Идол это что означает
Значение слова «идол»
1. Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству; истукан, кумир. На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна, с серебряной головой и золотыми усами. А. Н. Толстой, Откуда пошла русская земля.
2. перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного преклонения. Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев. Нелли была идолом у всех в этом доме. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
3. Бран. О ком-л. бестолковом или бесчувственном. — Поворачивайтесь по-матросски, черти. Не копайся, идолы! Станюкович, Ужасный день. Митрофан кричал на него [жеребца] сердитым и ненатуральным басом. — Но-о! Балуй, идол! Куприн, Молох.
[От греч. ε’ίδωλον — изображение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В переносном смысле слово идол употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение. С этим связан тот условный смысл, в котором термин идол употребляется Ф. Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию (лат. idola tribus, idola specus, idola fori, idola theatri).
И’ДОЛ, а, м. [от греч. eidōlon — изображение]. 1. Статуя, истукан, к-рому поклоняются как божеству (религ., этиол.). Поклонение идолам. 2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.). Младшая дочь была семейным идолом. 3. Болван, дурак, чорт (простореч. бран.). Ты что, и., здесь стоишь? ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
и́дол
1. изваяние языческого божества; истукан
2. перен. объект поклонения, кумир
1. река в России ◆ Идол — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова камедь (существительное):
Значение слова идол
Словарь Ушакова
1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству (рел., этнол.). Поклонение идолам.
2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.). Младшая дочь была семейным идолом.
3. Болван, дурак, чорт (прост. бран.). Ты что, идол, здесь стоишь?
Культурология. Словарь-справочник
предмет, изображающий божество в так называемых языческих религиях. Прямую связь с идолопоклонством древних людей имеет поклонение иконам.
Фразеологический словарь русского языка
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Православная энциклопедия
кумир, изображение небесной или земной твари, которой служат и поклоняются вместо служения Господу. Вторая христианская заповедь запрещает поклонение идолам как божествам мнимым или ложным богам.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Божественный образ (eidolon) или воображаемый Бог. В результате метафорического переноса идолом называют всякое лицо, которому поклоняются как божеству. Остается прояснить, не есть ли сам Бог – первичная метафора.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Статуя, которой язычники поклонялись как божеству; истукан.
2. перен. Предмет поклонения.
* Нелли была идолом у всех в этом доме (Ф. Достоевский). *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG idol)
ложный бог или его изображение, к-рому могут поклоняться (Исх. 20:4).
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ИДОЛ, а, м.
1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы.
2. То же, что статуя (устар.).
3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.).
4. Дурак, болван (разг. бран.).
| прил. идольский, ая, ое (к 1 и 4 знач.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(είδολον — букв. маленький вид, изображеньице) — так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие; 2) вещественные предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие богов. Почитание таких предметов назыв. идолопоклонством. Первоначально И. в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (И. в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к И., как к орудиям в посредствам богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так назыв. герметических книг (см. Гермес Трисмегист); 3) в переносном смысле слово И. употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение; 4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин И. употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию — idola tribus, i. specus, i. fori, i. theatri (см. Бакон).
Идол это что означает
И́дол – 1) материальный или воображаемый объект, являющийся предметом религиозного поклонения (культ идолов – идолопоклонство, язычество); 2) предмет обожания или страсти; 3) (разг.) грубый, бесчувственый человек.
«Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» ( Исх. 20:4 )
«Дети! храните себя от идолов» ( 1Ин. 5:21 ). «Идол в мире есть ничто» ( 1Кор. 8:4 ).
Сегодня идолами становятся певцы, музыканты, актеры, политики, спортсмены, телеведущие, топ-модели и иные лица, обладающие громадной популярностью. Во всех подобных случаях персона, о которой идет речь, отмечена, несмотря на то, что у нее могут быть большие таланты, успехи или власть, всей полнотой человеческих слабостей и грехов. Поскольку большая часть нынешнего поколения воспитано в атеизме, ему неоткуда понять, что таланты – певческий голос, художественные и артистические умения, физическая красота – суть дары Божии. Таким образом, оно, по сути, обречено воздавать почести и служение людям так, как если бы они были богами.
Цветан Диковски
Сегодня идол, который установил свою власть над миллионами, который вроде бы допускает свободу в исповедании религии, одежде, поведении, который вроде бы отменяет «ханжеские предрассудки» во имя «вседозволенности», но цепко старается держать своих подданных в узде и требует от них ежедневных жертв, – это дух потребительства, он же дух мира.
священник Сергий Круглов
Как день отличается от ночи, так же христианские иконы отличны от языческих идолов. Идолы – это изображения вымышленных существ, а на иконе изображены святые, которые действительно жили на земле и своей верой прославляли Христа и за это на небесах удостоились Царства Божия. Там выдумки, здесь – реальность. Там ложь и иллюзия, здесь – истина, и только истина. Идолы уводят человека от истинного Бога, в то время как иконы приводят человека к Богу. Своей второй заповедью Творец хотел предостеречь человеческий род от того, что отвращает от Него, то есть предостеречь от всех бесовских прельщений, фантазий и мечтаний.
святитель Николай Сербский
Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восьмьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни? Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол – это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности – мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни – загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.
Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни.
патриарх Кирилл
Словари
179 идол
1. Объект религиозного поклонения язычников; истукан I 1..
2. Лицо или вещь, служащие предметом обожания.
Неуклюжий, тупой, бесчувственный человек; болван IV 1..
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
1. Статуя, истукан, которому поклоняются как божеству (рел., этнол.). Поклонение идолам.
2. Лицо или вещь, служащие предметами обожания и преклонения (устар.). Младшая дочь была семейным идолом.
3. Болван, дурак, чорт (прост. бран.). Ты что, идол, здесь стоишь?
1. У первобытных народов: фигура человека или животного, к-рой поклоняются как божеству. Языческие идолы.
2. То же, что статуя (устар.).
3. перен. Кумир, предмет восхищения, преклонения (устар.).
4. Дурак, болван (разг. бран.).
| * Раболепствовать перед людьми, начальством. Идолотворец, идолоздатель кто делает, обделывает идолов.
1) Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству.
Каменные бабы стояли на округлых курганах, и Митяй сурово смотрел на серых, высеченных языческим резцом идолов (Бородин).
болва́н (устар.), истука́н
2) перен. Тот, кто или то, что является предметом восторженного поклонения, обожания.
Отец находил ее красавицей и благоговел перед своим идолом (Мамин-Сибиряк).
божество́, куми́р, люби́мец
3) перен., разг. О ком-л. бестолковом или бесчувственном.
и́долов, и́дольский, идолопокло́нство
Заимствовано из старославянского языка (ст.-слав. идолъ ← греч. eidolon, с первоначальным знач. ‘маленькое изображение’).
Слово идол склоняется как существительное одушевленное (форма вин. идола). Например: На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна, с серебряной головой и золотыми усами (А. Н. Толстой).
Человек, который является предметом обожания, восторженного поклонения;
Син.: кумир, божество, Уменьш.-ласк. божок.
Сталин умер!… Умер великий бог, идол двадцатого века, и женщины рыдали (В. Гроссман).
Несчастная я, страдалица! Вышла за идола, мученица! (Ч.).
Предмет или статуя, которой язычники поклоняются как божеству;
… От старых примитивных идолов веяло чем-то загадочным, сверхъестественным (прот. А.Мень).
1. Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству; истукан, кумир. Высеченный резцом и. Деревянный, каменный и. Поставить идола Перуна. Стоять идолом; сидеть идолом (оставаться неподвижным, безучастным).
2. О предмете обожания, восторженного преклонения. Быть идолом семьи. Она для него просто и.
3. Бранно. О бестолковом или бесчувственном человеке, животном. И в кого ты такой и. уродился!
1. Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству; истукан, кумир.
На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна, с серебряной головой и золотыми усами. А. Н. Толстой, Откуда пошла русская земля.
Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного преклонения.
Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев.
Нелли была идолом у всех в этом доме. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
О ком-л. бестолковом или бесчувственном.
— Поворачивайтесь по-матросски, черти. Не копайся, идолы! Станюкович, Ужасный день.
оставаться неподвижным, безучастным.
Ср. Комфорт. он один наш идол, и в жертву ему приносится все дорогое.
Писемский. Тысяча душ. 2, 2.
Ср. Покинув мягкие перины и пушистые одеяла, собираются около самовара, этого, можно сказать, идола сибиряков.
Марлинский. Отрывки о Сибири.
Идол негодный. Пск. Бран. О непорядочном человеке. СПП 2001, 43.
Человек, связанный с преступным миром.
Вин. пад.: идола. На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна с серебряной головой и золотыми
и́дол, и́долы, и́дола, и́долов, и́долу, и́долам, и́долом, и́долами, и́доле, и́долах
сущ., кол-во синонимов: 27
ИДОЛ, божок, болванчик, истукан, кумир, фетиш, устар. болван
Истукан, фетиш, кумир, бог, божок, болван, статуя.
ИДОЛ а, м. idole, нем. Idol <лат. idolum <гр. eidolon образ, подобие.
3. угол. Человек, связанный с преступным миром. Грачев 1992.
ИДОЛ (греч.). 1) истукан, почитаемый язычниками за божество, кумир. 2) предмет слепой любви. 3) бранное слово: болван.
ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО (IDOL, IDOLATRY)
Придерживаясь взгляда, который выглядит вполне банальным в наши дни, но в то время казался крайне радикальным, ветхозаветные пророки и поэты последовательно представляют идолов простыми столбами и камнями, сделанными человеческими руками. В некоторых случаях риторика близка к жанру насмешек, которыми обменивались перед битвой ( Ис. 57:13 ; ср. 3Цар. 18:27 ). Пророки неоднократно указывают на абсурдность поклонения создателя идола своему собственному творению ( Ис. 44:19 ; Ос. 13:2 ; Авв. 2:18 ). Идолы стоят недвижимые, немые и глухие, как пугала в огороде ( Иер. 10:5 ). Исаия язвительно сочувствует бедным вьючным животным, вынужденным перевозить бесполезный груз идолов ( Ис. 46:1 ) с места на место. Сами идолы приходят в упадок и разрушаются ( Иез. 6:6 ). У них есть человеческие атрибуты, но они не работают, и это делает предметы поклонения не выше, а ниже людей ( Пс. 113:12–16 ). Эта ветхозаветная тема продолжается и в Новом Завете ( Деян. 17:29 ; Рим. 1:18–32 ).
Идолы как образы обмана. Коль скоро идолы – вовсе не боги, поклоняться им могут только обманутые ( 1Кор. 6:9 ; Еф. 5:5–6 ), и тем самым они поклоняются главному обманщику ( Откр. 12:9 ). Лжебоги делают людей суетными ( 4Цар. 17:15 ). Идолослужители «подавляют истину» ( Рим. 1:18–25 ) и причисляются к одной группе с лжецами ( Откр. 21:8 ). Идолопоклонство есть ложь, совращающая людей с пути ( Ам. 2:4 ). Вместе с тем, парадоксальная природа идолов дает о себе знать, и простой кусок металла, дерева или камня становится подлинным духовным злом. Почти на одном дыхании Павел заявляет, что идол «ничто» ( 1Кор. 8:4 ) и что он получает силу от беса ( 1Кор. 10:20 ).
Идолы как обиталище духа. Разумеется, создатели идолов и идолопоклонники понимали, что первоначально перед ними просто истукан. Из египетских и месопотамских летописей мы знаем, что открытие идола требовало сложной ночной магической церемонии, во время которой его глаза «открывались», рот «прочищался», а сам он получал «жизнь». Опровергая эти верования, Иеремия повторяет свои обличения в адрес истукана, созданного плавильщиком: «Нет в нем духа» ( Иер. 10:14, 51:17 ). Одухотворенному идолу воздавались царские почести, его одевали в царские одежды, его носили во время шествий, ему предлагали изысканные яства. Люди, приставленные к нему в храме, служили ему духовными придворными. (В еврейском, как и во многих других древних языках, понятия храма и дворца выражались одним и тем же словом.)
Идолы как личности. Отношение к идолу как к личности, безусловно, облегчало понимание такой абстракции, как божество и дух. Идолов персонифицировали как идолопоклонники, так и монотеистские пророки, хотя и с разными целями. Небожественный статус идолов раскроется, когда все боги поклонятся пред Ним ( Пс. 96:7 ). Равным образом, когда Бог придет, «потрясутся от лица Его идолы Египетские» ( Ис. 19:1 ). В названиях мест и камней (напр., Вефиль, Авен-Езер; см. «Идолы как свидетели» ниже) тоже отражается персонификация.
Поскольку иудеи относились к языческим богам как к бесам, идолы и бесы часто упоминаются вместе (напр., Зах. 13:2 ). То же самое относится к бесам и идолопоклонству ( Откр. 9:20 ). В некоторых случаях слово идол используется для обозначения бесов. В греческом слове eidolon, помимо обычного значения – «истукан», «идол», «лжебог» – сохраняется классическое значение «призрака (мертвых)» и беса, обитающего в идоле и придающего ему силу. Хотя это не очень ясно выражается лексическими средствами языка койне, в ряде случаев значения совпадают. Осия пишет, что (злой) дух блуда (идолопоклонства) вводит народ в заблуждение ( Ос. 4:12, 5:4 ) и подавляет его ( Ос. 4:19 <«охватит ветер» = свяжет дух>). Ранний христианский автор апокрифа вкладывает в уста Соломона слова: «Я стал посмешищем для идолов и бесов», – наделяя тем самым идолов не только личностными чертами, но и активным мстительным характером (Завет Соломона 26:7). Павел за идолами видит бесов ( 1Кор. 10:20 ; ср. Пс. 96:7 с Флп. 2:10 ).
Идолы как символы силы. С одной стороны, идолы на самом деле не божества, а просто средство для общения с духом, реальной силой, стоящей за идолом. С другой стороны, идол настолько отождествляется с богом, что их становится трудно отделить друг от друга. Смысл символики заключается в том, что она предоставляла людям возможность манипулировать своими богами. Присутствия бога можно было потребовать во время войны, прорицаний, дома или в пути. Идолы символизировали присутствие бога при исполнении государственных функций. (В древности не было четкого разграничения между религиозной и политической сферами.) Их наряжали на праздники и даже перевозили в другие города ( Ис. 46:1 ; Пс. 67:25–26 ). Переносные боги удовлетворяли потребность в божественном присутствии ( Иов. 12:6 ). С подобного же рода надеждами израильтяне взяли ковчег завета на войну, попытавшись тем самым вынудить Бога встать в битве на их сторону. Когда ковчег прибыл в стан, филистимляне в страхе закричали: «Бог тот пришел к ним. горе нам!» ( 1Цар. 4:7 ).
Символику подчинения нельзя не заметить в сцене противоборства между идолом Дагона и ковчегом Господа ( 1Цар. 5:3–5 ). (В аккадских предзнаменованиях немало упоминаний о падающих идолах и о том, какие дурные последствия эти события предвещают.) Недовольство или здоровье и благополучие бога отражаются на судьбе страны с идолом или без него. В некоторых случаях силу дает просто присутствие идола. Левит Миха присоединился к колену Данову, потому что у него был истукан, пригодный для предсказаний ( Суд. 18:18 ). Рахиль похитила идолов Лавана из-за силы, которой они обладали, или из-за их значения в качестве наследства или благословения, а, может быть, того и другого ( Быт. 31:19–35 ). Идолы часто бывали военной добычей ( Ос. 10:5 ). Временами о месопотамских богах говорили, что они «в плену». Ковчег даже без изображения Бога все равно символизировал Его присутствие, поэтому филистимляне взяли его как военный трофей ( 1Цар. 5:2 ). Он стал проклятием для похитителей, а по возвращении само его присутствие благословило дом Аведдара ( 2Цар. 6:11 ).
Идолы как свидетели. Павел говорил: «Свидетель мне Бог» (напр., Рим. 1:9 ; Флп. 1:8 ), и идолы, исполнявшие функции богов, тоже служили свидетелями клятв, скреплявших договоры, заветов и религиозных обетов. Многие окружности из камней, найденные археологами, следует, по- видимому, понимать как символы божественных собраний свидетелей. Пророки обличали идолопоклонников, так как их свидетели «не видят и не разумеют» ( Ис. 44:8–9 ). Помимо пророческих призывов отказаться от свидетельства идолов, отголоски такой точки зрения содержатся и в повествовательных местах Ветхого Завета. Иаков и Лаван сложили груду камней и дали ей название, означающее «свидетель» ( Быт. 31:44–52 ). Исаия предсказывал, что в Египте будут жертвенник и столп Господу как «знамение и свидетельство» ( Ис. 19:19–20 ). Жертвенник не для всесожжений, а для свидетельства о подобающем служении был поставлен на границе между коленами ( Нав. 22:26–27, 34 ). Менее ясно религиозное значение других каменных свидетелей. Возможно, каменные глыбы, неизменные составные части ландшафта, играли роль немых свидетелей исторических событий и служили неподвижным материальным символом ненаписанной истории ( 1Цар. 6:18 ). Мысль о камнях как о свидетелях вновь выразилась в словах Иисуса: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк. 19:40 ).
Идолопоклонство как определенные действия. В жестикуляции при идолослужении выражались несомненные признаки подчинения и поклонения. Поклоны, приличествовавшие при молитве ( 3Цар. 18:42 ; 2Пар. 29:29 ), совершались и перед идолами ( 4Цар. 5:18 ; Ис. 44:15 ). (Еврейские понятия «поклона», «служения» и «поклонения» были почти взаимозаменяемыми и воспрещались в отношении идолов [ Исх. 20:5 ]). В других случаях поклонение характеризуется словами «обратить глаза» или «возвести очи» к идолам ( Иез. 18:6, 12, 15, 33:25 ) или к Богу ( Пс. 120 ; Пс. 122:1 ). Некоторые действия при поклонении характерны только для идолослужения, поскольку для них требуется какой-то конкретный предмет. К ним относятся целование Ваала или тельца ( 3Цар. 19:18 ; Ос. 13:2 ) или поцелуй собственной руки ( Иов.31:27 ). Под последним, возможно, понимается предоставление своей души божеству ( Пс. 23:4 ), находящее художественное выражение в описаниях молящихся с рукой у рта или с простертой рукой. Резкое отличие поклонения Богу израильтян от практики их соседей заключалось в отсутствии какого бы то ни было образа над херувимами на ковчеге завета.
Идолопоклонство как грех и мерзость. В отношении идолопоклонства в Библии используются самые сильные эпитеты: отвращение, ненависть, бунт ( 1Цар. 15:23 <«непокорность»>), упрямство ( Ос. 4:16 ), непослушание, дикость (см. МЕРЗОСТЬ). Пророки характеризуют идолопоклонство как упрямое и сознательное неподчинение Божьему закону и даже законам природы – как непослушание, которое не свойственно даже бессловесным животным, тем самым и подразумевалось, что идолопоклонники ведут себя хуже зверей ( Иер. 8:7 ). Вместе с тем, в Библии и еврейском предании отмечается, что некоторые из героев прошлого (или из их окружения) поддавались синкретическому мышлению и обольстительной силе идолопоклонства: Иаков и Рахиль ( Быт. 28:22, 31:19–35 ), Гедеон ( Суд. 8:26–27 ), Миха ( Суд. 17:5, 18:14–20 ), Давид ( 1Цар. 19:13 ).
Идолопоклонство как политическое блудодейство. В переменчивой политической ситуации политические браки были неустойчивыми ( 1Цар. 18:26, 25:44 ; 2Цар. 3:14 ). Как показывает опыт Соломона с его женами, политические союзы, скрепляемые браком, обусловливались политическо-религиозными проблемами и приводили к ним же, сопровождаясь непристойностями и идолопоклонством. Вследствие политических компромиссов Иудея стала похотливой блудницей ( Иез. 16 ), Самария – неразборчивой в связях развратницей ( Иез. 16:46 ), Вавилон – матерью блудниц ( Откр. 17 ).
Идолопоклонство как религиозная неверность. Наиболее распространенная и развернутая метафора соотносит идолопоклонство с половой нечистотой. Но в метафоре отражается также связь, лежащая, пожалуй, даже в ее основе, идолопоклонства с различными формами половой невоздержанности. Как половая чистота была при пророках правилом религиозного поведения ( Иез. 22:7–11 ), так же идолопоклонство требовало противоположного. Культы плодородия поощряли демонстрацию человеческой сексуальности как средства обеспечения плодородия земли посредством симпатической магии. В историческом плане идолы символизировали богов природы, богов и богинь плодородия (Ваал и Астарта) и были тесно связаны с культами плодородия и их обрядами, считавшимися необходимыми для успешного выращивания урожая и разведения скота. Эти обряды предусматривали сакральную проституцию, как женскую ( Быт. 38:21 ; Ос. 4:14 ), так и мужскую ( 3Цар. 14:24, 15:12 ; Откр. 22:15 ), кровосмесительные связи ( Иез. 22:9–11 ; ср. 1Кор. 5:1, 11 ) и обладание одной женщиной мужчинами разных поколений ( Иер. 5:7–8, 13:27 ; Ам. 2:7 ). Каменный идол или деревянный столб с его фаллической символикой рассматривались как мистические производители потомства или даже народа ( Иер. 2:27 ).
Идолопоклонство и блуд связываются и в Новом Завете, где идолослужение фигурирует в списках грехов, где перечисляются разного рода беззакония ( Деян. 15:20 ; 1Кор. 6:9 ; ср. 1Пет. 4:3 ; Откр. 22:15 ). Лука ярко передает возмущение, которое Павел испытал в Афинах, в городе, «полном идолов», так как его жители не желали обидеть ни одного из богов ( Деян. 17:16 ).
Идолопоклонство как выражение вожделений даже без идолов. В идолопоклонстве, несомненно, выражается нарушение законов чистоты, особенно (но не только) касающихся половых отношений, но, вместе с тем, оно в конечном счете служит обозначением беззакония в жизни в целом ( Кол. 3:5 ; 1Пет. 4:3 ). Связь с беззаконием обусловливается самими его корнями и проявляется в сознательном нарушении общественных норм полового поведения для обеспечения плодородия земли. Но благочестивое рвение и отвращение к идолопоклонству не должны вести к незаконному возмездию, поэтому Павел предупреждает, что даже вполне справедливая нетерпимость к идолам не оправдывает незаконных действий против храма идолов ( Рим. 2:22 ). Коль скоро идол служит объектом поклонения, «любостяжатель» становится «идолослужителем» ( Еф. 5:5 ; 1Кор. 5:10 ), а любые земные вожделения, «блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание» становятся идолослужением ( Кол. 3:5 ). Идолослужение входит в еще один аналогичный перечень «дел плоти» ( Гал. 5:19–21 ). В конечном счете, идолопоклонство – это любое нарушение Божьего закона, а идолы могут служить образом и символом всего антихристианского ( 1Ин. 5:21 ).
См. также: БЕСЫ, БОГ, БОГИ, ВЫСОТА, ДРЕВЕСИНА, КАМЕНЬ, ОТСТУПНИЧЕСТВО, ПОКЛОНЕНИЕ, СТОЛБ.