Группа посадки 3 что это
Первый перелет: что нужно знать
Если ты никогда не был в аэропорту, первый перелет кажется загадочным квестом. Здание похоже на древние пирамиды — ты много о них слышал, но до конца не понимаешь, что означают все эти знаки и в какую сторону идти. Как вести себя в аэропорту и вовремя сесть на свой рейс, расскажем в этой статье.
Заранее приехать в аэропорт
Твое время может сэкономить электронная регистрация. В этой статье мы рассказали, как быстро зарегистрироваться на рейс онлайн. Если такой возможности нет, стоит перестраховаться и выехать пораньше. При перелете по России приезжай в аэропорт за два часа до указанного в билете времени. Когда летишь за границу — за три часа.
Регистрация заканчивается за 40–60 минут до вылета. После регистрации тебе нужно будет пройти контроль и найти свой гейт. Потом, если будет время, сможешь выпить кофе и прогуляться по Duty free. Посадка заканчивается за 15–25 минут до вылета.
Контроль на входе в терминал
Итак, ты приехал ко входу в свой терминал. Что дальше? Сначала надень перчатки и маску — это требование безопасности. На входе положи свой рюкзак и багаж на ленту рентгеновского сканера, телефон и мелочь из карманов — на столик рядом, а сам пройди через рамку металлодетектора.
Тебя быстро пропустят. Конечно, если в твоей сумке нет бенгальских огней, газовых баллончиков или канистры бензина. Когда на входе сотрудник службы безопасности видит что-то подозрительное, он просит открыть сумку.
Чтобы чемодан не поцарапался при транспортировке, выбери для него красивый чехол и путешествуй как настоящий профи! Или после досмотра можно обмотать чемодан пленкой: почти во всех аэропортах есть услуга упаковки багажа. Либо захвати обычную пищевую пленку и скотч и сделай это самостоятельно.
Табло вылетов
Самое простое — открыть приложение S7 Airlines на своем смартфоне и посмотреть табло вылетов онлайн: мы покажем тебе расписание своих рейсов и авиакомпаний-партнеров альянса one world.
Если времени достаточно и ты любишь погулять, как только пройдешь первый контроль, можно найти табло вылетов (Departures) и прибытий (Arrivals). Тебе нужен экран, показывающий вылеты. Ищи там номер своего рейса (Flight). Он написан в билете. Когда все идет по плану, время вылета совпадает с тем, что указано в билете.
Если в графе «Статус» пустое поле или написано, что регистрация начнется по расписанию, значит, ты приехал заранее и регистрация еще не началась. Отдохни, погуляй по аэропорту, напиши маме. Как только на табло появятся номера стоек для регистрации — смело вставай в очередь.
Пройти регистрацию и сдать багаж
Зарегистрироваться можно тремя способами: онлайн, через фирменные терминалы или за стойкой регистрации. Начнем с самого простого.
Начинается за 30 часов и заканчивается за 40 минут до вылета самолета. Как только она стартует, ты получишь письмо от авиакомпании. Зарегистрироваться можно на сайте или в мобильном приложении S7 Airlines. Процедура бесплатная. Перед тем, как отправиться в аэропорт, распечатай посадочный талон. Или сохрани его в смартфоне, если летишь из аэропорта Москвы (Домодедово), Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Симферополя, Сургута, Тюмени, Уфы, Петропавловска-Камчатского и Челябинска.
Когда путешествуешь только с ручной кладью, сразу проходи на посадку. Если ты зарегистрировался онлайн и летишь с багажом, сдай его за стойкой регистрации своего рейса или за стойкой для приема багажа (Drop-off, Baggage drop).
При вылете из Домодедово есть классная опция: ты можешь зарегистрировать себя и свой чемодан онлайн или самостоятельно в аэропорту за стойками 119–125. Пройди по ссылке и прочитай, как это сделать.
В некоторых случаях невозможно зарегистрироваться через интернет. Нужно приехать в аэропорт заранее, если:
Регистрация через репринтер
Распечатать посадочный можно и в аэропорту, если там есть репринтеры. Это фирменные зеленые терминалы, которые похожи на автоматы для пополнения счета на телефоне. Они расположены неподалеку от стоек регистрации. Введи на экране репринтера номер телефона, на него придет СМС со ссылкой. Загрузи QR-код из сообщения и поднеси его к считывателю. Терминал распечатает посадочный, с ним можно отправиться к гейту.
Регистрация за стойкой в аэропорту
Если летишь с пересадкой, сообщи об этом при регистрации. Скорее всего, тебе дадут посадочный талон на оба рейса, а багаж отправят сразу в пункт назначения — тогда не придется его забирать и повторно сдавать в промежуточном пункте путешествия.
Как выглядит посадочный
Посадочный талон — это бумажный бланк 20×8 см. Он разделен на две части. В левой есть штрихкод, который отсканируют при посадке, чтобы удостовериться, что ты садишься на свой самолет. А если летишь с багажом, на него наклеят багажную бирку. Положи талон в карман или сумку вместе с паспортом и сохрани до конца поездки.
Что написано в посадочном?
1. Имя и фамилия (Passenger name).
2. Аэропорт отправления и назначения.
3. Номер рейса (Flight) — пригодится, когда будешь смотреть статус вылета на табло в аэропорту.
4. Дата (Date) и время (Time) рейса по местному времени.
5. №РЕГ (SEQ) — порядковый номер посадочного талона при регистрации.
6. Класс обслуживания (Class).
7. Место на борту самолета (Seat), где цифра указывает ряд, а буква — место в ряду.
8. Номер выхода на посадку (Gate).
9. Время окончания посадки (Gate closed) — после указанного времени на борт не пустят.
10. Внизу указан номер бронирования билета (ETK).
Таможенный и пограничный контроль
Если ты летишь в другую страну и тебе есть что декларировать — направляйся в красный коридор (Goods to declare). Ты заполнишь таможенную декларацию и пройдешь проверку. Так же нужно поступить и на обратном пути. Кроме того, за некоторые продукты придется заплатить госпошлину. Список вещей для декларирования можно найти на сайте Федеральной таможенной службы. Можешь скачать бланк декларации и не спеша заполнить его дома.
Предполетный досмотр
Предполетный досмотр (Security check) проходят все пассажиры внутренних и международных рейсов. Это снова лента со сканером для твоего багажа и рамка металлодетектора или прозрачная кабинка, похожая на капсулу, для тебя.
Давай пошагово разберем, что делать.
Теперь, пока твои вещи внимательно рассматривает сотрудник досмотра, можешь пройти через рамку или встать в «капсулу». Если у тебя кардиостимулятор, сообщи об этом, прежде чем проходить через рамку. Тебя пропустят в обход металлодетектора и досмотрят лично. Если что-то запищит, сотрудник дополнительно проверит тебя ручным металлоискателем.
Если какой-то предмет в ручной клади покажется подозрительным, тебя попросят открыть сумку. Не забывай вынуть из сумки маникюрные ножницы или бутылочку с водой, иначе их придется подарить сотрудникам службы безопасности.
После полной проверки забери вещи и, если нужно одеться и положить ноутбук в рюкзак, отойди в сторону. Так ты сделаешь маленькое доброе дело — люди, которые следуют за тобой, не будут дышать тебе в затылок и сердиться.
Зона вылета
После контроля и досмотра ты попадаешь в зону вылета. Здесь можно выпить кофе и устроить шопинг. В салоне S7 Airlines ты можешь перевозить жидкости с чеком из Duty free, запечатанные в пластиковый пакет на месте приобретения товара. Проверь, чтобы вес пакета оказался не тяжелее трех килограммов, а габариты в сумме трех измерений не больше 75 см.
Но прежде чем гулять по магазинам, посмотри на табло вылетов. Тебе нужно убедиться, что посадка на твой рейс еще не началась и что номер гейта не изменился.
На всякий случай поставь себе напоминание — пусть телефон прозвенит за 15–20 минут до начала посадки. Иди к нужному гейту по указателям. Если заблудишься — спроси дорогу у сотрудника аэропорта.
Выход на посадку
Когда подойдешь к своему гейту, посмотри на экран у выхода. Номер рейса, авиакомпания, город прибытия и время посадки должны совпадать с информацией в твоем посадочном. Теперь осталось дождаться открытия гейта. Посадку объявляют по громкой связи. Плюс информация появится на экране у гейта и на табло отправлений.
Дальше ты с другими пассажирами пройдешь по коридору-рукаву и попадешь прямо в самолет, либо сядешь в автобус и поднимешься на борт по трапу.
В самолете бортпроводник посмотрит на твой посадочный талон и подскажет, как быстрее найти свое место. Ряд и место указаны над креслами. Сразу достань все нужные вещи, а ручную кладь и верхнюю одежду положи на полку или под переднее кресло.
Перед взлетом бортпроводник расскажет о технике безопасности, попросит пристегнуть ремень безопасности и включить авиарежим в смартфоне. Если во время взлета ты почувствуешь, что закладывает уши или немного тошнит, съешь мятный леденец или жевательную резинку. А после попроси бортпроводника принести тебе воды.
Если летишь с пересадкой или со стыковкой
Давай для начала разберемся в терминах. Если ты выбираешь перелет со стыковкой, у тебя будет два перелета по одному билету. Во время регистрации тебе дадут два посадочных талона, а багаж отправят сразу в конечный пункт.
Время между перелетами ты проведешь в транзитной зоне — тебе не нужно будет снова проходить пограничный контроль. За исключением случаев, когда ты захочешь прогуляться по городу во время стоповера.
В некоторых странах требуют транзитную визу даже для стыковочных рейсов. Правила страны, в которую ты летишь, лучше заранее уточнить в консульстве.
Рейсы с пересадкой отличаются тем, что у тебя на руках будет два авиабилета. В транзитном аэропорту ты снова пройдешь все процедуры: контроль, регистрацию, получение и сдачу багажа. Если ты летишь первый раз, выбирай прямой перелет или покупай оба рейса одной авиакомпании, так тебе будет проще разобраться, если вдруг случится непредвиденная ситуация — задержат рейс или ты опоздаешь.
Аэропорт прилета
В новом аэропорту, особенно в другой стране, обычно чувствуешь волнение. Не переживай и внимательно смотри на указатели. А лучше следуй за пассажирами твоего рейса и не стесняйся просить о помощи. Когда прилетишь, будешь делать все то же самое, что и во время вылета. Только в обратном порядке.
Сначала пройдешь паспортный контроль. Покажи пограничнику:
Затем получи свой чемодан. Пройди мимо багажных каруселей и остановись там, где написан номер твоего рейса. Если ты сдавал негабаритный багаж, забирай его у специальных стоек. В некоторых аэропортах его привозят прямо к карусели. Если не знаешь, где искать, — спроси у работника аэропорта.
В красном коридоре ты сможешь пройти таможенный контроль и подать декларацию. Если тебе нечего декларировать, проходи через зеленый коридор. Выходи из здания аэропорта и лови новые впечатления!
FrequentFlyers.ru
Новости, Советы
S7 сажает жадных у туалета
30/05/2016
Авиакомпания S7 ввела новый алгоритм рассадки пассажиров при онлайн-регистрации. Теперь тех, кто выбрал тариф «Базовый», в который не включен багаж и выбор места, автоматически сажают на самые неудобные места в самолете. Журналисты travel.ru провели небольшое исследование, в ходе которого выяснили, что «базовым» пассажирам автоматически присваиваются места в середине блока кресел, начиная с хвоста. То есть, самый первый зарегистрировавшийся пассажир получит место у туалета между двумя другими пассажирами (B), второй — аналогичное (E), третий и четвертый — перед ними, и так далее.
Это неудобно для всех пассажиров. Во-первых, при неполной загрузке не останется свободных блоков кресел — таким образом, те, кто знает лайфхак и специально садится поближе к хвосту, не сможет рассчитывать на «лежанку». Во-вторых, путешествующие по двое-трое пассажиры не смогут сесть вдвоем или втроем без лишних соседей, также исключается ситуация, когда между двумя местами у прохода и окна остается свободное, не занятое никем.
Смысл такого алгоритма заключается в том, чтобы более удобные места доставались тем, кто готов за них дополнительно заплатить; принцип тарифа «Базовый» у S7 такой же, как у лоукостеров: предложить максимально низкую цену, но постараться заработать на платных дополнительных услугах.
Избежать посадки на кресло посередине можно тремя способами. Первый — выбирать более дорогой «гибкий» тариф с багажом или доплачивать за услугу «Выбор места» при регистрации: это стоит 350 рублей за обычное место и от 700 до 4000 — за место Extra Space у аварийного выхода или в начале салона (при выборе удобного кресла дополнительно платить 350 рублей не нужно). Второй — налетать на элитный уровень в программе лояльности «S7 Priority» — в этом случае даже места повышенной комфортности можно будет выбрать бесплатно (а также бесплатно провезти одно место багажа даже на безбагажном тарифе). Третий способ — даже не пытаться начать процесс онлайн-регистрации, а зарегистрироваться на стойке в аэропорту, причем как можно позднее (однако тут уже возникнет риск оказаться жертвой овербукинга).
Места, расположенные возле иллюминатора, удобны тем, что, во-первых, иллюминатор контролируете вы (яркое солнце – закрыл, темно – открыл), а, во-вторых, вас никто не побеспокоит во время полета, можно спокойно всю дорогу спать, читать или смотреть фильмы. Неудобно только доставать вещи из ручной клади и ходить в туалет, но это, скорее, проблемы ваших соседей, нежели ваши 😉 Однако из любви к окружающим можно положить сумку под сиденье впереди стоящего кресла и никому не мешать.
Места у прохода удобны тем, что можно вытянуть ноги в проход, если расстояние между креслами невелико, а также можно в любой момент встать, чтобы размяться или сходить в туалет. Недостаток в том, что поспать или глубоко погрузиться в чтение вряд ли получится: наверняка потребуется время от времени вставать, чтобы выпустить соседей, а другие пассажиры, перемещаясь по проходу, нет-нет да и схватятся за спинку вашего сиденья.
Места посередине, то есть, между другими сиденьями, не любит никто: они сочетают в себе недостатки мест у окна и у прохода, при этом не имея их преимуществ, при этом быть зажатым между двумя широкоплечими мужчинами всю дорогу, например, тоже не очень приятно.
ПОСАДКИ. ТИПЫ ПОСАДОК И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК
Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми. Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными).
|
Рис. 1.6. Сопряжение вала и отверстия
Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.
Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
Различают три типа посадок: с зазором, с натягом и переходные посадки.
При графическом изображение поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (рис.1.7).
|
Посадки с зазором. Посадкой с зазором называется посадка, при которой всегда обеспечивается зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала) (рис. 1.8).
Основными характеристиками посадки с зазором являются:
Рис. 1.8. Схемы расположения полей допусков при посадках с зазором
Посадки с натягом. Посадкой с натягом называется посадка, при которой всегда обеспечивается натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему (поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала) (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Схемы расположения полей допусков при посадках с натягом
Основными характеристиками посадки с натягом являются:
Переходные посадки. Переходной посадкой называется посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в зависимости от действительных размеров отверстия и вала (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью) (рис. 1.10).
Переходные посадки используют для неподвижных соединений в тех случаях, когда при эксплуатации необходимо проводить разборку и сборку, а также когда к центрированию деталей предъявляются повышенные требования.
Рис. 1.10. Схемы расположения полей допусков при переходных посадках
Переходные посадки, как правило, требуют дополнительного закрепления сопрягаемых деталей, чтобы гарантировать неподвижность соединений (шпонки, штифты, шплинты и другие крепежные средства).
Основными характеристиками переходных посадок являются:
Выбор страны
Получите доступ к специальным предложениям и содержимому для вашей страны
Ваш рейс и выход на посадку
Все, что вам необходимо знать перед посадкой в самолет
С целью повышения качества обслуживания мы предлагаем сделать посадку на самолет более быстрой и комфортной, поэтому мы изменили правила формирования групп при посадке.
Заранее пройти на посадку смогут семьи с детьми младше 2 лет и клиенты, которым необходима помощь в посадке на самолет. Сразу после этого мы пригласим на посадку группы. Каждая группа имеет номер, который означает приоритет при посадке в самолет.
Рекомендуем узнать номер группы на посадочном талоне и с удобством дождаться его объявления. Это не займет много времени.
Приоритетная посадка
ГРУППА 1
Клиенты с картами Iberia Plus Infinita, Platino y Oro, Iberia Singular, oneworld Emerald и Sapphire и пассажиры класса Business.
Приоритетная посадка
ГРУППА 2
Клиенты Iberia Plus Plata, oneworld Ruby, Economy Premium, Puente Aéreo, Тариф Comfort,клиенты, которые приобрели услугу приоритетной посадки, а также клиенты с билетами класса Economy, которые зарегистрировали свою ручную кладь.
ГРУППА 3
Клиенты с билетами класса Economy, приобретенными по тарифам Optimal и Flex.
ГРУППА 4
Все остальные клиенты.
Проходите на посадку в самолет в числе первых, получите больше места для ручной клади и размещайтесь без спешки.
Добавьте нашу услугу приоритетной посадки при покупке билета через Управление бронированием или при прохождении онлайн-регистрации, и вы сможете пройти на посадку вместе с клиентами oneworld уровня Plata и Ruby из группы 2.
Рекомендации при посадке
Просим вас прибыть к выходу на посадку заблаговременно, до времени, указанного в посадочном талоне. Не забудьте взять с собой все медицинские документы и документы, удостоверяющие личность, которые вам понадобятся для перелета в пункт назначения. Чтобы ускорить проверку документов, просим вас прибыть как можно раньше до посадки на рейс.
Прибыв к выходу на посадку, дождитесь объявления вашей группы и подготовьте документы и посадочный талон для предъявления нашим сотрудникам.
В связи с ограниченной вместимостью верхних отсеков самолета при отсутствии места может потребоваться извлечь часть ручной клади из салона. В этом случае она будет бесплатно перевезена в багажном отсеке самолета. Вы сможете получить свои вещи на ленте выдачи багажа в пункте назначения.
Чтобы ваша сумка или аксессуар поместилась в салоне самолета вместе с вами, ее размеры не должны превышать 40x30x15 см. Помните, что эти предметы всегда должны размещаться под сиденьем перед вами.
Возможно, Вам будет интересно узнать
VIP-залы
Закрытые помещения, оборудованные для проведения рабочих собраний, дегустаций высокой кухни и отдыха до или после полета.
Ручная кладь
Размеры должны соответствовать максимальным стандартным размерам 56x45x25 см, в этом случае допускается в салон самолета.
Лимит времени
У Вас есть ограниченное время до вылета рейса для проверки билета и оформления багажа.
Допуски и посадки в машиностроении
Содержание:
Для этого было необходимо создать систему стандартов, которые позволили бы организовать производство с четко определенными требованиями, сначала для каждой фабрики, а затем – для отрасли или всей промышленности в целом. Так появилась инженерная дисциплина, которая называется «основы взаимозаменяемости». Именно там родились такие термины, как допуски, посадки, расчет размерных цепей, а также многое другое.
В процессе обучения многих не раз путали понятия системы допусков и посадок. Попробуем разобраться с этим и понять, для чего они предназначены. Ведь без использования этих понятий невозможно правильное, точное соединение изделий в машиностроении и металлообработке.
Вся система допусков и посадок нацелена на стандартизацию деталей и обеспечение взаимозаменяемости их при сборке или ремонте механизмов и машин различной степени сложности. Для решения этой проблемы все серийно выпускаемые изделия должны быть выполнены с определенной точностью механической обработки. Точность производства деталей определяет система допусков и посадок, разработанная специалистами по стандартизации. Эти параметры всегда присутствуют в чертежах и технических заданиях на обработку. Задача этой статьи – научить правильно читать и понимать чертежи, а не только видеть номинальные габариты детали.
Описание основных определений и терминов системы допусков и посадок
В основе построения системы допусков посадок лежит понятие о системе отверстия (все посадки образуются соединением валов различных параметров с основным отверстием), системе вала (все посадки образуются соединением отверстий различного размера с основным валом).
Различают посадки, допуски размеров и посадок.
Допуском называют регламентированную область отклонений от номинального размера детали. При отображении на чертеже эта область составляет промежуток между линиями или числами, которые соответствуют верхнему и нижнему пределам отклонения от номинала.
Область допуска описывает не только величину допуска, но также размещение его относительно номинальных парметров детали или поверхности. Размещение области может быть относительно нулевой линии:
• симметричным и асимметричным;
• со смещением в одну из сторон.
В инженерной графике принято указывать предельные отклонения в миллиметрах над размерной линией после обозначения номинала с учетом их знаков.
Посадка – параметр, который характеризует соединение изделий. Он определяется величиной получающихся при соединении зазоров или натягов. Все посадки в системе делятся на три основных типа:
Допуском посадки считается разность между наибольшим и наименьшим зазором, которые составляют соединение.
Вследствие неизбежного возникновения области рассеяния сопрягаемых деталей от наибольшего до наименьшего значения, возникает рассеяние зазоров, натягов.
Крайние значения зазоров и натягов рассчитываются по формулам. Точность посадки считается более высокой, если колебание зазоров или натягов минимально.
Система допусков и посадок нормирована государственными стандартами:
Первая система применяется при составлении допусков и посадок размеров гладких элементов деталей. Также, она работает для посадок, образуемых соединениями этих деталей.
Система ОНВ регламентирует минимальные и максимальные отклонения и зазоры в резьбовых, конических, шпоночных, шлицевых соединениях. Требования основных норм взаимозаменяемости учитываются при расчетах зубчатых передач.
Допуски и посадки необходимо указывать в технологической документации:
• технологических картах и т.п.
Основой всех техпроцессов, при их составлении, служат правильно выбранные допуски и посадки. Осуществление контроля качества деталей в разрезе точности происходит на этапе производства путем проверки соответствия их предельных отклонений от номинальных величин.
Номинальные размеры и отклонения от них
Когда создается деталь, то, прежде всего, формируется точный чертеж с ее номинальными размерами. Однако, на практике невозможно изготовление двух абсолютно точных изделий. Поэтому все они изготавливаются с тем или иным классом точности.
Чем выше этот класс, тем меньше отклонения от номинального габарита. Таким образом, допуск посадки характеризует величину этих отклонений. Он бывает только положительным, хотя размер детали по факту обработки может отличаться от номинального, в большую или в меньшую сторону.
Более точно допуском можно назвать разность между максимальным, минимальным объемом детали при ее механической обработке. Предельные габариты определенны классом точности. Между ними должен находиться размер любой детали из партии. В результате использования мерительного инструмента мы, после воздействия на заготовку, можем установить ее действительный объем.
Принято считать, что, если фактический габарит после обработки находится в пределах допусков, то деталь пригодна к сборке, является технологически годной.
Рассмотрим пример механической обработки «Штанга толкателя».
Данная деталь помогает своевременному открытию и закрытию клапанов ДВС и, при работе под нагрузкой, подвержена выработке. В частности, на головке штанги образуется борозда, которая может способствовать залипанию, заклиниванию клапанов в неправильном положении и,
как следствие, приводить к неправильной работе двигателя. Для ликвидации подобной канавки (выработки) применяется токарная ремонтная операция: «Протачивание штанги толкателя» в пределах минимального значения допуска посадки на механическую обработку.
Задача токаря при выполнении такой операции двояка:
1. Снятие металла, выравнивание поверхности головки штанги.
2. Замеры и выбраковка изделий.
То есть, квалифицированный рабочий должен сначала устранить шероховатость поверхности, после чего проверить соответствие на попадание обработанной поверхности в нижнее поле допуска. Штанга, головка которой попадает в значения нижнего отклонения допуска, считается отремонтированной и готовой к повторному использованию. Те же изделия, которые имеют меньший диаметр после обработки, чем указано в допуске посадки, выбраковываются и идут на переплавку.
Говоря об экономической части понимания значения допуска, следует отметить, что с уменьшением величины отклонений качество изделий возрастает. Однако, стоимость их производства нелинейно увеличивается. Крайне важно, при составлении чертежей, учитывать все условия, при которых будет эксплуатироваться каждая деталь. Ф ормировать при этом такие допуски на мехобрабоку, которые являются необходимыми, достаточными для данных условий. Ведь излишняя точность в классе изготовления детали могут сделать ее применение экономически нецелесообразным.
В вышеприведенном примере почти все штанги толкателей при малом допуске можно было бы забраковать, вместо их восстановления с возвращением на службу.
Система посадок как способ эффективного сопряжения поверхностей
Детали при сборке должны эффективно выполнять свои функции. Для обеспечения их регламентируемого взаимодействия выработана система посадок. В технологических процессах посадкой называют условия соединения деталей, которые определяются величину зазоров между ними или натягов. Посадка описывает степень свободы взаимодействия деталей в паре. Как частный случай, может описывать степень сопротивления их взаимному смещению.
Рассмотрим классический случай с отверстием и валом, работающим в нем. Каждая из деталей имеет свой номинальный размер. Однако, каждая заготовка из партии одинаковых изделий изготавливаются в пределах своих допусков посадок.
Поэтому, при их соединении, возможен зазор, который технологически допустим. Величина такого зазора не может превышать разность допусков на обработку этих изделий. То есть, зазор определенной величины не послужит причиной неправильной работы соединения, а изделие сможет выполнять свои функции без повышенного износа или биения.
Также, возможно соединение вала с отверстием с натягом. Такой тип соединения возможен, когда фактический габарит вала превышает величину отверстия в пределах допусков. Технологически осуществляется запрессовка такого вала в отверстие, при которой гарантируется качественная работа соединения.
На практике часто имеет место переходная посадка. Произвольно соединяя различные изделия из партии, возможно получение зазора между деталями, натяга. Фактически, мы имеем полное или частично перекрытие полей допусков изделий.
Расчет системы посадок и допусков по квалитетам точности
В ЕСПД классы точности называют для удобства квалитетами. С ростом квалитета точность изготовления понижается вследствие увеличения допуска на ее механическую обработку. Всего насчитывают 19 квалитетов: от 01 до 17.
Для каждого номинального размера допуск посадок для разных квалитетов может быть неодинаков. Он колеблется в зависимости от способов обработки изделий. В ЕСДП наивысшим квалитетом точности считают 01, а допуск квалитета условно обозначают латиницей – IT. После этого обозначения проставляется номер квалитета.
При составлении технической документации, чертежей под словом допуск понимается допуск посадки системы. Рассмотрим подробнее, для каких видов деталей предусмотрены различные квалитеты.
• IT01, IT0, IT1 оценивают точность измерительных приборов с плоскопараллельными поверхностями;
• IT2, IT3, IT4 регламентируют точность гладких калибров-пробок и калибров-скоб;
• 5-й и 6-й квалитеты используют при определении допусков деталей для высокоточных ответственных соединений, таких как шпинделей прецизионного оборудования, подшипников качения, шеек коленвалов и т.п.
• IT7, IT8 считаются самыми массовыми в машиностроении. С помощью этих квалитетов описывают допуски на изготовление размеров деталей ДВС, авто-, авиатранспорта, станков для обработки металла, измерительных приборов и т.д. Считается, что для ответственных соединений деталей в этих отраслях данной степени точности при их изготовлении достаточно и экономически – целесообразно.
• IT9 оценивает точность размеров деталей в полиграфии и тепловозостроении, например, подшипники скольжения неточных валов; при изготовлении сельхозтехники, подъемно-транспортных механизмов, текстильных машин.
• 10-й квалитет используют для описания размеров неответственных соединений при производстве подвижного состава, сельскохозяйственных машин и посадочных мест холостых шкивов на валах.
• IT11 и IT12 используют для регламентирования размеров в литых и штампованных деталях с большими зазорами, которые используются в неответственных соединениях.
• Низшие квалитеты с 13го по 17й применяют для остальных неответственных размеров деталей. Как правило, это не входящие в соединения элементы, в которых допускаются свободные размеры. Они же могут регламентировать межоперационные параметры.
Допуски посадок в квалитетах 5—17 определяют по общей формуле:
q — номер квалитета;
а — безразмерный коэффициент, именуемый числом единиц допуска. Устанавливается для каждого квалитета и не зависит от номинального размера;
i — единица допуска (мкм) — множитель, находящийся в функции от номинального размера;
Применяют следующее стандартное правило: заданным квалитетам, интервалам номинальных объемов соответствует значение допуска, которое является постоянным для валов и отверстий.
С 5-го квалитета, допуски посадок с порядковым понижением квалитета увеличиваются на 60%, поскольку используется знаменатель геометрической прогрессии, который равен 1,6. Таким образом, мы имеем десятикратное увеличение допусков посадок через каждые 5 квалитетов.
Особенности расчетов системы допусков и посадок с помощью размерных цепей
Одним из важнейших моментов при разработке системы допусков и посадок является расчет размерной цепи. Совокупность всех зависимых размеров в конструкции изделия или машины, которые образуют замкнутую цепь и определяют взаимное положение осей или поверхностей, называют размерной цепью. Грамотный анализ необходим для определения оптимального соотношения размеров, которые взаимосвязаны. Подробные геометрические расчеты используют при создании машин, механизмов, приспособлений, приборов. Без них не обойтись на стадии проектирования любого техпроцесса.
В любой определенной замкнутой размерной цепи выбирается некая точка отсчета. Размеры, образующие размерную цепь, не могут назначаться независимо. Параметры хотя бы одного из размеров системы определяются остальными. Определив такое ключевое звено, можно правильно подобрать значение и точность, остальных размеров в цепи.
Каждый из размеров механизма или машины, образующих размерную цепь, именуют звеном. Такими звеньями становятся угловые или линейные параметры изделия:
• промежутки между плоскостями или осями;
• перекрытия и мертвые ходы;
• отклонения формы, расположения поверхностей.
Каждая размерная цепь имеет одно начальное звено и несколько составляющих звеньев, последнее из которых связано с исходным. За точку отсчета принимается исходное звено, к которому привязывается основное требование точности. В соответствии с техусловиями, качество изделия предопределяет точность его исходного звена.
При сборке изделия исходное звено часто замыкает размерную цепь. Его называют конечным или замыкающим. Оно представляет собой законченный результат изготовления всех остальных звеньев цепи в ходе выполнения последовательных действий.
Остановимся подробнее на звеньях, которые входят в цепь. Они делятся на две группы.
→ Группа увеличивающихся звеньев – ее составляют звенья, с увеличением которых увеличивается конечное звено.
← Группа уменьшающихся звеньев, к которой относят звенья, с убыванием их размера уменьшается замыкающее звено.
Основные рекомендации для проведения размерного анализа можно свести к следующим критериям при нахождении ключевых звеньев:
1. Грамотная постановка задачи, для решения которой производят расчет размерной цепи или группы цепей. Каждая цепь должна содержать не более одного замыкающего или исходного звена.
2. Установка требований к точности изделия для правильного определения исходного звена, которые подразделяются на:
• требования к качеству изделия по точности взаимного расположения сборочных единиц;
• условия собираемости изделий, зависящие от точности взаимной ориентации его деталей, правильного соотношения сборочных размеров и посадок.
Теория размерных цепей помогает решить многочисленные технологические, конструкторские и метрологические задачи. Она является неотъемлемым этапом при производстве и эксплуатации изделий, не говоря уже о конструкторском, предваряющем производство, периоде. На этапе конструкторской разработки устанавливаются кинематические, геометрические связи между размерами. Инженеры-конструкторы производят расчет номиналов их значений, а также возможных отклонений и допусков в размерах звеньев.
В ходе составления нового технологического процесса проводят расчет межоперационных размеров, всех припусков и допусков, посадок. Для него крайне важно произвести:
• обоснование последовательности операций;
• просчет требуемой точности оснастки для изготовления изделий и их сборки;
• разработку технических условий на машины, их составные части;
• определение средств, методов измерений для контролируемых деталей.
Прямая и обратная задачи в определении системы допусков и посадок
Размерные цепи нашли широкое применение при решении прямой и обратной задач по определению системы допусков и посадок. Эти задачи отличает последовательность расчетов, собственно, откуда и происходят их названия. Они взаимосвязаны между собой, а решение одной из них может являться проверкой другой.
Итак, что же из себя представляет прямая задача? По сути, это расчет от определенного теоретически исходного звена. В ходе ее решения определяют номинальные размеры, допуски, посадки и предельные отклонения всех элементов (звеньев) размерной цепи. Причем, расчет ведется от заданных допусков посадок и номиналов исходного звена.
При обратной задаче расчет ведется исходя из значений системы допусков посадок и размеров составляющих звеньев. Процесс позволяет определить номинальный размер, допуск, посадки, предельные отклонения замыкающего звена.
Расчеты размерных цепей рекомендуют производить:
• методом экстремумов, который принимает во внимание только предельные отклонения составляющих звеньев;
• вероятностным методом, который учитывает закон нормального распределения размеров деталей при их изготовлении, случайный характер их сочетания в сборке.
Способы получения искомой точности начального звена
На практике применяются 5 способов необходимой точности начального звена:
Классификация способов получения необходимой точности исходного звена изложена в таблице по стандартизации.
Конструктивные нюансы изделия, его функциональное назначение, стоимость изготовления, сборки, а также другие параметры важно учитывать при выборе способа получения заданной точности исходного или замыкающего звена. Уровень работы квалифицированного специалиста определяется выбором способа достижения точности с определенными параметрами, который позволит максимально сократить эксплуатационные, технологические издержки.
Самым перспективным, хотя не всегда возможным, является способ полной взаимной заменяемости. Необходимо стремиться к тому, чтобы сборка деталей или изделия производилась без подбора, пригонки или регулировки. Идеальный вариант, когда все собранные изделия отвечают всем параметрам взаимной заменяемости, не часто встречается.
Наиболее экономически оправданным во многих случаях является вероятностный метод. Он позволяет определять граничные, а значит более дешевые квалитеты при малом проценте бракованных изделий.
Четкая система допусков и посадок, а также методов их определения, позволяет избежать излишних затрат на всех этапах производства: от проектирования до серийного выпуска готовой продукции.