И объясняли долго что значит чувство долга омонимы

Разработка контрольной работы по русскому языку «Лексика. Фразеология. Лексикология» для обучающихся 10 класса (с углублённым изучением)

Контрольная работа №2 «Лексика. Разделы лексики. Фразеология. Лексикография»

(10 класс, 1 четверть).

Раздел 1. Лексическое значение слова (7 б.)

3.Докажите, что «дом» является словом.

4. Распишите структуру предъявленной словарной статьи.

Раздел 2. Омонимия. Паронимия. Синонимия. Антонимия

Задание 1. (6 б.) Поясните термины.

1.Чем синонимы отличаются от антонимов (указать их определения и примеры синонимического и антонимического ряда).

2. Поясните отличие абсолютного омонима от его разновидностей? (с собственными примерами)

Задание 2. Найдите в тексте и выпишите (8 б.): а) омонимы; б) омоформы; в) омофоны; г) омографы.

1.И объясняли долго, что значит чувство долга. 2. И сбежала лиса в леса. 3. Чай, налитый наполовину густыми, вкусными сливками, разбудил аппетит. 4. Сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом, да крох не бросает, а снесёт в курятник. 5. Кампания Чичикова по покупке мёртвых душ стала излюбленной темой разговоров жителей города. 6. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьёзная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница. 7. Всё небо было покрыто тёмными сплошными облаками, из которых сыпалась весенняя изморось. 8. Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный жёлтыми листьями, слегка серебрился осенней изморозью.

Задание 3. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках (5 б.)

Задание 4. Найдите в предлагаемых отрывках контекстуальные синонимы и антонимы. Выпишите их. (5 б.)

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. (М.Ю. Лермонтов)

Раздел 3. Происхождение лексики: исконно русская и заимствованная лексика

Задание 1. В отрывке «Осень» А.С. Пушкина найдите старославянизмы, выпишите их и отметьте признак (5б.)

Последние листы с нагих своих ветвей;

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Задание 2. Выпишите только заимствованные слова и обозначьте признак, по которому определили заимствование. (6 б.)

Дерево, вокзал, по дороге, вилла, болото, алоэ, лавка, графин, гражданин, зодчий, меню, Петроград.

Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам, конкретное географическое название. Это река эпическая — зловещая. Что означает ее название? (3б.)

Раздел 4. Устаревшая и новая лексика. Лексика ограниченного употребления

Задание 1. Создайте таблицу с графами и заполните графы (7б.)

Сызнова, ланиты, воевода, морфемика, чело, опричник, дружина, видеомагнитофон, алиби, круиз, сюртук, кофей, тезаурус.

Раздел 5. Лексикография

Задание 1 . Назовите известные авторские словари по лексике. Первый толковый словарь? (5б.)

Задание 2. Определите: из какого словаря (словарей) данная словарная статья (статьи). (3б.)

2 статья- «Ни пуха, ни пера». Это «пожелание наоборот» досталось нам от промысловиков. Остерегаясь лесных духов, оберегающих обитателей лесов от охотников, люди изобрели словесную формулу. Высказанные вслух недобрые слова должны были усыпить бдительность духов и сопутствовать успеху. А смысл замаскированного пожелания был таков: « чтоб тебе принести побольше пуха и пера », иными словами: «больших удач тебе при охоте на птицу и зверя».

Раздел 6. Фразеология

Задание 1 . Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания? (2б.)

Задание 2. Подберите синонимы к фразеологизмам. В два счёта, от зари до зари, падать духом, правая рука, поднимать на ноги, бросаться в глаза (4б.)

Раздел 7. Изобразительно-выразительные средства языка

Задание 1. Что такое троп? (1б.)

Задание 2. Соотнесите тропы и их определения. (5б.)
1) Метафора А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности.
2) Метонимия Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения предмета.
3) Парафраз В) Употребление слов в переносе на основе сходства двух предметов.
4) Ирония Г) Замена названия описанием существенных признаков.
5) Литота Д) Употребление выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

Задание 3 . Укажите название тропа, основанного на омонимии. (2б.)

Ты грустно восклицаешь: «та ли я?
В сто сантиметров моя талия. »
Действительно, такому стану
Похвал я выражать не стану.

Задание 4. Укажите название тропа, который нередко используется в названиях прозаических литературных произведений (« Мёртвые души », «Горячий снег» ), фильмов (« Назад в будущее »), в названии праздника « Старый Новый год ». (2б.)

Раздел 8. Лексический анализ слова

Задание 1. Выполните полный лексический анализ слова (20 б.)

Старый друг лучше новых двух.

1. Проживший много лет, достигший старости. Старый человек. 2. Давно существующий, возникший, появившийся задолго до настоящего времени. Старейший университет страны. 3. Давно находящийся в употреблении, давно сделанный и утративший от времени свои качества. Старое платье. 4. Давно приготовленный и имеющий большую крепость, остроту (о некоторых напитках). Старое вино.

Источник

Билеты по русскому языку для промежуточной аттестации (1 курс СПО)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Билеты к зачету по дисциплине «Русский язык»

Упражнение. Найдите в приведенных предложениях слова, которые употреблены в переносном значении. Укажите значение данного слова.

1. Густо засеяна людьми благодатная земля Украины. (М. Горький.) 2. Испуганно жмутся друг к другу дома; в застывшие ставни стучится зима. (М. Исаковский.) 3. Угрюмый замок с его тремя башнями, с мрачными узкими окнами, с железными воротами и зеленоватой, обильно поросшей мхом стеной выглядел странно. (В. Закруткин.) 4. Где-то над головами ходили «кукурузники», эти неутомимо мурлыкающие друзья пехотинцев. получили от бойцов свое сельскохозяйственное прозвище. (О. Гончар.) 5. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А. Пушкин.) 6. Что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов.) 7. Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава. (А. Твардовский.)

Упражнение. Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.

Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.

Упражнение. Отнесите к соответствующим лексическим группам выделенные в предложении слова (I. Синонимы; II. Омонимы; III. Паронимы; IV. Антонимы).

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.

Гречн_вый, пол_вой, отрасл_вой; милост_вый, алюмини_вый, плащ_вой, эмал_вый, тюл_вый, ансамбл_вый, завистл_вый, юрод_вый, беж_вый, монаш_чий, слад_нький, пыл_вой, мальчиш_чий, вити_ватый, гуж_вой, предприимч_вый, разговорч_вый, непоседл_вый, услужл_вый, задумч_вый, участл_вый; реч_вой, замш_вый, аппетитн_нький, аккуратн_нький, мокр_ватый, сирен_вый; длинн_нький, уз_нький, рубц_ватый, щегол_ватый, осторожн_нький, замысл_ватый, пухл_нький, гуттаперч_вый, дрожж_вой, кольц_вой, весёл_нький.

Упражнение. Проанализируйте приведенные ниже примеры и выясните, в чем проявляется совпадение в словах (I. Только в написании; II. Только в произношении; III. Лишь в отдельных грамматических формах; IV. В написании и в произношении всех форм).

1. Зенитная батарея — батарея для отопления. 2. Старожил—.сторожил. 3. Острота — острота. 4. Точка в конце предложения— точка бритвы. 5. Залом—залом. 6. Пила острая — пила воду. 7. Горячая печь — печь пироги. 8. Кругом — кругом. 9. Разредить — разрядить. 10. Музыкальный такт чувство такта. И. Пострижен под бокс — помещен в бокс. 12. Парная — парная. 13. Компания — кампания.

Упражнение. Определите род существительных.

Упражнение. Проанализируйте приведенные примеры и отнесите их к соответствующей группе (I. Лексические омонимы; II. Омоформы; III. Омофоны; IV. Омографы).

1. Роз — рос. 2. Детская пища — пища от боли. 3. Географический атлас—атлас на платье. 4. Орган слуха — звучащий орган. 5. Водяной пар — земля под пар. 6. Посидел — поседел. 7. Средневековый замок — дверной замок. 8. Выращивать хлопок— раздался хлопок. 9. Частота выстрелов — чистота помещения. 10. Пою больного — пою песню. 11. Корма корабля — грубые корма. 12. Объявить шах — восточный шах. 13. Выпали дожди — выполи грядку.

Упражнение. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки.

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ..м, ломт..ки ч..рного хлеба и оливки на блюд..чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха, вот стерляди кусоч..к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего (Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов). 8. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок). 9. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин). 10. Лиз..н..ка вздохнула (Попов). 11. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку крыл..ч..ка (А.Н. Толстой). 12. В фуфа..ч..ках пуховых белый снег (Луговской). 13. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов). 14. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов). 15. Таскали – то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок). 16. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой). 17. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак). 18. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов). 19. Изредка брёл прохожий, грызя сем..ч..ки.

Упражнение. Проанализируйте приведенные примеры и отнесите к соответствующей группе выделенные слова (I. Омофоны; II. Омографы; III. Лексические омонимы; IV. Омоформы)

Упражнение. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. (Н..) кто ему не возразил, но (н..) кто и не по..держал его (Кочетов). 2. На плечах его висело (н..) что, напом..нающее пиджак (М. Горький). 3. Он (н..) когда н.. (в) чём (н..) кому не отказывал, но и (н..) чего не давал (Рыбаков). 4. Пр..дерёт..ся к тому, к сему, а чаще н.. (к) чему (Грибоедов). 5. Он не пил, не бродил по посёлку и (н..) когда н.. (с) кем не с..орился (Гладков). 6. Наряжены мы вместе город ведать, но, кажется, нам н.. (за) чем смотреть (Пушкин). 7. И опять стрельцы н.. (с) чем (А.Н. Толстой). 8. Они пострадали в самом деле н.. (за) что (Тихонов). 9. Всякий дом есть (н..) что иное, как поселенная единица (Салтыков-Щедрин). 10. Макар Семёнов стоял как н.. (в) чём ни бывало (Л. Толстой). 11. Я н.. (в) чём не виноват перед ним, я не сделал ничего плохого, ему н.. (в) чем упрекнуть меня (Нагибин). 12. (Н..) когда и (н..) зачем было об..яснять Лизке, и (за) одно и ребятам, (по) чему он поставил избу в стороне (Абрамов). 13. И все как будто стали строже: ведь (не) куда (нибудь), а всё же в Атлантику входили мы (Флеров). 14. – (За) чем пр..шёл? Н.. (за) чем. Пр..шёл просто так (Катаев).

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.

Упражнение. Определите, к какой сфере жизни общества относятся слова, появившиеся относительно недавно: 1)политика, государственное устройство, идеология, 2) экономика, 3) наука, техника, 4) медицина, 5) религия, 6) быт.

Аудитор, аудит, импичмент, клипмейкер, слаксы, спикер, леггинсы, караоке, факс, драйвер, модем, сканер, гербалайф, шоу­мен, хит, спонсор, топ-модель, плоттер, принтер, парламент, стагнация, брокер, дилер, клиринг, лизинг, менеджер, дистрибьютор, госструктура, досоветизация, бартер, иридология, гамбургер, адидасы, чакра, антиспидовый, конвертация, авторитаризм, клон, бизнес-центр, кармический, видео-кассета, картридж, инаугурация, квазиденьги, квотирование, килобайт, файл, иеговизм, исламизация, директория, йогурт, кейс, Интернет, дискхоспис, иммунодефицит, конвертация, иглорефлектотерапия, клановость, инвалюта, кейс-метод, интерактивный.

Упражнение. Найдите в приведенных примерах синонимы.

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы.

Черкес_кий кинжал, мерз_кий тип, сибир_ские кедры, кула_кий (кулак) бой, урал_кие самоцветы, вдумч_вый ответ, завистл_вый друг, марл_вый тампон, бойц_вские качества, ключ_вой вопрос, рыж_ватая шевелюра, узбе_кий хлопок, гуттаперч_вый гимнаст, таджи_кая делегация, полес_кие болота, одес_кий порт, лапч_тый лист клёна, матрос_кий костюмч_к, обидч_вый интел_игент, половин_ч_тый ответ, егер_ский слёт, навязч_вый сон, на торц_вой стороне, ра_плывч_тый фон, брат_кая могила, запасл_вая белка, неотвязч_вые мысли, белорус_кий орн_мент, сторож_вая собака, надоедл_вый дождь, мозыр_ский, полес_кий, тка_кий, зубч_тый, сбивч_вый ответ.

Упражнение. Из приведенных ниже четырех вариантов примеров выберите наиболее подходящий антоним к выделенному слову.

Упражнение. Образуйте прилагательные от следующих слов и запишите их в составе словосочетаний. Выделите суффиксы, объясните их написание.

Искусство, оккупация, редакция, множество, буква, эволюция, листва, конституция, жизнь, солома, клятва, утро, клюква, ревизия, экскурсия, иллюстрация, мужество, Отечество, агитация, торжество, обед, дивизия, число, приветствие, художество, ветер.

Упражнение. Укажите, в каком словосочетании имеется наиболее подходящий антоним к выделенному слову. Подберите антонимы к словам, обозначающим признаки в трех других примерах.

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Не (за) что благодарить; н.. (за) что не благодарил; (не) когда болтать; (не) кого спросить; увидел (н..) кого иного, как отца; (н..) кого иного не увидел; (не) кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..) кому другому нельзя доложить; (не) куда спешить; (н..) где не находил покоя; это (н..) как невозможно; (н..) какой благодарности; не (на) что купить; н.. (на) что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..) чем иным, как университетом; (н..) чем иным объяснить не мог; (н..) когда не опаздывал; (н..) куда не спешил; н.. (к) чему не притрагивался; н.. (от) куда не ждал вестей; н.. (по) чём не догадался бы; я здесь н.. (при) чём; это его (н..) сколько не занимало; (н..) чей щенок; (во) что (бы) то (н..) стало; н.. (в) какую не соглашался.

1. Понятна мне времен пр. вратность, не пр. кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр. клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр. доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр. ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр. умолкли на мгновение. 6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр. ставился. 7. Пр. имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр. пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр. даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские выходки и пр. грешения он воспр. нимал очень остро. 10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр. умножились во много раз.

Упражнение. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания.

Существо, шампунь, ничтожество, депутат, эмбарго, полслова, перила, простофиля, дружище, тамада, чудовище, куранты, секретарь, дитя, премьер-министр, бигуди, адвокат, жалюзи, окунь, желе, визави, симпатяга, сабо, мозоль, шахматы, рефери, ничья, кабальеро, амплуа, сорока, страшилище, куница, кандалы, треть, галифе, библиотекарь, алоэ, чудила, доцент, юноша, Саша Черных.

Упражнение. Укажите лексическое значение фразеологизмов.

Не в своей тарелке –

Упражнение. Определите, к какому роду и каким типам склонения относятся существительные.

Авеню, ГАИ, грусть, дрель, желе, прямая, Лилия, окно, метро, пирожное, псалтырь, рядовой, планетарий, племя, табель, вуаль, фальшь, пень, ансамбль, досье, АЭС, медаль, смерч, горечь, плющ, роль, рояль, загс, канифоль, линь, лунь, светотень, латунь, толь, тюль, тополь, дюраль, полночь, подмастерье, шинель, ваниль, сказуемое, вермишель, несессер.

Упражнение. Укажите слова, относящиеся к книжной лексике. Выясните, к каким лексико-стилистическим группам относятся другие выделенные слова.

Упражнение. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы имён прилагательных.

Гречн_вый, пол_вой, отрасл_вой; милост_вый, алюмини_вый, плащ_вой, эмал_вый, тюл_вый, ансамбл_вый, завистл_вый, юрод_вый, беж_вый, монаш_чий, слад_нький, пыл_вой, мальчиш_чий, вити_ватый, гуж_вой, предприимч_вый, разговорч_вый, непоседл_вый, услужл_вый, задумч_вый, участл_вый; реч_вой, замш_вый, аппетитн_нький, аккуратн_нький, мокр_ватый, сирен_вый; длинн_нький, уз_нький, рубц_ватый, щегол_ватый, осторожн_нький, замысл_ватый, пухл_нький, гуттаперч_вый, дрожж_вой, кольц_вой, весёл_нький.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выпишите несклоняемые существительные, определите их род. Раскройте скобки и допишите окончания.

Упражнение. Вставьте пропущенные гласные. Обоснуйте ответ.

Выр..щенный, возр..ст, выр..с, отр..сль, пор..сль, р..сти, прик..саться, прик..снуться, подп..рать, зап..реть, накл..ниться, прекл..няться, подр..внять ряды, р..внина, р..внение, пор..вняться, перет..реть, перет..рать, зам..реть, ум..рать, подб..рать, взб..раться, об..рать, уб..рать, подг..рать, уг..релый, выг..рки, приг..рь, бл..стеть, отбл..стать, пл..вец, попл..вок, жук-пл..вунец, приск..кать, ск..чок, вск..чить, ур..вень, сл..гаемое, сл..жение, выск..чка, распол..житься, пл..вчиха, укл..ниться, пол..жение, пол..гать, сж..гать, з..ря, заг..релый, р..стовщик, пром..кашка, вым..кнуть, обм..кнуть, зам..чить, непром..каемый, см..чивший, разр..внять щебень, пор..вняться с домом, ур..внять в правах, соч..тание, расст..лить, расст..лать, тв..рить, утв..рь, оз..рённый, оз..рять, з..рница, тв..рец, предл..гать, предл..жение, пол..г, прил..гать, прил..жение, нар..щение.

Трава, поле, горе, церковь, болото, голова, камень, ружьё, корова, одеяло, пальто, заря, клин, страсть, воля, здоровье, мысль, завод, Корней, скворец, город, соловей, ум, Иуда, бревно, стекло, зять, сапог, голос, перо, дно, край, купец, лгун, скука, солнце, сила, туфля, воробей, нос, кол, рояль, нога, рука, столб, кот, грязь, волк, топор (как ‘большой топор’), зима, Тимофей, доля, деревня, народ, зерно, гнездо, кадка, уж, паук, плащ, махина, плечо, пожар, детина, усадьба.

Упражнение. Спишите предложения. Укажите падеж, разряд и синтаксическую функцию числительных

Сож, левый приток Днепра, начинается в 12 км к югу от Смоленска. Общая протяжённость около 648 км, в пределах Беларуси около 493 км. Первые сведения о заселении бассейна Сожа человеком относятся к периоду среднего палеолита (около 100–40 000 лет назад). Наиболее древнее поселение на территории Беларуси, удалённое во времени на 24–22 000 лет, находится около деревни Бердыж Чечерского района. Древними городами по берегам Сожа являются Кричев, Пропойск (Славгород), основанные в 1136 году, Гомель, упомянутый в летописи под 1142 годом. Чечерск, известный с 1159 года, Волчес, правый приток Сожа, длиной около 80 километров. Его долина имеет ширину от 0,1 до 1,3 километра. Пойма реки дву­сторонняя, шириной от 50 до 350 метров. Среднегодовой расход воды в устье около 2,5 кубических метра в секунду.

Упражнение. Спишите. Определите разряд прилагательных.

Лебяжья подушка, лебяжий пух, серебряная ложка, белый гриб, белый платок, старый граммофон, старушечий кашель, пушкинская лирика, свиной жир, телячья отбивная, телячья шкура, баранье жаркое, бараний тулуп, бараний рог, масленый блин, масленые тряпки, медвежий след, медвежья услуга, медвежья шубка, гнедой конь, палевый окрас, кумачовый цвет, бежевое кимоно, надувной матрац, коричневый диван.

Упражнение. Запишите числительные словами.

О 479 экземплярах, из 159 вычесть 34, 97 (процентный), для 890 участников, к 312 прибавить 462, 140 (метровая) дорожка, сумма 270 и 180 равна 450, 17 сложить с 957, 11 сложить с 295, к 278 прибавить 248, к 584 прибавить 338, из 897 вычесть 425, 391-летие.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые з_ревые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже. В созвезди_ Близн_цов блес_нул красн_ватым глазом пробудившийся Марс – бог римских языч_ников, покр_витель войн и пожарищ_. Но этот блеск тотчас и(с, з)чез, затер_нный в мерцани_ бе_счисленных звёзд. И вот уже повисли над миром близ_кие и дальние звёз_ные гроздья. Только месяц, г_рящий ярко-ж_лтым, но всё же не(с, з)дешним светом, к_зался совсем близ_ким м_розной лесной земле. (По В.Белову)

Упражнение. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Аг..татор, агр..культура, ам..тист, атр..бут, атт..стат, баст..он, б..нзин, б..тон, б..чёвка, б..дон, б..рюза, бр..гада, в..нт..ляция, в..р..ница, в..рм..шель, в..рн..саж, в..ст..бюль, в..т..ран, в..тчина, в..н..грет, в..олончель, в..ртуоз, в..трина, вод..виль, вп..чатление, гард..роб, г..г..мония, г..н..алогия, г..н..рация, ген..альный, г..пард, г..ральдика, г..рбарий, г..рм..тизировать, г..рой, г..ацинт, г..пербола, гор..зонт, д..вальвация, д..з..нфекция, д..кламировать, д..кларация, д..л..гация, д..л..катес, д..ндрарий, д..агональ, д..адема, д..апазон, д..в..ртисмент, д..в..денд, д..з..нтерия, д..ктатор, д..л..тант, д..л..жанс, д..ректор.

Кубан_ий, бунтар_ий, плоск_ий, бурлац_ий, плотни_ий, июн_ий, бося_ий, сан-франци_ий, калмы_ий, кандида_ий, мужи_ий, рыба_ий, близ_й человек, белорус_ий трикотаж, грец_ий орех, старый дворец_ий, декабрист_ие жены, националист_ая газета, плов по-кавказ_и, заговорщиц_ий вид, пропагандист_ие речи, мерз_ая выходка, скольз_ая дорожка, тряс_ая езда, вяз_ая глина, турист_ий маршрут, уз_ая тропа, моряц_ая бескозырка, индус_ие обычаи, обувь редкой нос_ости, говорит по-француз_и, лицеист_ие традиции, наборщиц_ий, киргиз_кий, адвокат_ий, сыщиц_ий, финлянд_ий, непаль_ий, кадет_ий, авангардист_ий, батрац_ий, воин_ий, немец_ий, турец_ий, тунгус_ий, русист_ий, полковниц_ий, чиновниц_ий, журналист_ий, прикаспий_ий, дворниц_ий, молодец_ий, стрелец_ий, дворец_ий, дикар_ий, реформист_ий, мужиц_ий, таджик_ий, кулац_ий.

Упражнение. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Ол..андр, ол..мпиада, опт..мальный, опт..мизм, ор..ол, ор..гинальный, ор..ентир, пал..садник, пан..гирик, п..д..атр, п..р..гей, п..риод, п..р..петия, п..р..скоп, п..р..ферия, п..р..фраза, п..рламутр, п..рп..нд..куляр, п..рсона, п..рсп..ктива, п..скарь, п..сс..мизм, п..гмент, п..лястра, п..он, п..рамида, п..т..кантроп, пласт..лин, пл..яда, пол..клиника, пол..с..мия, пр..амбула, пр..зидент, пр..з..диум, пр..рогатива, пр..т..ндент, пр..тензия, пр..в..редничать, пр..в..легия, пр..мадонна, пр..ор..тет, прол..тариат, пь..д..стал, рад..кулит, р..в..ранс, р..визия, р..гент, р..г..страция, р..гламент, р..гулировать, р..з..да, р..з..денция, р..зонанс, р..кв..зит, р..ком..ндовать, р..ликвия, р..ликт, р..н..гат, р..п..тиция, р..приза, р..сп..ратор, р..ставрация, р..троспектива, р..ф..рат, р..ф..рендум, реч..татив, р..кошет, р..торика, р..туал, с..льд..рей, с..мантика, с..м..нар, с..нт..ментальный, с..парация, с..р..нада.

Упражнение. От данных существительных образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.

Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морорзы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте.

Упражнение. а) Согласуйте числительные с существительными. Запишите слово-сочетания.

4 (брюки), 2 (перила), 43 (ножницы), 1 (куранты), 2 (часы), 22 (сутки), 3 (сани), 8 (варенье), 5 (очки).

б) Образуйте сложные слова, раскрыв скобки

21 (тысяча), 2505 (лет), 45 (тысяча), 90 (минута), 86-%, 1490-метровый, 3 (комната) квартира, 12 (этаж) дом, 5 % раствор, 0,5 (миллион) пациент, 1,5 (километр) дистанция, 45000 (пара обуви), 30 (миллион), 100000 автомобиль, 90 (миллион) житель.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные буквы н или нн.

Фельето_ый жанр, холсти_ая рубаха, реакцио_ый жестя_ой, одеколо_ый концентрат, кури_ый бульон, миллио_ый трактор, масле_ая каша, платя_ой шкаф, муравьи_ая кислота, ветре_ая погода, ко­жа_ый плащ, мыши_ый хвост, художестве_ый стиль, масля_ое пятно, батальо_ый комиссар, чи_ый взгляд, ветчи_ая колбаса, земля_ой цвет лица, агитацио_ый плакат, оловя_ая ложка, ветря_ой двигатель, станцио_ый смотритель, серебря_ый браслет, пламе_ая речь, лебеди_ый клин, журавли_ый крик, соломе_ая шляпка, торфя_ой брикет, тума_ое утро, ю_ый возраст, полотня_ые занавески, сви_ые отбивные, недюжи_ые способности, сокрове_ое желание, подли_ые сведения, стари_ый сервиз, глиня_ый кувшин, яблоко зеле_о, сельдя_ая бочка, улица пусты_а, безапелляцио_ое суждение, песча_ики, репетицио_ое тестирование, безукоризне_ость исполнения.

Упражнение. Образуйте краткие формы прилагательных. Составьте предложения.

Хитрый, горелый, оранжевый, острый, достойный, бордовый, саврасый, трудный, сиреневый, злой, запоздалый, бредовый, проливной, разливной, карий, отсталый, комичный, человеческий, вороной, синий, красный, свободный, кислый, тухлый, дотошный.

Упражнение. Замените слова одним сложным словом с элементом-числительным пол- или полу-.

30 минут; состояние, близкое ко сну; ½ яблока; 500 г муки; половина слова; небольшая железнодорожная станция; в спортивных состязаниях: игра на первенство, предшествующая финалу; 6 месяцев; изделие, нуждающееся в окончательной обработке; середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом; короткие женские сапожки; пройти половину дороги.

Упражнение. Вставьте, где необходимо, двойную согласную. Выделите корни и приставки в словах.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный, вос..оединённый, вос..тание, воз..вание, вос..лавить, вос..ход, воз..реть, рас..екреченный, рас..ольник, рас..читанный, рас..чёт, рас..красавец, раз..адорить, рас..казать, рас..ортировать, рас..ыпаться, рас..хвалить, рос..писи, рос..казни, рос..ыпи, рас..чётный, бес..чётный, о..бивка (для кресел), раз..еваться, (народные) под..елки, под..ержать (законопроект), раз..евать (рот), под..разнивать (друга), под..ержанные (вещи), под..елать (паспорт).

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки, запишите цифры словами, согласуйте числительные с существительными.

Упражнение. Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.

Не пр..давать никакого значения, пр..дать друга, пр..даваться бесплодным мечтаниям, старинное пр..дание, пр..даное невесты, церковный пр..дел, пр..дел мечтаний, пр..дельная скорость, беспр..дельные возможности, пр..ёмник для больных собак, М.Ю. Лермонтов – пр..емник А.С. Пушкина, гостепр..имный хозяин, пр..емственность, пр..вратное понимание, старый пр..вратник, пр..бытие поезда, пр..бывание в городе, пр..творить дверь, пр..творить мечту в жизнь, пр..творщик, пр..творное веселье, пр..пирать дверь палкой, пр..пираться с отцом, не потерплю никаких пр..пирательств, пр..пирать к стенке, пр..зреть и обогреть убогого, относиться с пр..зрением, дом пр..зрения, пр..зрительная усмешка, пр..зирать опасности, пр..ходить вовремя, пр..ходящая няня, пр..входящие обстоятельства.

Упражнение. Спишите предложения. Найдите местоимения, укажите их разряд по значению и падеж.

1. Мы живём на земле и дышим её воздухом. 2. Мне грустно и легко; печаль моя светла; печаль моя полна тобою, тобою, одной тобой. 3. Сколько ей лет? 4. Ни в чём так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске. 5. Через несколько секунд грянул выстрел. 6. Кто бросил деньги? 7. Никому не говорите, что видели здесь. 8. Ты была такая же, как все женщины. 9. Пожалуй, кое в чём он был прав, этот не в меру бойкий казачок. 10. Есть было нечего. 11. Побранить меня некому. 12. Назавтра тот же разговор. 13. Ничьего не прошу сожаления 14. Енисей принимал в себя ещё одну речушку. 15. У меня было ещё несколько минут. 16. Женщины, против ожидания, ничего не сказали тому командиру. 17. Себя молве вручаю, которая стоуста. 18. Отчаянно выла зима, как будто молила кого-то.

Упражнение. Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *