Грув в танце что это
Грув в танце что это
Извечный, мучающий всех и вся вопрос – «что же такое ГРУВ?»
Немного порывшись в понятиях и истории, вот к чему я пришел:
Это понятие пришло к нам из джаза, и достигается грув посредством «свинга».
Музыканты, какой бы ритм они в данный момент не играли, постоянно держат внутри «пульс» (темп) композиции. Учитывая, что каждый из нас индивидуален, то и «пульсация» у каждого человека чуть отличается от «пульсации» остальных.
«Свинговать» – значит играть свою партию (свой ритм) не относительно своего внутреннего «пульса», а ловя и подстраиваясь под пульсацию остальных музыкантов, создавая общую. И вот когда ты сыграл идеально относительно других, точно в нужный момент – ни раньше и ни позже, тогда возникает ощущение, что твоя нота «ударила прямо в сердце»! Это чувствуют все – и музыканты, от чего заводятся еще больше, и зрители, которые начинают пританцовывать в такт. Тогда говорят, что музыканты играют «грувно», то есть в буквальном смысле играют друг с другом, как будто перекидываются нотами.
Джаз в этом плане идеальный пример. Его невозможно слушать спокойно, потому что он основан на свинге и импровизации. Это во всех смыслах«живая» музыка. Поэтому грув эту музыку не покидает! То же можно сказать о фанке.
Танцор танцует под музыку, поэтому, танцуя, он должен отталкиваться от нее в первую очередь. Выходя в круг, он не должен тупо показывать свою технику, он должен накладывать ее на музыку, под которую танцует, подчиняясь и взаимодействуя со строением и настроением этой песни! Он должен свинговать вместе с инструментами! Именно в таком случае у него есть шанс «качнуть», сделать свой «пойнт» или «пап» точно в нужный момент и поймать грув, который распространяет вокруг себя заряд положительных эмоций и заводит толпу!
Получается, что не существует понятия «танцевальный грув» или «музыкальный грув». Грув везде остается грувом. К сожалению, в России очень многие танцоры не имеют об этомни малейшего представления и часто путают грув в танце с «филлингом» или драйвом и энергетикой. Это происходит потому, что мало кто из них учитывает музыкальную составляющую танца! Начнем стого, что танец и музыка понятия неразделимые! И хороший танцор обязан знать хотя бы минимум музыкальной теории. Зарубежная танцевальная школа подразумевает под собой развитие музыкальности наравне с хореографией. В России лишь совсемнедавно начали ценить это и развивать.
Что бы понять, что такое свинг, прочувствовать грув,послушайте старый быстрый джаз годов 30-40-х, он даже записывался в живую! Фанк- тоже грувовая музыка. Лучший способ ощутить на себе действие грува – сходить на живой концерт).
Самый грувный инструмент – барабаны, смотрите шоу «STOMP», слушайте барабанщикову метро) то, что заставляет васпританцовывать – это грув)
Если вы неосознанно дернулись – это грув.
Надеюсь, кому то информация будет полезной =)
Развивайте ваш танец, развивайтесь музыкально, серьезнее относитесь к музыке, т.к. не она Ваше сопровождение, а Вы ее.
Грув в музыке. Что это такое?
Сегодня хочу поговорить о важной теме, которую должен изучать каждый аранжировщик и композитор – это грув. Грув это то, без чего сложно представить 90% современной музыки. Начнем с определения из словаря
Грув (англ. groove — выемка, желобок, паз) — образец ритмической организации, свойственной определенному музыкальному стилю. Включает не только ритмические рисунки, но и характерные для стиля неточности в их исполнении, а также акцентировку.
Большинство стилей современной музыки основано на ритме. Джаз, рок, электронная музыка базируются на пульсе, “нерве”, остинатных ритмических фигурах, которые заставляют танцевать, топать ногой в такт и т.д.
Как правило, за ритмическую накачку аранжировки отвечает ритм-секция (отсюда собственно и ее название), которая состоит обычно из барабанов и баса (минимальный состав) плюс опционально добавляются клавиши, гитара и перкашн. А основная ритмическая фигура, на которой базируется аранжировка, называется Groove.
Грув – создает ощущение свинга, драйва и является основой в таких стилях как джаз, рок, фьюжн, соул, фанк.
Исследователи считают, что хороший грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “ натянутое, как тетива” звучание.
Простейший грув барабанов выглядит так.
