Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Почему точные науки привлекательнее гуманитарных?

Если верить многочисленным утверждениям, то в СССР, а теперь в России много одарённых математиков, которые впоследствии становятся видными учёными, изобретателями и программистами. В гуманитарной сфере ситуация, на мой взгляд, несколько иная, она, может и не катастрофическая, но уж точно далека от идеала.

Вряд ли кто-то всерьёз будет спорить с утверждением, что принципы построения нашего общества на протяжении уже почти 100 лет, далеки от гуманистических. Их возникновение и доминирование на протяжении почти целого века не в последнюю, если не в первую, очередь связано с системой преподавания гуманитарных или общественных, как угодно читателю, дисциплин.

Ладно бы «Русский язык»: «жи-ши» с буквой «и», «зеркало» склоняется, а «пальто» нет, «творОг», а не «твОрог», вполне можно принять без доказательства, но «Литература»! Дисциплина, призванная, казалось бы, раскрепостить ум, дать волю фантазии и воображению, выход чувствам и мыслям, служит целям как раз обратным и достойна переименования из «Литературы» в какую-нибудь «Азбуку цензора». Расписано на века самим «неистовым» Виссарионом(!): «Чацкий срывает все и всяческие маски, провозвестник всего нового и передового»; «Онегин – декабрист»; «Катерина – «луч света в тёмном царстве». Тот факт, что мировоззрение Белинского сформировалось при проклятом царизме и чуть не два века назад не имеет значения. В.Б. в литературе ещё больший авторитет, чем К.Маркс в экономике, но следует учесть, что Б. не был «практикующим литератором», а Маркс никакой «экономикой, никогда не руководил и его утверждение, «что при 300-х процентах прибыли нет преступления, на которое не решится капитал», говорит только о том, что нет преступления, на которое не решился бы Маркс ради 300% прибыли. Характеристики, данные Белинским литературным героям Грибоедова, Пушкина и Островского, говорят только о том, что он или не дал себе труда вдуматься в эти образы, или решил хорошо или плохо пошутить с современниками-читателями, учениками школ советского и постсоветского периодов и поиздеваться над учителями, которым, вместо интересного и увлекательного обсуждения литературных героев, приходилось (приходится) ретранслировать виссарионовскую ахинею… потом выслушивать её же из уст прилежных учеников дословно, а «нерадивых» в вольном изложении, причём за крохотную зарплату, при постоянно снижающемся престиже профессии. Неоткуда взяться раздражительности у учителя. а ещё на него возложена функция воспитателя! Вот он и воспитывает учеников не размышлять, а бредить чужим бредом, что не может не порождать в учениках апатии и равнодушия, криводушия и мимикрии. С младых ногтей загонять учеников в какие-то, никакой логикой не объяснимые, рамки, значит душить будущее свое страны в зародыше… некоторые, проделывая это, не стесняются называть себя «патриотами своей страны», страну своей приписки, впрочем, не указывают. Прилежные ученики идут потом в юристы, заучивают законы и судят направо и налево. Право они учат (заучивают) тоже, но представить, что законы принятые законным порядком могут быть незаконными (не правовыми) даже мысли не допускают.

У Салтыкова-Щедрина есть сказка о Вобле, в которой первыми строками изложена вся концепция преподавания гуманитарных дисциплин в сов. и постсоветской школе и высшей школе, но ей вопреки за счёт, каких-то, наверное уже неосознаваемых причин, держимся пока, не оскотинились вконец. Надолго ли?

Источник

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Современные научные знания представлены несколькими крупнейшими категориями. Так, выделяют гуманитарные и естественные науки. В чем заключаются особенности тех и других?

Факты о гуманитарных науках

Под гуманитарными принято понимать науки, возникшие в период эпохи Возрождения. Философы и мыслители того времени смогли восстановить античные знания о человеке — как о субъекте творчества и духовности, способном развиваться, достигать новых высот в культуре, праве, политической самоорганизации, техническом прогрессе.

Ключевой инструмент гуманитарных наук — интерпретация фактов. Это могут быть исторические события, социальные процессы, появление влиятельных литературных произведений. Интерпретацию фактов в гуманитарных науках во многих случаях довольно сложно осуществить с помощью математических методов — с применением формул, статистики, моделирования. Поэтому для ее осуществления используются:

Примеры современных гуманитарных наук: история, философия, религиоведение, психология, искусствоведение, педагогика. Гуманитарные науки следует отличать от общественных, которые изучают преимущественно социальные явления. Однако в рамках первых может использоваться инструментарий, свойственный в первую очередь для вторых.

Факты о естественных науках

Под естественными принято понимать науки, предмет изучения которых — природные явления во всем их разнообразии. Это могут быть физические или химические процессы, отражающие взаимодействие веществ, электромагнитных полей и элементарных частиц друг с другом на различных уровнях. Это может быть взаимодействие живых организмов в природе.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Ключевой инструмент естественных наук — выявление закономерностей в рамках указанных взаимодействий, составление их максимально подробного описания и приспособление, если это требуется, к практическому использованию. Это предполагает задействование более точных методов — в частности, математических, инженерных. Применения компаративных и теоретических инструментов зачастую оказывается недостаточно — но они тоже могут использоваться и играть важную роль. Весьма высокой полезностью характеризуются логические методы.

Следует отличать естественные науки от технических — таких как, например, механика и информатика. Вторые могут быть важнейшим источником инструментария для первых, но не рассматриваются в рамках одной категории с ними. К естественным наукам не принято причислять математику, поскольку она относится к категории формальных наук — тех, которые предполагают работу с конкретными, стандартизованными величинами, единицами измерения. Но, как и в случае с техническими дисциплинами, математический инструментарий играет важнейшую роль в естественных науках.

Сравнение

Главное отличие гуманитарной науки от естественной науки в том, что первая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта, вторая — природные явления в широком их разнообразии. Отличаются рассматриваемые категории наук и по инструментарию. В первом случае основным методом считается интерпретация фактов, во втором — описание закономерностей, характеризующих ход различных процессов.

В обоих типах наук в одинаковой степени полезна логика. В гуманитарных дисциплинах она позволяет исследователю интерпретировать тот или иной факт наиболее разумным способом, в естественных — является одним из инструментов, что способны объяснить тот или иной процесс.

Иногда методы, свойственные в большей степени для гуманитарных наук — компаративный подход, разработка теорий, — применяются и в естественно-научных дисциплинах. Но математические и инженерные инструменты, часто используемые в естественных науках, редко применяются в гуманитарном знании.

Определив, в чем разница между гуманитарной наукой и естественной наукой, отразим выводы в таблице.

Источник

Чем различаются естественные и гуманитарные науки

Содержание статьи

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Отличия

Современные ученые ясно видят огромные перспективы дальнейшего развития наук и радикального изменения человеческих представлений о мире с их помощью. Естественные науки изучают законы природы, а также способы ее преобразования и освоения, тогда как гуманитарные науки изучают человека и законы его эволюционного развития. Естественные науки изучают структуру объективно существующего мира и природу всех его элементов, апеллируя к опыту как к критерию истины и основанию знаний.

Исследователи считают науки еще довольно молодым аналитическим явлением, которое еще не постигло все тайны и секреты мироздания.

Гуманитарные науки, в отличие от естественных, изучают мир, который сотворен человеком, со стороны его культурных ценностей и духовного содержания, опираясь при этом на смысл и значимость вещей. Кроме того, гуманитарные науки работают со знаковыми системами и отношением этих систем к человеческой действительности.

Функции

Гуманитарные и естественные науки также различаются по своим функциям. Так, естественные науки склонны описывать, объяснять и предсказывать явления/свойства материального мира, тогда как гуманитарные науки стремятся раскрыть и истолковать тот или иной смысл вещей. Существует несколько трактовок понимания – одна из них, чисто психологическая, утверждает, что изначально процесс понимания является актом вживания в мотивы и цели авторского замысла.

Например, исторические события понимаются с помощью раскрытия политических, социальных, экономических и культурных условий, а также конкретных действий.

Другая трактовка основана на идее события или произведения, объектом понимания которой является смысл, обычно трактуемый как инвариантное текстовое содержание по отношению к вариантам его пересказа или его представления с помощью различных знаковых систем. В остальном же границы и отличия между гуманитарными и естественными науками довольно условны. На современном этапе развития научных познаний они характеризуются взаимным обогащением научными методологиями и критериями оценки различных научных результатов.

На теоретическом уровне отдельные науки имеют общетеоретическое и философское объяснение открытых законов и принципов, используемых для формирования методологических и мировоззренческих сторон научного познания. Существенный компонент общенаучного познания представляет собой философское толкование научных данных, которое и составляет методологические и мировоззренческие основы естественных и гуманитарных наук.

Источник

Какие бывают науки?

Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.

Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.

К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.

Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

К историческим наукам относится и археология.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.

Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.

Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.

С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.

Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.

Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.

Политология — наука о политике.

Социология — наука об обществе.

Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.

Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.

Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.

Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.

Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.

Геоморфология — наука о рельефе.

Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.

Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.

Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.

К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Единство наук

100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.

Курьезы в науках

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.

Источник

Что на самом деле отличает гуманитарные науки от естественных?

Ищите в книжных увлекательное исследование Бориса Жукова «Введение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать» (издательство Corpus). Книга выходит в новой межиздательской серии Primus, инициированной фондом «Эволюция» и Книжными проектами Дмитрия Зимина. Публикуем фрагмент, ознакомившись с которым, вы наконец сможете членораздельно высказываться о различии естественных и гуманитарных наук.

Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Смотреть картинку Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Картинка про Гуманитарные или естественные науки что выбрать. Фото Гуманитарные или естественные науки что выбрать

Для начала зададимся вопросом, который на первый взгляд не имеет никакого отношения ни к становлению классической этологии, ни вообще к теме этой книги: чем, собственно, отличаются гуманитарные науки от естественных?

Вокруг этого вопроса сломано множество копий и высказано множество мнений — начиная от классического определения немецкого философа и историка культуры Вильгельма Дильтея (предложившего различать «науки о природе» — естественные и «науки о духе» — гуманитарные) и до высокомерных дразнилок: мол, гуманитарные науки — это те, которыми может успешно заниматься человек, неспособный одолеть школьный курс математики. Отдельным предметом споров служит отнесение тех или иных конкретных дисциплин к естественным или гуманитарным.

Некоторые страстно доказывают, что современная психология — давно уже естественная наука, так как вся основана на эксперименте и применяет такие сложные приборы, как магнитно-резонансный томограф.

Другие категорически отказываются признавать, что лингвистика — гуманитарная наука и раздел филологии: как же так, мол, в ней же столько математики!

Конечно, подобные высказывания отражают лишь распространенные стереотипы (порожденные не только слабым знакомством с предметом, но еще и подспудной тягой к самоутверждению). Однако и более корректные и компетентные суждения часто не могут прояснить ситуацию. Вот, скажем, написано в Википедии, что «гуманитарные науки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности». Вроде ясно, но представим себе, например, группу медиков и фармацевтов, изучающих реабилитацию людей, перенесших инсульт. Они просят своих пациентов прочитать написанный текст, выполнить арифметические действия, назвать имена близких… Это, несомненно, прямо относится к духовной и умственной сферам — но достаточно ли этого, чтобы признать такое исследование гуманитарным?

Разделение по применяемым методам тоже не добавляет ясности. Например, методы, с помощью которых молодая наука биоинформатика устанавливает родственные связи видов медведей или штаммов вируса (кто от кого произошел и в какой последовательности), по сути ничем не отличаются от методов, которыми текстологи-медиевисты устанавливают генетические связи между разными списками одного и того же памятника. В том, что биоинформатика (в том числе и молекулярная филогенетика) — наука естественная, вроде бы никто не сомневается, в гуманитарной природе текстологии — тем более.

Не претендуя на исчерпывающее решение этого старого и изрядно запутанного вопроса, попробуем указать на одно различие, которое нередко упоминается, но обычно вскользь, вторым планом, как дополнительное. Так, в той же статье в Википедии, в частности, говорится: «В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идет об отношениях субъект-субъектных». Не слишком внимательный читатель скользнет по этой строчке взглядом и тут же ее забудет. И зря. Она-то и указывает на самую суть.

Дело в том, что в гуманитарных науках в отношениях между субъектом исследования и его объектом всегда присутствует некая «двуслойность» — чего в науках естественных не бывает никогда.

Сколь бы сложной и многозвенной ни была та цепочка взаимодействий, по которой ученый-естественник судит о своем объекте, в ней нет субъекта. Единственный субъект естественнонаучного исследования — сам исследователь. А в исследовании, скажем, историческом этих субъектов как минимум двое: современный историк и автор исследуемого источника. Последний является субъектом описания исторической реальности и одновременно объектом современного исследования: ведь даже если о нем ничего не известно, современный ученый волей-неволей видит интересующие его события, процессы и людей только через посредство древнего летописца. И как бы критически он к нему ни относился, как бы ни проверял все, что только можно, независимыми методами (по сообщениям других источников, по данным археологии и т. д.), такой взгляд радикально отличается от «неопосредованного» взгляда естествоиспытателя.

Из этого следует, в частности, что то, что мы называем «историческим фактом», не является фактом в том смысле, в котором это слово употребляется в естествознании. Вот, допустим, в какой-нибудь Тьмутараканской летописи написано, что в таком-то году князь Всепослав сделал то-то и то-то — например, совершил поход на соседа или крестился. События такого рода обычно и называют «историческим фактом». Но действительно ли это факт? Нет. Фактом тут является только то, что есть такое летописное сообщение. Каждый может при некотором старании увидеть оригинальный документ, а если скептик обладает достаточной квалификацией — то и провести соответствующие анализы (пергамента, чернил, написания букв, особенностей словоупотребления и т. д.) и убедиться, что этот фрагмент написан тогда же, когда и весь остальной текст, а язык документа соответствует эпохе княжения Всепослава. Но действительно ли князь совершил свой поход? Если да, то было ли это именно в том году, а не в другом? Был ли этот поход столь победоносным, как о том повествует летопись?

Априорно считать фактами все, что говорит летопись, нельзя — там же может быть написано, к примеру, что во время этого похода князь по ночам оборачивался серым волком.

Значит, надо соотносить это со всеми доступными другими данными, с законами природы и здравым смыслом. Так обращаются не с фактами, а с теориями, гипотезами, реконструкциями.

Если кто-то полагает, что это преувеличение или попытка дискредитировать достоверность исторического знания, — пусть посмотрит хотя бы на споры современных историков о том, что в летописном рассказе о крещении князя Владимира в Корсуни можно считать изложением реальных событий, а что — литературно-назидательными добавлениями. Или обратится к обстоятельствам гибели царевича Димитрия: имея два богато документированных изложения событий мая 1591 года в Угличе, историки до сих пор не могут сказать ничего определенного о том, как погиб царевич, поскольку обе версии («годуновская» и «антигодуновская») абсолютно неправдоподобны даже на самый доброжелательный взгляд.

Не следует думать, впрочем, что этот эффект присущ только исторической науке. Конечно, в разных науках его величина и формы могут быть очень разными. В лингвистике, например, он почти незаметен (что и вызывает у многих настойчивое желание исключить ее из числа гуманитарных наук): индивидуальный носитель языка почти ничего не может сделать с ним сознательным усилием. Некоторым людям удавалось ввести в язык новое, ранее не существовавшее слово, но никто еще не сумел по своему произволу наделить язык новым падежом или новой предложной конструкцией. Поэтому лингвистика может обращаться с языком «через голову» второго субъекта, почти как с объектом естествознания (хотя если знать, что искать, то влияние «второго субъекта» можно различить и там). А вот психология обречена оставаться наукой гуманитарной, несмотря ни на мощный арсенал естественнонаучных методов и приборов, ни на устремления выдающихся психологов и целых научных школ. Ей никуда не уйти от второго субъекта, потому что он-то и есть, собственно, предмет ее изучения.

Заметим, что присутствие второго субъекта позволяет гуманитарным наукам изучать объекты, которых… просто нет. То есть не существует объективно — но они существуют в представлениях людей и в этом качестве вполне могут стать объектом изучения.

Одна из областей фольклористики, например, посвящена изучению представлений о разного рода сверхъестественных существах — леших, домовых, водяных, кикиморах и т. п. Специалисты в этой области картируют зону распространения, скажем, уроса (вы слыхали о такой разновидности нечистой силы?) так же определенно, как зоологи — ареал снежного барса или индийского носорога. А литературоведы могут и вовсе изучать заведомый вымысел, о фиктивной природе которого знают не только они, но и сам «второй субъект» — автор изучаемого произведения. И от этого литературоведение не перестает быть настоящей, полноценной наукой.

Несколько лет назад в Британии разразился скандал — стало известно, что в некоторых провинциальных университетах преподается гомеопатия. После резкого протеста научных и медицинских организаций часть этих заведений отказалась от одиозного предмета. А другие… просто перенесли его из естественного цикла (где этот курс читался вместе с медицинскими дисциплинами) в гуманитарный. В самом деле, существуют гомеопатические эффекты или нет, сама эта специфическая область человеческой деятельности — со своей традицией, историей, правилами, теориями, институтами и т. д. — безусловно существует, а значит, ее можно изучать. Гуманитарными методами.

Какое отношение имеет все это к поведению животных?

Самое прямое. Как уже говорилось во вступительной главе, та или иная последовательность действий животного только тогда может быть названа «поведением», когда она несет в себе некоторый смысл — причем именно для самого животного, то есть субъективный. Иными словами, в науке о поведении, точно так же, как и в гуманитарных науках, всегда присутствует второй субъект — животное, поведение которого мы хотим изучить. Но при этом исследователь поведения животных лишен возможности применить к своему объекту методы гуманитарных наук.

Дело в том, что все эти методы так или иначе связаны с изучением знаков, посредством которых «второй субъект» делает свой внутренний мир хотя бы отчасти доступным для внешнего наблюдателя. И бесспорно главным типом таких знаков, без которого не могут существовать почти все остальные, является слово, членораздельная речь — звучащая или зафиксированная той или иной системой письменности. Именно в слове выражены и исторический документ, и народная сказка, и классическая поэма, и переживания испытуемого в психологическом опыте.

Как мы уже упоминали мельком, говоря о становлении научной психологии, все хитроумные приборы и методы оказываются информативными только тогда, когда их удается соотнести с субъективным миром — а доступ к нему возможен только через слово.

И даже рождение психоанализа, открывшего, что во внутреннем мире человека есть немало такого, о чем он сам и не ведает, в этом отношении ничего не изменило: оговорки, свободные ассоциации, изложение сновидений, рассказ под гипнозом — весь тот материал, который позволяет психоаналитику заглянуть в область неосознаваемого, воплощен опять-таки в слове.

Но у исследователя поведения животных таких возможностей нет. Его «второй субъект» принципиально нем и бессловесен. И если те или иные его действия что-то означают (а без этого их нельзя считать поведением) — как узнать, что именно, не имея возможности прибегнуть к посредничеству слова? Следуя за зоопсихологией конца XIX — первой четверти XX века, мы уже не раз подходили к этой проблеме. Вместе с Роменсом мы пытались судить о внутреннем мире животных по аналогии с тем, что стоит за сходным поведением человека, — и убедились, что так ничего не получится. Вместе с Уотсоном мы решились игнорировать этот внутренний мир, изучать закономерности поведения безотносительно к нему — и вынуждены были признать устами Толмена, что это тоже невозможно. Дилемма казалась принципиально неразрешимой, как апория Зенона о брадобрее или получение алкагеста — жидкости, растворяющей абсолютно все вещества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *