Игра верите ли вы что по русскому языку

Занимательные факты по русскому языку. Викторина «Верю- не верю»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

2.Верите ли вы, что буква Ё –самая молодая буква в русском алфавите?

Буква «Ё» самая молодая в алфавите. Она появилась только в 1873 году.

3.Вери те ли вы, что в слове вынуть нет корня?

Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы)

5.Верите ли вы, что слова «бык» и «пчела» однокоренные?

Слова «бык» и «пчела» — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово «пчела» писалось как «бъчела».

6. Верите ли вы, что в русском языке только три слова, начинающихся на букву А, являются исконно русскими?

Всего три исконно русских слова начинаются на букву «А» — это Аз, Азбука, Авось

7.Верите ли вы, что слово «зонтик» исконно русское?

Нет. Слово «Зонтик» пришло к нам из Голландии

8.Верите ли вы, что в русском языке 74 слова, начинающихся на букву Й?

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

9. Верите ли вы, что в русском языке есть слова, в которых с тремя буквами Е подряд?

Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на — шеее: например, криво-, коротко-).

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок

11.Верите ли вы, что русский язык является одним из 6 официальных языков ООН.

Русский язык считается одним из 6 официальных языков ООН.

12.Верите ли вы, что первые слова в космосе были произнесены на русском языке?

Именно по-русски были произнесены первые слова в космосе. Кем? Конечно же Юрием Гагариным.

13.Верите ли вы, что в старославянском алфавите буква Я была первой?

В старославянском языке «Я» была самой первой буквой алфави та

Источник

Игра верю-неверю

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

В., К., учителя математики

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

Человек живет в информационном обществе, где очень важно уметь самостоятельно действовать в тех или иных ситуациях, принимать решения, адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Поэтому перед школой ставится задача, воспитывать личность, способную:

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Очень ценной является способность уметь читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Читать – значит уметь объяснять, находить смысл.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации.

К сожалению, наши учащиеся не всегда умеют распознавать практические задачи, переводить проблемы в формат задач, соотносить их с контекстом полученных знаний, анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи по образцу.

Важная задача всех предметов в школе – это научить обучающихся читать правильно. Правильно, это значит вдумчиво, извлекая из прочитанного важную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, уметь интерпретировать и оценивать.

Текст учебника математики отличается от других учебников и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку.

Например, ученик 10 класса формулирует определение параллельных прямых: это прямые, которые не пересекаются.

Может кто-то хочет показать, в чем ошибка?

На самом деле он упускает важную деталь: это прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются. В противном случае, эти прямые могут быть скрещивающимися. (Рисунок и показать)

Итак, важнейшее обще учебное действие – это смысловое чтение.

Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно.

В обучении составлению уравнений оказывается весьма полезным такие упражнения: записать в виде математического выражения.

ЗАДАНИЕ 1. Раздать учителям, затем проверить

Прочитаем текст некоторых задач:

ЗАДАНИЕ 2. Раздать учителям

Считывать информацию не в явном виде, умение применять полученную в тексте информацию при решении практических жизненных задач, умение работать с текстом.

Они невнимательно читают условие, не могут отделить условие задачи от вопроса, не умеют критически оценить полученный результат. Если учащихся научились при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то подобной ошибки они бы не сделали. Таким образом, развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Таблица является самым наглядным способом представления информации. Читая задачу первый раз, учащиеся должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию.

Решение контекстных задач или практико-ориентированных, является одним из приёмов развития смыслового чтения, вовлечения учащихся в процесс активной деятельности.

Вот несколько примеров контекстных задач.

В каждой задаче описывается некоторая жизненная ситуация.

Работа над задачами не должна сводится к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, а затем другого и т.д. Главная ее цель – научить детей осознано устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. А также показать, раскрыть взаимосвязь математики с физикой, химией и другими предметами. Например, в заданиях ОГЭ и ЕГЭ встречаются физические задачи, которые сводятся к простой подстановке значения переменной в формулу.

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

Примеры из ОГЭ и ЕГЭ

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть фото Игра верите ли вы что по русскому языку. Смотреть картинку Игра верите ли вы что по русскому языку. Картинка про Игра верите ли вы что по русскому языку. Фото Игра верите ли вы что по русскому языку

Статистические данные говорят о том, что задания, содержащие текстовую задачу, решают чуть около 30% выпускников. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач. Они не умеют за часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Для развития математического мышления эффективно хотя бы иногда ставить перед детьми проблему поиска различных способов решения одной и той же задачи.

Любая ошибка на любом этапе решения задачи приводит к большим проблемам у учащихся.

Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи.

Ошибка 2. Пропуск этапа поиска решения.

Ошибка 3. Пропуск этапа исследования решения.

Ошибка 4. Смешение этапов анализа и поиска решения.

Ошибка 5. На этапе анализа условия фиксируются не все связи между величинами.

Ошибка 6. Поиск решения задачи алгебраическим методом начинается с выбора переменной.

Ошибка 7. Постановка частных, подсказывающих вопросов учащимся.

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь».

Источник

Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;

· развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;

· воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование: листы с заданиями для каждой команды, сигнальные карточки

Формы работы: групповая, индивидуальная

Форма проведения : беседа, викторина

1. Правила проведения игры

Ученики класса поделены на 3 группы по 5-6 человек. Если данное занятие проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого могут быть либо родители учащихся, либо ученики старших классов, либо учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов). После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

Вступительное слово учителя :

Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

· Слова для 1 группы : красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)

· Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)

· Слова для 3 группы : предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, таможня, обеспечение. ( 10 баллов)

(жюри слушает и считает правильные ответы)

Задание для всех групп :

Учитель : как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

· Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).

Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

· Слова для 1 группы : актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);

· Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);

· Слова для 3 группы : теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)

Учител ь : часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей. Из земли показались три росточка.

Задание для команд : найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

( Ответы: мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

Учитель : наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову.( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)

Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:

· Слово для 1 группы : улыбка;

· Слово для 2 группы : погода;

· Слово для 3 группы : настроение.

Учитель: правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

· Предложения для 1 группы :

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

· Предложения для 2 группы :

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

· Предложения для 3 группы :

А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)

Б) Кто крайний? ( Кто последний?)

В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)

Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)

Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.

Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.

· Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))

· Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)

· Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)

· Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)

· Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

· Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)

· Определите значение слова десница ( правая рука)

· Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)

· На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)

· Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)

· С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.

( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)

3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

«Интеллектуальный ринг» для учащихся 9-11 классов

· воспитание интереса к изучению русского языка и литературы

1.Формирование интереса и уважения к изучению русского языка и литературы;

2. Развитие творческих способностей учащихся, навыков работы в группе; интеллектуальных возможностей и эстетического вкуса;

3.Воспитание любви к художественному слову, чувства коллективизма.

I. Организационный момент.

Слово ведущего: Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на литературной игре «Мы ищем таланты»!

Сегодня состоится необычное состязание:

Для этого вам понадобятся по предметам знания!

Для вас, кто литературу и русский любит,

Победа сильнейшему – вот награда!

Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект помогут выявить различные конкурсы.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение «зарыть свой талант в землю».

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

1.Разминка. «Кто вперёд!»

Ведущий : Я буду читать какую- нибудь строчку из известных вам произведений 3.«

Рядиться никогда не лень»

С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет;

Ей Пушкин посвятил стихотворение – название по первой букве фамилии

Появляется как в «оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне»;

Получил в подарок « заячий тулуп совсем новёшенький» и надел его», распоров по швам»;

Отблагодарил дарителя, пожаловав « лошадь и шубу с своего плеча» ( Емельян Пугачёв )

2.Литературная викторина» Знаете ли вы?»

1. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово?

2. Кипренский написал портрет этого поэта.

Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

3. Какому персонажу М. Булгакова поставили памятник в Москве?

4. К какому художественному произведению Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа взял русскую народную пословицу : «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива»?

Скажите: верите вы или нет, что.

Нужно определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение.

Меч————- Дамоклов меч. Кто к нам с мечом прилёт, от меча и погибнет.

Шляпа——— Дело в шляпе

Шкатулка——-Ящик Пандоры. А ларчик просто открывался. Положить в долгий ящик.

1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют
листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая
нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного.
Получилась фамилия поэта. Какая?

Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось?

4. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей.
В целом фамилия в переводе с латинского означает «смиренный». Кто он

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?

Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

«Герои реальные и вымышленные»

Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки «По щучьему велению», фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем «разошелся по швам».

Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе

Л. Н.Толстого «Война и мир».

( Наполеон и Кутузов).

В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название «Пёс босиком»
(«Кот в сапогах»)

В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название «Железный замочек»
(«Золотой ключик»)

В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название«Быль о железной курочке»
(«Сказка о золотом петушке»)

1.Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? Ответ: интриган

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)

6. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов)
7. Синоним к слову антитеза. (Противопоставление)

8. Автор поэмы «12» Блок
9. Жалюзи или жалюзИ?
10. Кто называл себя «князем тьмы»? (Воланд).
11. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

13. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

14. Со школы или из школы? (Из школы)

15. Разносклоняемое существительное м.р.?(Путь).

III. Награждение победителей.

«… Великий, могучий, свободный и правдивый русский язык. »

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Николай Михайлович Карамзин

· совершенствовать знания учащихся по русскому языку;

· развивать лингвистические способности детей;

· воспитывать интерес к русскому языку.

Вступительное слово ведущего:

Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Великий, могучий, свободный и правдивый русский язык ”. В своём знании русского языка будут состязаться 3 команды. И первым заданием будет дать имя своей команде. Игра проходит в форме соревнования. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа. А начнем мы с отборочного тура.

За каждый правильный ответ вы получаете жетон (1 балл).

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука.)

2. Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос с к о л ь к о? и могут быть записаны цифрами.)

3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый – «любящий насмехаться», смешливый – «такой, которого легко рассмешить».)

5. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

7. Назовите три слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)

8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

9. Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)

11. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

12. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

13. Являются ли однокоренными слова пот и потолок? (Нет, потому что не имеют ни чего общего в значении.)

14. Являются ли однокоренными слова конец и начало? (исторически – да)

15. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

16. Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он.)

17.Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существительного дня.)

По итогам отборочного тура формируется жюри.

Этап 1. Лингвистическая разминка

(Каждой команде необходимо выполнить 8 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).

2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).

3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).

4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).

5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).

6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).

7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

8. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).

Вопросы и задания для 2 команды.

1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (ТОрты)

2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).

3. Как правильно: твОрог или творОг? (Оба варианта являются правильными).

4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).

5. Поставьте глагол звонИть в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).

6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).

7. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).

8. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).

Вопросы и задания для 3 команды.

1. Поставьте слово договор в форму множественного числа именительного падежа (ДоговОры, в разговорной речи допустимо ДоговорА).

2. В эту же форму поставьте слово месяц (МЕсяцЫ).

3. Как правильно: запломбИровать или запломбировАть? (запломбировАть).

4. Поставьте слово сапог в форму родительного падежа множественного числа (сапог).

5. Употребите глагол вручить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (вручИм).

6. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

7. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

8. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).

Этап 2. Загадочная фонетика.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)

1. Баловать, заржаветь, облегчить, вы правы, иконопись, подняла, ходатайство, некролoг, упростить, цемeнт, торты.

2. Досуха, клешня, свободнее, обеспечение, балую, оценена, бармен, цепочка, мельком, начала, звонит.

3. Кашлянуть, жалюзи, заплесневеть, свекла, она занята, каталог, чистильщик, мизерный, обнял, отдала, щавeль.

Этап 3. В стране Грамматике.

(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)

Этап 4. Говорим правильно!

(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 3 минуты. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)

Карточка для 1 команды.

1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)

2. Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис. (Должно быть “Чибиса”, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.)

4. Заведующая библиотекой ведёт с читателями тесную связь. (Неверно выбрано слово “ведёт”. Вместо него нужно употребить слово “поддерживает”.)

Карточка для 2 команды.

1. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)

2. Читая повесть “Капитанская дочка”, события становятся всё интереснее. (Неправильно употреблён деепричастный оборот: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относящимся к этому глаголу, должны обозначать действия одного лица. Читая повесть “Капитанская дочка”, чувствуешь интерес к изображённым в ней событиям.)

3. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась. (При замене прямой речи косвенной вместо местоимения 1 лица употребляется лицо автора чужой речи. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша ему не понравилась.)

4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)

Карточка для 3 команды.

2. Около четыреста картин еще вчера были здесь. ( Около четырехсот картин еще вчера были здесь).

3. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли. (Бревна были тяжелые, поэтому их клали на палки и несли).

4. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. ( Сыновья Тараса, которые учились в Киевской бурсе, слезли с коней).

Этап 5. Подумайте, вспомните, ответьте.

1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову.

· гео- (земля; география)

· термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр )

· био- (жизнь; биография)

2. Определите лексическое значение следующих слов:

· аномалия (отклонение от нормы, общей закономерности)

· референдум (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса)

· мораторий (отсрочка выполнения каких-либо обязательств, устанавливаемая правительством на определённый срок, вследствие чрезвычайных обстоятельств)

3. Что обозначают эти слова? Как они называются?

Чело, персты, длань. (Чело – лоб, персты – пальцы, длань – ладонь; это архаизмы)

4. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.

У чёрта на куличках.

(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)

(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)

Показать кузькину мать.

( Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.)

Этап 6. В стране Лексике.

(Команды получают карточку с заданием соотнести части, заимствованные из латинского и греческого языков, с их значениями. На подготовку задания карточки даётся 2 минуты. За каждую найденную пару команда получает 1 балл.)

Этап 7. Найди ошибку.

(Укажите номера с ошибкой в образовании формы слова. Время на подготовку 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

5. более интересный,

6. книга с четырёхстами страницами,

8. пробежи двести метров,

9. согласно приказу

10. вопреки ожидания,

11. по окончанию школы,

12. по приезде из Москвы,

13. обсудило о работе;

14. оплатить за проезд;

15. отзыв на рассказ;

Этап 8. А как мы говорим?

Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда иностранцы говорят:

а) Птицы одинакового оперения держатся вместе. (Два сапога пара)

б) Когда море вернет всех погибших в нём. (Когда рак на горе свистнет)

в) У него ещё за ушами не просохло. (Молоко на губах не обсохло)

г) Для каждой собаки наступит её день. (И на нашей улице будет праздник)

д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)

е) Не стоит пороха и дроби. (Гроша ломаного не стоит)

ё) Чёрная овца в семье. (Белая ворона)

ж) Разговорами риса не сваришь. (Без труда не выловишь рыбку из пруда)

з) Все хорошо в свое время. (Делу – время, потехе – час)

и) Где нет фруктовых деревьев, и свёкла сойдет за апельсин (Иран) (На безрыбье и рак – рыба)

Подведение итогов и заключительное слово ведущего.

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 8-9 класс

Интеллектуальная игра БРЕЙН-РИНГ «Знатоки русского языка» для 8- 9 классов

Автор : Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа, с. Новосёловка. Симферопольский район, Республика Крым
Эпиграф:
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
А.Н. Толстой

Цели:
• Актуализировать знания по русскому языку;
• Научить логическому, творческому мышлению;
• Научить быстро и правильно выполнять задания;
• Привить чувство любви к русскому языку.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.
Чтец 1:
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)

Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.

6. В каком слове сорок а? (Сорока.)

7. В[ i] каких словах по сто согласных?[/i]
(Стол, стог, стоп.)
8. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в число? (Сделать мягким конечный согласный.)

9. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать к звонким.)
10. В одной восточной легенде Свинья пожаловалась Корове: «Почему такая несправедливость – тебя любят, а меня нет?» Что ответила корова свинье? (Я даю людям продукты при жизни, а ты после смерти)
11. Что означает выражение «Внести свою лепту». Что такое лепта? (мелкая древнегреческая монета)
12. Как фамилия няни Пушкина? (Яковлева)

13. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами :
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; пове¬сить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, мед¬ленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Третий тур:
1. Подобрать по десять (можно больше) фразео¬логизмов с общим для них словом (существительным).

Нос
Задирать (задрать) нос;.
вешать (повесить) нос;
водить за нос;
зарубить на носу;
встретиться носом к носу;
клевать носом;
не видеть дальше своего носа;.
бояться нос показать;
не показывать носа;
остаться с носом;
держать нос по ветру.

хоть иголки собирай ни зги не видно
заваривать кашу расхлёбывать кашу
по чайной ложке одним духом
коломенская верста от горшка два вершка
чуть свет на ночь глядя
повесить нос воспрянуть духом
жить душа в душу как кошка с собакой
сидеть сложа руки не покладая рук

ни зги не видно
воспрянуть духом
на ночь глядя
от горшка два вершка
как кошка с собакой
одним духом
расхлебывать кашу
не покладая рук.
3. Соедините правильно обе части:

Тантал Сизиф
Ахиллес Ариадна
Конь Яблоко
Кануть Раздор
Пята Нить
Троянский Труд
Лета Муки

Итог игры: Подсчет набранных баллов. Определение победителя.
Вручение призов.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *