Грузинский национальный костюм мужской что за патроны
Зачем джигиту «папиросы» на груди: что за странный элемент одежды и для чего он нужен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Помните добротную старую советскому комедию «Кавказская пленница»? Там в нескольких сценах герой Юрия Никулина – «Балбес» носил кафтан с этими самыми кармашками в которые как раз и были вложены папиросы. Правда, не нужно думать, что настоящие джигиты так и делали. В фильме Леонида Гайдая подобное оформление «Балбеса» носила сатирический характер, как бы указывая на то, что этот авантюрист только притворяется джигитом и даже не знает для чего на самом деле нужны кармашки на кавказском мужском платье.
Так вот называются эти кармашки «газырница» или «хазырница». Происходит название от арабского слова «газырь» (ну, или «хазыр»), что переводится на русский язык как «готовый». Под странным названием скрывается подготовленный ряженый заряд. Таким образом несложно догадаться, что если газырь – это, по сути, боеприпас, то газырница является всего-навсего патронташем для удобной переноски патронов. Своеобразная джигитская «разгрузка» для боеприпасов из позапрошлого века.
Идея кавказских джигитов, сражавшихся друг с другом и с «имперцами», показалась крайне удачной и самим военным России. Очень скоро у кавказцев переняли данный элемент снаряжения в первую очередь казаки, которые расселялись на фронтире для контроля границ. Более того, в армии Империи служило немало выходцев с Кавказа, а потому распространение моды и на местную одежду, и на газырницы было лишь вопросом времени. Носили газыри даже русские императоры, достаточно посмотреть на фотографии Николая II.
Постепенно из вещей исключительно утилитарных и газыри, и газырницы превратились еще и в вещь декоративную. Воинская традиция наложила сильнейший отпечаток на культуру местных народов. Очень быстро газырницы стали частью традиционного и национального мужского костюма. Для региона ничего удивительного в этом не было, ведь каждый мужчина, джигит, обязан быть воином. Само собой, в декоративных газырях никакого пороха нет. Чаще всего это украшения, сделанные из металла, дерева и кости. Зачастую «парадные» газыри имеют красивые колпачки, покрытые узорами.
Если хочется узнать еще больше секретов с Кавказа, то стоит почитать про то, как пожарить чебуреки без летящих во все стороны брызг масла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем кавказским мужчинам и казакам нужны были ЭТИ нашивки? (ФОТО)
Томас Тхайцук/Sputnik; russiainphoto.ru
Представитель лакцев, коренного народа Северного Кавказа (преимущественно Дагестана)
В советское время в массовой культуре эти небольшие кармашки ассоциировались, конечно, с Балбесом из «Кавказской пленницы». В комедии есть известный эпизод в ресторане, где герои обговаривают похищение невесты. Балбес в исполнении Юрия Никулина достает из нашивок своего псевдокавказского наряда папиросу и что-то вроде прикуривателя.
Юрий Никулин в роли Балбеса
Руководители Горской республики (между 1917-1920)
Мужчина в черкеске с газырями демонстрирует коня, которого хочет продать, 1900-ые
Казак императорского конвоя, 1910-13
Особенным роскошеством считались газыри с серебряными наболдашниками. Кстати, в черкеске с газырями любил красоваться и Николай II, но в его костюме это была исключительно декоративная деталь.
Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка
Самым известным казаком и обладателем газырей (после Балбеса) был барон Врангель, генерал царской армии, а затем один из предводителей антибольшевистского Белого движения, в котором казаки играли не последнюю роль. Повседневной военной формой Врангеля был черный кафтан с нашитыми на нее газырями. За специфический наряд его даже прозвали черным бароном. Была у него и белая, парадная форма с газырями.
Кубанские казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в форме образца 1936 года
Alexander Kiyan (CC BY-SA 3.0)
Сейчас черкеску с газырями можно часто увидеть на исполнителях народных танцев.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Образ кавказского воина в черкеске неразрывно связан с расположенными в нагрудных кармашках газырями. Достаточно простой имитации газырей на костюме в самодеятельном театре и зрителю понятно, кого изображает нарядившийся.
В детстве у меня были две популярные версии, что это такое на фото. Вы догадались, что первая версия сигареты/сигары (может быть как раз из за театральных костюмов) и вторая версия — патроны.
Конечно же одна из версий практически совпадала с реальностью.
Давайте узнаем подробнее …
Известный путешественник Дюбуа де Монпере так описывает внешний вид кавказского воина:
Называть газыри изобретением воинов с Кавказа нельзя, потому что похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции такая перевязь (ремень) с пенальчиками называлась берендейкой.
На Кавказе, в целях надежной фиксации пеналов-мерок, там были придуманы специальные кармашки на одежде. Располагались они в местах, свободных от постоянных движений рук при конной езде и сабельной рубке, то есть — на груди. Емкости, помещаемые в эти кармашки, называли газырями. Действительно, даже для современного пешего воина, пояс которого занят вспомогательными подсумками, нагрудный патронташ — хороший выход.
Обычай носить черкеску с гозырями быстро распространился и к русским воинам. В частности, это одеяние полюбили и освоили казаки.
В основе всех газырей лежит трубка, изготовленная из камыша или дерева. Трубка закрывается крышечкой, изготовленной из кости или металла. Позднее, на парадных черкесках стали носить газыри с серебряными, украшенными наконечниками, с золотой инкрустацией или с чернью.
В наше время, когда газыри — это чисто декоративный элемент на черкеске, сама трубка делается из пластика или это деревянная палочка. А вот наконечнику, как и в прежние времена, придаётся главное значение. Наконечники выполняются из серебра, латуни, мельхиора. Они могут быть с позолотой, чернением, с инкрустацией костью. Иногда газыри делают из ткани. Чаще всего на детских костюмах.
А вот как это находит отражение в современной моде:
Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки
Специальные кармашки на груди были отличительным элементом национального костюма многих кавказских народов, а также казаков. Что же они там хранили?
Представитель лакцев, коренного народа Северного Кавказа (преимущественно Дагестана)
В советское время в массовой культуре эти небольшие кармашки ассоциировались, конечно, с Балбесом из «Кавказской пленницы». В комедии есть известный эпизод в ресторане, где герои обговаривают похищение невесты. Балбес в исполнении Юрия Никулина достает из нашивок своего псевдокавказского наряда папиросу и что-то вроде прикуривателя.
Мужчина в черкеске с газырями демонстрирует коня, которого хочет продать, 1900-ые
Особенным роскошеством считались газыри с серебряными наболдашниками. Кстати, в черкеске с газырями любил красоваться и Николай II, но в его костюме это была исключительно декоративная деталь.
Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка
Самым известным казаком и обладателем газырей (после Балбеса) был барон Врангель, генерал царской армии, а затем один из предводителей антибольшевистского Белого движения, в котором казаки играли не последнюю роль.
Повседневной военной формой Врангеля был черный кафтан с нашитыми на нее газырями. За специфический наряд его даже прозвали черным бароном. Была у него и белая, парадная форма с газырями.
Сейчас черкеску с газырями можно часто увидеть на исполнителях народных танцев.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как отмечали Рождество в царской России
Традиция праздничных новогодних ночей появилась в советской России лишь в 1930-х годах. Запретив религию и празднование Рождества, советская власть решила все же устраивать альтернативный праздник — Новый Год. В первую очередь для того, чтобы дети могли получить подарки. В СССР переняли главный атрибут Рождества — нарядную елку.
Постепенно к празднованиям присоединились и все взрослые, которые привыкли к большому торжеству посередине зимы.
До революции русские православные праздновали Рождество 25 декабря, как и католики. В 1918 году большевики перешли на григорианский календарь, и праздник в России передвинулся на 13 дней, то есть на 7 января.
Лев Толстой так описывает это веселое время в романе «Война и мир»: «Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры».
Перед Рождеством во многих городах проводили благотворительные базары.
В первую очередь, нужно было позаботиться, чтобы всем детям достались подарки. Городские власти часто устраивали раздачу подарков малоимущим и беспризорным детям.
В конце XIX — начале XX века в моду вошла отправка рождественских открыток. Обычно к вопросу подходили ответственно, подписывали и относили на почту карточки заранее. А оформлением таких открыток занимались известные художники. Традицию переняли и в советское время.
Важным мероприятием был выбор рождественского дерева. Для этого дворяне посылали слуг в лес, ну а люди статусом пониже сами отправлялись на поиски небольшой елки.
Городские жители чаще ходили на елочные базары, которые чем-то напоминали и современные.
Доставить огромную красавицу было проблематично— тут без извозчика или личного экипажа было не обойтись.
Елку наряжали тайно и прятали от детей. Когда все было готово, их звали колокольчиком посмотреть на это рождественское чудо. И они часто были под большим впечатлением!
Так писал о Рождестве в 1870 году Лев Толстой: «В день Рождества была великолепная елка. Мы с Ханной и детьми заранее золотили орехи, одевали кукол, клеили коробочки, делали цветы. Дьяковы навезли пропасть прекрасных игрушек, с особенным вкусом и любовью выбранных нашими дорогими друзьями. Днем все катались на коньках… и настроение было необычайно веселое и счастливое».
«Мимо жарко дышащей елки, опоясанной в несколько рядов струящимся сиянием, шурша платьями и наступая друг другу на ноги, двигалась черная стена прогуливающихся и разговаривающих, не занятых танцами. Внутри круга бешено вертелись танцующие», — пишет Пастернак.
К приготовлению рождественского ужина подходили очень ответственно. И как и сейчас — сильно заранее начинали выбирать и закупать продукты. До самой же рождественской ночи соблюдали строгий пост, а разговляться можно было и окороком, и икрой, и пирогами с разными начинками.
Рождественские обеды и приемы устраивали и после праздника до самого Нового года.
Про Рождество не забывали даже на фронте. В расположении русских войск всегда были полковые священники. А во время Первой мировой войны в 1914 году в рождественскую ночь даже затихли боевые действия.
Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.
Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.
— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?
— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.
— Чоха была разной, так ведь?
— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.
Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.
Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.
Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.
Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.
В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.
Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.
— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?
— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.
Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.
Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.
— Почему вы решили заниматься именно чохами?
— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.
Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.
Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.
— Как вы думаете, в чем причина?
— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.
Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода – это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.
Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.
— Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?
— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.
Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.
В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.
Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.
Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха – это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.