Игра что где находится по математике средняя группа
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Валентина Яхонтова
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
1. Дидактическая игра: «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
2. Дидактическая игра: «Лото»
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Оборудование. карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
3. Дидактическая игра: «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Оборудование: 4 обруча, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники по количеству детей, бубен.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
4. Дидактическая игра: «Отгадай»
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование. мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку… Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор… В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
1. Дидактическая игра: «Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Оборудование. яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Оборудование: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи! » Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
3. Дидактическая игра: » У кого хвост длиннее? «
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий.
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
4. Дидактическая игра: «Кто скорее свернет ленту»
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
5. Дидактическая игра «Сравни дорожки»
Оборудование: Дорожки (полоски) разной ширины.
Цель: Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
Содержание: Педагог предлагает сравнить дорожки разными способами (приложением, наложением, разложить в порядке увеличения ширины, уменьшения.
Ориентировка в пространстве
1. Дидактическая игра: «Кто где»
Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.
2. Дидактическая игра: «Бегите к цифре»
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.
3. Дидактическая игра: «Лифт»
Цель: закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)
Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
4. Дидактическая игра: «Три шага»
Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Содержание: Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
5. Дидактическая игра «Что где находится? «
Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя «впереди», «сзади», «перед», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.
6. Дидактическая игра «Футбольное поле»
Оборудование: листы бумаги и маленькие круги по количеству детей.
Содержание: Детям предлагается поиграть в футбол на бумаге. По заданию педагога круг («мяч») выкладывается в определенное место листа («поля») : верхний левый угол, нижний правый угол, середина «поля» и т. д.
Ориентировка во времени
1. Дидактическая игра: «Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Оборудование. картинки по временам года.
Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
2. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»
Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.
3. Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»
Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.
4. Дидактическая игра: «Светофор»
Цель: закреплять представления детей о временах года.
Содержание: Педагог говорит, например, «Кончилось лето, наступила весна». Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.
5. Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
6. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как «вчера», «сегодня», «завтра»
Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: «Мы лепили. когда». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос «когда? «
Мы пойдем гулять в парк. (сегодня)
Мы навещали бабушку. (вчера)
Мы будем читать книгу. (завтра)
Дидактическая игра «Что изменилось? «
Цель: развить внимание и память детей.
Содержание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
Игра «Умные карточки» для занятий с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений Формирование элементарных математических представлений является одним из самых важных предмтов в подготовке детей к школьной программе.
Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.
Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».
Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Месяц: Сентябрь Неделя: I и II Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Мониторинг» Месяц: Сентябрь Неделя: III Непосредственно.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Поможем Незнайке» «Поможем Незнайке» Мотивация: Незнайка просит помощи у ребят: научить отгадывать его математические загадки Цель: Формирование первичных.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: продолжаем формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Задачи: продолжаем.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Весёлое путешествие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Веселое.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: способствовать формированию.
Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе детского сада
Евгения Синотова
Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе детского сада
Картотека дидактических игр (средняя группа) по ФЭМП в детском саду.
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине,обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, большой, маленький.
Цель: закрепить умение различать и называть плоские геометрические фигуры.
На столе у детей круги квадраты, разделенные на две части. Воспитатель предлагает детям помочь ей собрать фигуры, используя для этого картинки с контурным изображением кругов квадратов. Затем проверяет правильность выполнения задания и выясняет название фигур.
У детей на столе по 5 кубов и 4 призмы. Воспитатель просит помочь построить домик. Она спрашивает, что понадобится для строительства домика? Какие фигуры есть на столе? (Предлагает рассмотреть все кубы в ряд) Что нужно положить на кубы, что бы получился дом? (Крышу)
Дети находят фигуры, похожие на крышу, достраивают дома.
Цель: упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник)
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, что бы проверять ответы.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
На полу лежат круг, квадрат, треугольник (большого размера).
Дети беру с подноса по одной геометрической фигуре, и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по игровой комнате,по второму сигналу находят свои домики: те, у кого круг в руках, бегут к кругу, те, у кого квадрат к квадрату и т. д. Когда дети разберут свои места, воспитатель просит обосновать свой выбор.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
Цель: закрепить знания детей геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, и основных цветов.
Цель: научить ребенка сопоставлять предметы и их части, развивать наблюдательность и зрительное восприятие.
Взять карточки, при помощи них можно попросить ребенка найти часть от предмета, спросить какую часть забыл дорисовать художник, если игроков несколько можно устроить соревнования.
Разложи предметы по форме
Цель: закрепить знания ребенка о цилиндре и других геометрических фигурах
На столе расставлены предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка. Воспитатель уточняет название предметов и предлагает разделить их на две группы по форме
После выполнения задания, воспитатель просит ребят назвать, какие предметы имеют круглую форму и подобрать соответствующие геометрические фигуры. Воспитатель обращает внимание на цилиндр, даёт ему название и объясняет, что цилиндр похож на валик. Дети вместе с воспитателям ищут сходство и различие между шаром и цилиндром.
Цель: научить ребенка подбирать предмет из определенной группы.
Разложить все карточки изображением вверх в удобном для всех игроков месте. Ведущий выкладывает три карточки одной тематической группы. Игроки должны определить, что это за группа, и среди карточек, лежащих на столе, найти четверную, так же относящуюся к этой группе.
Цель: упражнять в сравнивании предметов по величине.
Для игры необходимо подготовить набор геометрических фигур, разных по величине (большие и маленькие) и цвету
Воспитатель дает разные задания.
Найди два красных круга.
Выбери все фигуры одинакового цвета
Найди все одинаковые треугольники и т. д.
Цель: учить детей сравнивать множества.
Воспитатель показывает картинку. Настала пара собирать урожай. Гномик хочет узнать,чего у него больше выросло в саду: груш или яблок? Подскажите ему,чего больше: груш на грушевом дереве или яблонь на яблоне? На сколько? Считайте, сколько груш и сколько яблок упало на землю.
Цель: учить называть числительные от 1 до 5
Цель: упражняться в счете.
У детей по картинки с разным количеством предметов.
Воспитатель хлопает в ладоши, дети должны поднять картинку с таким количеством предметов сколько раз хлопнул воспитатель. Ребенок должен объяснить, почему он поднял такую картинку.
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета
Дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Цель: научить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Для игры необходимо подготовить два больших круга или обруча и набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает взять по одной цифре из набора и поместить в любой из кругов. Пусть дети сравнят, в каком круге получилось больше фигур, а в каком меньше. Посоветовать ребятам сделать так, что бы количество фигур стало одинаково в обоих кругах. Затем дети закрывает глаза, и воспитатель убирает одну из фигур. Открыв глаза дети должны понять, что изменилось.
Цель: упражняться в счете в пределах 2
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два, а что по одному.
Ориентировка во времени
Цель:учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:
— Когда петушок раньше всех встаёт?
— Когда дети играют на улице? И т. п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро (день, показывает свою картинку и говор
Цель: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
— Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. И т. д.
Цель: Закрепить представление о временах суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
— Что дети делают ночью дома?
— Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
Ориентировка в пространстве
Цель: закрепить ориентировку на листке
Где звенит колокольчик
Цель:развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (спереди, сзади, слева, вверху, внизу, Ребенок называет направление, где звенел, колокольчики в случае правильного ответа может стать ведущим.
Цель: учить сравнивать предметы по высоте
Ведущий встает в круг и начинает е очень высоко бросать мяч вверх и ловить его. Играющие дают ему задание «брось выше». Потом говорят ниже и т. д.
Угадай что изменилось.
Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить их порядок расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.
Цель: усовершенствование слов далеко и близко
На ковре разложены шнур:2 близко друг к другу и два далеко друг от друга. Воспитатель спрашивает у детей,как расположены шнуры, и предлагает через них перепрыгнуть. Затем выясняет у ребят, далеко или близко они прыгнули.
Перечень методической литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. И. А. Пономарева, В. А.Позона Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа(4-5 лет)
3. Д. Денисова, Ю. Дорожнин. Математика для малышей (рабочая тетрадь):средняя группа.
4. В. П. Новикова. Математика в детском саду: Средняя группа.
5. З. А.Михайлова Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада
6. А. И. Сорокиа Дидактические игры в детском саду.
Подготовила : Синотова Евгения Евгеньевна
Картотека дидактических игр для детского сада с игровым набором «Пертр» Игровой набор№1 «Конструктор» «Пройди по дорожке 1» Цель: Развитие пространственных представлений, содружественных движений глаз и рук,.
Картотека дидактических игр по ФЭМП у детей 3–7 лет Картотека дидактических игр по развитию количественных представлений у детей 2-4 лет. Название игры: «Сбор урожая» (2 группа раннего развития).
Картотека дидактических игр по ФЭМП согласно ФГОС «Подбери фигуру» №1 Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. Материал: у.
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12. Содержание. В. раскладывает.
Картотека игр с мячом для детей в средней группе детского сада Уважаемые коллеги! 10 августа – День мяча на МААМ! В связи с этим событием хочу поделиться с Вами Картотекой игр с мячом для детей в средней.
Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада Картотека подвижных игр по сезонам в средней группе детского сада Подвижные игры для проведения осенью. «Кто скорее соберет?» Цель: учить.
Картотека прогулок «Весна» для младшей, средней группы детского сада Картотека прогулок «Весна» для младшей, средней группы детского сада Март Прогулка 1 Наблюдение за снегом – продолжать знакомить детей.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе детского сада по ФГОС Конспект открытого занятия по математике в средней группе № 4 детского сада №18 «Светлячок» по ФГОС Цель: закрепление знаний детей о количественном.
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и аппликации в средней группе детского сада «Паровозик из Ромашково» Цель. Формирование элементарных математических представление у детей посредством игровых ситуаций. Выявить уровень знаний, умений и навыков.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада «Путешествие по сказке «Маша и медведь» Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Тема: Путешествие по сказке «Маша и медведь».