Иезуитство что это простыми словами

Иезуитство

Блез Паскаль, французский математик, религиозный философ и приверженец янсенизма, уверенно критиковал моральный лаксизм таких иезуитов в своих знаменитых «Письмах к провинциалу». Также иезуитство находится в противоречии с официальной доктриной католической церкви.

Ссылки

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Иезуитство» в других словарях:

иезуитство — двуличность, злокозненность, лицемерность, лукавость, лукавство, коварность, лицемерие, коварство, макиавеллизм, иезуитизм, двуличие Словарь русских синонимов. иезуитство см. коварство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

ИЕЗУИТСТВО — и езуитство, езуитства, мн. нет, ср. (книжн.). Лицемерие, двуличие, беспринципность в выборе средств для достижения своих целей. Такого иезуитства от него никто не ожидал. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИЕЗУИТСТВО — ИЕЗУИТСТВО, а, ср. Лицемерие, коварное двуличие. Не ожидал от него такого иезуитства! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иезуитство — ср. 1. Поведение, поступки иезуита [иезуит II]. отт. Пребывание в таком положении, состоянии; хитрость, лицемерие, двуличие. 2. Беспринципность в выборе средств для достижения своей цели. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

иезуитство — иезуитство, иезуитства, иезуитства, иезуитств, иезуитству, иезуитствам, иезуитство, иезуитства, иезуитством, иезуитствами, иезуитстве, иезуитствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

иезуитство — иезу итство, а … Русский орфографический словарь

иезуитство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

иезуитство — см. иезуитский 2); а; ср. Не ожидал я от тебя такого иезуитства! … Словарь многих выражений

иезуитство — ИЕЗУИТСТВО1, а, ср То же, что коварство. Такого иезуитства от него никто не ожидал! ИЕЗУИТСТВО2, а, ср То же, что вероломство. Такого иезуитства от них никто не ожидал … Толковый словарь русских существительных

Источник

ИЕЗУИТСТВО

Смотреть что такое «ИЕЗУИТСТВО» в других словарях:

иезуитство — двуличность, злокозненность, лицемерность, лукавость, лукавство, коварность, лицемерие, коварство, макиавеллизм, иезуитизм, двуличие Словарь русских синонимов. иезуитство см. коварство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

Иезуитство — подход к моральным вопросам и проблемам, основанный на гибких моральных принципах и казуистике. Получил название по обществу иезуитов, которые широко употребляли подобные диалектические приёмы в богословских спорах. Иезуитство не является… … Википедия

ИЕЗУИТСТВО — ИЕЗУИТСТВО, а, ср. Лицемерие, коварное двуличие. Не ожидал от него такого иезуитства! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иезуитство — ср. 1. Поведение, поступки иезуита [иезуит II]. отт. Пребывание в таком положении, состоянии; хитрость, лицемерие, двуличие. 2. Беспринципность в выборе средств для достижения своей цели. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

иезуитство — иезуитство, иезуитства, иезуитства, иезуитств, иезуитству, иезуитствам, иезуитство, иезуитства, иезуитством, иезуитствами, иезуитстве, иезуитствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

иезуитство — иезу итство, а … Русский орфографический словарь

иезуитство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

иезуитство — см. иезуитский 2); а; ср. Не ожидал я от тебя такого иезуитства! … Словарь многих выражений

иезуитство — ИЕЗУИТСТВО1, а, ср То же, что коварство. Такого иезуитства от него никто не ожидал! ИЕЗУИТСТВО2, а, ср То же, что вероломство. Такого иезуитства от них никто не ожидал … Толковый словарь русских существительных

Источник

Иезуитство что это простыми словами. Смотреть фото Иезуитство что это простыми словами. Смотреть картинку Иезуитство что это простыми словами. Картинка про Иезуитство что это простыми словами. Фото Иезуитство что это простыми словамиuchenitsa_iya

ученица

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ.

ИЕЗУИТЫ… Католический монашеский орден «Общество Иисуса» был основан в Париже в 1534 г. испанцем И. Лойолой… С 1543 г. Ордену были дарованы исключительные привилегии: его члены получали неограниченные права в сфере проповеди, могли изменять устав в соответствии с духом времени и обстоятельствами, имели возможность заниматься торговлей и банковскими операциями

Впоследствии Ю.Ф. Самарин напишет: «C первой минуты своего появления на свет иезуитство воплотило в себе всю сущность латинства и стало на его место»…

Впервые русские встретились с иезуитами в 1582 г. в лице А. Поссевино, «один. совет и план» которого «для отклонения Юго-западной России от естественного тяготения к Москве и Византии»,- по слову Самарина,- «заставляют отнести его к числу самых заклятых врагов России». Через 23 г. после Поссевино Москва увидала иезуитов в свите Самозванца во времена Смуты и эта встреча закончилась их изгнанием

В письме к иезуиту И. Мартынову (1865 г.) Самарин подчеркивает, что в александровское время вся сила иезуитов заключалась в «духовном бессилии» высших слоев петербургского общества…
«По-видимому, все сияло благонамеренностью. а между тем, живое, народное самосознание гибло…, народный язык сделался как бы чужим, своя вера упала на степень всякой иной веры», под веротерпимостью подразумевали «вмешательство во имя безразличия всех исповеданий».

В «эту-то дряблую и рыхлую среду, безсильную духом, оторванную от народной и церковной почвы, питавшей ее вещественно и духовно, врезались иезуиты. »; никакого отпора не было: «дворянские души и. капиталы сами собою устремились в раскинутые сети. »…

Новое проникновение иезуитов в Россию под разными видами и предлогами (с «фальшивыми именами», «с поддельными паспортами»), совращение ими эмигрантов, отпрысков именитых фамилий, активизация самих иезуитов из русских с целью обращения «славян-схизматиков», побуждали наиболее дальновидных и духовно чутких русских мыслителей обратить внимание на это явление.

На Западе к тому времени об иезуитах были написаны тысячи работ.. Особо резкой критике подвергалась т. н. казуистика (своеобразная моральная наука) в интерпретации иезуитов. В России одним из первых об иезуитах высказался Ф.И. Тютчев в статье «Римский вопрос» (1850).
Ф.И. Тютчев имел немалые познания в этом вопросе, поэтому и считал орден иезуитов «верным выражением римского католичества”. “Проще сказать, он есть само католичество, но только в состоянии действия, в положении воинствующем”..

И.С. Аксаков, видя, что «фальшивый либерализм вместе с фальшивою гуманностью» был в России «в особенном ходу», выступил с предупредительной передовой статьёй, смысл которой сводился к тому, что: «Впустить в Россию орден иезуитов, это всё равно, что впустить в неё заведомо и сознательно шайку шулеров, воров и тому подобных художников, и даже не всё равно, а во сто раз хуже».

Делом автора было «узнать эту болезнь, назвать её по имени и определить её диагностику»; иными словами, он «хотел бы не пускаясь в возражения, ограничиться раскрытием тех глубоко обдуманных приёмов, посредством которых иезуитизм, проникает в совесть и мутит ее…».

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на следующее: всякие контакты России православной, царской, имперской с иезуитами заканчивались для неё трудноисчислимым ущербом и изгнанием последних из России. Активизация иезуитов в России была связана с отходом от православного понимания русской истории, ослаблением государства, усилением секуляризации и либерализма.

Источник

Иезуитство

Цель оправдывает средства. Мы исправляем порочность средства чистотою цели.

Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо,

лишь бы достигнуть цели. Не правда! не правда! С ногами,

оскверненными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм.

Под его [кобеля] почтительностью и смирением

скрывается самое иезуитское ехидство.

Иезуитство как качество личности – быть изощрённо-коварным человеком, способным тонко маскировать подлинные свои цели, склонным проявлять хитрость, двуличие, лицемерие, лукавство; склонность считать все средства дозволенными для достижения своих целей и скрывать их под личиной набожности.

Доминиканец, францисканец и иезуит за бутылочкой «каберне» жалуются друг другу, что вот отпускают они другим чужие грехи, люди могут выговориться, и им легче; а сами монахи не могут все рассказать, потому что «дойдет до начальства». И решили они поплакаться друг другу, и поклялись, что никому не расскажут того, что услышат. Францисканец: — Пью я. Нет сил удержаться. Все это не выходит наружу только потому, что я запираюсь в келье и надираюсь там один, как свинья. Я надеюсь, вы никому не проболтаетесь, иначе меня выгонят из ордена. Доминиканец: — А я азартен. Мне нельзя доверить деньги, потому что я тут же сяду на них играть. И я никак не могу этому сопротивляться. Пока все это не вышло наружу только потому, что мне везло. Я надеюсь, вы никому не проболтаетесь, иначе меня выгонят из ордена. Иезуит: — А я никак не могу справиться со своей страстью доносить…

В словаре «Малые признаки» читаем: «Иезуит. Исходное значение — член католического ордена иезуитов, основанного в 1533 Игнатием Лойолой».

Игнатий Лойола по происхождению являлся испанским аристократом, посвятившим свою молодость войне. Одни считают Игнатия Лойолу святым, а для других он является обычным религиозным фанатиком. Он сам признавался, что был «смел в ухаживаниях за женщинами, дешево ценил как свою, так и чужую жизнь». Но получив тяжелое ранение при обороне Памплоны в 1521 г., Иньиго де Лойола решил круто изменить свою жизнь. После обучения в Испании, а затем во Франции, он стал священником. Ещё во время обучения Игнатий вместе с 6-ю единомышленниками принес обеты целомудрия, нестяжания и миссионерства. Официально указанный орден был утвержден в 1540 г. Вполне возможно, что именно Лойола поспособствовал тому, что орден был организован почти по военному образцу.

Монахи-иезуиты нередко оказывались личными исповедниками европейских королей и через них умело проводили политику своего ордена. Орден иезуитов – это во многом миссионерская организация. Правда, методы проповеди, которыми пользовались иезуиты, далеки от библейских примеров. Ведь успеха в названном деле они всегда старались добиться как можно скорее. К примеру, проповедуя в Китае, иезуиты в первую очередь изучали обычаи местных жителей. Они преподносили христианство как своеобразную разновидность китайской религии. Так, иезуиты вели себя, как почитатели Конфуция. В частности, члены ордена по языческому обряду приносили жертвы Конфуцию и предкам, изречениями упомянутого философа обосновали христианство, вывешивали в храмах дощечки с надписью «Поклоняйтесь небу!». Таким же образом орден иезуитов действовал и в Индии. Проповедуя индийцам, они помнили о существовании каст. К примеру, иезуиты отвергали всякое близкое общение с париями («неприкасаемые»). Даже причащение последние получали на конце длинной палки. То, что проповедовали иезуиты, было причудливым смешением христианских и языческих верований.

Иезуиты являлись не просветителями, а гасителями разума, врагами науки, прогресса. Иезуит кардинал Беллармино возглавлял папскую инквизицию, он подписал смертный приговор Джордано Бруно и стремился отправить на костер Галилео Галилея. В папской инквизиции иезуиты вплоть до наших дней руководили книжной цензурой, составляли обязательный для верующих Индекс запрещенных книг.

Важная часть поведенческого комплекса «иезуитство» — способность оправдать свои действия высокими целями. Иезуиты полагали, что вещи сами по себе нейтральны, поэтому любую, если она не заведомо дьявольская, можно использовать ad maiorem Dei gloriam, т.е. к вящей славе Божией. Отсюда их знаменитый принцип «цель оправдывает средства». Другая часть «светской стратегии иезуитов» — необычный для монашества интерес к образованию и искусствам, посредством которых можно оказывать влияние еще более незаметное и глубокое.

Человек с иезуитскими чертами умен, хорошо понимает природу власти и мыслит системно. Он расчетлив, вероломен и обаятелен. Тонкой и убедительной аргументацией вербует сторонников и столь же тонкими интригами дискредитирует или стравливает противников. Конечно, иезуитские черты обнаруживают не только католики, но и вполне православные, и не только агенты спецслужб и депутаты парламентов, но и профессора и домохозяйки.

Иезуитство – макиавеллистично, злокозненно и лукаво. Поступить по-иезуитски – значит, изощрённо — коварно, хитро, прибегнув к любым средствам. При этом с иезуитской улыбочкой, с иезуитским ехидством и манерой говорить.

«Цель оправдывает средства» – знаменитый девиз, которому следовал орден иезуитов. Алексей Толстой в «Дон- Жуане» пишет:

И действительно, чтобы достигнуть поставленных целей, иезуиты использовали любые средства: обман, подкуп, подлог, клевета, шпионаж и даже убийство. Когда речь шла об интересах ордена, для иезуита не могло существовать никаких моральных преград. Так, многие историки уверены, что именно иезуиты подстроили убийство французского короля Генриха Наваррского. Члены ордена открыто оправдывали убийство правителя-тирана. Также иезуитам приписывают организацию так называемого Порохового заговора, произошедшего в Англии в 1605 г. Шведский король Густав-Адольф называл членов этого ордена виновниками бедствий всей Германии. Из-за своей активной деятельности иезуиты были изгнаны из Португалии, Испании, Франции и Неаполя. Поэтому неудивительно, что сейчас иезуитами часто называют лицемеров, а также хитрых и лукавых людей.

Источник

Иезуит: эволюция термина

Иезуитство что это простыми словами. Смотреть фото Иезуитство что это простыми словами. Смотреть картинку Иезуитство что это простыми словами. Картинка про Иезуитство что это простыми словами. Фото Иезуитство что это простыми словами

В словарях мы находим два значения слова «иезуит»: 1) член Общества Иисуса — монашеского Ордена, основанного святым Игнатием Лойолой; 2) хитрый, двуличный, лицемерный человек. Бесцеремонность и уверенность, с какими эти характеристики даются словарями, вводят читателя в искушение и заставляют его принять их за чистую монету, поверить им, их повторять и повсюду распространять. Лишь обращение к истокам этого слова, как и рассмотрение его эволюции и всех тех манипуляций, какие оно претерпело на протяжении истории, позволит освободить слово «иезуит» от этого культурного рабства.

Слово «иезуит» не было изобретено ни Игнатием, ни членами основанного им Общества Иисуса. Более того, оно даже не было принято к употреблению самим Обществом. Невозможно найти каких-либо следов этого слова ни в Конституциях Ордена, ни в официальных документах, принятых Обществом, начиная с его утверждения Папой Павлом III (1540) и вплоть до 1975 года. В написанных Игнатием Конституциях встречаются лишь выражения следующего типа: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества» и другие им подобные.

Даже в официальных документах Святого Престола, вплоть до наших дней, употребляются описательные выражения, как, например: «священники… монашествующие… регулярные клирики Общества Иисуса и «сыны святого Игнатия».

В начальную эпоху существования Общества народы Южной Европы по-разному именовали последователей Игнатия Лойолы. В письме, отправленном из Испании, отец Араоз утверждает: «Некоторые называют нас инигистами (от Inigo — мирское имя Игнатия Лойолы), иные — папистами, иные — апостолами, иные — театинцами или реформированными священниками». Жители Рима часто называли их «реформированными священниками» или, еще чаще, — «театинцами», смешивая их таким образом с монашеским Орденом, основанным в 1524 году Гаэтаном из Тьенны и кардиналом Джампьетро Карафа — будущим Папой Павлом IV. Португальцы называли их «апостолами» — в честь апостола Индии Франциска Ксаверия.

Когда «сотоварищи Иисуса» прибыли в Австрию и Германию, их стали называть здесь «иезуитами». 30 декабря 1544 года Петр Канизий в письме, отправленном из Кельна в Рим о. Фавру пишет: «…что касается нас, я могу тебе сказать, что здесь нас называют иезуитами» (Braunsberger, B. P. Canisii S. J. Episn. et acta. Vol. I, p. 112). Через год он возвращается к этой теме и утверждает: «Мы продолжаем успешно развивать деятельность нашего Института, несмотря на зависть и поношение со стороны некоторых, которые даже обзывают нас иезуитами» (Braunsberger, B. P. Canisii S. J. Episn. et acta. Vol. I, p. 144). Это было весьма оскорбительно. По прошествии двух столетий слово «иезуит» приняло смысл, далеко отстоящий от значения, которое оно имело изначально и которое получило от картезианца Людольфа Саксонского (см. его известный труд: Vita Domini Nostri Jesu Christi — ex quatuor Evangeliis et approbatis ab Ecclesia Catholica Doctoribus Sedule Collecta). В его книге, появившейся в Германии около 1350 года, то есть за 190 лет до основания и официального утверждения Общества Иисуса, в главе Х первого тома (с. 28) мы читаем: «Согласно Августину… имя Иисус есть имя личное, но слово Христос есть имя нарицательное и священное; имя Христос есть имя благодати, тогда как имя Иисус есть имя славы. Следовательно, если через крещальную благодать мы зовемся христианами, то в небесной славе мы будем называться — самим Иисусом — иезуитами, то есть спасенными во имя Его». Итак, в тексте, где впервые упоминается слово «иезуит», слово это обладает особенно положительным и воодушевляющим значением.

Первое издание этой книги было осуществлено в 1474 году в Страсбурге. После этого книга была переиздана 400 раз; она часто издавалась в XV и XVI веке на разных языках: французском, каталонском (Валенсия, 1495), кастильском (Алкала, 1502), португальском (Лисбон, 1495) и т. д. К тому же эта книга получила достаточно широкое распространение еще до изобретения книгопечатания, особенно среди священников, для которых она была драгоценным источником духовных назиданий и размышлений. Такое широкое и быстрое распростране

ние книги заставляет полагать, что слово «иезуит» было известно в Европе задолго до основания Общества Иисуса. Если святой Игнатий читал «Vita Christi» — об этом мы имеем его собственное свидетельство (см. «Автобиография, № 5 — когда он находился на излечении в Лойоле) — то, вероятно, слово «иезуит» не ускользнуло от его внимания. Не исключено, что во время своего пребывания в Париже он заметил, что слово «иезуит» обладает ироническим и отрицательным значением. Действительно, слово «иезуит» часто употреблялось в эту эпоху как синоним слов «лицемер» и «фарисей».

В Италии, где в XIV и XV веках широкое распространение получило почитание имени Иисуса, народ давал имя «Gesuati» (Jesuites) членам Ордена «апостолических клириков Святого Иеронима» (основан в 1360 году Блаженным Джованни Коломбини), ибо члены этого Ордена, приветствуя друг друга, произносили фразу «Будь славен Иисус Христос», этими же словами они начинали и заканчивали свои проповеди. По причине своей краткости и удобности (так оно непосредственно указывало на принадлежность к Ордену) наименование Jesuates было сразу же принято общественным мнением, которое никогда не вкладывало в него какого-либо отрицательного или кощунственного смысла. Лишь иногда гуманисты той эпохи наделяли это наименование духом тонкой иронии.

В 1427 году святой Бернардин Сиенский был обвинен в ереси за то, что с великим рвением и пышностью насаждал и распространял культ и монограмму имени Иисуса во всех городах, куда он приходил проповедовать. Насаждаемое им благочестие казалось очень многим каким-то дерзким и недозволенным новшеством. Великий гуманист Поджио Браккиолини, апостолический писатель Римской Курии, жаловался на Jesuiete (иезуитство) Бернардина, к которому очень многие римские монахи относились как к еретику и идолопоклоннику. Предъявленные Бернардину обвинения были отданы на рассмотрение Папе Мартину V. Дело завершилось скорым и блистательным оправданием Бернардина. Верховный Понтифик Дал ему право и попросил его проповедовать и распространять почитание имени Иисуса, как и прежде вознося хоругвь с монограммой IHS (Pastor L. Storia dei Papi. Vol. I, p. 215).

Семантическая эволюция термина «иезуит» в период, предшествующий созданию Общества Иисуса, неудивительна и вполне нормальна. Естественным образом семантическая эволюция слов отражает эволюцию человеческого поведения. Однако семантическая эволюция термина «иезуит» после образования Общества Иисуса носит совершенно иной характер. Общее рассмотрение того исторического периода на протяжении которого происходила эта эволюция, почти заставляет полагать, что она была продумана, к ней стремились, ее программировали и поддерживали с величайшей настойчивостью. При этом в ее основу неизменно укладывались три следующие требования: 1) употреблять слова «иезуит» — «иезуиты» исключительно для обозначения одного или нескольких членов Общества Иисуса; 2) приписывать иезуитам разнообразные злодеяния; 3) сделать слово «иезуит» синонимом коварства и лицемерия, следовательно — бесчестности.

Как бы то ни было, даже если эволюция термина «иезуит» и не была запрограммирована, ее действительно поощряли и «задействовали» чрезвычайно успешно. Ее выпестовали прежде всего: протестантская Германия, галликанская Франция, янсенисты и иллюминаты и отчасти Англия. Порожденный всем этим антииезуитизм распространился по всей Европе и привел к упразднению Общества Иисуса.

После исчезновения иезуитов антииезуитизм успокоился, но сразу же воспрянул, как только Орден был восстановлен, и вызвал многочисленные иезуитофобские манифестации во Франции, Испании и Германии. Годы шли, времена менялись. Постепенно антииезуитизм потерял свою остроту, однако словари продолжают твердить, что слово «иезуит» означает: «член Общества Иисуса и хитрый, коварный и лицемерный человек».

Антииезуитизм прилагал усилия к тому, чтобы отождествить термин «иезуит» с позором, бесчестием. В то же время католики заметили, что слово «иезуит» — в силу присущей ему краткости, лаконичности и свойственного ему этимологического значения — есть лучшая замена для двух объемных выражений: «сотоварищ Иисуса» и «член Общества Иисуса».

Укоренение термина «иезуит» в качестве специального термина, обозначающего того, кто принадлежит новому, основанному Игнатием Лойолой, Ордену, произошло чрезвычайно быстро. Создается впечатление, что употребление этого термина было разрешено и поддержано Тридентским Собором; и хотя он не пользовался им в своих постановления, тем не менее употреблял его в ходе своих работ. Действительно, Деяния Собора свидетельствуют о том, что соборные отцы обычно называли «иезуитами» членов Общества Иисуса. Отца Диего Лаинеса именовали «генералом иезуитов». В Деяниях также содержится фраза Jesuitae fovendi sunt (следует поощрять, поддерживать иезуитов); Лиджи Фирмано, помощник Магистра соборных церемоний, в своей дневниковой записи, где говорит о распределении мест на соборном заседании 21 августа, употребляет выражения: Generali Jesuitarum Ordinem и Religionem Jesuitarum.

Быстрое и широкое распространение слова «иезуит» в католическом мире не было ни поддержано, ни осуждено Обществом Иисуса. По-прежнему иезуитам давалась рекомендация избегать употребления этого слова, но Общество Иисуса признало, что для католического мира слово «иезуит» есть не что иное, как верное и наиболее лаконичное истолкование выражений «Сотоварищество Иисуса» и «сотоварищ Иисуса» и, следовательно, заслуживает уважения.

В связи с этим небесполезно процитировать принадлежащие отцу Юлию Негроне «Толкования общих правил», первое издание которых восходит к 1613 году: «Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им — ни в официальном, ни в частном порядке… Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы — сотоварищи Иисуса… Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» (Negronius Julius. Regulae Communes. Tomus I, p. 338-341. Cracoviae, 1913). Однако постепенно слово «иезуит» вошло в быт и широко распространилось во всех католических кругах — мирских и церковных. Это принудило Общество примениться к духу времени. Таким образом, термин «иезуит» стал применяться внутри Ордена, но исключительно в частном порядке. Оно появилось в официальных документах лишь несколько лет назад, когда священники и монашествующие испытали необходимость вновь обрести и углубить свою духовную самобытность.

Первое официальное употребление слова «иезуит» восходит к тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в 1975 году — 435 лет спустя после основания Общества Иисуса. В одном из постановлений этого собрания (№ 2, 1) мы читаем: «Что значит быть иезуитом? — Осознать, несмотря на свою греховность, что ты призван стать сотоварищем Иисуса, каким был Игнатий, Игнатий, который умолил Деву Марию «утвердить его с Ее Сыном» и который узрел тогда Самого Отца, Который попросил Иисуса, обремененного крестом, взять с собой этого странника».

«Психологический барьер» был преодолен, и на тридцать третьей Генеральной Конгрегации в 1983 году, также без каких-либо колебаний было официально употреблено слово «иезуит»: «Генеральная Конгрегация настойчиво просит всех иезуитов прилагать все усилия к тому, чтобы с еще большей полнотой соединять — как в личном, так и в общинном плане — духовную жизнь и апостольское служение» (Постановление 1,11).

(Ф. Фарузи, Иезуит: семантическая эволюция этого слова, Символ №26, Декабрь 1991, стр. 207-211)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *