Игрок что где когда жаркевич
Самый умный знаток: очередной триумф Дениса Галиакберова в «Что? Где? Когда?»
Суперблиц взял 23-летний интеллектуал из Казани. Он в третий раз подтвердил статус лучшего игрока самой молодой команды клуба
19 октября в очередном выпуске телеигры «Что? Где? Когда?» самая молодая команда клуба под руководством Ивана Жаркевича обыграла телезрителей со счетом 6:0. Это лишь второй случай в 44-летней истории клуба, когда игроки ответили верно на все вопросы. Лавры лучшего знатока и приз «Хрустальный атом» (к слову, уже третий) в этой исторической игре достались 23-летнему казанцу Денису Галиакберову, который сумел покорить суперблиц, в одиночку ответив на три вопроса подряд. «Реальное время» связалось с отцом чемпиона, экс-руководителем пресс-службы МВД Татарстана Андреем Галиакберовым, а также с директором лицея им. Лобачевского Еленой Скобельцыной — чтобы выяснить, как им удалось вырастить вундеркинда. К сожалению, сам Денис, связанный контрактными обязательствами с телекомпанией «Игра-ТВ», не смог ответить на наши вопросы.
Самый умный школьник России
Впервые всероссийская слава эрудита пришла к Денису Галиакберову еще в 2010 году, когда он стал чемпионом зимне-весеннего сезона телешоу «Самый умный» на канале СТС. Как вспоминает отец Дениса Андрей Галиакберов, решение участвовать в передаче сын принял самостоятельно.
— Он учился в пятом или шестом классе. Интеллектуальные игры были его главным увлечением, регулярно смотрел по телевизору и «Что? Где? Когда?», и «Самый умный». Как-то увидел на экране номер телефона и, никому не сообщив, позвонил по нему, чтобы пройти предварительный опрос, — вспоминает Андрей. — Мы узнали об этом уже потом, когда Дениса пригласили в казанское представительство СТС на видеокастинг. Вскоре нас позвали на запись шоу в Москву.
В общей сложности Денис провел в «Самом умном» 15 игр, одержав победы в четырех из них, всякий раз обыгрывая по 11 конкурентов. Еще четырежды юноша попадал в тройку призеров.
Секрет воспитания самого умного ребенка страны Андрей Галиакберов не раскрыл.
— Денис рано, еще до школы, научился читать. За это спасибо его бабушке, учительнице начальных классов. У нее была хорошая библиотека, и в детстве сын много читал. Возможно, дело в этом, — предположил Андрей. — Думаю, в стране много умных детей, но не все из них участвуют в интеллектуальных играх.
В «Что? Где? Когда?» через лицей Лобачевского
Записать интервью с самим вундеркиндом проблематично — Денис связан контрактом с Первым каналом, поэтому «любая публичная активность должна согласовываться», поясняет его отец. Путь юноши в «Что? Где? Когда?» начался с лицея им. Лобачевского при Казанском университете, где он учился с седьмого класса. Узнав, что там есть своя команда по спортивному ЧГК (так называется нетелевизионная версия популярной игры), он пришел на ее тренировку. Старшие товарищи оценили интеллектуальную прыть Галиакберова и посадили его за игровой стол.
Денис участвовал во множестве турниров по «Что? Где? Когда?», в том числе в чемпионатах мира и Европы. Ну а в мае 2018 года команда Ивана Жаркевича, в которую попал и казанец, впервые села за игровой стол телевизионного «Что? Где? Когда?» в Нескучном саду. Знатоки тогда проиграли, но Галиакберову достался титул лучшего игрока и первый из трех «Хрустальных атомов». Сборная обладателей этого приза с авторитетным Виктором Сидневым в роли капитана села за игровой стол осенью прошлого года. На этот раз знатоки одержали победу, а Дениса вновь признали лучшим.
Между прочим, Галиакберов — самый молодой игрок в своей команде: 9 ноября ему исполнится всего 24 года. Сейчас он учится в магистратуре Высшей школы экономики.
Галиакберов — самый молодой игрок в своей команде: 9 ноября ему исполнится всего 24 года. Фото facebook.com
«За сына радуюсь больше, чем за себя»
Очередная игра команды Жаркевича состоялась в минувшую субботу, 19 октября. Во втором раунде волчок указал на сектор «суперблиц». По правилам игры это означает, что за столом остается единственный игрок, вместо одного вопроса звучит три и для ответа на каждый из них вместо минуты дается всего 20 секунд. Это испытание считается самым сложным в игре: взять очко на суперблице командам удается редко. Ответственную миссию капитан доверил Денису Галиакберову, который блестяще справился с задачей, абсолютно точно ответив на все три вопроса. Неудивительно, что титул лучшего знатока этой триумфальной для команды игры вновь достался молодому казанцу.
Как признался после игры капитан команды Иван Жаркевич (на фото), он опасался, что после триумфа на суперблице Галиакберов выключится из игры на волне эйфории. К счастью, этого не случилось.
— Это очень приятное ощущение, но ведущий дает время, чтобы ты от него отвык и понял, что сейчас будет третий вопрос и еще есть вероятность проиграть со счетом 2:6, — рассказал в интервью после победы сам Денис.
Рассказывая об эмоциях, испытанных во время просмотра игры, Галиакберов-старший признается: было крайне волнительно. Но радость триумфа затмевает все переживания.
— Не знаю, с чем можно сравнить это чувство. Наверное, это как гордость за какие-то собственные достижения, но в несколько раз сильнее. За успехи детей мы всегда радуемся больше, чем за свои, — говорит отец интеллектуала.
Звездной болезнью не страдал
Директор лицея им. Лобачевского Елена Скобельцына вспоминает бывшего ученика с нескрываемой теплотой.
— Денис — удивительный человек. Он всегда отличался стремлением к самосовершенствованию. Думаю, победы в интеллектуальных играх были для него своего рода реперными точками, позволяющими ставить все новые цели. Денис очень трудолюбив, он всегда с большим интересом относился к учебе, — говорит Елена Германовна. — Но главное, что хочется отметить — его отличные человеческие качества. Очень добрый и отзывчивый, пользовался заслуженным уважением в детской среде. Всегда был готов прийти на помощь и ответственно относился к любым поручениям, даже, казалось бы, мелким — вроде дежурства по лицею. Звездной болезнью, несмотря на успехи в «Самом умном», не страдал.
По словам Скобельцыной, в родном лицее с интересом и радостью следят за нынешними успехами Дениса.
— Иногда видимся, правда, не так часто, как хотелось бы, — продолжает директор. — Денис поддерживает связь с лицеем. В годы учебы он посещал уроки лидерства, которые вел, еще будучи министром образования и науки РТ, Альберт Гильмутдинов. Год назад Альберт Харисович решил собрать ребят, и те с удовольствием отозвались. Денис тогда находился за границей, но записал видеообращение к нынешним лицеистам. Он пожелал ребятам ставить амбициозные цели и делать все, чтобы их достигнуть, трудиться не жалея себя.
Иван Жаркевич
Биография
Иван Жаркевич известен российским зрителям по участию в интеллектуальной передаче «Что? Где? Когда?». Он выступает капитаном команды в составе еще пяти человек и каждую встречу в Нескучном саду оканчивает хорошим результатом, закрепляя за собой право называться лучшим знатоком. Пока Иван считается новичком «ЧГК», но зрители уверены, что такими темпами очень скоро он сумеет привести своих игроков к верхней строчке рейтинга.
Детство и юность
Иван родился в феврале 1988 года в российском городе Тюмени. Мальчик с раннего детства интересовался разными вещами, исследовал и узнавал новое, правда, тогда он еще не задумывался о том, кем хочет стать в будущем.
Знаток Иван Жаркевич / «ВКонтакте»
После школы юноша поступил в Тюменский государственный университет на факультет экономики, а в 2009 году с успехом его окончил. О родителях Жаркевича ничего не известно, мужчина предпочитает не афишировать личную информацию и не слишком охотно делится с репортерами ответами на вопросы об отце, матери и других подробностях биографии.
Сейчас Иван трудится в торговой сфере, работа менеджера приносит ему основной доход. Другая информация относительно деятельности мужчины в средствах массовой информации не озвучивалась. А участие в интеллектуальной программе на Первом канале Жаркевич рассматривает скорее как увлечение.
«Что? Где? Когда?»
Игрой «ЧГК» Иван стал увлекаться вскоре после окончания вуза, некоторое время играл в составе московской команды Matrix. За годы, проведенные в разных сериях игр, ему доводилось участвовать в международном синхронном турнире клуба «Балтийский берег», который ориентируется на средний уровень сложности вопросов. А затем он попал на отборочные туры передачи для интеллектуалов, выступал за команду Эмиля Аскерова.
Впервые на Первом канале в составе клуба знатоков Жаркевич появился весной 2018 года, затем еще не раз представлял коллектив, собранный из разных городов России — Москва, Тюмень, Самара, Казань и Нижний Новгород. В состав команды Жаркевича вошли Лев Кертман, Кирилл Чернышев, Настя Рекшинская, Денис Галиакберов и Михаил Новоселов. Лучший результат молодым знатокам удалось показать в осенней игре, после победы над зрителями со счетом 6 : 0. Этот случай стал вторым за десятки лет в истории клуба.
Личная жизнь
О личной жизни Жаркевича ничего не известно, как и о том, есть ли у него супруга или гражданская жена. В «Инстаграме» он чаще публикует снимки природы, во «ВКонтакте» тоже нечасто радует подписчиков новыми фото, поэтому понять увлечения или то, чем мужчина занимается в свободное время, также не представляется возможным.
Иван Жаркевич сейчас
В конце осени 2019 года об Иване снова заговорили, поскольку 30 ноября стартовала зимняя серия клуба знатоков. Участие в первой игре приняла сборная команда обладателей приза «Хрустальный атом», а в следующих эфирах сыграли коллективы Балаша Касумова, Алеся Мухина и Ивана Жаркевича. Право играть в финале получают те, кто обыгрывает телезрителей с более крупным счетом.
Передача с участием Жаркевича и его команды вышла в эфир 22 декабря и стала четвертой по счету игрой этой серии. Сразу стало ясно, что «схватка» будет непростой, первый вопрос — и сразу блиц, молодым людям предстояло ответить на 3 вопроса подряд через 20 секунд обсуждения.
Самым противоречивым моментом программы стал вопрос от жителя Калуги Алексея Кузнецова, который представил знатокам одну часть рисунка карикатуриста Танго и попросил разгадать, что происходит в больничной палате. Новоселов ответил, что пока рядом умирает человек, все склонились к мобильным телефонам, поэтому не замечают случившегося.
Уточнив, умер ли человек (и получив ответ «да, возможно»), Борис Крюк огласил, что этот ответ неправильный, поскольку изображенные на картине люди смотрят в телефоны, в том числе и больной. В социальных сетях зрители программы развернули нешуточную полемику относительно этого момента, поскольку суть изображения команда передала в полном объеме.
Далее игроков ждал суперблиц, когда на 3 вопроса подряд отвечает 1 человек. Сделать это поручили Галиакберову, который блестяще справился с поставленной задачей. К слову говоря, это был его не первый успешный суперблиц.
Тюменец Иван Жаркевич рассказал о «Что? Где? Когда?» и учебе в США
Капитан команды, победившей в сезоне-2019, ответил на вопросы зрителей интеллектуального клуба.
Молодая команда Ивана Жаркевича по-своему запомнилась в интеллектуальном телеклубе «Что? Где? Когда». Ребята под руководством тюменца свою пятую игру сыграли в финале года и выиграли. А перед этим второй раз за всю историю программы победили со счетом 6:0.
Иван Жаркевич родился 23 февраля 1988 года. Закончил Тюменский государственный университет. Работал в крупной консалтинговой организации, а потом уехал в США — учиться в Гарвардской школе бизнеса. По этой причине не смог присутствовать в финале весенней серии-2020.
# «Даже не мечтал оказаться в Охотничьем домике»
— Как начал играть в «Что? Где? Когда?»?
— Все началось со спортивных игр «Что? Где? Когда?». Я учился в девятом классе, мне было лет четырнадцать. Однажды после уроков зашел к завучу, а у нее находилась команда ребят, которые готовились к участию в чемпионате по «Что? Где? Когда?». Мне стало интересно, я начал задавать вопросы, в итоге ребята предложили попробовать. Попробовал, сыграл, очень понравилось.
В школе до выпуска провел еще несколько игр. Когда пришел на первый курс, то понял: это то, чем бы мне хотелось заниматься больше. У меня появилась команда, и все завертелось, до сих пор не могу остановиться.
— Дома родители смотрели программу?
— Да, к программе «Что? Где? Когда?» в семье всегда было большое уважение. Я был знаком с концепцией, с правилами. Когда попробовал — понял, что получается. Но самое главное, игра доставляет большое удовольствие.
— Мог ли ты подумать, что попадешь в телевизионный клуб?
— Даже в самых смелых мечтах такого не было, что я сяду за стол в Охотничьем домике. Здорово, что это произошло. До сих пор до конца не осознал, насколько это круто.
— Как сложилось, что ты попал в телевизионный клуб?
— Будучи студентом я активно играл. В Тюмени у нас была одна из сильнейших студенческих команд. Я учился на последнем курсе, когда снимали очередной сезон телебрейна (телевизионную версию «Брейн-ринга» — Авт.), это было где-то в 2008—2009 году. Приглашали команды от каждого региона. Взяли меня и несколько ребят из моей команды. Мы сыграли не слишком успешно, но меня пригласили на отбор «Что? Где? Когда?». Я пришел, мне сказали: «Да, спасибо. Очень интересно». Потом примерно раз в два года приходил на отборы, меня пробовали в разных составах. В какой-то момент получилось, и появилась наша команда.
Хотя это произошло не сразу. Образовалась некая обойма, человек 10−12, кого пробовали в нашу команду. В течение года мы ходили на игры, пробовали, тренировались. Редакторы нам помогали, чтобы понять, в каком составе получается более интересно и эффективно играть.
— Как на вашу команду повлияла победа в финале сезона?
— Мне не удалось захватить эти изменения, потому что практически сразу улетел в Кембридж, к семье.
За две недели до финала у нас родился ребенок. Меня настолько захватила жизнь молодого отца, что большая победа в «Что? Где? Когда?» была вытеснена новыми обязанностями. Она осталась большим приятным ощущением из 2019 года.
Надеемся, что этот турбулентный период с коронавирусом скоро пройдет.
— С кем из других команд дружите больше всего?
— Мне сложно говорить о дружбе командами. Скорее есть дружба с определенными людьми из разных команд. Когда-то вместе играли с Юрой Филипповым. Со многими ребятами из команды Бориса Белозерова хорошие отношения.
# Капитан должен быть спокойным
— Ты сразу на капитана пробовался или сначала на игрока? Как это вообще происходит?
— Первый раз меня отсматривали как игрока. По-моему, Леша Бараненко был капитаном. Потом заполнял анкету, где был вопрос: какое амплуа ближе? Поскольку я почти всегда играл капитаном, написал, что привычнее быть в этой роли. С тех пор меня стали рассматривать на роль капитана.
— Когда определили твою роль — капитана, знатоков как отбирали?
— Скорее меня подобрали под команду, а не игроков под меня. Потому что ребята, с которыми я начал играть, достаточно хорошо друг друга знали. С некоторыми у меня было шапочное знакомство.
К моему мнению прислушивались, но конечное решение принимал не я. Главное, чтобы не было антагонизма между людьми. Редакторы смотрят, как происходят игра. Когда ты сидишь за столом, то полностью погружаешься, и неважно, как это выглядит со стороны. Тебе важна игра, остальное все вторично.
— Ребята в команде разные. Как удалось объединить, есть какие-то приемы?
— У меня нет приемов, какой-то манипуляции. Пытаюсь выстраивать нормальные отношения и устанавливать простые правила, принципы, которые помогут играть лучше. Эта та идеология, которую я стараюсь претворять в жизнь.
Капитан — формальный лидер. Важно сохранять прозрачность, понятность, говорить команде о том, что ты думаешь. Игроки должны знать: как капитан принимает решения, о чем он думает, чтобы это не было «черным ящиком».
— Как балансируешь, понимаешь — у кого из игроков какие сильные стороны?
— У кого какие сильные стороны — я понял достаточно быстро, когда мы стали тренироваться. У всех свой уровень игры, но в отдельных игровых навыках есть небольшое различие.
Тренировки — такой процесс балансирования. Мы договариваемся по мелочам, которые раздражают или делают игру неэффективной.
Например, если начинается крик, эта проблема была в начале. Понятно, что когда вопрос задается — у всех есть масса версий, но мне сложно уловить, что происходит, если одновременно направлено пять отдельных звуковых каналов. Начали пробовать делать паузы, экспериментировать с этим.
— Есть в команде ответственные за определенные темы?
— У нас нет никакого закрепления. И мое профессиональное убеждение, что такого в команде быть не должно.
Тут дело в психологии. Если в команде есть игрок, который отвечает за спорт, и звучит вопрос про спорт, после сирены пять игроков поворачиваются на одного и начинают ждать от него ответа. Давление на игрока огромное, к тому же остальные пять перестают думать над вопросом. Поэтому никакой зоны ответственности нет, все должны отвечать на все вопросы.
— Имеет ли значение рассадка за игровым столом, и как вы к ней пришли?
— Расположение игроков за столом влияет на то, как ты их слышишь, и то, как они видят друг друга. Если человек не может втиснуться в обсуждение — его идеи потеряны.
— Слева от тебя сидит Лев Кертман…
— Да, и если у него есть версия, он может ввернуть ее как надо. Если есть хорошие аргумент против версии, сказать «нет». И я его прекрасно слышу. Поэтому Лев на своем месте работает отлично.
— В клубе ты один из самых сдержанных капитанов, зрители отмечают стальное спокойствие в любых ситуациях.
— Не соглашусь, что я очень спокойный, «стальной» капитан. Может, внешне и выглядит так, но на самом деле я очень эмоциональный, всегда переживаю.
Вообще, не слышал, чтобы люди говорили обо мне как об образце спокойствия. Бывает, что взрываюсь в определенных ситуациях. Но за игровым столом понимаешь, что это часть роли капитана — ты должен быть спокоен и передавать спокойствие игрокам. Если начинаешь вибрировать, нервничать, то паника передается. Поэтому я интуитивно понимаю, как важно себя контролировать.
— Первые разы всегда пытался перестроиться. Прилетал, ложился вечером, вставал утром. Это было болезненно, и после этого я перестал перестраиваться. Потом прилетал, соблюдал бостонский распорядок дня в Москве, и мне это зашло. Из светового дня успеваешь захватить 2−3 часа, однако этого хватало. И дальше буду придерживаться такой стратегии.
— На кого из более опытных капитанов равняешься?
— Может, это прозвучит самонадеянно и крамольно — я стараюсь ни на кого не равняться, не делать ролевых моделей для себя. Я пытаюсь расти в собственном направлении, чтобы органично развиваться, слушаю ребят.
— Есть ли любимый капитан в телеклубе?
— Удивляет Балаш Касумов. Его команда делает невероятный выбор, придумывает на очень сложные вопросы креативные, правильные версии. И большая роль в этом, мне кажется, Балаша. Я бы его особенно выделил.
# Как учат в Гарварде
— Расскажи, как попал в Гарвард?
— Да, я сейчас нахожусь в Американском Кембридже, где тоже серьезный образовательный центр. Здесь расположены Массачусетский технологический университет, Гарвардский университет и школы, куда, как правило, люди идут с опытом работы. Я учусь в Гарвардской бизнес-школе. Начал учебу, имея 8 лет работы.
Теперь о том, как попал. Процесс конкурентный. Ты подаешь заявку с результатами экзамена GMAT, пишешь несколько эссе, рассказываешь, как двигалась карьера. И дальше — «черный ящик»: комиссия по понятным для нее законам. На комиссии принимают решение брать или не брать.
— То есть сам пошел учиться, не от работы направили?
— Сюда невозможно откуда-то направить. Конкурс очень высокий, и решение о наборе принимает сама школа. В компании могут инициировать учебу, но сотрудник будет поступать по общему конкурсу.
— Много ли россиян учатся вместе с тобой?
— Не очень. В прошлом году русскоговорящих было человек двенадцать (в классе одного года примерно 900 человек). На первом году обучения был всего один.
— Дорогая ли учеба или бесплатная?
— Обучение достаточно дорогое. На сайте рассчитано, во сколько оно в целом обойдется — с учебниками, арендой квартиры, медицинской страховкой, которая здесь дорого стоит, — для одного студента и для семьи.
Специфика еще в том, что в Гарвардской школе большой стипендиальный фонд. Если уровень дохода студента на момент поступления ниже определенного, могут дать стипендию. Ее получает больше половины студентов. То есть вуз поддерживает, хотя это никогда не покрывает на 100%. Остальное или из своего кармана, или кредит. Кредит тоже Гарвард помогает взять.
— Чему учат в Гарвардской школе?
— Здесь достаточно специфический метод обучения, дается небольшой кейс страниц на двадцать, который читаешь при подготовке к уроку. После этого приходишь на урок и обсуждаешь с еще 90 людьми определенную бизнес-ситуацию. Профессор выполняет роль модератора. Он редко говорит «смотрите, как должно быть», скорее направляет дискуссию. Иногда эта дискуссия основана на разных точках зрения, она может углубляться цифрами, деталями, но в целом — это обсуждение бизнес-ситуации.
— Много занятий?
— В день два-три занятия. В первый год, как правило, все предметы обязательные: «Финансы», «Стратегия», «Бухгалтерия». А на второй год выбираешь предметы, которые хочешь изучать, в зависимости от того, куда собираешься развиваться в бизнесе.
— Насколько хорошо надо знать английский язык, чтобы на нем учиться?
— Мне кажется, что я до сих пор не выучил его очень хорошо. До этого часть работы была на английском, я читал на нем, смотрел фильмы. Несколько раз ездил в Штаты и Великобританию.
На обучении в школе мог читать кейсы и понимать, о чем речь. Но все равно остается языковой барьер на уровне повседневной жизни, хотя поддержать разговор могу.
— Есть ли в США филиал «Что? Где? Когда?» и участвуешь ли ты в играх?
— Есть ребята, которые играют в спортивное «Что? Где? Когда?». До коронавируса игры были раз в две недели, я достаточно много раз там играл. Спортивное «Что? Где? Когда?», мне кажется, во всем мире похоже, независимо от страны. Собираются команды, читаются вопросы, раздаются бланки. Очень похожая атмосфера с тем, как я играл в Тюмени.
— Как организована учеба на время карантина?
— Дистанционно через «Zoom». Думали, что упадет качество самого процесса, однако этого не произошло.
Некоторые предметы нагружены техническими вещами, для них переход на Zoom очень органичен. Есть предметы, которые больше направлены на взаимодействие, обсуждение, психологию. Часть потерялась при переходе на онлайн. Но в целом переход был очень гладким.
— В социальном плане где больше нравится жизнь — в США или в России?
— Сложно сравнить, есть свои плюсы и минусы.
В Штатах многие вещи, от которых я ожидал хорошего уровня, не оправдали этих надежд. Например, банковская сфера. В России банки, что касается розницы, обычных потребителей — более продвинуты. В США система тяжелая, не такая клиентоориентированная.
Но есть вещи мегаудобные. Например, развита система электронной торговли, можно заказать что угодно, и тебе быстро доставят заказ. Причем оставят коробку у твоей квартиры, и ее никто не возьмет. Не тратишь время на поход в магазины, координацию всего этого.
Сложно суммировать. Идеала нигде нет. Здесь просто по-другому. К каким-то вещам быстро привыкаешь и воспринимаешь это как данное.
— После учебы планируете остаться работать в США или вернуться в Россию?
— У меня есть предложение вернуться от моего текущего работодателя, для меня это основной вариант.
Фото: кадры из программы и из соцсетей клуба «Что? Где? Когда?».