Гуманитарная помощь это что
Гуманитарная помощь
Гуманитарная помощь – это мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот мирного населения в условиях войн, вооруженных конфликтов и различных бедствий путем его обеспечения жизненно необходимыми предметами потребления.
Гуманитарная помощь проводится как в рамках операции по восстановлению и поддержанию мира, так и в виде самостоятельной программы в виде гуманитарной операции.
Гуманитарная помощь осуществляется, как правило, под эгидой одной из международных организаций. МЧС России неоднократно участвовало в осуществлении гуманитарной помощи от имени и по поручению органов государственной власти Российской Федерации.
Цели гуманитарной помощи
Гуманитарная помощь преследует основные цели:
Принципы гуманитарной помощи
Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах: гуманности, беспристрастности, нейтралитете.
Что предусматривает гуманитарная помощь?
Организация гуманитарной помощи при чрезвычайных ситуациях предусматривает:
Российская гуманитарная помощь доставлена в сирийский город Изра
Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.
Статья 1
Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
В случае предоставления технической помощи (содействия) для выдачи удостоверения необходимо наличие зарегистрированного проекта или программы такой помощи (содействия). Не могут относиться к технической помощи (содействию) средства, товары, предоставляемые физическими лицами, финансируемые ими работы и услуги.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция), за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций: автомобилей специального назначения для оказания медицинской скорой помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобилей легковых, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) легковыми автомобилями определяет Правительство Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.
Что означает словосочетание «гуманитарная помощь»
В настоящее время фраза «гуманитарная помощь» звучит весьма часто. В неё вкладывается довольно глубокий смысл. Это своего рода разновидность благотворительности. Речь идёт о виде содействия или безвозмездной поддержке. Предметом помощи может служить всё что угодно. Ориентиром выступает наличие той или иной потребности.
В рамках современности многие хотят и готовы оказывать поддержку. Именно поэтому появилось так много благотворительных фондов. Один из них организовал Скоч Андрей. Фонд «Поколение» реализует множество федеральных программ и помогает людям реализоваться. Благотворительная деятельность также ведётся очень активно. Фонд «Поколение» сконцентрирован на оказании социальной поддержки гражданам.
«Гуманитарная помощь» — это довольно ёмкое понятие. Он включает самые различные варианты и виды поддержки человека или группы людей в сложной ситуации. Обычно речь идёт об обеспечении основными средствами для жизни или развития.
Гуманитарная катастрофа — это словосочетание, которое также можно услышать довольно часто. Иногда в помощи нуждаются целые регионы и города. В гуманитарную помощь может входить предоставление продовольствия, различного оборудования, транспорта, средств защиты, одежды и материалов, лекарств и так далее.
Обычно гуманитарная помощь носит срочный характер. При этом бывают и исключения. Посредством таковой различные социальные институты облегчают жизнь пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, кризиса или сложившейся неблагоприятной ситуации.
Гуманитарная помощь оказывается исключительно на безвозмездных началах. В этом случае преследуется исключительно цель помочь. В настоящее время очень важно заниматься благотворительностью. Необходимо стараться помогать друг другу, тогда ответная реакция не заставит себя ждать. В неприятной ситуации может оказаться каждый.
Благотворительность несёт добро и чувство всеобщего единства. Она формирует атмосферу доброжелательности и позитива. В этом случае от процесса получают удовольствие все его участники, без исключения.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. N 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. N 1335
«Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
26 сентября 2001 г., 12 мая 2003 г., 23 июля 2004 г., 21 декабря 2005 г., 26 июля 2006 г., 29 декабря 2008 г., 15 июля 2021 г.
В соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2221) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации.
Информация об изменениях:
3. Признать утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.
Порядок
оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. N 1335)
С изменениями и дополнениями от:
26 сентября 2001 г., 12 мая 2003 г., 23 июля 2004 г., 21 декабря 2005 г., 26 июля 2006 г., 29 декабря 2008 г., 15 июля 2021 г.
I. Основные положения
Информация об изменениях:
1. Настоящий Порядок регламентирует оказание гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, включая ее получение, выдачу удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров и услуг к гуманитарной помощи (содействию), совершение таможенных операций, учет, хранение, распределение, а также порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия) легковыми автомобилями.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 277 в пункт 2 настоящего Порядка внесены изменения
2. Под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Продажа гуманитарной помощи (полная или частичная) запрещается.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 376 пункт 3 настоящего Порядка изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
4. Ввоз в Российскую Федерацию продовольствия, изделий медицинского назначения и лекарственных средств, в том числе относящихся к гуманитарной помощи (содействию), осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
Не могут относиться к гуманитарной помощи (содействию) подакцизные товары (продукция) за исключением предназначенных для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций автомобилей специального назначения для оказания медицинской скорой помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, получаемых лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобилей легковых, предназначенных для перевозки 10 человек и более, ввозимых для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобилей легковых, оборудованных подъемниками для инвалидных колясок, ввозимых для центров реабилитации инвалидов, мясо и мясопродукты, которые по условиям ввоза предназначены только для промышленной переработки, полуфабрикаты, мясной и рыбный фарш, мясо механической обвалки, а также бывшие в употреблении одежда, обувь и постельные принадлежности, за исключением одежды, обуви и постельных принадлежностей, направляемых в адрес государственных и муниципальных организаций и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.
5. Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), не распространяются на товары, ввозимые в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами), предусматривающими оплату этих товаров российскими юридическими и физическими лицами.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1044 настоящий Порядок дополнен пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 января 2009 г.
5.1. В случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) таможенные платежи, налоги и иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с законодательством Российской Федерации пени и штрафы подлежат уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
О фактах нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) органы местного самоуправления информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые направляют полученную информацию в Комиссию, а также в соответствующие налоговые и таможенные органы.
Информация об изменениях:
5.2. Федеральная таможенная служба ежеквартально представляет в Комиссию информацию о выпуске товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), по форме и в сроки, которые согласованы с Комиссией. Таможенные органы информируют о получателях гуманитарной помощи (содействия) органы внутренних дел для проведения ими соответствующей проверки.
II. Выдача удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию)
6. Решения о подтверждении принадлежности к гуманитарной помощи (содействию) средств и товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также работ и услуг принимаются Комиссией. Перечень документов, подтверждающих гуманитарный характер оказываемой помощи (содействия), определяется Комиссией. Эти документы представляются получателями гуманитарной помощи (содействия), а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом целевого назначения получаемой гуманитарной помощи (содействия).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 790 в пункт 7 настоящего Порядка внесены изменения
7. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывает ее председатель (заместитель председателя).
Комиссия на основании своего решения выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (содействию), по форме согласно приложению. Удостоверение представляется в налоговые и таможенные органы с целью предоставления в установленном порядке определенных законодательством Российской Федерации налоговых и таможенных льгот. Копии удостоверения в течение 3 дней со дня его оформления направляются в Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу.
Удостоверение подписывается председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем Комиссии и заверяется печатью Комиссии.
ГАРАНТ:
Об образцах удостоверений, выдаваемых Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, см. распоряжение Федеральной таможенной службы от 18 октября 2004 г. N 55-р
Прилагаемые к удостоверению перечни средств, товаров, работ и услуг заверяются штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)».
Образцы подписей председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря Комиссии, а также печати Комиссии и штампа с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)» представляются Комиссией в Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу.
Утраченное удостоверение не возобновляется. Для получения нового удостоверения необходимо повторное решение Комиссии.
8. Налоговые и таможенные льготы, предусмотренные статьей 2 Федерального закона «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», предоставляются получателям гуманитарной помощи (содействия) только при наличии удостоверения, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 277 в пункт 9 настоящего Порядка внесены изменения
9. Средства и товары, относящиеся к гуманитарной помощи (содействию), являются собственностью донора до момента их фактической передачи получателю гуманитарной помощи (содействия).
Информация об изменениях:
III. Совершение таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия)
Информация об изменениях:
10. Таможенные операции в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), совершаются в первоочередном порядке в соответствии с правом Евразийского экономического союза, а также с освобождением от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 277 в раздел IV настоящего Порядка внесены изменения
IV. Учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), а также порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной помощи (содействия) легковыми автомобилями
11. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь (содействие), обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию).
Учет и хранение этих товаров осуществляются отдельно от коммерческих товаров.
12. Обеспечение сохранности товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), при транспортировке возлагается на соответствующие транспортные организации и органы внутренних дел.
13. Расходы по перевозке, выгрузке, складированию и передаче конечному получателю товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), осуществляются по согласованию сторон, в том числе за счет донора, или по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в субъектах Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации.
Безвозмездная передача отнесенных к гуманитарной помощи (содействию) подакцизных автомобилей, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, может осуществляться только государственным и муниципальным организациям (лечебным учреждениям, домам ребенка, детским домам, домам престарелых и инвалидов, центрам реабилитации инвалидов, финансируемым из бюджетов всех уровней) на основании решения Комиссии о внесении изменений в ранее выданное удостоверение. Такое решение принимается на основании документов, представляемых в Комиссию учреждением, которому передаются автомобили, а также федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для принятия решения о внесении изменений в ранее выданное удостоверение, определяется Комиссией.
Коммерческое использование указанных автомобилей либо использование их не по назначению запрещается.
При нарушении этих требований к получателю гуманитарной помощи (содействия) применяются меры, предусмотренные настоящим Порядком.
V. Осуществление контроля за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия)
Гуманитарная помощь это что
Гуманитарная помощь |
В последние годы наблюдается объединение усилий международного сообщества в области гуманитарной деятельности, которая начинает приобретать глобальный характер. При этом инициатива помощи исходит как от отдельных государств, так и от авторитетных международных организаций.
Расширяющееся международное сотрудничество в области гуманитарного реагирования ведет к кооперации отдельных стран, международных и межправительственных организаций в рамках конкретных программ и проектов гуманитарной деятельности, интеграции их ресурсов и возможностей по региональному принципу. При этом привлекаются соответствующие государственные и международные структуры и их финансовые возможности.
Одновременно международные организации все чаще стали мобилизовывать ресурсы национальных структур различных государств для осуществления конкретных операций по чрезвычайному гуманитарному реагированию.
На этом фоне наблюдается укрепление позиций неправительственных организаций, действующих под эгидой Евросоюза, ООН и других международных и межправительственных учреждений.
Активное участие в международном сотрудничестве в области гуманитарного реагирования в последние годы принимает Россия, прежде всего, в лице МЧС России. За это время оказана гуманитарная помощь десяткам государств на различных континентах. Силами российских спасателей спасены тысячи людей, в пострадавшие страны поставлены материальные средства, продовольствие и медикаменты на миллиарды рублей.
Международное сотрудничество, способствующее объединению усилий мирового сообщества и государств в борьбе с бедствиями, а также стимулирующее определенную интеграцию национальных усилий в этой области, в том числе экономических, в пределах компетенции международных организаций, проектов, программ, инициатив, превратилось в важную составляющую общего труда человечества во имя выживания цивилизации.
Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако можно наметить ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.
Международная гуманитарная помощь в широком смысле в качестве составной части включает чрезвычайную международную помощь при бедствиях и иногда используется в качестве ее синонима. Поэтому оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях также является важнейшей составной частью международной деятельности в области противодействия бедствиям.
Оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях заключается в предоставлении пострадавшей стране, странам пострадавшего региона или непосредственно пострадавшему населению предметов первой необходимости (временного жилья, воды, продовольствия, медикаментов, имущества), персонала для оказания помощи и услуг (аварийно-спасательных, медицинских, коммунальных, транспортных, информационных и др.). Еще раз подчеркнем, что в большинстве случаев гуманитарная помощь и чрезвычайная помощь при бедствиях по смыслу и содержанию трудноразделимы и чаще всего просто разными терминами описывают одну и ту же деятельность.
В международной практике проведения гуманитарных операций выделяется шесть основных направлений действий, степень важности и приоритет которых варьируются по иерархии и масштабам. Но в целом эти направления можно считать базовыми:
— поиск и спасение;
— предоставление убежища;
— обеспечение питанием;
— снабжение питьевой водой;
— медицинское и социальное обеспечение;
— защита от насилия и запугивания.
Эти направления действий определены реальными потребностями людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Субъектами гуманитарной помощи являются организации системы ООН, другие международные гуманитарные организации, страны-доноры. Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником. В качестве примеров стран-доноров ООН могут быть названы большинство развитых и некоторых других государств, таких как Австралия, Великобритания, государства Европейского Союза, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Япония и др.
При внезапно возникшей чрезвычайной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи во имя спасения и сохранения человеческих жизней. Кроме того, она позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище, включая средства для ее приготовления.
В случае возникновения гражданского или международного конфликта, целью гуманитарной помощи является не только обеспечение, но и защита гражданского населения, которая осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями. Во всех этих случаях формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется, как уже указывалось, путем проведения гуманитарных операций.
Организация международной деятельности по противодействию бедствиям осуществляется ООН, международными гуманитарными организациями, отдельными государствами, как правило, на двусторонней и многосторонней основе.
Для ведения гуманитарной деятельности, в том числе по противодействию бедствиям, в рамках ООН созданы специальные органы, организации, программы, комитеты и комиссии. Продолжают свою важную деятельность или возникают новые межправительственные и неправительственные международные организации гуманитарной направленности.
Непосредственно координирующую роль при бедствиях исполняет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов. Управление увязывает мероприятия ООН с усилиями других участников международной гуманитарной деятельности, собирает взносы на оказание помощи, организует взаимодействие пострадавших стран со странами-донорами, стимулирует изучение, прогнозирование, предупреждение катастроф.
Международная защита беженцев осуществляется под руководством широко известного Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Управление занято решением проблем беженцев посредством помощи государствам, международным и частным организациям в деле обустройства и жизнеобеспечения беженцев, их добровольной репатриации или ассимиляции в новых национальных общинах. УВКБ ООН принимает участие в оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, зачастую возглавляет гуманитарные операции.
Координацию деятельности учреждений ООН, в том числе по рассматриваемому вопросу, обычно осуществляет Межучрежденческий постоянный комитет. Созданы также определенные структуры, ресурсы, механизмы реагирования международного сообщества под эгидой ООН на крупномасштабные чрезвычайные ситуации.
Согласованное функционирование этой системы позволяет ООН с участием государств и международных организаций решать в пределах имеющихся политических и экономических возможностей задачу огромной сложности по противодействию бедствиям на международном уровне.
В качестве примера такой государственной организации по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам при чрезвычайных ситуациях можно привести деятельность Бюро по оказанию помощи иностранным государствам в случае стихийных бедствий и аварий (ОФДА) США, которое согласно закону этой страны об иностранной помощи (1961 г.) функционирует при Агентстве по международному развитию. Директор ОФДА является специальным координатором при Президенте США всех действий федерального правительства по оказанию гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий и катастроф за рубежом.
Бюро осуществляет программы содействия другим государствам в предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Оно использует средства других федеральных агентств, организаций, частных фондов и лиц США, осуществляет помощь техникой и оборудованием, обучает преподавательский состав для систем подготовки кадров в других странах, предоставляет более совершенные технологии борьбы с бедствиями, оказывает материальную помощь и направляет обученный персонал для ликвидации последствий бедствий.
Вопрос об оказании помощи рассматривается в США после получения просьбы от страны, нуждающейся в ней. Объемы необходимой помощи подтверждаются послом США в этой стране, либо специальным эмиссаром, посылаемым ОФДА непосредственно в район бедствия.
Помощь иностранным государствам оказывается по решению Конгресса США. Деньги у Конгресса запрашивает Президент США. На решение этого вопроса иногда уходит более года. При этом Конгресс США выставляет ряд требований как политического, так и экономического характера. Например, в качестве таких требований могут фигурировать условия оказывать помощь только американскими товарами, использовать для перевозок помощи только американский флот и т.д. Однако Президент США, при необходимости оказания срочной помощи, может принимать решения и самостоятельно (что на практике случается чаще) с последующим представлением доклада Конгрессу США.
Ежегодный бюджет ОФДА утверждается Конгрессом США в пределах порядка 50 млн. долларов. При необходимости может быть выделено еще до 50 млн. долларов за счет других программ.
Для контроля за правильностью использования предоставляемой помощи ОФДА направляет в страну, которой оказывается помощь, своего эмиссара. Вся работа ОФДА по оказанию помощи за рубежом осуществляется на контрактной основе. Контракты на выделение необходимых сил и средств для оказания помощи заключаются с соответствующими службами США.
Российская Федерация высоко оценивает достигнутые мировым сообществом результаты на трудном и сложном пути формирования международной системы мер, направленных на противодействие бедствиям, и системы международных организаций, призванных совместно с национальными силами выполнять эти задачи. Особо следует отметить эффективность действующих при этом экономических механизмов решения сложных задач финансирования гуманитарных проектов, умелое изыскание для этого финансовых и материальных ресурсов.
Российская Федерация принимает активное участие в международной гуманитарной деятельности. С точки зрения своих внешнеполитических задач она рассматривает ее как интернациональную и служащую целям стабильности и безопасности в мире. Участие России в международном гуманитарном сотрудничестве возведено сегодня в ранг государственной политики.
Свою деятельность по оказанию международной гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению Российской Федерации и зарубежных государств МЧС России осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основе решений Правительства Российской Федерации при координирующей роли МИД России.
Расходы на экономическую и гуманитарную помощь зарубежным странам, пострадавшим от природных и техногенных катастроф, военных конфликтов предусматриваются ежегодным бюджетом Российской Федерации и составляют сумму около 80 млн. рублей и 2-2,5 млн. долларов США. Кроме этого на гуманитарные операции и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций используются средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В каждом конкретном случае оказания гуманитарной помощи пострадавшей стране принимается соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми основами международной гуманитарной деятельности Российской Федерации и, в частности МЧС России, являются соответствующие международные правовые акты и законодательство нашей страны.
МЧС России на международной арене функционирует в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, названными ранее федеральными законами в области природной и техногенной безопасности, а также другими нормативными правовыми документами, затрагивающими эти проблемы. Особо следует подчеркнуть, что указанная деятельность строится с учетом положений и на базе строгого соблюдения требований Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, она регламентируется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими актами.
Российское нормативное правовое регулирование участия России в международной гуманитарной деятельности дополняется за счет соответствующей договорно-правовой базы по вопросам международного сотрудничества с другими государствами, союзами государств, международными организациями. При этом происходит конкретизация сфер сотрудничества, в том числе в области гуманитарного реагирования, обмен научно-технической информацией и опытом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Актуальным направлением договорно-правовой работы являются межведомственные и межучрежденческие соглашения. В этом случае есть возможность закрепить достигнутые результаты по конкретным проектам и программам, сформировать более широкие партнерские связи на взаимовыгодной основе. Примером этого могут служить меморандумы и соглашения с УВКБ ООН (1993г.), НАТО (1996г.), гуманитарными структурами Норвегии (1995г.), Всемирной Продовольственной Программой (2001г.), Организацией Африканского Единства (1997г.) и другие акты.
Таким образом, международная гуманитарная деятельность МЧС России и Российской Федерации опирается на прочный фундамент внутреннего законодательства, международного гуманитарного права и договорных отношений с зарубежными странами.
Эти правовые нормы распространяются на двусторонние и многосторонние отношения. При этом приоритет имеют международные нормативные правовые документы. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила чем те, которые содержатся в законодательстве страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров.
Нормативная правовая база обеспечивает практическую международную деятельность МЧС России в области противодействия бедствиям и решения гуманитарных задач, которая является важной как для мирового сообщества, так и собственно для России. На этом направлении своей деятельности Министерство, обобщив национальный и международный опыт, создало признанную и авторитетную службу помощи, которая на равных с ведущими странами вписалась в мировую систему чрезвычайного гуманитарного реагирования на бедствия и кризисы различного характера.
На основании этого указа подготовлен, подписан и вступил в силу ряд межправительственных, межведомственных, двусторонних и многосторонних договоров с государствами ближнего зарубежья в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Их подготовка велась в соответствии с требованиями Закона о международных договорах Российской Федерации, Концепцией международного сотрудничества МЧС России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Всего с государствами- участниками СНГ заключено и действует 16 договоров, в том числе 10 двусторонних и 6 многосторонних.
Основная доля усилий по противодействию бедствиям в большинстве случаев осуществляется на национальных уровнях. Пострадавшие страны вкладывают в борьбу с постигшими их бедствиями огромные объемы своих национальных финансовых и материальных ресурсов, несопоставимые в большинстве случаев с размерами международной помощи.
Такое вполне естественное соотношение вклада пострадавших государств и мирового сообщества в борьбу с конкретными бедствиями, очевидно, сохранится и в будущем. Только отдельные малые развивающиеся страны вынуждены в случае бедствий полагаться преимущественно на помощь мирового сообщества.
Развивающиеся государства, перенимая опыт развитых государств и ООН, совершенствуют свои национальные системы противодействия бедствиям и экономические механизмы помощи, чтобы в будущем противостоять им более эффективно. Однако с ростом организационных, технологических и экономических возможностей государств по противодействию бедствиям, потребность в международной гуманитарной деятельности в этой области, в том числе в чрезвычайной международной помощи при бедствиях, продолжает сохраняться.