Гум и цум в чем разница
ГУМ, ЦУМ, «Березка» и другие легендарные магазины СССР
ГУМ, «Государственный универсальный магазин», до 1921 года — Верхние торговые ряды.
Официально в СССР не было культа потребления. Однако культовые магазины были. В них ехали со всего Союза и из-за границы, выстаивали около них ночи в очередях. Часто в магазин одевались как в музей, и шли в него с похожими целями.
Пожалуй, самый крупный советский торговый центр. Сюда часто наведывались интуристы, приезжие со всех уголков страны и сами москвичи. Здесь можно было купить все: от булавки до мехового манто. В гастрономе на 1-ом этаже можно было достать колбасу, устриц, икру, кофе и сигары.
Там же работала кулинария, доставка и стол заказов.
На первой линии долгое время находилась заветная 200-я секция с шубами, пальто и прочими зарубежными товарами высшего качества. О ней знали и имели доступ только приближенные к власти люди, некоторые артисты и первые космонавты.
Но чаще всего посетителями универмага были обычные люди. Очереди тоже были обычным делом. «Гуманисты» могли простоять всю ночь под стенами магазина, чтобы успеть достать «выброшеный» на прилавки дефицит.
Центральный универмаг считался вторым по значимости после ГУМа. Их истории во многом похожи — открытие еще в дореволюционные годы, закритие при большевиках, смена названий, реконструкции и весьма успешное существование в наши дни.
В советские годы магазин сначала носил название Мосторг, а уже потом стал ЦУМом.
Здесь можно было найти 1000 мелочей: иголки, фитили для керосиновых ламп, половые щетки и «авоськи». Более серьезные товары тоже были, в том числе и импортные. Венгерские батники, польские костюмы, китайские полотенца были предметом вожделения любой советской женщины. И ЦУМ был одним из немногих универмагов, где удавалось «выхватить» этот и другой дефицит. В связи с чем образовывались все те же грандиозные очереди, которые выстраивались у входа в магазин задолго до его открытия.
Именно в ЦУМе впервые была введена практика самообслуживания.
Елисеевский магазин на Тверской
Этот магазин-«храм» расположен в одном из старейших зданий Москвы. После революции его стали именовать Гастрономом № 1.
Но москвичи продолжали называть его Елисеевским.
Многие считали этот гастроном визитной карточкой Москвы, называли оазисом в продовольственной пустыне страны. Сюда наведывались не только за дефицитными продуктами, но и за тем, чтобы посмотреть на великолепие интерьера.
Как и при купце Елисееве, в годы советской власти в этом месте можно было отовариться деликатесами, но доступно это было все той же партийной верхушке да советской элите в лице научных, военных и других деятелей. «Из-под полы» продавались импортный алкоголь и сигареты, черная и красная икра, финский сервелат и балыки, шоколадные конфеты и кофе, сыры и цитрусовые.
Обыватели тоже могли здесь многое приобрести Было бы терпение и выдержка.да еще и своего рода азарт. Выбор в Гастрономе № 1 был больше и лучше, чем в других продмагах.
Березка
В этой сети магазинов и киосков реализовывали товары за валюту или сертификаты (позднее чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга).
Покупателями были в основном советские загранработники — дипломаты, военные, технические специалисты, а также члены их семей. Иностранцы ходили в «Березку» чаще как на экскурсию, а не как в магазин.
В ассортименте: продукты, напитки, сигареты, одежда, меха, ювелирные изделия, сувениры.
«Березки» существовали во всех советских столицах, в каждом крупном областном центре, в курортных и портовых городах.
Недоступность «березовских» товаров для большинства советских граждан порождала спекуляцию и «барыжничество».
В общей сложности сеть просуществовала с 1964 по 1988 гг. В период перестройки магазины были ликвидированы в рамках кампании «по борьбе с привилегиями» и «за социальную справедливость». Это вызвало небывалые очереди: держатели чеков пытались любыми способами избавиться от них до даты объявленного закрытия.
Детский мир на Лубянке
Магазин, открытый в 1957 году, стал самым большим детским магазином в СССР. Это первое советское здание, где были установлены эскалаторы. Первое учреждение, где появился корпоративный стиль. И именно здесь появились первые детские колготки и обувь с супинаторами.
Раем для детей был 1-й этаж, где продавались игрушки. Каждый советский ребенок мечтал о сборной модели железной дороги и игре «За рулем».
Предметом гордости у мальчиков были модели «Волги», «Чайки», «ВАЗ-2105», у девочек — плетеные коляски. А Конструктор № 1 вообще был обязательной вещью для каждого школьника.
На 2-м и 3-м этажах продавалась одежда, обувь и школьная форма. Сюда дети не особо любили заглядывать. А вот родители могли ночевать на раскладушках в многометровых очередях в надежде заполучить дефицитные финские комбинезоны или куртки-аляски.
Ванда
Небольшой магазин с преимущественно польскими товарами существовал сначала на Петровке, потом — на Полянке. Здесь можно было приобрести косметику, легендарные духи «Быть может» и «Может быть», бижутерию, аксессуары в стиле «хиппи», сигареты с фильтром и даже пластинки с современной западной музыкой.
Иногда здесь можно было достать и одежду французских марок.
«Ванда» поистине была одной из самых спекулятивных точек в Москве. В туалете за углом работали фарцовщики. И так как многие женщины, выстояв огромную очередь, в итоге оставались ни с чем, они прибегали к услугам спекулянтов.
Московский Дом Книги на Арбате
Самый крупный книжный магазин в СССР был открыт в 1967 году. И это было грандиозным событием. Книги тогда были главными подарками, а советские граждане — самыми читающими в мире. Помимо книг в магазине активно торговали марками, сюда приезжали филателисты со всего Союза, здесь находился букинистический отдел, конференц-зал и др.
Но вернемся к советскому дефициту. Книги не были исключением. Купить хорошую книгу в магазине было непросто. Большая часть полок была завалена идеологической литературой. Купить зарубежный детектив или классику было сложно.
Эта проблема решалась по-разному: можно было приобрести заветное чтиво «из-под прилавка» по знакомству; сдать макулатуру, получить талон и обменять на книгу; выиграть книгу в лотерею или подписаться на нужное издание.
Блошиные рынки
Для советского уха привычнее название «барахолка» или «толкучка». В каждом городе была барахолка. Каждая советская семья пользовалась услугами барахолки. Ведь здесь можно было достать то, чего не было в государственных магазинах. Женское белье, американские джинсы, японские куртки, запрещенные грампластинки, пластиковые пакеты (очень редкие в то время!) — все это и многое другое можно было купить на толкучке.
Торговали как простые люди, которым надо было сбыть свой товар, так и фарцовщики.
У последних не было постоянной точки на рынке, так они прятались от милиции. Хотя и эта проблема решалась рублей за двадцать.
Одна из самых крупных барахолок Шувакиш (или Туча) находилась под Свердловском. Сюда приезжали люди с близлежащих городов и даже с Москвы и Питера.
Конечно, барахолки до сих пор существуют и являются местом постоянного скопления людей. Кто-то ищет здесь дешевую одежду, а кто-то — антиквариат и раритет.
Комиссионные магазины
Комиссионки появились вскоре после войны и стали альтернативой барахолке. В «комок» можно было сдать ненужную вещь или, наоборот, найти здесь что-то дефицитное. Правда, стоить это могло дорого. Например, радиоприемник «Sonata» в экспортном исполнении мог обойтись в половину средней советской зарплаты. А магнитофоны Sony или Fuji стоили и вовсе неподъемных денег.
Среди хлама и старья можно было откопать импортные туфли, косметику, бытовую технику.
Многим, правда, схема работы комиссионок казалась сомнительной. Недаром в советских комедиях это место представлялось как обитель разврата и бандитизма. Некоторые предприимчивые граждане налаживали через «комки» целый бизнес, сбывая вещи, привезенные «из-за бугра».
Сельпо
Магазины сельского потребительского общества, сельпо, появились в СССР еще до войны. Основная цель — организовать «советскую торговлю без капиталистов — малых и больших, торговлю без спекулянтов — малых и больших» (Сталин).
Торговали в сельпо промышленными и продовольственными товарами. От сушек до оцинкованных ведер. Зачастую в таких магазинах ничего не было, кроме соли, спичек, свечей, мыла и папирос «Памир».
Детей будили рано утром, посылали за хлебом. В руки больше одной буханки могли и не дать.
Но некоторым счастливчикам удавалось купить в сельпо фирменные «Levi’s» или аппаратуру. Происходило это из-за особенностей распределения товаров и нехватки денег у сельского населения. Вот и получалось, что на полках могли пылиться «Marlboro», а элементарной гречки не было.
Сельпо и сейчас существуют, чаще в формате супермаркета.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему ГУМ, ЦУМ и т. д. Так называются? Кто придумал им названия? И когда они впервые появились?
История торгового дома
«Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом — магазином для представителей среднего класса. Здесь можно было купить почти все: одежду, обувь, ювелирные украшения, парфюмерию, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы. Управляющие нового универмага первыми в России ввели европейские стандарты торговли: фиксированные цены, обязательство брать назад либо менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, причем расходы по доставке в пределах европейской части магазин принимал на себя. К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были справочная, комната ожидания, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых вызвало настоящую сенсацию.
С приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта 1922 г. состоялось открытие крупнейшего универмага столицы – Мосторга. Впоследствии магазин был переименован в ЦУМ. В период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. В 1996 г. в тендере на создание и осуществление проекта модернизации универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) — одна из известных проектно-строительных организаций, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
Работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена в 1997 году. Проведенная модернизация позволила увеличить площадь ЦУМа до 33 тысяч квадратных метров при качественном улучшении инфраструктуры магазина. Покупать вещи в «Центральном. Универсальном. Модном» вновь стало престижно и удобно. Широкий выбор одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии и косметики ведущих мировых брендов соответствует запросам самой взыскательной публики. ЦУМ сегодня – единственный в России department store, полностью соответствующий мировым аналогам, и главная точка моды на карте города.
Сегодня в ЦУМе представлены коллекции более 400 известных европейских и мировых брендов одежды, обуви и аксессуаров. Среди них Loro Piana, Armani Collezioni, Marni, Miu Miu, Costume National, Malo, Elie Tahari, Laundry, Corneliani, Balenciaga, Emilio Pucci и др. В ЦУМе представлены ювелирные украшения, парфюмерия и косметика ведущих мировых брендов: Chanel, Dior, Lancome, Guerlain, Serge Lutens, Creed,
Новая жизнь ГУМов и ЦУМов
Эксперты департамента консалтинга NAI Вecar проанализировали текущее состояние российских ГУМов и ЦУМов. Они определили 10 самых успешных универмагов по принципу площади, качества и популярности среди горожан.
Раньше ГУМ – Государственный Универсальный Магазин,– и ЦУМ (Центральный универсальный магазин),– были флагманом торговли крупных городов советского пространства – их и сейчас можно встретить более чем в 80% городах России с населением более полумиллиона. При этом ЦУМы распространены гораздо больше. Построенные в конце XIX – начале XX-го вв., магазины располагались в старинных зданиях в самом центре городов и имели архитектурное сходство, как внешнее, так и внутреннее – все они были организованы по единому принципу универмага с тематическими отделами.
С переходом на рыночные рельсы ГУМы и ЦУМы на время лишились своей привлекательности в глазах покупателей. Состояние и качество объектов и сейчас остается различным – около 60% подобных центров претерпели реконструкцию или реконцепцию. Те магазины, что продолжают существовать в том же виде, что и 20 лет назад, не так востребованы населением и часто представляют собой «крытые рынки».
Лидером сегодняшних ЦУМов и ГУМов является московский ГУМ – выкупленный группой Боско. Он подвергся масштабной реконструкции, после чего торговое пространство было отдано всемирно известным брендам, а сам универмаг превратился в объект паломничества иностранных туристов. Концепция ГУМа уникальна не только выдержанным стилем, но и сохранением элементов истории – в здании расположены: гастроном №1, кафе «Фестивальное», «Столовая №57» в советской стилистике, и даже исторический санузел.
ЦУМ на Петровке также претерпел реконструкцию, а его концепция распространилась и на Санкт-Петербург. ДЛТ (Дом Ленинградской Торговли, аналог московского ЦУМа) повторил и его судьбу под тем же брендом.
Одним из старейших в России Владивостоксим ГУМом заинтересовалась компания Storm Properties. Окончание реконструкции ожидается в конце 2015 г.
Аналогичны истории возрождения старых универмагов, включенных в топ-10 по принципу площади, качества и популярности среди горожан.
Что такое ЦУМ? История, структура, магазины
Что такое ЦУМ?
Существует два варианта расшифровки аббревиатуры ЦУМ. Они не особенно отличаются, но все-таки имеется определенная разница.
Какой-то одной строго установленной расшифровки ЦУМа нет, поэтому каждый называет этот модный дом на свой вкус.
История магазина
Что такое ЦУМ в историческом плане? Мало кто знает, что местом рождения центрального универмага страны является Шотландия. В 1857 году именно в этой стране Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр зарегистрировали торговый знак «Мюръ и Мерилиз». После своего переезда в Москву, который произошел в 80-е годы XIX века, в 1885 году описываемый шотландский бренд открыл в самом центре России собственную торговую точку, которая занималась продажей дамских шляп и различных предметов для женской красоты.
К сожалению, в 1892-м и в 1900 году в здании магазина «Мюръ и Мерилиз» произошел пожар, после которого владельцы приняли решение о перестройке здания. В 1908 году на том самом месте выросло семиэтажное здание, которое было выполнено в стиле неоготики, поэтому оно явно выделялось среди других построек в центре Москвы. Помимо увеличения пространства нового магазина, также был и увеличен товарный спектр. Теперь в магазине «Мюръ и Мерилиз» можно было купить товары для детей, парфюмерию, ювелирные украшения, мужскую и женскую одежду.
В 1953 году произошла переориентировка ЦУМа в Москве, которая заключалась в продаже высококачественных товаров по повышенным ценам. На этом нововведения не закончились: появилась оплата через кассу, внедрилась практика открытой выкладки товаров, а также введение системы самообслуживания. Переориентировка завершилась в 1974 году тем, что произошла реконструкция здания центрального универмага.
В 2002-м ЦУМ перешел в руки российской компании Mercury, которая занимается продажей предметов роскоши. В период 2007-2008 гг. центральный универсальный магазин расширил свою площадь в два раз, благодаря постройке нового здания рядом с основным. Данное строительство сформировало вокруг центрального магазина плохую репутацию, потому что ухудшилась транспортная обстановка на узких улочках вокруг постройки.
Структура ЦУМа
Как уже было упомянуто ранее, в силу того, что центральный универсальный магазин принадлежит компании, которая занимается товарами люкс-класса, то в этом здании вы можете увидеть исключительно дорогостоящие бренды. По примерным подсчетам, в стенах модного дома расположено около 2000 разнообразных брендов.
Магазин ЦУМ состоит из 7 этажей, на которых представлены часы, ювелирные украшения, аксессуары, сумки, парфюмерия, косметика, мужская и женская обувь и одежда, товары для детей, нижнее белье и купальники, молодежная одежда, а также товары для дома и путешествий. Помимо вышеперечисленных товаров, шопоголики могут посетить кафе, которых на территории расположено три, химчистку, осуществить ремонт обуви. Для удобства клиентов был построен подземный паркинг.
Среди особенностей ЦУМа следует выделить специальный отдел, в котором находятся разнообразные товары, отобранные директором центрального магазина Москвы Наташей Гольденберг.
Магазины ЦУМа
Все семь этажей модного дома наполнены разнообразными брендовыми товарами. Здесь Вы можете приобрести часы от компании Rolex, женскую и мужскую одежду от фирм Dolce&Gabbana, Balenciaga, Comme des Garcon, Chanel, Louis Vuitton, Marni, Kenzo, Prada, La Perla.
Филиалы ЦУМа
С товарами Центрального универсального магазина можно ознакомиться не только в центре Москвы. Для удобства своих клиентов было создано несколько филиалов. Так, компания Mercury в 2005 году открыла торговый комплекс «Барвиха Luxury Village», где нашлось место и для ЦУМа.
Для того чтобы расширять круг своих клиентов, администрацией центрального универсального магазина было принято решение создать ЦУМ-дисконт. Они были открыты в торговых центрах «Афимолл», «Белая дача», «Европарк».
Скандальные факты
Об этом свидетельствует следующий скандал, который произошел в 2007 году. Первый повод был создан перед началом учебного года, когда реклама магазина некорректно критиковала тех детей, которые ходят не в брендовой одежде. Представители ФАС заявили о нарушении 5 законов «О рекламе», а именно: реклама не должна формировать негативное отношение людей к лицам, не пользующимися рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
Что такое ЦУМ для простых людей? Это магазин где одеваются популярные певцы, актеры, политические деятели, олигархи. В 2011 году решили сыграть на данном стереотипе. На территории, которая находилась рядом с ЦУМом, были размещены рекламные плакаты с изображением Д. А. Медведева и В. В. Путина в одежде, которая рекламировала новую коллекцию в центральном универсальном магазине. Администрация знаменитого универмага утверждала, что не имеет отношения к этой акции. Виновные так и не были найдены.
ГУМ, ЦУМ
Хочу в нескольких словах рассказать о своих впечатлениях от первых посещений двух самых известных московских магазинов ; ГУМа и ЦУМа. Отмечу, что эта «великая Троица» ; «ГУМ, ЦУМ, Детский Мир», любимая всеми приезжими, была очень своеобразна. Ни один из этих магазинов не был похож на другой и, уж тем более, на любой «обычный» московский или немосковский магазин. У каждого их них было свое лицо, свои особенности, поэтому для меня, ребенка, посещение какого-либо из этих магазинов всегда было праздником, поскольку оно выбивалось из рутинной повседневности.
О Детском Мире я расскажу отдельно, в следующей главе, а вот про ГУМ и ЦУМ ; сейчас.
Похоже, первый крупный магазин, который я увидел, был ГУМ. К нему достаточно близко подходило метро, тем более, что оттуда прямая ветка до Белорусской. Наше метро «Полежаевская» построили только в 1973 году, поэтому до этого мы ездили на 20 троллейбусе или 10 автобусе до Белорусской или на 35 троллейбусе до Краснопресненской. Само это путешествие до метро занимало достаточно много времени ; около получаса, а то и более. Поэтому я как бы ощущал вот эту важность события (поездка в ГУМ) даже по той усталости, которую я испытывал от дороги.
К ГУМУ от метро вел надземный тоннель, построенный внутри зданий. Меня он всегда, в детстве, удивлял. Вроде бы как и обычный подземный переход, по виду (те же стены, покрытые белой кафельной плиткой, беленый потолок с выступающими балками конструкций), но к нему надо было не спускаться, а подниматься, по крутой лестнице (в раннем детстве она казалась мне намного круче) от метро вдоль стены Музея Ленина. Мне запомнилось, что в этом переходе всегда было много народа, плотная толпа шла туда и такая же толпа шла навстречу. Народ шел очень быстро, беспрестанно обгоняя и заталкивая меня. (Здесь я может быть преувеличиваю, поскольку всю свою жизнь хожу очень медленно и мне всегда кажется, что все куда-то спешат). Меня привлекали две вещи ; окошки с левой стороны перехода, через которые можно было видеть окружающую застройку и башню Славяно-греко-латинской академии, невидимую практически с улицы, особенно с моего-то роста. А главное, то, что на верхах всех стен была накручена колючая проволока и сами окошки были закрыты частой металлической сеткой. Второе ; театральная касса у самого конца перехода с огромной, во всю стену, витриной, подсвечиваемой синеватыми люминесцентными лампами, в которой размещались афиши театров. Да и сама будочка кассы, отделанная деревянными реечками и крашенная светлым, как паркет, лаком также была очень интересна и необычна для моего тогдашнего, малого, опыта. Мне всегда хотелось задержаться и посмотреть на афиши, на людей, которые толкались у кассы. Не знаю, что меня привлекало, но что-то привлекало.
ГУМ был очень оригинальный магазин ; построенный по принципу пассажа, в виде трех длинных и широких проходов с застекленным потолком. Каждый торговый отдел скрывался за арочкой, где располагался обычно стеклянный прилавок. Каждый отдел торговал своим товаром и мне это было очень интересно, поскольку в нашем районе был только универмаг, книжный, магазин тканей да и все. А здесь, отойдя от одного прилавка, к другому, ты попадал, словно в другой магазин. Я ходил направо и налево и рассматривал много, по большей части непонятных мне вещей, только потому, что они были разноцветными и их было много. Меня еще поражали защитные рольставни, которыми закрывали неработающие прилавки. Это было нечто! Такого в те годы нигде нельзя было увидеть! Только в ГУМе! Я всегда мечтал посмотреть, как они закрываются, но удалось это мне за все детство только один или два раза. Но даже без этого, вид свернутых в рулон металлических дверей меня потрясал. Я понимал – ГУМ!
Хотя его очень сильно роднили с нашими убогими магазинами стенки, крашенные какой-то непонятной то ли светло-коричневой, то ли бежевой краской. Над краской стены были оштукатурены, то там, то здесь встречались отколоченные белые фрагменты, особенно на элементах декора ; поясках, карнизах, молдингах. Местами, особенно ближе к выходу и на лестницах, краска была настолько замызгана внизу, что цвета уже не было видно, а оставались только грязно-серые подтеки.
Еще один факт, который был свойственен только ГУМу. Металлические контейнеры с надписью Карачарово. Они представляли собой ящик метр на метр высотой около полутора метров из нержавеющей стали на колесиках. В них перевозили товары, особенно, как я помню, одежду. Большинство запиралось, от воров, на висячий замок. Я все думал ; а что такое Карачарово? Такое таинственно слово, значения которого я не знал. Я много раз прочитывал его не понимая сути. Тайна! Как это все-таки в детстве было здорово! Тайны! Тайны, которые хотелось разгадать. А сейчас ; знаешь почти все, а что не знаешь и знать-то не хочется. Никаких тайн! Почему я не спросил у матери, что это значит. Не знаю! Может и спрашивал, только уверен, что и он не знала, ни о существовании Карачаровского механического завода, ни даже о существовании самого района Карачарова. Знание Москвы у моей матери ограничивалось только центром города.
Ближе к центру ГУМа, у фонтана, который практически всегда действовал, были угловые полностью застекленные павильоны. В них продавалось что-то очень красивое, но видимо очень дорогое (наверное ювелирка, сувениры), поскольку помню, как я стоял около стеклянных витрин, даже не заходя внутрь и не помню, чтобы мне что-нибудь там покупали. Покупку в таком красивом месте я бы обязательно запомнил.
Часто мы ходили на второй этаж, где было значительно темнее и малолюднее. На второй этаж вели узенькие лестницы, буквально на два человека шириной с сильно заношенными, местами отколотыми ступенями. Лестницы эти, как я помню, освещены не были и стены их были сильно загрязнены и исцарапаны, поскольку, если ты поднимался, а кто-то другой спускался, то приходилось прижиматься к стене, протираясь по ее поверхности.
На втором этаже мне нравились переходные мостики небольшой арочной формы, Они были неширокие, но с высокими и красивыми оградами с большими и побитыми временем дубовыми перилами. Эти переходы напоминали мне мосты через речки, встав на них я мог смотреть как внизу, под моими ногами, льется человеческая река первого этажа. Мне было очень интересно рассматривать людей сверху ; такой не очень обычный ракурс, позволяющий увидеть нечто интересное. Шляпы, платочки, лысины, ; все то, что при моем малом тогда росте мне трудно было лицезреть. Иногда, стоя на этом мостике, я представлял себя капитаном корабля и пытался крутить несуществующий штурвал. Интересно было!
Один раз мы с матерью даже поднимались на третий, совсем пустынный этаж. Там размещались какие-то службы, куда никого не пускали, и лишь над выходами из ГУМа размещались отделы для покупателей. По-моему там было ателье, потому что я запомнил надпись про демонстрационный зал и демонстрацию моделей. Мало впечатлений ; очень узкая и, как мне показалось, крутая металлическая лестница, полумрак, серые стены и черное небо, просвечивающее сквозь стеклянный потолок. Какие-то контейнеры в углу, я стою, жду мать, смотрю на эти контейнеры, на лестницу во мраке, на скучные серые стены, конечно, мне неинтересно и грустно ; когда придет мама? Да и ; все!
Как раз перед выходом из ГУМа в подвале между линиями размещался туалет, в который я иной раз заходил. Сам туалет не запомнил, помню только широченные лестницы между линиями, совершенно темные и вход в туалет, который, слава богу, был освещен.
В отличие от распластанного, почти одноэтажного, ГУМа, ЦУМ поразил меня своей компактностью и высотностью. Не помню, сколько торговых этажей было в нем. Четыре или даже пять? Помню, огромный, почти квадратный, зал, свободный от прилавков, в который мы входили. А, если поднять голову, то можно было увидеть все вышележащие этажи. Две вещи, которые давным-давно исчезли из ЦУМа, мне удалось увидеть. Первая ; переходные галереи вдоль глухой стены, напротив входа, отделанные дубовыми ограждениями и такими же зеленоватыми дубовыми перилами, сохранившимися со времен Мюра и Мерлиза. По ним было здорово бегать. Они довольно громко отзывались на топот моих детских ботинок и, видимо поэтому, достаточно быстро исчезли. Сначала на них появилась надпись «Проход воспрещен», а потом, во время очередной реконструкции, их снесли, чтобы не ремонтировать. Конечно ЦУМ сразу же лишился своего неповторимого облика. Второе ; старые американские кассовые аппараты. Тогда уже таких нигде не было, кроме как в ЦУМе. Огромные, тяжеловесные, видимо засыпные как сейфы, покрашенные коричневой краской, они возвышались над моей головой, когда я с мамой стоял в очереди. Но самое запоминающееся в них было, это ; цифры, которые показывали суммарную стоимость. Крупные, уже потемневшие от времени, вытянутые по вертикали, он неторопливо вращались с громким звуком. Причем после набора каждой цены звучал звоночек. Мне они очень нравились. Я любил, приходя в ЦУМ на них смотреть, потому что они коренным образом отличались от привычных мне, по нашим, районным, магазинам, кассовых аппаратов. Те были небольшие, иногда синенькие, коричневые, зеленоватые, с маленькими закругленными цифрами на черном фоне и неяркой витиеватой надписью «САМ». Я все время думал ; почему «САМ», потому что сам считает и сам выдает чек? Или потому что сам собой работает? Много вариантов, придумывал я, пока не разглядел на каком-то аппарате расшифровку надписи: «Завод Счетно-Аналитических Машин». Вот что такое «САМ».
Помню как мы с матерью спускались с какого-то верхнего этажа и двигаясь по лестнице, я, не отрываясь, смотрел на зал внизу. Меня очень восхищало, что он такой большой и мы все ближе и ближе к нему. Почему-то эти лестницы мне запомнились как очень крутые. Не думаю, что так было на самом деле.
Больше никаких воспоминаний о ЦУМе не осталось. Какие там продавались товары, что мать покупала,; не запомнилось ничего.