Гусли и арфа в чем отличие

Гусли и родственные им инструменты разных народов.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Конечно! Есть схожие с гуслями черты у древнегреческой лиры. Об изобретении лиры есть вот такая невероятно забавная легенда:

Да, по сравнению с таким начинает казаться, что гусли изобрели чуть ли не наши современники..

Хотя, например, ирландцы считают, что арфа — их изобретение. Арфа даже является одним из символов Ирландии. Считается, что давным-давно одна девушка уснула на берегу моря и услышала, как волшебно и чарующе звучит ветер, преломляющийся в скелете мёртвого кита — это звучали сухожилия, натянутые между рёбрами. И муж той женщины создал арфу, натянув на деревянную раму китовые сухожилия. Кстати, раньше в Ирландии было принято украшать арфу множеством драгоценностей, и подчас это делали люди далеко не богатые. Нет, дело не (только) в том, что ирландцам хотелось похвастаться перед соседями и друзьями. Оказывается, за долги в то время можно было отнять всё, кроме арфы. Ирландец может прожить без чего угодно, но не без арфы.

Жетыген кладут на колени и играют на нём — точно так же играют на, пожалуй, самом похожем на гусли музыкальном инструменте — финском кантеле. Именно из-за этого люди, знакомясь с гуслями в первый раз, часто кладут их на колени плашмя и пытаются играть щипками, хотя гораздо более распространено другое положение — когда на инструмент кладут локти и бьют по струнам широко, размашисто (говорю, основываясь на личном опыте)

На кантеле, по легенде, играл сам Вяйнямёйнен. И не только играл, но и создал — при чём если лиру, по легенде, вырезали из черепашьего панциря, а жетыген выдолбили из дерева, что весьма логично, то с кантеле гораздо более странная история. Это отрывок из «Калевалы». Я использую перевод А.Бельского и частичный собственный пересказ.

… И остановилась лодка Вяйнямёйнена с дружиной, и никто не мог понять, что за преграда на пути. Не камень ли? Нагнулся Лемминкяйнен посмотреть, что за преграда держит их, и понял, что это — огромная щука. Только у самого Вяйнямёйнена получилось вонзить в щуку кинжал и достать голову огромной рыбины из воды. Десять дев варили щуку, на камнях остались кости — челюсти и зубы. Что может получиться из них?

Старый, верный Вяйнямёйнен
Говорит слова такие:
«Из костей, однако, может
Выйти кантеле, пожалуй,
Веселящая услада,
Звонкий короб многострунный».
.
Стал скреплять те рыбьи кости,
Сам он мастером явился,
Кантеле он сам устроил,
Вещь на вечную усладу.
Короб кантеле откуда?
Он из челюсти той щуки.
Гвозди кантеле откуда?
Из зубов огромной рыбы.
Струны кантеле откуда?
Из волос коня у Хийси.

Многие люди пытались играть на кантеле. Не получалось ни у кого, ни у женщин, ни у стариков, ни у юношей, ни у девушек. И один разбуженный старец в ярости воскликнул «Прекратите шум несносный!», и что нужно эти щучьи кости либо кинуть обратно в воду, либо вернуть мастеру. И заговорило кантеле.

«Не хочу идти я в воду,
Погрузиться в глубь морскую;
Пусть на мне играет мастер
Сам своей рукой искусной».
Отнесли тихонько струны,
Осторожно положили
На создавшие их руки,
Мастеру их на колени.

Под рукою старца Вяйнё
Издает искусно звуки
Этот короб многострунный,
Кантеле из рыбьей кости.
Плавно вскидывал он пальцы,
Высоко большой он поднял.
Шло веселье за весельем,
Радость с радостью сливалась;
Это было впрямь игрою,
Песня с песнею сплеталась,
Напевали рыбьи кости,
Тон давали щучьи зубы.

И не осталось в лесу зверя — ни белки, ни лося, ни волка, ни медведя — все сбежались послушать, «и, ликуя, восторгаться».

Находя информацию об одном интересном музыкальном инструменте, узнаёшь ещё о трёх. Я не буду рассказывать сухую информацию про то, о чём не нашлось интересных историй, поэтому слушайте последнюю, но имейте в виду — есть ещё иранский сантур, по струнам которого бьют молоточкам — его, сантур, по легенде, изобрёл сам царь Давид. Есть и армянский канон, на создание которого у мастера уходит около шести месяцев — из-за особой сушки дерева, и ещё множество других музыкальных инструментов, похожих на наши любимые гусли.

Вот и все истории. Но вы, наверное, заметили, что тут нет ни одной легенды про сами гусли. Дело в том, что существует множество историй и преданий об их происхождении, и они достойны отдельного, долгого рассказа.

Источник

Гусли

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Первое, что приходит на ум при фразе «русский народный музыкальный инструмент», это гусли. Появившись много веков назад, они до сих пор не сдают позиций: интерес к ним со стороны исполнителей с годами только увеличивается.

Что такое гусли

Гулями называют старинный русский инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

В древности существовало множество разновидностей инструментов, подобных гуслям:

Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.

Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.

Устройство инструмента

Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:

История

Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.

Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива.

Схожие струнные инструменты имеются практически у каждого народа мира. В Древней Руси еще до появления письменных свидетельств гусляров изображали на рисунках. Старинные модели в большом количестве находили при археологических раскопках. Герои былинного эпоса (Садко, Добрыня Никитич) были опытными гуслярами.

Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.

Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.

Разновидности

Эволюция инструмента привела к возникновению множества видов, отличающихся количеством струн, формой корпуса, способом звукоизвлечения.

Крыловидные (звончатые)

Древнейшая разновидность русских гуслей, для которых применялось дерево явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Наиболее популярны сегодня, обладают большими возможностями настройки. Количество струн различное, обычно 5-17. Звукоряд – диатонический. Струны располагаются веерообразно: расстояние между ними сужается по мере приближения к струнодержателю. Применение крыловидных моделей – исполнение солирующих партий, а также в качестве аккомпанемента.

Лирообразные

Называются так из-за сходства с лирой. Отличительная особенность – наличие игрового окна, куда исполнители помещали вторую руку для совершения манипуляций со струнами.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Шлемовидные (псалтирь)

Шлемовидные гусли имели в запасе 10-26 струн. Играя на них, гусляр использовал обе руки: правой исполнял основную мелодию, левой аккомпанировал. Происхождение данной модели вызывает споры: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие в русскими чувашские, марийские гусли).

Большие гусли этого типа получили название «псалтирь»: их часто использовало духовенство в храмах.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Стационарные клавишные

Были сконструированы в начале XX века, основой являются прямоугольные гусли. Выглядят, как фортепиано: слева располагаются клавиши, справа – струны. Нажимая на клавиши, музыкант открывает строго определенные струны, которые должны звучать в данный момент. Диапазон инструмента составляет 4-6 октав, количество струн – 49-66. Используется преимущественно в аккомпанирующих целях, в оркестрах народных инструментов.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Стационарные щипковые

Представляют собой металлическую раму достаточно больших размеров, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Рама размещена в специальном корпусе, оснащенном ножками – это позволяет ей стоять на полу, исполнитель стоит рядом.

Пользоваться таким инструментом непросто, зато он обладает большим спектром исполнительских возможностей, позволяя исполнять шедевры любой сложности, любого музыкального направления.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Техника игры

В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.

Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.

Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.

Источник

История возникновения гуслей. Гусли на Руси – значение в народной культуре, традиции. Когда появились гусли на Руси и почему их запретили? Интересные факты о гуслях.

Всплеск интереса к в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Сегодня происходит возрождение традиций гусельной игры и научиться ей может кто угодно с помощью проекта «Мир гуслей».

Гусли в народной культуре

Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.

На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Иллюстрация к былине о Садко. Автор неизвестен.

Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?

Первое упоминание гуслей. Легендарные

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Выборг, Вяйнемёйнен, играющий на кантеле

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

В.А.Фаворский. Боян. Слово о полку Игореве

Гусли и скоморохи

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

А.М.Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи.

Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.

Гусли и раннее православие.

Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в «Голубиной книге» — известнейшем литературном памятнике, сборнике духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах ).

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Царь Давид на фронтальном барельефе Дмитриевского собора во Владимире.

Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.

Происхождение слова «гусли». Этимология слова.

Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.

Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли и лебединый строй

Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.

Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?

Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Существуют такие виды гуслей:

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Как научиться играть на гуслях?

В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.

На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Способы игры на гуслях

Интересное о гуслях

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Где сегодня играют на гуслях

Сегодня гусли — это свежо и аутентично. и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.

Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.

Источник

Гусли — инструмент гармонизации Вселенной

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит».

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» — гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей — слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны — это священные столбы, на них натянуты три струны — нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть фото Гусли и арфа в чем отличие. Смотреть картинку Гусли и арфа в чем отличие. Картинка про Гусли и арфа в чем отличие. Фото Гусли и арфа в чем отличие

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *