Играть в макаренко что значит

Играть в макаренко что значит

«Педагогическая поэма» — самое известное и значимое произведение советского педагога Антона Макаренко. В этом романе рассказывается история колонии имени Горького, воспитанниками которой были несовершеннолетние правонарушители и беспризорные дети.

Макаренко был назван ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в двадцатом веке. В этот список также вошли Мария Монтессори, Джон Дьюи и Георг Кершенштейнер. Публикуем 7 правил воспитания от выдающегося педагога Антона Макаренко.

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит
Педагогическая поэма

1. Общайтесь с ребенком, как со взрослым

Воспитывая, вы готовите ребенка ко взрослой жизни, учите его взаимодействовать с людьми, принимать решения и нести ответственность. Дети вполне могут поступать по-взрослому — например, отказаться от новых рубашек ради покупки коровы.

Главный лозунг колонии имени Горького — «Не пищать!» — расшифровывается примерно так: «Ты взрослый человек, не ной, а неси ответственность за свои поступки». Простой принцип Макаренко в том, что ребенок легко примет правила, границы, дисциплину и труд, когда увидит, что его жизнь зависит и от него самого.

2. Ставьте перед ребенком интересные и реальные цели

Воспитанники колонии усердно учатся, потому что хотят поступить на рабфак. Трудятся, потому что хотят свое процветающее хозяйство, хотят лучше есть и одеваться. Заметив разброд и проблемы в коллективе, Макаренко ищет для своих воспитанников новые амбициозные цели, снимается с привычного места ради того, чтобы преодолеть застой.

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

3. Учите детей принимать решения и отвечать за них

Макаренко создал систему, при которой общие решения коллектива не мог отменить даже педагог. Он считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». Старший группы выбирался на полгода и всего один раз, так что у каждого был шанс попробовать себя в роли руководителя.

4. Больше общения!

Общаться с ребенком, любить его, вникать в его проблемы, быть в полном смысле слова «одной семьей» — вот главный принцип успешного воспитания по Макаренко.

Живите с детьми одной жизнью, одним коллективом. Работайте вместе, принимайте решения вместе, ставьте цели вместе.

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

5. Следите за собственным поведением

Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, даже читаете книгу — все это имеет для ребенка большое значение.

Источник

А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Игра

А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Игра

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

. Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит:

— Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.

Если ребёнок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит:

— Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?

Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.

Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае — наиболее частом — без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей. Детская игра проходит несколько стадий развития, и в каждой стадии требуется особый метод руководства. Первая стадия — это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти—шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребёнок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.

В первой стадии ребёнок не способен играть в группе, он часто ссорится с товарищами, не умеет найти с ними коллективный интерес. Нужно дать ему свободу в этой индивидуальной игре, не нужно навязывать ему компаньонов, потому что такое навязывание приводит только к разрушению игрового настроения, к привычкам нервничать и скандалить. Можно прямо утверждать: чем лучше ребёнок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. В этом возрасте ребёнок отличается очень большой агрессивностью, он в известном смысле «собственник». Самый лучший метод заключается в том, что не нужно давать ребёнку упражняться в этой агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Если ребёнок играет один, он развивает свои способности: воображение, конструктивные навыки, навыки материальной организации. Это — полезно. Если же вы против его воли посадите его играть в группе, то этим самым не избавите его от агрессивности, себялюбия.

У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у детей этого возраста ещё не потухли наклонности индивидуалистические, есть склонность спорить и ссориться. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило не сразу и в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе мальчиков во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.

Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11–12 лет, захватывая часть школьного времени.

Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определённый и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребёнок выступает уже как член общества, но общества ещё детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.

На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т. е. связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное — с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.

На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива, кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.

В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:

У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовании. Родители и должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и лёгкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек.

Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережёт для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.

Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребёнком какая-нибудь задача — обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется; логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек — в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.

Игрушки третьего сорта — различные материалы — представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.

Какой тип игрушек самый лучший? Мы считаем, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна—две механических игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого немногого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно, к его игре, постарайтесь, чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определённый недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлёкся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробков, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно — цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже не хватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить.

Самое главное в этой детской игре добиться следующего:

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится ущерба и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать её раньше времени.

В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Таковы общие формы метода на первой стадии игры.

На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и один помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что каждый родитель недоволен жизнью детей во дворе, но не поговорит с другим родителем, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива: будет очень полезно, если и их родители также организованно будут руководить ими.

Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего, расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.

На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость, не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.

И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки.

В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое глазение, простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третьей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.

Резюмируем то, что сказано в беседе.

Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом.

Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребёнка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками.

Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях.

На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

Источник

Кнут-менеджмент: Чему бизнесменов может научить «Педагогическая поэма»

«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».

Антона Макаренко знают даже люди, далёкие от педагогики. Что-то о его уникальной методике воспитания трудных подростков слышал каждый житель бывшего СССР.

Всё началось в 1920 году, когда полтавский Губнаробраз (Губернский отдел народного образования) предложил 32-летнему дипломированному учителю Макаренко (тема диплома — «Кризис современной педагогики») создать трудовую колонию для «морально дефективных» подростков.

Свой опыт Макаренко описал в «Педагогической поэме». Это не теоретическая работа и не практическое пособие — скорее ироничный рассказ о буднях Трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей им. Максима Горького.

Книга адресована широкому кругу читателей и может быть полезна не только педагогам, но и вообще любым руководителям или организаторам, в том числе бизнесменам. Известный фанат Макаренко — основатель «Юлмарта» Дмитрий Костыгин.

«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».

Идеальное время для начала бизнеса не наступит никогда: решились — не откладывайте

Макаренко пришлось создавать колонию на месте заброшенных казарм посреди леса в селе Ковалёвка в 6 км от Полтавы. За два месяца с деревенскими специалистами ему удалось привести в порядок одну казарму: вставить стёкла, починить печи, навесить двери.

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества

«Сравнив всё это с моими идеалами в области материальной культуры, я увидел: если бы у меня было во сто раз больше, то до идеала оставалось бы столько же, сколько и теперь. Вследствие этого я принуждён был объявить организационный период законченным», — пишет педагог.

Падение рынков и доходов делают идеалы материальной культуры трудно достижимыми и в России 2017 года. Макаренко был уверен, что неопределённость — это ещё не повод ничего не делать.

Идеального времени и условий не будет никогда. Хотите преуспеть здесь и сейчас, делайте продукты или услуги, востребованные на падающем рынке.

Как отучить сотрудников воровать

До основания колонии Макаренко 15 лет работал обычным школьным учителем. Поначалу ему было сложно справляться даже с пятью малолетними грабителями. Он так боялся своих воспитанников, что даже раздобыл наган.

Через неделю после приезда в колонию один из подростков устроил поножовщину, а кражи продовольствия и разных мелочей происходили постоянно: то серебряная ложечка у экономки пропадёт, то цветы с клумбы у железнодорожной станции исчезнут. Однажды у Макаренко украли жалованье за шесть месяцев (потом, правда, подросток деньги вернул).

Источник

«Воспитание детей — дело лёгкое»: 5 принципов Антона Макаренко

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

Совсем недавно мы публиковали цитаты Януша Корчака о детстве, уважении и любви, а сегодня наш блогер Анастасия Анненкова выбрала пять принципов воспитания другого не менее известного педагога — Антона Макаренко.

Тридцать лет назад ЮНЕСКО назвало четырёх педагогов, определивших образование XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Последний — едва ли не самый знаменитый российский педагог, который известен не только трудовой колонией им. Горького и теорией коллектива, но и первой книгой о воспитании, адресованной родителям. Чему же могут научить триста пятьдесят пожелтевших страниц семью из XXI века?

1. «Нужно, чтобы отец как человек был, а не просто лошадь»

Кто из нас не сталкивался с проблемой: родители постоянно на работе, дети — один на один с самой новой моделью приставки, да ещё почему-то капризничают, а через 15 лет и вовсе заявляют: «Вы меня недолюбили». Растерянным мамам и папам остаётся только разводить руками и в исступлении повторять: «Да я же для тебя, для тебя…»

Дети вырастают, а родители остаются наедине с тревогой и непониманием, почему же их труд так и не оценили. Для усердно трудящихся взрослых любого столетия актуальна простая истина, вложенная педагогом в уста отца многодетного семейства Веткиных: «…в семье должна быть радость, а не то что одно горе. А ещё и хвалятся люди: я, говорит, всё отдал для детей! Ну и дурак, ты отдал всё, а дети получили шиш!»

Первый, и самый важный, совет для любого поколения родителей: главное богатство для ребёнка — время, когда вы смеялись или плакали вместе. Вы скажете: «Это же азбучная истина в мире воспитания!» И будете правы, но, хоть это и так, события последних месяцев показали, что детям и родителям всё-таки бывает трудно быть вместе, а не просто рядом.

2. «Начните с того, чтобы проявить участие»

«Он поражался, делал большие глаза, радовался и скорбел, вскрикивал и смеялся…». Нет, это описание не ребёнка, хотя в «Книге для родителей» в них всё прекрасно: и мысли, и образы, и междометия. Это описание родителя, который слушает рассказ своего сына об игре во дворе. И как здесь не вспомнить чудеса активного слушания, о которых каждый уважающий себя родитель XXI века прочитал, как минимум, статью на «Меле», как максимум — несколько книг.

Где, как не в нём, искать возможность быть вместе, а не просто рядом? Позицию современного родителя, который хочет, чтобы ребёнок чувствовал его участие, занимали ещё в начале прошлого века родители Васи Назарова. Которые, кстати, начали с того, что дали сыну «общественную нагрузку» в виде скатерти, которую нужно поправить.

3. «Будьте ему лучшим другом»

А вот это, по мнению знаменитого педагога, не совсем верная позиция. В книге на примере не одной, а сразу трёх семей рассмотрены вопросы родительского авторитета. Макаренко не советует родителям, стремящимся понять детей и разделить их интересы, забывать о том, что они — родители, а перед ними — их собственные дети.

«Довольно часто дети ещё не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями — и в общем это, конечно, хорошо, но одним авторитетом дружбы обходиться никак нельзя». Как ни крути, а родители не могут быть просто друзьями детям, хотя бы потому, что воспитание детей — далеко не игра.

Грань между тем, чтобы быть родителем-другом и другом, который иногда «включает» родителя, очень тонка

Родитель-друг проявляет интерес к жизни ребёнка и даёт ему ощущение безопасности. Но дружба может зайти так далеко, что дети, по совершенно непонятным причинам, перестанут проявлять уважение к своим родителям в ситуациях, когда они на него рассчитывают. И снова остаётся только разводить руками и ощущать чувство жгучей несправедливости. «Я же был другом для тебя, хотел как лучше а ты…».

«Самая „мудрая“ педагогическая логика, утверждающая полезность средства, потому что в его основе самые лучшие намерения часто подводит». Чтобы этого не случилось, Антон Семёнович рекомендует не стремится молниеносно раздать дружеские советы и решать все детские неурядицы, а предоставлять детям свободу выбираться из затруднений таким образом, чтобы ребёнок видел ваше внимание и доверие к его силам.

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

Доктор Спок — отец поколения хиппи, который научил родителей всего мира любить и уважать детей

Если ваша дочь или сын знают, что вы можете от них кое-что требовать и не будете снимать с них ответственность, благодушно произнося: «если ты хочешь поиграть — беги, я справлюсь с этим и сам (а), а позже присоединюсь», то вы родители, которые готовы дружить с детьми, а не друзья, которые почему-то решили, что они могут «быть главными».

4. «Самочувствие родителей — один из лучших методов воспитания»

Вы готовы проводить время с детьми, заинтересованы в их переживаниях, соблюдаете границы дружбы, но всё равно видите в них всё больше равнодушия. В чём же дело? А не забыли ли вы, что в вашей жизни, кроме детей и работы, которую вы посещаете исключительно в их интересах, есть что-то ещё? И есть ли это что-то ещё в вашей жизни?

Право родителей на эмоции, на жизнь в удовольствие — основа успешного воспитания

Это не значит, что можно прямо сейчас отправить ребёнка к бабушке и доживать самоизоляцию «в тишине». Это о том, что если вы хотите видеть своего ребёнка счастливым человеком с надёжными границами, не забывайте и о собственных. Он должен видеть, что у вас тоже есть желания, и тогда однажды не скажет «ты должна была это сделать для меня!»

«Метод подражания в воспитании имеет большое значение. Как же ребёнок будет вам подражать, если вы будете всё время с кислой физиономией, с таким видом, будто жертвуете вашей жизнью». Очень часто из уст родителей можно услышать: «Да, я хочу, но покупать этого себе не буду, Мишеньке нужен новый смартфон». И, конечно, такие поступки совершаются из благородных целей, но, как очень мудро заметил Антон Семёнович, средства в которые мы верим только потому, что в их основе — лучшие намерения, часто подводят.

5. «Чувство меры между активностью и тормозами»

«Главный принцип, на котором я настаиваю, — найти середину — меру воспитания активности и тормозов, если вы эту технику усвоите, то всегда хорошо воспитаете своего ребёнка». В высшей степени привычные противоречия, о которых не слышали разве что те, кто вообще ничего не слушает, заключаются в таких банальных цитатах из жизни, как: «Вот сейчас они его опекают и ограничивают, а потом он вырастет и такое устроит» и «Ну а мы всё позволяем, лучше сейчас, чем когда будет жить один».

Играть в макаренко что значит. Смотреть фото Играть в макаренко что значит. Смотреть картинку Играть в макаренко что значит. Картинка про Играть в макаренко что значит. Фото Играть в макаренко что значит

Макаренко, Ньюфелд и ещё 5 людей, которые навсегда изменили наше отношение к детям

Как же искать эту границу дозволенного? Секрет в том, что жать и газ, и тормоз — это задача самого ребёнка, а не ваша. С самого раннего возраста необходимо найти точку, в которой детская шалость прекрасна и ту, где она перерастает ваши границы или границы других людей, и показывать ему эту точку. «Вы всегда поймёте границу, где активность должна быть остановлена тормозами самого ребёнка, воспитанными вами». Нужно только понять, что ребёнку нужны вы, ваше участие, ваша забота и ваш контроль тоже. Что отдавая, вы получаете, поэтому, в первую очередь, нужно разобраться, что и каким образом вы отдаёте.

«Между прочим, воспитание детей — это лёгкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идёт без напряжения, там оно удаётся».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *