Иберийская атлантика что это

Интересное и удивительное об Атлантическом океане

Атлантический океан простирается с севера на юг – от Гренландии до Антарктиды, а с запада на восток – от Европы и Африки до Американских земель. Он проходит через все климатические пояса нашей планеты.
Атлантический океан является вторым по величине среди других океанов после Тихого. Глубина Атлантического океана в самом глубоком месте равна 8742 метрам. Это место имеет название «Желоб Пуэрто-Рико» и находится неподалеку от острова Гаити.
Объём вод океана приблизительно в 11 раз превышает объем всех антарктических льдов и составляет 329,66 млн км3 (25% Мирового океана). В Атлантике нередко происходят сильные бури, которые способны причинить вред даже современным крупным кораблям.
Океан получил такое название от древнегреческого слова «Атлантис» – название острова, на котором согласно греческой мифологии великан по имени Атлант держал небо на плечах.

Загадки и тайны Атлантического океана, интересные факты о нём

Эта водная равнина имеет гигантские размеры, и поэтому тайн, загадок и различных интересных фактов у неё превеликое множество.

Это самое загадочное место на Земле находится именно в Атлантическом океане. Никто до сих пор не может объяснить всего, что там происходит – ни учёные, ни исследователи паранормальных явлений, ни уфологи. Но уже давно известно, что в этих местах творится что-то по нашим меркам сверхъестественное: пропадают целыми флотилиями корабли и эскадрильями самолеты. Объяснений придумывают множество, но ни одно из них не выдерживает ни проверки, ни критики. Одни считают, что там периодически поднимаются огромные волны, которые становятся причиной гибели кораблей, другие – гигантские водовороты и т.д. Но как в таком случае пропадают самолёты? Помимо всего прочего было доказано, что там большие скопления метана, которые образуют так называемые метановые пузыри. Такой пузырь вполне может затянуть корабль на дно и даже вывести из строя двигатель самолета. Но это не объясняет того, что пропавшие суда иногда возвращаются спустя годы и без команды, – прозванные в народе «Летучими голландцами». Кроме того, в этих местах наблюдались явления телепортации – корабль исчезал в одном месте, а появлялся в другом, и команда с пассажирами, если им повезло уцелеть, не могли ни вспомнить, ни объяснить случившееся. Метановый пузырь подобное «организовать», разумеется, не может. Есть и те, которые зашли чересчур далеко в своих фантазиях и приписывают эти явления проделкам инопланетян. Но это уже вряд ли представляется чем-то серьезным. В любом случае, исчерпывающего ответа на вопрос, что же там все-таки время от времени случается, пока никто не дал.

Атлантида – миф или реальность?

На счет того существовало или нет такое государство множество мнений «за» и против». Согласно легенде, это был остров в Атлантическом океане, жители которого были намного более продвинуты в науках и технических достижениях по сравнению с другим населением Земли того времени. Впервые сведения об этой цивилизации были получены из сочинений Платона. На тот момент их сочли за выдумки. Впоследствии некоторые исследователи стали считать, что это не миф. Предпринимались попытки найти ушедший под воду остров с помощью субмарин, в том числе подводным обитаемым аппаратом «Аргус», разработанным РАН. И вот в 1979 году научно-исследовательским судном Московского университета «Академик Петровский» были получены фотографии морского дна рядом с подводным вулканом Ампер. Стоянка была выбрана чисто случайно прямо над подводной горой. В этом месте под слоем песка были обнаружены развалины древнего города.
Самое интересное, что место, где были найдены руины, находилось недалеко от входа в Гибралтарский пролив. Это совпадало с тем, что писал Платон, утверждающий, что Атлантида располагалась недалеко от Геркулесовых столбов, которые согласно древнегреческим мифам увенчивали вход в пролив. Вулкан Ампер раньше возвышался над землей и был островом. По всей вероятности, город, обнаруженный на дне, находился раньше на этом острове, и извержение вулкана стало причиной его гибели. Пока что нет ответа на вопрос – была ли это действительно Атлантида. Затонувший и ныне найденный город является одной из множества загадок Атлантического океана.

Саргассово море является единственным на планете, у которого есть границы, но нет берегов. Оно представляет собой участок в океане, окружённый со всех сторон течениями: Гольфстрим – на западе, Северо-Атлантическое – на севере, Канарское – на востоке и Северное Пассатное – на юге. Эти течения приносят туда весь океанический хлам, превращая море в огромную свалку. Мусор, плавающий в стоячей воде, создаёт большую экологическую проблему. Кроме того данный участок воды заполнен громадным числом водорослей, которые называются саргассумами (отсюда и название моря). Всё это вкупе создаёт осложнение в том числе и судоходству, поскольку понятное дело, что по этому так называемому «лугу океана» корабли могут передвигаться с большим затруднением.
Ещё одним удивительным и обоснованным фактом является то, что угри из океана прибывают на нерест именно сюда.

Эту подводную великую реку справедливо называют «самой большой отопительной системой в мире». И таковое название естественно оправдано, течение обогревает всю Западную Европу. То есть Гольфстрим поддерживает мягкий климат огромной территории. Средняя скорость объёмного потока воды составляет 100 Sv. Сегодня есть сведения о том, что скорость течения замедляется, и это, к сожалению, грозит природными катаклизмами.
Подобное уже помнит история Европы. Это время названо «малым ледниковым периодом», первая фаза которого пришлась на XIV век. Тогда изменение климата, связанное с замедлением скорости Гольфстрима, принесло повсеместный неурожай и голод, повлекший повальную смертность людей. Средневековые сказания повествуют нам о том, что взбунтовавшийся в это время Атлантический океан поглотил некие «Остров Дев» и «Антилию», изображавшиеся на картах вплоть до XV века.
Однако на этом бедствия не остановились. Выжившие и ослабленные голодом люди стали жертвой чумы, пришедшей с востока и получившей название «чёрная смерть». Пик пандемии пришёлся на 1346–1353 годы. В результате всех этих бедствий в Европе за несколько десятилетий погибло около половины населения. Какие последствия будут сейчас, если Гольфстрим «притормозит», и сбавит ли он вообще свой жизненно необходимый равномерный темп, неизвестно. Пощадит ли Атлантический океан Европу на этот раз или нет? Пока этот вопрос остаётся тоже без ответа.

Атлантика щедро делится водными запасами и с другими океанами, ибо может себе это позволить. Дело в том, что в Атлантический океан впадает очень много рек, постоянно его пополняя. Для сравнения: количество всех рек, впадающих в Атлантический океан, в четыре раза превышает число рек, которые впадают в Индийский и в Тихий вместе взятые.

В Атлантическом океане находится самый большой остров мира – Гренландия. Несмотря на то, что он расположен далеко на Севере, природа там отличается неописуемой красотой. Северная экзотика Гренландии привлекает огромное число туристов.

По официальной версии первым мореплавателем, которому удалось пересечь Атлантический океан и достичь Американского континента, был Христофор Колумб. Но на основании исторических исследований можно предположить, что викинги делали это намного раньше его, осуществляя свой путь от берегов Скандинавского полуострова до Северной Америки через Гренландию. Однако этот факт не имеет стопроцентных доказательств, поэтому пальма первенства принадлежит пока ещё все-таки Колумбу.

В Атлантическом океане есть так называемая «Аллея айсбергов». Она проходит между восточным побережьем полуострова Лабрадор и южной частью острова Ньюфаундленд. Учёные производят свои наблюдения за айсбергами именно здесь. Ледяные горы приплывают сюда с побережья Арктики, Гренландии. Они представляют собой величественные глыбы льда, отломившиеся от ледников в весеннее время года Северного полушария. Именно в Атлантике айсберги встречаются чаще всего. За год по Аллее проплывает от 400 до 800 айсбергов крупных и средних размеров. Особенно они опасны для судов, движущихся по северным морским путям Атлантики. Вспомните трагическую гибель «Титаника», до сих пор покоящегося в этих водах.

1. По берегам Атлантического океана проходят границы 100 стран мира.
2. Атлантика известна рекордной высотой приливов. На некоторых участках канадского побережья приливы достигают 15–18 метров в высоту.
3. В XIX–XX веках пароходы, которым удавалось установить новый рекорд при пересечении северной части Атлантического океана, награждались особым вымпелом – переходящим призом «Голубая лента Атлантики». Судно-рекордсмен имело право гордо поднимать его на своей мачте. С 1934 года вымпел заменил серебряный кубок англичанина Гарольда Хейлза. Эта модификация была предпринята вследствие образования международного комитета «Голубая лента», просуществовавшего 18 лет. Судовладелец изготовил его за собственные средства и передал в дар получившей официальность организации. Кубок весил аж 45 кг чистого серебра и был высотой более метра. Последним обладателем заветной награды стал американский трансатлантический лайнер «Юнайтед Стейтс» 12 ноября 1952 года, за трое с половиной суток совершивший рейс «Ливерпуль – Нью Йорк». После этого в связи темпом развития судостроения в подобных конкурсах необходимость сама собой отпала. В настоящее время реликвия хранится в морском музее Академии торгового флота США.
4. Ежегодно берега Атлантического океана отдаляются друг от друга на 1–2 сантиметра.
5. Было предпринято 5 попыток пересечь Атлантику на воздушных шарах. К сожалению, все они закончились трагически.
6. Атлантический океан имеет множество внутренних и прибрежных морей. К внутреннему бассейну относятся Чёрное, Средиземное, Балтийское и др. Все они связаны с Атлантикой подземными реками, по которым получают воду.
7. Количество рыбы, которую здесь вылавливают каждый год, превышает даже ежегодные уловы Тихого океана и составляет 40% всего мирового рыбного промысла.

Источник

Атлантический океан

Атлантический океан, пожалуй, первым привлек к себе внимание исследователей и потому долгое время считался самым изученным. Сегодня ему вряд ли уступят и другие водные бассейны Земли, за исключением, может быть, Северного Ледовитого и Южного океанов. Но именно с Атлантики началась подлинная наука о Мировом океане…

Бассейн Атлантического океана

Атлантический океан является вторым по размерам океаном в мире, уступая первое место Тихому океану. Считается, что Атлантический океан получил своё название по имени титана Атланта (Атласа), держащего на плечах небесный свод. Происхождение Атлантического океана ученые объясняют расколом древнейшего материка Пангея, который сформировался к концу палеозойской эры, на Гондвану и Лавразию. Произошло это более 100 млн. лет назад. Расколовшиеся материки разошлись в разные стороны, а пространство между ними заполнилось водой, образовав океан, который впоследствии назвали Атлантическим.

Характеристика океана

На сегодняшний день Атлантический океан является самым изученным и освоенным людьми.

Площадь акватории Атлантического океана – 291 млн. км2.
Объем – 33.29 млн. км3.
Атлантический океан занимает примерно 17,5% всей поверхности земного шара, что составляет почти 25% всех водных ресурсов мира.
Общая протяженность океана более 13 000 километров, а в самом широком месте величина океана достигает 6700 километров. Однако, это расстояние увеличивается каждый год примерно на два-три сантиметра в связи с движением тектонических плит.
Средняя глубина океана составляет 3,7 километра.
А самая глубокая точка — океанический желоб Пуэрто-Рико располагается на глубине 8,7 километров.
Атлантический океан является самым соленым океаном. Содержание солей в нем гораздо выше, чем в других океанах и составляет 35,4 промилле.

Моря и заливы Атлантического океана

Атлантический океан занимает в основном западное полушарие и тянется от Гренландии до Антарктиды.
Воды Атлантического океана омывают берега всех материков, за исключением Австралии. Атлантический океан условно делится на южный и северный. Граница проходит по экватору.
На севере через море Баффина Атлантический океан соединяется с Северным Ледовитым. На юге граничит с Индийским и Тихим океанами.

В состав океана входят известные моря и основные заливы :
Ирландское море
Бристольский залив
Северное море
Норвежское море
Балтийское море (Ботнический залив, Финский залив, Рижский залив)
Бискайский залив
Средиземное море (море Альборан, Балеарское море, Лигурийское море, Тирренское море, Адриатическое море, Ионическое море, Эгейское море)
Мраморное море,
Чёрное море
Азовское море
Гвинейский залив
море Рисер-Ларсена
море Лазарева
море Уэдделла
море Скоша
Карибское море
Мексиканский залив
Саргассово море
залив Мэн
залив Святого Лаврентия
море Лабрадор
Также выделяют море Ирмингера (между Гренландией и Исландией), Кельтское море, море Ируаз и Ваттовое море.

Крупнейшие моря Атлантического океана: Черное, Средиземное, Карибское, Саргассово, Лабрадор, Норвежское, Северное, Балтийское, Гренландское. Самые крупные заливы: Мексиканский, Бискайский, Гвинейский, Гудзонский, Святого Лаврентия.
Самые великие реки, впадающие в Атлантический океан : Амазонка, Нил, Конго, Миссисипи, Нигер, Парана, Сан-Франсиску, Ориноко, Дунай, Днепр, Дон, Река Святого Лаврентия.

Береговая линия Атлантического океана неоднородна. В южной части она относительно выровненная, а вот в северном – сильно изрезана, что привело к образованию множества островов, заливов, проливов и морей. В северной части океана находятся самые крупные острова: Гренландия, Исландия, Ирландия, Великобритания.

Рельеф дна Атлантического океана

По дну Атлантического океана проходит огромный горный хребет, который разделяет океанское ложе на две примерно равные части: западную и восточную. Сам хребет носит название — Срединно-Атлантический и является самым длинным горным сооружением Земли. Его средняя высота – около 2 км.

К западу от центрального хребта находится Ньюфаундлендский хребет, хребет Барракуда, Бермудское плато, плато Риу-Гранди и поднятие Сеара. Благодаря им западная половина делится на Североамериканскую, Ньюфаундлендскую, Лабрадорскую, Бразильскую и Аргентинскую котловины.

В восточной части ложа находятся Боковой хребет, массив Горриндж, хребет Китовый, поднятие островов Зеленого мыса и Канар, Гвинейского поднятия, плато Сиерра-Леоне. Они разделяют восточную зону Атлантики на Западноевропейскую, Канарскую, Иберийскую, Сьерра-Леоне, Зеленого Мыса, Ангольскую, Гвинейскую и Капскую котловины.

На дне Атлантического океана находится более 900 крупных вулканов высотой около 1 км. и примерно 3000 более мелких вулканов. Самые крупные из известных подводных вулканов – Великан Тему, Аксиал, Адамс, Лоихи, Киви, Ясур.

А еще на дне Атлантического океана находится самый крупный подводный водопад высотой 3.5 км. и длиной около 160 км. Расположен он в Датском проливе, между Гренландией и Исландией.

Донные горные породы содержат нефть, железную руду, каменный уголь и газ, а также ценные минералы, в том числе и алмазы.

Климат океана

Атлантический океан является единственным океаном, который проходит через абсолютно все климатические пояса от Арктики до Антарктиды. Поэтому климат его весьма разнообразен. В его состав входят и северные широты, где акватории замерзают на длительное время, и постоянно теплые и влажные экваториальные пространства.

На температуру воды оказывают влияние две системы течений: холодное течение в Северном полушарии движется по часовой стрелке, в Южном – против. С востока на запад в тропических широтах оказывают воздействие Северное Пассатное и Южное пассатное течения, смягчая климат восточных побережий Северной и Южной Америк. А близ экватора в Мексиканском заливе зарождается мощное теплое течение Гольфстрим.

Юкатанское течение соединяется с Антильским возле Багамских островов. Вот в этот момент и образуется Гольфстрим — один из мощнейших факторов влияния на климат. Странам Западной и Центральной Европы Гольфстрим обеспечивает мягкий, теплый климат. Достигнув островов Новой Земли, порта Мурманска и миновав Ньюфаундленд, Гольфстрим превращается в Северо-Атлантическое течение. Повернув на северо-восток, Гольфстрим остывает, затем поворачивает на юг.

Самыми высокими температурными показателями характеризуется экваториальная зона. Среднегодовая температура здесь +30-32 градуса. В северные тропики приносят песок из Сахары сухие пассаты. Температура летом и зимой – не понижается ниже 20 градусов. Более прохладно и влажно в южных широтах за счет расширения акватории. Для зоны умеренных широт характерны резкие перепады температур. Летом стоит тропическая жара, зимой температура может опускаться до +5 и ниже. Резкие перепады, до 20 градусов, наблюдаются и в Арктической зоне. Зимой океан замерзает, а летом температура не превышает 3-5 градусов. Антарктическая зона – самая холодная. Благодаря полярному климату годовые перепады здесь – около 30 градусов.

Атлантический океан — история открытия

Первооткрывателями Атлантики считаются викинги. Исторические источники утверждают, что в X-XI веках они переплывали Атлантику, добираясь до Гренландии и Северной Америки в районе Лабрадора. Хотя Геродот утверждал, что еще за 4 тыс. лет до н.э. акваторию активно осваивали древние финикийцы, ведущие торговлю с греками. В основном они плавали по Средиземному морю, вокруг Пиренеев и Африканского континента.

Но масштабное освоение Атлантического океана началось с путешествий Христофора Колумба. Именно он открывает эпоху Великих географических открытий. Путешествия Колумба – в 1492, 1493, 1498 и 1501 годах позволили создать карту Атлантики. На той акватории, что была на старинных картах белым пятном, появились острова, течения и огромный материк, названный впоследствии Америкой.

В 1498 году мореплаватель Васко да Гама открыл морской путь в Индию. К берегам Нового Света отправились экспедиционные суда, сделавшие первые промеры глубин, давшие описания рифов и отмелей.

В 1529 году была составлена первая карта северной части океана.

Поиски новых земель не давали покоя и мореплавателю Джону Каботу. В 1497 году он на каравелле «Мэтью» достиг неизвестной земли, которую назвал Terra Prima Vista. Историки считают, что это была территория современного острова Ньюфаундленд.

В XIX-XX веках организовывались масштабные экспедиции, проводившие океанографические исследования. В состав экспедиций входили ученые-естествоиспытатели. В 1848 году М. Матье-Фонтэн создал карту ветров и течений. В 1872-1876 годах Британское Королевское общество проводились крупные исследования на корвете «Челленджер». В 1886 – адмирал Макаров на судне «Витязь» исследовал воды океана.

В 1901-1904 году Королевское географическое общество организовало экспедицию в Антарктиду на барке «Диска́вери».
В 1819-1821 г. Мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду – южную границу Атлантики.
С 1938 года огромный вклад в изучение подводного мира внесла команда под руководством Ж.-И. Кусто.

Флора и фауна океана

Иберийская атлантика что это. Смотреть фото Иберийская атлантика что это. Смотреть картинку Иберийская атлантика что это. Картинка про Иберийская атлантика что это. Фото Иберийская атлантика что этоФлора и фауна Атлантического океана представлена во всем разнообразии благодаря широкому спектру климатических поясов.
Растительный мир Атлантики представлен различными видами цветковых растений и водорослей. Самые распространенные цветковые растения – посидония и зостера (взморник). Посидония имеет около 10 видов. Это реликтовый вид флоры, его возраст – около 100 тыс. лет. Посидония и зостера растут колониями, образуя целые подводные луга.

Водоросли занимают главные позиции в растительном мире океана. В холодной воде преобладают ламинарии, в умеренном климате – красные и фуксовые водоросли. В тропических широтах водоросли почти не встречаются, так как постоянный прогрев и освещение вод не дают возможностей для нормального развития водорослей.

Ученые делят органику Атлантики на три группы:

Иберийская атлантика что это. Смотреть фото Иберийская атлантика что это. Смотреть картинку Иберийская атлантика что это. Картинка про Иберийская атлантика что это. Фото Иберийская атлантика что этоПланктон играет важнейшую роль в животном мире океана. В местах массового скопления планктона наблюдается следующая пищевая цепочка. Питающиеся планктоном рачки и личинки привлекают китов, акул, дельфинов, меч-рыбу, парусников. Сюда же движутся косяки мелких рыб, которые, в свою очередь, становятся добычей морских птиц.

В Атлантике обитает огромное количество промысловых рыб: сардины, сельдь, тресковые, камбала, морской окунь. Объектами промысла являются так же крабы, лангусты, омары, кальмары, устрицы, мидии.

Самыми известными и интересными обитателями Атлантики считаются летучие рыбы, рыба-луна, пятнистый орляк, большая белая акула, атлантическая зеленая черепаха, нарвал, горбатый кит, косатка, морской конек, лимонная акула.

В южной части Атлантики живет королевский пингвин, а в районе острова Мадейра уникальное животное – средиземноморский тюлень-монах. Во всём мире их насчитывается всего 700 особей. В Карибском море и Мексиканском заливе обитают ламантины – морские коровы.

Некоторые редкие представители океана одним своим видом внушают ужас, как, например, плащеносная акула, идиакант, опистопрокт (рыба-привидение), акула-домовой, большерот. А представители океанской фауны, обитающие на глубине, имеют светящиеся органы, чтобы приманивать добычу.

Экология Атлантического океана

В настоящее время Атлантический океан переживает крупные экологические проблемы.

Атлантический океан — интересные факты

Загадочный мир Атлантического океана

Источник

Глава 11 ИБЕРИЙСКАЯ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КОТЛОВИНЫ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОТЛОВИН СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ И ВОСТОЧНОЙ АТЛАНТИКИ. АНГЛИЙСКИЙ КАНАЛ. ДУВР. ЛОНДОН

Идем Атлантическим океаном на северо-запад. Не жарко. Температура воздуха 13°, ветер и волна 5 баллов. Небо серое, облачное, иногда выглядывает солнце. Ветер постепенно усиливается. Держим курс на Иберийскую котловину, что лежит уже севернее Пиренейского полуострова. Здесь на глубине свыше 5000 м намечена очередная станция. Ходу туда больше суток.

29 марта. Работаем на Иберийской котловине в Атлантическом океане. Наши координаты 45°03 с. ш., 12°52 з. д. Глубина — 3500 м. Погода улучшилась. Все шло хорошо, но немного подвела поспешность, хотя спешить-то было некуда, просто нетерпение.

Зоологи спустили трал Сигсби, траление уже закончилось. Не дождавшись поднятия его на палубу, геологи начали спускать дночерпатель. Было вытравлено уже несколько тысяч метров троса, как вдруг что-то случилось с геологической лебедкой и трос оборвался на верху у лебедки. Дночерпатель с тросом сцепились с тралом, шедшим на подъем. Немало времени ушло на приведение их в порядок.

Несколько раз на различные уровни опускали разноглубинный трал Айзекс-Кидда, и каждый раз он приносил каких-нибудь специфических для данной глубины рыб, то лампаниктусов, отличных от добытых нами ранее, то топориков, то других рыб, так что материала для работы нам хватало. Траления здесь веселее, чем в Средиземном море: Атлантика все же гораздо богаче жизнью.

Четверо суток, день и ночь, все отряды работают на этом полигоне. С глубины более 5000 м удачно подняли трал Сигсби. В нем оказалась довольно крупная, более 35 см, глубоководная и, как говорят ихтиологи, редкая рыба из семейства бротулид, самая глубоководная из пойманных за весь рейс. Да и попалась она случайно, зацепившись за наружную сетку трала.

Успешно поработали на разных горизонтах отряды планктона, гидрофизический, гидрохимический и др. Это все очень существенно для сопоставления условий жизни в Средиземном море и Атлантическом океане.

…В задачи 65-го рейса «Витязя» входило заполнить некоторые «белые пятна» в наших знаниях о Средиземном море. Конечно, короткий рейс не позволил проводить сколько-нибудь длительную работу на намеченных глубоководных полигонах, но все же были внесены существенные коррективы в имеющиеся представления о бентосе моря.

Сведения о гидрофизических и геологических условиях в этом море более полны, имеются современные сводки И. М. Овчинникова, Е. Н. Емельянова и других, освещающие абиотические условия среды обитания организмов. Но во многих отношениях Средиземное море остается слабо изученным. Это касается прежде всего закономерностей количественного распределения бентоса. Поэтому мне хочется кратко рассказать о некоторых результатах работ отряда бентоса, проведенных под руководством одного из ветеранов «Витязя», Н. Г. Виноградовой, и ее неутомимыми помощниками О. Н. Зезиной, Р. Я. Левенштейн, М. Н. Соколовой, Ф. А. Пастернаком.

Глубоководный бентос Средиземного моря изучался ими в дночерпательных пробах (количественный учет бентоса) и в уловах донных тралений в Адриатическом, Ионическом, Тирренском морях, море Альборан и в Алжиро-Прованской котловине. Для сравнения со Средиземным морем ими были проведены сборы материала в Иберийской и Западноевропейской котловинах Атлантического океана.

Советские исследования в Эгейском и Адриатическом морях показывают низкую продуктивность моря — порядка 0,5–5,0 г/м2 органического вещества бентоса, что подтверждает ранее имевшиеся данные. В наиболее продуктивном районе Эгейского моря, к западу от острова Лемнос, выход органического вещества немного выше 5 г/м2. Величины эти даже ниже, чем в Черном море, хотя Черное море уступает Средиземному по числу видов в сборах бентоса.

В глубоководных котловинах Средиземного моря прежде брались дночерпательные пробы (в том числе и советскими исследователями); представления об их очень низкой продуктивности были столь укоренившимися, что маститый французский биолог и океанограф Ж.-М. Перес считал глубоководные районы восточной части Средиземного моря вообще безжизненными.

Но эти категорические выводы были все же ошибочными, что показали более тщательные исследования глубоководного бентоса, проведенные с французского экспедиционного судна «Жан Шарко» в 1970 г. Сборы придонной фауны в западной и восточной частях Средиземного моря на глубинах 1600–3700 м приносили разнообразную фауну — полихет, изопод, танаид (род ракообразных), кумацей, моллюсков, реже иглокожих и асцидий.

Исследования, проведенные в 65-м рейсе «Витязя», подтвердили эти наблюдения. В собранных дночерпательных глубоководных пробах беспозвоночные имелись всегда и, как правило, нескольких видов. В Ионической котловине с глубины 3650 м дночерпатель принес немало губок и полихет. В Тирренском море (глубина 3540 м) обнаружились губки, кишечнополостные, двустворчатые моллюски, сипункулиды. Беднее оказались придонные пробы в Алжиро-Прованской котловине (глубина 2850 м), где в дночерпателе оказался лишь один экземпляр двустворчатого моллюска.

На более мелководных станциях в Средиземном море дночерпатель приносил более разнообразную и многочисленную фауну, содержащую почти все основные составляющие группы бентоса.

Исследования биомассы бентоса в глубоких котловинах Средиземного моря подтвердили факт очень малой величины биомассы. Несмотря на разнообразие форм, общая ее величина определялась в пределах 0,01—0,48 г/м2. Что касается зонального распределения бентоса в Средиземном море, то анализ всех имеющихся данных по количественному распределению бентоса не подкрепляет мнение о каких-либо закономерных изменениях общей величины или изменениях составляющих бентос групп по мере продвижения от западных частей моря к восточным. Основные причины, обусловливающие низкую продуктивность глубоких котловин Средиземного моря, здесь, как и в других районах Мирового океана, лежат, по-видимому, в недостатке и качестве пищи на дне. Здесь играют, конечно, роль и гидрофизические условия, прежде всего относительная гомотермия подповерхностных и глубоких вод этого бассейна, не способствующая оседанию биогенного органического вещества. Наконец, с проблемой продуктивности связана, по-видимому, и геологическая история всего Средиземного моря, на что обращает внимание и Н. Г. Виноградова.

Изучение глубоких буровых колонок, добытых со дна различных районов Средиземного моря буровым судном «Гломар Челленджер» в 1970 г., привело к неожиданным и крайне интересным выводам. Приходится признать, что, по-видимому, б — 7 млн. лет тому назад весь бассейн Средиземного моря представлял собой пустыню с отдельными солеными озерами в понижениях грунта. Колонки глубокого бурения из разных районов Средиземного моря приносили веские доказательства прогрессирующей стагнации вод с неизбежным вымиранием донных обитателей. Все это приводит к мысли, что после того, как произошло последнее заполнение Средиземноморского бассейна атлантической океанской водой и началось новое заселение абиссальных его глубин, вновь пришедшие придонные обитатели не имели достаточно времени для сформирования разнообразной и богатой фауны бентоса. Отсюда и его относительная бедность.

В Восточной Атлантике «Витязь» проводил сборы придонной фауны в двух районах — в Иберийской котловине и в так называемой Западноевропейской котловине (об этих работах будет сказано далее). Дночерпательные сборы и траления разными типами тралов давали относительно богатые уловы разнообразной фауны, в том числе и немало крупных форм, в частности два экземпляра плавникового осьминога. Так, например, на станции в Иберийской котловине, на глубине 5430–5450 м, трал принес 965 животных, относящихся к 102 видам, 30 отрядам, и общий вес улова равнялся 342 г. На другой станции, в Западноевропейской котловине, траление дало тоже разнообразный улов, хотя и несколько более бедный, чем в Иберийской котловине. В трале оказалось 276 животных, относящихся к 58 видам, 27 отрядам, общий улов весил 106 г. Разница по сравнению с уловами в Средиземном море огромная. Сборы показывают, что в восточноатлантических котловинах фауна макробентоса ни по богатству, ни по разнообразию не уступает бентосу гомологичных областей Тихого или Индийского океанов.

Надо еще отметить, что Н. Г. Виноградова проводила в дночерпательных пробах отбор так называемого мейобентоса, т. е. очень мелких форм, стоящих по размерам между одноклеточными организмами и формами размером 0,45 мм. Мейобентос играет очень большую роль в жизни Мирового океана.

Новым в методике работ с донными тралами в 65-м рейсе «Витязя» было регулярное применение гидроакустического индикатора дна (ГИД-78). С помощью этого прибора, подвешенного на рабочем тросе трала, можно непрерывно следить за положением орудия лова относительно дна. Использование ГИД-78 помогло регулировать длину вытравленного троса и избежать обычных (при работе «вслепую») рывков и неудач, сопровождающих эти работы при значительных глубинах.

Работами отряда Л. А. Пономаревой (отряд планктона) подтвержден известный ранее факт о бедности планктона в Средиземном море, что согласуется и с бедностью бентоса. Обилие планктона и донной фауны, обнаруженное в районе Иберийской котловины, резко контрастировало с наличием их в Средиземном море.

Несколько слов о работах других отрядов. Гидрохимиками были проведены массовые определения форм соединений железа, марганца, серы и впервые в судовых условиях осуществлено определение селена в осадках. На борту было налажено определение абсолютного возраста донных проб грунта радиоуглеродным методом. В частности, установлен возраст вулканических пепловых прослоек, связанных с извержениями Везувия, в том числе и в историческое время.

Широкое использование гидрофизическим отрядом зонда «Аист», непрерывно регистрирующего распределение температуры и солености по глубине, позволило подтвердить чрезвычайно однородную температуру до глубины 1000 м.

Эти краткие сведения о работе некоторых отрядов в 65-м рейсе «Витязя» показывают, что проведенные исследования внесли новые факты в наши знания о Средиземном море.

…1 апреля у нас праздничный день — тридцатилетний юбилей «Витязя». В 8 часов утра весь состав экспедиции выстроен на палубе, состоялся торжественный подъем флага Советского Союза и вымпела Академии наук. Было зачитано приветствие от президента Академии наук академика А. П. Александрова. Естественно, что завтрак и обед были праздничными, и наш кок не ударил в грязь лицом. Вечером было организовано торжественное заседание, на котором зачитали приказ по экспедиции и огласили приветственные телеграммы, в частности от других экспедиционных судов Академии наук, плавающих в различных районах Мирового океана. Вечер закончился выступлением наших самодеятельных артистов. Редакция нашей стенгазеты выпустила номер, посвященный юбилею «Витязя».

А тем временем «Витязь» шел полным ходом на север, к берегам Великобритании. Нам дали разрешение на заход в порт Дувр.

Вышли на траверс Бискайского залива, известного своим «плохим характером». Редко суда проходят Бискайский залив без шторма или хотя бы без хорошей болтанки. И в нашем случае было так же. Хотя погода скверная, не стихает ветер, небо серое, в тучах, все же решено было сделать станцию в районе, который может быть условно назван Западноевропейской котловиной. В 13 часов остановили ход, глубина около 5000 м. Отряд бентоса начал траление. Несмотря на ветер и волну, траление прошло успешно и был добыт материал по разным видам беспозвоночных. Рыб не было.

Это была последняя работа «Витязя». В 20 часов подняли трал на борт, дали гудок и пошли курсом на север.

3 апреля. Ночью разыгрался шторм, ветер достиг 8 баллов; качка боковая, с борта на борт. Все, что могло падать, падало. В моей каюте стоит тяжелое кресло. Как только наклонит корабль на один борт, кресло падает, при крене корабля в обратную сторону оно само встает. Пожалуй, это была самая сильная качка за весь рейс. Штурман передает по внутреннему радио штормовое предупреждение: «Женщинам соблюдать осторожность при хождении по коридорам. Не ходить на каблуках, не выходить на палубу». Крен достигает 30°. Конечно, этой качке далеко до тех штормов, которые «Витязю» приходилось испытывать в Тихом или Индийском океанах. И каждый раз поражаешься остойчивости корабля. Глядишь в окно, выходящее на прогулочную палубу, и видно, как надвигается большущая многометровая волна, — вот-вот сейчас положит на борт, но «Витязь» только вильнет своим корпусом и опять идет прямехонько.

Мы вошли в циклон, надвигается дождь, небо обложено тучами.

Анатолий Петрович Андриашев, вообще человек ловкий и тренированный, идя на обед в кают-компанию, спускался по широкому трапу, самоуверенно не держась за перила. Как на грех, качнуло. Он поскользнулся и упал. Ушиб лицо, повредил ребро. Вернулся в каюту, лежит. Наш молодой судовой врач оказал первую помощь. Наутро положение больного не улучшилось, и пришлось дать телеграмму в советское посольство в Лондоне и морскому агенту о том, что на борту больной и нужен врач.

За ночь шторм «выдохся», ветер постепенно стих, и море стало успокаиваться. На севере небо ясное, но здорово похолодало. В 7 часов утра температура воздуха всего 4°. Выпал снег. По метеосводкам, холод идет из Гренландии.

К утру подошли к Ламаншу, или, как его называют англичане, к Английскому каналу. В канале очень оживленно. Все время идут встречные суда — танкеры, контейнеровозы, траулеры, лайнеры. С утра шли средним ходом, чтобы не прийти в Дувр слишком рано, но после того, как было принято решение ускорить прибытие, дали полный ход. Рассчитываем прийти в порт завтра утром.

5 апреля. Тихая погода, слабый туман.

Часам к десяти утра стали видны берега Франции, район Кале, со стороны Великобритании — знаменитые белые скалы Дувра. Прошел паром на воздушной подушке, соединяющий Кале и Дувр, и быстро скрылся из глаз. Эти суда на воздушных подушках ходят очень быстро и поддерживают пассажирскую связь между английским Дувром и портами Франции, Бельгии, Нидерландов — Кале, Булонью, Дюнкерком, Флиссингеном, Остенде.

Нашла хмара, темная туча, полил дождь, и берега скрылись из виду. Но вскоре опять видимость стала хорошей. Подошел лоцманский катер, лоцман поднялся на борт и повел судно, описывая большую дугу (вероятно, из-за мелей), в Дуврский порт, в восточную гавань, к самому дальнему от города причалу.

Ошвартовались. Вскоре подъехала машина, с пирса перекинули на борт длинный трап, и вот уже к нам поднялись врач и морской агент. Врач осмотрел больного, выслушал, выстукал и посоветовал срочно госпитализировать его. Часа через два приехала машина, и Андриашева перенесли в нее на носилках. С ним поехали судовой врач и Н. В. Парин, знающий английский язык.

После ужина, получив от портовых властей пропуска, пошли в город. Долго идем портовыми путями. Мимо проносятся огромные грузовые фургоны, везущие товары с разгружающихся судов, а чаще в загруженном виде переплывающие Ламанш на специальных грузовых паромах. Фургоны не только английские, но и других стран — из ФРГ, Франции, Нидерландов, Италии, изредка видели и наши международные машины Совтрансавто. Паромы — огромные суда водоизмещением в несколько тысяч тонн. Они пристают к причалу кормой, которая раскрывается, как широкие ворота, и машины выезжают прямо на слип причала. В паром входит до двухсот легковых и грузовых машин, устанавливаемых в два зтажа. Один такой причал был почти рядом со стоянкой «Витязя», и мы постоянно наблюдали, как в течение дня раз десять, а то и больше подходили набитые автомобилями паромы одной и той же фирмы, но несущие разные порядковые номера.

До въезда в город дорога километра два идет доками, складами, причалами, подъездными путями и т. п. Интересно, что она проложена под высокими отвесными меловыми обрывами, характерными для Дувра. На обрывах гнездится огромное количество чаек, которые криками заглушают даже гул автомобильных моторов.

Прошли проходную в порт. Полисмены крайне вежливы, предупредительны: проверили наши пропуска, узнали, что мы с советского судна, — рассказали нам об автобусном сообщении с Лондоном. Время уже позднее, пропуска у нас действительны до 20 часов, и поэтому экскурсию пришлось отложить. Встретились с Н. В. Лариным и доктором, которые шли из больницы. У Андриашева на рентгене обнаружили перелом ребер, что означает не менее чем недельное пребывание в больнице.

На следующий день намечена экскурсия в Лондон. Все желающие разбиты на группы в 45 человек, по числу мест в автобусе. Расстояние от Дувра до Лондона — 75 миль, т. е. около 135 км. Дорога интересна и приятна. Дувр находится в одном из самых зеленых графств Англии — Кенте. Тут мало промышленных предприятий, преобладает сельскохозяйственный пейзаж. Много хмельников, которые поставляют хмель пивоваренным заводам, садов, поднимающихся по склонам живописных холмов. Недаром это графство называют «садом Англии». На огороженных зеленых пастбищах пасутся стада темно-бурых коров, овец. Проезжаем небольшие деревни, городки. Дома сложены из камня и кажутся одинаковыми. Около некоторых из них лежит сельскохозяйственный инвентарь, стоят тракторы, сеялки и т. п.

Начинается пригородная зона Большого Лондона, плотно застроенная однообразными домами, наполненная сутолокой автомобилей, грузовиков, автобусов. Незаметно оказываемся в центральной части города. Перед нами знаменитый Гайд-парк с его просторными лужайками, на одной и? которых мы останавливаемся, чтобы отдохнуть.

Нас троих привлекает Национальная галерея, где мы провели несколько часов. Национальная галерея в Лондоне — один из богатейших художественных музеев Европы. Я в Лондоне бывал, жил однажды несколько месяцев, так что многое было мне знакомо. Но спутники мои здесь впервые, поэтому прежде всего посмотрели, как это принято у туристов, смену караула у Букингемского дворца. Полюбовались водоплавающей птицей: дикими утками, гусями, живущими в прудах прилегающего к дворцу парка круглый год,

Проходя вдоль Темзы, видели ошвартованную у набережной знаменитую шхуну «Дисковери» — судно капитана Р. Скотта, на котором он вместе со своими товарищами плавал в Антарктиду. Испытывая огромные трудности и лишения, они пешком добрались до Южного полюса, но там их ожидал удар: норвежский флаг подтвердил опасения, что несколькими месяцами раньше здесь побывал Амундсен. Это было тяжелое потрясение для честолюбивого англичанина. На обратном пути к ледовому барьеру, где оставался корабль, капитан Скотт погиб. В Лондоне ему установлен памятник. На «Дисковери» нас, к сожалению, не пустили, так как на корабле шел ремонт.

В другом месте Темзы мы видели стоящую на приколе знаменитую «Кэти Сарк» — парусную трехмачтовую шхуну, долгое время державшую мировой рекорд по скорости. Среди парусных судов, возивших чай из Цейлона в Лондон, ни одно не могло обогнать «Кэти Сарк» на переходе из Австралии в Англию. На парусных судах чай сохранялся лучше, чем на пароходе, где чай сорбирует запахи масла, угля и т. п. Но и на паруснике от долгого лежания в сыром трюме чай портился, поэтому особенно ценился тот «чайный клипер», который быстрее всех доставлял чай в Лондон.

На следующий день мы не поехали на экскурсию в город, а остались на судне в ожидании прибытия интересного для меня и Т. С. Расса гостя. Это был мистер Алан Дэвидсон, большой знаток рыб и в то же время не меньший знаток рыбных блюд, приготовляемых во всех странах. И то и другое, т. е. ихтиологию и рыбную кулинарию, он изучает со всей основательностью ученого и является признанным авторитетом.

В прошлом дипломат, мистер Дэвидсон сменил работу в различных дипломатических представительствах

Англии на любимую ихтиологию. Около 12 часов мы встретили Дэвидсона, прибывшего с женой и двумя взрослыми дочерьми, одна из которых хорошо знала русский. Она изучала его в Кембридже, на кафедре русского языка, работала в Москве. Встреча была очень сердечной.

Гости детально осмотрели корабль, о котором Дэвидсон немало читал. Мы побеседовали о наших работах и договорились завтра встретиться в Лондоне на конечной станции автобусов, прибывающих из Дувра. Назавтра мы сели в автобус в Дувре и точно в назначенное время прибыли на автобусную станцию, где нас встретил мистер Дэвидсон на своем видавшем виды, но еще честно служившем «бьюике».

Мы направились в скромный район английской столицы Челси, где Алан живет со своей семьей. Типичный лондонский скромный дом, обилие книг по специальности; некоторые из них принадлежат перу самого хозяина. На стенах старинные рисунки, часто религиозного содержания, сделанные его теткой, художницей.

После ленча, на который хозяйка предложила жареную рыбу (треску) и жареный, мелко нарезанный картофель (все очень вкусное), Дэвидсон осведомился, что мы хотели бы посмотреть в Лондоне больше всего. Наиболее важным для нас было, конечно, посещение знаменитого Британского музея естественной истории в Кенсингтоне. Но это уже было предусмотрено нашей общей программой на ближайшие дни. Не бывавший в Лондоне Т. С. Расе выразил желание посетить широко известный Музей восковых фигур мадам Тиссо. Сделав большой крюк по Лондону, Алан Дэвидсон подвез нас к музею.

Нас встретило великое множество различных фигур в присущем им одеянии, составляющих подчас целые сцены из истории. На наш взгляд, не все фигуры выполнены безупречно. Некоторые из них поражают сходством с оригиналом, а вернее, со сложившимся у нас образом того или иного исторического лица. Другие фигуры гораздо менее удачны. Экспозицией охвачены все народы и эпохи, но, конечно, более всего внимания уделено выдающимся личностям из истории Англии.

Уже на автобусной станции мы договорились ветретиться еще раз, так как нам хотелось осмотреть богатую библиотеку ученого и побеседовать о его работе.

Перед тем как рассказать о поездке в Музей естественной истории и вторичном посещении Дэвидсонов, остановлюсь немного на городе Дувре, его истории, и очень недалеко лежащем от него городке Кентербери.

Город Дувр (графство Кент) лежит в устье долины, подходящей к самому узкому месту пролива Па-де-Кале. Поселение на месте Дувра существовало еще до завоевания Британии римлянами. Именно здесь римляне впервые высадились на британскую землю, и отсюда началось завоевание страны. На скалах Дувра римляне соорудили маяк. В IV в. н. э. тут находился укрепленный форт — один из опорных пунктов защиты побережья. После завоевания Англии норманнами в 1066 г. Дувр стал крупным английским городом. На высоком меловом берегу в XI–XII вв. был выстроен укрепленный замок, откуда в ясный день можно различить берега Франции. Дуврский замок, охраняющий подступы к английским берегам со стороны материка, стал считаться «ключом к Англии».

В XI в. Дувр и еще четыре приморских города были возведены в почетный ранг приморских городов, отвечающих за морскую безопасность Англии. На эти города был возложен целый ряд обязанностей по снабжению кораблей, обеспечению их командами и некоторые другие функции, а за это они получали различные привилегии. Главным лицом в Дувре был констебль дуврского замка.

Дувр — первый порт Великобритании по числу прибывающих в страну пассажиров и главный порт автомобильных паромов, пересекающих Па-де-Кале. Население Дувра небольшое — насчитывает 35 тыс. человек. Во время второй мировой войны фашисты неоднократно бомбардировали город с воздуха, а также подвергали его артиллерийскому обстрелу с французской стороны пролива. В городе имелись значительные разрушения.

Недалеко от Дувра, примерно в 30 км, лежит город Кентербери, который мы проезжаем по пути в Лондон. Кентербери, административный центр графства Кент, — один из старейших городов Англии. Как показывают археологические раскопки, старинное поселение в устье реки Стур существовало на месте нынешнего города еще за 200 лет до н. э. Император Клавдий в 43 г. н. э. основал здесь лагерь, в котором был выстроен большой амфитеатру Город был окружен стеной. После падения Рима Кентербери становится в конце VI в. столицей княжества Кент. Папа римский послал для распространения христианства свою миссию во главе со святым Августином. Августин основал Бенедиктинский монастырь и построил собор. Благодаря их сооружению Кентербери сохранял значение важного культурного и религиозного центра в течение всего англосаксонского периода английской истории. Даже после прихода норманнов под предводительством Вильгельма Завоевателя и битвы при Гастингсе (1071 г.) Кентербери продолжал играть немалую роль в разных событиях британской истории — крестьянских восстаниях, войне Алой и Белой розы и др.

Во время религиозных войн в Европе беглецы из Франции и Нидерландов, гугеноты и другие протестанты, в большинстве ткачи, принесли с собой умение и профессиональные навыки, и в Кентербери развилась текстильная мануфактура. До сих нор сохранилась старинная прядильня XIV в.

Кентербери — небольшой уютный городок, население которого достигает почти 100 тыс. человек. Для туристов он интересен прежде всего своим знаменитым собором. Постройка его была начата еще в VI в. В 1174 г. его частично уничтожил пожар, но собор был восстановлен. Разные архиепископы в течение нескольких веков перестраивали его. Собор производит сильное впечатление своей величественностью и в то же время пропорциональностью. Внутри он несколько необычен и состоит как бы из двух частей, отражающих разные периоды строительства. В храме в качестве отделки применено много темного мрамора, который контрастирует с другими частями собора, построенными из светлого камня.

В соборе имеется гробница архиепископа Томаса Бекетта (XII в.). Рядом с ней гробница Эдуарда — Черного принца, умершего в 1376 г.,— с рельефным его портретом. Там же хранятся его доспехи — шлем, щит, меч и др. Неподалеку могилы короля Генриха V (1413 г.) и королевы Иоанны Наваррской.

Кентерберийский собор занимает особое положение в церковной иерархии англиканской церкви. Архиепископ Кентерберийский является архиепископом Англии.

В один из последних дней стоянки в Дувре поехали в Лондон, в Британский музей естественной истории. Там особое наше внимание привлекли отделы рыб, птиц, млекопитающих. Когда-то это был самый богатый музей в мире, теперь с ним может потягаться и нью-йоркский музей, и наш ленинградский. Среди экспонатов самым замечательным является латимерия — кистеперая рыба, существовавшая уже 4 млн. лет назад. Латимерия — живородящая рыба, она производит на свет всего 8—10 детенышей за всю жизнь. Эти сведения были установлены сравнительно недавно. Несколько лет тому назад, когда мне пришлось быть в этом музее, латимерия уже была выставлена, но рядом с ней не было ни детенышей, ни яиц. Эта рыба встречается только у Коморских островов, в Индийском океане. В 1960 г., во время плавания «Витязя», в том районе была выловлена и успешно законсервирована одна из первых латимерий. «Ископаемое» животное, которое считалось вымершим несколько десятков миллионов лет тому назад, латимерия, как и все кистеперые, считается предком всех наземных позвоночных.

Научной библиотеке музея была нами передана многотомная монография «Тихий океан», тома монографии «Океанология» и другие издания Института океанологии АН СССР. Этот дар был с благодарностью принят, отмечено его значение не только для сотрудников музея, но и для ученых всего мира, систематически работающих в стенах музея.

Назавтра на борту «Витязя» советские ученые принимали своих коллег из Британского музея, Океанографического института в Вормли, представителей прессы и телевидения.

…После осмотра Британского музея, который очень интересен и где всегда увидишь что-нибудь новое, мы уехали с мистером Дэвидсоном, который снова привез нас к себе домой. После радушного обеда ознакомились с его богатой библиотекой. Дэвидсон — большой любитель книг. Он подарил написанную им книгу о рыбах Средиземного моря и о рыбных блюдах, которые готовят во всех странах этого региона. Казалось бы, тема прозаическая, но когда автор в душе поэт, то книга, в особенности предисловие и вступление, читается как поэтическое произведение, написанное знатоком.

Мистер и миссис Дэвидсон довезли нас троих до автобусной станции, тепло простились с нами, выразив надежду встретиться в Москве и Ленинграде. Прибыли на судно уже к вечеру.

Нужно сказать, что мы стояли в Дувре дольше, чем предполагали. Причин для такой долгой стоянки у нас в сущности нет. На борт принято все необходимое, все деловые встречи уже состоялись, а нас держат в Дувре, не давая «добро» на отход. А. П. Андриашев уже вернулся на судно, чувствует себя хорошо, неприятные последствия его падения позади.

13 апреля. Погода хорошая, можно бы отправляться, но, по разговорам, капитан не хочет уходить 13-го числа. Правда это или неправда, не знаю. Но вот наступило 14-е число, а мы все стоим. Капитан сказал за обедом, что Копенгаген, куда мы должны идти, не дает «добро» на приход, так как сейчас пасха, в порту некому будет нас принимать, лоцманы и прочие портовые работники празднуют. Мы недоумеваем, как это большой порт международного значения может вот так, из-за пасхи приостановить работу. Но делать нечего.

После ужина на борт явился лоцман, подошел буксир, и мы стали отваливать. В 18 часов были уже в море, в Ла-манше, где оказалось гораздо холоднее, чем в порту Дувр. Идем в Па-де-Кале и далее Северным морем.

В этом рейсе «Витязя», как и в прошлых, была хорошая традиция: в свободные от работы дни, например во время перехода между станциями, некоторые ученые читали для состава экспедиции лекции или делали научные доклады. Так, И. М. Овчинников сделал для нас интересный доклад о Средиземном море, исследованию которого он посвятил немало труда. Иван Михайлович рассказал об особенностях моря, его районировании, течениях, о взглядах на природу этих течений, термохалинную или ветровую, об его гидрологии и биологии.

В другой раз, уже к концу плавания, Олег Георгиевич Сорохтин, крупный специалист в области геологии и геофизики океана, прочитал нам интереснейшую лекцию о новых, современных взглядах на геофизические процессы, происходящие на Земле, о тектонических литосферных плитах, о происхождении океанов, о рифтовых зонах и т. п. Мне очень трудно восстановить в памяти все рассказанное им (к сожалению, я не вел записи его лекции). Но частные беседы с Олегом Георгиевичем, моим соседом по каюте, просвещавшим меня по всем этим вопросам, и чтение некоторых из его работ, бывших у него с собой в плавании, несколько облегчают мою задачу. Мне хочется рассказать о содержании этой лекции, так как уверен, что она была интересной не только для меня.

До конца 60-х годов геология как область знаний о Земле во многом еще носила описательный характер и еще не имела единой научной теории. За последние 15–20 лет, главным образом благодаря изучению геологического строения дна Мирового океана и применению новых геофизических методов исследования, были получены совершенно новые данные, заставившие отказаться от многих старых представлений о происхождении земной коры и о природе геодинамических процессов, развивающихся в литосферной оболочке Земли.

Прежде чем перейти к краткой характеристике новых представлений, новой теории, получившей название концепции тектоники литосферных плит, целесообразно кратко остановиться на современных представлениях о строении Земли.

Земной шар состоит из:

1) земной коры (слой А), средняя толщина 33 км;

2) мантии с глубиной нижней границы 2900 км. Мантия делится на верхнюю (слой В с глубиной нижней границы 410 км), среднюю (слой С, залегающий на глубинах от 410 до 1000 км) и нижнюю (слой D с глубинами от 1000 до 2920 км). Верхняя часть верхней мантии (до глубины 100–300 км) вместе с земной корой называется литосферой;

3) ядра, состоящего из внешнего жидкого слоя (слой Е на глубинах 2920–4980 км), переходного (слой F между внешним и внутренним ядром, 4980–5120 км) и внутреннего твердого ядра (слой на глубине 5120–6371 км).

Таким образом, Земля представляет собой довольно сложную механическую систему: вращающийся толстостенный шар (кора и мантия) с внутренней полостью, заполненной тяжелой жидкостью (слой Е), в которой плавает небольшое шарообразное твердое ядро, удерживаемое в центре системы силами ньютоновского тяготения, но могущее вращаться иначе, чем мантия.

Кора состоит из легкоплавких силикатов с преобладанием алюмосиликатов. Концентрация основных химических элементов в земной коре (по Виноградову): кислорода — 43,13 %, кремния — 26,7, алюминия — 7,4 % (кислород в виде окислов). Континентальная кора резко отличается от океанской. Она значительно толще (25–75 км против 6—10 км), разнится и по некоторым формам рельефа.

Состоит мантия в основном из силикатов. Состав ядра очень гипотетичен. По-видимому, ядро состоит из железоникелевого сплава с небольшой добавкой легких элементов.

Согласно этой теории, Земля, ее литосфера, разбита на ряд плит толщиной от 10 до 80 км под океанами и до 300 км под континентами. Горизонтальные размеры плит могут быть от нескольких сот до 10–15 тыс. км. Под влиянием конвективных течений мантийного вещества литосферные плиты перемещаются по земной поверхности со скоростями порядка нескольких сантиметров в год. За время развития геологических процессов (порядка сотен миллионов лет) такие перемещения могут достигать многих тысяч километров. Этим явлением объясняется и дрейф континентов.

В тех местах, где плиты расходятся, между ними возникают разломы — шрифтовые зоны Земли. По этим разломам горячее глубинное вещество поднимается вверх. Охлаждаясь и кристаллизуясь, оно наращивает края плит и образует новые участки литосферы с океанской корой, на которых в дальнейшем формируются срединно-океанские хребты и океанские впадины. Там, где плиты сближаются и наползают друг на друга, возникают островные дуги и образуется континентальная кора (в основном благодаря переработке пододвигаемой под эти структуры океанской коры). За счет этого процесса возникает и большая часть эндогенных полезных ископаемых.

Ведущим процессом геологического развития Земли является плотностная дифференциация земного вещества на окисножелезное ядро и остаточную силикатную оболочку Земли — ее мантию, в которой возникают благодаря этому процессу конвективные течения, приводящие к движению литосферные плиты.

Новая теория помогла за короткое время и с единых позиций объяснить практически все известные глобальные геологические процессы, а многие из них удалось даже количественно рассчитать. Существенный вклад в разработку теории тектоники литосферных плит внесли советские исследователи. Теория подвижности плит неразрывно связана с идеей мобилизма в форме гипотезы дрейфа материков. Ее рождение обычно связывают с именем Вегенера и его работами (1912–1915), хотя двумя годами раньше американец Тейлор опубликовал статью, содержащую аналогичную мысль.

Вегенер (как и Тейлор) был поражен прежде всего удивительным сходством очертаний континентов, разделенных Атлантическим океаном. Естественно напрашивался вывод о том, что Атлантический и Индийский океаны возникли в процессе распада Гондваны, гипотетического древнего суперконтинента, объединявшего материки южного полушария и Индостана, причем этот распад произошел в результате раздвижения. Развернувшиеся сейсмические исследования подтвердили предсказания Вегенера о коренных отличиях (по составу и мощности) океанской коры от континентальной. Эти выводы были подтверждены данными донного драгирования и особенно глубоководного бурения. Можно сказать, что свою наиболее основательную проверку теория глобальной тектоники прошла в процессе осуществления программы глубоководного океанского бурения.

За 1968–1976 гг. было пробурено около 400 скважин во всем Мировом океане, многие из которых вскрыли весь осадочный слой и вошли в базальтовый. Поддержка идеи мобилизма пришла и из другой области — из палеомагнитных исследований. Проверка сходства формы материковых глыб была проведена силами геофизиков. Итогом явилась знаменитая реконструкция Булларда, в которой края Атлантики совпали по большей части периферии океана почти идеально.

С гидродинамической точки зрения подтверждается деление океана на котловины, ограниченные срединно-океанскими и другими подводными хребтами, которые возвышаются над дном абиссальных котловин на 3–4 км и нарушают непрерывность глубинной циркуляции океанских вод. Срединно-океанские хребты образуют единую планетарную цепь длиной около 60 тыс. км. Они занимают срединное положение в молодых океанах (Атлантическом, Индийском, Северном Ледовитом) и несимметричное в более древнем Тихом океане. Хребты сложены преимущественно базальтом.

Глубоководные желоба — узкие депрессии дна шириной всего в несколько десятков километров, наибольшие — до 11 км. Они расположены на периферии океанов и окаймляют с океанской стороны островные дуги.

Вдоль гребней хребтов, как правило, протягиваются рифтовые долины — грабены с крутыми стенками и свежими, часто зияющими трещинами разрывов. Рифтовые зоны — это явные структуры растяжения.

Согласно теории литосферных плит, океаны образуются путем последовательного расширения рифтовых зон за счет раздвижки обрамляющих их континентальных глыб. Рифт Красного моря представляет собой раннюю стадию раздвижения континентальной коры и образования океана. Изучение рифтовых зон представляет большой интерес не только для проверки той или иной геофизической теории, например концепции литосферных плит или представления о рифтовой зоне как о зарождающемся океане, но и для биологии глубоких слоев моря. Это районы интенсивного магнетизма, выбрасывания на дно моря расплавленных пород из глубоких слоев коры или даже мантии. Интереснейшие явления наблюдали участники франко-американской экспедиции на исследовательской подводной лодке «Альвин» в районе Восточно-Тихоокеанского подъема на глубине около 3000 м, о чем красноречиво рассказывает со слов участника этой экспедиции, французского океанолога Тьерри Жюто, А. С. Монин в своей статье в «Вестнике АН СССР» (№ 3, 1981):

«Перед глазами гидронавтов предстала такая картина: из образований, напоминающих термитники трех-пятиметровой высоты, вверх вырывалась, словно клубы дыма, черная вода, осаждавшаяся затем в виде холмиков конической формы. Когда же подводная лодка вплотную приблизилась к подводной «Дымовой трубе», немедленно сработала температурная защита, предупреждающая о резком повышении температуры океанской воды. На следующий день исследователи погрузились снова и с помощью специального термистора, вынесенного достаточно далеко от «Альвина», измерили температуру черной воды. Измерения показали 400°. Разумеется, обычная морская вода с обычным солесодержанием, даже находящаяся под давлением 200–300 атм, не могла иметь такую высокую температуру. Анализ черной воды показал, что ее состав необычен: она обогащена такими металлами, как медь, цинк, железо, серебро, кобальт и кадмий. Вблизи подводного гейзера были обнаружены целые колонии донных организмов гигантских размеров. Горячая вода, выбрасываемая из недр, насыщена большим количеством хемосинтезирующих серобактерий, которые и служат пищей для бентоносных животных-фильтратов. Биологи выделили эти организмы в особый биоценоз гидротерм».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *