Игра престолов что это значит
«Игра престолов» для чайников: что нужно знать о мире Вестероса
Актер Кит Харингтон объявил о завершении съемок сериала «Игра престолов». Заключительный сезон фэнтезийного сериала, задавшего новые стандарты жанра, выйдет на экраны весной следующего года.
Для тех, кто до сих пор не видел «Игру престолов», но хочет хоть что-нибудь понимать в спорах о сериале, редакция портала Москва 24 собрала ключевые понятия и центральных персонажей саги Джорджа Мартина.
Основы основ
Вестерос. Континент, на котором расположены Семь Королевств. Это конфедерация монархий во главе с верховным королем.
Железный трон. Символ верховной власти в Вестеросе и всего сериала. Выкован в незапамятные времена легендарным королем Эйгоном из мечей врагов.
Стена. Циклопических размеров крепость, отделяющая Вестерос от северных земель. На Стене служит Ночной дозор, орден, покинуть который можно только одним способом – умерев. Те, кто присягнул Ночному дозору, дают обет безбрачия и не покидают Стену без особого разрешения командующего.
Одичалые. Люди, обитающие по ту сторону Стены. Жители Вестероса считают их опасными варварами, кем они, собственно, и являются. Впрочем, на деле общество у них оказывается неоднородное: с головорезами соседствуют и порядочные люди.
Дотракийцы. Племя кочевников, напоминающее Золотую Орду. Дотракийцы – умелые всадники и храбрые воины, привыкшие жить набегами на врагов, а именно: на всех, кто не дотракийцы.
Безупречные. Лучшие воины во всем Вестеросе. Хотя сами они с другого материка – Эссоса. Евнухи и абсолютно послушные машины для убийства, беспрекословно выполняющие любые приказы.
Безликие. Тайный орден наемных убийц, умеющих менять свой облик. Напоминает зловещий религиозный культ. Адепты секты твердо верят, что в смерти нет ничего плохого, а в насильственной – тем более.
Красная свадьба. Придуманный Джорджем Мартином уникальный способ разбить сердца поклонников на миллион крошечных осколков.
Ланнистеры и Баратеоны
Тайвин Ланнистер. Глава дома Ланнистеров. Жестокий, расчетливый, никогда не улыбается. В нашем мире его бы назвали макиавеллианцем. Для него не существует ничего, кроме дома, ради которого Тайвин способен переступить через любые мыслимые моральные нормы.
Тирион Ланнистер. Один из самых харизматичных персонажей саги, он небольшого роста и широкой души. Казавшийся поначалу легкомысленным распутником, любителем вина и женщин, Тирион, к собственному удивлению, раскрылся как храбрый воин и гениальный стратег.
Серсея и Джейме Ланнистеры. Близнецы, об инцестуозной связи которых небезосновательно ходят слухи. Возможно, самые сложные герои всей «Игры престолов», способные вызвать либо ненависть, либо сочувствие, либо ненависть и сочувствие одновременно.
Роберт Баратеон. Властитель Вестероса, занявший Железный трон после свержения безумного короля Эйриса. Некогда славный воин, к началу «Игры престолов» Роберт потерял интерес к жизни и превратился в пьяницу, который все время проводит в незамысловатых развлечениях.
Джоффри Баратеон. Сын Роберта и безусловный лидер в рейтинге самых ненавистных персонажей сериала. Плод кровосмешения, садист, маньяк и просто исчадие ада.
Старки
Эддард Старк. Лорд Винтерфелла, благородный и принципиальный воин, глава многочисленного семейства.
Джон Сноу. Официально – бастард Эддарда Старка (хотя его реальное происхождение до последнего окутано туманом). Один из главных героев саги, ее сердце и душа. Его заслуг не перечислить, а печалей не счесть.
Арья. Младшая из Старков. Умелая фехтовальщица, жалеющая о том, что родилась девочкой. Чтобы отомстить всему Вестеросу, готова пойти на сделку даже с Безликими.
Санса. Про таких говорят: «рождена, чтобы страдать». Достаточно вспомнить, что ее хотели выдать замуж за Джоффри Баратеона. И это лишь одна из невзгод, выпавших на ее долю.
Таргариены
Дейенерис. Мать драконов, лидер дотракийцев, освободительница безупречных и по совместительству – главная движущая сила всего повествования. Последняя (как она думает) представительница некогда грозного рода Таргариенов.
Визерис. Брат Дейенерис, насильно отдавший сестру в жены вождю дотракийцев. Во вселенной «Игры престолов» прожил недолго. Запомнился смертью, эффектной даже по меркам всей кровожадной саги.
Другие важные персонажи
Петир «Мизинец» Бейлиш. Еще один ключевой персонаж, которого все ненавидят. Авантюрист, интриган, манипулятор, из-за которого в Вестеросе началась гражданская война. Не будучи выходцем из знатного рода, не оставляет тайной надежды взойти на Железный трон.
Варис. Серый кардинал Вестероса, у него есть глаза и уши в каждом уголке Семи Королевств. Поначалу может показаться очередным психопатом, которыми густо населен мир «Игры престолов». На деле он оказывается благородным политиком, искренне озабоченным судьбой Вестероса.
Мелисандра. Жрица Владыки Света, ответственная за самое шокирующие убийство во всем сериале.
Теон Грейджой. В детстве попал в плен к Старкам, которые, впрочем, вырастили его как родного сына. Обладатель неприятного характера, несмотря на большие амбиции, ничем особо не отличился. Как персонаж полностью раскрылся после встречи с Рамси Болтоном.
Рамси Болтон. После своего появления в сериале моментально отобрал у Джоффри звание самого ненавистного персонажа. Изощренный садист, маньяк, членовредитель, который заставил бы ужаснуться любого специалиста по судебной психиатрии.
Ходор. Герой многочисленных мемов, которые видели даже те, кто не смотрел ни одной серии «Игры престолов». Ходор!
Этот глоссарий поможет вам хотя бы пять минут делать вид, что вы знакомы со вселенной Вестероса. Имейте в виду, что в него не вошло и тысячной доли того, что происходит в огромном мире, порожденном бурной фантазией Джорджа Мартина.
Как и почему «Игра престолов» изменила мир
14 апреля начнется месяц «Игры престолов» – телевизионная лихорадка, которую, кажется, впору сравнивать с чемпионатом мира по футболу или Олимпиадой. Только вот спорт никуда не уйдет, а сериал в этом году завершится. Кинокритик Егор Москвитин пытается понять, почему сказка про драконов стала наваждением для людей по всему миру.
81 миллион зрителей, посмотревших трейлер нового сезона за сутки – рекорд среди всех сериалов. 47 премий Emmy – больше, чем у любого конкурента. А еще – абсолютный рекорд по числу пиратских скачиваний: финальную серию 6 сезона 26 июня 2015 года раздавали сразу 350 тысяч торрентов. И максимальная зона покрытия: второй эпизод пятого сезона сериала смотрели одновременно в 173 странах. Список рекордов, установленных «Игрой престолов» можно продолжать долго, но смысла в этом уже нет – после 20 мая он наверняка обновится. Мораль этого перечисления понятна без цифр: за восемь лет сериал стал главным феноменом телевидения. И отнять этот трон у него не сумели ни Netflix, ни перезапуск «Твин-Пикса», ни финалы «Во все тяжкие» и «Карточного домика», ни шедшие ноздря в ноздрю с нашими драконами «Ходячие мертвецы», ни даже Константин Богомолов и его «Содержанки».
Первое объяснение такой популярности, которое приходит на ум, – в том, что «Игра престолов» примирила взрослых зрителей с их изгнанием из кинематографа. В самом конце 20-го века между кино и телевидением произошел великий раскол: в первом начали править блокбастеры, во втором – психологические драмы. Разудалые комиксы, фэнтези, военные эпосы, последние герои боевиков и фантастика изгнали из кинотеатров авторские фильмы – сложные, интеллектуальные и требующие настоящей эмоциональной отдачи. Их создатели нашли приют на телевидении, и в следующие годы раскол только усиливался. В конце этого марта Американская ассоциация кинокомпаний поделилась с прессой важным наблюдением: нынешнему зрителю кино – 12-24 года. Это омоложение публики странным образом совпало с нежеланием старшего поколения взрослеть и делиться игрушками. Именно поэтому такой популярностью пользуются сериалы вроде «Очень странных дел» и любые переосмысления поп-культуры 80-ых: тридцати- и сорокалетним не хочется отпускать детство.
Выход «Игры престолов» стал днем народного единства. Взрослые зрители получили в одном сериале и сложнейшую человеческую драму, и дорогущий блокбастер с рыцарями и драконами. А юные завсегдатаи мультиплексов вдруг узнали, что на понятном им языке можно рассказывать истории потрясающей глубины. В одной точке сошлись зрелищность кинематографа с его баталиями, психологизм телевидения с его мечущимися героями и щедрость литературы с ее сотнями персонажей и тысячами страниц мыслей. В итоге сериал одинаково любят и 20-летние, и 40-летние, и 60-летние. И как минимум один 70-летний житель Санта-Фе – Джордж Р.Р. Мартин, веселый писатель, который обожает поговорить в интервью про мексиканскую еду и красивых женщин, но все равно именуется среди фанатов не иначе как Безжалостным Богом.
Вторая причина популярности «Игры престолов» – в том, что она бьет в самый узявимый нерв людей, привыкших к благополучной жизни и с тревогой ждущих от каждого нового дня новостей. Эти новости могут приходить откуда угодно – с Ближнего Востока, избирательных участков в Америке, площадей африканских столиц и из сердца Европы. Но все они шепчут об одном и том же. О том, что «новое средневековье» может наступить в любую минуту, а все, чем вы гордитесь, могут отобрать те, кто окажется наглее и сильнее. «Игра престолов» – это не только история про то, как драконы поссорились с зомби, но и страшнейшая хроника гражданской войны. И любой зритель смутно понимает, что произойди эта война на самом деле, он был бы на ней не генералом и не королем, а тем трактирщиком, дочь которого хотели изнасиловать солдаты. Или тем крестьянином, который заколол свою семью и зарезался сам, потому что его мимоходом ограбили главные герои. Это пугает и заставляет воспринимать фэнтези как никогда близко к сердцу – особенно те сцены, в которых персонажам приходится решать для себя моральные дилеммы.
Впрочем, вот уже восьмой год никто не понимает, каких героев здесь называть главными. «Игра престолов» доказала, что многие табу в телевизионной драматургии можно нарушать – и зритель это оценит. Ни в одном другом сериале нам никогда не было страшно за главных героев. Если в «Декстере» восемь сезонов, то это значит, что Декстера не убьют во втором. И даже не отрубят этому красавчику руку. Если в «Во все тяжкие» есть и Уолтер Уайт, и Джесси Пинкмен, то так будет вплоть до финала. Но когда в предпоследнем эпизоде первого сезона «Игры престолов» голова Неда Старка (сыгранного Шоном Бином – самым известным из актеров сериала!) упала с плеч, стало ясно, что прежним телевидение уже не будет. Страх за любимых героев вернулся. А зритель смирился с тем, что в голове нужно держать сотни разных имен, потому что в «Игре престолов» важную роль может сыграть даже седьмой бастард на киселе. До это сериала телевизионные продюсеры были невысокого мнения о наших интеллектуальных способностях и фокусе внимания. Шесть центральных персонажей – ограничение скорости, которое не превышали ни «Друзья», ни «Остаться в живых». «Игра престолов» плюнула на традиции, и воссоздала на экране литературную систему, на фоне которой теряется даже «Анна Каренина».
И эта система стала настоящим логистическим адом для съемочной группы. Современные сериалы стремятся к формату альманахов и антологий, чтобы иметь возможность менять звездных актеров каждый год. «Игра престолов» же превратила в знаменитостей по меньшей мере дюжину новичков экрана, а производственный процесс вынесла далеко за пределы скучных павильонов. Съемочная площадка сериала – сразу несколько стран. Батальные сцены в первом сезоне оставались за кадром: кто-то просто бил карлика Тириона по голове – и наш экран гас вместе с его сознанием, а когда герой просыпался, вокруг уже валялись одни трупы. В восьмом сезоне на съемки сражений канал HBO уже тратил столько денег и человекочасов, что впору завидовать и блокбастерам из большого кино. Кстати, начиная с 2015-го года «Игру престолов» точечно показывают в кинотеатрах по всему миру, а финальный эпизод, по слухам, и вовсе будут транслировать на стадионах. Производственные, маркетинговые, финансовые и логистические успехи HBO тут же вдохновили конкурирующие каналы искать собственную большую сагу. Сериал напомнил индустрии, что фэнтези – отнюдь не низкий жанр, а литературные источники годятся не только для того, чтобы делать из них мини-сезоны. Началась новая золотая лихорадка, символ которой – миллиард долларов, вложенный Amazon в телеверсию «Властелина колец» и «Сильмариллиона».
Впрочем, «Игра престолов» и лежащий в ее основе цикл «Песнь Льда и огня» обязаны своими сюжетами не только древним грекам. Неоспоримая магия Вестероса – в том, что в нем находят отражения самые разные исторические сюжеты, от Войны Белой и Алой розы до Арабской весны. Фанаты ожесточенно спорят, не списаны ли Старки с династии Романовых. Главред «Эха Москвы» сравнивает Серсею Ланнистер с Ангелой Меркель. Дональд Трамп перефразирует слоган «Зима близко» для рекламы своей пограничной стены. На каждый, даже самый дикий сюжетный ход сериала обязательно находится какой-то исторический прецедент: в нашем мире были и свои Красные свадьбы, и свои Битвы при Черноводной.
Заставка канала HBO – это тысячи телеэкранов, сливающихся в одно изображение и исчезающих в черной дыре. «Игра престолов» тоже впитала в себя весь мир. В ее истории отражается весь зафиксированный устно и письменно путь человечества. Так что даже если 20 мая нас ждет маловероятный хэппи-энд, то это все равно будет конец света. Закончится целый мир, и никаким продолжениям и спин-оффам это не исправить.
«Валар Моргулис»: мини-словарь Вестероса
Специально для сериала под руководством американского лингвиста Дэвида Петерсона были созданы дотракийский и валирийский языки, а также различные диалекты. Впоследствии HBO даже выпустил учебники и обучающие курсы для желающих их изучить.
Вестерос
Вымышленный континент, на котором и разворачиваются события сериала. Со всех сторон омывается морями и только на севере защищен стеной, за которой обитают одичалые племена, а также белые ходоки, представляющие угрозу для жителей Семи Королевств.
Семь Королевств
Государство на территории Вестероса, состоящее из девяти «областей»: Железные острова, Север, Речные земли, Долина Аррен, Западные Земли, Штормовые земли, Простор, Королевские Земли и Дорн. Столица расположена в Королевской гавани, символ власти — Железный трон.
Железный трон
Главный символ власти в государстве, за который и идет борьба на протяжении всех сезонов серила. Кто сидит на троне — тот и управляет Семью Королевствами. Трон был выкован по приказу Эйгона Завоевателя (он и создал Семь Королевств как государство) из мечей поверженных им врагов. Железный трон — неудобное и опасное кресло: сидевшие на нем короли часто ранили себя. Борьба за трон развернулась после свержения династии Таргариенов (потомки Эйгона Завоевателя) за 15 лет до начала событий сериала.
«Великие дома»
В современном понимании — основа списка Forbes как ключевые династии и кланы: Таргариены, Старки, Ланнистеры, Тиреллы, Аррены, Баратеоны, Талли, Грейджои, Мартеллы. Есть еще «малые дома» — они подчиняются «великим».
Белые ходоки
Полумифические существа, которые ассоциируются с холодом, смертью и долгой зимой. Последний раз белые ходоки появлялись в Вестеросе за тысячи лет до времен событий сериала, во время Долгой ночи. Герои сначала не верят в ходоков и считают их лишь легендой. Но уже к концу первой серии становится понятно, что это не миф. Кроме борьбы за власть, героям сериала приходится противостоять наступающим с Севера белым ходокам под предводительством Короля Ночи (он тоже белый ходок). Внешне белые ходоки похожи на разложившихся и обледеневших зомби с ярко-синими глазам. Мертвецы убивают всех живых, которые потом пополняют их армию.
«Зима близко» (с англ. — winter is coming)
Популярное выражение принадлежит дому Старков. Так же называется и первая серия сериала. Повторяя эту фразу, Старки предвещали наступление не только холодной зимы, но тяжелых времен и суровых испытаний, перед которыми людям нужно сплотиться. «Когда выпадает снег и дуют белые ветры, одинокий волк умирает, но стая живет», — говорила Санса Старк.
Драконье стекло
«Дракарис»
На «высоком валирийском» обозначает «драконий огонь». По этой команде драконы, которыми управляет Дейнерис Таргариен (наследница одного из домов Семи Королевств) сжигают ее врагов. «Дракарис» также используется как призыв «сжечь их всех».
«Валар Моргулис»
Переводится с валирийского как «все люди смертны». Это выражение приветствия, которое в основном использовали Безликие. Отвечать на него нужно: «Валар дохаэрис» («все люди должны служить»).
Безликие
Самые искусные и дорогие наемные убийцы, которые служат Многоликому богу, или Богу Смерти (это символ религии Безликих; храм Многоликого — штаб-квартира убийц). «У смерти много лиц» — Безликие умеют менять внешность, надевая как маску лица убитых людей. У Безликих в Браавосе обучалась одна из главных героинь сериала — Арья Старк.
Смысл фильма Игра престолов
8 сезонов, 73 серии, 34 награды, включая 8 премий «Эмми» и «Золотой глобус». Сюжет многосерийного фильма, в котором личности обычных людей и главных героев раскрываются на фоне королевских интриг и войн, и даже решающей битвы между живыми и мертвыми, держал в напряжении 8 лет.
Наконец, в мае 2019 г. вышла последняя серия 8 сезона. И в игре престолов победил … Брандон Старк! Первое, что пришло на ум многим фанатам: «Глупо и несправедливо. В игре победил человек, который в нее не играл». Но так ли это? В чем смысл сериала Игра престолов, и в чем смысл его концовки? Попробуем разобраться.
Сюжет фильма Игра престолов
1 сезон
2 сезон
3 сезон
Дейенерис на востоке получает армию Безупречных и начинает свой «крестовый поход« против рабовладельцев. За Стеной Джон Сноу узнает, что Одичалые идут на юг, пытаясь спастись от главной угрозы всем живым — армии мертвых во главе с Королем ночи. Командующий войском северян и старший сын Неда Робб Старк погибает от рук тайного союзника Ланнистеров Уолдера Фрея на Кровавой свадьбе.
4 сезон
Короля Джоффри отравляют на его свадьбе. Серсея обвиняет в этом Тириона, которого спасает брат Джейме. Бран Старк — сын Неда, бежавший из Винтерфелла, — скитается на Севере в поисках Трехглазого ворона — хранителя человеческой истории. Одичалые штурмуют Стену, защитникам которой на помощь приходит Станнис, отступивший после разгрома в битве с Ланнистерами.
5 сезон
Арья — дочь Неда, бежавшая из столицы после его казни, — учится у Безликих искусству идеальных убийц. Пока Дейенерис на востоке пытается окончательно разобраться с пережитками рабовладельчества, Джон получает все новые свидетельства приближающейся катастрофы — армии мертвых. Столица, как и ранее, погружена в интриги: Серсея борется с женой своего сына Томмена, а все большую власть захватывает церковь.
6 сезон
Бран учится у Трехглазого ворона. Джон вместе с Одичалыми и рыцарями Долины побеждает захватившего его родной дом Рамси Болтона в Битве бастардов. В столице Серсея одним взрывом дикого огня убивает всех ее врагов. Дейенерис с многотысячным войском отплывает в Королевскую гавань, чтобы вернуть трон отца.
7 сезон
Джон Сноу становится королем Севера. Он убеждает Дейенерис, что главная опасность — не Серсея, а Король ночи. Серсея притворно соглашается на перемирие, а Джон с Дейенерис, драконами и огромным войском двигаются на Север для решающей битвы живых и мертвых.
8 сезон
Битва с мертвыми почти проиграна, но внезапно Арья убивает Короля ночи. Погибает множество главных героев. Дейенерис возвращается к идее захвата Железного трона. Уничтожив армию Серсеи, изможденная войнами и потерями близких, она превращается в жестокого тирана и сжигает столицу вместе с жителями. Джон, чувствуя, что Дейенерис принесет больше бед, чем радости Семи королевствам, убивает возлюбленную и уезжает на Север. На престол восходит Трехглазый ворон Бран Старк.
Смысл фильма Игра престолов
Когда автор одержим идеей добра или зла, справедливости или несправедливости, любви или жестокости, эта идея начинает «пронизывать» его героев, делает их идеальными и неестественными. События начинают искусственно подгоняться под ключевую идею, тем самым ее и обнаруживая. Обычно ближе к концу или даже середине подобных произведений зритель без труда угадывает, «Кто виноват?» и «Что делать?». К «Игре престолов» это не имеет никакого отношения. К первой половине сезонов уж точно.
Сюжет фильма основан не на конкретной идее, а на попытке сконструировать и показать реальных героев и реальные события. Дж. Мартин вместе с Д. Бениоффом и Д. Уайссом рисуют огромный средневековый мир, населяя его королями и рыцарями, жрецами и крестьянами, аристократами и дикарями. Да, у каждого персонажа — своя предыстория и изначально заданный набор качеств. Но с первой секунды первой серии эти нарисованные картинки оживают и начинают играть. Играть за престолы.
Изначально смысл фильма и уж тем более смысл его концовки не угадывался и самими авторами. Отсюда и те тысячи теорий, придуманных фанатами, и варианты сценариев, созданных режиссерами. Ведь смысл — это нечто законченное. В игре же важнее процесс, а не результат. Поэтому главное — борьба, войны, интриги, подвиги и предательства как таковые. Смысл «Игры престолов», как и жизни, в том, что они продолжаются.
19 мая вышла последняя серия, и фанаты разочаровались. Многие обвинили режиссеров в недалекости, а 8 сезон, по статистике известных агрегаторов отзывов Metacritic и Rotten Tomatoes, зрители признали худшим. Не удивительно. Любой конец разочаровал бы.
Но разве нельзя сказать что-нибудь конкретнее о смысле фильма? Можно, ведь он закончился. Реалистичная картина — реалистичные выводы.
Выживает наиболее адаптированный
Хитрая, умная, циничная Серсея как рыба в воде чувствует себя в мире столичных придворных интриг и удерживает власть почти на протяжении всего фильма. Благородный и сильный Нед Старк не выдерживает в таких условиях первого же серьезного испытания.
Тириону ничто человеческое не чуждо, и он верит в конкретных живых людей. Умнейший Варис — в абстрактное светлое будущее. Первого всегда кто-то спасает из передряг. За второго даже некому заступиться перед Дейенерис и драконом.
Ум (как у того же Вариса), мастерство война (Оберин), благородство (Барристан Селми) и даже хитрость (как в случае с Мизинцем) не давали персонажам «Игры престолов» никакой гарантии на выживание.
Зло всегда наказывается — рано или поздно
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить судьбу двух самых ненавистных персонажей всего сериала — жестокого короля-самодура Джоффри и расчетливого бастарда-маньяка Рамси Болтона, истязавшего Сансу и Теона. Хорошо вписывается в этот принцип и закрытый список Арьи, к тому же увенчанный уничтожением самого прародителя зла — Короля ночи.
Без прошлого нет будущего
Верность своим истокам и семье, готовность пожертвовать всем и уничтожить всех ради защиты своих родных — важнейшие качества героев, полюбившиеся зрителям «Игры престолов». О ком идет речь? Конечно, о Серсее. По-другому нельзя объяснить, почему в рейтинге The Independent именно жестокая, циничная, кровавая королева занимает первое место среди лучших персонажей сериала.
Но есть и еще более наглядный пример. Чтобы уничтожить человечество, нужно стереть его память. Поэтому целью Короля ночи в битве при Винтерфелле были не Джон Сноу и даже не Дейенерис с ее драконами, а Брандон Старк. Если бы не смертоносный прыжок Арьи…
Смысл концовки сериала Игра престолов
Конец 8-сезонной эпопеи разочаровал миллионы фанатов сериала. Но разве могло быть иначе? Когда сотни нитей человеческих судеб пришлось обратно сплетать воедино, Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс просто не могли не пойти на некоторые упрощения сюжетных линий. Да и в любой игре, как уже говорилось, главное — процесс, а не результат.
На престоле — новый игрок. Сильный, не запятнавший себя кровью, свободный от человеческих пороков. Начинается новая игра. Может, мы ее когда-нибудь увидим на экране.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3