Грустная музыка это что
Почему нам нравится грустная музыка?
За время пандемии в лидеры поп-чартов все чаще пробивались максимально жизнерадостные треки. Но человеческую любовь к грустным песням так просто не победить: баллады Тейлор Свифт о несчастной любви и расставании набирают десятки миллионов прослушиваний за пару дней. Почему нам так нравится музыка, которая выбивает слезу? Ученые исследовали и это.
От грустной музыки нам не так уж грустно
Исследование 2014 года показало, что прослушивание печальных мелодий на самом деле зачастую вызывает положительные эмоции, например нежность и спокойствие. А основным ощущением, вызванным грустной музыкой, среди опрошенных оказалась вовсе не грусть (ее отметило только 44%), а ностальгия (это чувство испытало 76% слушателей).
Способ выплакаться без весомых причин
Интересно, что положительный эффект слез наступает не сразу. Изучая похожее явление — нашу склонность плакать во время просмотра грустных фильмов — группа ученых обнаружила, что сразу после сеанса рыданий настроение у людей портится. Зато спустя полтора часа им становится значительно лучше: многие отмечают, что чувствуют себя радостнее, чем до просмотра слезливого кино. Важно отметить, что в ходе исследования была задействована тяжелая артиллерия, например «Хатико».
Люди с развитой фантазией получают больше удовольствия от грустной музыки
В сентябре 2020 года в журнале NeuroImage вышло интересное исследование. Его авторы заставили 36 человек лежать в аппаратах МРТ и слушать меланхоличную инструментальную музыку. Причем каждую композицию участники слушали дважды: в первый раз их просили оценить, насколько им понравилось произведение, а во второй — насколько грустным или радостным оно показалось. Целью исследования было обнаружить зоны головного мозга, которые синхронно активируются у разных людей в ответ на прослушивание мелодий.
Выяснив это, ученые пошли дальше: изучили опросники участников об их личностных качествах, чтобы определить, что влияет на разный опыт прослушивания одного и того же произведения. Оказалось, что среди участников с повышенной активностью в слуховых и визуальных центрах гораздо чаще встречались люди с развитой фантазией. Именно они получали больше удовольствия и испытывали меньше грусти от музыки: судя по всему, благодаря хорошей фантазии им было легче сфокусироваться на эстетических аспектах произведения, не слишком вовлекаясь эмоционально. А вот те, у кого фантазия развита плохо, не могли получить большого удовольствия: им просто было слишком грустно.
С этим согласны и другие ученые: психолог Эмери Шуберт уверен, что люди с богатой фантазией более склонны к диссоциации (речь идет о способности к диссоциации в пределах нормы, а не о психиатрическом диагнозе. — Прим. ред.), поэтому могут слушать грустные песни, не запуская каскад негативных эмоций и переживаний в голове.
Людям с клинической депрессией тоже больше нравится грустная музыка — но не по очевидным причинам
Существует стереотип, что при депрессии люди залипают на плейлистах с мрачными треками из‑за того, что им хочется загонять себя еще глубже в переживания тоски. Из этого вытекает другое заблуждение, будто прослушивание такой музыки вредит при депрессивных состояниях и расстройствах, поэтому человек должен непременно переключиться на песни с бодрыми, жизнерадостными битами. Но исследования показывают, что это совсем не так.
Грустные песни и грустные лица
Наверняка каждый хоть раз замечал подростка, идущего по улице в наушниках. С развитием технологий и появлением беспроводных наушников подростки все больше времени стали отгораживаться от происходящего вокруг и погружаться в гаджеты. Многие из них просто не представляют свою жизнь без новых девайсов. И чаще всего они слушают не подкасты, а музыку — очень, очень много музыки, почти 24 часа в сутки!
Наверное, еще не было такого погруженного в музыку поколения. И потому музыка — один из наиболее ярких факторов, влияющих на ментальное состояние подростков. Особенно если это не просто мелодия, а песня — то есть не только настроение, передаваемое гармоническими средствами, но и дополнительный посыл, формируемый текстом. Даже если подросток не вслушивается в слова песни, которая играет в его наушниках, в его подсознание все равно отпечатываются фразы из песни.
Очень частое явление — подросток, слушающий музыку в наушниках, зачастую с невероятно грустным лицом с отрешенным выражением на нем.
Всегда хочется остановить такого тинейджера и спросить: «Вам плохо?». Или: «с вами что-то случилось?».
И, конечно, начинаешь задаваться вопросом, почему так происходит. Можно заметить, что многие музыкальные треки нашего времени более печальные, чем 20 лет назад.
Соответственно и психическое состояние подростков резонирует с такими композициями: грустная музыка влияет на их сознание.
Что при этом первично? Подростковая ли депрессивность формирует спрос на грустную музыку, или музыка вызывает депрессивное настроение? Наверное, влияние этих факторов взаимно.
Но несомненно то, что рынок музыки для подростков усугубляет депрессивное состояние, а не позволяет подростку выйти из него. Депрессии, по мнению ученых, характерны для переходного возраста. По данным московских исследователей, 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами — особенно часто девушки. К этому приводят гормональная перестройка организма, стрессы, связанные с учебой, трудности коммуникации с другими подростками и взрослыми, в том числе родителями.
К сожалению, музыкальные композиции и стиль их прослушивания — отгороженность от остального мира, усугубляют одиночество и депрессивность, а не создают условия для оптимистического, конструктивного восприятия окружающей действительности.
При частом прослушивании одних и тех же музыкальных композиций формируют определенные поведенческие паттерны. Подросток начинает думать, что-то, о чем поется в песне — норма, песня его программирует.
А если учитывать тот факт, что большинство музыкальных композиций как раз такого содержания (про тоску, разбитое сердце и плохие привычки), то можно сделать вывод, что большинство подростков, попадая под влияние этих песен, пусть и не намеренное, начинают впадать в депрессии, апатию, совершают ошибки, которые считают правильными шагами в своей жизни.
Таким образом, музыка оказывает непосредственное влияние на формирование психического здоровья и ментального состояния современной молодежи. И задача общества не безучастно наблюдать за происходящим, а влиять на музыкальный рынок, чтобы он не потакал подростковой депрессивности, а подспудно формировал иные установки.
Важно вызывать интерес подростков к другой музыке — несущей иное настроение. Прививать ему вкус к высокой музыкальной культуре — есть большой советский опыт в этой сфере, из него многое можно использовать. При этом иная молодежная музыка, формирующая позитивные ценности, должна быть представлена на музыкальном рынке — сейчас ее, к сожалению, крайне мало, ее развитие должно поддерживаться государством.
Разумеется, навязывание «правильного» музыкального вкуса не даст эффекта. Но семья и школа, неформальные объединения подростков под руководством взрослых с педагогическим опытом способны зародить интерес к иной музыке и через музыкальные произведения повлиять на состояние подростков. Так молодежная музыка может не помогать подросткам плыть по течению деструктивности, и способствовать формированию позитивного отношения к жизни.
МнениеЗвуки Муки:
Как слезливые песни
помогают нам выжить
Рассказываем, как ученые объясняют, почему мы так любим страдать под печальный аккомпанемент
«Casimir Pulaski Day» Суфьяна Стивенса. «Broken Heart» Spiritualized. «Angel in the Snow» Эллиота Смита. Общую тему этих песен уловить нетрудно — все они о том, как порой бывает тяжело. Скорее всего, вы их включили, потому что вам самим стало так плохо, что хочется чуть ли не умереть (на самом деле нет, конечно). Казалось бы, должны срабатывать какие-то защитные механизмы нашего сознания и рука должна тянуться поставить что-нибудь совсем жизнерадостное, но не тут-то было. Оказывается, все ровно наоборот: в любой плохой ситуации отдавайтесь в руки сопливой поп-музыки вроде Тейлор Свифт, профессионального страдальца Моррисси или, на худой конец, включите самый заунывный построк, который знаете, — и вам сразу полегчает.
