Ибц что это в школе
Ибц что это в школе
Лейтмотивом Стандартов выступает информационная культура субъекта современного образовательного процесса – ученика. Данный аспект имеет большое значение и выводит нас на внешние факторы, влияющие на деятельность Новой современной школы. Итак, определим «современность» отправным параметром описания нашей модели ШИБЦ. Большинство источников, в общем, определяют, что быть современным значит стоять на уровне своего века, не быть отсталым, отвечать материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. Запросы настоящего времени – следующий «кирпичик» в портрете нашей модели ШИБЦ. Материальные затрагивать не будем, они носят субъективный характер («Что надо, то и есть. Что есть, то и надо»). А вот общественные и культурные запросы четко оформляются в тренды, можем говорить о массовых тенденциях.
Указанные выше запросы обретают свою форму в виде социального заказа на формирование будущих успешных участников информационного общества. Какие качества личности востребованы информационным обществом? Основные из них можно определить в терминах «социальная адаптация», «творчество», «креативность», «самостоятельность»… Все это находит свое отражение в Федеральной программе развития образования, ФГОС. Если детализировать значимые качества личности, то мы увидим самостоятельность и критичность мышления, способность ставить и анализировать проблемы, обрабатывать значительные объемы разноплановой информации и преобразовывать ее для реализации цели использования, мотивация к непрерывному обучению и самообучению и т.д. Важность этого обусловлена и достаточно агрессивной информационной средой, в которой мы все живем. Деструктивное воздействие масс-медиа, снижение потребности в чтении (как следствие целенаправленного воздействия), формирование у поколений псевдоидеалов и псевдоценностей в конечном итоге может привести к самоуничтожению если не физическому, то духовному. Именно поэтому на лидирующие позиции выходит потребность в формировании компьютерно-грамотной (на данном уровне развития высоких технологий) медиаграмотной и в целом информационно-культурной личности.
Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения данного процесса и заданной заказчиком степенью эффективности может развивать требуемые качества личности только система образования. В качестве заказчика системе образования выступает государство, формализуя общественный заказ, определяя результат на основе изучения и анализа тенденций общественного развития и нормативно закрепляя. Таким образом, социальный заказ никогда не является качественно постоянной категорией. А образовательные системы для достижения требуемых результатов, достаточно четко прописанных в Стандартах, обретают высокую степень способности реагировать на изменения, обучаться, перераспределять ресурсную базу. Вот этот тезис будет являться определяющим для нашего ШИБЦ.
Обратим свое внимание на школу. В свете вышесказанного напрашивается вывод, что школа как базовый элемент образовательный системы достаточно гибко адаптируется к «осовремениванию» учебного процесса. Так ли это? Призовем на помощь факты. Существующие до недавнего времени подходы к обучению воспитывали и обучали «винтики» в конвейере индустриального общества. Именно школа-фабрика спровоцировала появление патологической неспособности человека проникать в суть вещей, анализировать, исследовать, выстраивать логические цепи связей. В настоящее время мы наблюдаем перерождение школы-Фабрики в Новую школу. Современные образовательные технологии, на основе которых выстраивается учебный процесс сегодня, ориентированы на формирование мозаичного мировоззрения, на овладение методом, деятельностным подходом, методологическим знанием, что составляет основу познавательной деятельности человека. Именно личность со сформированным механизмом познания необходима современному обществу.
К сожалению, развитие современных технологий часто воспринимается библиотекарем как попытка отобрать книгу традиционную. Но это глубокое заблуждение. Формально составной частью культуры чтения можно назвать семантическое распознавание знаковых последовательностей. И в этом плане источник (носитель) этих последовательностей читатель выбирает из субъективных предпочтений. Сколько раз мы проходили мимо медиа чтения? А потеницал текста 2.0? Книгу делают Книгой не прошитые листы, отпечатанные в типографии, а содержание, воспринятое нами через призму сознания и трансформируемое в знание. На культуре чтения строится познание. Таким образом, современная школьная библиотека должна вносить весомый вклад в наши личностные развитие и успешность. Выделяется проблема: библиотека, ориентированная на «школу-фабрику», в сочетании с традиционными формами и методами работы, не способствует реализации через образовательный процесс социального заказа, определяемого современной школе. Следовательно, необходим отход от традиционных форм работы школьной библиотеки, так как они становятся неэффективными.
В этой связи вполне своевременным является появление и закрепление ФГОС школьного информационно-библиотечного центра, как закономерного результата эволюции школьной библиотеки.
Теперь определим место и роль ШИБЦ в образовательном процессе. Для этого вновь обратимся к Стандартам. Выделим лишь часть основных акцентов современного образовательного процесса:
• Компетентностные подходы к обучению;
• Раннее выявление и сопровождение одаренности;
• Информационная культура участников образовательного процесса.
С информационно-библиотечным центром мы встречаемся в части требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» в категории «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования» в качестве материально-технической базы. Данный тезис дает нам основание полагать основной миссией данного субъекта образовательного процесса его ресурсное обеспечение.
Не менее интересными в контексте доклада представляются информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в части информационно-образовательной среды школы.
· «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ». Здесь берем на заметку сущность «Служба поддержки применения ИКТ».
· «Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы основного общего образования…». Здесь фиксируем формирующий информационную культуру всех участников образовательного процесса аспект информационно-образовательной среды.
А теперь смоделируем образовательный процесс с заданными личностными и метапредметными результатами (предметные результаты «ближе» учителю) в информационно-образовательном пространстве школы, центром (ядром) которого выступает информационно-библиотечный центр (его модель), см. рисунок 1.
Рисунок 1 – Модель образовательного процесса с ведущей ролью ШИБЦ.
Хотелось бы отметить как меняется парадигма информационно-образовательного пространства. Если несколько лет назад это была достаточно закрытая среда, обеспечивающая деятельность конкретного учреждения своими «внутренними» силами, то теперь картина меняется. Современные культурные и организационные формы информационного взаимодействия при условии соответствующей компетентности участников учебного процесса раздвигают границы образовательного пространства, оно начинает существовать «вне стен», что способствует его глобализации, обогащает, а, следовательно, положительно влияет на образовательный результат конкретного субъекта образовательной системы.
И метапредметным ядром такого информационного пространства объективно должен стать информационно-библиотечный центр. Здесь мы видим ШИБЦ в центре образовательного процесса обеспечивающим и координирующим взаимодействие, сотрудничество, «со-мыслие» всех участников образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей) в рамках основных образовательных программ, координирующим, развивающим внутришкольное образовательное сообщество и интегрирующим его с внешними образовательной и культурной средами. В арсенале ШИБЦ мы видим современные ИКТ и Интернет-практики, повышающие качество образовательного процесса в целом, но, в первую очередь, способствующие формированию информационной культуры через соответствующие виды деятельности будущих активных участников информационного общества (что вполне может найти свое отражение в общих программах формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, исследовательской и проектной деятельности, социальной деятельности…). Здесь специалисты ШИБЦ (в т.ч. школьный библиотекарь) выступают как основные «проводники» современных технологий, консультанты педагогического коллектива и родителей, незаменимые помощники для ученика, «вооруженные» современными технологиями и методами работы. Именно с информационно-библиотечным центром будут ассоциироваться качественно новые задачи:
· Ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения);
· Формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач).
И именно к такому школьному информационно-библиотечному центру мы должны стремиться. Но выполнение любых задач в принципе невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Наша модель ШИБЦ будет недееспособна без обеспечения ресурсами нового качества, современными. Структура материально-технических ресурсов ШИБЦ отражена в тексте ФГОС. Этой группе посвятим совсем мало времени в силу очевидной необходимости наличия в информационно-библиотечном центре компьютеров (минимум одного), оргтехники. Обязателен выход в Интернет во всех его зонах. Это все очень очевидно. Но самое простое, видимо, всегда порождает большие сложности.
Группу информационных ресурсов мы поделим на две категории:
· обеспечивающие деятельность ШИБЦ;
· составляющие информационное поле деятельности.
К первой категории отнесем нормативно-правовые регламентирующие документы, существующий состав которых вызывает больше вопросов, чем несет пользы (но это лейтмотив другого содержания).
А вторая категория представляет собой все видовое многообразие информационных ресурсов, являющихся основой реализации целей учебного процесса. Снова обращаемся к ФГОС. Условно разделим данную категорию информационных ресурсов следующим образом:
· электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;
· печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
· электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
· дополнительная литература в фонде;
· отдельной группой выделим ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.
В данном случае специалист ШИБЦ (школьный библиотекарь) является проводником этих ресурсов при скрытой познавательной активности участников образовательного процесса, и к этим ресурсам при активном стремлении к познанию. При этом современный уровень развития информационных и Интернет-технологий позволяет говорить о полиформичности источников информации. Теперь «библиотека» не будет ограничиваться только стенами своего хранилища. Субъектам образовательного процесса становятся доступные ресурсы внешних источников, богатства электронных библиотек всего мира, огромные мультимедийные массивы информации хранилищ планеты, электронные книги и учебники и т.п.
Большие массивы электронных информационно-методических образовательных ресурсов приведут к осознанной необходимости комплектовать и оценивать их на платформах автоматизированных информационных библиотечных систем, стимулируя расширение номенклатуры традиционных банков, баз данных (в том числе полнотекстовых), электронных каталогов, открытых для доступа всем участникам учебного процесса, в том числе в Сети на платформе средств 2.0. И все это становится возможным в условиях сформированного информационно-образовательного пространства.
Новые место и роль ШИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные. Итак…
Пространственное расширение ШИБЦ как следствие обновленной миссии модели данного структурного подразделения за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио- и видеозоны, компьютерная зона. Схема структурной организации ШИБЦ представлена ниже (см. рисунок 2):
Деятельность моделируемого ШИБЦ ориентируется на пользователя. При этом каждый пользователь перестает быть только потребителем ресурсов, а становится источником, выступает в роли автора. ШИБЦ в положительном смысле вынуждает потребителей информационных услуг сотрудничать, порождая круговорот нового знания.
Интеграция ШИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика и повышения квалификации учителя и т.п.).
Обеспечение учебного процесса современными ресурсами в соответствии с реальными потребностями программы конкретного образовательного учреждения и педагогического коллектива (дифференциация ШИБЦ), в том числе через «сохранение и размещение используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся» с использованием современных ИКТ и Интернет-технологий.
Деятельность ШИБЦ на основе сервисов 2.0. Ведущие позиции начинает занимать Интернет. В работу активно внедряются образовательные Интернет-практики, формируются устойчивые навыки дистанционного взаимодействия, коллективного создания информационных ресурсов средствами социальных сервисов и т.п. у всех участников учебного процесса. ШИБЦ прирастает блогом, как инструментом формирования имиджа подразделения, универсальной формой интеграции в профессиональное Интернет-сообщество, средством охвата Интернет-аудитории читателей (а не там ли мы найдем 90% наших школьников?), создания сообщества «вокруг» информационно-библиотечного центра… Таким образом, мы выходим на ШИБЦ 2.0 как инновационную форму организации деятельности.
В условиях кадрового дефицита и в связи с необходимостью решать новые задачи ШИБЦ ориентируется на сотрудничество с педагогическим коллективом (учителя информатики и учителя-предметники с высокой степенью мотивации), с учащимися. Что становится возможным и будет способствовать эффективному достижению новых образовательных результатов в качественно ином формате информационно-образовательного пространства.
Преодолевая диссонанс между своими возможностями и требованиями активных участников образовательного процесса, специалист ШИБЦ (библиотекарь) повышает роль школьной библиотеки, эволюционировавшей в ШИБЦ, в образовательном процессе, выводит ее на новый уровень развития, отказываться от традиционности.
Школе необходим Специалист (Библиотекарь), заинтересованный в профессиональном развитии через повышение квалификации, непрерывное самообразование, инициирующий сетевые проекты (минимум на уровне образовательного учреждения) и участвующий в них, не только сам активно использующий современные ИКТ и Интернет-практики, но вовлекающий в этот процесс всех участников образовательного процесса. Только развивающийся кадровый ресурс современного ШИБЦ способен эффективно использовать, приумножать ресурсы др. групп. И на его развитие, в том числе, необходимо затрачивать усилия соответствующих субъектов образовательной системы.
Огромный потенциал, заложенный в модели информационно-библиотечного центра школы как ядра информационно-образовательного пространства, требует дифференцированной практической реализации. Но эффект положительной отдачи будет возникать всегда.
В частности, медиатека Ресурсного центра «выросла» на основе подобной модели и успешно функционирует и развивается на протяжении 5 лет. Наша медиатека начала свою деятельность 1 марта 2005 года, как этап эволюционного развития библиотеки. Миссия структурного подразделения: удовлетворение потребностей территориального органа управления образованием, образовательной сети, местного сообщества
в информационных, материально-технических ресурсах. Сейчас деятельность медиатеки насчитывает порядка 10 видов. Основными из них на сегодняшний день являются:
· учебная (действуют Школа новых информационных технологий, Школа библиотекаря)
В силу специфики учреждения не буду подробно останавливаться на результатах нашей деятельности. Скажу только, что модель «библиотеки», положенная в основу нашего подразделения и впервые озвученная ее идеологом Е.Н. Ястребцевой, позволяет нам уверенно решать новые задачи, которые в дальнейшем расширяют наши виды деятельности, позволяют подразделению вносить свой ощутимый вклад в развитие и конкурентоспособность учреждения в целом, с большей эффективностью реализовывать повышение квалификации педагогических работников, явно и скрыто воздействовать на качество образовательного процесса в целевых образовательных учреждениях, оперативно адаптироваться к новым внешним запросам и изменениям.
Именно модернизация традиционной библиотеки (зеленый свет чему дают образовательные Стандарты нового поколения), вывод ее на новый уровень развития, постоянное движение вперед в соответствии с веяниями времени позволяют внедрять в деятельность современные технологии и методы, отражающие современные запросы нашей целевой аудитории – педагогической общественности, а также являются залогом получения стабильно высоких результатов. И положительный опыт мы в рамках своей уставной деятельности транслируем в библиотеки целевых образовательных учреждений в разных формах, развивая тем самым кадровый ресурс, чтобы потом «обновленные» внутренне работники школьных «библиотек» могли достойно отвечать на вызовы времени. На некоторых из этих форм хотелось бы остановиться.
· формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;
· содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;
· развитие взаимодействия внутри сообщества.
За 1,5 года работы блога, исследуя его эффективность, мы увидели, насколько вырос интерес библиотекарей к такой форме работы школьной библиотеки, насколько велика потребность во взаимодействии и общении друг с другом, обменом опытом (ежемесячно в наше сообщество заглядывают около 1500 новых посетителей, и целевая аудитория не ограничивается только лишь библиотекарями, можно видеть и учителей, и администраторов образовательных учреждений). Но выявил блог и другую сторону медали: насколько сильно еще неприятие новых технологий (в «лице» сети Интернет, раз уж говорим о Веб 2.0), насколько низок уровень информационной компетентности школьных библиотекарей и силен психологический барьер, препятствующий активному взаимодействию в сети.
При использовании блога, в том числе, и как площадки для повышения квалификации библиотекарей через серии тематических публикаций (в частности и по вопросам использования ИКТ и Интренет-практик в школьной библиотеке) и ответы на вопросы библиотекарей, стало заметно повышаться их самомотивация к освоению новых форм работы, вырос интерес к дистанционному общению с коллегами, участниками образовательного процесса. Появилась заинтересованность в новом имидже своей библиотеки. Активизировалось использование ИКТ в деятельности библиотеки. Больше стали интересоваться электронными каталогами, технологиями мультимедиа, вопросами совместимости своих разработок и АИБС с ОС Линукс.
В нашей Школе новых информационных технологий (открыта она была в 2005 году) библиотекари образовательных учреждений Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области приобрели необходимые навыки начальной компьютерной грамотности и совершенствуют их. В Школе библиотекаря, открытой в 2008 году, библиотекари, повышают свою квалификацию. В 2010 г. 60% библиотекарей округа прошли обучение в рамках дистанционных курсов «Социальные сервисы Интернета в работе школьной библиотеки/медиатеки». Все библиотечное сообщество посещает тематические циклы семинаров по вопросам профессиональной деятельности, использования автоматизированных библиотечных систем в работе библиотеки, современных ИКТ, Интернет-практик в деятельности и т.п. Квалифицированное консалтинговое сопровождение деятельности образовательного учреждения (и в частности школьных библиотек) ведется на Консалт-портале Ресурсного центра, в т.ч. и силами привлеченных специалистов.
Всё говорит об огромном потенциале представленной модели модернизированной школьной библиотеки – информационно-библиотечного центра в деятельности образовательного учреждения в новой формате информационно-образовательного пространства в свете новых реалий образования, а значит, у нее есть будущее. Главное не упустить момент, просто захотеть реализовать такую модель на практике и начать… с Себя! Успех не заставит себя ждать, нужно только определить из какой почвы он произрастает.
Проект «Школьный информационно-библиотечный центр — центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальная автономная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Паспорт проекта с.3-4
Обоснование актуальности проекта с 4-5
Цель и задачи проекта с. 5
Исходные теоретические положения проекта с. 5-7
Основные направления ИБЦ с. 7-8
Ожидаемые результаты реализации проекта с. 8
Информационная справка о школьной библиотеке с. 8-11
Модель школьного информационно-библиотечного центра с. 11-13
Необходимые условия для соответствия статусу ШИБЦ с. 13-14
Содержание и организация деятельности. Этапы реализации с. 14-15
Содержание деятельности ШИБЦ с. 15-17
Средства контроля и достоверности результатов с. 17
Школьный информационно-библиотечный центр — центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
Муниципальная автономная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Фактический адрес, телефон, электронный адрес
456316, г. Миасс, ул. Орловская,17
Директор школы Мигунова Оксана Владимировна
Муниципальная автономная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Создание условий для внедрения информационно-библиотечного центра как центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса. Организация, координация деятельности по формированию информационной компетентности участников образовательного процесса.
Создание учебно-методических условий для формирования и развития читательской грамотности;
Создание методических условий для формирования и развития читательской компетентности;
Создание условий для популяризации чтения;
Создание условий для организации работы по формированию и развитию информационной культуры и читательской компетентности.
Создание ИБЦ на базе школьной библиотеки
Повышение качества организации библиотечно –информационного обслуживания читателей.
Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам.
Улучшение комплектования библиотечного фонда.
Повышение читательской компетенции детей и подростков.
Укрепление материально- технической базы.
Повышение уровня информационной культуры учащихся и педагогов.
Основным источником финансирования программы являются средства бюджета.
2. Обоснование актуальности проекта
Таким образом, назрела необходимость создания современного информационно-библиотечного центра как центра формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для внедрения информационно-библиотечного центра как центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса. Организация, координация деятельности по формированию информационной компетентности участников образовательного процесса.
Создание учебно-методических условий для формирования и развития читательской грамотности;
Создание методических условий для формирования и развития читательской компетентности;
Создание условий для популяризации чтения;
Создание условий для организации работы по формированию и развитию информационной культуры и читательской компетентности.
4. Исходные теоретические положения проекта
4.1. Нормативная база
Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ п. 20 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
3. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».
5. Постановление Правительства Челябинской области № 732-П от 28 декабря 2017 года «О государственной программе Челябинской области» на 2018-2025
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 20 июля 2018 года № 01/2231 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области».
7. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области (2017-2020 гг.) (принята Общественным советом при Министерстве культуры Челябинской области 10.02.2017).
4.2. Исходные теоретические положения
Понимание сущности информационной культуры личности, представленное в работах Н.И. Гендиной, предполагает прежде всего ее осознание как одного из общих проявлений общей культуры человека. Информационная культура есть продукт человеческой деятельности. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, а с другой – только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Развивающийся читатель находится в постоянном взаимодействии со сложной информационной средой. Осваивая ее, он испытывает значительнее трудности в формировании целостного мира личности. Задача педагогов, библиотекарей, участвующих в читательской социализации, помочь индивидуальному становлению личности человека как читателя.
В условиях компетентностной парадигмы образования ведущая роль отводится способу получения знаний, стимулированию самостоятельной учебной деятельности, организации продуктивной деятельности школьников. ИК – это метапредмет, поэтому работа над ее развитием должна быть привязана ко всей жизнедеятельности ученика и основываться на принципах развивающего обучения, на поисковых, исследовательских, проектных методиках.
Информационная культура – это знания, умения и мотивы человека, обеспечивающие целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура учащихся – часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков, позволяющий свободно ориентироваться в образовательном пространстве, являющийся необходимым условием готовности к постоянному обновлению знаний в процессе непрерывного образования; информационная культура учащихся включает в себя следующие компоненты: коммуникативный, читательский, библиографический, информационно-технологический.
Читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии образовательной и профессиональной деятельности. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Читательская компетентность имеет и деятельностную составляющую, которая формируется в образовательном процессе применительно к задачам каждой его ступени. Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях и осуществляется через множество умений – искать и анализировать информацию, понимать и интерпретировать текст, оценивать и формировать суждения о тексте.
5. Основные направления ИБЦ
Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ;
Организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
Организация систематического чтения обучающихся с учетом их культурных и языковых особенностей.
Организация досуга, связанного с чтением и межличностного общения в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических, особенностей обучающихся.
Совершенствование номенклатуры представляемых ИБЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, интеграция в киберпространство; организация комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и учащихся.
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация мероприятий Проекта позволит создать условия для обеспечения достижения новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) за счёт преобразования библиотеки в информационно – библиотечный центр, который позволит:
— иметь доступ ко всему объему программных произведений, включенных в образовательную программу школы; справочно-информационной литературе; учебно-методической литературе за счет возможности использования виртуальных библиотек, электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов;
— заниматься образовательной деятельностью в комфортной среде, обеспечивающей условия для индивидуальной и групповой работы за счет использования различных зон пространства ИБЦ;
— бесплатно пользоваться беспроводным интернетом как с использованием ноутбуков ИБЦ, так и собственных персональных гаджетов с безопасным доступом во всемирную сеть;
— использовать компьютерную технику в ИБЦ для сканирования, тиражирования, копирования образовательных ресурсов;
— пользоваться ресурсами ИБЦ (печатными, электронными, консультативными) в плане профессионального самоопределения;
Ожидаемые результаты реализации Проекта повлияют на улучшение качества новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), что обеспечит повышение уровня социализации, конкурентоспособности и мобильности выпускников школы.
7. Информационная справка о школьной библиотеке
1.1.Год основания библиотеки 19 68
1.3.Общая площадь 105 кв. м.
1.4. Материально-техническое обеспечение библиотеки 2 компьютера, принтер, сканер)
2. Сведения о кадрах
2.2. Базовое образование заведующего библиотекой
высшее, Челябинский государственный институт искусства и культуры, специальность «Библиотекарь-библиограф», 1992 год.
2.3. Стаж библиотечной работы 26 лет, с февраля 2014 года—педагог библиотекарь; присвоена 1 квалификационная категория (Приказ МОИН Челябинской области от 18 февраля 2016 года № 01/427)
2.4 Повышение квалификации:
АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная проектная деятельность педагога-библиотекаря. Проектирование и реализация библиотечно- педагогического обеспечения в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными требованиями к должности педагога- библиотекаря»
В 2018-2019 учебном году— участник Общероссийского проекта «Школа цифрового века», прошла обучение на Модульных курсах Педуниверситета «Первое сентября.
В целях формирования информационной культуры, привития практических навыков библиотечного пользователя разработана и адаптирована рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной культуры».
В целях повышения эффективности деятельности разработана дополнительная образовательная программа «Кружок активистов школьной библиотеки «Планета книголюбов».
На школьном сайте создана рубрика «Школьная библиотека».
Использует и сочетает разнообразные средства библиотечного обслуживания: библиотечные уроки, конкурсы, библиотечные акции, викторины, игры, слайд-лекции.
Регулярно освещается деятельность библиотеки на сайте школы, на страницах школьной газеты «Перемена».
Педагог работает в сотрудничестве с МКУ «Централизованная библиотечная система» г. Миасса.
4. Сведения о фонде
Общий фонд библиотеки 32561 экз. (печатные издания)
Из них книг 21589 экз.:
Общественно-политическая литература 2369
Естествознание, математика, медицина 4799
Технические науки 663
Сельское хозяйство 343
Искусство и спорт 1068
Художественная литература 9778
Литература для дошкольников и учащихся 1-2 классов 277
Научно-педагогической и методической литературы- 2292 экз. (учебные пособия-1913 экз.)
Учебники (экз.) 10972
Фонд брошюр, журналов, газет 580 экз.
Электронные документы 210
5. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Электронная тематическая картотека «Сайты»
Электронная тематическая картотека «Медиатека»
Электронные тематические подборки материалов (викторины, конкурсы к литературным и памятным датам; презентации к Неделе Детской книги)
6. Читатели библиотеки
— выдает во временное пользование издания из своих фондов;
— оказывает консультационную помощь в поиске документов,
— составляет библиографические указатели, списки литературы;
— выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
— организует книжные выставки и массовые мероприятия;
— содействует формированию информационной культуры.
Проблемы объекта проектирования:
− ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;
— фонд библиотеки ветхий, не способный удовлетворить потребности в художественной, методической, педагогической литературе;
— недостаточно пополняется и фонд учебной литературы;
-недостаточно школьных площадей для развертывания всех зон ИБЦ
Для успешной реализации идей нового стандарта библиотечные фонды должны быть укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также дополнительной литературой на всех видах носителей информации.
− библиотека имеет 2 компьютера, которые морально устарели и требуют модернизации, современная оргтехника отсутствует.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
− динамичное развитие школы, расширение области исследований;
− внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
− акцент на самостоятельную работу учеников;
− активное внедрение компьютерных технологий;
− увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Не менее важное влияние на развитие библиотеки оказывают и проявления внутренней среды:
− отсутствие чёткой политики комплектования фондов библиотеки;
− острый недостаток финансовых средств на приобретение литературы;
− отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;
Создание информационного библиотечного центра (ИБЦ) отвечает потребностям школы. Школа ориентирована на работу с одаренными детьми, реализуется профильное обучение: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный профили. В учреждении большое внимание уделяется ведению проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
8. Модель школьного информационно-библиотечного центра— центра формирования информационной компетентности участников образовательного процесса
Так как непосредственно помещение библиотеки имеет небольшую площадь, поэтому было решено объединить в ИБЦ пространство школы и организовать следующие зоны:
Зона абонемента – позволит получать безопасный открытый доступ к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ШИБЦ.
Пространство ИБЦ должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.
В зоне абонемента должны размещаться книгохранилище, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).
Книгохранилище оборудовано архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования.
В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам, к стеллажам открытого доступа, содержащим наиболее востребованную справочную и энциклопедическую литературу, художественную, научно-популярную и другую литературу в соответствии со спецификой ОО.
Зона абонемента должна быть оснащена оборудованием для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), для сеансов дистанционного обучения.
Зона абонемента должна быть оснащена оборудованием для сканирования и печати.
В зоне абонемента должен действовать бесплатный Wi-Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.
ЗОНА КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ – это мультимедийный читальный зал, оборудованный планшетами, экраном, проектором, удобной мебелью (стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах), соответствующей возрасту. Создана зона покрытия Wi Fi, что дает возможность подключения и использования как библиотечных, так и собственных устройств. В зоне коллективной работы есть возможность получения информации из сети Интернет, печати результатов работы учащихся, работы с ЭОР, ЭФУ, национальными информационными базами и ресурсами, электронной библиотекой «ЛитРес». Зона коллективной работы – это одновременно пространство и место, среда обучения.
Именно здесь проводятся:
уроки информационной культуры;
ИКТ-уроки, интегрированные уроки, внеурочная деятельность, проведение воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения;
консультации по вопросам информационной культуры;
профессиональные коммуникации (семинары, лаборатории, встречи, организация кружков и клубов);
Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.
ЗОНА КОВОРКИНГА (зона обучения в сотрудничестве)
В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха.
центр развития и воспитания
Зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: столы (не менее 2) диванчиками, пуфиками, банкетками для школьников.
В КОВОРКИНГ зоне должен действовать бесплатный Wi- Fi, подключенный к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента.
ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЗОНА позволит представлять экспозиции, выставки, организовывать групповые виртуальные путешествия в музеи, страны и природные зоны. Пространство ИБЦ должно включать пространство для экспозиций (выставочную зону). Использование стен коридора (так называемые активные коридоры), примыкающего к библиотеке, оформляются стенды в холле школы.
Зонирование интерактивного пространства позволит ШИБЦ выполнять основные функции:
9. Необходимые условия для соответствия статусу ШИБЦ
Формирование различных пространственно-обособленных зон (площадок, мест)
Наличие фондов: основного, обменного, медиаресурсов
Обеспеченность учебниками 100%
Современные архивные стеллажи для хранения книжных изданий, низкие мобильные стеллажи
Автоматизированное место библиотекаря с установленной АИБС и пользователей
Возможность выхода в интернет с компьютеров, расположенных в помещениях библиотеки.
Возможность предоставления доступа к электронным изданиям, необходимым для реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации, в т. ч. электронным изданиям общеинтеллектуальной, общекультурной, духовно-нравственной, социальной, гражданско-патриотической направленности
Возможность доступа к электронным информационным и образовательным ресурсам
Возможность контролируемой печати и копирования печатных материалов
Страница на сайте школы
Каналы получения информации об имеющихся информационных массивах и ресурсов: каталог, справочно-библиографическое обслуживание, в т. ч в электронной форме
Зона получения информационных ресурсов во временное пользование (абонемент)
Зона доступа к государственным информационным ресурсам и ресурсам ограниченного пользования
Зона сохранения и распространения культурного наследия (книгохранилище, выставки, витрины)
Зона для проведения массовых мероприятий гражданско-патриотической и культурно-просветительской направленности
10. Содержание и организация деятельности. Этапы реализации
Подготовительный этап (2020 г.)
Изучение лучшего опыта и перспективных направлений развития ИБЦ общеобразовательных организаций России, анализ состояния имеющихся ресурсов, создание модели, разработка программы, составление календарного плана, определение комплекса условий необходимых для реализации инновационного проекта в образовательной организации, обеспечение мер безопасности доступа к Интернет ресурсам.
Прогнозируемые результаты: модель школьного информационно-библиотечного центра как центра формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
Основной этап (2020-2022 гг.)
Создание условий для реализации программы инновационного проекта
(нормативно-правовых, методических, материально-технических).
Прогнозируемые результаты: обновлённые локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие деятельность по реализации проекта, репозиторий методических материалов, программы внеурочной деятельности, комплекс мероприятий.
Заключительный этап (2022-2023 гг.)
Достижение устойчивых результатов работы школьного информационно-библиотечного центра, прогнозирование дальнейших путей развития ИБЦ, обобщение и распространение опыта, полученного в ходе реализации инновационного проекта среди участников образовательных отношений.
Прогнозируемые результаты: репозиторий, электронный каталог, публикации, аналитические материалы.
В соответствии с разработанной Концепцией информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для успешного выполнения этой задачи информационно-библиотечный центр берет на себя обязательства по исполнению шести ключевых функций.