И эта маленькая повесть есть не что иное как отрывочные воспоминания
И эта маленькая повесть есть не что иное как отрывочные воспоминания
Замысел книги для детей возник у Сергея Тимофеевича Аксакова в 1854 году. В шуточном стихотворении, написанном на день рождения внучки, он обещает ей прислать через год свою книжку «про весну младую, про цветы полей, про малюток пташек… про лесного Мишку». Но проходит два года, и Сергей Тимофеевич сообщает Оле: «… дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе». Она явно перерастала начальный замысел: изменились и содержание ее, и цель, и объем.
«Детские годы Багрова-внука» – так озаглавил Аксаков свое произведение – появились на страницах журнала «Русская беседа» в отрывках, а через год, в 1858 году, отдельной книгой. За два года до этого Аксаков напечатал «Воспоминания», где рассказал о своем отрочестве и своей юности, которые прошли в Казанской гимназии и университете. «Воспоминания» были изданы вместе с «Семейной хроникой» – хроникой жизни старшего поколения Багровых. Все журналы, отмечал Н. А. Добролюбов, «полны были восторженными похвалами художественному таланту г. Аксакова, обнаруженному им в «Семейной хронике». Авторитет С. Т. Аксакова установился с тех пор незыблемо. Его некоторые поставили главою современной русской литературы». И теперь, когда появились «Детские годы Багрова-внука», жизнь главного героя всех трех книг обрела недостающее хронологическое звено, и образовалась художественно-автобиографическая трилогия. В истории русской литературы она встала рядом – даже хронологически – с «Детством», «Отрочеством» и «Юностью» Льва Толстого.
К тому времени Сергею Тимофеевичу было далеко за шестьдесят. Почему же так поздно начинается его творческая биография, биография писателя-реалиста? И это тем более удивительно, что все в нем обещало куда более ранний писательский дебют. Но должны были пройти десятилетия, прежде чем Аксаков твердо и окончательно оценил своеобразие возможностей, заложенных в природе его таланта. Сравнивая себя с теми писателями, которые обладают талантом «чистого» вымысла, Аксаков убеждается: «Заменить… действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленные происшествия и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно… Я только передатчик и простой рассказчик: изобретения у меня на волос нет… Я ничего не могу выдумать: к выдуманному у меня не лежит душа, я не могу принимать в нем живого участия».
Долгая жизнь, предшествующая началу работы над трилогией, жизнь, тесно связанная с литературой, подводит Аксакова и еще к одному, пожалуй, самому главному выводу – к мысли об исключительной плодотворности реалистических и гуманистических устремлений русской литературы. На них он и отзовется своей трилогией.
Сергей Тимофеевич родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором, мать принадлежала к чиновной аристократии. Свои ранние годы он провел в степном имении деда, родовитого, хотя и не очень богатого дворянина. После его смерти это имение – Новое Аксаково – переходит к отцу будущего писателя. В 1800 году Сережу помещают в Казанскую гимназию, в которой учился когда-то Державин, а с осени 1804 года он – студент Казанского университета.
В детские годы на формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие по своей исповедальной доверительности отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, рассеивает его сомнения и недоумения, выступает его советчиком, укрепляя в решениях и предостерегая от опрометчивых поступков.
Принадлежность к привилегированному сословию, замечал Добролюбов, освобождала дворян от необходимости рано втягиваться в «практическую жизнь», и живой, восприимчивый мальчик обратился «исключительно к природе и своему внутреннему чувству и стал жить в этом мире».
Переживанию природы Сережа отдается с такой силой и душевной самоотдачей, что это даже пугает мать. В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, но и талант натуралиста, которым он, несомненно, обладал: радуясь приходу весны, он замечает ее приметы, пытливо наблюдает, как вьют гнезда и выращивают потомство птицы. В гимназии естествознание, или «натуральная история», стало его любимейшим предметом, что конечно же позднее помогло Аксакову написать интереснейшие книги об уженье и разных охотах.
Рано входит в духовный мир мальчика и народная поэзия: песни, исторические предания, обрядовые игры. Завороженный, слушает он в долгие зимние вечера сказительницу Пелагею, ключницу из крепостных. В ее замечательной памяти хранились и русские сказки, и множество восточных. Одну из них – «Аленький цветочек» – Сережа не только выучил наизусть, но и «сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи». А совместные семейные чтения по вечерам приохотили Сережу и к книгам.
Чтение, разжигая воображение Сережи, и без того не по годам развитое, устремляет его по новому направлению: я «пускался в разные выдумки и рассказывал разные небывалые со мной приключения, некоторым основанием или образцом которых были прочитанные мною в книжках или слышанные происшествия». Более того, он вступает в соревнование… с Шехеразадой, вставляя в ее сказки «добавления… собственной фантазии». Сережу уличали, он, озадаченный, переживал и недоумевал. А между тем эти «добавления» творило не обычное детское воображение, а просыпающаяся в нем творческая фантазия. «Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове».
Рано пробуждается в мальчике и «непреодолимое, безотчетное желание передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах», какое он сам имел о них. Это желание, столь важное, необходимое для будущего писателя, Сережа унаследовал, видимо, от матери, которая владела редким даром слова.
В Казанской гимназии юный Аксаков, как он сам вспоминает, «начал потихоньку пописывать», горячо поддерживаемый учителем словесности. И скоро, продолжает писатель, «виршами без рифм дебютировал… на литературной арене нашей гимназии». Когда Аксакова переводят в студенты созданного в Казани университета, приходит и увлечение театром. Очень скоро его признают премьером студенческого театра и даже выбирают директором и режиссером. «Я имел решительный сценический талант, и теперь думаю, что театр был моим настоящим призванием», – писал Аксаков на склоне лет. Во всяком случае, слава его как чтеца была столь широко известна, что Державин с нетерпением ждал его приезда в Петербург, чтобы «послушать себя», то есть послушать свои произведения в чтении Аксакова.
И вот когда молодой Аксаков достиг зенита своей славы, становится очевидным, что и произведения, которые представлялись Аксакову образцовыми, и манера актерской игры, которой он следовал, явно отстают от наметившегося в литературе движения к реализму.
В русской литературе развивается и крепнет движение за ее обновление, разгорается борьба против классицистической эстетики, сдерживающей художественное освоение русской действительности, ее самобытных характеров. Аксаков же увлекается «Рассуждениями о старом и новом слоге» А. С. Шишкова, нацеленными против всех жаждущих этого обновления. В драматургии, на сцене классицизм с его жесткими правилами начинает уступать место принципам жизненной достоверности и естественности. Аксаков же восхищается, увлекается предельно сентиментальными и мелодраматическими пьесами Августа Коцебу! И Аксакову нужно было увидеть игру П. А. Плавильщикова, известного драматурга и актера, одного из тех, кто разрушал классицистические каноны, чтобы понять, что его сносит куда-то в сторону от магистральных устремлений русской литературы: «Яркий свет сценической истины, простоты, естественности тогда впервые озарил мою голову».
Дополнительные материала по теме «Повторение.Обособление сравнительного оборота» 9класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Повторение. Сравнительный оборот
Основные цели урока:
1) повторить способы выражения и написания сравнительного оборота;
2)вспомнить правила обособления сравнительного оборота в предложениях;
3) уметь находить сравнительный оборот в предложениях, производить выбор нужных знаков препинания.
Личностные : осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию.
Метапредметные : владение правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, использовать на письме специальные графические обозначения на пунктуационные правила; владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Предметные: распознавание в предложении второстепенных членов;находить в предложении обстоятельства, использовать их в речи и определять способы выражения; учащиеся отличают обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, словно, точно, от сказуемых, присоединяемых теми же союзами; ставят запятую перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
Ссылка на урок: таблица,теория,практика.
Знаки препинания при сравнительных оборотах, союзах
Если оборот с союзом как имеет только значение сравнения
Твои глаза, как море, голубым колышутся огнём.
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка…
При сравнительных оборотах с союзом будто, точно, словно, что, чем
Звенит волна хрустальная, сверкает, словно молния.
Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело.
И, как будто оглушённый в наступившей тишине, смолкнул я, певец смущённый, петь привыкший на войне.
Если в основной части предложения имеются указательные слова так, такой, тот
Ничто так, как простота, не способствует сближению людей.
В оборотах не кто иной, как; не что иное, как
… Этот провал есть не что иное, как угасший кратер.
Как демон коварна и зла (демонически)
Оборот, входящий в состав сказуемого
Я смотрел как очарованный.
Я отвечал ему как мог.
Если перед оборотом стоит частица не
Да, всё он делал не как люди.
Если перед как стоят слова совсем, почти, просто, прямо
Было светло почти как днём.
Если оборот представляет собой устойчивое сочетание
беречь как зеницу ока; труслив как заяц;
сладкий как мёд; нужен как воздух и т. п.
Таблица. Знаки препинания при сравнительных оборотах
1) если они обозначают уподобление (как имеет значение «подобно»)
Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он. Её уста, как роза, рдеют.
2) если в основной части предложения находится указательное слово так, такой, тот, столь
Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте.
3) если оборот начинается сочетанием как и
К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке.
4) если оборот выражен сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п.
Экая досада! Как нарочно, ни души!
Она теперь стала снова стройной и тонкой, как прежде.
День начался, как всегда, в густом тумане.
5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как
Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ
Сравнительные обороты с союзом как запятыми не выделяются в следующих случаях:
1) если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как обычно можно заменить в этих случаях творительным падежом существительного или наречием.
Как град посыпалась картечь. Градом (сущ. в тв. п.) посыпалась картечь.
Как демон коварна и зла. Демонически (наречие) коварна и зла.
2) если союз как имеет значение «в качестве»
Ленский везде был принят как жених. Ленский везде был принят в качестве жениха.
3) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота.
Был лес как сон и снег как сон.
5) если оборот имеет характер устойчивого сочетания
Все шло как по маслу
Устно: в предложениях 1-10 расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте ответ.
1. Её глаза то широко раскрытые и светлые и радостные как день то полузастланные ресницами и глубокие и тёмные как ночь так и стояли перед его глазами (Тургенев). 2. Тургеневу как, может быть, никому другому из русских писателей подходит звание мастера (Рыленков). 3. Купфер как один из распорядителей с белым бантом на обшлаге фрака суетился и хлопотал изо всех сил (Тургенев). 4. Хваченная инеем густая листва была живописна: жёлтая, фиолетовая, рдяная как кровь она радовала глаз (Шишков). 5. Она и держится и движется как намагнитизированная как сомнамбула (Тургенев). 6. Он как человек «фатальный» должен был выкинуть какую-нибудь необыкновенную штуку (Тургенев). 7. Ни у одного из писателей не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря как у Грина (Паустовский). 8. Бунина большинство знает главным образом как прозаика (Паустовский). 9. Она вся словно окаменела (Л. Толстой). 10. Его подвижное как у актёра лицо вновь стало весёлым (Шишков).
Письменно: в предложениях 1-15 расставьте недостающие знаки препинания.
1. Мне навстречу чистые и ясные словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола (Тургенев).
2. Иногда казалось, что вот-вот пойдёт дождь; но протянутая рука ничего не ощущала но глядя на рукав платья можно было заметить следы крохотных как мельчайший бисер капель (Тургенев).
3. Шёл мелкий жёсткий снег коловший лицо как иголками (Чехов).
4. Просто она ещё как ребёнок (Герасимов).
6. И эта маленькая повесть есть не что иное как отрывочные воспоминания о тех днях счастливой близости к ним (С. Никитин).
7. Видно было, что стремился он как можно скорее уйти от этого большого серого здания (Полевой).
8. Но перед ним был не кто иной как путешествующий пешком Эгль известный собиратель песен легенд преданий и сказок (Грин).
9. Я отвечал ему как мог (Тургенев). 9
10. Урбенин и поляк как люди тяжёлые предпочли подождать нас внизу на дороге (Чехов).
11. От крови погибших как рана запёкся закат (Луговской).
12. Как снегурочка ночь за окном хороша (Луговской).
13. Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше, Печорина – герой нашего времени (Белинский).
14. Она была как меньшая любимица отца (Л. Толстой).
15. Васенда как человек положительный и практический нашёл невыгодным закреплённое место (Помяловский).
Обособление и необособление
оборотов с союзом как
Тренировочные упражнения
Упражнение 1. Сравните предложения; подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.
1. Кошка как маленький тигренок.
2. Кошка выглядит как маленький тигренок.
3. Кошка зашипела как маленький тигренок.
1. Дорога как аллея.
2. Дорога выглядит как аллея.
3. Дорога будет обсажена деревьями как аллея.
1. Трава на поляне стала мягкой как ковер.
2. Трава на поляне стала как ковер.
3. Трава на поляне как ковер.
Упражнение 2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. В каких из них оборот с как тесно связан по смыслу со сказуемым? (Обведите кружком номера таких предложений.) Расставьте знаки препинания.
1. Высушен_ая солнцем целин_ая земля была тверда как кремень. 2. Теория Эйнштейна не должна пониматься как некая окостеневшая догма. 3. Сеченов ра_матривал сон как один из важнейших вопросов в изучении высшей нервной деятельности человека. 4. И сон привид_лся ему простой и радостный как солнечный шар. 5. Это звук был как звонок будильника. 6. Все дома как пылью покрыты. 7. Как на д_садную разлуку Татьяна ропщ_т на ручей.
Упражнение 3. Обороты с союзом как могут присоединять приложения со значением «причины». Переделайте предложения, как показано на образце.
Образец. Ему, как другу, неловко взять с меня деньги. – Ему неловко взять с меня деньги, потому что он мой друг.
1. Как человек ограниченный, он не понимал, что ему говорили. –
2. Петр, как добрый человек, быстро завоевал сердце девочки. –
3. Ей, как человеку ответственному, поручались самые сложные задания. –
4. Как врач и друг, она не нашла возможным сказать всю правду. –
Упражнение 4. Оборот с союзом как может иметь значение «в качестве», а может иметь значение «причины». Найдите оборот с союзом как, укажите, какое значение он имеет, расставьте недостающие знаки.
Имеет значение «в качестве» — запятой не выделяется | Предложение | Имеет значение «причины» — запятой выделяется |
---|---|---|
1. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. | ||
2. Иванов как человек практический нашел невыгодным это место. | ||
3. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры. | ||
4. Я сохраню это письмо как память. | ||
5. Железобетон как строительный материал стал применяться недавно. | ||
6. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению. | ||
7. Эта катастрофа положила конец существованию Стронгили как целого острова. | ||
8. Она воспринимала мать как старшую сестру. | ||
9. Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву идти не могу. |
Ответ: имеет значение «в качестве» – 3, 4, 5, 7, 8; имеет значение причины – 1, 2, 6, 9.
Упражнение 5. Выделяются обороты с союзом как, если перед оборотом есть слова так, такой, столь или если союз входит в состав оборота не что иное, как; не кто иной, как. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков.
Образец. Есть такие вечные понятия, [как долг и память]. Это не что иное, [как гора].
1. Честолюбие есть не что иное как жажда власти. 2. (Н_)кого мне так (не)жаль как нашу бедную Лизу. 3. (Н_)какие развл_чения не дост_вляли мне такого удовольствия как чтение. 4. Такие города как Помпеи являются уникальными памятниками. 5. Первым царем этого народа был не кто иной как сын бога морей Посейдона Атлант.
Упражнение 6. Не выделяются обороты с союзом как, если они являются фразеологизмами. Составьте предложения с данными оборотами.
1. Видно как на ладони –
2. Сидеть как на иголках –
3. Лить как из ведра –
4. Вскочил как ужаленный –
5. Знать как свои пять пальцев –
Упражнение 7. Найдите в предложениях обороты с союзом как. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы по образцу.
Предложение | «Объяснение: оборот имеет значение «причины» |
---|---|
1. Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба. | |
2. Березовый сок полезен как общеукрепляющее средство. | |
3. Однажды под вечер он вбежал в избу как угорелый. | |
4. Был еще один человек к которому Кузьма относился как к товарищу. | |
5. Савва Иванович Мамонтов вошел в историю культуры как меценат. | |
6 К ак ребенок душою я стал. | |
7. Порфирий был одет так же как и барин. | |
8. Старая сосна как маяк на берегу. | |
9. Человек как наиболее сознательное явление мироздания обязан помогать животным. | |
10. Он явился как снег на голову. | |
11. Тонкий как волосок серп месяца блестел над рекой. | |
12. В России басня как стихотворный жанр появилась в XVIII – начале XIX века. | |
13. Добродетель есть не что иное как красота духовная. | |
14. Поздней осенью выдаются иногда такие сонные дни как сегодня. |
Образец. Вы как инициатор должны играть главную роль. Объяснение: оборот имеет значение «причины».
Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков на месте пропусков.
1. Зимой тротуар как каток (_________). 2. Валю вызвали по делу как св_детеля (_________). 3. Эта маленькая повесть есть (н_)что иное как отрывочные воспом_нания (_________). 4. Бьется в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза (_________). 5. Ветер стих так(же) внезапно как и налетел (_________). 6. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и свежа (_________). 7. Он как огня боялся фамильярности (_________). 8. Каждый день предстает передо мной как праздник (_________). 9. Они скоро узнали ее как жен_щину рас_четливую (_________). 10. Как снегурочка ночь за окном хороша (_________). 11. Я все сделаю что(бы) стать такой как она (_________). 12. Это был (н_)кто иной как Сидоров (_________). 13. Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт (_________). 14. (Н_)где при встрече не раскланивают_ся так благородно как на Невском проспекте (_________). 15. Он удивительно хорошо себя держит осторожен как кошка (_________). 16. Ей как ис_кус_ной прачке поручалось только самое тонкое белье (_________). 17. Я долго любовался ее лицом кротким и ясным как вечернее небо (_________). 18. Он вскочил со стула как ужален_ый (_________). 19. Десять часов пути даже на таком лайнере как ИЛ-95 утомляют (_________). 20. Молодые супруги были счас_ливы и жизнь их текла как по маслу (_________). 21. Володя был как укушен_ый пчелой (_________). 22. Полученный ответ рас_матривался как согласие (_________). 23. Дорога была как на ладони (_________). 24. Живопись как некая тайнопись в которой отр_жена жизнь минувших веков (_________). 25. Спят летучие мыши завернувшись в свои крылья как в плащи (_________). 26. Я ухватился с жадностью за такое невин_ое развлечение как обучение грамоте полесовщика Ярмолы (_________). 27. Изучением сна как явления занимает_ся наука называемая сомнологией (_________).
Скорый вызов
Видеоурок «Полные и неполные предложения (8 класс)»
Прибежал к ним и Эль Греко». 17. Вся наигранная весёлость, самообладание, сдержанность – всё покинуло Давыдова в этот момент. 14. Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса, в пятистах верстах от африканского материка, и именно на острове С.-Яго. 16. Искусство, вместе с речью, есть одно из орудий общения, а потому и прогресса, то есть движения вперёд человечества к совершенству.
Видеоурок «Полные и неполные предложения (8 класс)»
22. Ему тогда исполнилось шесть лет, и не просто исполнилось, а исполнилось именно в тот день – 1 мая. 23. Базаров живёт бобылём и умрёт бобылём, и притом бесполезным бобылём… 31. Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана, что он был четыре раза тяжело ранен… 57. Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром.
Олимпиада по русскому языку 8 класс, задания с ответами
34. Дни, как ручьи, бегут в туманную реку. 35. Господа, я думаю, что вы, как все порядочные люди, были влюблены хоть раз в течение своей жизни. 36. Маслом пахнет так же крепко, как в церкви.
3. Да вот, кстати (вводное слово в значении «оценка стиля, манеры речи, способа изложения и оформления мысли»; можно заменить – кстати сказать), он, лёгок на помине. 9. Бывает так, а бывает и наоборот. Видимо (вводное слово в значении «предположение, неуверенность»), тебе придётся начать с изучения этих документов. Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но главное от них осталось и наполнило её существо тем «что-то», что и было, должно быть счастьем.
§ 6. Тире в неполном предложении
На этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для 8 класса. Учитель может использовать предложенный комплект для того, чтобы школьники смогли справиться со всеми трудностями, с которыми им предстоит столкнуться.
Задание 2 Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». 7. Всем просящим он давал деньги не столькоиз доброты, сколькоиз напускного джентльменства.
9. Он был хотя иблизким, ноне лучшим другом. 11. Он может говорить когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. 13. В этом лесу есть осина, иберёза, икалина, много черёмухи. 18. Она истирает, и полы моет, и младенцев принимает, исватает, инищенствует. 19. Стол, кресла, стулья – всёбыло самого тяжёлого и беспокойного свойства. 20. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты какдля ловли бабочек, так идля раскладывания их. 21. Защитник не получил ответа на свой вопрос, да ине чувствовал в нём надобности.
24. В серьёзной тишине только слышно было чапаевский властный голос, дасвисты, дахрапы спящих бойцов. 25. Я илизарыдаю, илизакричу, или в обморок упаду. 26. Эти слова, казалось, не угрожали никому: нией, нибегущим за ним иобгоняющим её людям, нидиректору завода, ниСавчуку. 29. От дома, от деревьев, от голубятниигалереи – от всего побежали далеко длинные тени. 30. Надеждаиненависть – обе разом исчезли.
3. Кроме хозяйки, застал я в столовой ещё четырёх гостей, чиновников. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий на драматурга Ибсена, оказался младшим врачом лазарета.
7. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. 8. Мы отправились и бродили долго, до вечера. 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова.
11. Узкая, на одну телегу, дорога вилась ужом. 12. Предписание у обоих было в воинскую часть 113, то есть в группу наших войск, расквартированных в Монголии. 15. Профессия его была самая мирная – учитель.
24. И падшими вся степь покрылась, как роем чёрной саранчи. 33. Наиболее отсталые из партизан, в том числе и командиры отряда, заволновались, зашумели. 44. В кают-компании почти никто не разговаривал с бароном, исключая служебных дел, и он был каким-то чужим в дружной семье офицеров «Могучего».