Как и понятие свинг, о котором я уже писал ранее, groove имеет неоднозначное толкование, хотя бы в силу того, что само понятие пристально начали изучать только в 90е годы. Многие английские и американские издания считают понятия свинг и грув синонимами.
Так как чувство свинга и чувство грува не поддается нотной фиксации, то многие исследователи признают субъективность этого понятия. Marc Sabatella в статье про создание грувов, анализируя их восприятие пишет, что “ один музыкант слышит идеальное чувство грува у барабанщика, в то время, как другой скажет, что барабанщик играет слишком жестко, а третий будет утверждать, что ритм слишком свободен”. Несмотря на это все источники сходятся в одном – грув дает композиции дыхание и заставляет звучать песню индивидуально.
Если с точки зрения теории грув это приятный, ярко выраженный ритм, заставляющий танцевать или двигаться в такт, то с точки зрения исполнителя и аранжировщика это, прежде всего манера исполнения. Один и тот же грув сыгранный разными музыкантами будет звучать по-разному.
Причина здесь кроется в микроскопических отступлениях от математического метра (агогика), которые не поддаются фиксации и разумному осмыслению. Одни исполнители ускоряют опорные доли, другие же наоборот замедляют. В результате и получается грув.
Также стоит отметить, что с музыкальной точки зрения грув представляет собой, как правило, остинатную фигуру, которую повторяют все инструменты, но с легкими вариациями. Также партии инструментов в груве отслеживают смену аккордов. Хотя чаще всего грув создается ударными и партией баса.
Использование грувов в разных стилях
Hip-hop
Поскольку ранний хип-хоп был основан на фанке, то грувы хип-хопа также имеют свойственное фанку синкопирование, единственное отличие это использование электронного баса и более медленных темпов. В целом же принципы одни и те же.
Jazz
Большинство jazz грувов основаны на свинге (традиционный, бибоп) или клаве ( фьюжн,Latin). Джазовые грувы чаще всего основаны на пульсации свинговыми восьмыми с множеством синкоп. Наиболее популярны синкопы к первой и третьей долям. Также в джазе очень часто используется double-time fell и прочие специфические приемы. Для музыки фьюжн характерно использование полиритмии и размера 16/16.
Reggay
Как известно, ритмы реггей породили стиль dub и его ответвления. Простейший грув в реггей основан на постоянном акцентировании слабых долей (восьмых или слабых триолей) и прозрачной партии баса, которая противопоставлена основному груву. Креольский термин Riddim используется для описания остинатных фигур, на основе которых создаются ритмы реггей.
Естественно, что каждый стиль имеет свои особенности создания грувов. Но первоосновой любого грува практически всегда будет партия ударных, основанная на акцентировании одних долей и нивелировании других.
Очень полезно анализировать грувы в разных стилях и отмечать наиболее яркие моменты, которые затем можно использовать в Вашем творчестве.
Кач, концепты рук, шагов, работа с пространством, механика HIP-HOP (практика)
Кач, шаги, работа рук, музыкальность,
основы построения тренировок в Hip-Hop
Сила кача.
Тут всё просто. Тренируем с ребятами разные вариации кача по силе: слабый, обычный, сильный.
Сначала работаем в каждом из вариантов. Отдельное внимание уделяем именно сильному и четкому качу, т.к. такой вариант более сложный и требует определенного контроля тела. Но так же такой кач является мощной составляющей фристайла и добавляет энергии во весь танец.
Потом комбинируем во фристайле разные виды кача, меняем силу в зависимости от трека или музыкального момента.
Виды кача.
В данной подтеме мы разбираем все возможные вариации кача, уходим от базового (с акцентом вниз)
По состоянию. В таком случае мы берем разные состояния и видоизменяем кач относительно него. К примеру, кач в состоянии «занавески» или «воды» будет более мягким, чем кач в состоянии «камня» или «мячика».
Для закрепления пройденного материала можно выполнить задание: Пофристайлить исключительно на каче, меняя его силу, акценты, состояние.
Далее можно уйти немного «вглубь» тела и более детально разработать ощущение кача в каждой части тела.
Стоит отметить, что в каждой части тела работают все вышеупомянутые вариации кача (сила, направления, акценты, состояния)
В таком формате работа строится уже по известной нам схеме:
Берем одну часть тела и пробуем применить на неё все те знания по качу, которыми уже обладаем. Части тела выделяем: голова, плечи (по одному и вместе), грудная клетка, корпус, таз, колени).
Кач в разных частях тела.
После того, как танцор более-менее разобрался с качем, ощутил его и стал способен его видоизменять пришло время научиться держать кач в сложных танцевальных позициях.
Этот этап очень важен для того, чтобы танец был всё-таки hip-hop фристайлом, а не просто потоком движений. В данном случае очень важно выработать ощущение кача абсолютно в любой сложной позиции.
Как строим тренировочный процесс? Очень просто и креативно.
Придумали позицию, дали ученикам, они её подхватили и начинают в ней качать, использую знания, которые они уже получили ранее.
Постояли, покачали, придумали новую позицию, поменяли, снова покачали. Логика, думаю, понятна.
Далее можно уйти в партер и разобрать концепты и позиции, которые проходили ранее и на них наложить то же кач.
Разобравшись немного в том, как качать в разных сложных позициях, можно закрепить тему фристайлом. Задача ребят – перемещаться между позициями, но не терять постоянный кач.
Кач и музыка.
На последнем этапе, когда тело ученика уже «закачено», можно перейти к отношению кача и музыки.
Т.е. мы предлагаем ученикам поработать с музыкой, но исключительно качем. Все звуковые элементы необходимо обыграть только через кач, меняя его силу, скорость, состояние, акцент и так далее.
Как пример можете продемонстрировать, что под плавную мелодию кач можно замедлить, а под «цик-цик-цик» кач можно ускорить и сделать меньше. Можно взять ритмический рисунок и обыграть его качем.
Весь этап изучения 9 шага рекомендую растянуть на большое количество тренировок. Чем больше ваши ученики будут находится в состоянии кача, тем быстрее они выработают его автоматизм и ощущение.
Некоторые мастер-классы приезжих танцоров заключались целиком в разборе разных видов bounca’a и «раскачки» участников. Это доказывает, что важнейшую роль играет сильно развитая фундаментальная основа в виде кача. Не бойтесь уделять этому много времени и тренировок.
5.6. Грувы (Grooves)
Итак, о Грувах
Разберём пример. Верхний клип не содержит свинга, нижний подвержен существенному свингу:
Не смотря на то, что контроль свинга в драм-машинах уже давно не является каким-то новаторским достижением, Live’s Groove Engine (Движок Грувов Live) предоставляет несколько возможностей, которые являются совершенно футуристическими. Теперь возможно добавлять не только традиционные шафлы, свинги к аудио и MIDI-клипам, но вы также можете настраивать небольшую квантизацию аудио, чтобы придать больше «правильности» к таймингу, или вообще убрать свинг. Можно применить весь спектр различных грувов, даже таких, которые больше ассоциированы с самбой или румбой. Начиная от простого умения задерживать определённые доли для добавления свинга, движок грувов в Live может сдвигать конкретные доли бита в любом направлении, а также добавлять рандомизацию (случайность) к таймингу. Грувы также могут содержать изменения Velocity, которые могут быть использованы для того, чтобы изменять также и динамику грува. Это может быть просто настройка (для того, чтобы задать начальную долю такта чуть более громкой, чем остальные) или сложное «блуждание», спады и подъёмы на протяжении всего такта.
Чтобы применить грув к клипу нажмите кнопку Hot Swap Clip Groove (Режим «Горячего Просмотра» грува), как показано на скриншоте выше. В результате Браузер покажет файлы грувов в библиотеке Live (Live’s Library). Теперь вы можете искать нужный грув в браузере до тех пор, пока не найдёте тот, который вас заинтересует. При каждом клике на грув в библиотеке вы будете слышать его ритмический и динамический рисунок, благодаря предпрослушке. Если вы новичок в работе с грувами и шафлами, то откройте папку Swing и выберите один из файлов грувов, которые содержатся внутри, просто для того, чтобы с чего-нибудь начать. Если же вы опытный перкуссионист, и, быть может, вы пользователь Apple’s Logic Pro или драм-секвенсора Akai’s MPC, тогда вы найдёте здесь все виды знакомых вам грувов. Они будут находиться внутри соответствующих папок.
Для каждого грува нам доступны следующие параметры:
Если вы применяете грув к клипам, то он появляется не только в Groove Pool, он также становится доступен в каждом клипе вашего сета, непосредственно в меню Clip. Чтобы применить грувы к определённым клипам, просто выберите их из «Clip Groove» меню.
Что там вообще происходит в груве? Если вы желаете исследовать содержание грува, то просто переместите его из браузера или из вашего «Хранилища Грувов» (Groove Pool) на MIDI-дорожку. Вы обнаружите, что грув на самом деле является просто MIDI-клипом, который используется Live’ом как шаблон для тайминга и динамики. Обязательно попробуйте сделать это!
Функция Commit
Одна важная особенность при работе с грувами состоит в том, что они применяются в реальном времени, т.е. непосредственно во время проигрывания клипа. Иными словами, никаких прямых изменений самого клипа не делается. Все настройки грува могут быть сделаны, не прерываясь, во время работы над треком. Эти изменения немедленно будут слышны в любом клипе, который использует данный грув.
Однако у вас могут быть причины, по которым вы захотите применить грув к клипу на постоянной основе, чтобы его изменения были внесены в клип на уровне миди-сообщений, а не в результате обработки в реальном времени. Это даст больше визуального контроля.
Для того чтобы сделать это, нажмите «Commit» переключатель прямо под меню Groove в Clip Box. В случае MIDI-клипа это приведёт к тому, что индивидуальные ноты сдвинутся (чтобы соответствовать груву), и применят все необходимые изменения в Velocity (если они содержались в груве). Для аудио клипов Live создаёт Warp Markers, чтобы применить вариации в тайминге. Также программа формирует огибающую громкости (Volume), чтобы создать изменения в динамике. Рекомендую повторить все эти действия.
Анализируйте это: Если вы желаете создавать свои собственные грувы для использования в Groove Engine программы Ableton Live, то просто переместите аудио или MIDI-клип прямо в Groove Pool. Live проанализирует клип и создаст файл с грувом, который будет основан на тайминге и динамике клипа. Если вы хотите сохранить этот новый клип в Library, то просто щёлкните на нём правой кнопкой мыши внутри Groove Pool’а, а затем выберите «Browse Groove Library». Теперь вы можете переместить грув из Pool прямо в Браузер, и ваш грув будет сохранён для использования в будущих сетах.
Также вы можете использовать команду «Extract Grooves» из контекстного меню, которое возникает при щелчке правой кнопкой мыши на любом клипе.
История хип-хоп танца, основатели хип-хопа, направления хип-хопа.
Основатели стиля хип-хоп
Будда Стретч (Budda Stretch), который является одним из основателей данного направления, говорит, что хип-хоп танец появился к концу 1984 года.
В таких клубах, как «Roxy», «Inferno», «Union Square» стали играть хип-хоп музыку, и новое поколение танцоров импровизировало, смешивая старые танцы, придумывая новые. Постепенно, к 1986 году в клубе «Union Square» сформировался коллектив, который танцевал уже в новом стиле. К 1987 году многие хип-хоп танцоры стали работать с различными хип-хоп исполнителями («Whodini», Scoob & Scrap, Big Daddy Kane, Salt & Pepa и другие).
Если изначально хип-хоп танец был только в клубах и учились ему там же друг у друга, то с возросшей популярностью танца появилась потребность в том, чтобы учиться ему. Хип-хоп стали преподавать в танцевальных студиях, что сделало его доступным по всеми миру. Еще о хип-хопе и RnB.
Основа танца хип-хоп
У хип-хоп танца есть своя база, которую должен знать каждый танцор. Не знать базовых движений все равно, что пытаться разговаривать на другом языке, не зная ни одного слова или зная всего несколько штук.
Разновидности базы хип-хопа:
Базу хип-хопа разделяют по времени, когда движения были придуманы:
К старой школе относятся Smurf, The Prep, Fila (The Rambo), Happy Feet, Cabbage Patch, Reebok и другие.
К средней школе: Running Man, Roger Rabbit, Party Machine, Bart Simpson, Steve Martin и другие.
К новой школе относят: Tone-Whop, Monestary, Harlem Shake, Walk it out, ATL Stomp и т.д.
Новые движения продолжают создаваться и по сей день, стиль продолжает развиваться. Статья о поппинге, разновидностях клубных танцев с описанием многих подстилей
Хип-хоп танец считается молодежным явлением, временным явлением, но это не так. Люди, которые начинали танцевать его в 80х, продолжают танцевать его и сегодня (и мы рады видеть это в Divadance) и не выглядят глупо, а вызывают только уважение и восхищение.
Источники:
1. Будда Стрейч о становлении хип-хопа, перевод Александра Соколова
2. New School dictionary (видео)
3. хип-хоп паблик Вобра (Владимира Образцова)
Автор статьи: Ольга Соловьева