Гусли что это такое

Почему христиане уничтожали гусли?

Каждый исследователь, изучающий историю иудохристианства на Руси, останавливается перед необъяснимым феноменом, резко негативным отношением к такому, безобидному казалось бы музыкальному инструменту как гусли.
В иудохристианстве гусли трактовались как инструмент дьявола, бесовское творение («кая пакость гоусли творят игры плескаше и песни злаго оумышлеше лоукавого»), которое отвращает людей от их иудейского бога.

Еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем » кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки».
В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: » ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».
Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Но начнем с того, что еще в 1903 году, в индийском городе Бомбее вышла на свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Тилака «Арктическая Родина в Ведах». Посветив всю свою жизнь изучению родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далёкими предками индийцев и иранцев.

И те странные явления, которые были описаны в священных книгах Ригведе, Махабхарате, Упанишадах, Тилак пришел к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около полярного круга. Именно здесь находилась прародина индоиранцев, или как они себя называли Ариев. Часть из них 4-5 тыс. лет назад ушла на территорию Индии и Ирана.
Книга Тилака переведенная на все европейские языки впервые переведена на русский только в 2000 г. Наталией Романовной Гусевой и вышла в свет в Москве в 2001 году.
В середине 50-х годов XX-го века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяяна описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин — индославы. Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал «Если бы меня спросили, какие два языка мира наиболее похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний русский и санскрит».

Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии: «Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали. Мы спали у княгини, побывали у первобрачной. И что княгиня делает? Во гусли играет, дары снаряжает».

Сотворение Вселенной
.

В древних ведических текстах, в книгах эпоса Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом. По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилась некое огромное яйцо, «вечное как семя всех существ. В нем подлинным светом был вечный Брахмо — чудесный, непредставимый, вездесущий. Тот, кто есть скрытая и не уловимая причина реального и не реального». Брахмо как соединение мужского и женского начала, то есть нечто среднее. У него было только одно свойство, это звук.

В Ашамедхикапарве Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и произвел основу личности, которая по своей сути небесна.
Заметим, что сверхсветлый свет, это название фона наших с вами русских икон. Брахмо в древнеарийских текстах называется эфиром. И утверждается — эфир высший из элементов. У него есть только одно свойство, и называется оно звуком. Эфир порождает семь звуков и аккорд.
Затем звуки эфира порождают движение или ветер. И у него уже два свойства, звук и касание, то есть инерция.

Причем инерция является собственным свойством ветра и движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками. Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Заметим что в поучении против язычества в XII-XIII века в «Слово о твари и дни рекомом недели», говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение) не солнцу, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а белому свету, то есть свету вселенскому.
Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников. В священных текстах Упанишад говориться, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь «очищающий, очищение», звучит как павана, а павака — чистый, яркий огонь.

Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь-лебедь носит название паванька, пава, павана. Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся-лебедя — паванька, пава, павана.

И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI-V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

В Ригведе гимнотворчество мудрецов (Риши или Раша) это процесс, в котором высшая творческая сила слово (озвученная мысль) создает космос, ткёт его. О единстве понятий узор ткани и узор песни, ткать ткань, излагать песню, свидетельствует такой термин санскрита как «прастава», имеющая аналогию в севернорусском диалектном «прастава», «праставка».

Но севернорусская «праставка», «прастава» это вышитая или заполненная тканым узором полоса ткани, украшающая рубахи, передники, концы полотенец набожников, скатерти, свадебные простыни, то есть сакрально означенные вещи. Санскритская же «прастава» — это священный текст, хвалебный гимн.
Так в гимнах Ригведы поэт-певец просит помочь ему, ткущему произведение, и говорит о том, что новую и новую нить ткут к небу и в океан озаренные поэты. Причем внутри текста самого гимна термин «прастава» имеет множество значений: «прастава» — это огонь, солнце, взошедшее солнце, время после восхода солнца, воздушное пространство, дождь, ветер, лето, речь, кожа человека, любовный зов, три мира.

Таким образом, исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней веды заговоров — Адхарва Веды — повествующего о сохранении гармонии во вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками».

Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (гуны) это священные столбы, о которых в Ригведе говорится «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнем поэтами, боги вступают на путь богов».
.

Источник

А вы знаете что такое Гусли?

Знаете ли вы, что такое гусли? Это музыкальный инструмент, по внешнему виду напоминающий деталь от деревянной балалайки. Ведь действительно, на корпусе присутствуют и натянутые струны, и «голосник», и ремешок для удобной игры. Сегодня мы поговорим о том, в каком веке были изобретены гусли, кем и для чего они использовались и когда завоевали признание общества?

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Краткая история происхождения

Как ни странно, национальные гусли – совсем не уникальный музыкальный инструмент. Они были изобретены в Древней Руси по образу и подобию латвийских, литовских, польских, финских, эстонских и даже греческих. Примечательно, что ещё в русских преданиях встречается упоминание об этом загадочном инструменте. С ним, по мнению народа, расхаживал Садко и Добрыня Никитич.

Вклад в развитие русских гуслей внесли и многие народы современной России. Своими идеями со славянами активно делились чуваши, марийцы, карелы и мордва.

Первое упоминание о предмете относится к восьмому-девятому веку. Интересным фактом является то, что русские люди поражали своей игрой иностранных купцов и помещиков. Даже несмотря на то, что у европейцев имелась собственная разновидность гуслей и отечественные музыканты, наши предки пользовались большой популярностью в кругах просвещённых людей.

Таким образом, можно сказать, что первые гусли появились почти пятнадцать столетий назад, а упоминания о них – несколькими веками позже. С того времени и началась история одного из интереснейших представителей национальной культуры.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Разновидности и типы гуслей

Важно знать, что русский народный инструмент гусли совсем не так прост, как кажется. Много веков назад, когда, казалось бы, людям жилось нелегко, были придуманы четыре вида инструмента. Позже в употребление был также введён клавишный вариант, однако его уже нельзя назвать элементом национального колорита.

Рассматриваемый нами щипковый инструмент подразделяется на крыловидные, лирообразные, шлемовидные и стационарные гусли. Давайте познакомимся с ними поближе.

Крыловидные

Эта самая простая и распространённая вариация нашего инструмента. Своё название он получил за схожесть с крылом крупной птицы. В народе также нередко именуется яворчатыми гуслями.

Звончатая разновидность появилась на Руси раньше остальных типов. Изготавливалась она, как правило, из коры белого клёна – одного из самых прочных и надёжных в то время материалов. Это дерево имеет название «яров», которое и подарило имя первому экземпляру. На корпусе присутствует 5-17 металлических струн.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Крыловидные гусли обладают очень ярким и звонким голосом. Их песню можно услышать в любом уголке большого концертного зала. Несмотря на это, чаще всего они играют роль «фонового» инструмента, аккомпанируя голосу певца или более яркому участнику оркестра.

Шлемовидные

Следующий тип впервые был представлен обществу лишь во второй половине четырнадцатого века. В народе их прозвали гусли-псалтирь за предполагаемое происхождение от западного псалтериума – щипкового инструмента с треугольным корпусом.

Считается, что играть на шлемовидных гуслях сложнее, чем на любых других. Это связано с тем, что на их корпусе присутствует от 10 до 26 струн. Для исполнения даже незамысловатой мелодии требуется хорошая реакция и ловкость рук.

Имеют форму древнерусского шлема, а техника игры была заимствована у населения нынешней республики Марий Эл. Согласно требованиям, правая рука отвечает за виртуозные ритмы и музыкальные фигуры, а левой в это время зажимаются аккорды.

Лирообразные

Знаете ли вы, что гусли – это близкие родственники арфы и цитры? Ярким доказательством этого факта является существование лирообразного инструмента, или гуслей с игровым окном.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

В корпусе присутствует отверстие средних размеров, предназначенное для руки музыканта. Молодой человек мог просто взять такие гусли, прижать их к бедру более узким концом и наигрывать любимые мелодии даже на ходу. Поэтому без этой разновидности не обходились во время гуляний и праздников, считая их наименее громоздким вариантом.

На «теле» гуслей присутствует пять струн, благодаря чему они имеют технику игры, похожую на классическую гитару. Их родиной считается Великий Новгород, славившийся своими мастерами и умельцами. Сейчас лирообразные гусли считаются редкостью, а оставшиеся экземпляры содержатся в музеях под строгой охраной.

Стационарные

Прямоугольные непереносные гусли можно даже назвать «гуслеобразным роялем». На нём, как правило, играют сидя на специальном табурете. Чтобы освоить игру на таком инструменте, важно изучить нотную грамоту и «приучить» пальцы к поочерёдному нажатию на 55-60 струн. Техника похожа на классическую фортепианную.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Среди стационарных гуслей также выделяют подтип клавишных. Изобретены они были лишь в начале двадцатого века, благодаря стараниям Николая Фомина – советского композитора. Корпус инструмента разделён на части: клавиши и струны. Примерно пятую часть от его длины занимает клавишный сегмент. С его помощью музыкант создаёт аккомпанемент, играя левой рукой.

Струны перебираются правой рукой, наигрывая мелодию в диапазоне четырёх-шести октав. Иногда используется медиатор, но профессионалы чаще всего обходятся без него.

Такая разновидность гуслей является нередким участником ансамблей и оркестров и отвечает за «задний» план исполняемой композиции, то есть за аккомпанемент. Игра аккордами – приоритетный метод исполнения на клавироподобных гуслях.

Конструкция

Как же, собственно говоря, устроены гусли? На этот вопрос легко смогут ответить те, кто увлекается игрой на гитаре или на арфе. Являясь типичным струнным щипковым инструментом, гусли считаются простыми в освоении именно для гитаристов и многих скрипачей.

На картинках такого музыкального инструмента как гусли можно подробно рассмотреть их строение. Он состоит из деревянного корпуса, на «колышки» которого крепятся струны. Примечательно, что их может быть как мало, так и очень много. Например, известны простейшие трёхструнные гусли, а клавишный инструмент, как мы поняли, содержит до 60.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

В зависимости от назначения предмета, в центре «тела» также присутствует голосник, необходимый для хорошего прохождения звука. Материал корпуса – как правило, хвойные породы деревьев, в особенности, ель и можжевельник. Но не забывайте, что крыловидный тип изготавливается исключительно из белого клёна.

Звучание

Песня, издаваемая гуслями, очень мягкая и приятная для любого, кто её слушает. Звук этого инструмента отлично ложится на фон основного оркестра, создавая нерезкий аккомпанемент. В сольных выступлениях часто используются тремоли и стокатто, позволяющие музыканту показать свой талант.

Представьте звучание национальной балалайки или арфы. Примерно такими же особенностями обладают и гусли, способные «околдовать» слушателя с первых секунд. Притом наш инструмент «поёт» достаточно звонко, ведь в давние времена гусляров было слышно в толпе народа.

Принцип игры и строй

На трапециевидных и треугольных гуслях, которые можно купить и сегодня, музицируют как взрослые, так и дети. Желая обучить ребёнка игре на национальном инструменте, родители отводят его в музыкальную школу и отдают предпочтение именно гуслям – яркому представителю русской культуры.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Для такого инструмента существует собственная нотная грамота. На детских экземплярах, содержащих от 9 до 12 струн, сразу нарисованы обозначения и весёлые подсказки для ребят.

Принцип игры прост: левой рукой вы зажимаете одну или несколько струн, то есть аккорд, а правой в это время нужно сыграть мелодию. Чем сложнее устройство инструмента, тем более виртуозным музыкантом надо быть для исполнения композиций на нём. Играть можно стоя, но большинство отдаёт предпочтение табуретам: главное – упереть инструмент в ногу и слегка наклонить к себе, чтобы спина и руки не устали во время игры.

Академически гусли, участвующие в оркестрах, имеют немного струн, а на сцене музыкант, как правило, чередует ансамблевые и сольные партии.

Гусли в современное время

Отличительной особенностью нашей страны является то, что русские люди чтят своих предков и традиции. То же происходит и с народными музыкальными инструментами: и сегодня вы можете приобрести гармонику, балалайку, трещотку, дудочку и, разумеется, гусли.

Немало в современном мире и любителей игры на этом инструменте: по сей день проходят концерты народной музыки, в которых гусли являются неотъемлемой частью картины. Более того, у вас есть возможность посетить сольное выступление гусляров и убедиться в том, что даже маленький инструмент способен удивить своей оригинальностью.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Заключение

Итак, сегодня мы узнали, что такое гусли, и чем они выделяются среди других национальных музыкальных инструментов. Его считают поистине уникальным, так как упоминания о нём можно встретить и в старинных преданиях, и в детских сказках, и даже в Библии.

И пусть сейчас на улице не встретить умелого гусляра, распевающего знакомые строки под собственный аккомпанемент, гусли всё равно остаются важным элементом национального колорита. Поэтому всегда чтите традиции и уважайте то, что нам оставил в наследство простой русский человек.

Источник

Гусли — инструмент гармонизации Вселенной

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит».

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» — гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей — слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны — это священные столбы, на них натянуты три струны — нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли что это такое. Смотреть фото Гусли что это такое. Смотреть картинку Гусли что это такое. Картинка про Гусли что это такое. Фото Гусли что это такое

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *