Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются

Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП

Сравнительная характеристика технологий по ФЭМП, авторов Колесниковой, Помораевой и Петерсон

Наиболее широкое признание в практической деятельности по ФЭМП в дошкольных учреждениях,получили:

* Парциальная программа «Математические ступеньки», автор Е. В. Колесникова;

* Математический курс «Игралочка» и «Игралочка – ступенька к школе» по программе «Школа 2000….», автор Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасова.

* Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А. входящая в примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

• соответствуют ФГОС ДО.

• разработаны с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей;

• достаточно содержательны, предполагают формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

• методики работы данных программ широко используют игровые мотивации и

не предполагают прямого обучения, что повышает активность ребенка в

осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.

Методика Помораевой И. А. и Позиной В. А

Методика авторов Помораевой И. А. и Позиной В. А. представлена пособиями, которые входят в УМК к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой и рекомендована педагогам, работающим по данной программе.

В основе данной программы лежит методика Метлиной Л. С., благодаря чему в системе работы прослеживается последовательность, системность, четкая конкретика, разнообразие приемов и методов при решении каждой программной задачи.

Программа предполагает формирование математических представлений у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию ЭМП;

Количество занятий,соответствует учебному плану:

Подготовительная группа – 76 занятий в год;

В других возрастных группах – 32 занятия в год.

Для закрепления у детей математических

представлений, предлагается использовать

«Математика для малышей» и

«Математика для дошкольников».

К недостаткам программы можно отнести то, что конспекты для проведения занятий предполагают очень большое количество раздаточного и демонстрационного материала.

Но к сожалению в УМК, данный материал не входит, что значительно

т. к. педагог вынужден

раздаточный и наглядный

Парциальная программа «Математические ступеньки»

Данный цикл является авторским, разработан Е. В. Колесниковой и представлен учебно-методическим комплектом по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

По каждой возрастной группе УМК,включает в себя:

Данная программа и учебно-методический комплект по ее реализации соответствует принципу развивающего обучения.

В методическом пособии представлено подробное планирование занятий, которое позволяет педагогу широко использовать словесный, наглядный и проблемно поисковый методы обучения. Каждое занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей, а так же обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для

дальнейшего продвижения «минимум», Использование рабочей тетради и

готового демонстрационного материала намного облегчают педагогу работу по подбору дидактических материалов

Планируя работу по программе Колесниковой педагогам надо иметь в виду,что :

1. В младшей и подготовительных группах, учебная нагрузка не соответствует учебному плану.

Для второй младшей группы автор предлагает только 16 занятий на год, вместо положенных 32.

2. Особенностью технологии Колесниковой, является развивающее обучение. В образовательной деятельности отсутствует динамика. В УМК недостаточно внимания уделено практическим методам обучения.

1. Во второй младшей и подготовительной группах, занятия по программе Колесниковой начинать со второй половины учебного года.

в первом полугодии использовать занятия по методике Помораевой и Позиной (16 занятий).

2. При проведении занятий не обязательно строго копировать приведённые в методическом пособии конспекты, а проявлять творческое отношение, вносить изменения и дополнения, проводить обучение с использованием дидактических пособий и игрушек, вовлекать детей в игровые упражнения и задания, требующие выполнения практических действий.

Курс математики «Игралочка»

Разработан авторами Л. Г. Петерсон и Е. Е. Кочемасовой. Данный математический блок является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000.»и делится на четыре этапа обучения:

«Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Часть 1.

«Игралочка» Математика для детей 4-5 лет. Часть 2.

«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 5-6 лет. Часть 1

«Игралочка – ступенька к школе» Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.

Учебно-методический комплект для каждой возрастной группы представлен следующими пособиями:

методические рекомендации для педагога

рабочая тетрадь для ребенка;

раздаточный материал (на каждого ребёнка

Математический блок программы «Школа 2000.» для дошкольников представляется наиболее насыщенным по сравнению с другими программами данного типа.

Построение занятий по математике,базируется на основных современных подходах к процессу образования: системно-деятельностном; развивающем и личностно-ориентированном.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

Работа с детьми по данному курсу ведется на высоком уровне трудности, т. е. в зоне их «ближайшего развития», или «максимума». Начиная с самых первых занятий, детям наряду с более простыми заданиями предлагаются и такие, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение таких заданий формирует у детей

умение преодолевать трудности. В итоге дети, обучающиеся по методике

Петерсон, знают намного больше своих сверстников и опережают их по развитию.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Смотреть фото Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Смотреть картинку Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Картинка про Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Фото Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаютсяКонсультация «Характеристика ребенка перед поступлением в школу» Консультация. Характеристика ребенка перед поступлением в школу Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение.

НОД по ФЭМП в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ИКТ и элементами здоровьесберегающих технологий.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Источник

Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы)

Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Смотреть фото Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Смотреть картинку Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Картинка про Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются. Фото Игралочка и раз ступенька два ступенька чем отличаются Мария Николаевна Степаненкова
Обзор курса Л. Г. Петерсон «Игралочка» (из опыта работы)

С 2012 года наш детский сад № 114 участвует в федеральном эксперименте «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО- начальная школа- средняя школа». В работу мы включились на базовом (минимальном)уровне участия: реализация технологии деятельностного метода обучения в курсе математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой, основного звена программы «Мир открытий».

Данный курс состоит из:

• Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия);

• Демонстрационного материала (один на группу, с ним работает педагог);

• Раздаточного материала (на каждого ребенка);

• Тетрадей-альбомов (на каждого ребенка).

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает следующие содержательные разделы:

свойства предметов и групп предметов;

Основными задачами курса являются:

Формирование любознательности, активности, мотивации, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

Развитие мыслительных операций:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

сравнение свойств предметов;

обобщение и распределение предметов в группы по выбранному свойству;

синтез на основе выбранной структуры;

Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Увеличение объема внимания и памяти.

Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи.

Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Формирование предпосылок логического мышления, сенсорных процессов и способностей.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками; работа по правилу и образцу, планирование своих действий, проверка результатов, исправление ошибок).

Задачи с возрастом также усложняются, что ведет к изменению пространственно-развивающей среды. Например, во второй младшей и средних группах знакомим детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством (вешаем мобиль с цифрами и соответствующим им количеством); в старшей знакомим с числовым рядом, с обозначением чисел точками (выстраиваем числовой ряд из домиков с точками); в подготовительной – со способом печатания цифр, с составом числа (числовой ряд с составом числа, карточками с печатанием цифр). Математические уголки есть в каждой группе, их содержание тоже меняется с возрастом. Вот наш вариант.

В основу организации образовательного процесса курса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей на занятиях на протяжении всего года. Педагог сидит во время занятия, он работает на уровне глаз детей. Еще одной особенностью занятий курса является то, что место начала «игры» и ее завершения обязательно совпадают. Итог занятий педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы,отвечая на вопросы: «Где побывали?», «Кому помогли?», «Какие знания вам пригодились?».

Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельностного метода Л. Г. Петерсон:

— принцип психологической комфортности,

Все принципы курса соответствуют требованиям ФГОС и вам знакомы.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого).

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума.

Как обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, когда в группе более двадцати детей и при этом у каждого из них свой стартовый уровень развития, темперамент, характер и условия жизни? Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития. Этот принцип свойственен только данной программе, потому что он придуман ее авторами.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

С возрастом задания усложняются: выделяется объект или признак, который раньше не встречался.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик с позиций самоценности и социальной значимости дошкольного детства, формирования готовности к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни во всех ее проявлениях, а также развития способностей к самореализации и саморазвитию. Курс «Игралочка» находит продолжение в начальной и средней школах.

Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели.

Занятия проводятся в технологии «Ситуация», которая является модификацией для дошкольной ступени деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Выделяют три типа образовательных ситуаций (занятий)с дошкольниками:

Занятия «открытия» нового знания;

Занятия тренировочного типа;

Занятия обобщающего типа (итоговые).

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то, что образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета в соответствии с так называемой «детской» целью.

В структуре занятий «открытия»нового знания выделяют следующие этапы:

1)Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний и умений.

3) Затруднение в ситуации.

4) «Открытие» нового знания (способа действия)

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

На каждом этапе занятия предусматривается решение специфических для данного этапа общих задач. Рассмотрим каждый этап на примере занятия в средней группе на тему «Прямоугольник» (обсуждается конспект занятия по этапам).

Введение в ситуацию

Создание условий у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Этого можно добиться через включение детей в беседу, личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом, и плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Формирование и фиксация «детской» цели. У младших дошкольников может быть цель, связанная с их личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть»). А у старших – цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). «Детская» цель не должна иметь ничего общего с программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью!

Актуализация знаний и умений

Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог ведет к их новым «открытиям».

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит «открыть», и которое на данный момент у него пока еще отсутствует.

Формирование опыта целеполагания (старший дошкольный возраст) с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться?» Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже ставится цель, связанная с познанием (познавательная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

«Открытие» нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание (понятие или способ действия, которое дети «открывают», должно обуславливать, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение «детской» цели, а с другой – решение проблемных задач обучения, воспитания, развития (достижение «взрослой» цели).

Фиксирование «нового» знания (понятия или способа действия) во внешней речи и (или) знаково. В конце данного этапа обязательно «новое» знание фиксируется подведением итога, выводом, проговариванием определения, способа, алгоритма и т. д. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы, типа «Расскажем зайчику, как мы пошли направо…»

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания, алгоритма, способа. Педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным раннее.

Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность (например,в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать?» Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

Может быть организована самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка.

Использование новых знаний (способов действия)в совместной деятельности: работа в парах, микрогруппах (если запланировано). Важно предусмотреть оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работ.

Создание ситуации успеха.

Фиксирование детьми достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Игровая деятельность.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Структура занятий обобщающего типа (итоговых) такая же, как и у тренировочных, но обобщающие занятия проводятся с участием двух педагогов (один организует образовательный процесс, а другой фиксирует результаты). Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Частота и продолжительность занятий изменяются при переходе детей с одной ступени обучения на другую.

Группа Количество в неделю Продолжительность

Подготовительная 2 30

Работа с дошкольниками в этом курсеведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагают и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого они вовлекаются в поиск, выдвигают и обсуждают разные версии, при верно найденном решении – эмоционально переживают успех. Задача взрослого – в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.

В образовательном процессе у воспитателя можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор, педагог моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий». Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением нового материала,должен быть принципиально нового типа: взрослый не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя «открыть», подводит их к открытиям, используя оптимальные формы организации детских видов деятельности.Если ребенок говорит: «Хочу научиться!» («Я хочу узнать!», «Мне это интересно», «Я тоже так хочу делать!» и т. п., – значит, взрослому удалось исполнить роль организатора.

Как помощник, взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их состоянием и настроением, помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свое мнение, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом, то это значит, что педагогу удалась роль помощника.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Немаловажную роль для создания психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанников, направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности (праздники, совместные проекты, физкультурные занятия и досуги, художественное творчество и др.). Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним. Важно понимать, что дефицит эмоционального общения, тепла и любви в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

В этом году подводим итоги своей работы.

Наше участие в эксперименте не сводится только к проведению занятий в рамках курса «Игралочка». Ежегодно мы делаем отчеты о своей работе в разных формах. Например, в конце первого года было снято игровое занятие с детьми; проведено родительское собрание, на котором родители просмотрели запись и обсудили эффективность такой работы. И само собрание также было снято. Этот видеоотчет был отправлен куратору. В 2013 году участвовали в конференции «Создание развивающейся многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы образования». Третий год работы был в рамках реализации технологии поддержки родителей и повышения их компетенции. И за свою работу получили диплом. В этом году мы работаем в лаборатории №6 «Технология ситуация как инструмент организации образовательного процесса с дошкольниками на основе комплексной программы «Мир открытий». Этот учебный год является итоговым завершающим и очень насыщен творческой работой. В январе 2016 года приняли участие в работе вебинара по теме: «Непрерывный курс математики Л. Г. Петерсон «Учусь учиться» в контексте реализации концепции развития математического образования». В марте подготовили видеосъемку занятия нематематической направленности, разработанного нами, в рамках технологий ситуация. Первые два года диагностика проводилась в особом компьютерном варианте. Компьютерная программа по мониторингу сама просчитывала результаты, получая только входящие данные. Последние два года мы просто проводим итоговые занятия (обобщающего типа).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *