Идут смерчи тучами что означает
Слово о полку Игореве
Крч, по литре сказали выучить слово о полку Игореве, 4 стр. посоветуйте как этот дебилизм без рифмы и смысла учить. вот че задали.
На Дунае Ярославнин голос слышится,
Кукушкою безвестной рано кукует:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны
На могучем его теле».
Ярославна рано плачет
В Путивле на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
На своих лёгких крыльицах
На воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять,
Лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, моё веселье
По ковылю ты развеял?»
Ярославна рано плачет
В Путивле-городе на забрале, приговаривая:
«О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
Сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады
До стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
Чтобы не слала я к нему слёз на море рано».
Ярославна рано плачет
В Путивле на забрале, приговаривая:
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи
На воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
Горем им колчаны заткнуло?»
Прыснуло море в полуночи,
Идут смерчи тучами.
Игорю-князю Бог путь указывает
Из земли Половецкой
В землю Русскую,
К отчему золотому столу.
СМОРК
фразу: «Прысну море полунощи, идутъ сморци мьглами» (С. 39), исходя из собств. представлений, не всегда оправданных семантикой составляющих ее слов. Глагол «прыснути» либо оставляют без перевода (Д. С. Лихачев), либо переводят как «взволновалось» (Первые издатели, Н. А. Мещерский), «вспенилось» (И. П. Еремин, О. В. Творогов), «взбушевалось» (В. И. Стеллецкий). Однако в древнерус. яз. глагол «прыснути», как и в совр. яз., означал «брызнуть», т. е. «разметать в разные стороны струйки, капельки воды»; в сочетании «море прысну» это значение едва ли уместно. В др. месте С. глагол «прыснути» употреблен как раз в значении «разметать в стороны»: о всеволоде говорится: «прыщеши на вои стр ѣ лами» (С. 13). Спорно, в каком значении употреблено слово «полунощи». Большинство исследователей переводит его как обстоятельство времени — «ночью». Но Н. В. Шарлемань, исходя из толкования слова «сморци» как «смерчи», указывал, что образуются смерчи «преимущественно в послеполуденные часы. Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово „полунощи“ указывает не время, а направление прохождения смерчей» (Заметки натуралиста. С. 54—55). Однако в изд. и переводах запятую ставят обычно после слова «полунощи», указывая тем самым на временно́е значение обстоятельства.
В определении значения слова «сморк» как «смерч» исследователи едины, лишь Н. Ф. Грамматин переводил его как «сумерки». Слово «смерч» встречается в древнерус. памятниках и пишется как «съмьрьчь, смерчь» (см.: Виноградова. Словарь. Л., 1978. Вып. 5. С. 181), поэтому написание «сморци» смутило Л. П. Якубинского: он отметил, что в С. имеются «совершенно дикие написания, вроде сморци из смьрчи (с цоканьем, которое характеризует наш список): здесь в силу замены ь через ъ получилось написание смърци, а с прояснением ъ в о — сморци!» (История древнерусского языка. М., 1953. С. 322). Однако написание «сморци» встречается в одном из списков «Хроники Георгия Амартола»: «а еже под землею вода оста, бездьна наречена бысть, из неяже яко сморци некотории испущаться источници» (ср.: Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 302), при этом речь идет, скорее всего, о подземных ключах. Попытку связать упоминание смерчей и глагола «прысну» сделал Н. И. Майоров: он полагал, что в С. сказано «именно о том моменте, когда смерчи снизились до поверхности моря и брызги воды „прыснули“ вверх в воронки смерчей». Физич. процесс описан достаточно точно, но едва ли так же конкретно видит те же смерчи автор С. Не ясно в рассматриваемом контексте и слово «мгла». Даже если принять весьма спорное значение «мгла» как «облако» (см. Мгла), упоминание это для зрительного образа кажется излишним, так как верхняя часть смерча и есть облако, туча. Быть может, «мгла» здесь значит «темнота», и смысл образа в том, что движутся «темные смерчи», «смерчи во тьме»? И движутся эти смерченосные облака в потемневшем небе к северу («полунощи»). В этом случае остается принять весьма окказиональное значение глагола «прысну» — «вспенилось», хотя, повторяем, это толкование весьма произвольно.
Остается гл. вопрос: что значит этот пассаж в общем контексте? Еще А. А. Потебня предложил такую интерпретацию: «Прыснуло море (о всплесках волны; стало быть на море — буря), к северу (дат.
полунощи) идут тучи (смърчи); мглами (то есть этими тучами) князю Игорю Бог указывает путь (на север же)», подчеркивая при этом, что смерчь в данном случае означает «облако» (Слово. С. 143). Близок к толкованию Потебни Лихачев, предложивший такой объяснит. перевод данного места: «Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю-князю бог путь указывает (этими приметами) из земли Половецкой в землю Русскую. » (Лихачев. Слово — 1982. С. 74). Но почему грозные явления природы — смерчи на далеком от места пленения Игоря море, двигаясь в его сторону (как бы угрожая ему; ср.: «Черные тучи с моря идутъ. »), могут рассматриваться как благоприятные (побуждающие к побегу?) приметы? Рассматриваемая фраза С., на наш взгляд, остается во многом неясной.
Лит.: Шарлемань Н. В. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 54—55; Майоров Н. И. «Слово о полку Игореве» и его переводы // ФН. 1963. № 3. С. 175.
Средства выразительности в «Слове о полку Игореве»: метафоры, эпитеты
Содержание:
Средства выразительности в «Слове о полку Игореве» присутствуют в большом количестве. Знаменитое произведение было написано в последней четверти седьмого века. Неизвестный автор постарался максимально красочно описать Русь. Придать ее образу выразительность, особенность помогают постоянные эпитеты в «Слове о полку Игореве». В тексте встречается множество сравнений, олицетворений, метафор.
Киев – центр русской земли, описан автором жизненно, оригинально. Структура всего произведения построена на контрастных соотношениях. Писатель использует народный, поэтический язык, совмещая его с книжными элементами. Это позволяет сформировать уникальный, своеобразный стиль. Народный художественный опус относительно небольшой по размеру, однако отличается богатым содержанием, оригинальной стилевой концепцией.
Эпитеты в произведении «Слово о полку Игореве» гармонично соединяются с феодальной символикой, военными оборотами дружины. Автор упоминает стремена, копья, стяги, мечи и другие атрибуты.
Олицетворения в «Слове о полку Игореве»
Олицетворением называют разновидность литературного инструмента. Он используется для наделения неодушевленных предметов человеческими качествами, способностями. Олицетворение вставляется в предложение для придания тексту яркости, передачи эмоционального состояния героев, природы, птиц, животных. В рассказе про полок Игорев употребляются следующие олицетворения:
Сравнения в «Слове о полку Игореве»
Русский язык позволяет использовать сравнения для создания максимально точного представления о персонаже, природе, обстановке, ситуации. Сравнения помогают читателю представить изображение яснее.
Сравнение – стилистическая концепция, используемая в литературе. Автор сопоставляет два или несколько предметов, образно проводя между ними параллель. Это достаточно сложное задание для писателя. Важно правильно составить уравнительную взаимосвязь. Литературное средство добавляет тексту необычность, оригинальность. Рассмотрим на примере «Слова о полку Игореве»:
Автор сравнивает русских воинов с соколами, Полоцкого – с волком. По тексту произведения Игорь часто приравнивается к животным, могучим героям.
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» – примеры
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» выступают в роли важного художественного определения. С их помощью автор описывает различные явления, людей, ситуации в ярком, эмоциональном контексте. Средство выразительности относится к одному конкретному слову. Оно используется для создания выразительного отображения. Эпитет – наречие, существительное, прилагательное.
Особенность художественного приема – неожиданная область использования слова. Как показывает тест, эпитеты являются наиболее частыми средствами выразительности, употребляемыми в литературе. Примеры из «Слова о полку Игореве»:
Метафоры в «Слове о полку Игореве» – примеры
Метафоры в «Слове о полку Игореве» помогают выделить основные моменты произведения, передать чувства персонажей. Средство выразительности переносит название, явление, действие реального объекта на другой предмет. Обязательно наличие общих качеств между предметами. Допускается контрастное использование.
Литературный прием часто путают со сравнением. Метафора проводит скрытое сравнение явлений, людей, предметов. Например: земля – кормилица. Сравнение – открытое сопоставление вещей. Рассмотрим метафоры в произведении:
Сонник Смерчи: к чему снятся Смерчи женщине или мужчине
К чему снится смерч
Смерч снится во сне, согласно сонникам, это означает неприятные события, перемены и конфликты. Видеть во сне, как Вы наблюдаете за движением смерча – это к смерти близкого человека. Приснился страх при виде смерча – к сильным переживаниям в жизни. Находиться во сне внутри смерча – сейчас человек сильно влюблен, и страсть затуманивает сознание. Снится во сне смерч из окна дома – Вы будете втянуты в конфликт, в котором стоит занять отстраненное положение.
Смерч по соннику Астромеридиана
Смерч или торнадо во сне предупреждают о надвигающихся проблемах в личной и деловой сфере.
Смерч за окном, надвигающийся на вас, говорит о трудностях в общении с семьей и детьми.
Если вы видите во сне много небольших смерчей, это пророчит вам мелкие хлопоты негативного характера.
Если перед вами самая воронка смерча, вы уже в эпицентре бури, не бойтесь попросить о помощи близких.
Попасть в смерч во сне предвещает сильное душевное смятение, проблемы на личном фронте.
К чему снится Смерч по соннику Миллера
Находиться в районе, охваченном смерчем, – предвестие того, что вас будет переполнять разочарование и досада по поводу провалившихся планов по стремительному достижению удачи.
Смерч по Семейному соннику
Видеть во сне смерч – к переменам и испытаниям. Смерч это предупреждение, что вам следует быть готовым к не слишком приятным переменам в жизни.
Если на вас надвигается смерч, но вы ничего не предпринимаете, то наяву вы испытываете страх и панику.
Приснилось, что вы нашли укрытие от смерча, но это вас не спасает, значит, наяву вам придется принимать решение и предпринимать какие-то решительные действия.
Смерч в соннике Джеймса Льюиса
Смерч во сне может отражать проблему или ситуацию, вызывающую чувство ошеломленности и неспособность управлять ею.
Идущий на вас смерч может служить хорошим показателем подавленного гнева.
Смерч в городе часто может отражать огромный беспорядок в окружающей сновидца обстановке.
Смерч в соннике Белого мага Юрия Лонго
Если во сне вы увидели смерч, значит, скоро в вашей жизни состоятся события, которые перевернут все с ног на голову и нарушат ваш привычный миропорядок.
Интерпретация сонника Таро
Толкование сна Смерч Большим сонником Натальи Степановой
Видеть во сне смерч – к беде, несчастьям, катастрофе.
Толкование сна Смерч по соннику на 365 дней
Смерч во сне со среды на четверг – нуждаться в чьей-то помощи.
Толковать Смерч по Житейскому соннику
Если смерч вас во сне пугал – перемены будут не в лучшую сторону, если же, несмотря на силу ветра, смерча вы во сне не боялись – перемены пойдут вам впрок.
Сложная, ответственная работа ждёт вас впереди в том случае, если вам довелось видеть во сне смерч, укрываясь от него и следя за ним со стороны.
Если же укрытие вас не спасло, и смерч во сне до вас всё-таки добрался – это означает, что придётся принимать сложное, судьбоносное решение.
Если сила ветра подняла вас в воздух, вас несёт смерч, и вы не управляете полётом, то наяву вы станете подвергать себя неоправданному риску.
Приснившаяся вам гибель в смерче является плохим предзнаменованием – такой сон пророчит болезнь, которая, возможно, даже прикуёт вас к постели.
Бушующий во сне ветер, формирующийся в воронку смерча, предсказывает вам в реальной жизни период, насыщенный событиями, переменами, достаточно напряжённый с психологической и физической стороны – вам придётся собрать всю волю для того, чтобы достойно пережить предстоящий период, не сдаться, не сойти с дистанции и выйти победителем из сражения с трудностями.
К чему снятся Смерчи: Детский сонник
Слово о полку Игореве. Средства выразительности
Анализ изобразительно-выразительных средств и системы символов эпизода «Возвращение Игоря из плена», филологический факультет ОмГПУ, 1 курс, преподаватель: Евчук Ольга Петровна
1. Историческая основа описываемых автором событий
В результате битвы полки Игоря были разгромлены, а он сам взят в плен половцем Чилбуком Таргаловым, когда, пытаясь вернуть бежавших с поля битвы ковуев, отдалился от своего полка.
В плену Игорь Святославич пользовался относительной свободой: к нему были приставлены 20 сторожей, выполнявших его приказы, при нем был приведенный с Руси поп, и он имел возможность ездить на ястребиную охоту. Сначала он не думал бежать, но затем склонился на уговоры хотевшего вместе с ним уйти на Русь некоего половца Лавра (Овлура), а также пленных дружинников, и в пятничный вечер, когда его стража напилась кумыса, бежал.
По сообщению летописи, Игорь Святославич 11 дней добирался до г. Донца, откуда направился в свой Новгород-Северский. В.Н. Татищев сообщает некоторые подробности возвращения Игоря в стольный град: будто бы в 20 верстах от Новгорода конь Игоря споткнулся, и князь так повредил ногу, «что. не мог на коня сесть, принужден в селе святого Михаила остановиться ночевать». Крестьянин сообщил об этом княгине, и она, «не могши более терпеть, тотчас вседши на кони, поехала к нему». Горожане на конях и пешими также вышли Игорю навстречу. Супруги «так друг другу обрадовались, что обнявся плакали, и говорить от радости и слез ничего не могли». Радость была и по всей Северской земле, «и во всей Русской земле, зане сей князь своего ради постоянства и тихости любим у всех был».
Этот рассказ, как считает исследовавшая его Л.И. Сазонова, является плодом творчества историка, и анализ его «подводит к выводу об отсутствии у Татищева какого-то особого неизвестного нам летописного источника». Из Новгорода Игорь Святославич отправился к Ярославу в Чернигов за помощью, а затем в Киев к князю Святославу. В 1192 Игорь Святославич с «братьею» предпринял два похода на половцев. Первый был успешен: они «ополонишаяся скотом и конми»; второй, зимний, оказался неудачным: предупрежденные о нападении половцы подготовились к защите, и Ольговичи, «не могущи ся с ними бити», на этот раз ночью отступили; половцы за ними гнались, но не догнали. В 1194 Игорь Святославич был в числе «братьи», созванной в Рогов Святославом Всеволодовичем, собиравшимся идти походом на Рязань, но поход не состоялся (Энциклопедия «Слова о полку Игореве»).
2. Жанровое своеобразие «Слова»
В древнерусской литературе ко времени создания «Слова о полку Игореве» существовали две традиционные системы жанров — литературная и фольклорная, они были тесно связаны и дополняли друг друга. «Слово о полку Игореве» — произведение, стоящее на грани литературы и фольклора. По мнению Лихачева в «Слове» соединены два фольклорных жанра «слава» и «плач». Так в этом фрагменте появляется плач о князе Ростиславе «Плачет мать Ростислава по юноше князе Ростиславе!». А завершается произведение прославлением русских князей и воинов: «Спевши песню старым князьям, надо и молодым спеть: «Слава Игорю Святославичу, Буй-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине!».
Эмоциональная противоположность этих жанров позволяет автору передать обширный диапазон чувств и явлений, что становится показательной чертой уже книжного стиля, отличающей «Слово» от фольклорных произведений, которые обычно подчинены одному настроению. Часто использует автор лирические восклицания, характерные для плача. Элементы славы звучат и в диалоге Игоря с Донцом («Князь Игорь! Не мало ли тебе величия…», «О Донец! Не мало ли тебе величия…»). В общем и целом «Слово» можно отнести к жанру «трудных повестей», которые оплакивают гибель героев, их поражение и восхваляли их подвиги, доблесть и честь. Характерной чертой становится постепенный переход в описании от книжного стиля к фольклорной традиции, если в начале автор как бы не мог освободиться от приемов и способов литературы, то в последних фрагментах литературные элементы практически утрачиваются (Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве и культура его времени»).
3. Изобразительно-выразительные средства
Автор «Слова» отличается метафоричным мышлением, метафора — главный из поэтических тропов, с особенностями которого согласуются все остальные. Метафора тесно связана с символическим смыслом того, к чему она применяется. Одной из разновидностей метафоры является метонимия, встречающаяся и в анализируемом нами фрагменте («из земли Половецкой в землю Русскую»).
В «Слове» редко встречаются сравнения по внешнему сходству. Характерно, что сравнения основываются на каких-либо общих магических свойствах: сравнение с различными животными, связанно с представлениями об оборотничестве («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал»).
Характерна материализация мыслей-чувств и мыслей вовне их носителей, с другой стороны, материальные предметы могут испытывать чувства, свойственные духовному миру человека, с чем мы неоднократно и сталкиваемся в данном отрывке («приуныли цветы с жалости, а деревья с печалью к земле приклонились», «Села рады, грады веселы»).
Использование традиционных приемов — символов-метафор — характерная черта «Слова». Художественность произведения раскрывается не через открытие нового, а через расширение и углубление всего знакомого. Каждый образ здесь развит и конкретизирован деталями. В данном фрагменте, это космические явления («разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи», «погасли вечером зори», «Солнце светит на небе»); жизнь природы («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали, поползни, ползали только. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают»).
Многие художественные приемы и образы связанны с особым поэтическим представлением о мире, это мир живой, человек и природа в нем находятся в единении, угадываются поклонения культам земли, воды солнца. Мир природы выступает по выражению В.В. Кускова «самостоятельным героем» «Слова», природа как бы живет самостоятельной жизнью, но в то же время служит художественным авторским комментарием к происходящему. Силы природы принимают непосредственное деятельное участие в развитии событий («тогда вороны не каркали, галки приумолкли, сороки не стрекотали»).
Типичная особенность «Слова» — обилие прямой речи различных персонажей, в данном отрывке приводятся слова Бояна: «Тяжко тебе голова, без плеч, худо и телу без головы». Приводятся слова и обращения Игоря: «О Донец! Не мало ли тебе величия, лелеявшему князя на волнах, стлавшему его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». Встречается нам даже диалог половецких ханов, который автор не мог слышать и понимать: «Молвил Гза Кончаку: «коли сокол ко гнезду летит, Соколенка расстреляем своими золоченными стрелами!» Сказал Кончак Гзе: «Коли сокол ко гнезду летит, Соколика опутаем красною девицею!» И сказал Гза Кончаку: «Коли его опутаем красною девицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы, И станут нас бить птицы в степи половецкой!» Таким образом, прямая речь — художественный прием автора, свидетельствующий о способности автора как бы «переселяться» в действующих лиц своего произведения, смотреть на происходящее их глазами, выражать их мысли, отличные от своих собственных.
Речь в слове разнотипна, так описание бегства Игоря резко отличается от той части, где говориться о вступлении в поход. Однако некоторая пестрота не мешает единству, одно из средств, обеспечивающих это единство мы встречаем и в данном отрывке. Само пространство становится объединяющим элементом, мир в этом произведении — это мир широкой видимости и слышимости «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева».
«Слово», как определенная система художественных средств, принадлежит к эпохе монументально-исторического стиля. Характерные черты этого стиля встречаются и в данном отрывке — охват автором широких пространств, легкость передвижения в этих пространствах, значительность тем, и их историческая подкрепленность (Лихачев Д.С., Кусков В.В.).
Что касается, символического наполнения произведения, то все оно пронизано темой оборотничества, восходящей еще к языческой мифологии. Многими чертами оборотня наделен и князь Игорь: его побег сопровождается таким же огромным покрыванием пространства, как и Всеслава; в ходе побега, Игорь так же как и Всеслав «укрывается мглами» и «превращается» в различных животных, доминирующих над различными сферами мироздания.
Тотальный характер имеют элементы «скрывающегося» и т.п. солнца (разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи»), метафоры относящиеся к земледельческому циклу, брачному и погребальному обряду. Характерны так же элементы противопоставления центра и периферии, осмысляемое, как противопоставление сакрального и профанного, живого и мертвого, реального и потустороннего; мотив «эха» — распространения в пространстве и во времени какого-то звука с волшебной скоростью» («Девицы поют на Дунае, вьются голоса, через море до Киева»).
Кроме того, все эти элементы образуют единую структуру. И они не просто сосуществуют, а вступают в многочисленные взаимосвязи, образуя сеть, охватывающую всё произведение, и наделяя реальные исторические события и детали вторичным смыслом. Автор специально отбирает элементы, выстраивает их в определенной необходимой последовательности.
Общая сюжетная схема «Слова» представляет собой последовательность событий, типичную для мифологического цикла гибель/воскресение. Пленение князя Игоря поэтически интерпретируется в «Слове», как его смерть: в плаче Ярославны он представляется лежащим на поле боя и покрытым ранами, Идея гибели князя-«солнца» передается и через образы затмений. В соответствии с этим возвращение Игоря из плена, это не просто побег, а мистическое действие, приобретающее значение воскрешения. Этому мифологическому смыслу соответствуют образы соединившихся головы (Игоря) и тела (Русской земли), образ вновь появившегося солнца («Тяжко тебе, голова, без плеч, худо и телу без головы» — Русской земле без Игоря!», «Солнце светит на небе, Игорь-князь на Русской земле»). Чудесный акт воскрешения героя — символ всеобщего спасения. Не только герой выбирается из плена, но и вся земля вмести с ним обновляется, возвращается к жизни, именно этим и объясняется то «вселенское» ликование и прославление Игоря в завершении «Слова».
Учитывая некоторое несоответствие этого явления реальному историческому положению на Руси в тот момент, можно предположить, что именно мифологический подтекст становится решающим для автора и, очевидно, легко осознаваемым для слушателей. Не совсем соответствует реалиям и грандиозные бедствия, обрушившиеся на Русь после поражения князя, что можно определить как некую гиперболизацию событий.
Еще одним значимым обстоятельством финала произведения, является возвращение Игоря не в свой родной город, как это было в реальности, а прямиком в Киев — священный Город, центр Русской земли, князь въезжает в ворота и поднимается по холму вверх, к храму Богородицы.
Тема гибели и воскрешения героя и мира получает множество реализаций, это и движение героя от периферии к центру, и пересечение реки, символизирующей границу сакрального и профанного, реального и потустороннего мира. Символический смысл приобретают «солнце», «свет», пробуждение «соколов», символизирующих Русскую землю и русских князей, в контрасте с ними выступают «тьма», «тучи», усыпание «галок», «черных воронов» — символов зловещих сил, предвестников беды, отожествляемых так же с врагами-половцами. Противодействие природы Игорю в начале «Слова», отражает авторскую мысль, о нарушении князем своих обязанностей по отношению к родине, осознание же Игорем своей ошибки в последнем эпизоде так же находит отражение в явлениях природы («Солнце светит на небе»). Знаменательно, что в мотиве оборотничества («Игорь-князь помчался горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня, соскочил с него волком-оборотнем», «Когда Игорь соколом полетел»), стандартное метафорическое изображение «сокола»-князя становится одним из состояний оборотня. Такое переосмысление и обогащение стереотипного выражения путем включения его в новый смысловой ряд, является типичным для поэтики «Слова». Исключительный и волшебный характер побега Игоря подчеркивается упоминанием о смерти Ростислава, погибшего во время бегства через реку (Гаспаров Б.М. «Поэтика Слова о полку Игореве», Кусков В.В.)
Таким образом «Слово о полку Игореве» представляет собой сложное в структурном плане и богатейшее в плане художественных средств произведение. Оно объединяет в себе элементы фольклорного и книжного стиля, христианскую и языческую символику, множество различных приемов художественной выразительности. При этом обилие различных элементов не лишает произведение гармоничности, напротив именно эти многочисленные мотивы, образы и темы, тесно переплетенные между собой, образуют единую целостную систему, придающую «Слову» неповторимый облик. Анализируемый нами эпизод имеет немаловажное значение, он позволяет во всем объеме увидеть тему гибели и воскрешения героя, содержит такие не маловажные элементы, как диалоги (Игоря и Донца, Гзака и Кончака), позволяющие оценить их значение в произведение и мастерство автора в передаче мыслей героев. Важным моментом становится и заключительное прославление Русской земли и князей, пронизанное глубоким патриотическим чувством и отражающее тему величия.
5. Список литературы:
Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. Поэтика «Слова о полку Игореве»
Д.С. Лихачев. «Слово о полку Игроеве» и культура его времени
В.В. Кусков. История древнерусской литературы
Б.М. Гаспаров. Поэтика «Слова о полку Игореве»