Иерусалимское королевство это что

Царство Небесное: Иерусалимское королевство

В начале XII века европейские христиане обосновались на Ближнем Востоке. Иерусалимское королевство стало самым мощным и передовым государством крестоносцев.

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Государства крестоносцев: история христианских пилигримов

В 1099 году Иерусалим пал под ударами мечей европейских дворян. Фактически все ближневосточные христианские святыни оказались в руках у крестоносцев. Так и появилось новое государственное образование – Иерусалимское королевство.

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Взятие Иерусалима. 1099 год

Коронование Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии станет отправной точкой в истории новой монархии. Конечно же, это было не единственное государство крестоносцев на Ближнем Востоке: также выделялись княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское. Но именно Иерусалимское королевство стало главным оплотом христианского воинства на Ближнем Востоке.

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Карта Иерусалимского королевства

В истории владений крестоносцев на восточном побережье Средиземноморья историки выделяют два важных этапа. Первый длился от основания королевства до захвата Иерусалима Саладином в 1187 году. За этот временной промежуток можно было наблюдать настоящий расцвет христианского Востока, правление Лотарингского дома, представители которого яростно сражались за отвоёванные святыни. Но интриги местных элит и недальновидная политика по отношению к ближневосточным эмирам привели к хаосу: после потери Иерусалима подданные королевства долго не смогут собрать силы и хоть частично вернуть утраченные территории. Второй этап с конца XII до конца XIII столетия можно охарактеризовать как эпоху смут, склок и нестабильности. Финал был таков – в 1291 году крестоносцы лишились последнего опорного пункта на побережье: пала Акра.

Иерусалимское королевство: структура и законы

На начальном этапе для нас интересен процесс формирования государственного аппарата новой монархии и её правовых институтов. Сама модель нисколько не отличалась от западноевропейской. Король выбирался советом крупнейших вассалов. Церковная власть принадлежала Папе Римскому и его особому представителю – патриарху Иерусалимскому. Этот человек поддерживал связь апостольского престола с королевством. Монарх опирался на королевскую курию или совет. Этот орган был представлен главными надомными слугами его величества: маршалом, кравчим, стольником, комитом. И, конечно же, изобилие графов, баронов, рыцарей и т. д. Во многом пёстрый состав вассалов разных мастей не давал возможности для объединения войск перед лицом врага. Левант, Иордания, Яффа, Аскалон и Цезарея составляли основу территориальной целостности молодой монархии.

Источник

Иерусалимское королевство (1099–1291)

Иерусалимское королевство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 г. после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 г. с падением Акры.

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Иерусалимское королевство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 г. после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 г. с падением Акры.

Иерусалимское королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём.

Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»).

Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой суверенитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи.

При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх.

Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Около 1070 г. в Иерусалиме орденом иоаннитов (госпитальеров) был основан госпиталь для паломников. Другой монашеский орден — тамплиеры — обосновался в храме, переделенном из мечети аль-Акса.

Балдуин умер в 1118 г. и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 г. был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский:

«Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Иерусалимское королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного.

С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля.

Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён.

Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. Раис, лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии.

Они поставляли войскам Иерусалимского королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной.

Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе.

Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы Иерусалимского королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить.

Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни Иерусалимского королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII в.

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 гг.

Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 г. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146 г. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька.

В 1147 г. в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу.

Крестовый поход закончился в 1148 г. полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153 г., но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником.

Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162 г., на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174 г.

Бедствие и восстановление

Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что является эффективным и энергичным правителем и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185 г., титул короля перешёл к его племяннику, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Триполийский. Балдуин V был слабым ребёнком и умер летом 1186 г. Королевская власть перешла к Сибилле, сестре Балдуина IV и матери Балдуина V

Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему крестовому походу, который был начат в 1189 г., во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 г. Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

Когда в 1229 г. Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.

Захват Иерусалима 1244 г. хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом, явился концом христианского владычества над этим древним священным городом.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: M. Disdero, Public Domain.

Источник

Королевство Иерусалимское

Королевство Иерусалимское

Иерусалимское королевство
Regnum Hierosolimitanum
Roiaume de Jherusalem
Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что1099 — 1291 Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что
Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это чтоИерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что
ФлагГерб
Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что
СтолицаИерусалим (1099-1187)
Тир (1187-1191)
Акра (1191-1229)
Иерусалим (1229-1244)
Акра (1244-1291)
Язык(и)Латынь, французский, итальянский и другие западные языки; греческий и арабский также широко распространены
Форма правлениямонархия
КонституцияТак называемые «Иерусалимские ассизы»
История
— Первый крестовый поход1099
— Второй крестовый поход1145
— Осада Иерусалима1187
— Третий крестовый поход1189
— Осада Акко1291

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Содержание

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой суверенитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным правителем и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, титул короля перешёл к его сыну, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Триполийский. Балдуин V был слаюым ребёнком и умер летом 1186. Королевская власть перешла к Сибилле, сестре Балдуина IV

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

Источник

Глава девятая. Иерусалимское королевство

I. Бедствия Антиохии

Уехали Людовик и Конрад из Святой Земли, и со всех сторон стали мусульмане жестоко теснить крестоносцев. Сын Ценги, Нуреддин (Нур ад-Дин), энергично расширял свою власть. Ворвавшись в Антиохийское государство, он занял несколько замков, но, отбитый Раймундом, отправился на юг, чтобы напасть на иерусалимцев, около Босры. Однако, те соединились снова с Анаром, отбили его, и тогда Нуреддин повернул назад, чтобы начать свои завоевания в северной Сирии. Он разбил Раймунда и прошел с войском истребительным походом все Антиохийское государство; Антиохия спаслась только надежной обороной со стороны Аймериха и вдовствующей королевы Констанцы.

Но кроме Нуреддина Антиохии угрожала еще новая сила магометан под начальством султана Мазуда Иконийского.

Молодой король Балдуин III с сильным войском напал на Нуреддина и Мазуда и кое-как заключил с ними мир. Но через год, когда магометане снова ворвались в христианские владения, Балдуин уже не отважился выйти против них, потому что не надеялся на свои силы.

Византия предложила ему защитить остатки Эдесского княжества и прислала даже людей на помощь. Но в несколько месяцев Нуреддин разбил греков и не оставил на северо-востоке от Антиохии ни одного клочка земли во владении христиан. Эти года (1149–1150) были самыми бедственными для христиан. Но хуже всего было то, что Балдуин III оказался неспособным стать передовым и главным борцом всего христианского Востока.

II. Внутренние беспорядки

В Антиохии дела шли не лучше. Констанца вышла замуж во второй раз за рыцаря Райнальда, который начал вражду с патриархом Аймерихом и выгнал его от себя. Рыцарь Райнальд был замечательно красив собой, отважен, но вспыльчив и невоздержан. За все время своей жизни он совершил целый ряд дерзких, несправедливых нападок на магометан и каждый раз только все сильнее и сильнее раздражал неприятелей против христиан вообще.

В народе, в духовенстве нравственность падала; ордена Иоаннитов и Тамплиеров ссорились из-за первенства, унижая себя перед народом этими мелочными спорами.

Только иногда былая отвага, сила и мужество крестоносцев еще пробуждались в них, и они нередко совершали чудеса храбрости. Так, они разбили эмира Тимурташа, сына страшного Зль-Гази; правда, победа эта не принесла большой выгоды, – она только воодушевила короля на новые подвиги. Он задумал подчинить себе город Аскалон. Давно уже неоднократно пробовали христиане овладеть этим городом и все тщетно. Аскалон служил некоторой оградой египтянам от Сирии, и, как казалось это тогда христианам, взять его было крайне интересно.

III. Взятие Аскалона

В конце 1152 года крестоносцы подошли к его стенам, а со стороны моря к городу подступило до пятнадцати военных кораблей.

Иерусалимское королевство это что. Смотреть фото Иерусалимское королевство это что. Смотреть картинку Иерусалимское королевство это что. Картинка про Иерусалимское королевство это что. Фото Иерусалимское королевство это что

Подвижная башня с подъемными мостами

Пять месяцев осаждали крестоносцы Аскалон, и последний был истощен и едва держался; подошедший на помощь им египетский флот оживил немного осажденных; но крестоносцы, видя это, сами удвоили силы. У них была построена удивительная башня, которая представляла из себя целый передвижной гарнизон. Эта башня наносила неприятелю большой вред, и осажденные задумали сжечь ее… Но противный ветер нанес страшное пламя на их же стены, которые не выдержали такого огня, полопались и местами обрушились.

Еще несколько времени после этого случая магометане оказывали сопротивление христианам, но потом случилось нечто необыкновенное: какая-то страшная тоска, уныние, потеря всякой надежды овладели внезапно осажденными аскалонцами, и они сами явились в лагерь христиан с предложением сдать город и уйти отсюда навсегда. Король, бароны, прелаты были страшно поражены этим неожиданным предложением и решили только, что это просто какое-то чудо. Аскалон был взят, и весть о том была отправлена к западным христианам в Европу, для побуждения их к новым ополчениям.

Но завоевание Аскалона принесло мало пользы христианам, зато стоило больших денег, много времени и силы.

До той поры Иерусалимское королевство защищалось от Нуреддина дамасским эмиратом. Умного Анара уже не было, а новый эмир был настолько слаб и ничтожен, что Нуреддин легко, почти без боя овладел Дамаском, где и поселился сам. Этого желал и весь народ, потому что, помня нарушение слова христианами и завоевание ими Аскалона, они уже не могли быть теперь спокойными за себя.

Христиане тотчас же отправили послов к Нуреддину и заключили перемирие с ним. Но никакого спокойного состояния это перемирие не дало ни той, ни другой стороне. И те, и другие крайне легко смотрели на условия перемирия и делали нападения, когда это было им выгодно, а затем снова заключали перемирие между собою.

Вот в таких-то мелких стычках с сарацинами, в разборе ссор и споров князей, в устройстве внутренних дел, незначительных завоеваниях прошла жизнь Балдуина III, который умер 32-х лет, 10 февраля 1162 года.

IV. Король Амальрих

После бездетного Бальдуина III королевство Иерусалимское перешло к его брату, Амальриху (Амори). Это был храбрый, отважный человек, к тому же обладавший большой физической силой; но ни мудрости, ни дальновидности правителя у него не было, и нравственные взгляды его направлялись только в ту сторону, где можно было получить богатейшую добычу и удовольствия. Приобрести несметные сокровища, жить беспечно в полное свое удовольствие, – вот главные цели, к которым стремился Амальрих всю жизнь, а этого мало для управления народом и для служения ему. Христиане этим образом жизни и стремлений сами себе рыли под ногами глубочайшую пропасть, из которой выхода, конечно, не могло быть легкого.

Вообще владычество христиан в Палестине заметно опускалось все ниже и ниже, разменивалось на мелочи. И только неустройство и междоусобия магометан отсрочивали падение этого владычества на некоторое время.

V. Упадок Египетского государства

В то время государство Фатимидов, Египет, пришло к упадку. Каирские халифы жили сытой, привольной жизнью, нисколько не интересуясь жизнью народа и внешней политикой. Вся власть находилась в руках военачальников – визирей. Но они тоже не могли упрочить государство, дать ему спокойную жизнь, потому что больше занимались самообороной. Дело в том, что на должность визирей было много охотников, и каждый всеми силами добивался этого места; избранные визири в скором времени после утверждения бывали свергаемы своими соперниками, новыми визирями.

В то время был визирем некто Шавер (Шавар). Когда соперник его власти стал теснить его, – он обратился за помощью к Нуреддину в Дамаск.

Услыхали это крестоносцы и поняли, что ежели Нуреддин страшен в Дамаске, то из Египта он будет до тех пор угрожать им, пока не одолеет их окончательно.

Сельджуки Нуреддина были опасны одинаково крестоносцам и египтянам. Таким образом, нужно было озаботиться соединиться вместе против взаимного неприятеля.

VI. Неудача Амальриха

Но Амальрих об этом и не думал. Он понял одно только, что Шавер свергнут теперь другим визирем, и если он поможет Шаверу утвердиться снова, то получит в награду большие деньги. Амальрих и двинулся на нильские берега, но в то же время двинул и Нуреддин свое войско на Египет под начальством вождя Ширку. Ширку (Ширкух) утвердил Шавера снова визирем и остался в Египте охранять интересы Нуреддина, потому что Шавер теперь должен был оказывать подчинение Нуреддину. Амальрих ни с чем вернулся в Иерусалим.

Положение христиан было теперь положительно ужасное: с двух сторон крепла сила Нуреддина. Они должны были бы всеми силами противостать этому, но снова прозевали этот важный момент.

Счастье еще, что Шавер сразу не поладил с Ширку и мечтал только о том, как бы отделаться от силы Нуреддина. И тайно послал он к Амальриху, прося его оказать помощь в свержении ига Нуреддина.

В 1164 г. Амальрих с Шавером изгнали из Египта Ширку, но Нуреддин и не думал уступать христианам так легко и просто.

Он двинулся на Антиохию, к городу Гериму, разбил войско князя Боэмунда III ( сына Раймунда и Констанцы), взял в плен его самого и Раймунда Триполисского и захватил пограничные крепости Антиохии и Иерусалима – Герим и Баниас.

Спешно вернулся из Египта Амальрих, выручил из плена князей, но при этом потерял много крепостей и замков.

VII. Дела в Египте

А Ширку видел, что настало время подчинить одной власти Нуреддина Египет и завоевать всю нильскую долину, потому что Фатимидский халифат едва держался. Проведал о том Амальрих, – спешит и он в Египет, где Шавер ждет, не дождется его союза и помощи. Союзные силы египтян и христиан одержали победу над воинами Ширку; союз слабых снова выдержал против сильного неприятеля, как то было во времена Фулька и Анара. Христианам бы и надо было крепко держаться этого союза, тем более, что они получали от Шавера до 100.000 золотых в награду за эту помощь.

Но жадности Амальриха конца и краю не было. Успех возбудил в нем и его приближенных только заносчивость и самоуверенность. И он снова задумал идти войной на стесненного Шавера. Мало того, орден Иоаннитов тоже нуждался в деньгах и думал о том, как бы поправить свои дела новой войной. Тщетно лучшие люди того времени всеми силами сдерживали короля и рыцарей от этого неблаговидного поступка, – они слышать ничего не хотели и окончательно решили идти в преступный разбойничий поход против Шавера…

Да, да, преступный и разбойничий. Данное слово, обещание не смеет нарушить ни одно честное, благородное сердце, кому бы оно ни принадлежало – христианину или магометанину.

Этим необдуманным поступком христиане навлекли на себя ужасную беду.

Словно предчувствуя ее, они обратились к грекам за помощью, но не дождались ее и в конце 1168 года вторглись в египетские владения. Шавер хотел откупиться, послал громадную сумму денег Амальриху; тот деньги взял, а наступление свое продолжал по-прежнему.

Тогда в отчаянии Шавер снова бросился за помощью к Нуреддину, и тот выслал Ширку в Египет. Амальрих с позором бежал прочь, а Ширку утвердился к Каире, казнил Шавера и сам был объявлен великим визирем, но, несколько месяцев спустя, умер, а визирство перешло к его племяннику, даровитому юноше Сала-Эддину или, как его принято называть, Саладину.

VIII. Саладин

Саладин происходил из воинственного, даровитого рода, но в первые годы своей юности он не выказывал своей даровитой натуры. Его отец Эйюб, его дядя Ширку считались искусными политиками и опытными, отважными вождями-рубаками, а Саладин интересовался или дурной жизнью, или уединением, в котором он занимался чтением и науками. Война не влекла его к себе, и ему никакой охоты не было подвергать опасностям свою жизнь; он и то против желания сопровождал Ширку в Египет; на душе, по его словам, у него было тяжело, словно его вели на жестокую казнь. Постепенно поборол он в себе излишнюю изнеженность и сентиментальность, и тогда богато одаренная натура его развернулась во всю ширь и мощь. У него широко развиты были непреодолимая энергия, сила воли в соединении с военными талантами. Но вдобавок к этому над Саладином господствовала особая гениальность в умении опережать события, в умении овладевать умом и душой окружающих людей и самоуверенно направлять их в любую сторону по одному своему желанию. Подданные считали его крайне добрым, щедрым и, главное, справедливым, и снисходительным государем. Он не был мелочным, а если наказывал жестоко, то по справедливости и за действительно крупную вину. Не желал он угрожающего, тщеславного блеска величия, потому что каждую минуту сознавал свою силу и власть и умел владеть собою, как всеми окружающими. Мысли его были направлены на уничтожение господства христиан в Сирии, на захват Египта и главных пунктов Малой Азии; а в тех мечтах его грандиозным апофеозом сверкало полное подчинение его власти всех государств далекого, гордого Запада.

Прежде всего Саладин задался мыслью подчинить Египет исключительно Нуреддину. Египтяне единодушно восстали, было, но Саладин быстро усмирил мятеж, причем проявил небывалую строгость. В 1171 г. умер халиф, потомство его было истреблено, и над Египтом, уничтожив Фатимидский халифат, стал господствовать неограниченно и бесконтрольно Саладин, только для виду прикрываясь верховной властью Нуреддина.

IX. Смятение среди иерусалимцев

Поздно сознали иерусалимцы, какой промах сделал король Амальрих, сам вырвав помощь из рук Шавера и дав жестокую плеть в руки непримиримых неприятелей.

Нечего делать, приходилось прямо-таки вымаливать защиты у западных государств. Но трудно было добиться в то время чего-либо определенного. В европейских государствах короли и владетельные князья не ладили и открыто ссорились между собою и с папской властью; Фридрих I германский ссорился с папой, английский король – с французским. У всех были нужды и дела тут вот, под рукой, и они не находили возможным думать о чем-либо вне их государств.

Амальрих получил, было, поддержку от Византии, так как греческий флот в 200 судов прибыл к нему для начала войны с Египтом. Но первые неудачи отбили всякую охоту у христиан выступать против Саладина; с другой стороны, они не решались отказаться от помощи греков. И тогда они повели это дело кое-как, спустя рукава, лишь бы отделаться от греков, а в это время Саладин надежно приготовлялся к обороне. Крестоносцы попытались, было, осадить Дамиетту, но ничего не сделали и ни с чем вернулись к себе домой. Греческий флот частью был поражен, частью разбит бурями во время отступления.

X. Мечтания Саладина

Недолго устояли бы крестоносцы перед неприятелем, который угрожал им с двух сторон, но христианам помогло то, что Саладин сам не хотел пока полного уничтожения христиан, которые были нужны ему вот для какой цели. Саладину было неприятно свое подчинение Нуреддину; ему нежелательно было вмешательство последнего в дела Египта. Поэтому ему выгоднее было, чтобы покамест между ним и Нуреддином существовали в виде плотины христиане. Занятый ими, Нуреддин не мог так легко и сразу пойти на Египет.

Вот почему Саладин только для виду захватил несколько христианских крепостей, но самих их пока не трогал. У Нуреддина тоже были трудные дела на других границах. Все это дало возможность крестоносцам удержать за собою былые завоевания еще на несколько лет.

Тщетно ездил между тем король Амальрих в Византию: там ему оказывали высокое почтение, радушный прием, но упорно молчали в ответ на его просьбу о помощи. Приезжал со своими рыцарями и латниками из Европы могучий король Генрих Лев. Но ввиду небольшого числа его воинов сами крестоносцы и тамплиеры убедили его не раздражать сильного врага. И Генрих Лев в том же году уехал обратно.

XI. Король Балдуин IV

После Амальриха остались сын Балдуин IV и две дочери – Сибилла и Изабелла. Но Балдуину IV было всего только 13 лет, и сам он без надежного руководителя управлять королевством не мог; к тому же он хворал жестокой болезнью, которая приковывала его к дому, не давая ему возможности жить среди войскового лагеря, как поступали его предшественники. А это много значило в смысле влиянии на настроение войска. Управление королевством принял на себя его опекун Раймунд Триполисский.

Время было смутное, тяжелое, и бороться христианам приходилось более чем когда-либо за свою жизнь, потому что перед ними стоял слишком опасный противник – Саладин. Но у христиан, как на грех, дела были хуже, чем когда бы то ни было.

XII. Возвышение Египта

Саладин вел дело умно и расчетливо. Немало приходилось ему бороться, когда против него в Египте возгорелось восстание. Не меньше того пришлось ему отстаивать свою власть и независимость и после смерти Нуреддина.

В то время государство Нуреддина в Сирии и Месопотамии распалось на части, и там тоже началась междоусобная вражда. Сын его, Сойфеддин, владел Дамаском и Галебом, племянник его овладел Моссулом; другой племянник, Ценги, стремился тоже овладеть Моссулом. Военачальники в Дамаске и Галебе открыто враждовали друг с другом, и одна партия даже призывала к себе на помощь Саладина.

В 1174 году Саладин легко подчинил своей власти все эти отдельные части, а когда сын Нуреддина вышел против него, он разбил и его силы; мир, заключенный при этом, передал Саладину власть над всей магометанской Сирией. Теперь Саладин считал себя независимым правителем от Сойфеддина и принял титул султана. Покорил он, безусловно, и многие мелкие племена, связав их формальным мирным договором

XIII. Тревога крестоносцев

С большой тревогой следили христиане за возвышением могущества Египта.

Правитель-опекун, Раймунд, хотел воспользоваться войной Саладина с Галебом и Моссулом, которыми владели наследники Нуреддина, но Саладин вовремя остановил движение крестоносцев и договором обязал их раз навсегда в дела Галеба и Моссула не вмешиваться да еще взял с них большую дань золотом.

Вообще крестоносное войско находилось в каком-то тревожном, неопределенном положении. Если они делали иногда удачные разбойничьи вторжения в область Дамаска, то вскоре платились за это очень дорого.

Приехал как-то союзник крестоносцев, знатный маркграф Вильгельм Монфератский; крестоносцы надеялись на его помощь и, чтобы упрочить его положение, предложили ему обвенчаться со старшей сестрой Балдуина IV, Сибиллой. Но маркграф вскоре умер, оставив после себя вдову и ребенка, Балдуина.

Вызвали крестоносцы графа Филиппа Фландрского, который явился со значительным рыцарством; ему предложили стать правителем государства и идти на Египет, тем более, что в это время прибыл греческий флот, который был обещан еще Амальриху. Но из этого ничего не вышло. Филипп, не поладив со многими рыцарями, из упрямства отправил обратно в Византию флот, а сам ограничился небольшими разбойничьими нападениями на окрестные области. В конце концов, он вернулся в Европу, поссорившись со всеми князьями.

А между тем нападение в это время на Египет могло принести огромную пользу крестоносцам, так как все могущество Саладина основывалось собственно на прочности владения землями Нила.

XIV. Проблеск

Внимательно следил Саладин за крестоносцами, за состоянием их войсковой силы, за прибывающей помощью и, наконец, смело вторгся в Святую Землю с юга. Это происходило зимой 1177 года. Магометане подошли к Аскалону, да, по самоуверенности, не сплошным строем, а разрозненными отрядами.

Отчаяние рыцарей креста в последнюю минуту сделало свое дело; непреодолимой силой устремились они на Саладиновы полчища и обратили их в бегство, а преследуя их, устроили страшную резню, так что даже сам Саладин едва спасся от гибели.

После этой победы южные границы можно было считать защищенными, но зато север был открыт совершенно. Поэтому крестоносцы возвели на севере, в верхнем течении Иордана, у «гроба Иакова», крепость и сосредоточили там главные свои силы.

Однако, несмотря на это, Саладин перехитрил их; он выслал вперед небольшое войско, и христиане, упоенные недавней победой, небрежно повели дело обороны, думая, что это все войско страшного врага и есть. Но в самый неожиданный момент, когда меньше всего думали об этом, сам Саладин с огромным войском напал на христиан, разбил и разогнал и овладел вновь выстроенной крепостью.

К счастью для крестоносцев, что Саладину нельзя было обращать всего своего внимания на христиан. В его планы завоеваний входили христианская и магометанская Сирия, Месопотамия, Малая Азия и Армянская Киликия. Чтобы устроить сначала эти дела, Саладин решил дать перемирие христианам, не увлекаясь первыми успехами.

Балдуин IV, боясь быть отстраненным от престола, выдал сестру Сибиллу за графа Гвидо Лузиньянского. Хоть и храбрый рыцарь был Гвидо, но в наследники королевского престола не годился, не имея на то ни дарований, ни богатства, ни веского значения среди рыцарей.

Этим поступком Балдуин IV только восстановил многих рыцарей, более достойных, против себя, Гвидо и сестры. Вообще все государственное дело шло по наклонной плоскости, и иерусалимцы давно уже подчинились бы преобладающей силе, но, как сказано выше, внимание Саладина было обращено на Северную Сирию и Месопотамию; а также и то спасло христиан от гибели, что в Галебе умер сын Нуреддина и, как всегда в таких обстоятельствах, начались мелкие междоусобицы.

Осенью 1182 года Саладин двинулся к Галебу, и по пути все крепости сдавались ему; сдался победителю в конце концов и долгожданный Галеб.

Теперь Саладин стал властителем почти всей Сирии, Месопотамии и Египта.

XV. Новые подвиги Саладина

В следующем году (1183), осенью, Саладин с большим войском вторгся в христианскую область, но отступил вскоре перед крестоносцами, подкрепленными новыми силами, – пилигримами-европейцами.

И все-таки даже в такое опасное время христиане не находили в себе мужества и самопожертвования, чтобы побороть свои себялюбивые, мелочные споры и ссоры и сплотиться, наконец, воедино.

Какое там. Вражда между многими мелкими партиями развивалась день ото дня все сильнее и сильнее. Особенно все восставали против графа Гвидо Лузиньянского, даже сама его супруга, Сибилла.

Король Балдуин IV медленно умирал, и тогда Сибилла неотступно стала убеждать его отстранить от престола Гвидо и короновать иерусалимским королем ее сына, Балдуина.

Король согласился, и Балдуин V был коронован в том же году. А так как ему было только 6 лет, то опекуном-правителем его был снова назначен Раймунд Триполисский.

Раймунд после смерти короля Балдуина IV прежде всего поспешил заключить мир с Саладином. И Саладин охотно согласился на это. У него к тому было много причин. Сильный Моссул еще не сдавался ему; единовременно вести борьбу решительную с ним и христианами было бы безрассудно; к тому же теперь крестоносцы были не опасны Саладину, и он как бы дал им временную отсрочку, за которую христиане были обязаны заплатить ему 60.000 червонцев.

Иллюстрации см. в отсканированном оригинале pdf.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *