Идентификация рисков что это

Управление рисками проекта

Идентификация рисков что это. Смотреть фото Идентификация рисков что это. Смотреть картинку Идентификация рисков что это. Картинка про Идентификация рисков что это. Фото Идентификация рисков что это

Повсеместная конкуренция, сокращение производственного цикла, увеличение производственной гибкости — все это сеет неопределенность при контроле проектов и повышает необходимость мышления, направленного на оценку рисков. Необходимо предупреждать опасности, тщательнее планировать свои действия и анализировать текущую деятельность, чтобы понять, какие риски могут преследовать и какие возможности можно раскрыть, если от них избавиться. Таким образом, риск-менеджмент становится важной частью принятия управленческих решений.

Конечно, можно рискнуть и жить без лишнего планирования и прогнозирования. Но тогда есть вероятность, что не только проект не будет правильно реализован: вся деятельность компании будет под угрозой. Такой поворот вряд ли устроит адекватного руководителя или владельца бизнеса.

Планирование управления рисками

Управление рисками — это деятельность, сопровождающая все этапы проекта. Работа не должна вестись от случая к случаю, она должна быть хорошо спланирована. Управление рисками требует множества ресурсов.

Планирование управления рисками подразумевает поиск работающих подходов к процессу. Оно помогает:

План состоит из нескольких элементов:

Идентификация рисков

Этот процесс связан с выявлением рисков, которые могут испортить проект или оказать на него необратимое воздействие. Повторять выявление рисков нужно на всех этапах проекта — ведь на протяжении его существования могут возникать разные новые сложности.

Идентификационные данные могут браться из различных источников. Например, это может быть база знаний, которая есть практически в каждой организации. В ней могут содержаться данные об аналогичных проектах, которые были в компании. На основании этой информации можно сделать вывод о вероятных рисках в новых проектах.

Еще один источник информации — научные работы, маркетинговая аналитика и другие данные, находящиеся в свободном доступе. Если проект не уникален, то можно равняться на опыт других аналогичных работ, созданных другими компаниями. Обычно они рассказывают о своем пути в формате кейсов. Там содержатся подробные данные о цели работы, связанных с ней трудностях и способах их преодоления.

Все проекты строятся на гипотезах и предположениях. Обычно все неточные данные указываются с пометкой. Другие же, считающиеся достоверными, принимаются как данность. Риски могут возникнуть из-за неверно обозначенных допущений, поэтому на них нужно обращать внимание и детально анализировать каждую неточность.

Сбор информации выполняется способами, которые требуют разного времени на подготовку:

Методы оценки рисков и инструменты управления рисками

Теоретические аспекты управления риском говорят, что методов оценки множество и каждый из них работает с использованием своих инструментов. Такими инструментами могут быть организационные, технические и другие действия, позволяющие обеспечить безопасность и безошибочность проекта. Количество инструментов никак не регулируется, их можно быть крайне много.

Классификация ведется по разным признакам: управленческим методам, сферам деятельности, выгодам, производственным фазам и т.д.

В соответствии с другой классификацией воздействие на риски состоит из нескольких этапов:

Этапы управления рисками

Мониторинг и контроль

Этот этап мы решили вынести в отдельный пункт, так как он по важности стоит не на последнем месте. При каждом новом проекте будут возникать свои риски, поэтому контроль должен быть регулярным. Важно быстро корректировать выбранную стратегию и подстраиваться под ситуацию — не всегда выбранный в начале путь оказывается эффективным. Для этого нужен мониторинг.

Каждый этап управления рисками связан с другими ступенями в единую цепь. Поэтому нельзя обращать внимание на один и не замечать другой. Ситуацию нужно анализировать и контролировать со всех сторон, тщательно углубляясь в детали и рассматривая их с точки зрения деятельности компании в целом.

В мире нет проектов, которые бы шли так, как их запланировали создатели на пути прописывания в документах. Возникают моменты, которые не были предусмотрены и под которые нужно подстраиваться здесь и сейчас. И не всегда эти моменты имеют положительный оттенок, чаще всего они связаны с серьезными рисками как в рамках реализации проекта, так и в деятельности всей компании. Это серьезный стресс для тех, кто работает. Поэтому надо быть готовым к таким проблемам и уметь их правильно решать.

Управление рисками проекта помогает подумать и определить угрозы заранее, понять как их избежать и продолжать работать в изменяющихся условиях. Предотвратить последствия проще, чем разбираться с измененной ими реальностью. Поэтому стоит как можно больше ресурсов выделять на управление рисками проекта и не лениться проводить исследования для выявления вероятных проблем.

Источник

Управление рисками проекта

Идентификация рисков

Исходная информация для процесса идентификации [9]

Входной информацией для процесса идентификации рисков служит нижеследующая информация.

Описание содержания проекта. Допущения проекта приводятся в описании содержания проекта. Неопределенность в допущениях проекта следует рассматривать в качестве потенциального источника возникновения рисков проекта.

План управления рисками. Входами для процесса идентификации рисков из плана управления рисками являются схема распределения ролей и ответственности, резерв на операции по управлению рисками в бюджете и в расписании, а также категории рисков.

Методы и инструменты идентификации рисков

Методы сбора информации [ 10 ]

Сравнение методов идентификации рисков проекта [ 10 ] представлено в таблице 7.5.

Таблица 7.5. Сравнение методов идентификации рисков

Метод идентификацииПреимуществаНедостатки
Мозговой штурмСпособствует взаимодействию членов группы. Быстрый. НедорогойМожет проявиться преобладание одной личности. Можно сосредоточиваться только в конкретных областях. Требует сильного ведущего. Для оценки необходимо контролировать склонности группы
Метод DelphiНет доминирования одной личности. Может проводиться дистанционно через электронную почту. Исключается проблема ранней оценки. Требует участия каждого члена группыЗанимает много времени. Высокая загрузка ведущего
Метод номинальных группУменьшается эффект доминирующей личности. Обеспечивает взаимодействие участников. Дает упорядоченный список рисковТребует много времени. Высокая загрузка ведущего
Карточки КроуфордаБыстрый. Легко реализуется. Должен участвовать каждый член группы. Вырабатывается большое количество идей. Можно проводить с группами больше обычного размера. Уменьшает эффект доминирующей личностиМеньшее взаимодействие между участниками
Опрос экспертовИспользуется прошлый опытЭксперт может быть предвзятым. Требует много времени
Контрольные спискиКонкретный и упорядоченный. Легко использоватьПредвзятость. Может не содержать конкретных элементов для данного проекта
Метод аналогииИспользует прошлый опыт для исключения проблем в будущем. Подобные проекты содержат много сходных чертТребует много времени. Легко получить результаты, не подходящие для данного случая. Аналогия может быть некорректной
Методы с использованием диаграммЯсное представление участвующих процессов. Легкость построения. Для них имеется много компьютерных инструментовИногда вводит в заблуждение. Может занимать много времени
Выходы процесса идентификации рисков

В процессе идентификации список категорий рисков может пополняться новыми категориями, что может привести к расширению иерархической структуры рисков, разработанной в процессе планирования управления рисками.

Примеры форм Реестра рисков [ 5 ] приведены в таблицах 7.6 и 7.7.

Источник

Идентификация опасностей и оценка рисков

Идентификация рисков что это. Смотреть фото Идентификация рисков что это. Смотреть картинку Идентификация рисков что это. Картинка про Идентификация рисков что это. Фото Идентификация рисков что это

Одной из отличительных особенностей системы управления охраной труда, которая соответствует требованиям национального стандарта СТБ 18001 является то, что указанная система базируется на процедуре идентификации опасностей и оценки рисков.

Что же понимается под идентификацией опасностей и оценкой рисков?

Обратимся к СТБ 18001. Согласно п.3.5 данного стандарта под идентификацией опасности понимается процедура установление наличия опасности и определение ее характеристик.

Согласно п.3.20 стандарта под оценкой рисков понимается процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли он приемлемым с учетом осуществляемых мер управления.

Проанализировав эти термины можно сделать вывод, что работа по оценке рисков и определении мер управления должна начинаться с идентификации опасностей, выявив и описав опасности можно приступать непосредственно к оценке риска на тех рабочих местах, на которых уже были зафиксированы те или иные опасности. А оценив риск, необходимо обеспечить его ранжирование, т.е. упорядочение в зависимости от полученных значений. И далее, с учетом рангов (в данном случае используется ранжирование по типу: приемлемый/неприемлемый, а также низкий, средний и высокий риск) обеспечить разработку и реализацию тех или иных мероприятий, направленных на снижение значения риска и(или) на его полное устранение. На процессе идентификации опасностей и оценки рисков базируется процедура по установлению целей в области охраны труда и последующее формирование Программы управления охраной труда (в указанную программу должны включаться те мероприятия, которые необходимы для снижения рисков).

Иными словами, процесс идентификации опасностей и оценки рисков включает в себя следующие этапы:

С чего же можно начинать процедуру «поиска» потенциальных опасностей? Инженеру по охране труда в этом помогут следующие записи и документы:

При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей, а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.

Идентификация опасностей проводится для:

По результатам идентификации опасностей для всех профессий рабочих и должностей служащих, согласно штатному расписанию, а также для определенных видов деятельности, формируется реестр опасностей организации (пример реестра опасностей здесь).

Далее необходимо оценить риски. Степень любого риска, вытекающего из выявленных опасностей, оценивается с учетом:

Один из самых несложных методов оценки рисков, который используют многие организации, это т.н. «Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий». Суть метода в следующем, величина риска (его количественное выражение) прямо пропорциональна вероятности его возникновения и тяжести (серьезности) последствий. Т.е. для определения величины риска необходимо оценить с какой вероятностью то или иное событие может произойти и каковы могут быть последствия. Для расчетов используется формула:

R = P x S,

P — вероятность возникновения опасности, балл;

S — серьезность последствий воздействия опасности, балл.

Значения P и S варьируются в диапазоне от 1 до 5, где 1 – наименьшая вероятность и наименьшая серьезность последствий, а 5 – наоборот, наибольшая.

Пример оценки рисков приведен ниже:

Чтобы оценить риск падения работника на входном лестничном марше в здание необходимо ответить на 2 вопроса: а какова вероятность этого события и каковы могут быть последствия. Для более объективной оценки вероятности и серьезности последствий используются имеющие данные по несчастным случаям, записи журналов ежедневного контроля и иные сведения. Так, если за последний год неоднократно были замечания по содержанию лестничных маршев и дорожек, а в статистике несчастных случаев есть похожие случаи по отрасли (или даже в самой организации), то в данном случае определить величину вероятности и серьезности последствий, а следовательно и риска, можно будет более приближенно к реальности.

От того насколько точно были определены риски зависит и актуальность последующих мер управления.

Также организации необходимо определиться, какие же риски она считает для себя неприемлемыми (по которым меры управления должны разрабатываться и внедряться в первую очередь и под жестким контролем выполнения). Можно установить, что риски:

Это и есть т.н. ранжирование рисков.

Результаты оценки рисков, проведенных согласно вышеуказанной методике, оформляются обычно в виде карт оценки рисков (пример карты оценки рисков здесь) с обязательным отражением в них:

Все идентифицированные риски подлежат управлению. При определении мер управления рисками (с целью снижения воздействия факторов опасностей) или при рассмотрении изменений существующих мер управления могут применяться следующие меры по сокращению рисков:

На основе ранжирования рисков устанавливаются цели в области ОТ, которые служат основой для составления Программ управления ОТ (Планов мероприятий по ОТ), направленных на обеспечение безопасных условий труда, профилактику производственного травматизма, повышение квалификации работников (п.4.3.3 СТБ 18001-2009). Данные действия могут также повлечь за собой актуализацию Политики руководства в области охраны труда (п.4.2 СТБ 18001-2009).

После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

Повторную оценку целесообразно проводить не реже 1 раза в год перед проведением процедуры анализа высшим руководством СУОТ (п.5.6 СТБ 18001-2009).

Источник

Управление рисками проекта

Идентификация рисков

Исходная информация для процесса идентификации [9]

Входной информацией для процесса идентификации рисков служит нижеследующая информация.

Описание содержания проекта. Допущения проекта приводятся в описании содержания проекта. Неопределенность в допущениях проекта следует рассматривать в качестве потенциального источника возникновения рисков проекта.

План управления рисками. Входами для процесса идентификации рисков из плана управления рисками являются схема распределения ролей и ответственности, резерв на операции по управлению рисками в бюджете и в расписании, а также категории рисков.

Методы и инструменты идентификации рисков

Методы сбора информации [ 10 ]

Сравнение методов идентификации рисков проекта [ 10 ] представлено в таблице 7.5.

Таблица 7.5. Сравнение методов идентификации рисков

Метод идентификацииПреимуществаНедостатки
Мозговой штурмСпособствует взаимодействию членов группы. Быстрый. НедорогойМожет проявиться преобладание одной личности. Можно сосредоточиваться только в конкретных областях. Требует сильного ведущего. Для оценки необходимо контролировать склонности группы
Метод DelphiНет доминирования одной личности. Может проводиться дистанционно через электронную почту. Исключается проблема ранней оценки. Требует участия каждого члена группыЗанимает много времени. Высокая загрузка ведущего
Метод номинальных группУменьшается эффект доминирующей личности. Обеспечивает взаимодействие участников. Дает упорядоченный список рисковТребует много времени. Высокая загрузка ведущего
Карточки КроуфордаБыстрый. Легко реализуется. Должен участвовать каждый член группы. Вырабатывается большое количество идей. Можно проводить с группами больше обычного размера. Уменьшает эффект доминирующей личностиМеньшее взаимодействие между участниками
Опрос экспертовИспользуется прошлый опытЭксперт может быть предвзятым. Требует много времени
Контрольные спискиКонкретный и упорядоченный. Легко использоватьПредвзятость. Может не содержать конкретных элементов для данного проекта
Метод аналогииИспользует прошлый опыт для исключения проблем в будущем. Подобные проекты содержат много сходных чертТребует много времени. Легко получить результаты, не подходящие для данного случая. Аналогия может быть некорректной
Методы с использованием диаграммЯсное представление участвующих процессов. Легкость построения. Для них имеется много компьютерных инструментовИногда вводит в заблуждение. Может занимать много времени
Выходы процесса идентификации рисков

В процессе идентификации список категорий рисков может пополняться новыми категориями, что может привести к расширению иерархической структуры рисков, разработанной в процессе планирования управления рисками.

Примеры форм Реестра рисков [ 5 ] приведены в таблицах 7.6 и 7.7.

Источник

Идентификация рисков проекта

Цель процесса идентификации рисков состоит в определении потенциальных рисков, способных повлиять на успех проекта. Идентификацию рисков выполняют члены команды проекта и эксперты по вопросам управления рисками, в ней могут принимать участие заказчики, участники проекта и эксперты в определенных областях. Это итеративный процесс, поскольку по мере развития проекта в рамках его жизненного цикла могут обнаруживаться новые риски. Частота итерации и состав участников выполнения каждого цикла в каждом случае могут быть разными. В процессе идентификации должны принимать участие члены команды проекта, чтобы у них вырабатывалось чувство собственности и ответственности за риски и за действия по реагированию на них.

Идентификация рисков выполняется на основе разработанных ранее планов управления интеграцией, содержанием, сроками, качеством и человеческими ресурсами.

Также при разработке плана учитывается опыт выполнения аналогичных проектов.

Качественный анализ рисков

Идентификация рисков что это. Смотреть фото Идентификация рисков что это. Смотреть картинку Идентификация рисков что это. Картинка про Идентификация рисков что это. Фото Идентификация рисков что это

Идентификация рисков что это. Смотреть фото Идентификация рисков что это. Смотреть картинку Идентификация рисков что это. Картинка про Идентификация рисков что это. Фото Идентификация рисков что это

Количественный анализ рисков

Количественный анализ рисков обычно выполняется для рисков, которые были квалифицированы в результате качественного анализа. При количественном анализе также оцениваются вероятности возникновения рисков и размеры ущерба /выгоды; здесь анализируются риски, имеющие высокие и умеренные ранги. Выбор методов анализа определяется для каждого проекта и зависит от наличия времени и от бюджета.

Исходной информацией для количественного анализа рисков служат:

Идентификация рисков что это. Смотреть фото Идентификация рисков что это. Смотреть картинку Идентификация рисков что это. Картинка про Идентификация рисков что это. Фото Идентификация рисков что это

Пример использования дерева решения

Таблица 9.1. Сравнение стратегий реагирования на риски

Классификация рисковУклонение от рискаПередача рискаПринятие рискаСнижение последствий вероятности возникновения риска
Риски, связанные с масштабом проектаРазделение проекта на несколько под-проектов. Сокращение функционального и географического объема проектаРазделение проекта на несколько под-проектов, выделение пилотного проекта по подсистемам (ограниченного масштаба)Увеличение трудоемкости работ и стоимости проектаДетальный анализ каждого этапа работ, взаимодействие участников, организация работДетально проработанная программа качества, отработанное управление конфигурацией проекта, специальные процедуры взаимодействия участников
Риски, связанные с недостаточным опытом в сфере ИТРеализация только не технологической части проекта, передача технологической части проекта другой компанииСогласование с заказчиком большинства проектных документов, согласование всех изменений в функциональности системыУвеличение трудоемкости работ и стоимости проектаПроведение обучения пользователей, включая руководство, соблюдение технологии работыРазработка и утверждение концепции проекта на возможно более ранней его стадии
Технические риски проектаИспользование более надежныхДокументально зафиксированнаяУвеличение трудоемко-Строгий отбор проектной команды поИспользование стандартов пред-
технологических решенийперсональная ответственность участников проекта, документальное фиксирование всех изменений в процессе проектасти работ и стоимости проектаквалификационным критериям. Обучение участников проекта технологии проектных работ, инструментальным средствамприятия для проектных работ, разработка стандартов проекта
Организационные риски проектаЗначительное сужение объема проекта и превращение его в чисто инфраструктурный технологический проектВключение представителей заказчика в рабочие группыУвеличение трудоемкости работ и стоимости проектаОбучение участников проекта(курс «управление проектом»), тренинги команды, как можно более полная формализация деятельностиВключение в команду администратора проекта, детальное распределение ролей в проекте
Операционные риски проектаИзменение модели оплаты компании-исполнителю: перевод на оплату по результату оценки качества реализованного решенияАкт сдачи заказчику любого документа. Фиксирование отсутствия претензий заказчика по каждому этапу работыУвеличение трудоемкости работ и стоимости проектаМногократное тестирование созданных продуктов, тщательная экспертиза документовСтрогое выполнение процедур программы качества

Команда проекта разработала сетевые графики трех альтернативных вариантов расписания внедрения ИС при условии, что оборудование уже поставлено, и оценила возможные значения продолжительности проекта.

Рассчитаем возможную длительность проекта для каждого точки случайного события:

По итогам проведения качественного и количественного анализа риска необходимо выработать четкое представление о стратегиях, используемых для реагирования на каждый проектный риск.

Существует четыре типовые стратегии реагирования на появление негативных рисков: уклонение, передача, принятие и снижение.

Стратегия передачи риска также исключает угрозу риска путем передачи негативных последствий риска с ответственностью за реагирование на риск на третью сторону. Передача риска обычно сопровождается выплатой премии за риск стороне, принимающей на себя риск и ответственность за его управление. Сам риск при этом не устраняется. Условия передачи ответственности за определенные риски третьей стороне могут определяться в контракте.

Стратегия означает решение команды не уклоняться от риска. При пассивном принятии риска команда ничего не предпринимает в отношении риска и в случае его возникновения разрабатывает способ его обхода или исправления последствий. При активном принятии риска план действий разрабатывается до того, как риск может произойти, и называется планом действий в непредвиденных обстоятельствах.

Стратегия снижения риска предполагает усилие, направленное на понижение вероятности и/или последствий риска до приемлемых пределов. В стратегии снижения используется включение в план проекта дополнительной работы, которая будет выполняться независимо от возникновения риска, как, например, проведение дополнительного тестирования функциональности информационной системы, разработка прототипа системы, дополнительное подключение к работе опытных сотрудников.

Подтверждение содержания проекта

Входной информацией для процесса являются:

Процесс подтверждения содержания документирует результаты поставки, которые прошли приемку в соответствии с процедурой приемки проектных документов. Непринятые результаты поставки документируются с указанием причин, по которым они не прошли приемку. Подтверждение содержания включает в себя сопроводительную документацию, полученную от заказчика или спонсора и подтверждающую факт приемки результатов поставки участниками проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *