Гуманитарный класс в школе что это
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Как выбрать школу: гуманитарные направления
МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, которые помогут с выбором учебного заведения. Представляем обзор лучших школ для детей, которые имеют склонность к гуманитарным наукам, — лидеров филологического, социально-гуманитарного и социально-экономического профиля.
Московский центр непрерывного математического образования впервые готовит рейтинг столичных школ, в котором собраны лучшие учебные заведения по разным профилям. В основу рейтинга, как и прежде, легли результаты ЕГЭ и Всероссийских олимпиад по профильным предметам. Для филологического профиля оценивались результаты по русскому и иностранному языкам, литературе; для социально-гуманитарного профиля — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву; для социально-экономического профиля — по обществознанию, экономике, праву и географии.
1. Лицей №1535
Округ: ЦАО
Профиль: гуманитарный, медико-биологический, психологический, экономико-математический
Поступление: письменное тестирование по русскому языку, контрольная по математике, тестирование и устное собеседование по английскому языку. Для поступления в 10-й класс учитываются также результаты профильных ОГЭ: на гуманитарный профиль дополнительно — литература или история, на социально-гуманитарный и социально-экономический — обществознание.
Место в столичном рейтинге: в 2014 году — 1, в 2015 году — 1
Лицей открылся в 1991 году при Институте стран Азии и Африки МГУ на базе 14-го китайского интерната как экспериментальная школа с востоковедческим уклоном. Здесь можно было выучить не только китайский язык, но и хинди, урду, японский и арабский. На сегодняшний день из восточных языков остался только китайский, зато английский и другие европейские языки, в том числе латынь, преподают на высочайшем уровне. Лицей славится основательной гуманитарной базой. Программа государственная, но подавляющее количество преподавателей — авторы собственных методик и учебников.
Основная жалоба, которую можно услышать от учеников и даже родителей: учиться приходится всегда — семь дней в неделю с утра и до вечера. Что, конечно, вполне естественно для учебного заведения столь высокого статуса. В рейтинге «Топ-100 лучших школ по профильным направлениям» московский лицей №1535 занял первое место по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю и пятое — по филологическому.
Дочь перешла в лицей 1535 в 10-й класс из самой обычной школы. Учиться сложнее, но если ребенок привык трудиться, то проблем нет. Учиться очень интересно. Учась на гуманитарном направлении, проблем с математикой нет. Год закончила с одними пятерками. Репетиторов ни по математике, ни по другим предметам нет. При этом дочь успевает и встречаться с друзьями, и ходить в театр, и заниматься в театральной студии
Специфика профиля и особенности обучения 09.11.2020
Обучение в гуманитарном профиле направлено на:
Обучение по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.
Профессии гуманитарного профиля – это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью.
В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профессии в частности включают в себя языковедение, различные виды искусств, изучение культуры и юриспруденции. Гуманитариями являются педагоги, лингвисты, актеры, музыканты, юристы, режиссеры, менеджеры и представители других профессий, деятельность которых напрямую связана с людьми или их жизнедеятельностью.
Главное отличие гуманитарных специальностей в том, что в их основе – гуманитарные, а не точные науки, и эти профессии не связаны с техникой. Гуманитарные дисциплины изучают человека и его проявления, вот почему все гуманитарные профессии связаны с людьми, а также с гуманитарными и общественными науками:
Кроме того, гуманитарные дисциплины изучают:
Список гуманитарных профессий:
Что вас ждет в гуманитарном классе?
Фундаментальная подготовка по предметам гуманитарного цикла, позволяющая уверенно пройти Единый государственный экзамен. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников.
В 10-11 классах углубленно изучаются такие предметы, как русский язык, история, английский язык.
В течение учебного года учащиеся готовят индивидуальные проектные работы, которые защищают на ставшей уже традиционной школьной конференции творческих и проектных работ, на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ. В круговороте школьных событий и встречи с интересными людьми, представляющими современную гуманитарную науку, Университетские субботы.
Обучение русскому языку и литературе в классах гуманитарного профиля
Русский зык и литература в классах гуманитарного профиля являются предметами первостепенной важности. Именно от качества преподавания русского языка и литературы зависит успешное формирование будущих гуманитариев, поэтому данным предметам среди прочих дисциплин цикла отведена особая роль.
Русский язык
Обучение русскому языку строится с опорой на тематику заданий ЕГЭ, повторение идет в соответствии с типологией заданий и включаемым в них материалом, особое внимание уделяется при этом и орфографическому, и пунктуационному анализу текстов. Отдельным блоком проводится обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку, отбору языковых средств, формулированию проблемы, созданию текстов уровня повышенной сложности.
Литература
Специфика изучения литературы в гуманитарном направлении заключается в сочетании традиционных и новаторских принципов подачи теоретико-литературного материала. В центре изучения находится анализ литературного произведения в целом, связь литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом.
При изучении текста обязательным элементом является обращение к различным критическим статьям, их конспектирование и анализ. На выходе – подготовка к написанию и написание глубокой и осмысленной работы – сочинения.
Обучение иностранным языкам в классах гуманитарного профиля
В классах гуманитарного профиля учащиеся изучают английский язык. Обучение ведется с использованием инновационных педагогических технологий.
На уроках учащиеся развивают навыки устной и письменной речи, необходимые для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшей полноценной жизни. Также учащиеся могут посещать дополнительные профильные языковые кружки и курсы.
Обучение истории и обществознанию в классах гуманитарного профиля
Содержание отдельных учебных курсов (история, обществознание) органично сочетаются, дополняют, углубляют знания учащихся, дают возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, а также способствуют формированию мировоззрения, создавая культурное поле личности.
История
Учащиеся гуманитарных профильных классов переходят от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Таким образом, критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Обществознание
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучается право. Программа даёт возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, содержит элементы практической деятельности в рамках каждого урока.
Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, универсальные умения.
5 лучших школ Москвы с гуманитарным профилем
Выпускники этих школ получают высокие баллы на ЕГЭ по истории, обществознанию и литературе, побеждают в олимпиадах, а затем поступают на исторические, юридические и филологические факультеты ведущих университетов. С помощью оценок пользователей сервиса «Школы Мела» мы выбрали пять лучших школ Москвы с углублённым изучением гуманитарных предметов.
1. Гимназия № 1567
Школа была основана 65 лет назад, а с 1968 года здесь начали углублённо изучать литературу. В 2015 году при гимназии открылся лингвистический центр «Language School 1567», в котором детей готовят к Кембриджским экзаменам и их аналогам во французском, немецком и испанском языках.
Обучение в гимназических классах школы начинается с 5 класса, а в 8-м учеников разделяют по профилям. Чтобы поступить в гуманитарный класс, нужно пройти экзамен по грамматике русского языка, написать литературоведческое изложение и сдать английский и математику.
В 2016 году в гимназии впервые открылся социально-экономический профиль для учеников 10-11 классов. Школьники углублённо изучают обществознание, географию, экономику и математику.
В гимназии можно дополнительно изучать историю английского языка и англоязычной литературы, латинский язык и введение в античную культуру — этот курс разработала выпускница гимназии, окончившая филологический факультет МГУ.
«Я безумно благодарен школе. Именно там меня научили всему, что я знаю. Отличие школы в том, что в ней действует принцип равенства: учителя не главнее учеников, как это принято во многих образовательных учреждениях».
Александр, ученик (11 класс)
«Воспоминания о школе остались самые светлые и добрые. Учителя понимающие, всегда помогали. Мне хватило знаний по всем предметам для того, чтобы поступить в столичный вуз. Так что подготовка отличная, коллектив дружный и вообще всё на высшем уровне. Искренне люблю свою школу!»
Вера, выпускник (2006)
«Педагоги работают как наставники, учат детей мыслить самостоятельно. Очень высокий уровень знаний получила я, и получает сейчас мой сын».
Елена, выпускник (1995)
2. Школа № 57
Школа № 57 занимает 9 место в рейтинге школ социально-гуманитарного профиля. В гуманитарных классах школы углублённо изучают литературу и историю и учат латинский язык. Школьников знакомят с зарубежной литературой и русской литературой, начиная с античной и древнерусской соответственно.
Разделение на профили начинается с 9 класса. Поступающих в гуманитарный класс просят проанализировать стихотворение или прозаический текст, написать работу по истории, математике и пройти устные собеседования.
Для учеников 8-х классов проходят занятия Вечерней гуманитарной школы — открытого историко-литературного кружка. Приходить на занятия кружка и готовиться к поступлению в гуманитарный класс 57-й школы могут учащиеся всех школ.
«В первую очередь хочется отметить прекрасное отношение педагогов к детям: внимание к личности, индивидуальным особенностям, способностям ребёнка создаёт творческую атмосферу, благодаря чему каждый ученик может максимально раскрыть свои способности».
Анна, родитель шестиклассника
«Эта школа показала мне возможности, дала ключи к ним вместе с уверенностью в собственных силах. 57-я — это особый мир, который помогает широкому развитию личности, учит думать и идти своей дорогой. А кроме того, это место куда я по утрам шёл с удовольствием и до сих пор заглядываю в гости. Думаю, это лучшее, что может быть. Университет после 57-й разочаровал».
3. Московская гимназия на Юго-Западе № 1543
В 1970-х годах гимназия была известна как 43-я школа имени Гагарина, а с 1994 года стала «гимназией на Юго-Западе».
В гимназии учатся школьники с 5 по 11 класс. С 8 класса начинается специализация по профилям. В гуманитарном классе углублённо изучают литературу и историю. Изучение литературы разделено на два блока — русская национальная литература, куда входят древнерусские и классические произведения, и зарубежная, которая включает литературу от античности до современности.
Подход к изучению истории в гуманитарном классе отличается объёмом работы с историческими документами. Школьники проводят учебные исследования, знакомятся с элементами историографии и работают с научной и научно-популярной литературой — справочниками, энциклопедиями, каталогами.
Для семиклассников, которые хотят поступить в восьмой гуманитарный класс гимназии, открыта вечерняя историко-филологическая школа.
«Я до сих пор считаю чудом то, что попала в гимназию № 1543. Это удивительная школа. Огромное число поездок по городам России и за границу, праздники, театральные постановки, творческие зачёты по литературе, участие в олимпиадах и математических регатах — вот лишь малая часть того, в чём можно участвовать, обучаясь в гимназии».
Екатерина, выпускник (2015)
«Учителя гимназии — настоящие поклонники своей профессии. Причём для многих образование не ограничивается школьной партой. Распространена практика культпоходов, экскурсионных и туристских выездов. У учителей настолько индивидуальный подход к каждому ребёнку, что при выпуске кажется, будто уезжаешь из своего родного дома».
Георгий, выпускник (2015)
4. Гимназия № 1514
Школа открылась в 1958 году и до получения статуса гимназии была известна как 52-я математическая школа.
В школе, помимо гуманитарного профиля, открыто совместное с РГГУ отделение теории и истории мировой культуры (ОТИМК), куда можно поступить с 8 класса. В ОТИМК есть разные специализации: когнитивная наука, экономика и социология, лингвистика, культурология. Ученики проходят культурологическую практику на Соловках.
Для поступления культурологический класс нужно пройти вступительные испытания по русскому языку, литературе, истории и математике.
Гимназия сотрудничает с МГУ, РАО и РГГУ и ежегодно проводит научную конференцию «Современное гуманитарное знание: диалог поколений», в которой принимают участие известные учёные, преподаватели школы, студенты и аспиранты — выпускники гимназии.
С 2002 года для учеников проходит выездной гуманитарный лагерь.
«Я училась на культурологическом отделении в 10-11 классе. Эта школа без преувеличения изменила мою жизнь и всего за два года дала солидный базис в области гуманитарных наук. Очень плотная и насыщенная программа обучения: помимо основных школьных дисциплин, были история философии, история искусства, история музыки, древние языки и другие интересные предметы и спецкурсы. Уникальные учителя, кандидаты наук и эксперты. Поездки, летняя практика, походы. Незабываемая очень тёплая и живая атмосфера!»
Татьяна, выпускник (2005)
«Лицей — это совершенно особенной место. В нём дети начинают чувствовать себя частью научного мира. Все преподаватели, предметы на высшем уровне. Также есть возможность развиваться творчески: выступления в театральной и вокальной студии. Лицей стал для меня второй семьёй, в которую хочется всегда возвращаться».
Екатерина, выпускник (2014)
5. Школа № 1253
История школы началась больше 50 лет назад. В 1962 году на базе московской общеобразовательной школы № 37 создали английскую спецшколу № 23. Сейчас школа № 1253 остаётся одной из самых сильных с лингвистическим уклоном.
Разделение на профили начинается с 7 класса. В социально-экономических классах углублённо изучают экономику, иностранный язык и математику, а в социально-гуманитарном (юридическом) — иностранный язык, историю и право.
Для поступления в класс экономического профиля нужно сдать русский язык, математику, обществознание и английский, а чтобы поступить в юридический класс — русский язык, историю, английский и обществознание.
В школе очень развит детский туризм. Ученики путешествуют на Кольский полуостров, в Крым, на Кавказ, озеро Байкал.
«Школа, в которой нет „плохих“ учеников. Все дети в чем-то преуспевают, учителя это поддерживают».
Евгения, выпускник (2001)
«В школе много задают, поэтому если ребёнок хочет готовиться только к ЕГЭ, то сразу в экстернат лучше идти».
«Первая школа, в которой можно найти настоящих друзей».
Пять лучших школ, вошедших в этот рейтинг, были выбраны на основе оценок пользователей сервиса «Школы Мела» среди школ с гуманитарным профилем. В десятку лучших также вошли школа № 1359 им. Миля, школа № 1329, гимназия № 1529 им. Грибоедова, школа № 109, школа № 1944.
Если вам кажется, что ваша школа заслуживает более высокого места в рейтинге — заходите на её страничку в «Школах Мела», ставьте оценку, и рассказывайте о своих впечатлениях от учёбы в комментариях.
Гуманитарный профиль
Гуманитарный профиль (10-11 классы)
Гуманитарный профиль обучения в старшей школе дает широкие возможности развития гармоничной личности, раскрывает и совершенствует творческие способности ребят. Обучение в классах гуманитарного профиля нашей школы способствует формированию компетенций, необходимых для дальнейшего образования в области гуманитарной, социальной и медиа- сферы. На профильном уровне преподаются такие предметы как русский язык, литература, история, обществознание и английский язык. Профильное обучение поддерживается элективными курсами, занятиями в системе дополнительного образования, с возможностью изучения на углубленном уровне второго иностранного языка, в том числе, иврита. Обязательным является выполнение индивидуального исследовательского проекта. В области естественных наук вместо учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология» изучается интегрированный предмет «Естествознание».
В рамках гуманитарного профиля создаются две учебные группы с различными предметами углубленного изучения для дальнейшей специализации. Обучение будет проводиться по индивидуальному учебному плану в рамках гуманитарного профиля и выбранной специализации.
Направление (специализация) «словесность и иностранные языки» предполагает углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка, истории, обществознания. Для поддержки специализации вводится элективный курс «Зарубежная литература».
Направление «Медиа-класс» предполагает углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка, обществознания. Специализация поддерживается элективными курсами «Медиа-журналистика», «Работа в видео и графических редакторах». В рамках дополнительного образования работает мастерская медиа-журналистики.
Учащиеся профильных классов нашей школы успешно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах: Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде школьников, олимпиадах высших учебных заведений, конкурсе Worldskills.
Для выпускников 9-ых классов других школ, желающих продолжить образование в учебных группах гуманитарного профиля, необходимо пройти собеседование с администрацией нашей школы. Для организации собеседования просим заполнить онлайн анкету.
Для поступления необходимо представить аттестат об окончании 9-го класса, с оценками по профильным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, английский язык) не ниже «хорошо». Если по профильным предметам в аттестате есть одна оценка «удовлетворительно», для кандидата будет проведено диагностическое тестирование по этому предмету для принятия окончательного решения о поступлении на данный профиль.
На все вопросы, связанные с поступлением в 10-ый класс гуманитарного профиля, ответит заместитель директора Наталия Владимировна Борисова, телефон +7 (910) 471-32-15, и руководитель медиа-направления Ольга Николаевна Кудрявцева, тел. +7 (926) 186-69-78.