Идеомоторная тренировка что это
Идеомоторная тренировка
Содержание:
Можно ли стать обладателем крепкого, стройного тела без прикладывания серьезных физических усилий? Да, совсем необязательно заниматься по системе кроссфит или проводить многие часы на беговой дорожке. Существует особое направление – идеомоторная тренировка.
Давно доказано, что мысленное представление при правильном подходе позволяет значительно повысить качество отработки движений и достаточно быстро привести мускулатуру в тонус. И идеомоторная тренировка в этом случае полностью это доказывает. Что интересно, заниматься по данной программе могу даже люди, находящиеся на реабилитационном периоде или во время болезни. Но обо всем подробнее.
Что представляет собой?
Идеомоторные тренировки – уникальное спортивное направление, предусматривающее мысленную проработку каждого элемента выбранной схемы. При правильном настрое и выполнении мозг посылает к прокачиваемой мускулатуре специальные импульсы, в результате чего тело постепенно приходит в тонус. В чем суть:
Перед началом тренировок по данной схеме, необходимо разобраться в теории – узнать последовательность действий и изучить каждую деталь, которая может в процессе оказаться важной. Далее начинается реализация освоенного, включающая повторение воображаемого с закреплением результата.
Кому нужны?
ИТ – это целый комплекс упражнений, который наиболее всего подходит людям с хорошей физической формой или спортсменам с прокачанной мускулатурой. Для новичков такие тренировки менее эффективные. Есть несколько категорий лиц, кому лучше всего среди разнообразия занятий выбирать именно идеомоторные:
Если научиться ставить мысли под контроль, можно в кратчайшие сроки усовершенствоваться во многих направлениях.
Интересный факт. Идеомоторные тренировки эффективны при отсутствии занятий спортом по объективным причинам: травмы, временное отстранение или болезнь. Если на данном периоде атлету необходима реабилитация или небольшой перерыв, ИТ станут отличной альтернативой. Они помогут сохранить тонус.
Принципы
ИТ предполагает качественную мысленную работу. Чтобы гарантированно получить результат, необходимо следовать нескольким простым принципам:
Интересный факт. Для повышения эффективности в процессе тренировки используются специальные тренажеры. Они помогают человеку концентрироваться на определенных позах, выполняя упражнения намного качественнее.
Техника выполнения упражнений
Упражнения по данной схеме выполняются строго в определенной последовательности деятельности:
Метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева
Под идеомоторной тренировкой понимается повторяющийся процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке.
Идеомоторный метод способствует повышению мышечной выносливости, работоспособности, а также может содействовать сохранению техники после перерыва в тренировках. Идеомоторная тренировка также эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.
Исследования идеомоторных реакций спортсменов показывают, что улучшение их результативности возможно при одновременном сочетании идеомоторной и физической тренировок. Естественно, что влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее действенно, когда спортсмен уже ознакомлен с упражнениями или действиями.
Теоретическое обоснование идеомоторной тренировки базируется на положении о том, что головной мозг формирует программу движения, а опорно-двигательный аппарат, выполняют эту программу. Эффективность этого механизма будет зависеть от того, насколько успешным будет функционирование программирующей (мозг) и исполняющей (опорно-двигательный аппарат) составляющих.
Существует несколько вариантов идеомоторной тренировки. Далее мы предлагаем один из наиболее известных – метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева. Автор данной методики всю процедуру идеомоторной тренировки представляет как многоэтапную процедуру. Рассмотрим ее этапы.
Семь этапов идеомоторной тренировки
Как только процедура «перевода мыслей в мышцы» начнет проходить успешно в замедленном темпе, ее следует несколько ускорить. И так, постепенно прибавляя в скорости, добиться, чтобы перевод мысленного образа движения в реальное совпал по времени с тем, которое требуется на самом деле. Если же при ускорении спортсмен потеряет точность выполнения этой процедуры, нужно вернуться к прежнему, более медленному темпу и снова начать постепенно прибавлять в скорости.
