческие организации вправе самостоятельно определить понятия отдела и группы, а также отличия этих понятий. Работодатели вправе самостоятельно установить соответствующие требования к структурным подразделениям, например, в Положении о структурных подразделениях.
Эксперты журнала «Справочник кадровика» разобрали план Правительства по восстановлению экономики. На всех этапах запланированы меры, которые коснутся работы кадровиков. Читайте, что и когда поменяется в вашей работе.
В советские времена действовали Правила, утвержденные Главархивом СССР, по которым группы (бюро) создаются при численности сотрудников до 20 человек. При численности сотрудников более 20 человек — отдел. Однако этот документ не являлся обязательным для использования.
Кроме того учтите, что при определении структуры центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти до настоящего времени действуют правила, по которым штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления — менее 20 единиц, отдела — менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) — менее 5 единиц, п. 2 постановления Правительства РФ от 05.11.1995 № 1094. Эти правила не являются обязательными для коммерческих организаций.
Во время обучения по программе профессиональной переподготовки «Организация работы с персоналом» вы узнаете, как оформлять кадровую документацию по новым правилам, как оценивать кандидатов и принять на работу нового сотрудника, как внедрять профстандарты и что делать, если квалификация работников не соответствует их требованиям, и многое другое. После завершения учебного курса вас ждет официальный диплом.
Таким образом, присваивая структурным подразделениям коммерческой организации наименования, в первую очередь необходимо определиться с тем, какие задачи стоят перед подразделениями, их численность, внутренняя подчиненность и взаимосвязи, степени самостоятельности по отдельным вопросам и т.д.
Как правило, отдел — это постоянное структурное подразделение, а группа может создаваться временно из работников разных подразделений для решения конкретной задачи. С учетом сказанного: скорее группа должна войти в состав отдела, чем отдел — в состав группы.
Какие бывают структурные подразделения организации
Управления
Описание
В любом виде деятельности существует своя иерархия и определённая цепочка взаимосвязей, обеспечивающих согласованное выполнение определённого вида деятельности. Без чёткого структурирования системы невозможно добиться успеха на любом виде производства. В современном обществе существует своё разделение организаций по сферам их влияния. Рассмотрим какие они бывают.
Одним из наиболее существенных элементов в общей системе являются управления. Они представляют собой взаимосвязанную цепочку подразделений, объединённых по целям и набору выполняемых функций. Обычно они размещаются в крупных производственных предприятиях или учреждениях государственного уровня. Основной их целью является осуществление контроля за выполнением работ и распределение задач поболее мелким субъединицам организации. Отличительной чертой управлений является полное отсутствие персонала, занятого в производственной сфере. Управления имеют направленность на решение административных и управленческих вопросов.
Отделения
Описание
Представленный вид структурно-функциональной единицы менее распространён в общественной жизни. Чаще всего отделения встречаются в организациях, осуществляющих выполнение функций здравоохранения. В данной ситуации отделения распределяются по набору выполняемых функций и специфике оказания помощи населению, это необходимо для более быстрой работы персонала и оказания узкой специализированной медицинской помощи.
Существуют отделения в банковской сфере, а также среди сферы страхования. Но в отличие от организаций здравоохранения и лечебных заведений, в данном случае распределение отделений идёт по территориальному признаку и принадлежности пунктов к определённому участку. В таком случае структурные компоненты системы могут носить название филиалов и выполнять более широкий спектр задач по оказанию услуг.
Департаменты
Описание
Представленная категория занимает более низкое положение в иерархии по отношению к управлениям. Чаще всего департаменты входят в состав государственных органов, крупных предприятий и корпораций, они носят официальный характер и также выполняют роль управления деятельностью организаций. Департаменты подобно управлениям имеют своё подразделение на более мелкие структурные компоненты, которые группируются по общим принципам разделения функций.
Департаменты могут встречаться в системе государственной власти для контроля за исполнением всех существующих норм и принципов организации деятельности страны, субъектов, территориальных ведомств, крупных предприятий и производств.
Отделы
Описание
Одним из основных и базовых элементов в структурной организации и иерархии подразделений являются отделы. Они встречаются практически во всех сферах человеческой деятельности, на производственных предприятиях, в крупных хозяйственных корпорациях и в других ведомствах. Практически на всех организациях, где имеется более одного вида деятельности, необходимо распределение по сферам влияния и по особенностям выполняемых функций. Для этого создаются отделы, основной задачей которых является выполнение конкретных поставленных задач.
Отделы имеют полное право на самостоятельное существование, но при этом они также могут входить в состав департамента и управлений в качестве структурно-функциональной единицы для выполнения определённого вида работ. Отделы осуществляют деятельность в рамках одного предприятия и не могут распространяться сразу на несколько организаций.
Службы
Описание
Данный вид организаций занимает особое место в иерархии структурных подразделений. Обычно они имеют узкую направленность по функциональному признаку, но при этом обладают широким охватом территориальных пунктов. Служба может выполнять конкретные задачи в рамках определённого вида деятельности, но при этом сотрудничать с различными организациями. В этом заключается основное отличие от отделов и других структурно-функциональных единиц в организациях.
В качестве одного из ярких примеров можно привести службу безопасности. Она специализируется на предоставлении охраны предприятий и осуществления контроля за безопасностью функционирования организаций. Но несмотря на одну выполняемую задачу, она может сотрудничать сразу с несколькими предприятиями и государственными службами, предоставляя им свои услуги. Службы могут сотрудничать с другими организациями и их филиалами, но при этом они имеют свою чёткую систему управления и централизованное руководство, что обеспечивает их автономность.
Описание
В отличие от других видов структурных компонентов системы, данная единица занимается только работой с документацией и составлением информационных справок. Бюро не имеет возможности участвовать в процессе производства в отличие от отделов, поэтому её специализация существенно отличается от представленных выше структур. По своей организации и выполнению деятельности бюро практически ничем не отличаются от отделов. Однако если рассматривать глобально систему предприятия, то бюро занимают более низкую ступень в лестнице иерархии, а следовательно, они занимаются более ограниченным списком вопросов и решают задачи на локальном уровне по конкретным темам. Именно здесь можно получить интересующую вас информацию и узнать данные по конкретным вопросам.