Идеология золотого тельца что это
Золотой телец
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Золотой телец — золотой идол в форме тельца и грех идолопоклонства, совершенный евреями в период странствий по пустыне. Увидев, что Моисей (Моше), поднявшийся на гору Синай для получения Торы, не вернулся в назначенный час, народ собрал золотые украшения и заставил первосвященника Аарона, брата Моше, переплавить их в золотого идола. Когда Моше вернулся и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он разбил полученные от Вс-вышнего Скрижали Завета с написанными на них Десятью заповедями. В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза — день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.
Оглавление
Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода [↑]
Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы [↑]
Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай.
7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.
Одна из причин, почему евреи ошиблись [↑]
Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».
Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.
Идол золотого тельца [↑]
16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям, и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.
Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.
Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.
Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».
18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.
Второе восхождение Моше на гору Синай [↑]
Моше пробыл на горе Синай 40 дней — с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.
Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» — «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).
Вторые Скрижали и прощение еврейского народа [↑]
На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.
В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.
10 Тишрея, в Йом Кипур — День Искупления, Б-г полностью простил евреев и приказал Моше вытесать другие каменные Скрижали с написанными на них Десятью речениями. Эти, Вторые Скрижали, Моше передал евреям, спустившись с горы Синай.
Моше также передал повеление Вс-вышнего о строительстве Переносного Храма — Мишкана, где будет производиться служба Б-гу и на котором будет пребывать Шхина.
Строительство Переносного Храма — Мишкана
На следующий день после Йом Кипура, 11 Тишрея, Моше было приказано перечислить евреев посредством пересчета монет по полшекеля, которые каждый должен был пожертвовать на строительство Мишкана.
Мидраш объясняет, что, пожертвовав по монете в сокровищницу Мишкана (посредством чего они будут сосчитаны), евреи выкупят свои жизни, право на которые они потеряли во время происшествия с тельцом.
С Йом Кипура до того момента, как был сооружен Мишкан (1 Нисана 2449 года), «Моше брал шатер и разбивал его вне стана, далеко от стана, и называл его шатром Собрания. И было, всякий ищущий Господа выходил к шатру Собрания, который вне стана. И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер. И было, когда входил Моше в шатер, спускался облачный столп и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше … и возвращался он в стан» (Шмот, 33:7-11).
Раши объясняет, что после того, как Вс-вышний говорил с ним, Моше возвращался в стан и обучал старейшин народа тому, чему сам обучился.
После возведения Мишкана, Шхина пребывала только там, и Моше не мог говорить с Вс-вышним ни в каком другом месте.
Во время последнего пребывания на горе Синай Моше было указано, что строительство Мишкана должно быть поручено Бецалелю, внуку Хура, убитого во время происшествия с золотым тельцом. Это должно было искупить вину, приведшую к смерти Хура.
25 Кислева — меньше, чем через три месяца, было закончено строительство всех деталей Мишкана, а собран финально и освящен он был 1 нисана 2449 года.
В чем состоял грех золотого тельца? [↑]
Как объясняют комментаторы, евреи, сделав золотого тельца, не утратили веру в Б-га. Они искали замену не Б-гу, а Моше.
По мнению Рамбана (Нахманида), изваяние тельца, которое евреи вылили, было лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Хотя евреи искали замену именно Моше, они хотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, которая будет служить посредником между ними и Вс-вышним. Но это и есть идолопоклонство, которое является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к «чиновнику» — чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь.
Утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, евреи также оказались в состоянии совершить убийство (Хура).
Как были наказаны виновные? [↑]
Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода — ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.
Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью — при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания — были убиты мечом.
Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).
Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.
Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев — между Нисаном и Тишреем.
Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.
Высочайший уровень поколения пустыни и его раскаяние [↑]
Нельзя недооценивать величия того поколения — поколения пустыни. После произнесения у горы Синай «наасэ ве-нишма» евреи напоминали скорее ангелов, чем людей. Вс-вышний избрал это поколение для получения Его Торы, зная, что все они — праведники, настолько они были сильным духом и держали под контролем свой «ецер а-ра» (дурное начало).
Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?
Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.
Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.
Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому — несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.
Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.
Культ золотого тельца: Черная пятница
В Библии читаем: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
«Не давай деньги в рост» (Исход 22:25), ибо это грех, «но гой то не человек и не ближний, а значит, ему давать в рост и не грех», «с иноземца взыскивай» (Втор.15:3). «И ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15:6).
Культ общественного кредитопоклонничества и ростовщичества
Культ обоготворение коммерции
Культ купюропоклонения и сребролюбия
Мне приходилось видеть людей, которые после удачной сделки, заработанных денег, часами могли раскладывать, рассматривать, гладить, прилаживать к сердечку купюры и вновь их пересчитывать. Могут пригласить к такому совместному поклонению и других. Но если в этот момент несанкционировано прервать их поклонение или попытаться притронуться к их «богу», то у них ярко проявится страсть гнева и ненависти. Обладатель культа купюропоклонение и сребролюбия имеет явное психическое расстройство. Это поклонение является видом фетишизма, порожденным сребролюбием (деньголюбием) с небольшой примесью тщеславия и жадности. Очень близка «звездная болезнь». Но последняя страсть имеет тенденцию развиваться до больших размеров. Есть поговорка: «Чем больше денег, тем жаднее человек».
Культ властолюбия
Коммерческие культы сетевого распространения
Общественный культ навязчивой зомбо-рекламы
Культ денежных азартных игр
Общественный и массовый культ коммерческих скидок акций, «подарков», «бонусов», Черная пятница
Культ Евросоюза или «еврорая»
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
Черная пятница: культ золотого тельца.
В Библии читаем: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
«Не давай деньги в рост» (Исход 22:25), ибо это грех, «но гой то не человек и не ближний, а значит, ему давать в рост и не грех», «с иноземца взыскивай» (Втор.15:3). «И ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15:6).
Культ общественного кредитопоклонничества и ростовщичества
Культ обоготворение коммерции
Культ купюропоклонения и сребролюбия
Мне приходилось видеть людей, которые после удачной сделки, заработанных денег, часами могли раскладывать, рассматривать, гладить, прилаживать к сердечку купюры и вновь их пересчитывать. Могут пригласить к такому совместному поклонению и других. Но если в этот момент несанкционировано прервать их поклонение или попытаться притронуться к их «богу», то у них ярко проявится страсть гнева и ненависти. Обладатель культа купюропоклонение и сребролюбия имеет явное психическое расстройство. Это поклонение является видом фетишизма, порожденным сребролюбием (деньголюбием) с небольшой примесью тщеславия и жадности. Очень близка «звездная болезнь». Но последняя страсть имеет тенденцию развиваться до больших размеров. Есть поговорка: «Чем больше денег, тем жаднее человек».
Культ властолюбия
Коммерческие культы сетевого распространения
Общественный культ навязчивой зомбо-рекламы
Культ денежных азартных игр
Общественный и массовый культ коммерческих скидок акций, «подарков», «бонусов», Черная пятница
Культ Евросоюза или «еврорая»
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
О прямых и кривых путях. «Золотой телец» и «культура»
Сегодня слишком многие полагают, что «здравый смысл» без Бога – вполне надежный «компас», который позволяет человеку двигаться верным путем и не заблудиться. Уже более века такие «здравомыслящие» твердят о «прогрессе», который они понимают как движение вперед. Только вот понять, где право, где лево, где зад, а где перед, они не могут. Такие «здравомыслящие» поклонники «прогресса» только в прошлом веке ввергали человечество дважды в мировые войны, а в этом веке могут ввергнуть в глобальную термоядерную.
Святитель понимает, что его заявление о неизбежности ухода с прямого пути тех, кто исключительно полагается на упомянутый «компас», неизбежно вызовет возражения и возмущения со стороны приверженцев «здравого смысла». На подобного рода возражения он отвечает: «А возражающим против того, что вне Бога все людские пути кривы, я могу ответить так: не я первый это утверждаю и потому не обязан сие доказывать. Первым сказал это Бог, доказали иудеи, а Европа подтвердила на наших глазах».
Действительно, Бог создал человека для того, чтобы человек пришел в конечном счете к Богу. А человек, руководствующийся так называемым здравым смыслом, может уйти в страну далече. Хорошо, если он, попав в какие-то непроходимые болота и леса, начнет искать выход на прямую дорогу и вспомнит Бога.
Если «здравый смысл» сравнивать с «компасом», то Бог – солнце. Солнце – гораздо более надежный ориентир, чем «компас», магнитная стрелка которого может отклоняться на какие-то «магнитные аномалии». В нашей жизни таких «аномалий» предостаточно. Если некоторые люди не могут выйти на прямую дорогу, то другие – сознательно от нее уходят. Вспомним хотя бы Адама, который пытался спрятаться от Бога после того, как они вместе с Евой нарушили заповедь Бога и вкусили запретный плод с древа познания добра и зла: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3,8)
Но далеко не всегда заблудшие люди возвращаются на прямую дорогу. Вот, например, святитель вспоминает ранние страницы истории человечества, когда Бог исчерпал свое терпение и понял, что нечестивые люди уже никогда не вернутся на дорогу, которая ведет к Богу:
«О том, что людские пути кривы и превратны, с отеческой печалью возвестил Сам Господь Бог, Создатель человеков. На самой древней летописной скрижали времен, а таково Священное Писание, написано: И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6: 5-6). За это попустил Бог всеобщий потоп, от которого спаслись только праведный Ной [со своей семьей], чтобы продолжился род человеческий на земле» (с.343).
Фото: www.globallookpress.com
Самым убедительным «наглядным пособием», объясняющим, что такое прямые и кривые пути и почему не надо ходить кривыми путями, является история евреев, изложенная в Ветхом Завете. Наверное, ни один народ в мире не получал столько заботы и внимания со стороны Бога, как иудеи. Но, увы, даже этого оказывалось часто недостаточно для того, чтобы отвратить избранный народ от хождения кривыми путями:
«Ни один народ в хронике звездной вселенной не видел столько Божиих чудес, грандиозных и страшных, как народ еврейский, и, однако же, все это было тщетно: сей народ ежеминутно оставлял пути Господни, сворачивая на свои собственные людские беспутья, темные и срамные, и смрадные» (с.343).
Особо святитель обращает внимание на такую страницу истории еврейского народа, как исход из Египта под предводительством Моисея. На этот отрезок еврейской истории приходится наибольшее количество чудес. Вероятно, это было сделано Богом для того, чтобы евреи не усомнились в Его существовании, в Его способности вывести избранный народ из плена в страну обетованную, чтобы они не оглядывались на Египет с его котлами мяса. Как пишет святитель Николай Сербский, Господь тянул еврейский народ через пустыню чуть ли не на веревке, чтобы он не отклонялся от прямого пути. А он постоянно уклонялся:
«Даже и то первое поколение евреев, воочию лицезревшее Божии чудеса, творимые через Моисея в Египте, и прошедшее через расступившееся море как по суше, и наблюдавшее как в пустыне потекла вода, и евшее небесный хлеб, манну, ежедневно ссыпаемую Богом с неба как муку, увы, даже это поколение, видевшее все это своими глазами и слышавшее своими ушами, не хотело идти по пути Господню, но при первой возможности бежало на собственные мрачные тропы – как жена, изменявшая своему мужу» (с. 344).
Моисей. Фото: www.globallookpress.com
Апогеем уклонения евреев от прямого пути Господа была история с золотым тельцом. Она показала, что многие евреи в душе оставались язычниками, единый личный Бог Иегова был для них пустой абстракцией, они не до него явно не доросли:
Спустившийся по указанию Господа с горы Синай, Моисей впал в гнев, разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Богом, и уничтожил тельца. Затем Моисей собрал сынов Левия и сказал им: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32:27). Это было исполнено, и в тот день было убито около трёх тысяч человек. Как отмечает святитель, эта история с золотым тельцом разыгралась примерно за двадцать веков до Рождества Христова.
Увы, и эта жесткая мера дала только временный эффект. Царь Израиля Иеровоам I, отделившись от сына Соломона, иудейского царя Ровоама, воздвиг в своём царстве двух золотых тельцов: одного в Бейт Эле (Вефиле), а другого на севере страны в Дане. Формально они символизировали подножия трона Яхве. Этим тельцам жители царства поклонялись как богам; их культ сохранялся всё время существования царства (т.е. до начала VIII в. до Р.Х.).
Фото: www.globallookpress.com
Но перенесемся в Европу, которая приняла христианство. В значительной мере она повторила историю Израиля, то есть стала ходить по кривым тропам. Древние евреи поклонялись металлу, а современные европейцы, живущие в ХХ веке, – мертвым вещам:
«Но знайте, что именно европейский век по Рождестве Христовом совпал с двадцатым столетием до Христова Рождества. Как тогда Израиль, так и в сие время Европа провозгласила своими благами мертвые вещи» (с. 345).
Древние евреи, забывшие Иегову, поклонялись золотому тельцу, современные европейцы, забывшие Христа, поклоняются идолу по имени «Культура»:
От себя добавлю, что современная Европа сотворив своего собственного идола «Культура», не забыла и того идола, который сотворили четыре тысячи лет назад в пустыне евреи – золотого тельца. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в XIX веке большинство ведущих стран стали строить свои денежные системы на основе золотого стандарта. Иначе говоря, деньги были золотыми.
После Первой мировой войны известный английский экономист Джон Кейнс был против восстановления золотого стандарта, называя «желтый металл» пережитком варварства». Тем не менее золотой стандарт в усеченном виде просуществовал до середины 70-х годов прошлого века. Танцы и пляски современных идолопоклонников продолжаются и сегодня. Это называется работа на рынке золота. Как-то в конце прошлого века журналист спросил одного из Ротшильдов, собирается ли этот клан и дальше заниматься бизнесом на золоте. Ответ был следующий: «Будем, до тех пор, пока будут существовать золотые идолопоклонники»[2].
Но вернемся к идолу Культуры. Святитель не раз раскрывает на страницах своей работы его суть:
«Что такое культура? Это размалеванная бумага или обтесанное бревно, или выгравированный камень, или куча валунов, собранная в одно здание, или покрой (фасон) одежды, или паровая машина, или электрический прибор, или свирель и барабан, или проложенная дорога. Вот что такое культура, и ничто другое. Ей как божеству – по навету евреев и их отца, дьявола – покорились европейцы» (с. 328).
Культура сегодня выше Бога. В Европе могут наказать (или, по крайней мере, вынести порицание) за неуважительное отношение к культуре. Такое религиозно-трепетное отношение к культуре выглядит более чем странно на фоне той «толерантности», которая проявляется в случае дерзкого и неуважительного отношения к Богу, Христу. Да и к самому человеку. Особенно этот контраст стал заметен в условиях войны (Второй мировой), когда о культуре продолжали беспокоиться, а смерти тысяч и миллионов людей уже мало кого трогали:
Святитель в одном месте своей книги вспоминает историю, которая произошла во времена императора Феодосия Великого[3]. Однажды какие-то злоумышленники ночью повалили и разбили статую этого императора в Антиохии. В ответ на это начались массовые карательные действия: аресты, ссылки, костры, казни, конфискация имущества. Когда об этом узнали монахи, находившиеся в пустынях и пещерах, они пришли в Антиохии и стали увещевать царских слуг и самого царя. Суть увещеваний была в том, что убийства людей – уничтожение тварей, созданных Богом. Да еще имеющих образ и подобие Божие. Если погубить человека, то его уже не воссоздашь. Это не каменное изваяние, которое можно восстановить и повторить в бесчисленном количестве копий. А вот человека из мертвых воскресить уже нельзя. Монахи призвали императора и его окружение одуматься, ибо уничтожение творений Божиих может разгневать Творца, самого главного Художника.
Вот еще один фрагмент, показывающий, что Культура в Европе оказалась несравненно выше Христа: «Если кто-то отречется от живого Бога, никто его в этом не укорит, но Культуру отвергать нельзя – а иначе все набросятся на такого с порицаниями и упреками. Кто-то может поносить Христа сколько душе угодно – такой не будет считаться несовременным и необразованным, но если непохвально выразится о культуре, то его тут же посчитают неполноценным, неграмотным и невменяемым. А ведь Культура есть ни что иное, как материя, прах, брение, пепел» (с. 345).
Читая эти строки, невольно вспоминаю сегодняшнюю Россию. Бесноватые радетели «культуры» пытаются навязать русскому человеку кощунственный фильм «Матильда». Нам разные чиновники и представители «интеллигенции» доказывают, что «Матильда», мол, «культура», «творчество», «высокое искусство». А протестовать против «культуры» и «свободы творчества» могут только «варвары». Но ведь мы прекрасно понимаем, что за этой вывеской «культуры» скрывается как раз то самое поношение Христа, о котором писал святитель Николай Сербский. А проталкивают фильм не «любители прекрасного», а идолопоклонники. И поклоняются они даже не «культуре» (это лишь «легенда прикрытия»). Поклоняются они тому, кто возглавляет войну со Христом, то есть дьяволу.
[1] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010. Цитаты приводятся с указанием страниц (в скобках) из данного источника.
[2] Подробнее см.: В.Ю. Катасонов. Золото в мировой и российской истории XIX-XXI вв. – М.: Родная страна, 2017.
[3] Феодосий I Великий (346—395 гг.) — христианский святой, последний император единой Римской империи.