Идентичность города что это

Идентичность города что это

Современный мир переживает глобальные перемены, мы можем переместиться на тысячи километров за одну секунду, ознакомиться с достопримечательностями города, находящего на другом континенте, не выходя из комнаты. Такая ситуация характерна для эпохи информационного общества. Более того, поколение «Y» и «Z» теперь может называться «горожанами Земли», поскольку вся планета постепенно превращается в единое пространство с общей культурой и схожими идеалами, с одинаковыми потребностями и поведением. Данные процессы вызваны глобализацией – неоднозначным явлением, которое, с одной стороны, помогает людям с разных уголков земли лучше понимать друг друга, стирая национальные границы, но с другой стороны, мы рискуем потерять уникальность и неповторимость городов, которые делают их жизнь осмысленной.

В условиях роста уровня территориальной мобильности общества одной из важнейших проблем современности является формирование устойчивой городской идентичности, которая обеспечивает функционирование единого духовного «кода» города, а также способствует конструированию благоприятной социокультурной атмосферы внутри городской среды и повышению консолидации городского сообщества. Кроме того, по мнению Н.Г. Федотовой, «потенциал городской идентичности заключается в ее способности, с одной стороны, поддерживать аутентичные городские смыслы, «дух» города и, с другой, – быть символической основой для проецирования отличий, формирования узнаваемости города во внешней среде» [5, с. 372].

Отсюда, актуализируется поиск механизмов, обеспечивающих формирование позитивной и устойчивой городской идентичности, которая бы поддерживала уникальность города, а также способствовала бы подчеркиванию отличий одного города от другого, что немаловажно для создания комфортных условий жизни в условиях глобализации.

Как полагает Л.Б. Каган, город – это пространство, в котором люди обустраивают жизнь, накапливают опыт, приобретают чувство идентичности [3, С. 30]. Тогда как городская идентичность – это «результат идентификации человека с городской общностью как большой социальной группой, отличающейся от ряда других общностей, выделяемых по признаку городской принадлежности» [2, С. 46].

Связь «я-горожанин», на которой держится городская идентичность, крайне важна для поддержания и развития города и городского сообщества. Можно жить в городе и быть «чужим», а также быть за пределами городской территории и считать себя «своим», быть горожанином. Для коллективной идентификации вообще большое значение имеет дихотомия «свой-чужой», позволяющая чувствовать связь и отождествление со своим сообществом.

В поддержании смыслового ядра понятия «горожанин» и осознании себя таковым, соответственно, и в процессе формирования городской идентичности большую роль играет сам город, то есть место, в котором проживает человек – горожанин.

Подтвердить данное утверждение можно исходя из мнения исследователя городской среды Ричарда Флориды, который акцентирует внимание на том, что идентичность человека в наше время преимущественно зависит от места, например, места жительства – того или иного города. Р. Флорида предлагает дефиницию «качества места» [6, С. 258].

Качество места, в соответствии с концепцией Р. Флориды, содержит три аспекта:

а) что там есть (синтез природы и архитектурного окружения);

б) кто там есть (всевозможные объединения и взаимодействие между ними);

в) что там происходит (активность на улицах, культура и обстановка места, искусство, динамичная творческая работа).

Вышеперечисленные слагаемые и предопределяют характер формирования идентичности места, а также городской идентичности – как одного из её видов.

Следует заметить, что формирование городской идентичность можно рассмотреть через категорию городского образа, поскольку образ города в сознании его жителей (горожан) во многом создаётся окружающей реальностью – основными чертами городской среды, которая моделирует символический капитал города.

Таким образом, допустимо использовать дефиницию городской идентичности, предложенную исследователем Д.В. Визгаловым. Городская идентичность – это символический, смысловой капитал города, определяемое им восприятие города жителями и их поведение по отношению к городу [1, С. 39].

Образ города является лишь одним из трансляторов символической информации о городе, которая формирует городскую идентичность. Осознанию себя горожанином и пониманию отличий своего города от другого, формированию чувства гордости за свой город способствуют также и иные трансляторы, которые участвуют в процессе городской идентификации: местные мифы и предания, обрядовые традиции, компоненты культурного ландшафта (памятники и т. д.), праздники и фестивали, городские символы. Все они служат для того, чтобы представлять и сохранять городскую уникальность, которая является ядром городской идентичности.

Помимо трансляторов городской идентичности и условий ее формирования, особое значение в формировании городской идентичности играю различные факторы, которые детерминируют ее специфику. Каждый город неповторим, и городская идентичность всегда разная. Российские исследователи Н.С. Дягилева и Л.А. Журавлёва предложили следующую классификацию факторов, которые воздействуют на процесс формирования городской идентичности:

а) стабильные факторы (структурные факторы): местоположение, климат и история города;

б) изменчивые факторы (изменяемые в долгосрочной перспективе): размер и население города, внешний облик города, благосостояние жителей, культурные традиции местного сообщества;

в) символические факторы – городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события, знаковые личности, мода на отдельные товары и услуги, характер коммуникаций внутри сообщества [2, С. 58].

Вместе с тем, особое значение для целенаправленного воздействия на формирование городской идентичности имеют способы, которые играют инструментальную роль в данном процессе.

В качестве способов формирования идентичности мы отметим те институциональные и стратегические действия, которые оказывают влияние на данные факторы и в особенности на изменчивые. В частности, сюда можно отнести институты власти, образования, культуры, СМИ, общественности, а также их стратегии, в рамках которых находится возможность преобразования городской среды.

Также, на наш взгляд, сюда относятся различные социальные и образовательные проекты, культурные события и т.д. Эта мысль связана с тем, что формирование городской идентичности предусматривает поиск аутентичности места, благодаря которой и возникает чувство сопричастности с городом. По мнению исследователей, наиболее полно выражают «подлинную аутентичность» места не только географические объекты, но и социальные практики, сформировавшиеся вокруг этих объектов, а также культурная идентичность, сформированная, в свою очередь, вокруг сообществ, осуществляющих эти практики [4, С. 56].

Таким образом, следует предположить, что для укрепления городской идентичности могут использоваться социокультурные проекты, направленные на выявление и осмысление уникальных мест территориальной среды, актуализацию значимых мест памяти территории, а также проекты, направленные на вовлечение местных жителей в социокультурную жизнь города. Социокультурные проекты также следует отнести к изменчивым факторам, поскольку они способны изменить отношение к городу, а также к символическим факторам, поскольку такие проекты будут способствовать установлению или укреплению символической связи между горожанином и городом.

Следовательно, социокультурный проект помимо достижения собственных целей способен выполнять и косвенные цели, т.е. оказывать более или менее сильное воздействие на идентификационные процессы. Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, содержащее в себе наслаивающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Тогда проект выступает в качестве способа сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. Проектирование городской среды весьма многогранно, но целью социокультурного проекта все же будет являться рост уровня комфорта для личности, что может непосредственно отражаться на городской идентичности. Человеку должна быть приятна его среда обитания, чтобы отсутствовала некая неустроенность в жизненных смыслах, чтобы место жизни ассоциировалось с наименьшим числом отрицательных переживаний, чтобы среда способствовала реализации личностных ресурсов.

Следует отметить, что особое значение для формирования городской идентичности будут приобретать те социокультурные проекты, которые направлены на актуализацию и поддержание смыслов культурного наследия (конференции, праздники, фестивали, выставки, конкурсы и пр.), поскольку в данном случае идентификационный механизм будет работать благодаря памяти как инструменту поддержания коллективной идентичности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 16–13–53002 «Территориальная идентичность как символический ресурс региона».

Источник

«Везде деградировавший ландшафт» Урбанист Святослав Мурунов о том, почему в России нет позитивных примеров развития городов

Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что это

Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

В Московской высшей школе социальных и экономических наук состоялась лекция руководителя Центра прикладной урбанистики при МВШСЭН Святослава Мурунова. Он рассказал о том, как устроены и функционируют российские провинциальные города, об ошибках отечественных урбанистов и о том, как «перезагрузить» город, развивая низовое самоуправление. «Лента.ру» публикует вторую часть основных тезисов его лекции. Первую часть выступления Святослава Мурунова можно прочитать здесь.

Идентичность города

Когда мы изучаем город, мы делаем карту его идентичности, которая формируется во всех трех слоях. Уникальные объекты ландшафта и архитектуры формируют пространственную идентичность — у каждого жителя можно «снять» эту ментальную карту, спросив, что для него в городе важно, наложить и увидеть точки пересечения (у каждого она своя, но будут моменты, совпадающие для большинства).

Социальная идентичность — какие сообщества, какие личности, какие персонажи, социальные системы формируют ее. С ней, кстати, наши города не умеют работать, можно просто посмотреть, как люди относятся к тому, что из города кто-то уехал. Ну, уехал и уехал, и ладно. Спрашиваем администрацию: ничего, что у вас из города уезжают ключевые носители социальной идентичности? «Уехали — и уехали, еще нарожаем, приедут еще узбеки».

Наконец — культурная идентичность, комбинация этих уникальных цепочек. Про нее знают только локальные эксперты, и для горожан она формируется очень фрагментарно. Например, для подростков культурная идентичность заключается в «Макдоналдсе». Если он есть в городе, то подростки считают, что это город, а если нет — для них это просто деревня. В какой момент они начинают считать свой населенный пункт городом, можно просто посмотреть по их статусам в социальных сетях.

С идентичностью тоже все очень сложно, поэтому ни один брендинговый проект в стране не удался. И слава богу, — очень просто взять фрагменты, кусочки, из них что-то сконструировать, поместить на флаг или логотип, а потом сказать, что это наш новый бренд, даже не заметив, есть ли у него какая-то эмоциональная сила, будет ли он кого-то вдохновлять.

Проблемы города

Каждый российский город представляет собой уникальный набор этих слоев, но проблемы у них общие. Что касается физической среды, то это заброшенное общественное пространство, не ориентированные на человека новостройки (нет никакой социальной инфраструктуры), транспортная разорванность (пробки в центре города с населением от 300 тысяч человек).

Девелоперы не понимают, что такое комплексная застройка, не создают места занятости. С властью они договариваться не хотят, потому что она постоянно от них что-то просит. Для комплексной застройки нужны как минимум четыре субъекта: крупные предприятия, обеспечивающие рабочие места и инфраструктуру, местная власть, у которой нет на это бюджетов и которой нужна региональная власть с целевыми программами, средний бизнес, готовый инвестировать в «длинные» проекты, участие горожан, которые скажут, как и чем они готовы заниматься.

Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что это

Краснокамск (Пермский край)

Фото: Максим Кимерлинг / «Коммерсантъ»

Я побывал в общей сложности примерно в 300 российских городах, и могу сказать, что позитивных примеров по стране нет. Города целиком как социального диалога точно нет, а с точки зрения городской среды даже нет каких-то крупных районов, демонстрирующих новый подход к жизненным сценариям, — везде типовая ситуация. Плюс ко всему происходит деградация и снос исторической застройки, так как она расположена в наилучших местах, и бизнесу эти места, находящиеся на транспортных артериях, нужны.

Везде проплешины, «гнилые зубы» промзон от закрывшихся предприятий, деградировавший ландшафт. В индустриальную эпоху предприятия строили на реке из-за легкого доступа к воде. В большинстве советских городов река служила не рекреационной зоной, а промышленной трубой. Практически во всех городах сейчас мало хороших примеров переосмысления набережных.

Нельзя не отметить конфликты и недоразвитость социальных систем, цели которых очень разные и очень примитивные, отсутствие городского диалога. Вячеслав Глазычев на вопрос о том, что собой представляет город, отвечал, что это договор между городскими сообществами. Он понимал, что есть различные городские субъекты, и город существует как некая конструкция их договоренностей и понятных, модерируемых конфликтов.

Глобальные культурные коды, примитивные эмоциональные мотиваторы последних 20 лет, сформировали имеющуюся сейчас систему отношений субъектов. У нас нет культурных кодов солидарности, диалога. Если говорить о масс-медиа, то, скажем, невозможно вспомнить сериал про городских активистов — его нет. За последнее время снято всего около десяти фильмов-рефлексий: «Географ глобус пропил», «Левиафан», «Дурак» и «Горько». В 90-е годы их было чуть больше («Бригада», «Брат», «Брат-2»).

Я специально брал сайт Министерства культуры РФ и подсчитывал, какие проекты у нас поддерживаются государством. Там было кино про бандитов и ментов, шпионов, разведчиков и Великую Отечественную войну либо Достоевский, Гоголь и какая-нибудь стопроцентная классика вообще. Ни одного фильма про город как диалог, про городские стратегии развития в массовом дискурсе нет. Даже городские сообщества и активисты — до сих пор запретная тема. Говоришь со многими мэрами, и они спрашивают: «Кто это вообще такие — городские активисты? Оппозиционеры, что ли?»

В слое культурных кодов есть большое количество конфликтов и очень мало операторов, работающих с ними. Краеведческий музей как исследовательский проект выпал, университеты и школы из культурных кодов вообще вышли (школы оказывают услуги, университеты поставляют «любые презентации или дипломы за ваши деньги»).

До сих пор, кстати, самый большой набор в университеты идет на специальности экономистов и юристов. Когда стране нужны экономисты и юристы? Когда есть что делить, когда есть чем управлять, когда есть что-то, нуждающееся в хозяйствующем субъекте. Запрос на экономистов и юристов лет пять назад закончился. Нам давно нужны инженеры, потому что необходимо что-то делать, изобретать, нужны социальные проектировщики, потому что существует множество людей, выключенных из жизни, культурологи, которые смогли бы перезапустить библиотеки, создать брендинговые агентства или развивать хотя бы местный бизнес согласно культурным кодам этого города. Но, увы, вузы в этом плане не делают ничего.

Нами разработана матрица, шкала для каждого субъекта, показывающая, в каком состоянии в каждом городе он находится. Его развитие определяется разными параметрами. Например, представляет ли кто-нибудь интересы постиндустриального бизнеса; для среднего бизнеса это степень диверсификации его интересов, наличие представителей в городской системе управления. Ключевой параметр — какая у него стратегия: хищническая или нет. Если человек вывозит детей и активы за границу — это значит, что скоро он с этой территории исчезнет, выжав по максимуму ресурсы. Или он может быть патриотом в хорошем смысле этого слова, его может что-то связывать с этим местом, он может быть готов инвестировать в развитие города.

Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что это

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Перезагрузка города

План перезагрузки города заключается в том, чтобы запустить акты социального проектирования, начать как-то менять эту кризисную ситуацию. У каждого из этих субъектов появляется своя политика, стратегия, связанная прежде всего с началом внутренней рефлексии: разобраться, кто есть кто с идентичностью, что в городе важно, с общими проблемами.

Для этого у нас есть инструменты: мы создаем различные ассоциации, более крупные субъекты. Это касается городских сообществ, пересборки НКО, перезагрузки локальных экспертов, возникновения новых сценариев для городских медиа, сложных форм ассоциаций развития города для среднего бизнеса и включенности крупных предприятий в разработку стратегий.

Ключ к перезапуску этих субъектов заключается в переходе на горизонтальное мышление. Неудачные ассоциации, формы партнерства строились по примеру всяких иерархических структур. Общественные организации, сообщества, бизнес пытались выстроить новую иерархию, где есть некто самый главный, есть некие тематические направления и жесткая субординация. Они оказались неэффективными — пример тому Торгово-промышленная палата, переставшая играть какую-либо роль в жизни городов. Как правило, предприятия делают взносы на содержание этого никому не нужного органа, устраивающего два-три раза в год выставки, на которых бабушки покупают местную продукцию.

Социальная сборка начинается также с вброса других культурных кодов, построенных на определенных ключевых понятиях, одно из которых — «сеть», горизонтальная структура, в которой важен каждый элемент, между которыми есть разные типы связей. Любая ассоциация, построенная по этому принципу, превращается не в жесткую иерархию с главой и рабочими комитетами, а в набор разных субъектов, объединенных общей темой или отраслью, у которых есть разные типы связей. Один из элементов сети выполняет функции модератора-лоббиста ее интересов. Как правило, чтобы сеть эффективно существовала, лоббисты-модераторы должны быть иными по форме элементами — не типовые участники, а участники с новыми компетенциями.

Если взять существующие институты, готовящие комплексных специалистов — управленцев, урбанистов, — то эти специалисты работают потом либо в сфере территориального планирования, либо в какой-то отрасли, связанной с экономикой. Никто не готовит сквозных специалистов для работы с социальным слоем города, с его культурными кодами. У нас были прецеденты, когда группа активистов в одном городе, очень живо настроенная, заявила нам, что не может влиять на изменение города, не обладая ресурсами, помещением. Но можно ведь открыть, скажем, новый краеведческий музей — пусть виртуальный, таким образом начав формировать новые культурные коды.

Города можно «перезапускать», просто плотно поработав с их культурными цепочками, правильно их сформировав. Полностью перезагрузить их не удастся, но начать изменения можно. В горизонтальных структурах важен каждый их уникальный элемент и очень важно наличие связей. Существует четыре типа таких связей. Прежде всего, это идентификация — чем вы отличаетесь от нас или что между нами есть общего. Во-вторых, это обмен ресурсами — что есть у нас, что есть у вас, как мы можем это вместе использовать. В-третьих, это обмен компетенциями — чему мы можем друг друга научить. Наконец, это общие ценности.

Идеологи, коммуникаторы и организаторы

При каком стечении обстоятельств мы как разрозненные элементы можем выступить единой системой? Когда у нас есть общие ценности. Технология конструирования этих типов связей хорошо известна — это работа с городскими событиями, с городскими культурными кодами, с городским образованием. Плюс необходимо выделение отдельных базовых социальных компетенций, о чем мало кто говорит. Наблюдения за городскими активистами, предпринимателями и управленцами позволили выявить три таких компетенции: идеологи, коммуникаторы и организаторы.

Источник

Вопрос №9. Что такое идентичность города?

Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что этоДизайнеры любят говорить про айдентику товара (от англ. identity), что чаще всего означает механизмы идентификации потребителем продукта. Например, банку Pepsi без труда можно издали узнать на полке по фирменным цветам. Айдентика — основа узнаваемости бренда, в большинстве случаев выраженная в его дизайне. Так, может быть, городская идентичность — это городская айдентика и правы те, кто при разработке бренда города первым делом рисуют логотип?

Город не товар
Отличие идентичности товарного бренда от городского фундаментальное. Городскую идентичность, в отличии от товарной, создать нельзя, так как она уже существует вне зависимости от планов по брендингу. И что самое интересное, существует она не в ларце в сейфе кабинета мэра, а в голове абсолютно у каждого жителя города. Именно многогранность идентичности города и сложность ее описания делают процесс разработки бренда города таким занятным и непредсказуемым. Городу, в отличие от товара, нельзя придумать характер и бренд-личность. Хотя сопоставление города с человеком — отличный прием, когда речь идет об идентичности. Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что этоНапример, в Добрянке, по результатам опроса населения и глубинных интервью с лидерами городских сообществ мы выделили 11 черт характера города: доброта, удачливость, патриархальность, амбициозность, спокойствие, русскость, интеллигентность, спортивность, провинциальность, женственность, гармоничность. Интересно, что в результате исследования удалось прийти к консенсусу по вопросу как характера, так и источников идентичности города. Это доказывает тезис Дениса Визгалова о том, что «идентичность города — это чувство социальной общности». С одной стороны, идентичность города у каждого жителя своя, с другой стороны, при использовании определенных механизмов, можно прийти к пониманию общей городской идентичности. Поиск и использование этих механизмов — одно из главных умений тех, кто занимается брендингом города.

Город — товар
К сожалению, в России пока что, говоря о брендинге, в первую очередь думают о внешней целевой аудитории, например, о туристах и инвесторах. Первоочередность работы с жителями города, я уверен, будет принята большинством специалистов уже в ближайшие годы. И так думаю не только я. Вот, к примеру, хорошая статья Александра Согомонова «Современный город: стратегия идентичности«.

Идентичность города что это. Смотреть фото Идентичность города что это. Смотреть картинку Идентичность города что это. Картинка про Идентичность города что это. Фото Идентичность города что этоВ любом случае, идентичность города должна влиять на его имидж во внешнем мире. Или имидж должен влиять на идентичность города? Давайте порассуждаем. Конечно же, имидж города во внешнем мире влияет на его идентичность. Но сильно ли? Скажем, стали ли челябинцы более суровыми с выходом «Нашей Russia»? Вряд ли. Возможно, кто-то из жителей Челябинска вдруг открыл в себе особую «суровость». Но трудно себе представить, что звезды ТНТ сумели воспитать это качество в челябинцах, все-таки идентичность возникает не за один год — это длительный процесс, связанный с жизненным опытом. Совсем другое дело с «Рельными пацанами» из Перми. Вопреки усилиям губернатора Чиркунова по выстраиванию имиджа культурной столицы Европы, пермские КВНщики решили снять сериал о настоящей Перми. И у них это очень хорошо получилось. Сериал популярен во всех регионах России, а в Пермском крае особенно. Сам не раз наблюдал, как в 59-м регионе в вечернее время буквально из всех окон звучит знаменитая теперь песня «Зацени, здесь реальные пацаны…». И пермяки ничуть не стесняются того, что сериал о них, более того, большинство этим гордятся. «Это идентичность, детка» — сказал бы Колян. А я скажу, что сегодня именно сериал «Реальные пацаны» во многом определяет имидж Перми среди россиян. И в этом есть своя правда.

Краткий ответ на вопрос №8
Идентичность города — это глубинные эмоции и чувства жителей, которые они испытывают к своему городу и с которыми отождествляются.

Про книгу об идентичности города.
Все вопросы.

Источник

Как найти лицо города и сделать из него бренд

Территориальный брендинг определяет идентичность и имидж, суть, традиции и уникальность самого города или страны. Проще говоря, бренд — это визитная карточка территории.

Чтобы привлекать большое количество туристов, инвестиций, специалистов и повышать качество жизни самих жителей, страны и отдельные города стремятся стать самостоятельными брендами. Иногда бренд города является частью бренда государства, но в то же время имидж города имеет собственный культурный код, отличный от общего имиджа страны.

Для создания этого бренда нужно сформулировать чёткое представление характеристик: здесь и социальные особенности страны, история и главные достопримечательности территории. В качестве вдохновения может послужить национальная еда, ритм города, или, например, архитектурные памятники.

Брендинг территорий требует взвешенных и дальновидных решений: в отличие от товарного брендинга, где неудачный продукт можно снять с производства или заменить — город и целую страну никуда не деть, да и быстро исправить что-то тоже довольно сложно. Поэтому основная стратегическая работа в таких проектах, как правило, не видна со стороны. Но графическое оформление мы можем оценить.

Мы взяли несколько примеров и тщательно проанализировали их визуальную составляющую.

Новый логотип — это современная и упрощённая вариация герба города.

Использование простых геометрических фигур позволяет легко и игриво комбинировать их в более сложные паттерны. В данном случае простота делает иллюстрации самобытными, а фирменный стиль — гибким. Все элементы легко подогнать под различные городские мероприятия и предприятия в муниципалитете Осло, которые и создают комплексный образ города.

Если уж есть к чему придраться, так это к разной толщине линий предмета в левой руке относительно остальных элементов. Можно было прийти к единому знаменателю: например, уменьшив толщину оставшихся частей человека.

Интересно, как из логотипа вытекает фирменный стиль, который представлен всего тремя простыми фигурами. Они символизируют архитектурные формы, характерные для достопримечательностей города и, следуя из описания, происходят из букв слова “Oslo“.

Если логотип — лицо города, то в данном случае его затмевают массивные фигуры графического образа. Почти на всех носителях тонкие линии логотипа еле различимы на фоне простых геометрических форм и крупной типографики. Цельный образ складывается, но с первого взгляда не удается определить его принадлежность именно к городу Осло.

Привлекательное многообразие цвета и вариативность графических элементов логотипа отражает дух самого города Сан Паулу: с его бешеным ритмом, разнородным населением и безудержным весельем. Есть в нем что-то именно бразильское, фестивальное.

Открытые цвета, незамысловатые, но характерные формы и типографика создают узнаваемый и индивидуальный образ города, не забывая о его ценностях, традициях и образе жизни. Элементы логотипа трансформируются в яркий графический образ, который хорошо работает на различных носителях и имеет огромную вариативность.

Графически выразительный логотип отражает уникальную природу и культуру страны. Цветовая гамма соответствует флагу Перу. Преобладающий красный символизирует энергию, силу, мужество. Буква «P», выполненная в форме спирали, напоминает рисунки древних андских культур. Также в спирали можно увидеть отпечаток пальца, это добавляет человечности знаку и поддерживает идею бренда «Перу — страна для всех».

Скорее всего, именно из-за поддержки на государственном уровне бренд успешно используется и развивается. Со времени запуска бренда в 2011 году более 200 компаний запросили у PromPerú лицензию на использование, которая бесплатна у них на сайте. Наиболее широко бренд используется в таких областях, как туризм, сельское хозяйство, текстиль.

Весь стиль интуитивно понятен, и визуально не теряет своей актуальности по сей день, хоть и строится в основном вокруг одного логотипа.

Простой и искренний стиль туристического бренда для Азербайджана построен на многогранности достопримечательностей, культуры и природы. Подкупает идея бренда — «Взгляни по-новому!»: она предлагает каждый раз открывать для себя страну с новой стороны.

Знак состоит из двух фигур, сложенных в форме строчной буквы «a», которые представляют собой «объектив». Он же служит бренд-мотивом для всей айдентики. Буквы в логотипе выполнены в строчном регистре, что делает его более дружелюбным и показывает, что страна стала более ориентирована на потребителя.

Через объектив бренд показывает, насколько разнообразен и контрастен Азербайджан: сопоставляются история и современность, природный ландшафт и архитектура, культурные события и ритуалы. Сочетания красочных фотографий притягивают к себе внимание зрителя. Однако таким графическим приемом следует быть аккуратным в работе и подборе фотоматериала: иногда, как в случае с конём, результат выглядит жутковато.

В типографике также обыгрывается контраст: в одном заголовке используются массивный гротеск и тонкий наклонный шрифт с засечками. Источником вдохновения для цветовой гаммы стали узоры традиционных ковров.

В 2013 году в старейшем университетском центре Европы Болонье был объявлен конкурс на новый логотип и айдентику города. Концепция Маттео Бартоли и Микеле Пастори «è Bologna» — «это Болонья» обошла около 500 конкурсантов.

Дизайнерами была разработана система графических элементов, каждый из которых вдохновлён символами города и соответствует определённой букве в алфавите. Из этих элементов при помощи сетки генерируется логотип, за основу которого берутся слова, связанные с городом. Например, «Культура это Болонья» или «Салаборса это Болонья».

Задумка хороша. Система алфавита, составленного из графических символов, гарантирует гибкость использования получаемого логотипа в айдентике. Он всегда уникален и при этом не выбивается из системы. Сгенерированный логотип может использоваться как в качестве паттерна, так и в качестве отдельно существующего знака. С визуальной точки зрения он не противоречит городской среде и даже в чём-то ей подыгрывает.

Спорным моментом является эффект прозрачности, применяемый к графическим элементам логотипа. Усугубляется это наличием сетки, которая закрепляет размещение графических символов на определённых позициях. Наложение сразу нескольких фигур на один квадратный сантиметр может создать неприятный эффект перегрузки и превратить лого в набор чернильных пятен. Это проблема, с которой придётся столкнуться организации, в названии которой мало повторяющихся букв.

Стиль графически завязан на множестве генерируемых логотипов и не имеет продолжения в сторону айдентики. Это создаёт проблему брендирования различного рода носителей, так как оставляет совсем небольшой набор инструментов для выполнения данной задачи, а также не подходит для брендирования носителей в тех случаях, когда использование графически перегруженных логотипов невозможно или недопустимо. Например, при использовании в монохроме.

Шрифтовая часть логотипа «è Bologna» в основном используется в связке с графической частью и выглядит довольно безлико в роли самостоятельной единицы брендирования.

В 2014 году агентство White Studio разработало айдентику для второго по величине города Португалии — Порту. Вдохновившись эстетикой плитки азулежу, которой украшены дворцы, церкви, фасады и интерьеры португальских домов, дизайнеры разработали более семидесяти линейных иконок.

Каждый житель видит свой город по-разному. Именно из этой разницы восприятия одного города складывается набор иконок, которые впоследствии могут абсолютно разными путями взаимодействовать друг с другом, а также складываться в один большой паттерн, воссоздавая тем самым город, который для всех такой разный.

Основная версия логотипа представляет из себя гротесковое написание «Porto» с точкой на конце, заключённое в прямоугольный бокс. Логотип используется на всех носителях как в соседстве с иконками, так и отдельно в тех случаях, когда их использование невозможно.

Айдентика универсальна: она хорошо сочетается с городской средой и не нарушает визуальный облик города, как в его исторических районах, так и в новых кварталах. Набор иконок может легко пополняться новыми иллюстрациями исходя из меняющихся тенденций и веяний жизни современного общества.

Главная проблема айдентики Порту кроется как раз в её главной силе: явившись миру, она была встречена множеством позитивных отзывов, а в последствии породила за собой кучу клонов. Спустя 6 лет после её выхода, она выглядит очень попсово и заезженно.

Этой айдентике уже около 7 лет. Её достоинство как раз в том, что по ней этого сказать невозможно. С другой стороны, в сердце она тоже не западает. Разработанный фирменный шрифт хоть и содержит некоторые интересные детали, но в целом довольно нейтральный и даже стерильный. Логотип тоже довольно прост — это упрощённый герб города.

Разнообразная цветовая гамма, в которой нет места для ожидаемых жёлтого и синего — это безусловный плюс. Вместе с фирменным шрифтом и чистой вёрсткой они создают нужное ощущение чего-то скандинавского. Однако мне кажется, что такой замечательный город, как Стокгольм, заслуживает чего-то более характерного.

В реальности айдентика используется, в основном, на сайтах в виде логотипа. При этом всё остальное наполнение этих сайтов довольно разное, поэтому цельного образа бренда города не складывается. Наиболее полно и эффективно фирменный стиль используется на сайте ежегодного стокгольмского фестиваля культуры.

Несмотря на некоторые вопросы, это хороший пример территориальной айдентики, особенно в сравнении с большинством российских. Она достаточно гибка, чтобы подойти для решения разных задач, и выглядит уместно в любой ситуации. Характерно, что главный элемент айдентики — скорее не логотип, а фирменный шрифт.

Возможно, за всю историю дизайна это одна из лучших территориальных айдентик — потому что она живёт реальной жизнью. И, что важно, во всех исполнениях выглядит этот фирменный стиль хорошо. Так что, если только финны не рождаются сразу отличными дизайнерами, для реализации этой айдентики были сделаны хорошие гайдлайны. В этом также помогает и то, что все составляющие здесь довольно просты, их легко масштабировать и адаптировать для любых целей и ситуаций.

При этом айдентика Хельсинки очень самобытна, легко запоминается и безошибочно узнаётся. Щит логотипа и фирменная графика вдохновлены гербом города, а цветовая палитра — местной природой, архитектурой, транспортом и достопримечательностями. Дополняет это всё фирменный шрифт, достаточно сдержанный в общих чертах, но с интересными деталями, придающими ему живости.

Все носители, начиная с буклетов и заканчивая сайтом, выглядят дружелюбно, но не кричаще, вызывают позитивные эмоции и дарят ощущение заботы и защищенности. Всё это действительно можно почувствовать и в самом городе, в котором хоть и нет каких-то очень ярких и знаменитых на весь мир мест, но есть какая-то приятная, уютная атмосфера, в которой просто хорошо находиться.

Дизайн студия Carre Noir разработала айдентику для организации туристического центра City of Paris, которая предоставляет информацию о городе, печатает более миллиона копий официальной карты города и поддерживает программу городского транспорта. Логотип основан на историческом символе Парижа лодке нефе. Девиз города — «Fluctuat Nec Mergitur» — «колеблется, но никогда не тонет».

Визуальный язык строится на использований логотипа и его версий. В остальном, за исключением разработанных паттернов, система айдентики никак дальше не развивается. Знак логотипа выполнен единым штрихом и динамичен, что хорошо контрастирует с монолитной шрифтовой частью логотипа, что особенно хорошо смотрится в горизонтальной версии.

Если знак может показаться приятным на вид, то шрифтовая часть логотипа вызывает вопросы. Глядя на построение логотипа, можно увидеть нестыковки. Буква «А» в логотипе имеет приятную «улыбку», подыгрывая нижней части знака. Но нельзя сказать, что без нее нельзя было обойтись, здесь она скорее кажется случайным элементом.

Еще более случайным кажется выбор цветовой палитры, яркие броские несложные цвета не увязываются с образом и настроением Парижа. В этом случае, вполне уместно было бы оставить преемственную палитру цветов (красный, белый, синий).

Разработанные паттерны на основе знака и названия города выглядят симпатично, особенно вариант с точками. Логотип подходит для администрирования и туристического сервиса, но вряд ли его можно назвать удачным отражением Парижа.В реальной жизни айдентика находит применение на сайте и в виде логотипа на сервисном оборудовании города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *