И духами твоему что значит
И духами твоему что значит
«И духови твоему»
В конце «Трисвятой песни» Божественной Литургии на середину храма выходит чтец (иногда — диакон) с большой, блестящей книгой в руках. Эта книга называется «Апостол». В ней собраны тексты Деяний и Посланий святых апостолов для богослужения. Каждый день в Церкви положено читать отрывок (или несколько отрывков) из «Апостола». На Божественной Литургии такое чтение не только выражает смысл празднуемого события, но имеет еще одно, таинственное, значение.
Вообще, слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник». Выходящий из алтаря чтец с «Апостолом» в руках действительно выглядит как посланник, который только что, на виду у всех («Царские врата» в этот момент открыты) получил благословение, в данном случае, на некое важное задание от священника. Затем мы становимся свидетелями диалога между священником, диаконом, чтецом и хором.
Сначала говорит диакон: «Вонмем». Это слово обозначает «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». «Мир всем», — возглашает священник, стоя возле Горнего (буквально — «вышнего», «небесного») места за алтарем. Слово «мир» обозначает «спокойствие», «тишина». Только в мирном расположении духа можно воспринять духовное содержание священных слов. «И духови твоему», — громко отвечает чтец от лица всех верующих. Здесь имеется в виду ответное пожелание мира «духови», то есть, душе самого священника. «Премудрость», — снова вступает диакон. Слово «премудрость» здесь выражает то, что сейчас вниманию молящихся будет предложено слово Премудрости Божией.
Далее чтец возглашает прокимен — стих из Священного Писания. «Прокимен» значит «поставленный впереди». Хор, подобно радующимся ангелам на небесах, подхватывает прозвучавший стих и облекает его в мелодическую форму. Чтец читает следующую, новую строчку. Но хор «настаивает на своем», утверждая первую мысль. Затем чтец либо повторяет сказанное вначале, либо возглашает новый прокимен, и хор как бы соглашается с ним, повторяя те же самые слова.
В атмосфере торжества диакон еще раз напомнит: «Премудрость»! Среди воцарившейся тишины прозвучит название того отрывка из «Апостола», который собирается прочесть чтец. Например: «Соборнаго послания Петрова чтение». Слово «соборное» значит адресованное всем церквам, всему «собору», то есть, собранию верующих, а не какой-то определенной церкви, — например, «Римской» или «Галатийской», как у апостола Павла.
Торжественно прочитав сам текст послания, чтец вновь получает «мир» от священника и провозглашает: «Аллилуия»! Это слово переводится с еврейского языка как «хвалите Господа». Хор стремительно подхватывает: «Аллилуия», — и повторяет много раз, пока чтец произносит два или три стиха из священного писания. Затем, закрыв книгу, он возвращается в алтарь, исполнив свою посланническую миссию.
Если вспомнить о том, что священник во время богослужения символизирует собой Господа Иисуса Христа, то чтец «Апостола», — алтарник или диакон, — изображает посланников новозаветной проповеди, то есть, святых апостолов. По благословению Иисуса, апостолы нередко шли впереди Него, предваряя своего Учителя. Так и на Литургии Господь шаг за шагом приближается к верующим, подготовляя их к участию в Евхаристии (Причащении). Но прежде того, как Он скажет на Тайной вечери: «Приимите, ядите…», пройдет три года проповеди. На земле Палестины звучало слово посланников Христовых — апостолов, но несравненно сильнее и убедительнее было слово Самого Христа. Вскоре на Божественной Литургии прозвучит и оно, превращая пространство храма в иорданскую долину, или древние палестинские города, или прибрежное галилейское плоскогорье. Услышим мы его или нет — зависит от нас. Ведь оно звучит вот уже более двух тысяч лет для каждого человека.
ВОНМЕМ, МИР ВСЕМ, ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ
Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей. Именно перед прокимном дьякон возглашает: вонмем; священник: мир всем; дьякон: премудрость. После прокимна, перед тем как чтец скажет, из какой части книги Апостола будет читаться отрывок, дьякон возглашает: премудрость; а перед чтением Апостола: вонмем. После апостольского чтения, перед пением аллилуиа опять слышится возглас: премудрость. Потом, когда дьякон выйдет с книгой Евангелия на амвон, священник, обратясь к народу, возглашает: премудрость, прости, услышим святаго Евангелия, мир всем; и когда дьякон объявит, из какого евангелиста будет читаться отрывок, священник возглашает: вонмем.
Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем. Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: Имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 11:15, 13:9 ). Только усвоенное умом и сердцем Слово Божие может быть для нас плодотворно.
