Игра на понижение что написано в конце
Смысл фильма «Игра на понижение» The Big Short
Фильм «Игра на понижение» (2015) режиссера Адама Маккея – экранное воплощение одноимённой книги The Big Short писателя и финансового публициста Майкла Льюиса. Жанр картины можно охарактеризовать как своеобразный микс финансового фильма-катастрофы и эксцентричной трагикомедии. События, которые очевидцы назвали «концом капитализма» и «преддверьем средневековья», описываются с позиций нескольких человек, поставивших огромные деньги на обвал американской экономики и выигравшим «марш» в финансовом казино. При этом далеко за кадром остаются и палаточные города разорившихся американцев, и неисчислимые безымянные жертвы экономического кризиса.
Сюжет фильма
Нью-Йорк. 2005 год. Финансовый менеджер Майкл Бьюрри, чудаковатый несуразный персонаж с монокулярным зрением и вечно звенящей в плеере музыкой металл-группы, заскучал в своей конторе и решил прошерстить тысячи ипотечных историй, которые раньше никого не интересовали. Изучив информацию обо всех кредитах, которыми обеспечены низкокачественные ипотечные облигации, он увидел, что число «токсичных» кредитов растёт. Деньги на жилищное строительство щедро выдаются нищебродам, которые не в состоянии их вернуть, а платят только проценты. При таком положении дел обвал рынка недвижимости неминуем. Мгновенно сообразив, что на этом можно неплохо заработать, Майкл страхует деньги своих клиентов (около 1 млрд долларов) через дефолтные свопы. Он скупает облигации, подкрепляющие долговые обязательства, на огромные суммы. Сделка CDS – рискованная. В случае роста цены на продукт страхует банки от невыплат и разоряет покупателя. Падение цены на ипотечные ценные бумаги принесёт ему баснословную прибыль.
Банкиры уверены, что заключают выгодную сделку: Бьюрри до конца жизни будет платить им premiums, поскольку рынок недвижимости стабилен. А некоторые проницательные финансовые аналитики догадываются, что эта странная активность Бьюрри имеет обоснование. Они разрабатывают свои схемы участия в игре против банков на понижение курса ИЦБ.
Главный трейдер одного из транснациональных банков Джаред Веннет заручается поддержкой инвестора – главы небольшого хедж-фонда, нервного и депрессующего в связи с самоубийством брата Марка Баума. На примере игры в «башню Дженга» Веннет демонстрирует ему, что облигации класса BBB превратятся в проблемные, как только 16% заёмщиков из ипотечного пула не выплатят долги. Баум убеждается в неизбежности дефолта, поговорив с теми, кто выдаёт займы. Они ничуть не озабочены платёжеспособностью клиентов и раздают кредиты пачками, чтобы потом перепродать их банкам.
Почуяв, что «в мутной воде легко выловить рыбку», в игру вступают амбициозные новички на фондовом рынке Джейми и Чарли. Молодые инвесторы-самоучки отправляются на ежегодную конференцию по низкокачественным бумагам. Общаясь с её участниками они обнаруживают, что никто не подозревает о грядущем кризисе. А значит, конкурентов нет, и можно смело вкладываться в свопы. В компаньоны приглашают отошедшего от дел высококвалифицированного банковского специалиста Бена Рикерта.
Два года компания, вступившая в «игру на понижение» ждёт, когда можно будет избавиться от своих свопов с большой выгодой. Они смогут зашортить сделки, как только облигации ипотечных займов максимально упадут в цене. Догадки и расчеты Бьюрри и Баума оказываются верными: в 2007-м действующая бизнес-модель терпит фиаско. «Мыльный пузырь» американского рынка недвижимости лопается, начинается обвал курса ценных бумаг. На гребне кризиса персонажи картины один за одним с лихвой возвращают вложения.
Финал истории
Для героев «Игры на понижение» экранная история закончилась «хэппи-эндом».
Смысл фильма в том, что по своей глубинной сути для главных героев обогащение на обвале американского рынка недвижимости – это пиррова победа. Они выигрывают миллионы, но проигрывают страну: миллионы соотечественников теряют работу и жильё. В финале, который разворачивается в опустевших помещениях на Уолл-стрит, члены биржи NYSE в слезах и гневе освобождают свои рабочие места.
В послетитровых кадрах мелькают довольные лица разбогатевших на «мыльном пузыре» банкиров и торговцев недвижимостью, в том числе больше всех заработавшего на кризисе миллиардера Джона Полсона. Главные персонажи фильма – всего лишь второстепенные финансисты, которые нажились на кризисе не потому, что сделали верную ставку в финансовом казино. А потому что крупные игроки тоже поставили против собственных учреждений, и им нужно было признать крах, чтобы зафиксировать свою личную прибыль.
Америка даже после эпохального кризиса продолжает идти на поводу у тех, кто её грабит. История никого ничему не учит – и то, что однажды случилось как трагедия, неизбежно повторяется в виде фарса.
drugoe_kino
ДРУГОЕ КИНО
Смотрим. Пишем. Обсуждаем.
Когда речь идет о прибыли, совесть у многих молчит. А уж если речь об огромных деньгах.
Недавно я посмотрел в кинотеатре фильм «Игра на понижение». Потом купил DVD и посмотрел ещё два раза, чтобы разобраться в проблеме. В фильме документально показано, как воротилы финансового бизнеса на Уолл-стрит мошенническим образом проворачивают свои финансовые авантюры и в конечном итоге грабят простых людей.
«Я раб прибыли! – говорит один из предпринимателей. – Я всегда ищу только прибыль где бы то ни было».
Фильм «Игра на понижение» об истории возникновения экономического кризиса 2008 года, связанного с ипотечным кредитованием в США.
Несколько независимых специалистов разглядели в росте биржевых спекуляций будущий обвал рынка недвижимости. Они приобрели кредитные дефолтные свопы более чем на миллиард долларов и стали ждать, когда рынок ипотеки обрушится и свопы вырастут в цене.
Кредитный дефолтный своп – это рыночный дериватив, страхующий от дефолта по долгам. В случае дефолта прибыль по кредитным дефолтным свопам составляет 10:1, а может доходить до 200:1.
«Ипотека – это тот основной принцип, на котором держится экономика страны», – уверяли специалисты. – «Этот рынок надёжен как скала».
В 1977 году Льюис Раньери придумал выпускать ипотечные облигации под залог ипотечных кредитов. Это он ввёл понятие «секьюритизация». Секьюритизация используется для выпуска ценных бумаг под залог будущих поступлений от различных активов, прежде всего от оплаты кредитов по ипотеке.
Ипотечные облигации казались слишком стабильными, на них не было опционов и страхования. Почему? Потому что ипотечные облигации обеспечиваются ипотечными кредитами. А ипотеку платят все – ведь в залоге твоё жилище.
Предприимчивые люди брали по несколько ипотечных кредитов, покупали дома и сдавали их в аренду или перепродавали. Но так не могло продолжаться вечно.
Ипотечные облигации Льюиса Раньери были потрясающе доходными для больших банков. Они имели 2% с каждой проданной облигации. Когда обеспечивающих кредитов стало мало, банки придумали субстандартные с плавающей ставкой (увеличивающейся). В 2007 году большинство из плавающих ставок вступили в силу и люди не смогли выплачивать ипотечные кредиты, ипотечные облигации обесценились.
Основатель хедж-фонда в рамках банка «Морган Стэнли» понял, что весь рынок жилой недвижимости держится на невозвратных кредитах. Рынок ипотечных облигаций превышал сам рынок ипотеки в 20 раз! Это был «пузырь», который неминуемо должен был лопнуть.
Умные ребята поняли, что вся экономика базируется на гигантской лжи, а рейтинговые агентства просто торгуют рейтингами. Ребята пытались подать в суд, но их только высмеяли. Тогда они обратились к своему другу по колледжу, который работал в журнале «The Wall Street Journal». Но он отказался помочь разоблачить банкиров, сославшись на то, что у него жена и ребёнок.
Банки мухлевали, нарушая все законы рыночной экономики. Из непроданных неликвидных облигаций банкиры создавали новые «синтетические» облигации (CDO), а рейтинговые агентства за плату присваивали таким CDO наивысший рейтинг ААА.
Банкиры понимали, что выпущенные CDО ничего не стоят, но скрывали это и сознательно завышали их цену.
Проще говоря: куда девают супермаркеты непроданные продукты? Они готовят из них кулинарию и продают как новый готовый продукт.
Такое впечатление, что жадная финансовая олигархия просто не знает что делать с огромным количеством напечатанных и ничем не обеспеченных денег и ценных бумаг, и придумывает всё новые и новые мошеннические схемы.
Банкиры уверены, что в условиях кризиса их спасёт правительство за счёт налогоплательщиков. Ведь против банков могут играть «иностранные агенты»…
В детстве я очень любил мультфильм «Золотая антилопа». Особенно тот момент, когда раджа и его слуги гоняются за золотом антилопы и требуют «ещё, дай ещё», а после слов «довольно, помогите, спасите» золото превращается в черепки.
«Ненавижу банки. Для них люди – цифры!» – говорит один из героев фильма «Игра на понижение».
В результате кризиса 2008 года 5 триллионов долларов оказались потеряны.
6 миллионов американцев потеряли свои дома.
8 миллионов человек потеряли работу.
Когда безработица вырастает на 1 процент, 40 тысяч человек умирает.
То, что случилось в США в 2008 году, происходит в России сейчас. В стране 18 тысяч валютных ипотечников. У 2 из 18 тысяч ситуация по-настоящему тяжёлая — им нечего терять, кроме своих квартир.
Взяв ипотечные кредиты в валюте, люди думали сэкономить, а в результате обвала рубля, разорились.
Кто несёт ответственность за это? Правительство говорит – что сами люди, взявшие кредит в валюты; люди говорят – виновато правительство, допустившее изменение курса рубля.
«В 2007 году наши горячо любимые власти заявляли о росте, о стабильности. Вот мы и поверили в надёжность экономики», — говорил заёмщик Сергей на пикете возле отделения банка «Уралсиб».
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, мы незаметно стали рабами финансовой элиты. Они устроили систему, благодаря которой эксплуатируют людей. Большинство сегодня работает на то, чтобы оплатить банковские займы, то есть шикарную жизнь банкиров, жирующих на ростовщический процент.
Наши системообразующие банки предлагают кредиты под 17% и более. Это грабёж среди бела дня!
Мы живём в паразитной экономике, где паразитами является финансовая элита, живущая за наш счёт.
Когда вы берёте в банке кредит, вы получаете цифры на счету и платите проценты за деньги, которые никогда не существовали и не будут существовать.
Банки выдают кредиты на сумму в 9 раз превышающую то, что хранится в их сейфах. Это так называемое кредитование с частичным резервированием.
Зарабатывают банкиры на том, что дают ваши деньги, положенные в банк, в кредит другим людям.
Узкая группа банкиров получает реальную информацию о положении дел в экономике. Это даёт им возможность печатать деньги так, чтобы обеспечить свои интересы и обокрасть других.
Никто не откажется добровольно от возможности бесконтрольно печатать деньги, ведь это неограниченная власть!
«Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы». (Барон Майер Амшель Ротшильд).
«Кто контролирует деньги, контролирует мир». (Генри Киссинджер, 1973 год).
«Великая депрессия» 30-х годов прошлого века в США началась после того, как крупные банкиры отозвали свои деньги с рынка акций. А когда рынок рухнул, они дёшево скупили акции, стоившие раньше больших денег.
Кризис 2008 года тоже создали банкиры, они же на нём и нажились, да ещё получили помощь от правительства. В 2008 году мы стали свидетелями самого масштабного выпуска «фальшивых» денег в истории.
Схема обкрадывания населения простая и давно обкатанная. Это так называемые «бизнес-циклы». Банкиры выдают кредиты, зная, что заёмщики не смогут вернуть кредиты вследствие разорения. Сначала закидывают удочку, выпуская огромное количество денег и выдавая кредиты под низкий процент. Потом они натягивают леску и выводят деньги из обращения. Проценты за кредит вырастают. Теперь часть доходов направляется не на расширение бизнеса и покупки, а на оплату процентов по кредитам. Те, кто не может оплатить кредиты, объявляются банкротами. Купленное ими за большие деньги имущество продаётся банкам за гроши.
Точно так же даются кредиты странам, чтобы их обанкротить и в дальнейшем подчинить. Международный валютный фонд даёт кредиты, а потом требует от стран-должников расплачиваться их суверенитетом.
Для создания экономических кризисов используются иностранные инвестиции. В нужный момент деньги изымаются из банков и с рынка акций, что провоцирует обвал национальной валюты. В России так было в 1998 году. Под шумок экономического кризиса развязываются войны.
Миром правит не тот, кто печатает деньги, а тот, кто контролирует энергию и её распределение. Управление ценами на нефть рассматривается как средство экономической войны против своих недругов и конкурентов.
Цена на нефть формируется не на бирже, не объёмом производства, а геополитикой. Не рыночная экономика, а замыслы политиков определяют, какой будет цена на нефть. Как договорятся правители, так и будут играть биржевые брокеры: на повышение или на понижение.
Сейчас биржевые роботы запрограммировано играют на понижение.
Там, где начинается бизнес, заканчивается нравственность.
Карл Маркс в работе «Капитал» приводит цитату английского публициста XIX века T. Дж. Даннинга. «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
«Существуют законы писаные и неписаные: у кого деньги, у того и власть. А кодексы — это так. для ботвы. Таких миллионеров сажают только чтобы попугать, чтобы, значит, делились. Они государству нужны. Это мы ничего не значим, а эти откупятся. Нет у тебя денег, ну и будешь сидеть. Никто даже не заметит и не побеспокоится. А этого, наверное, в привилегированную камеру, с телевизором и холодильником. Бьюсь об заклад, его на третий день выпустят. Это же одна банда! Одни захватили власть государственную и стали авторитетными политиками, ну а другие — авторитеты криминальные. Они просто поделили сферы влияния. Те, что у власти, сотрудничают с криминалом, это всем известно. Одна мафия!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Блог В. Мейлицева
Про кино: «Игра на понижение»
Всё собирался написать, откладывал. Попробую сейчас.
Недели три назад посмотрел фильм «Игра на понижение». Каких-то мелочей по ходу дела не понял, всё-таки финансы, финансовые инструменты – сосем непривычная для меня область. Никогда этому не учился, да и большинства из тех прибамбасов в этой области, которых сейчас наизобретали, ещё и не было в те годы, когда я учился.
Так вот, какие-то мелочи я недопонял, но главное понял отлично. И это главное как минимум не менее страшно, чем то, о чём года два назад рассказал Леонтьев в фильме «Большая американская дырка». Можно даже рассматривать «Игру» на некоторой её продолжительности как некое частное добавление к фильму Леонтьева. А дальше идёт короткое, но крайне важное продолжением – дополнительный смысл.
Реклама «Игры на понижение» построена на том, что этот фильм, мол, рассказывает, что были люди, которые предвидели финансовый крах 2008 года. Что они пытались донести своё знание до серьёзных деятелей финансового рынка, но их не стали слушать. На самом деле в фильме главное не это. Кстати, сделана картина хорошо: слои смысла раскрываются один за другим, причём в нарастающем ритме. Так что вот эта тема – предупреждали, но их не слушали – и кажется, наверное, многим главной в фильме. Потому что сюжетная напряжённость порождается именно ею, и она, начавшись с началом фильма, по времени занимает бОльшую его часть.
Через некоторое время на фоне первой начинается вторая тема: объяснение финансового механизма, который сделал возможным крах. Это было самое трудное в фильме; я уже сказал, что я не все детали уловил, осадил в сознании – а я старался, напряжённо старался всё понимать. Но очень уж всё было быстро. Оно, в общем, понятно: сказать надо было много, потому что эта система финансовых инструментов, взаимоотношений действительно сложна и, важно, далека от сферы деятельности подавляющего большинства людей.
Первая тема – о том, как устроен современный мир финансов. Вот, например, завод, который стоит миллион долларов. Миллион этот, физически заключающийся в реальных сооружениях, реальном оборудовании, реальных складских запасах и т.п., с финансовой точки зрения оформлен как некое количество акций, обращающихся на свободном рынке. Часть этих акций покупает некий фонд, наряду с другими акциями других реальных заводов. А другую часть – другой фонд. Пока всё в порядке: сколько акций, столько и реальных физических активов, в них содержащихся.
Но потом этот фонд сам выпускает акции – а как же, у него тоже есть активы – эти самые акции. А кто-то ещё покупает акции этого фонда и ещё многих других, а потом… и так далее. А там ещё кредиты, страховки и чёрт его знает что ещё, что вам расскажет специалист, а я не расскажу. И получается, что разных бумажек, обозначающих деньги и приносящих доход, во много раз больше, чем реальных физических активов в этом мире.
Таким образом, первая тема показывает нам тот механизм, который гарантирует крах всей финансовой системы в случае неприятностей в какой-то её части. Кроме того, она также показывает, сколько паразитов живёт, и неплохо живёт, питаясь с того завода – то есть с реального, производящего сектора экономики; но это другой разговор.
Вторая тема непосредственно относится к финансовому кризису 2008 года, который, напомню, начался с краха американского ипотечного кредитования. Когда люди, взявшие кредиты на жильё, массово потеряли платёжеспособность. Последняя легко понимаемая интрига фильма (разумеется, я говорю о своём уровне способности понимать) – это когда герои выясняют, что таких вот неплательщиков на самом деле очень много. Рынок жилья потерял платёжеспособность, а банки продолжают выдавать ипотечные кредиты.
Тут, по моей систематике, начинается третья тема. Она звучит в фильме громко – хотя бы потому, что герои говорят соответствующие фразы весьма громко, с надрывом и выпучиванием глаз. Герои тщатся рассказать о своём открытии начальству – оно им не верит, ведь все вокруг, самые китовые акулы рынка, совершенно спокойны. Тогда они предпринимают выяснение: кто-нибудь вообще об этом знает?! Те, кто выдаёт кредиты – знают ли они об этом?! И выясняют: кредиты выдаются вовсе не по незнанию! Банкиры знают, но им на это наплевать. Наращивание объёма выданных кредитов – это по законам бухгалтерии означает наращивание активов: так называемая кредиторская задолженность – когда вам должны – по правилам бухгалтерского учёта записывается в актив. А под выросшие активы можно выпускать новые акции, брать новые кредиты – богатеть. И банкирам наплевать, они богатеют.
Тема четвёртая и последняя. Герои уверены, что вся эта бандитская братия, которая сознательно вела экономику к кризису, будет наказана. А система, порождающая саму возможность таких потрясений, будет изменена. И вот – как это пишется в таких случаях? – прошёл год, или сколько там прошло. В тюрьму сел один деятель, и не из самых главных. Система осталась такой, какой была. Государство взяло триллионы и отдало их всем этим «Леман Бразерсам» и «Мерил Линчам», и всё осталось по-прежнему.
И герои делают своё последнее открытие, вводящее их в состояние трагического отчаяния: они, банкиры, знали, что им ничего не будет! Что с ними всё будет в порядке. Что их спасут за счёт налогоплательщиков.
И вот тут, а точнее, ещё на третьей теме, я испытал чувство… не знаю, как назвать. Люди, вот вам показали, что существующая система, вся структура финансового капитализма XXI века «заточена» на катастрофы, последствия которых будут ликвидироваться за ваш счёт! Почему вы молчите? Блин, целый мир бурлит и грохочет, обсуждая, кто – Трамп или Клинтон, или кто там ещё. Но ведь это же фигня микронная по сравнению с опасностью краха экономики! Ведь сейчас не XIX век, когда 90% населения жили на земле, растили картошку и курей – тогда выжили бы, не особо и пострадав. А в век городской, индустриальной экономики, от которой зависит 95% населения, её крах – это же всеобщий пипец!
Нет, я говорю не о тех миллионах зрителей, которые посмотрели «Игру на понижение». Хотя первая мысль, признаюсь, была именно такая: вот чёрт, такое увидели – и идут себе, дожёвывают поп-корн… Не думаю, что так уж много народу на том сеансе поняли, что им сейчас показали. Современное массовое кино приучает к определённому типу «смотрения», восприятия. Особенно столь популярные сегодня сказки для взрослых типа «Элизиума» или той же «Матрицы» с их примитивной схемой: мир на грани катастрофы; положительный супергерой, прямой и чистый, как доска из корабельной сосны; мудрый советчик героя, существо старое и таинственное; отрицательный супергерой из другой такой же доски. А дальше всё совсем просто: красивые (или ужасающие) панорамы, «хорошие» на грани гибели, вскрытие компьютерных кодов, апокалиптические (или мистические) сражения, перед финалом противоположно заряженные герои вершат заключительную битву с переходом в последнем раунде на мечи и кулаки, добро побеждает и целует взасос самую лучшую из оставшихся в живых женщину фильма.
Не надо думать, даже настраиваться на сопереживание не надо: не бойтесь, настроят, никуда не денетесь. Напрягаться не придётся, будет вам адреналиновая эмоция с гарантированной доставкой внутрь организма. Так что я думаю, что мало кто в зале по-настоящему понял, про что это кино. Авторов не виню: они хотели донести свои реально ценные мысли до широких масс, для чего облекли их некую завлекательную, привычную зрителю форму. (Помните «Необыкновенный концерт» в Театре Образцова? Там конферансье говорит: «Оперетта – это удивительный жанр, в котором сложные глубокие чувства преподносятся в доступной плоской форме». Страсть как люблю эту фразу).
Так вот, я не о зрителях. Но в сегодняшнем мире много, очень много людей с финансовым образованием, с опытом работы в финансовой сфере. И далеко не все они сами имеют профит от такого вот построения системы и таких разрушительных спекуляций. Они-то что? Неужели им не страшно?
…Однако вынужден ответить – нет, не страшно. Потому что этот мой аларм уже был озвучен в мировом масштабе – как раз в момент кризиса, в 2008-м, начале 2009 года. Тогда тоже из всех телевизоров множество высоких бюрократов и крутых аналитиков говорили: дальше так нельзя! Надо менять систему, а то всем крышка!
А в конце 2009-го уже всё затихло. Все эти чиновники и аналитики опять зажили прежней жизнью. Только отдельные ребята, вроде Леонтьева, пытались время от времени достучаться до народа. А что толку? Причём здесь народ? Народ-то – что он может сделать?
В общем, если кому вдруг придётся смотреть «Игру на понижение», вспомните, что я тут написал. Попробуйте обратить внимание на этот аспект фильма. Это не очень трудно, если захотеть: на самом деле, там не так уж много отвлекающих факторов. Говорю же, фильм сделан вполне прилично.
Но одна тема – пятая – там не упомянута. Это уже я вам от себя скажу. Герои неправильно поняли, что спасение гнусных банкиров происходит за деньги американских налогоплательщиков. Кто дал им деньги? Федеральная резервная система – ФРС. Вот, прямо из Яндекса: «…ФРС по состоянию на март 2009 года вложила 7,77 трлн долларов в спасение финансовой системы…».
А ФРС – это учреждение, которое «печатает» доллары; в кавычках потому, что на самом деле там несколько механизмов, и печать наличных – не главный из них. ФРС порождает доллары. Из ничего. То есть стоимость доллара уменьшается, потому что реальные физические активы, производственные мощности в мире остаются теми же, а количество долларов, в которых они оцениваются, увеличивается. А доллар – это сегодня, как вы знаете, всеобщий эквивалент.
А это значит, что гнусных банкиров спасают, обирая весь мир – и нас с вами в том числе.
Во временах я сам ничего нового не написал. Но пост выложил, причём двойной – две статьи, которые должны быть прочитаны вместе в указанном порядке. Смысл в том, что в одной статье тема освещается лихо-ругательно, а во второй – спокойно-квалифицированно. И оказывается, что то, что автору первой кажется идиотизмом, тупостью и т.п., на самом деле вполне обоснованно и разумно.
Очень поучительно. Рекомендую прочитать. Помимо вот этого назидательного посыла, там просто ну очень интересная информация. Обсуждается флотская техника. Вроде бы я в ней чуть-чуть ориентируюсь, но я и понятия не имел о тех вещах, которые там написаны. Разумеется, во второй статье. Но настаиваю, что начинать надо с первой! благо, она не очень велика.