После освоения пятого этапа появляется очень приятное чувство слитности мысленного образа с исполняющими мышцами, чувство хорошей подчиненности, «послушности» мышц мыслям. На первый взгляд может показаться, что занятие «пятым этапом» — дело долгое и нудное. Но если выполнять все правильно, у спортсменов появляется неподдельный интерес к таким тренировкам, что само по себе очень важно, так как приучает к весьма осознаваемому совершенствованию своей спортивной техники. Что же касается времени, необходимого для проведения подобных тренировок, то на каждое занятие требуется не более 3–6 минут.
Пример идеомоторной тренировки
Приведу пример из далекого уже 1971 года. То, что я увидел тогда, буквально ошеломило меня и не перестает удивлять до сих пор. Дело было в Душанбе, на олимпийской базе по прыжкам в воду. На так называемом «сухом» трамплине (с которого прыгают не в воду, а в яму, заполненную поролоном) тренировалась мастер спорта, входившая в пятерку лучших в стране. Спортсменка отрабатывала прыжок «из передней стойки два оборота вперед в группировке с разбега». Её тренер, довольно молодой человек, имевший несколько учеников, входивших в сборную команду СССР, сидел, откинувшись на спинку стула, закинув ногу на ногу, и очень спокойно, даже философски-меланхолично говорил после каждого прыжка одну и ту же фразу: «Надя, выноси руки. » Наблюдая со стороны за ходом тренировки, я подсчитал, что это он повторил 22(!) раза, после чего так же очень спокойно произнес: «Надя, пошла к черту. «. На этом тренировка закончилась и расстроенная спортсменка, ни сказав ни слова, ушла. Подойдя к тренеру, я назвал себя и между нами произошел короткий разговор:
— Скажите, пожалуйста, почему Надя никак не выполняла Вашего указания?
— А можно мне разобраться в чем тут дело?
Пригласив Надю к себе в номер, я спросил ее: «Скажите, пожалуйста, что такое «выноси руки»? И эта 16-летняя весьма смышленая и приятная девушка объяснила мне, что в момент отталкивания от трамплина кисти рук нужно поднять над собой («вынести») предельно высоко и лишь после этого начинать «крутку», то есть то вращательное движение вперед, с которого и начинается само сальто.
— А в чем была Ваша ошибка?
— Я поднимала руки лишь до уровня плеч, не выше головы и сразу начинала «крутку».
Так вот где, как говорится, собака зарыта! Многократно (не 22 раза, а по меньшей мере 1222 раза) произведенные неверные движения оставили в памяти спортсменки настолько прочный соответствующий след, что он никак не хотел уступать места правильному мысленному представлению этого элемента спортивной техники.
Ключевые слова: восточное единоборство, психологическая подготовка, готовность, технические действия, состояния, регуляция, идеомоторика.
Восточные единоборства располагают огромным арсеналом средств и методов психологической подготовки. Однако в настоящее время в спортивной практике наблюдается практически полное отсутствие использования специфических восточных приемов, средств и методов психологической подготовки [9]. Характерным является заимствование внешней атрибутики (ритуалы, форма одежды, термины и команды на соответствующем восточном языке). Что же касается содержания учебно-тренировочного процесса, то здесь наблюдается преобладание технической и физической составляющих, что связано не столько со спортивной направленностью занятий, сколько с недооценкой роли психологической подготовки, а главное, с непониманием целостности процесса подготовки спортсмена, объединяющим в себе физическую, техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную составляющие [4]. Причиной данного положения является, на наш взгляд, недостаточная изученность и малопонятность средств и методов психологической подготовки в восточных единоборствах, впрочем, как и общих педагогических подходов Востока в целом.
Наиболее остро проблема неразработанности содержания и методического обеспечения психологической подготовки стоит при работе с юными спортсменами, в особенности, на этапе начальной подготовки.
Занятия восточными единоборствами на этапе начального обучения, т.е. приобщения к спорту, сопряжены с рядом факторов, создающих для ребенка ряд трудностей: непривычные физические нагрузки, боязнь возможного травматизма и боли, страх перед неудачами и т.п. [4]. Данный этап обучения в восточных единоборствах, как правило, совпадает с младшим школьным возрастом. В этот период жизни ребенка происходит развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе развития способности психорегуляции [2]. Именно в этом возрасте целесообразно воспитывать внимание, в особенности произвольное (волевое), и восприятие [10]. Благоприятен данный возраст и для формирования способности к волевым действиям (воспитания воли), что является необходимым условием как для осуществления психической саморегуляции в частности, так и для успешной спортивной деятельности в целом. В данный период активно развивается воображение, происходит эмоциональное развитие. В этой связи учебно-тренировочный процесс целесообразно осуществлять в обстановке яркой эмоциональной окрашенности, приподнятости.
Исходя из сказанного, становится очевидным, что психологическая подготовка должна осуществляться с самого начала спортивного пути. Актуальность проведения тренером психологической подготовки на этапе начального обучения, как и необходимость овладения юными спортсменами навыками психической саморегуляции и самоконтроля с первых шагов занятий спортом, неоднократно подчеркивались ведущими специалистами [14, 16 и др.].
Известно, что восточные мастера единоборств (в частности, ушу) при обучении своих учеников передают знания посредством художественных, эмоционально окрашенных образов [4]. Причем различные образы, аналогии и аллегории используются как при обучении отдельным техническим действиям (техническая подготовка), так и с целью понимания принципов ведения поединка в рамках определенного стиля (тактическая и интеллектуальная подготовка). Рассмотрим данное положение на следующих примерах.
Технические действия и комплексы в ушу имеют, как правило, поэтически окрашенные образные названия. В качестве примера приведем некоторые технические действия и их комплексы из ушу:
В одном из стилей спортивного ушу перед отработкой сложнокоординационного и динамичного комплекса движений тренер так объясняет существо изучаемых действий: при выполнении комбинации высоких прыжков, приземлений после них и перемещений в стелящихся низких стойках действия учеников должны быть подобны по своей стремительности и легкости порывам ветра.
Для формирования «взрывных проявлений» выполняемых движений используется образ внезапно обрушающейся крыши здания.
Для устранения сутулости и формирования правильной осанки используется образ сравнения головы с воздушным шаром, устремляющимся вверх и вытягивающим за собой позвоночник, тем самым выпрямляя ученика и внушая ему дополнительную уверенность в себе.
Образы используются не только при освоении отдельных технических действий и для воспитания двигательных качеств, но и в целом для формирования особой культуры движений, свойственной изучаемому стилю. Так, например, стиль тигра характеризуется сочетанием легких и воздушных перемещений и жестких, мощных атак.
В стиле змеи для формирования сложнокоординационных и пластичных движений тренер дает задание ученикам уподобить свое тело телу змеи. При этом звенья тела должны двигаться согласованно, чтобы не было никаких ощущений угловатости и дискретности движений.
Важнейшей составляющей демонстрации технических приемов восточными мастерами единоборств является ее высокая эстетичность, зрелищность, одухотворенное состояние мастера при их исполнении. Показ технических действий сопровождается демонстрацией боевого духа, боевого воодушевления, что демонстрируется мимикой и боевыми выкриками [9].
В данной связи не будет лишним привести пример из личного опыта. Обучение автора данной статьи на различных семинарах с участием мастеров традиционного ушу из КНР не вызывают сомнений в высокой эстетичности, зрелищности изучаемой техники и одухотворенном состоянии мастера при ее исполнении. В то же время эмоции мастера не доходили до крайности: не было ни агрессии, ни противоположных ей небесно- лирических чувств, более свойственных балету. Это была демонстрация именно боевого духа, боевого воодушевления. Мастер то стремительно перемещался, вращаясь, извиваясь и неожиданно нанося немыслимые удары, то замирал, словно зверь перед решающей атакой. Лицо выражало одухотворенность, благородство и решимость. Это было сколь мощно, столь и утонченно. Это было сочетание высокого искусства и атлетизма.
Данный подход при обучении единоборствам на Востоке, использующий различные образы, аналогии и аллегории, применяется и с целью психорегуляции занимающихся. Становится понятным, что важной составляющей обучения в единоборствах Востока является высокая эстетичность выполняемых действий и возвышенное и, в то же время, «боевое» состояние психики (состояние «боевого духа»). Такое состояние в психологии принято называть «боевым воодушевлением» [11].
Необходимо отметить, что положительный, ярко эмоциональный фон при занятиях единоборствами и особенно во время поединка ничуть не противоречит требуемой в бою сосредоточенности и мобилизации сил. Уместно отметить, что возвышенно бесстрашное отношение к бою и опасности характерно и для русской военной традиции. Например, выдающийся полководец А.В. Суворов испытывал величайшее наслаждение от переживаемой опасности в бою, черпал тем самым силы и призывал к этому своих солдат [11].
Однако данный подход, основанный на использовании образного мышления и двигательных представлений, еще не нашел должного использования в практике занятий восточными единоборствами в России, в особенности, при занятиях с начинающими спортсменами [9].
Поскольку, согласно Л.П. Матвееву, методы «направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений» [12, с. 41] относятся к специфической группе методов, называемых идеомоторными, имеется основание назвать предлагаемый метод идеомоторным методом регуляции предстартовых состояний (ИМ РПС). Схема построения ИМ РПС представлена на рисунке 1.
ИМ РПС разработан с целью обучения и тренировки юных спортсменов психорегуляции на этапе начальной подготовки.
При создании ИМ РПС также были учтены и научно-методические разработки западных, в том числе российских, специалистов в области спортивной психологии, учтен опыт создания методов предсоревновательной психологической подготовки спортсменов. Помимо идеомоторной тренировки [3] использованы такие средства регуляции предстартовых состояний, как психорегулирующая тренировка. Данный выбор продиктован двумя причинами. Во-первых, идеомоторная тренировка является родственной аутогенной, поскольку и в том, и в другом случае, как указывал А.В. Алексеев [1], используется связь между головным мозгом и скелетными мышцами: посредством возникновения в мозгу образов возникают различные движения мышц и ощущения в теле, а мышечные сокращения и ощущения в свою очередь влияют на психическое состояние. Во-вторых, психорегулирующая тренировка получила более широкое распространение в качестве средства регуляции предстартовых состояний по сравнению с идеомоторной тренировкой, которая, как правило, используется в качестве средства технической подготовки спортсменов [13]. Также при создании ИМ РПС были учтены разработки из арсенала дыхательных упражнений, применяющиеся традиционно в западной (отечественной) практике. Из них были отобраны упражнения, аналогичные восточным [6].
Рис. 1. Схема построения идеомоторного метода регуляции предстартовых состояний
I. Подготовительный этап.
Тренер проводит беседу о значимости психотренинга, о роли мотивации и целеполагания, давая понять юным спортсменам, что «без правильно сформулированной мотивации, которая в свою очередь зависит от правильно поставленной цели, нельзя добиться высоких результатов» [15, с. 32]. С этой целью в беседе решается задача формирования осознанного отношения к предстартовой психологической подготовке и предстоящим соревнованиям как к средству воспитания личности единоборца. Также, чтобы помочь спортсмену поверить в свои силы, сформировать у него необходимую мотивацию, тренер рассказывает одну из восточных притч соответствующей тематики и приводит примеры реальных, исторически подтвержденных событий о проявлении человеком сверхвозможностей в экстремальной ситуации.
На последующих этапах на первый план выступают идеомоторные представления.
II. Успокаивающий этап.
Упражнения данного этапа направлены на установление контроля над дыханием с целью подготовки к последующей мобилизации, что в свою очередь необходимо для создания позитивного настроя перед предстоящими соревнованиями.
Спортсмен должен почувствовать радость от скорого начала соревнований. При вдохе спортсмены представляют, что руки «всплывают» подобно воздушным шарам. Рекомендуется также проводить аналогию рук с облаками, поднимающимися от земли или крыльями огромной птицы, совершающей взмах ими. Можно представлять, что руки наполнены летучим газом, как воздушные шарики. При вдохе также можно представить, что ладони зачерпывают воздух, охватывая все небо.
В конце вдоха, когда руки подняты вертикально вверх, спортсмены представляют, что тело готово воспарить как в невесомости. Перед выдохом совершается короткая задержка дыхания и спортсмены представляют, что воздух, а вместе с ним и энергия, мощь, сила, начинают словно дождь изливаться с неба, растекаясь от макушки вниз по всему телу.
С этого момента начинается выдох: представляем, что ладони как поршни насоса или кузнечные меха медленно и без усилий помогают воздуху опуститься, заполняя все тело, в особенности живот (что связано с диафрагмальным характером дыхания). Также рекомендуется представлять и вызывать соответствующие ощущения, что воздух опускается от макушки и заполняет живот, а под ладонями находится воздушный шар, который сдувается и воздух из него проникает в живот.
III. Переходный этап.
Упражнения переходного этапа нацелены, согласно названию, на изменение основной стойки и траектории движений рук в соответствии с требованиями предстоящего мобилизационного этапа.
Спортсмену требуется добиться собранности и волевого настроя на предстоящие соревнования. Идеомоторные представления направлены на уподобление рук поршню или насосу, качающему воздух: на вдохе щекочущие ощущения, на выдохе ощущения давления.
IV. Мобилизационный этап.
Также необходимо, уподобляя себя дракону, представлять на выдохе, что из рук исходит огонь, а ноги, словно лапы дракона, захватывают землю когтями.
Для создания специфического звука на выдохе рекомендуется представлять рев ракетного сопла или другие подходящие образы, например, яростное шипение змеи или рев тигра.
V. Завершающий этап.
Данный этап служит для кумуляции эффекта от предыдущего мобилизационного этапа. Спортсмену необходимо добиться состояния наполненности и даже перенаполненности энергией при внутреннем состоянии спокойной уверенности в победе.
Идеомоторные представления направлены на сохранение ощущений тепла (жара) во всем теле, что служит для кумуляции эффекта предыдущих этапов. Также необходимо вызывать во всем теле ощущения наполненности силой, энергией, переходящие в ощущения распирания. С этой целью спортсмены проговаривают формулы (на выбор): «Я полон сил!», «Я готов к бою!», «Мне никто не страшен!». Возможны и другие формулы, подобранные индивидуально тренером или спортсменом. Проговаривание формул усиливает эффект идеомоторных представлений, что связано с сильным воздействием слова на психику [1].
Заключение. Обучение юных спортсменов навыкам саморегуляции и самоконтроля целесообразно осуществлять с этапа начальной подготовки.
На Западе психологическая подготовка спортсмена базируется на сознании человека, т.е. на развитии и использовании у него дискурсивно-логического мышления и вербальной мотивации действий, а подсознательная сфера практически не затрагивается. В то же время естественные реакции человеческой психики на предстартовую ситуацию носят ярко выраженный подсознательный характер. Именно поэтому очень интересен многовековой опыт единоборств Востока, в которых при подготовке бойца используется беспонятийное, интуитивное мышление, состояние «не-ума», образно-чувственное восприятие, отсутствие вербальной мотивации действий. Восточные психорегулирующие практики являются синтезом медитационных и дыхательных упражнений, объединенных и базирующихся на психологических установках дзэн. Однако вышеуказанные средства не нашли обоснования в западной науке, не представлены в виде методик (методического материала) и не адаптированы применительно к особенностям западного менталитета.
Практика использования дыхательных упражнений в предстартовой психорегуляции нашла свое применение как на Востоке, так и на Западе. При этом методы использования дыхательных упражнений в единоборствах Востока не являются отдельным разделом подготовки, а служат связующим звеном между физическими и психическими процессами. Данные методы близки к специфической группе методов (применяемых на Западе) направленного использования спортсменом мышечно-двигательных и других чувственных представлений, внутренней речи и образного мышления для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений (применяемых на Западе и называемых идеомоторными).
Изучение опыта подготовки бойцов в восточных единоборствах позволило выделить использующиеся на Востоке средства и методы регуляции предстартовых состояний, которые затем были успешно адаптированы к психологической подготовке юных спортсменов.
Идеомоторная тренировка, базирующаяся на использовании эмоционально окрашенных образов и применяемая на основе разработанных ИМ РПС и экспресс-методики регуляции предстартовых состояний, является одним из примеров успешного использования средств и методов единоборств Востока в психологической подготовке спортсменов-единоборцев.
Проведенная научно-исследовательская работа получила свое отражение в монографии, подготовленной к изданию и предназначенной как для тренеров и спортсменов-единоборцев, так и для студентов физкультурных вузов, специализирующихся по спортивным единоборствам. Однако очевидна необходимость в проведении дальнейших исследований в области использования восточных средств и методов психологической подготовки. Особо ощутима необходимость в продолжении подобных разработок с целью внедрения их в процесс подготовки юных спортсменов.
