И чем выше я шел
Константин Бальмонт — Я мечтою ловил уходящие тени: Стих
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта
Константин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».
Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях.
По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма.
Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением Ф. Тютчева «Сон на море», персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали.
Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные.
Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому.
Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени».
Я узнал, как ловить уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(c) Константин Бальмонт
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Работа с планом: анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»
Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что символизирует, например, лестница.
Свет увидел стихотворение в 1895-ом году. Произведение содержит в себе противоположные друг другу слова, например: «тьма» — «свет», «них» — «верх», «земля» — «небо». Поэтому стихотворение можно назвать неким гимном стремлений человечества, призывом добиться цели.
Бальмонт хорошо умеет сочетать образы, яркость красоты, скрытую отвлечённость, наглядность. Это стихотворение – не исключение. Под тенями Константин Бальмонт подразумевает неясность, нераспозднанность, туманность. Чтобы дойти до вершины, до цели, необходимо развеять туман, собраться с мыслями. В произведении нужно стремиться к вершине лестницы. Лестница – это образ жизненного пути, ступеньки – очередные проблемы, задачи, которые необходимо преодолеть, чтобы добиться цели, по мнению Константина Б.
Герой в стихотворении – неоромантик. Он пытается познать загадочную бытийную сущность, познать тайны мира и мироздания. Он хочет покинуть тень, войти на свет, из низов к верхам. Стихотворение пятистрофное. Конечно, по смыслу они связанные, причём последняя аккуратно переливается в начальную, а это значит, что путь ещё не окончен, что в замкнутом круге нет выхода, нет спасения.
Пока Бальмонт писал стихотворение, он использовал приёмы четырёхстопного анапеста и рифм полных и перекрёстных. Говоря без научных терминов, творение Бальмонта красивое, певучее.
Творение прекрасно раскрыло все умения Константина Бальмонта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» отличается своей музыкальностью и певучестью. Строки переплетаются и строятся в форме композиции, которая передаёт всю глубину смысла и сущность повествуемого.
Используя непростые эпитеты и довольно часто повторяя словосочетания из конца в предыдущей фразе в начале последующей, поэт смог добиться неповторимых рифм и ритма. Автор сделал текст таинственным, переливающимся, красивым, гармонично сочетая шипение, сонорность, свист звуков.
Стихотворение окрашено в позитивном ключе. Стихотворение побуждает не останавливаться, стремиться к поставленной цели. Сам же персонаж лирики добился цели и теперь хочет помочь начинающим, донести до них то, что познал, пока стремился, пока старался.
Будьте как тот персонаж. Не останавливайтесь, не бойтесь, добивайтесь своей цели и помогайте начинающим.
В зависимости от цели анализа, некоторые позиции плана можно объединить или заменить. В целом он будет выглядеть следующим образом:
Информация о стихотворении и авторе
Используя представленную выше схему, можно начинать работать с произведением «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения по плану писать намного легче, чем пытаться быстро сочинить что-то уместное.
Автором является Константин Бальмонт. Поэт-символист создавал произведения, наполненные нетипичным и тонким смыслом, который не каждый в силах осознать. В 1895 году увидело мир стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». История создания этого произведения достаточно прозаична: автор хотел написать о человеческом стремлении к свету и немножко о себе.
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени …»
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною…
»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты.
Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени».
Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались…»), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям.
Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени…»).
Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.litra.ru/
Дата добавления: 08.08.2011
Каждое стихотворение написано в определенном жанре. Имеет свои особенности и произведение «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения показал, что работа Бальмонта является элегией – сочинением, пронизанным грустью. Пускай символизм поэта и окрашен в романтические тона, а сам автор говорит восторженно и изысканно, между строк его поэтического произведения притаилась давно возникшая в душе грусть.
Бальмонт К. «Я мечтою ловил уходящие тени»
Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.
Тема и проблема
В своей работе автор рассказывает о простых вещах. По сути, он говорит о своем становлении как поэта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого предстоит провести, рассказывает о том, как трудно чего-то достичь в жизни, но если упорно идти к своей мечте – все возможно.
Строфу, что начинается со слов «Я на башню всходил», можно принимать за описание того, как пришел Бальмонт в литературу. Но если посмотреть на эту фразу в общем контексте, то становится очевидным, что лирический герой произведения никогда не отступал от задуманного.
Сюжет, композиция, символика
Поэт пытался подняться к недосягаемым вершинам. И чем выше приходилось взбираться по профессиональной лестнице, тем менее значимым казались нелицеприятные высказывания завистников. В стихотворении отчетливо прослеживает история о том, что автор имел некие цели и отчаянно к ним стремился.
Итак, Бальмонт, «Я мечтою ловил уходящие тени»… Анализ стихотворения показывает, что прошло время, когда автору причиняла боль чужая молва. И чем ближе он приближался к собственной цели, тем ярче для него «блистало светило». Используя свои излюбленные символы, поэт говорит, что знает, «как ловить тени». То есть талант позволяет ему останавливать и восстанавливать мгновения прошлого в своих произведениях. Но он желает идти только вперед, оставив позади неоправданные надежды, потери и горести.
«Серебряный век» в отечественной литературе
В России в конце XIX века начался очень мощный интеллектуальный подъем. Хорошо это просматривается в художественной литературе, поэзии, философии того периода. Русский философ Николай Бердяев назвал это время «русским культурным ренессансом». Кстати, по одной из версий, первое употребление словосочетания «серебряный век» принадлежит именно ему.
Поэты, чувствующие ту эпоху всей душой, видели приближение перемен, которые просто раздирали страну на части. Первая революция, затем мировая война, а позже семнадцатый год — все это катком прошлось по духовной элите России, с одной стороны, просто уничтожив многих и физически, и духовно, а с другой, дав пищу для размышлений. Тема личности в то время — одна из главнейших, ведь именно личность совершала перевороты, начинала войны.
Самые выдающиеся имена той поры — это Федор Сологуб, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Александр Блок, Зинаида Гиппиус и многие другие. Принадлежал к ним и поэт-символист Константин Бальмонт.
Стилистика
Лирический герой представляется читателю в образе неоромантика, которому хочется познать все законы мирозданья и направляться к свету, своей заветной цели. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого уже подходит к концу, состоит из 5 строф, которые объединены одним смыслом. Основная особенность стилистического решения – это последняя строфа. Она плавно подводит читателя к первой.
Произведение отличается удивительной музыкальностью и плавным строем звуков. Еще одна особенность стихотворения — повтор. То есть последние слова строчки встречаются в следующей, словно образуя соединительную цепочку. Все это добавляет стиху некую таинственность, гармонию, лирическую грусть и красоту.
Завершение
После первого прочтения этого стихотворения воображение сразу же начинает рисовать одинокого человека, который сражается против целого мира. Многим может показаться, что лирический герой борется с космическими законами. На самом деле он сражается с обществом, а «ловить уходящие тени» — это не более чем извлекать из ошибок прошлого полезные уроки. Но сколько существует людей, столько существует и мнений, а символизм хорош тем, что каждый может увидеть в стихотворении что-то свое, то, с чем у него возникают определенные ассоциации.
Очень часто ученики, а иногда и учителя задаются вопросом: «Правильно ли я понял то, что хотел сказать автор?» В действительности, только одному поэту известно, что он хотел сказать. Возможно, в его произведении не было никакого послания, а лишь красивое кружево из слов. Так что любое предположение о том, что пытался донести автор, может считаться верным.
Символизм в России
В переводе с греческого языка simbolon — это «символ, знак». В Европе данное литературное течение появилось в семидесятых годах XIX века и было связано с такими именами, как Артюр Рембо или Поль Бодлер. Главная идея данного течения была в том, чтобы через символ выразить внутренний мир человека.
Для символизма очень характерны такие вещи, как:
Русский символизм, как считается, начался со статьи одного из важнейших литераторов России того периода — Мережковского, которая называется «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе», она была опубликована в 1892 году.
Расцвет русского символизма — это творчество Александра Блока, Белого, Иванова, Анненского и других поэтов начала XX века.
Константин Бальмонт — Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» Бальмонта
Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным».(1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.
Произведение Бальмонта является элегией.
Тема стихотворения – повествование поэта о своих творческих достижениях.
В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)
Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».
Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.
Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).
При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает ее деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени – символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» – автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.
Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.
Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Такой синтаксический прием, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали…
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор…
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»
Ритмика стиха – силлабо – тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.
К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)
Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.
Художественные особенности стихотворения: музыкальность стиха, возвышенность тематики, наличие образов – символов позволяют сделать вывод о том, что данное произведение написано в духе символизма.