Возглашениями премудрость, прости нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (прости – прямо, бодро стойте). Иначе, нужно духовное самообладание при чтении или слушании Слова Божия, всецело приковывающее внимание к глаголам Божиим и не дающее душе отвлекаться от них сторонними предметами в рассеянности помыслов. Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле. И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души. Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи ( Мф. 10, 16 ), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.
Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир. Это отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности грешника в примирении с Богом, в прощении нам грехов. Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на 50-й псалом
Псалом 50-й — покаянный псалом. В этой статье Вы найдёте полный текст псалма и его подробное толкование. Псалом 50-й связан с Ветхозаветной историей и составлен царем Давидом. Желая завладеть Версавией, женой благочестивого Урии Хеттеянина, Давид совершил страшный грех — убийство и умолял о помиловании.
Псалом 50-й. Текст
Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Псалом 50-й. Вопросы и ответы:
Кем этот псалом составлен и когда?
Почему этот псалом называется покаянным?
Потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании; потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.
Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
Просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Безгрешных людей не существует. Господь дарует нам спасение не за наше совершенство и праведность. Бог спасает нам по своей милости и любви. От нас требуется лишь верить в его великую милость и соотносить свои дела с Его Заветами. Мы должны быть достойны милости Господа.
Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
Эти слова значат, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.
Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.
Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
Ими мы желаем умолить Бога о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Что значат слова: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси?
Слова эти означают, что Бог открыл человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: научил человека истинной вере и показал путь к Царству Небесному.
Что значат слова: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся?
Они выражают нашу просьбу, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов. Псалом часто читается в местах лишения свободы. Но он создан не только для юридических правонарушений. Псалом 50-й написан и для тех, кто совершил преступление перед Господом.
Что значат слова: возрадуются кости смиренныя?
Означают, что соделанный Давидом грех сокрушал не только его душу, но и тело, и кости. Грех беспокоит и сокрушает каждого человека. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, возстановляются.
Чего просим словами: дух прав обнови во утробе моей?
Просим Господа, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.
Чего просим словами: не отвержи мене от лица Твоего?
Просим, чтобы Бог не удалял нас от Себя, не лишал нас Своего попечения о нас. Бог никогда не отказывается от нас, но мы должны думать о том, чтобы быть достойными близости к Нему.
Чего просим словами: Духом Владычним утверди мя?
Этими словами просим, чтобы Господь силою Святого Духа утвердил нас в добре. Мы призваны к святости, но, поскольку нам недоступна святость Господа, мы должны стремиться к святости покаяния. Очищая, Господь спасает нас от греха и вечных мук.
Что значат слова: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся?
Так, по примеру пророка Давида, в благодарность за прощение грехов, обещаемся мы нечестивым внушать волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.
Чего просим словами: избави мя от кровей?
Слова эти указывают на кровь убитого Давидом мужа, женою которого он овладел; они выражают нашу просьбу, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.
Что выражают слова: возрадуется язык мой правде Твоей?
Выражают обещание наше свидетельствовать, или прославлять милость Божию.
Что значат слова: всесожжения не благоволиши?
Слова эти значат то, что Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.
Что выражают слова: ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския?
Они выражают моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.
На что указывают слова: благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая?
Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.
На что указывают слова: возложат на алтарь Твой тельцы?
Эти слова указывают также на жертвоприношение Богу.
Псалом 50-й читают, когда душу человека терзают нераскаянные грехи. Мы приносим Богу покаяние, чтобы Он даровал нам спасение по Своей милости. Православная Церковь допускает чтение псалма на русском языке, но предпочтительнее читать его на церковно-славянском, так как именно он является языком богослужения.
Читать о 50-м псалме на Правмире:
Фильмы о 50-м псалме:
Больше фильмов о покаянии на канале Правмира
Псалом 50
Надписание псалма указывает на повод написания – обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и Урией, а все содержание – покаянная молитва.
Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою (3–6). Я зачат и рожден во грехе. Ты сообщал мне откровения, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения (7–14). Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя. Такой вид богоугождения Тебе приятней внешних жертв (15–19).
За совершенный Давидом грех Бог через пророка Нафана наложил на него наказание ( 2Цар. 12:10–14 ). Такой приговор над собою Давид считает вполне заслуженным им («Господь праведен в приговоре. и чист в суде» ), так как его грех есть оскорбление Бога, требующее возмездия для научения виновного и поддержания авторитета Закона, данного в Его заповедях, пред людьми.
Такая молитва об очищении, с признанием и исповеданием заслуженности кары, кроме желания облегчения своей совести понесением последней, могла вызываться и другим побуждением – на примере Давида, караемого Богом за совершенный им грех, показать всему народу важность соблюдения ими заповедей Бога и необходимость заботы о чистоте своей жизни.
Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха.
Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные ( Лев. 14:6–7, 49–52 ), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем.
О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Дух ом. Свят ым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). – «Дай мне услышать радость и веселие» – дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. – «Духом владычественным» – то же, что и Духом Святым (14). »Утверди» – сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям.
Очищение Давида от греха послужит для него побуждением заботиться об обращении к Богу нечестивых и грешников.
Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Текст книги «Закон Божий, или Основы Православия»
Автор книги: Владимир Зоберн
Жанр: Религиоведение, Религия
Текущая страница: 10 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Это краткий стих, взятый большею частью из Псалтири. Прокимен обыкновенно показывает содержание чтения Апостола, отчего происходит и самое название «прокимен», то есть в переводе с греческого – «предлежащий»; например, в день Пасхи: «Сей день, егоже сотвори Господь…» В день Вознесения – прокимен: «Воснесися на небеса, Боже». В праздники Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа». Прокимен поется и перед Евангелием: например, на утрене и молебнах, и на вечерне перед паримиями.
Какими словами предваряется и сопровождается чтение Евангелия и Апостола?
Словами: «Премудрость, вонмем», предваряется чтение Апостола, а пением: «Аллилуиа», сопровождается оно. Словами: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелиа. Мир всем. И духови твоему. Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Вонмем», предваряется чтение Евангелия; словами же «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» сопровождается оно.
Что значат слова «Премудрость, вонмем, прости, услышим»?
Слово «премудрость» указывает на важность апостольского и евангельского чтения, то есть на то, что в них содержится Божественная премудрость; а словами «вонмем, прости, услышим» внушается то, как должно стоять при этих чтениях: вонмем, то есть будем внимательны к чтениям; прости, услышим, то есть будем стоять просто – прямо и благоговейно, и будем внимать чтению в простоте сердца.
Что значит слово «Аллилуиа»?
Что значат слова: «Мир всем. И духови Твоему»?
Мир всем – это говорит священник народу. И духови твоему, то есть духу твоему, душе твоей, – это слова священнику от народа на его слова «Мир всем». Словами этими священник народу и народ священнику желают душевного мира, который необходим при слушании чтения.
Для чего перед чтением Евангелия и после всегда поются слова «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»?
Этими словами показывается, что для нас не может быть более радостной вести, как весть, проповедуемая в Евангелии, – о Спасителе и о нашем спасении. (Само слово «Евангелие» в переводе с греческого значит «благовестие».)
Как пояснить смысл песни «Слава Тебе, Господи»?
То есть слава Тебе, Господи, за все: и за спасительное учение, и за чудную жизнь, и за совершенное тяжкими, крестными страданиями, спасение наше.
Что означает каждение во время чтения Апостола и перед Евангелием?
Это означает распространение учения апостольского и евангельского по всему свету, подобно тому как курение ладана от каждения разносится по всей церкви.
Что означает само чтение Евангелия и Апостола?
Саму проповедь Христову и апостольскую.
Как должно слушать чтение Евангелия и Апостола?
Как бы мы слушали проповедующих Самого Иисуса Христа и Его апостолов, запоминать их учение и вести себя в жизни и действиях своих по этому учению.
ЗАУПОКОЙНАЯ ЕКТЕНИЯ
Прочитайте заупокойную ектению.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Певцы: Господи, помилуй (трижды).
Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея), (имя), и о еже проститися ему (ей) всякому прегрешению вольному и невольному.
Яко да Господь учинит душу его (ее), идеже праведнии упокояются.
Милости Божия, Царства Небеснаго и оставлении грехов его (ее) у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим. Певцы: Подай, Господи.
Господу помолимся. Певцы: Господи, помилуй.
Возглас: Яко Ты еси воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея), (имя), Христе Боже наш: и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ
Прочитаем ектении об оглашенных.
1. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.
Певцы: Господи, помилуй.
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины.
Что такое «слово истины»?
Слово истины – то есть истинное христианское учение.
Откроет им Евангелие правды.
Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви…
2. Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных.
Не внушают ли некоторых чувств нам, верным, слова, обращаемые к оглашенным: «Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных»?
В это время мы должны спросить себя: не принадлежим ли и мы к числу оглашенных по жизни и делам своим и посему достойны ли мы остаться в церкви при совершении великого Таинства? И, взывая в душе словами каявшегося мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», – молимся, чтобы Господь был милостив к нам и помог нам исправиться.
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Какая часть Литургии называется Литургией верных?
Последняя, во время которой совершается самое Таинство Святого Причащения. Она начинается словами диакона: «Елицы вернии[117] 117
Елицы вернии – те, которые суть верные, или одни верные.
Почему эта часть Литургии называется Литургией верных?
Потому что к слушанию ее допускаются одни верные. С окончанием Литургии оглашенных при словах диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите», – оглашенные и кающиеся обыкновенно выходили из храма как недостойные присутствовать при совершении Таинства, и в храме оставались только одни верные.
Нельзя ли разделить на части Литургию верных?
Можно разделить ее на пять частей, так как ее составляют: во-первых, перенесение Даров с жертвенника на престол для принесения Богу и освящения; во-вторых, приготовление верных к достойному присутствию при совершении Таинства; в-третьих, совершение самого Таинства; в-четвертых, приготовление верных к причащению и самое причащение; в-пятых, благодарение за причащение и отпуст.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДАРОВ
Каким образом совершается перенесение Даров с жертвенника на престол для принесения Богу и освящения?
Это совершается на так называемом великом входе Литургии.
Как совершается этот великий вход?
После ектений, которыми начинается Литургия верных, отверзаются Царские врата и поется так называемая Херувимская песнь: «Иже[118] 118
Иже – который, которые.
[Закрыть] херувимы тайно образующе». По пропетии половины ее священник берет с жертвенника дискос со Святым Агнцем и поставляет на голову диакона, а сам берет в руки святую чашу, и таким образом они выходят из алтаря на средину храма – на солею, или за амвон. Здесь, обратясь лицом к народу, они произносят моление, чтобы Господь Бог помянул в Царстве Своем Святейшего Патриарха, местного архиерея, предстоящих в храме и всех православных христиан. Затем вносят Святые Дары в алтарь и поставляют на престоле; Царские врата затворяются и завешиваются завесою. Между тем доканчивается пение Херувимской песни.
Прочитайте и переведите Херувимскую песнь.
Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да[119] 119
Да – чтобы. Яко да – чтобы, дабы
[Закрыть] Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа.
По-русски: Мы, которые таинственно представляем собою Херувимов и воспеваем Трисвятую песнь Животворящей Троице, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех, Которого невидимо дориносят (с торжеством носят) ангельские чины. Аллилуиа.
Почему эта песнь называется Херувимскою?
Песнь эта называется Херувимскою потому, что начинается словами «Иже Херувимы», и потому, что вся она состоит, собственно, в одном херувимском слове «Аллилуиа». Слово «Аллилуиа» называется Херувимскою песнию потому, что в откровении святой евангелист Иоанн Богослов слышал, что ее поют Господу на небе Херувимы (см.: Апок. 19, 6).
Какое содержание всех прочих слов Херувимской песни?
Прочие слова ее научают, как мы должны присутствовать при совершении входа с Дарами во время пения ее и затем во время совершения самой Литургии.
Как присутствовать при совершении входа с Дарами и затем во время самой Литургии научает нас Херувимская песнь?
Во время Литургии мы воспеваем Святую Троицу, подобно как воспевают Ее на небе Ангелы, и таким образом как бы изображаем собою Ангелов. Поэтому и должно в это время уподобляться святым Ангелам, то есть подобно им не иметь в это время никаких житейских мыслей и забот. Этому научают нас начальные слова Херувимской песни: «Иже Херувимы… попечение».
Во время Литургии мы прославляем преимущественно Спасителя, умершего на кресте для нашего спасения. Если мы в это время, отложив всякое житейское попечение, углубимся в молитву и размышление о Спасителе, то это будет самым лучшим для Него почтением и прославлением: ибо так чтят и славят Его Ангелы. Этому учат нас последние слова Херувимской песни: «Яко да Царя… чинми».
Уясните поболее слова: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чин-ми».
Что значат слова «подымем» и «дориносима»?
«Подымем» в переводе с церковнославянского – поднимем. «Дориносима» значит «носимого на копьях». Слово «дориносима» составлено из двух слов: греческого «дори», что значит «копье», и русского «носить». Выражения «подымем» и «носимого на копьях» заимствованы от обыкновения древних римских воинов при провозглашении нового императора поднимать и носить его на щите копьями. Когда говорится об Иисусе Христе, что Его дориносят Ангелы, то это значит, что Ему служат, Его прославляют Ангелы. Когда говорится об Иисусе Христе, что мы Его поднимем, то это значит, что мы Ему воздадим честь и славу, Его прославим. Во время великого входа, в образе Даров, Его поднимают и переносят с жертвенника на престол – на дискосе (блюде) на голове диакон несет Агнец, и народ в это время наклоняет головы, как бы принимая участие в этом несении.
Что означает великий вход?
Кого изображают на входе священник и диакон?
Священник и диакон изображают тут Иосифа и Никодима, которые сняли тело Христово со креста и положили во гроб.
Что означает на входе воздух на плече диакона, покровы на потире и дискосе и кадильница в руках диакона?
Воздух на плече диакона и покровы на дискосе и потире изображают погребальные пелены. Кадильница, которую диакон держит в руках, изображает ароматы, принесенные Никодимом на погребение Господа.
Что означает, по совершении входа, снятие дискоса с головы диакона и постановление его на престоле и за-творение, даже закрытие завесою Царских врат?
Снятие дискоса с головы диакона изображает снятие тела Иисуса Христа со креста, а постановление его на престоле – положение тела во гроб. Затворение и закрытие завесою царских врат означает закрытие гроба Спасителя и приставленную тут стражу воинов.
Как должно стоять во время великого входа?
При этом должно вспомнить, как страдал и умер на кресте за грехи наши Христос Спаситель, как был погребен Иосифом и Никодимом, и, наклонившись при виде Даров, как бы при виде тела умершего Спасителя, должно молиться из глубины сердца словами раскаявшегося на кресте разбойника: «Помяни меня, Господи, когда при-идешь в Царствие Твое!»
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРНЫХ К ПРИСУТСТВИЮ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА
Каким образом верные приготовляются на Литургии к присутствию при совершении Таинства или освящении Даров?
Приготовление это начинается после великого входа просительною ектениею: «Исполним молитву нашу Господеви. О предложенных (приготовительных) честных Дарех Господу помолимся». После ектении диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Певцы: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Затем диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». Певцы поют «Символ веры»: «Верую во единаго Бога Отца». Перед самым пением «Символа веры» священник отнимает завесу от Царских врат и во время пения колеблет воздух над Дарами. После пропетия «Символа веры» диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Певцы поют: «Милость мира, жертву хваления». Затем священник: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами». Певцы: «И со духом твоим». Далее священник возглашает: «Горе имеим сердца». На что певцы поют: «Имамы ко Господу». Этими словами оканчивается приготовление. Затем следует совершение Таинства. Переложите на русский язык слова: «Возлюбим друг друга…» – и скажите, что выражается этими словами на Литургии.
Диакон или священник: Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы.
Певцы: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную (то есть исповемы).
По-русски: Будем любить друг друга, чтобы единодушно исповедовать (то есть прославлять):
Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.
После перенесения Даров с жертвенника на престол наступает самое важное время за Литургией, то есть совершение Таинства, принесение бескровной жертвы Тела и Крови Христовой за грехи, и при этом прославление Господа, спасшего род человеческий. В это время особенно необходимы для молящихся взаимная любовь и единодушие, так как без этого Бог не простит наших грехов и не примет нашего прославления (Мф. 5, 23–24; 6, 14–15). Эти-то любовь и единодушие и внушаются молящимся словами: «Возлюбим…»
Что делалось в древности и что делается в настоящее время после этого возглашения?
Для видимого выражения любви в древности у молящихся происходило целование находящихся в храме мужчин с мужчинами, женщин с женщинами. А в настоящее время в алтаре священники целуют руки друг у друга, если служит их несколько, а диаконы – свои орари. Переложите на русский язык слова: «Двери, двери…» – и скажите, что выражается возглашением их на Литургии.
Диакон или священник: Двери, двери, премудростию вонмем.
Двери, двери! будем внимательны к премудрости.
Словами: «Двери, двери» в древности повелевалось привратникам в храме смотреть, чтобы никто из недостойных присутствовать при совершении Таинства (каковы некрещеные и из крещеных отлученные за великие грехи от Святого Причащения) не входил в храм, равно и никто из верующих не выходил из него в наступающие важные минуты Литургии. В настоящие же времена слова эти, напоминая о древнем их смысле, предостерегают молящихся от рассеянности в важные минуты Литургии, то есть повелевают ограждать свои чувства как двери души, чтобы посредством их не входили в душу посторонние мысли, чувствования и желания. Словами «премудростию вонмем» внушается, чтобы мы имели особенную внимательность при следующем за этим произнесении «Символа веры» и совершении Таинства, то есть были особенно внимательны к премудрости «Символа…» и Таинства.
Для чего поется «Символ веры» на Литургии?
Пением «Символа веры» свидетельствуется, что на время совершения Таинства в храме остались только верующие, оглашенные вышли. С другой стороны, пред совершением Таинства верующим должно засвидетельствовать свою веру вообще, и в частности – в самое Таинство Святого Причащения, и они свидетельствуют ее пением «Символа веры[120] 120
В древние времена было и теперь в некоторых местах бывает так, что «Символ веры» поют все присутствующие в храме. При пении же «Символа веры» одними певцами должно всем присутствующим в храме про себя повторять его. Во время пения «Символа…» не должно делать поклонов; перед пением его нужно перекреститься, а в конце перекреститься и сделать поклон, так как «Символ веры» не молитва, а изложение веры.
Что означается отнятием завесы от Царских врат перед пением «Символа веры» и колебанием воздуха над Дарами во время пения?
Отнятием завесы указывается верующим на то, что только через веру открываются тайны Божии; колебанием же воздуха указывается на имеющее последовать сошествие Святого Духа на Дары, для освящения.
Переложите на русский язык слова: «Станем добре…» – и скажите, что выражается ими при совершении Литургии.
Диакон или священник: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносите.
Певцы: Милость мира, жертву хваления. Будем стоять хорошо, будем стоять с благоговением, будем внимательны, чтобы в спокойствии духа принести святую жертву.
Дары дружелюбия (или взаимной любви между христианами), жертву славословия.
Всеми этими словами: «Станем… хваления» – внушается верующим, как им должно стоять при совершении Святого Таинства. Слова певцов: «Милость мира, жертву хваления» – это продолжение слов диакона или священника: «Станем добре».
Что здесь называется словами «Святое Возношение, милость мира и жертву хваления»?
Всеми этими словами называется Таинство Святого Причащения.
Почему Таинство Святого Причащения называется милостью мира, то есть, по-русски, дарами дружелюбия или дарами взаимной любви между христианами?
Потому что в первые времена христианства хлеб и вино для Таинства брались из приношений – хлеба, вина, елея и т. п., – которые тогда по любви делали христиане, приходя в храм, и из которых тогда после Литургии устраивалась трапеза, преимущественно для бедных.
Почему Таинство Святого Причащения называется жертвою хваления, или славословия?
Потому что при совершении его не только приносится умилостивительная жертва за грехи, но Закон Божий и воздается хваление и благодарение Богу за все благодеяния, оказанные Им роду человеческому: и в сотворении мира, и в промышлении (попечении) о нем, и особенно в спасении от вечной погибели.
Переложите на русский язык слова: «Благодать Господа» и скажите, что выражается ими при совершении Литургии.
Священник: Благодать[121] 121
Благодатью Божиею вообще называется всякая милость Божия к нам.
[Закрыть] Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.
Певцы: И со духом твоим.
По-русски: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет со всеми вами.
И с твоим духом (то есть да будет).
Словами этими взаимно желают священник народу и народ священнику: благодати Иисуса Христа, любви Бога Отца и общения Святого Духа, потому что это все особенно нужно им на время совершения Таинства, чтобы достойно присутствовать при совершении. Переложите на русский язык слова: «Горе имеим…» – и скажите, что выражается ими при совершении Литургии.
Священник: Горе (кверху, вверх) имеим сердца. Будем иметь или устремим сердца вверх (то есть на небо, к Богу).
Певцы: Имамы ко Господу.
По-русски: Мы имеем (то есть сердца, уже устремленные) к Богу.
Наступает само время совершения Таинства, и священник этими словами: «Горе имеим сердца» – снова внушает, как должно стоять в это время, – горе имеим сердца, то есть должно устремить свои сердца с чувствами их к Богу, на небо; а народ ответствует, что они уже так и сделали: «Имамы ко Господу» – то есть мы уже имеем сердца, устремленные туда.
Как нам должно стоять во время приготовления верных к присутствию при освящении Даров?
Так, как внушается нам в это время словами: «Станем добре… приносити» – и: «Горе имеим сердца».
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА, ИЛИ ОСВЕЩЕНИЕ ДАРОВ
Как совершается на Литургии само Таинство Святого Причащения?
Совершение его начинается так же, как начал Сам Иисус Христос, то есть благодарением к Богу (см.: Мф. 26, 27). Священник возглашает: «Благодарим Господа», на что певцы поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Между тем священник читает про себя молитву благодарения к Богу и снова возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», на что певцы поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Совершается же Таинство подобно тому, как установлено оно Иисусом Христом. Во время пения на клиросе «Свят, Свят…» священник в тайной молитве воспоминает, как Иисус Христос в ночь накануне Своих страданий установил это Таинство, и произносит те же самые слова, которые Он изрек при его установлении. Так священник, указывая на Агнеца, произносит: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – на что на клиросе поют: «Аминь». Затем, указывая на святую чашу с вином, произносит: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов», – на что на клиросе поют: «Аминь». Затем священник, при поднятии дискоса и чаши им самим или диаконом, как бы для возношения их в жертву Богу, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». На что певцы поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Во время пения этой песни священник призывает Святого Духа для освящения Даров словами: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославный, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся», и благословляет Дары, произнося: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже (что – то есть вино) в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». И после этого хлеб и вино, хотя сохраняют вид свой хлеба и вина, но уже делаются истинным Телом и истинною Кровию Христа Спасителя. По освящении пред Дарами священник воспоминает о всех святых, а особенно о Пресвятой Богородице, возглашая: «Изрядно (особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычнице нашей Богородице и Приснодеве Марии». На что на клиросе поют известную песнь: «Достойно есть яко воистинну…[122] 122
В большие праздники (например, в Пасху и двунадесятые) вместо «Достойно есть…» поется другая песнь – ирмос 9-й песни канона с припевом. Например, в Пасху: «Ангел вопияше… Светися, светися (припев 9-й песни)».
А священник во время этого пения пред Святыми Дарами – самим Телом и Кровию Христовою молится о всех усопших и о всех живых, из живых особенно за высших пастырей и учителей в Церкви; молится об умерших – тайно, а о живых возглашает так: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального архиерея), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». На что на клиросе поют: «И всех и вся». Наконец совершение Таинства заключается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», а на клиросе пением на это: «Аминь».
Переложите на русский язык слова: «Благодарим Господа» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства Святого Причащения.
Священник: Благодарим Господа.
Певцы: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
По-русски: Возблагодарим Господа.
Достойно и справедливо поклоняться (то есть с чувством благодарения) Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.
Прежде чем началось само совершение Таинства, священник приглашает молящихся, по примеру Самого Христа Спасителя, возблагодарить Господа за благодеяние Его к людям, – возглашает: «Благодарим Господа» – а молящиеся ответствуют, что достойно и справедливо сделать это: «Достойно и праведно есть…» Переложите на русский язык слова: «Победную песнь…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
Священник: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:
Певцы: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.
По-русски: Песнь победы воспевая, возглашая, взывая и говоря:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Небо и земля полны Твоей славы. Осанна в вышних, благословен, Приходящий во имя Господа! Осанна в вышних.
Слова эти составляют продолжение молитвы, читаемой тайно священником в то время, когда на клиросе поют: «Достойно и праведно есть». В молитве священник, благодаря Бога за все благодеяния Его роду человеческому, оказанные человекам и в сотворении, и в промышлении, и особенно в спасении, благодарит и за то, что Он благоволит принимать и от нас молитвенные песни, хотя непрестанно прославляют Его на небе тысячи Ангелов, Херувимов и Серафимов, – прославляют, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще, то есть воспевая победную песнь: «Свят, Свят…»[123] 123
Об Ангелах говорится, что они прославляют Бога поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Это потому, что святой пророк Иезекииль и евангелист Иоанн Богослов в откровении видели Ангелов в образе орла, льва, тельца и человека, и в образе орла они поют, льва – вопиют, тельца – взывают, человека – глаголют (см.: Иез. 1, 10; Апок.4, 7–8). Такие изображения Ангелов мы видим вместе с изображениями евангелистов.
Что значат здесь слова «Саваоф» и «осанна» и что за песнь: «Свят, Свят… в вышних»?
«Саваоф» значит Господь сил, или воинств, то есть Ангелов, которые как бы составляют небесное воинство. Слова «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» – это слова хваления Бога от Ангелов на небе, как слышал один из пророков (Ис. 6, 3). «Осанна» с еврейского значит «спаси». Осанна в вышних – спаси на небе. «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне», – это слова, которые восклицал Иисусу Христу народ еврейский, когда Он торжественно входил в Иерусалим незадолго до Своих страданий (см.: Мф. 21, 9). Эти слова восклицал народ Иисусу Христу потому, что они были песнью, которой евреи издревле встречали царей и других знаменитых мужей, посылаемых Богом для избавления народа от бедствий. Этою же песнию прилично встречать и нам Господа, невидимо сходящего в храм, чтобы принести Себя в жертву за спасение людей на престоле, и потому мы поем ее пред совершением Таинства. Вместе с тем славим Его как Господа Благодетеля и Херувимскою песнию: «Свят, Свят…» Переложите на русский язык слова: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
Священник: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
Священник: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов.
По-русски: Приимите, ядите, это Тело Мое, которое за вас раздробляется, в отпущение грехов.
Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, которая проливается за вас и за многих, в отпущение грехов.
Это слова, которые произнес Иисус Христос при совершении Таинства в первый раз. Когда на клиросе поют: «Свят, Свят…» – то священник, в тайной молитве воспоминая, как Господь Иисус Христос, накануне Своих страданий, установил Таинство Причащения, и указывая на хлеб и вино на престоле, произносит те же самые слова, какие произнес Сам Он при установлении Таинства. «Аминь», – возглашают певцы от лица всего народа, подтверждая его веру в Таинство.
Переложите и разъясните слова: «Твоя от Твоих…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
Священник: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. По-русски: Твое от Твоих принося Тебе за всех и за все.
Твое – то есть Твои Дары, хлеб и вино; от Твоих – то есть от Твоих верующих людей; за всех – то есть за грехи всех людей; за вся – то есть за все благодеяния к людям.
Переложите на русский язык и разъясните слова: «Тебе поем, Тебе благословим…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
Певцы: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
По-русски: Тебя воспеваем, Тебя прославляем, Тебя благодарим, Господь, и молимся Тебе, Боже наш.
Слова эти – продолжение молитвы, которую тайно пред этим возгласом читает священник. В молитве сказав, что при совершении Таинства нами воспоминаются заповедь Иисуса Христа о совершении Таинства: «Сие творите в мое воспоминание», и Его спасительные страдания при распятии, погребение, воскресение из мертвых, вознесение на небо и страшное Второе Пришествие, священник возглашает: «Твоя… за вся» – и певцы поют: «Тебе… наш» – и тем выражают, что совершается именно то самое Таинство, которое заповедано Господом пред Его страданиями (Твоя), и совершается для очищения человеческих грехов (о всех) и для благодарения Его за благодеяния (за вся).
Переложите на русский язык слова: «Изрядно о Пресвятей…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
По-русски: В особенности же за Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
Слова «Изрядно…» – это продолжение молитвы, читаемой в это время тайно священником. После освящения Даров священник молит Господа принять их в благодарность за всех, прославленных на небе, святых человеков, как-то: праотцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников и прочих святых, в особенности же – за Пресвятую Богородицу; за святых молится тайно, а за Пресвятую Богородицу вслух, возглашая: «Изрядно…»
Что известно о происхождении песни «Достойно есть»?
О происхождении ее имеется следующее предание. Святой Ангел в виде странника посетил некоторого благочестивого инока на Афонской горе. Ночью они молились вместе. Когда инок хотел петь, бывшую уже в церковном употреблении, вторую половину молитвы «Достойно есть…», то есть со слов: «Честнейшую Херувим…», то Ангел остановил его – и прежде воспел, составленную им в то же время, первую половину и к ней присоединил вторую. Затем, чудесно написав это на каменной плите и сказав: «Отныне вы все, православные, пойте так», – сделался невидимым.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
По-русски: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда Блаженную и Пренепорочную и Мать Бога нашего. И мы величаем Тебя, удостоенную большей чести, чем Херувимы, и несравненно большей славы, чем Серафимы, девственно (без истления) родившую Бога Слова, истинную Богородицу.
Поистине должно почитать Пресвятую Деву Богородицу Матерью Бога нашего, истинною Богородицею, потому что от Нее родился истинный Богочеловек, Сын Божий, Иисус Христос; Присноблаженною, то есть вечно счастливою, потому что на небе удостоена Она высшей степени блаженства – выше ангельского, первого после Самого Бога; Пренепорочною или Святейшею – потому что Она жила на земле в высшей степени свято; кроме того, перед рождением Спасителя еще была освящена сошедшим на Нее Духом Святым; честнейшую Херувим и славнейшею без сравнения Серафим – потому что Она, как родившая Христа Бога, почитается верующими выше всех творений Божиих, выше без сравнения Херувимов и Серафимов, то есть самых высших из Ангелов. Херувимы и Серафимы – это высшие, ближайшие к Богу из девяти чинов ангельских.
Без истления – нерастленно, то есть с сохранением девства. Богородица родила Сына Божия Иисуса Христа; но Она как до рождения Иисуса Христа была девою, так и по рождении осталась девою, почему и называется Приснодевою.
Для чего после освящения Даров воспоминаются святые, блаженствующие на небе?
Это делается, с одной стороны, для благодарения Бога за то, что Он удостоил их Своей Божественной славы на небе, с другой – для того, чтобы Он по молитвам их не переставал изливать Свои милости на нас, грешных. Переложите на русский язык слова: «В первых помяни, Господи…» – и скажите, что выражается ими при совершении самого Таинства.
В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального архирея), ихже (которых) даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины.
Певцы: И всех и вся.
По-русски: Прежде всех помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего… и даруй для Твоих святых Церквей, чтобы они были в мире, невредимы, честны, здоровы, долговечны и верно преподавали слово Твоей истины.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.