Игровые отношения что это
Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Тамара Грузинова
Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Развитие взаимоотношений между детьми имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей.
В первой младшей группе дети не умеют общаться друг с другом, сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.
Во второй младшей группе понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.
Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Со временем совместные игры приобретают элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно» (фото 1).
Создаются первые игровые объединения, дети объединяются в маленькие группки, по половому составу преобладают «чистые» микрообъединения,
но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (фото 2,3).
Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них ребенок начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата (фото 4,5).
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться (фото 6).
Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт.
Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.
В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений.
В этом возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать.
Дети старшего дошкольного возрастас большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более чем с другими.
Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.
В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.
Положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.
Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребность быть полезным и добрым, готовность использовать все свои способности.
Но практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах воспитания.
Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре ФЭМ представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Формирование элементарных математических представлений.
Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли их ребенок. Поэтому.
Мастер-класс «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста в игре» Цель: ознакомление с некоторыми приёмами, обеспечивающими формирование у дошкольников элементарных математических представлений в игре.
Проект по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста «Дружные ребята» Дружные ребята» Проект (краткосрочный) Тип: творческий Группа: Старшая группа Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Проблема:.
Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно.
Проект «Развитие положительных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» Актуальность : Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает.
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Пояснительная записка. Программа «От рождения до школы» рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на формирование культуры общения и дружеских.
Консультация для педагогов «Развитие реальных взаимоотношений между детьми в ходе игры»
Валерия Матвейкина
Консультация для педагогов «Развитие реальных взаимоотношений между детьми в ходе игры»
Общеизвестно что игра занимает доминирующее место в жизнедеятельности ребёнка. В игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со сверстниками и взрослыми, в особой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность. О важности значения игры в становлении реальных взаимоотношений между детьми и пойдёт речь. Именно в игре воспитываются нравственные качества, чувство коллективизма, дружелюбие. При этом очень важно правильное педагогическое руководство, есть возможность косвенно воздействовать на детей, создавать такие условия, чтобы они могли проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремление достигать поставленную цель. Важно выяснить отношение и интерес ребёнка к игре, характер участия в разных видах игр. Перед воспитателем стоит задача поощрить наиболее смелых и поддержать нерешительных детей, приучить подчинятся правилам игры, умение координировать свои действия с действиями других детей, считаться с мнением товарищей по игре, соблюдать очерёдность в ведущих ролях, стремление приносить пользу игровому коллективу, учатся проявлять взаимопонимание и оказывать помощь другому ребёнку. Одним словом научить действовать сообща, руководствуясь с общими интересами, уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, чтобы поддерживать и устанавливать ход игры.
Существует два вида – игровые и реальные взаимоотнощения. Игровые отношения отражают отношения ребёнка к сюжету и своей роли в ней. Реальные – это взаимоотношения детей как партнёров, выполняющих одно и то же дело. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, по ходу игры обсуждают возникающие проблемы и недоразумения. Интерес к игре сверстника как раз и приводит попыткам установления определённых взаимоотношений в игре. Сначала это стремление приблизится к другому ребёнку, играть с ним рядом, возникает желание уступить часть места, занятого для игры, затем начать более плотно общаться, ребёнок ищет повод для совместной деятельности, установления контакта. На этом этапе общение ещё носит кратковременный характер, содержание игры ещё не даёт оснований для устойчивого общения: дети меняются игрушками, помогают друг другу в различных ситуациях (например поднять игрушку, правильно поставить машинку ит. д.) С развитием игровых умений, с усложнением игровых замыслов, появлением сюжета в игре дети вступают в более длительное общение друг с другом. Сама игра требует и способствует этому. Стремление воспроизвести в игре действия взрослых, реализовать свои наблюдения окружающего мира приводит к тому, что ребёнок ищет партнёра,который участвовал бы с ним в игре, возникает необходимость договариваться, вместе организовывать игру, включающую в себя несколько ролей. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему усложнению, многообразию и развитию содержания игры, возникает обмен опытом, а это ведёт, в свою очередь, к развитию реальных взаимоотношений между детьми, к увеличению количества участников игры, к необходимости согласовывать свои действия. Реальные взаимоотношения возникают когда дети только договариваются об игре, но и непосредственно в ходе игры, они определяются сюжетом игры. В таком случае сюжетные отношения становятся формой, в которой и проявляются реальные взаимоотношения. Они могут не соответствовать логике сюжетных отношений, например когда инициатор игры берёт на себя подчинённую роль, но одновременно всё равно руководит игрой.
С развитием умения выбрать и создать сюжет игры, распланировать совместную деятельность у ребёнка возникает необходимость наладить связь со всеми играющими, понять их желания и найти своё место в игре, соразмеряя свои собственные желания. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно к общей игре, к составу играющих. Если дети не сумеют договориться между собой игра распадётся. Заинтересованность в игре, желание принять участие в ней требует от детей про явления взаимных уступок. И здесь очень важна помощь и руководящая роль педагога, умение тактично направить в нужное русло последовательность действий детей. При вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности, они проявляются в играх всех видов. В дидактических играх играет роль умственное развитие, сообразительность ребёнка. В сюжетно-ролевых, творческих обязательно выделится группа организаторов, это развитые и общительные дети, они сумеют выбрать сюжет, развить его, привлечь товарищей и объединить их для успешного хода игры и достижения поставленной цели. При правильном и разумном подходе педагога эти дети становятся активом на который воспитатель может смело опираться в ходе работы с детьми как в ходе руководства игрой, так и на занятиях, а так же в ходе любой работы с детьми в течении дня. Зная особенности и умения каждого ребёнка всегда нужно использовать их. Участие ребёнка в игре, выполнение им определённой роли направлять не только на средство развития, но и использовать для воспитания нравственных качеств, а также формирования дружного, крепкого коллектива.
Т. о. в правильной организации игровой деятельности детей заложены большие возможности для эффективного педагогического воздействия на детей с целью организации хороших, полноценных и устойчивых взаимоотношений между детьми, что приведёт к формированию положительных психических качеств и личностных особенностей ребёнка, имеющих огромное значение для успешного протекания других видов деятельности, которые впоследствии приобретут самостоятельное значение.
Анализ образовательных результатов детей 1 младшей группы за год Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,.
Игровые отношения детей
Игровые отношения детей. В игровой деятельности ребенок не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего ребенок играет роль взрослых людей — мамы, воспитательницы, шофера, продавца. Ребенок стремится исполнить обязанности по отношению к окружающим его людям. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно исполнил эту роль. Например, при исполнении роли покупателя ребенок узнает, сто он не может уйти из магазина, не уплатив за покупку. Исполняя роль, ребенок получает и определенные права по отношению к другим лицам. Роль в сюжетной игре заключается в том, чтобы испол-
нять обязанности, налагаемые ролью, и осуществлять права по отношению к другим участникам игры.
Сюжет игры
Сюжет игры составляет отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера действительности, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому младший дошкольник имеет достаточно ограниченное число сюжетов. С возрастом увеличивается длительность игры. Для малышей важно само действие, а для старших детей приобретает особое значение социальная иерархия (кто главнее), для самых старших важнее моральные соображения.
Формирование социально-личностных отношений в процессе игровой деятельности
Тереза Кожаева
Формирование социально-личностных отношений в процессе игровой деятельности
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др., для лечения психических заболеваний. В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К. Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А. И. Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В любом случае, большинство характеристик игры уже показывают, как важна игра для развития человека, особенно, для развития ребенка, совершенствования его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которых направлена деятельность играющего.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст, игра выступает ведущим видом всей деятельности.
В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая игра.В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.
В старшем возрасте, с усложнением игры и игрового замысла, чувства детей становятся более осознаны и сложными. Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же.А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.
Уже с раннего детства ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры ее правилами, т. е. проходит социализацию к окружающему миру.
В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями.
С сюжетно – ролевыми играми тесно связаны театрализованные и режиссерские игры.
Театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.
Режиссерская игра стимулирует воображение ребенка, требуя от него умения построить сюжет, распределить роли. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «Я» множество образов, тем самым стимулирую к разносторонней и более объективной самооценки.
Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарища.
При правильном руководстве со стороны педагогов детского сада родители так же способны формировать игровые навыки.
Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых.
Игра-это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Игровая группа-это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.
Ролевая игра-это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.
Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.
Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.
Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношенийпедагог обращает внимание на:
1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения
(состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)
2) собственное поведение в ситуации общения
(в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)
Что такое общение,мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники.Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.
По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.
Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется.Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.
В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада, домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать,мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился!» То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.
Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.
Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) отношениями между воспитателями и детьми
2) отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Предлагаю форму наблюдения за детьми в группе. Целью является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.
Обычно Часто Иногда
1. Играет в одиночестве
2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми
3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу
4. Играет только с одним и тем же партнером
5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе
6. Вступает в конфликт с другими детьми
7. Ссорится, обижает других детей
9. Жалуется воспитателю
10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры)
При интерпретации полученных данных необходимо иметь в виду
1) Каждая из описанных форм поведения (даже под №7, 10) может встретиться в жизни вполне благополучного ребенка. Если они появляются не слишком часто и не вместе с остальными. Это не должно вызывать слишком большой тревоги. Они просто требуют коррекции поведения ребенка и помощи ему.
3) Многие из описанных форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе. В этом случае воспитатель должен проявить терпение и не торопить ребенка в его вхождении в группу, тем не менее, оказывая ребенку поддержку и демонстрируя группе хорошее к нему отношение. Разумеется драки, скандалы требуют коррекции со стороны воспитателя.
Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, т. к. игра ориентирована на собственный процесс, а не на результат. В игре дошкольник получает удовольствие и способен часами играть в такие игры.
Что же касается сюжетно-ролевых игр, то детям просто интересно проигрывать определенные ситуации, пробуя себя в разных ролях. В некотором смысле можно сказать, что сюжетно-ролевая игра, которая всегда предполагает партнеров (в том числе взрослых и детей другого возраста, является одной из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми.
А сейчас обратимся к программе, в области «Социализация» даны задачи и методы формирования социально- личностных отношений детей в процессе игровой деятельности. Но необходимо учитывать, что эта образовательная область интегрирована с другими областями (придавая им социально-ценностное направление) – «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»
Задачи: Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние сверстников и доверие к воспитателю.
Здесь предполагается непосредственное участие воспитателя в детских играх, общении. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе, давать детям ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей. Дети учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. Играют со сверстниками парами,элементарно договариваясь о совместных действиях: «Давай катать машинки» или «Давай кидать мяч». Дружеские отношения часто сменяются конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Воспитатель привлекает детей к участию в разрешении проблемно-игровых ситуаций «Поможем куклам помириться». В дидактических играх дети отбирают картинки, изображающие добрые поступки детей, выражают к ним свое отношение (Они мне нравятся. Они хорошие дети).
Со второго полугодия воспитатель побуждает детей откликаться на предложение участвовать в общем деле: сделаем подарок маме, соберем общую «сокровищницу» (картинки, камешки, ракушки). Дети учатся самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете: «Я буду лечить, приносите своих детей». В играх-имитациях объединяются,отражая характерные действия: «Мы мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики».
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих. Понимать ярко выраженные эмоциональные состояния, правильно реагировать, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. Развивать стремление к совместным играм в паре или небольшой подгруппе.
В этом возрасте основной путь – в постоянном практическом приучении детей к культуре поведения и доброжелательном отношении к людям.
Методы – организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта. Организация образных игр-иммитаций, игр-драмматизаций, театрализованных этюдов, на темы любимых сказок – «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», сюжетно-ролевых, режиссерских и дидактических игр, чтение художественной литературы. В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственных представлений (что такое хорошо и что такое плохо, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Дети нуждаются в постоянной помощи для установления игрового взаимодействия, не всегда могут вникнуть в общий замысел, вступают в конфликты, затрудняются в согласовании игровых действий. Воспитатель побуждает детей к ведению ролевых диалогов в начале года в совместной игре с ним, а затем со сверстниками.
Задачи: воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливое отношение к малышам, умение сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Методы: совместные сюжетно-игровые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания, проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы, сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической направленности («Поможем птицам пережить холодную зиму», «Позвоним заболевшему товарищу», этические беседы, чтение художественной литературы.
Воспитатель учит детей формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера по игре, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Способствует самостоятельно или с небольшой помощью согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, устанавливает договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Задача воспитателя увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также ежедневно с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля и воображения. : «Будь внимателен», «Домино» (цифровое, «Шашки», «Угадай, что загадал», «Сложи квадрат» «Кубики для всех» и т. п. В них дети соблюдают очередность, следят, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролируют себя, добиваются выигрыша и первенства.
Но некоторые дети знают мало игр, затрудняются в объяснении правил другим, раздражаются, выражают недовольство, если сверстник задает вопросы.
Сюжетные игры становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности – продуктивной и речевой. Задачей становиться обогащать способы игрового сотрудничества, способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. Одним из новых методов можно предложить участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых («Водители, будьте внимательны!», сотрудничество детей в оформлении группы, уходе за цветами, общение с малышами, участие в конкурсах рисунков на социальные темы.
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.
Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.
Развитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность. Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися,.
Роль игровой деятельности в процессе избавления детей от заикания Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность,.
Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. «В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер.
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности. «В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер.
Воспитание положительных взаимоотношений у детей в процессе игровой деятельности Воспитание положительных взаимоотношений у детей в процессе игровой деятельности. Воспитатель: Золкина Н. С. МДБОУ «Детский сад №47» Основной.