Не будем заявлять, что разгадали знак бесконечность — ответ на вопрос, почему мы любим музыку, однозначно не даст вам даже профессор всех наук, слишком много различных факторов накладываются друг на друга сразу. Восприятие музыки невероятно индивидуально, некоторые люди вообще страдают амузией — неспособностью воспринимать музыку — и даже мелофобией, в которой некоторые подозревают Фрейда, презиравшего музыку. Тем не менее для большинства любовь к музыке является аксиомой. Ответ, почему так происходит, в первую очередь ищут на биологическом уровне, и самая популярная теория сводится к тому, что прослушивание музыки вызывает реакцию, сходную с той, что мы получаем при удовлетворении потребностей вроде еды или секса.
Энн Блад и Роберт Заторре из Университета Макгилла утверждают: прослушивание музыки вызывает у людей активацию зон мозга, ответственных за чувство эйфории, это может отчасти объясняться тем, что ощущение ожидания моментально вознаграждается песней. Но не одним допамином единым: другие ученые считают, что наша любовь кроется в том, что музыка — важнейший способ коммуникации, позволяющий нам настроить психологическое состояние в группе на один уровень. Никто не подвергает сомнению, что большинство песен Запада, а может, и мира, объединяет тема любви, что резонирует с нами не только на уровне эмоций, но и на уровне биологии и психологии, вызывая реакции, связанные, например, с репродуктивными инстинктами. Психологических причин вообще море: музыка позволяет нам лучше понимать разнообразие человеческих характеров вокруг нас, удовлетворять потребность в самоидентификации, укреплять межличностные отношения и так далее. Но причиной номер один можно назвать неоспоримую способность музыки дать нам себя почувствовать лучше — что с успехом делают грустные песни.
При прослушивании грустной музыки мы перестаем ассоциировать тяжелые
эмоции со своей ситуацией
В прошлом году в The New York Times Ай Каваками, исследующая эмоции и музыку в Токийском университете искусств, опубликовала колонку с результатами исследования, в ходе которого было установлено, что люди склонны разделять музыку в зависимости от ее тональности, а прослушивание той музыки, которую респонденты сочли печальной, позволяет испытывать «замещающие» эмоции и эмоции вплоть до воодушевления, то есть ровно такие, которые позволяют справиться с горем. Чен Джин Ли, PhD маркетинга в Беркли, выяснила, что люди стремятся слушать грустную музыку при печальных ситуациях, возможно, для того, чтобы «поделиться» собственными эмоциями, что коррелирует с нашим биологическим стремлением к компании подобных.
Дэвид Хьюрон, профессор Школы музыки и центра когнитивных наук штата Огайо теоретизирует, что во многом любовь к печальной музыке обусловлена выработкой гормона пролактина, выделяемого, когда нам печально или мы плачем, и, по сути, говорящего нашему мозгу — расслабься. Поскольку музыкальные переживания, в свою очередь, нереальны, то наше сознание, с одной стороны, смещается в понимание, что эти переживания нам не принадлежат, а с другой — мы получаем помощь в виде пролактина. Таким образом, главные идеи, лежащие в основе объяснения того, почему нам так хорошо, когда нам грустно, заключаются в следующем: мы осознаем, что музыкальные эмоции «ненастоящие», мы делимся горем, срабатывает пролактин, а также допамин.
Печальность музыки не только субъективная, но и культурно обусловленная вещь. Для западного уха, правда, печальную и радостную музыку можно объяснить минорными и мажорными тональностями соответственно. Ученые ставили участникам экспериментов различные песни в разных тональностях, после чего стало понятно, что есть четкое разделение понимания музыки на веселую и грустную. При этом минорная музыка не только не вгоняла их в депрессию, а наоборот — вызывала куда большую симпатию и общее улучшение состояния, если оно было угнетенным.
С одной стороны, это объясняется восполнением ожидания и небольшим выброса допамина, как упоминалось выше. С другой — и это самое классное — при прослушивании грустной музыки слушатель перестает ассоциировать тяжелые эмоции со своей ситуацией и переносит их на музыку, а музыкальную грусть, очевидным образом, переживает отстраненно. Получается, что мы подсознательно стремимся дистанцировать себя от того плохого, что с нами произошло, заставляя себя переключиться на «чужое» горе — тем самым обманывая собственное сознание, что и позволяет нам почувствовать себя лучше. Музыка облегчает боль и не только душевную: медики давно заявляют о том, что музыка способна облегчить физическую боль во время выздоровления или операции.
Радиофрендли-песни о неудавшихся отношениях, как бы там над ними ни издевался комик Джон Лажуа, не зря так сильно застревают у нас в голове и заставляют нас возвращаться к ним снова и снова. Само устройство песни таково, что она идеальна для восприятия: про любовь вызывает, скорее всего, умеренно печальные ассоциации, не слишком длинная, не слишком сложная, достаточно громкая, с цепляющей фразой. Предсказуемость музыки играет ей только на руку, поскольку наши ожидания снова оправдываются и мы получаем все ту же удовлетворяющую биологическую реакцию. Громкость, кстати, тоже играет не последнюю роль. Человек действительно получает больше удовольствия от громкой музыки, правда, только поначалу. Тем не удивительнее, что в меру скорбные радиохиты специально рассчитаны на моментальный эффект удовольствия от громкости, поскольку вообще он проходит довольно быстро.
Подытожим сказанное. Получается, что лучший отклик у нас находят правильно скомпонованные песни, заставляющие нас грустить, и, если парад всех факторов удался, результат превосходит все ожидания: нас захлестывают правильные ассоциации, мы освобождаемся от бремени собственных переживаний, да вдобавок наш мозг приправляет все это нужной дозой допамина. Нехитрый на самом деле коктейль давно разгадала, в первую очередь, индустрия поп-музыки, чем с успехом и пользуется, обогащаясь за счет нашей неугасающей потребности в печали, хороший пример — «I Don’t Want To Wait» Полы Коул, открывающая песня из «Бухты Доусона», не зря Джеймс Ван Дер Бик стал плачущим мемом. Так что в следующий раз, когда попытаетесь отвадить неудачную пассию, не повторяйте ошибок героя из «Белых цыпочек» — скорее всего, у вас ничего не получится, поскольку все давно перестали стыдиться любви к сладким сопливым песням на вечную тему. А если вам разбили сердце, не стесняйтесь врубить Адель на полную катушку — исследователи человеческих страданий на вашей стороне.
Ученые выяснили, почему людям нравится грустная музыка
МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Исследователи из Великобритании и Финляндии выяснили, что любовь к грустным мелодиям связана со способностью человека к сопереживанию, пишет Frontiers in Psychology.
Кроме того, участникам эксперимента показали 25 картинок, где изображены люди, не выражающие определенных эмоций, и попросили рассказать, какие чувства испытывают показанные им персонажи. Ученые предполагали, что люди, ощущающие грусть в момент тестирования, склонны указывать, что на картинках грустные лица.
Во время прослушивания музыки ученые следили за сердечным ритмом испытуемых и за электрической активностью кожи. Также исследователи приняли во внимание и личные особенности участников эксперимента, например, музыкальные вкусы и склонность к ностальгии.
Люди, испытывавшие «тревожную» грусть, демонстрировали скорее негативную эмоцию. Те, кто испытывал грусть, связанную с сочувствием, напротив, сочли ее скорее приятной.
Исследователи назвали представителей группы, склонных к грусти-сопереживанию, «любителями грусти». Этих людей отличает развитая фантазия и умение принять точку зрения другого человека.
По мнению ученых, причина популярности грустной музыки заключается в том, что определенному типу людей печальные мелодии позволяют почувствовать грусть-сопереживание, от которой они получают удовольствие.
Грустная фоновая музыка без слов скачать и слушать онлайн
[1,14 Mb] (cкачиваний: 150440). Тип файла: mp3.
Грустная музыка без слов для презентации или чтения стихов
[1,89 Mb] (cкачиваний: 51892). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для фона, чтобы читать стихотворение вслух
[1,13 Mb] (cкачиваний: 18299). Тип файла: mp3.
[1,85 Mb] (cкачиваний: 12534). Тип файла: mp3.
[2,13 Mb] (cкачиваний: 59834). Тип файла: mp3.
Грустная музыка без авторских прав для Youtube видео
[2,04 Mb] (cкачиваний: 18833). Тип файла: mp3.
Эта подойдет для грустных «эдипов»
[2,18 Mb] (cкачиваний: 17548). Тип файла: mp3.
Фоновая грустная музыка для мероприятия или выступления
[2,23 Mb] (cкачиваний: 10740). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для фона без слов
[2,15 Mb] (cкачиваний: 7749). Тип файла: mp3.
Депрессивная музыка на гитаре без слов для фона
[1,63 Mb] (cкачиваний: 6303). Тип файла: mp3.
Грустная музыка пианино для монтажа
[1,65 Mb] (cкачиваний: 16036). Тип файла: mp3.
[1,43 Mb] (cкачиваний: 11487). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для трейлера и другого рода видео монтажа
[1,68 Mb] (cкачиваний: 17647). Тип файла: mp3.
Печальная музыка на пианино до слез
[1,53 Mb] (cкачиваний: 13679). Тип файла: mp3.
Бесконечный дождливый день без тебя
[1,37 Mb] (cкачиваний: 9185). Тип файла: mp3.
Жесткое противостояние в стиле рок
[1,64 Mb] (cкачиваний: 4458). Тип файла: mp3.
Вот и наступил тот неприятный момент расставания
[1,49 Mb] (cкачиваний: 15486). Тип файла: mp3.
Музыка на пианино грустная для души
[1,72 Mb] (cкачиваний: 4968). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для детей дошкольного возраста
[1,29 Mb] (cкачиваний: 4020). Тип файла: mp3.
Грустная музыка на скрипке для монтажа (можно для «вайнов» или спектакля)
[1,16 Mb] (cкачиваний: 16103). Тип файла: mp3.
[1,01 Mb] (cкачиваний: 13198). Тип файла: mp3.
Есть такой вариант с гитарой
[1,19 Mb] (cкачиваний: 1618). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для похорон и смерти
[1 Mb] (cкачиваний: 4279). Тип файла: mp3.
[1,24 Mb] (cкачиваний: 3113). Тип файла: mp3.
[1,37 Mb] (cкачиваний: 5338). Тип файла: mp3.
Есть вот вариант, но она немного полегче (подойдет для титров или аутро)
[1,01 Mb] (cкачиваний: 3476). Тип файла: mp3.
Музыка для грустной анимации с нотками хоррора
[952,24 Kb] (cкачиваний: 3734). Тип файла: mp3.
Музыка для монолога (грустная)
[1,18 Mb] (cкачиваний: 10797). Тип файла: mp3.
Конец, которого мы не хотели
[1,1 Mb] (cкачиваний: 2938). Тип файла: mp3.
[1,19 Mb] (cкачиваний: 2490). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для заднего фона без АП для ролика
[1,25 Mb] (cкачиваний: 8869). Тип файла: mp3.
Это подойдет для воспоминаний
[1,25 Mb] (cкачиваний: 5118). Тип файла: mp3.
Музыка для выхода грустного клоуна на сцену
[960,81 Kb] (cкачиваний: 2803). Тип файла: mp3.
Грустная музыка для грустного танца