Идеомоторная тренировка
Идеомоторная тренировка и настройка к действию. Эффект воздействия мысленных представлений. Принцип мотивированной заинтересованности, последовательности, вербализации и индивидуализации. Анализ специальной разминки. Цвет и сенсорная репродукция.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.11.2013 |
Размер файла | 527,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Многие спортсмены успешно используют метод мысленных повторений движений как процедуру, способствующую ускорению процесса обучения приемам и навыкам, а также как элемент настройки перед выполнением упражнений. Тренеры по спортивной гимнастике, аэробике часто используют данный метод при подготовке спортсменов. Данное эффективное средство спортивной тренировки используется буквально во всех видах спорта. Те спортсмены, которые подружились с идеомоторной тренировкой и видят в ней пользу, как правило, выступают на соревнованиях успешней других.
Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.
Актуальность темы состоит в том что идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость», спортивную работоспособности и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках. Идеомоторика так же эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями.
Цель работы исследовать методы идеомоторной тренировки и сенсорной репродукции.
Задачи изучение проблематики метода идеомоторной тренировки в спорте и в регуляции психических состояний.
1. Понятие идеомоторная тренировка
Идеомоторная тренировка- это мысленное представление движений. Одни спортсмены находят, что идеомоторная тренировка полезна, другие, напротив, не только не умеют ее использовать, но и уверены, что она мешает им, отнимает их время. Причиной разочарования таких спортсменов в эффективности ее применения в тренировочном и соревновательном процессе является не сама ее сущность, а лишь неправильное применение данного метода.
Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать.
Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.
Для понимания сущности идеомоторной тренировки нужно определить разницу между мысленным представлением движений и обычным процессом образных представлений человека. Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.
Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.
Развивая свои способности к образному представлению тех или иных ситуаций, вы через некоторое время обнаружите, что легко можете воспроизводить их в своей памяти. Вместо того, чтобы запоминать группы отдельных образов, а уже потом создавать из них в своем сознании целые картины, вы, напротив, можете видеть сразу полную картину действий в их развитии, а в случае необходимости вычленять из нее отдельные кадры.
Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.
Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:
1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.
2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.
3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.
4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.
5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.
6. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.
7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.
2. Идеомоторная тренировка и настройка к действию
Непосредственная подготовка к спортивному движению несет в основном психологическую направленность. Именно психическая готовность в короткое время непосредственной подготовки к движению в большей мере подвержена изменениям, чем функциональная или техническая.
Выделяется два этапа в непосредственной подготовке к движению. Задача первого этапа сводится к улучшению функциональных возможностей спортсмена и работоспособности организма. На этом этапе используются следующие средства: ходьба, бег, прыжки. Это есть так называемая разминка.
Задачей второго этапа является установление оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью центральной нервной системы.
Для составления индивидуальных идеомоторных программ необходимо знать, какими мыслями должно быть занято сознанием спортсмена. У большинства спортсменов в мыслительной деятельности центральное место занимает представление о предстоящем движении и тактическом действии.
Спортсмены высокой квалификации имеют четкие представления о технике хорошо освоенных движений. В содержание их входят: представления общего контроля движения в целом, пространственные параметры( амплитуда), временные( быстрота), пространственно- временные(темп), силовые( напряжение).
3. Принципы идеомоторной тренировки
Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению ее необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков ее проведения.
Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, индивидуализации. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:
1. Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьезного отношения к методу.
2. Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.
3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными.
4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.
5. Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально- психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют ее чаще и намного эффективнее.
6. Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно- двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.
7. Принцип вербализации. Проговаривание или четкое словесное обозначение основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.
4. Методические рекомендации по идеомоторной тренировке
При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи:
Задача 1- создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать ее в тренировочном процессе.
Средства- беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике- неправильное или расплывчатое представление о движении. Спортсмены, неумеющие сосредотачивать свое внимание на деталях техники движения, не способны прислушиваться к своему телу. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений.
Средство- анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нем нередко закрепляются ошибки. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать свое состояние.
Средство- анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют ее суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток.
Средство-сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно- двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они способствуют оптимальному варианту техники.
Задача 2- научить спортсменов находить в движении основные моменты.
Средство: объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчет спортсмена.
Задача 3- развитие у занимающихся умений вызывать мышечно- двигательные представления и ощущения.
5. Цвет и сенсорная репродукция
Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям, что позволило использовать цветовые предпочтения в качестве диагностических методов. Нашим сотрудником С. В. Чермяниным в 1982 г. была предложена методика «Контрасты», в основе которой лежат предпочтения сочетаний различных цветов, выражаемые в 10-балльной шкале и характеризующие эмоциональное состояние, а также некоторые «базисные» свойства обследуемых. Получаемые с помощью методики «Контрасты» показатели достоверно и разнонаправленно коррелируют с тревожностью, стрессоустойчивостью, некоторыми вегетативными индексами и показателями межличностного восприятия. Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться под воздействием самых различных факторов, в то же время у каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.
В плане диагностики существенное значение имеет отношение к тем или иным цветам самих пациентов, информацию о котором можно получить не только путем тестирования или расспроса, но и наблюдения (цвет костюма, галстука и т. д.). В отдельных случаях «социализированные» (и поэтому приобретающие знаковый характер) цвета могут оказывать такое же сильное воздействие, как и слова (например, портрет близкого человека в черном обрамлении).
При гетерогенных занятиях и заданиях на дом по аутогенной сенсорной репродукции используемые образы необходимо целенаправленно «окрашивать», давая пациентам обоснованные рекомендации. При отсутствии таких рекомендаций пациенты «окрашивают» образы самостоятельно, при этом не всегда адекватно. В этих целях на основании рекомендаций Г. Филинга и К. Ауэра и собственного опыта нами предлагается использовать данные о психоэмоциональном воздействии цвета, приведенные в табл.
Известно также, что еще В. М. Бехтерев использовал цвет в целях усиления психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние своих пациентов. В клинике нервных болезней Военно-медицинской академии до сих пор сохранилась комната, где В. М. Бехтерев проводил сеансы психотерапии. В этой комнате есть выдвижные рамы со стеклами красного и синего цвета.
У больных в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если психотерапия проводилась при красном свете и, наоборот, синий свет благотворно действовал при возбуждении. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.
цвет сенсорный идеомоторный тренировка
Подведем итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:
во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».
3. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Ставрополь: Сервисшкола, 2005, 24с.
4. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 152 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность спортивной тренировки, ее задачи. Основные виды подготовки пловцов: физическая и техническая подготовка. Развитие специальной силы пловца. Комплекс специальной гимнастики пловца. Недостатки в технике плавания и упражнения для их устранения.
лекция [28,8 K], добавлен 18.11.2008
Спортивная тренировка как процесс подготовки к соревнованиям. Особенности проведения тренировки, цели и приемы процесса баскетбольной игры. Описание этапов тренировки: разминки, упражнений в жонглировании мячом, основной части, завершения тренировки.
реферат [17,3 K], добавлен 29.01.2010
Общие особенности морфофункциональной специализации организма в условиях спортивной деятельности. Средства развития специальной выносливости. Варианты интервального метода тренировки в зависимости от степени физиологического воздействия на организм.
курсовая работа [88,6 K], добавлен 30.01.2016
Применение аутогенной тренировки у спортсменов. Снижение чувства тревоги, волнения и эмоциональной напряженности. Аутогенная тренировка и восстановление сил после интенсивных нагрузок. Регуляция сна и краткосрочный отдых. Активизация сил организма.
реферат [21,8 K], добавлен 07.04.2010
Понятие «спортивная тренировка» и характеристики ее разделов, различные взгляды на ее построение. Система подготовки спортсменов. Цикличность тренировочного процесса. Характеристика зон интенсивности в тренировке, место в развитии физических качеств.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 26.03.2011
Изучение требований к технике исполнения в синхронном плавании. Стили плавания, виды фигур, образование рисунков. Тренировка в воде и на суше. Составление программы, подбор музыкального сопровождения и движений. Синхронное плавание на Олимпийских играх.
реферат [29,3 K], добавлен 25.11.2014
Тренировка в горных условиях и спортивная работоспособность на равнине. Тренировка в среднегорье и физические качества спортсменов. Скоростно-силовые качества лыжников. Особенности методики подготовки лыжников-гонщиков. Объем и интенсивность нагрузок.
курсовая работа [408,1 K], добавлен 21.03.2012