И примеров этому будет более чем предостаточно

Упражнение 47. Составьте словосочетания с каждым из слов, употребив помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме.

1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь)

2) обидеться, обижен (что-нибудь)

3) обрадовался, обрадован (что-нибудь)

4) упрекать, порицать (что-то)

5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то)

6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь)

7) полный, исполненный (что-нибудь)

8) базироваться, опираться (что-то)

9) рассердился, рассержен (что-то)

10) уверенность, вера (что-либо)

11) обидеться, обижен (что-нибудь)

12) базироваться, опираться (факты)

13) влиять, сказываться (рост)

14) жажда, стремление, потребность (знания)

15) избегать, уклоняться (работа)

16) мешать, препятствие, тормозить (развитие)

17) оплатить, заплатить (проезд)

18) отзыв, рецензия (книга)

19) скучать, тосковать (дети)

20) предупреждать, предостерегать (опасность)

21) презирать, презрение (трусость)

22) свойственный, характерный, присущий (молодёжь).

Упражнение 48. Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи.

1. Диплом по теме, прислали с Украины, удостоен наградой, уважение друг друга, фотографировать в анфас, предстал в нигляже, действовал согласно договора, обзор о новинках, оплатил за учёбу, вернулся с Крыма.

2. 1. Ответ по его заявлению был получен немедленно.

2. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому.

3. Скупка вещей от населения.

4. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности.

5. Прошу оплатить мне за проделанную работу.

6. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу.

7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки.

8. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения.

9. И примеров этому будет более чем предостаточно.

10. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов.

11. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим.

12. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. 13. Об этом уже не раз указывалось в решениях студсовета.

14. Составлен график по проведению лыжных соревнований.

15. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

16. Мы верили о том, что она справится, и все убедились о том.

17. Это вселяет в нас уверенность в победу.

18. Сегодня стоит посвятить некоторое время на профилактическую проверку как собственного здоровья, так и работы машины и прочих механизмов… (Астрологическая жвачка).

19. Отчет по практике.

20. Учителю важно, чтобы учащиеся одинаково относились ко всем, ко всем ученикам и не делали отличий между друг другом.

21. Не каждый хочет уделять внимание на красивую и правильно построенную речь.

22. Майонез «Махеев» придаёт изысканный вкус к любому блюду.

Упражнение 49. Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную.

1. Большинство (проголосовало — проголосовали) за предложение.

2. Большинство из группы (выполнило — выполнили) все задания.

3. Большинство замечаний (было учтено — были учтены).

4. Восемь человек (вошло — вошли) в дом.

5. В комнате (было — были) восемь окон.

6. (Прошло — прошли) три недели.

7. Все десять компьютеров (куплено — куплены) недавно.

8. Немало храбрецов когда-то (пыталось — пытались) добраться до этих мест.

9. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало — жаждали) решительных действий и (готово было — готовы были) пойти на риск.

10. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется — отделяются), и Киевское государство распадается.

11. Полгода до защиты диплома (пройдёт — пройдут) незаметно.

12. Государство Китай (расположено — расположен) южнее.

13. Ожидается экономический и культурный (подъём — подъёмы).

14. Это происходило в конце 19 и начале 20 (века — веков)

15. Он жил в 19 — 20 (веке — веках).

16. (Консультировал — консультировала) молодой психолог Ольга Викулова.

17. Возможны политическое, экономическое и культурное (сотрудничество — сотрудничества).

18. Пассажиры первого и бизнес (класса — классов) получают бонусы.

19. Проект интересен в культурологическом и экономическом (отношении — отношениях).

Источник

Презентация по русскому языку для 9-11 классов «Лингвистические разминки в старших классах.Синтаксические нормы.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура речи. Синтаксические нормы Примакова Н. А., учитель русского языка МАОУ «Туртасская СОШ» 2017 Лингвистические разминки на уроках русского языка в 10-11 классах

Составьте словосочетания, употребив местоимения или существительные в нужной падежной форме. 1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь). 2) обидеться, обижен (что- нибудь) 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь) 4) упрекать, порицать (что-то) 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то) 6) беспокоиться, тревожиться (кто- нибудь) 7) полный, исполненный (что-нибудь)

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи Диплом по теме удостоен наградой уважение друг друга фотографировать в анфас действовал согласно договора обзор о новинках оплатил за учёбу вернулся с Крыма.

Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. 12. Не окончив школы, Сергею пришлось работать на бензозаправке. 13. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 14. Читая эту работу, мне показалось, что автор близок к истине. 16. Анализируя сказанное, всем становится ясно последствие этих решений. 15. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросился взволнованный сосед.

Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную. 1.Большинство (проголосовало — проголосовали) за предложение. 2. Большинство из группы (выполнило — выполнили) все задания. 3. Большинство замечаний (было учтено — были учтены). 4. Восемь человек (вошло — вошли) в дом. 5. В комнате (было — были) восемь окон.

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи 6. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 9. И примеров этому будет более чем предостаточно.

Составьте словосочетания, употребив местоимения или существительные в нужной падежной форме. 8) базироваться, опираться (что-то) 9) рассердился, рассержен (что-то) 10) уверенность, вера (что-либо) 11) обидеться, обижен (что-нибудь) 12) базироваться, опираться (факты) 13) влиять, сказываться (рост) 14) жажда, стремление, потребность (знания) 15) избегать, уклоняться (работа)

Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную. 6. (Прошло — прошли) три недели. 7. Все десять компьютеров (куплено — куплены) недавно. 8. Немало храбрецов когда-то (пыталось — пытались) добраться до этих мест. 9. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало — жаждали) решительных действий и (готово было — готовы были) пойти на риск.

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи 10. Посещение Венгрии обойдется туристу от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 11. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим. 12. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. 13. Об этом уже не раз указывалось в решениях студсовета. 14. Составлен график по проведению лыжных соревнований.

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи 19. Отчет по практике. 20. Учителю важно, чтобы учащиеся одинаково относились ко всем, ко всем ученикам и не делали отличий между друг другом. 21. Не каждый хочет уделять внимание на красивую и правильно построенную речь. 22. Майонез «Махеев» придаёт изысканный вкус к любому блюду.

Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. 1Начинали с нехватки самого главного — гирь нужного веса … Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. Ребята поверили в собственные силы. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Она громко вскрикнула, онемев от страха.

Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную. 10. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется — отделяются), и Киевское государство распадается. 11. Полгода до защиты диплома (пройдёт — пройдут) незаметно. 12. Государство Китай (расположено — расположен) южнее. 13. Ожидается экономический и культурный (подъём — подъёмы). 14. Это происходило в конце 19 и начале 20 (века — веков).

Составьте словосочетания, употребив местоимения или существительные в нужной падежной форме. 16) мешать, препятствие, тормозить (развитие) 17) оплатить, заплатить (проезд) 18) отзыв, рецензия (книга) 19) скучать, тосковать (дети) 20) предупреждать, предостерегать (опасность) 21) презирать, презрение (трусость) 22) свойственный, характерный, присущий (молодёжь).

В данных высказываниях найдите ошибки; определите, в чем они заключаются. Предложите правильный вариант. 1.Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина бури. 2. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта. 3. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 4. Собачка с девочкой ждала папу.

Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки. 17. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 18. Книга представляет из себя результат многолетних исследований автора. 19. Хочется пожелать вашему коллективу это успешного прохождения аттестации. 20. Декан не раз отмечал о том, что успеваемость стала лучше. 21. Это как раз и способствует в развитии совершенства состязания разных уровней и творческих планов

Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. 16. Ознакомившись с фельетонами, меня поразило умение автора пользоваться сокровищами русского языка, его богатствами. 17. Читая книги о путешествиях, у нас замирали сердца. 18. Вооружившись этими знаниями правовых норм, у вас будет право отстаивать свои права. 19. Уже позвонив в дверь напротив, до меня доходит вся комичность этой фразы.

Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки. 6. Муж ещё не был в отпуску, хотя согласно графика должен был отдыхать ещё в июне. 7. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 8. Ряд наших школ будет бастовать. 9. Я купила три метра красивой тюли. 10. Самый крупнейший город в мире — Мехико.

Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную 15. Он жил в 19 — 20 (веке — веках). 16. (Консультировал — консультировала) молодой психолог Ольга Викулова. 17. Возможны политическое, экономическое и культурное (сотрудничество — сотрудничества). 18. Пассажиры первого и бизнес (класса — классов) получают бонусы. 19. Проект интересен в культурологическом и экономическом (отношении — отношениях).

В данных высказываниях найдите ошибки; определите, в чем они заключаются. Предложите правильный вариант. 10. Каждый день Онегин посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. 11. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы. 12. Макар с детства возненавидел частную собственность и отца. 13. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже.

Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. 6. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 7. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 9. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 10. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм.

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи 1. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 2. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. 3. Скупка вещей от населения. 4. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. 5. Прошу оплатить мне за проделанную работу.

Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки. 11. В нашем общежитии живут двое вьетнамских девушек. 12. Брат ещё не пришёл со школы. 13. Все, кто хотят, по словам лидера ЛДПР, должны учиться. 14. Читатель просит объяснить о роли каталога. 15. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 16. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух).

Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи 15. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников? 16. Мы верили о том, что она справится, и все убедились о том. 17. Это вселяет в нас уверенность в победу. 18. Сегодня стоит посвятить некоторое время на профилактическую проверку как собственного здоровья, так и работы машины и прочих механизмов…

В данных высказываниях найдите ошибки; определите, в чем они заключаются. Предложите правильный вариант. 6. Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех. 7. После покупки инструмента он сказал, что будет ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре. 8. В городе построены не только школы, а также драматический театр и другие культурно- просветительные учреждения. 9. По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение поселков.

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Номер материала: ДБ-946721

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

В обороте «более чем» нужна ли запятая?

Нужна ли запя­тая в обо­ро­те «более чем» зави­сит от смыс­ла пред­ло­же­ния. Оборот «более чем» делит­ся запя­той на две части, если в кон­тек­сте име­ет­ся срав­не­ние или сопо­став­ле­ние двух объектов.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях в рас­смат­ри­ва­е­мом обо­ро­те запя­тая ста­вит­ся или не ставится.

Запятая не ставится в обороте «более чем»

Если обо­рот «более чем» не при­со­еди­ня­ет срав­не­ние или сопо­став­ле­ние одно­го объ­ек­та с дру­гим, то запя­тая перед сло­вом «чем» не ставится.

Понаблюдаем:

Нужно было прой­ти впе­ред по тро­пин­ке бо́лее чем два­дцать метров.

Мы жда­ли его не бо́лее чем три минуты.

Этот обо­рот, при­со­еди­ня­ю­щий соче­та­ние слов с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем, явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния обстоятельством:

Предложения мож­но пре­об­ра­зо­вать так:

Нужно было прой­ти впе­ред по тро­пин­ке два­дцать мет­ров, и даже больше.

Мы жда­ли его самое боль­шее три минуты.

Очевидно, что в таком кон­тек­сте, не содер­жа­щем срав­не­ния, запя­тая не нужна.

Еще при­ве­дем подоб­ные при­ме­ры с рас­смат­ри­ва­е­мым оборотом:

Мы встре­ти­лись сно­ва после бо́лее чем трех­лет­ней разлуки.

Их раз­де­ля­ло не бо́лее чем пять шагов.

Наш дядя про­жил в этом горо­де бо́лее чем десять лет.

Лодку отде­ля­ла от бере­га кром­ка воды не бо́лее чем десять метров.

Обороты «более чем наполовину», «более чем достаточно», «более чем в два раза»

Рассматриваемый обо­рот может при­со­еди­нять сло­ва со зна­че­ни­ем количества:

Стакан напол­нен бо́лее чем напо­ло­ви­ну (= мак­си­мум напо­ло­ви­ну, и даже больше).

Слово «напо­ло­ви­ну», обра­зо­ван­ное от суще­стви­тель­но­го «поло­ви­на», явля­ет­ся наре­чи­ем. В его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся при­став­ка на-:

на поло­вин у — приставка/корень/суффикс

И в этих слу­ча­ях, если нет срав­не­ния одно­го объ­ек­та с дру­гим, запя­тая не ставится.

Нам кажет­ся, она выска­за­ла свое него­до­ва­ние бо́лее чем достаточно.

За послед­ние пять лет бо́лее чем в два раза вырос­ла сто­и­мость сырья.

Запятая нужна в обороте «более чем»

Если в кон­тек­сте содер­жит­ся срав­не­ние одно­го пред­ме­та с дру­гим, то в обо­ро­те перед сло­вом «чем», кото­рое в таком слу­чае явля­ет­ся сою­зом, ста­вит­ся запятая.

Её стро­гий тон напу­гал детей более, чем угроза.

В этом кон­тек­сте тон ска­зан­ных слов срав­ни­ва­ет­ся с угро­зой, поэто­му необ­хо­ди­ма запятая.

Аналогичный при­мер:

В его дви­же­ни­ях уве­рен­но­сти боль­ше, чем у нас.

Понаблюдаем:

Но смысл про­из­но­си­мых слов она пони­ма­ла не боль­ше, чем, ска­жем, попу­гаи, сой­ки или соро­ки (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).

Внимание юно­ши было цели­ком погло­ще­но кни­гой, и это, пожа­луй, гораз­до боль­ше, чем шум пилы, поме­ша­ло ему услы­шать гро­мо­вой голос отца (Фредерик Стендаль. Красное и чёрное).

Источник

Задания для практической работы

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть фото И примеров этому будет более чем предостаточно. Смотреть картинку И примеров этому будет более чем предостаточно. Картинка про И примеров этому будет более чем предостаточно. Фото И примеров этому будет более чем предостаточно

Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из слов, используя в качестве дополнений к ним помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме.

1.1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь), 2) обидеться, обижен (что-нибудь), 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь), 4) упрекать, порицать (что-то), 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то), 6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь), 7) полный, исполненный (что-нибудь), 8) базироваться, опираться (что-то), 9) рассердился, рассержен (что-то), 10) уверенность, вера (что-либо), 11) обидеться, обижен (что-нибудь).

2.1) Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор), 2) беспокоиться, тревожиться (дети), 3) базироваться, опираться (факты), 4) влиять, сказываться (рост), 5) жажда, стремление, потребность (знания), 6) избегать, уклоняться (работа), 7) мешать, препятствие, тормозить (развитие), 8) обвинять, осуждать (неискренность), 9) оплатить, заплатить (проезд), 10) отзыв, рецензия (книга), 11) скучать, тосковать (дети), 12) отметить, остановиться (достижение), 13) предупреждать, предостерегать (опасность), 14) презирать, презрение (трусость), 15) преимущество, превосходство (оппонент), 16) свойственный, характерный, присущий (молодёжь), 17) заведующий (кафедра), 18) управляющий (банк).

Задание 2. Исправьте ошибки в использовании связи управления в следующих высказываниях.

1. Прошу оплатить мне за проделанную работу. 2. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 3. Составлен график по проведению лыжных соревнований. 4. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 5. И примеров этому будет более чем предостаточно. 6. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников? 9. Мы верили о том, что она справится. 10. Детям объяснили о значении физкультуры в их жизни. 11. Это вселяет в нас уверенность в победу. 12. Сегодня стоит посвятить некоторое время на профилактическую проверку собственного здоровья и работы машины и прочих механизмов. 13. Учащиеся одинаково относились ко всем ученикам и не делали отличий между друг другом. 14. Мой дед был удостоен наградой. 15. Они проявляли уважение друг друга. 16. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 17. Было видно его превосходство перед соперником. 18. Адресовал письмо к сестре. 19. Рецензию о книге получили. 20. Аннотация о статье написана. 21. В подготовке к урокам литературы я старалась как можно больше приготовить дидактического материала. 22. Ребята поверили собственным силам.

Источник

Задания для самостоятельной работы

(практическое занятие №8)

1. Образуйте формы ед. числа ж. рода и мн. числа от следующих прилагательных: черепаший, патриарший, росомаший, княжий, монарший, лисий, охотничий, волчий, заячий, отчий, человечий, фазаний, крокодилий, орлий.

2. Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих прилагательных: броский, веский, вязкий, едкий, ёмкий, жестокий, жуткий, звонкий, знобкий, зябкий, клейкий, короткий, краткий, липкий, ломкий, маркий, меткий, резкий, стойкий, терпкий, тряский, тугой, тяжкий, хваткий, хлёсткий, хлипкий, хрусткий, цепкий, шаткий, юркий; гадкий, гладкий, жидкий, сладкий.

3. Образуйте от следующих глаголов форму первого лица ед. числа; в случае затруднений пояснить причины либо отсутствия такой формы, либо неудобств, связанных с её использованием, и выразить соответствующее значение описательно или с помощью синонимов; назвать просторечные варианты: ощутить, мутить, бузить, дудеть, пылесосить, висеть, победить, убедить, очутиться, шкодить, дерзить, затмить, окрыситься, угнездиться, принудить, сбрендить, бутузить, контузить, чудить, весить, умилосердить, обезопасить, бдеть.

Укажите глаголы, которые свободно образуют форму первого лица ед. числа и, соответственно, не являются глаголами недостаточного спряжения.

4. К недостаточным глаголам специалисты относят и те глаголы, от которых нельзя образовать форму первого и второго лица как единственного, так и множественного числа по семантическим причинам: закипеть, усыхать, ржаветь и др. Имеет ли такое понимание недостаточных глаголов отношение к ортологии?

5. Образуйте от следующих глаголов форму третьего лица единственного числа настоящего времени: колыхать, крáпать, капать, кудахтать, махать, щипать, глодать, прыскать, икать, хромать, страдать, внимать, поднимать, чéрпать, мяукать, блистать, трепать, мурлыкать, метаться, плескаться, полоскать, рыскать, тыкаться, хлестать, хныкать, стонать, кликать, колебать, клеветать, алкать, курлыкать, жаждать.

6. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1. На совещании был… представлен… пятнадцать стран, причем большинство из посланцев являл…сь депутатами парламентов. 2. Большинство картин художников-передвижников, защищавших новое содержание и новые формы в живописи, был…воспринят… как протест против застоя в искусстве. 3. Ряд столов находил…сь/ся посередине большой комнаты. 4. Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова посвящен… исследованию творчества Некрасова. 5. За месяц израсходован… тысяча рублей. 6. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов трат…т огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить «нормального ребенка». 7. В Италии ежегодно в среднем проход…т по 12 забастовок. 8. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней. 9. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе. 10. До окончания школы остал…сь полтора года. 11. Три года после окончания института работал….инженер Петрова на заводе.

7. Синтаксические конструкции, в которых использован прием параллельного построения, представляют собой одно из самых ярких и выразительных языковых средств. Однако их использование требует осторожности: в противном случае может возникнуть незапланированный комический эффект. Так, пример неудачного использования приема синтаксического параллелизма * На Дунае стоит крепость, а на крепости стоит Ярославна напоминает логику известного «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Задание: проанализируйте приведенные ниже фразы из газет, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки, попытайтесь понять ее причины. Предложите правильный вариант каждой фразы.

1. Празднества намечены с 23 мая по 3 июня. 2. Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы убедить пациента в гипертрофированной оценке обстоятельств. 3. Иными словами, по мнению недоброжелателей Ильи Клебанова, все реформирование сделано под него, с тем чтобы контролировать или руководить в будущем одним из военных холдингов. 4. Стал бы президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал и ругал Зюганова и Явлинского. 5. Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

8. Прочитайте. Найдите ошибки, двусмысленность в данных высказываниях. Исправьте.

1. Ихние вещи, евоный диск, ейная сумка, подарок для ней, впереди их, около её, позвал к ему. 2. Мимо их пронеслась машина. По поводу него уже много говорили. Сестра старше него. Мы работаем лучше неё. 3. Ему приходится объяснять самые элементарные вещи. Я застал его у себя дома. Преподаватель предоставил студенту возможность ознакомить со своим докладом слушателей. Он велел другу передать сестре свои извинения. Андрей предложил брату провести гостей в свою комнату. Учитель просил ученика обратить внимание на свои исправления. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире. Девушка предложила ему почитать свои стихи.

9. Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи.

1. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 2. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. 3. Скупка вещей от населения. 4. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. 5. Прошу оплатить мне за проделанную работу. 6. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 9. И примеров этому будет более чем предостаточно. 10. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 11. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим.

10. Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную.

1. Большинство (проголосовало – проголосовали) за предложение. 2. Большинство из группы (выполнило – выполнили) все задания. 3. Большинство замечаний (было учтено – были учтены). 4. Восемь человек (вошло – вошли) в дом. 5. В комнате (было – были) восемь окон. 6. (Прошло – прошли) три недели. 7. Все десять компьютеров (куплено – куплены) недавно. 8. Немало храбрецов когда-то (пыталось – пытались) добраться до этих мест. 9. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало – жаждали) решительных действий и (готово было – готовы были) пойти на риск. 10. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется – отделяются), и Киевское государство распадается.

11. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 3. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 4. Жизнь героя была трудной, бедной и не радостна. 5. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 6. Муж ещё не был в отпуску, хотя согласно графика должен был отдыхать ещё в июне. 7. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 8. Ряд наших школ будет бастовать. 9. Я купила три метра красивой тюли. 10. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 11. В нашем общежитии живут двое вьетнамских девушек. 12. Брат ещё не пришёл со школы. 13. Все, кто хотят, по словам лидера ЛДПР, должны учиться. 14. Читатель просит объяснить о роли каталога. 15. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 16. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 17. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 18. Книга представляет из себя результат многолетних исследований автора.

12. Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1. Начинали с нехватки самого главного – гирь нужного веса … Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. Ребята поверили в собственные силы. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Она громко вскрикнула, онемев от страха. 6. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 7. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 9. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 10. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *