Игз что это за предмет в школе
Рабочая программа ИГЗ по русскому языку
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительная образовательная программа
«Текст под лингвистическим микроскопом»
возраст учащихся: 14-15 лет
Барановой Ольги Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
город Нижний Новгород
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка ………………………………………………… 3
Планируемые результаты освоения программы …………………….. 6
Содержание изучаемого курса ………………………………………. 7
Тематическое планирование …………………………………………. 10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ….. 18
Система оценки результатов освоения программы …………………. 21
Дополнительная образовательная программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе; на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование общей коммуникативной культуры, развитие познавательных способностей учащихся и их кругозора, осуществление нравственного и эстетического воспитания школьников.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития образования.
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе:
— Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку,2004 г.
— Учебника для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
1.Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, подготовить учащихся к составлению связных текстов.
2.Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять.
3.Выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выявлять причины использования того или итого типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки.
4.Усиливать выразительность высказываний эмоционально- экспрессивного характера.
5. Использовать разновидности обращений, связанных с созданием особых семантических оттенков.
6.Учить строить синонимические конструкции и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Данная образовательная программа обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, в ходе которой учащиеся демонстрируют результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся 9-х классов, составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса учащиеся должны
особенности построения текста,
функциональные стили русского языка,
изобразительно-выразительные средства русского языка и особенности их употребления;
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
проводить многоаспектный анализ текста ;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
владеть навыками стилистической правки текста;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.
создавать собственный текст (в устной или письменной форме),
писать рецензию, отзыв на прочитанный текст.
Содержание изучаемого курса
Курс по выбору непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений.
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.
4. Художественные средства – 3 часа.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Тропы, стилистические фигуры.
Прозаический и поэтический тексты. Комплексный анализ текста.
6. Обобщающий урок-повторение.
Что такое ИГЗ?
Какой-то предмет в расписании.
Наряду с индивидуальными и групповыми занятиями также существуют факультативные занятия (углубление знаний по общеобразовательным знаниям и развитие всесторонних интересов у школьников).
Целью ИГЗ является повышение качества обучения учащихся и предупреждение неуспеваемости по тем или иным школьным предметам (дисциплинам), а также формирование стойкой мотивации к учебному процессу.
ИГЗ и факультативные занятия утверждаются учебным (преподавательским) советом на полугодие или год в соответствии с учебным планом. Как правило, состав учебных групп по ИГЗ формируется по индивидуальному желанию учащихся, а также их родителей
У слова ИГЗ есть два значения, одно из которых действительно относится к учёбе:
2) Индивидуальные групповые занятия. Тут немного непонятно, так как индивидуальные подразумевает, что занимаются с одним человеком, а групповые, что с несколькими. Если только под группой подразумевается группа предметов, а не учеников, тогда ещё как-то можно понять.
Такую аббревиатуру можно встретить в школе в расписании. Причем ИГЗ может быть для разных уроков: математика, биология, информатика и т. д.
Это индивидуально-групповое занятие.
Насколько я понимаю, это выборочно то ли групповые, то ли индивидуальные занятия.
ИГЗ как эффективный способ подготовки старшеклассников к выполнению заданий ЕГЭ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программа Индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 10-11 классах
«ИГЗ как эффективный способ подготовки старшеклассников к выполнению заданий ЕГЭ»
Составитель Никитина Маргарита Ивановна
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимается умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
На индивидуальное занятие по русскому языку в 10 классе выделено 1 час в неделю ( 34 часа), в 11классе 0,5 ч. В неделю из школьного компонента учебного плана. Данный курс введен в программу с целью более качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Обоснованием выбора данного занятия является наличие необходимой дидактической базы и условий для разработки данной программы (квалификация и опыт работы учителей русского языка).
Цель: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
— изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
— совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
— дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
— обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
— освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
— совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Технология организации работы
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя;
работа в группах, парах;
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Предлагаемая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна любому выпускнику школы.
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст : структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2010 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издаткельство «Экзамен», 2010.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
Тематическая рабочая тетрадь. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Введение. Нормативные и методические документы
по ГИ А. Особенности ЕГЭ по русскому языку
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Орфоэпическ ие нормы. Основные правила орфо эпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне.
С ловообразовательные нормы. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
Грамматически е и речевые ошибки на морфологи ческом уровне.
Орфографические нормы. Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
Орфографические нормы. Правописание корней и приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).
Орфографические нормы. Правописание личных окончаний глаголов и суф фиксов причастий настоящего времени.
Орфографические нормы. Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
Орфографические нормы. Слитное, дефисн ое и раздельное написание омони мичных слов и сочетаний слов.
Итоговое сочинение. Анализ формулировки темы сочинения.
Итоговое сочинение. Основная мысль (идея) сочинения.
Итоговое сочинение. Аргументация.
Итоговое сочинение. Заключительная часть сочинения.
11 класс – 17 часов
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Микротекст. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
Функциональные стили и типы речи, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стилей и типов речи в микротексте.
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для детей с ОВЗ 5-9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 97 г. Челябинска»
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся с ОВЗ ( вид 7.1 )
учител ь математики
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (ИГЗ) по математике является частью Адаптированной образовательной программы основного общего образования и составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования; а также на основе примерной образовательной программы предмета « Математика » для основной школы
Рабочая программа школьного компонента предназначена для учащихся 5-9 классов. Данный курс позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Данный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Рабочая программа составлена на основе учебного плана МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска», рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).
— ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку;
— отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках;
— создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
— формировать ответственное отношение учащихся к учебной деятельности.
Результаты освоения курса
формирование устойчивой мотивации к учению;
формирование ответственного отношения к учению.
умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Цел ь ИГЗ: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по пройденным темам. В ходе ИГЗ учащиеся закрепляют: нахождение значений выражений, тождественные преобразования выражений, решение уравнений с одной переменной, решение задач с помощью уравнений, построение графика линейной функции, вычисление значений функций, все действия степени с натуральным показателем, все действия с одночленами и многочленами, формулы сокращенного умножения, системы линейных уравнений с двумя переменными, ликвидация пробелов в знаниях учащихся за курс математики 5-9 класса, работа по программе по математике 8 класса.
1. Закрепление умений работать с рациональными числами;
2. Формирование у учащихся умения работать с числовыми и буквенными выражениями;
3. Формирование умения применять формулы сокращенного умножения;
4. Совершенствование навыков построения и чтения графика функции;
5. Развитие мыслительных операци й (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами;
6. Развитие долговременной памяти и произвольности внимания путем повторения правил;
7. Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, опора на имеющийся опыт).
8. Помощь обучающимся в приобретении необходимого опыт а и выработка систем ы приемов, позволяющих решать математические задачи;
9. Отработка навыка решения различных математических задач;
10. Совершенствование интеллектуальны х возможностей обучающихся;
11. С воевременно е устранение пробелов в знаниях учащихся;
12. Р азви тие познавательной активности.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития.
Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных занятий по математике.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Содержание занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия по математике проводятся с учащимися по мере выявления учителем, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Направление работы: развитие высших психических функций, компенсация пробелов в знаниях учащихся за 5-9 класс,
Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся
Объект коррекции: учащиеся с нарушением психологического развития
Индивидуальная коррекционная программа, будет реализована на ИГЗ по математике 1 час в неделю (1 раз в неделю с подгруппой из двух-трех учащихся продолжительност ью не более 40 минут) и расчитана на 35 часов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
— умения планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают:
— введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
— использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
— коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:
— развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач);
— развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
— нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
— развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
— логопедическая коррекция нарушений речи;
— психокоррекция поведения ребенка;
— социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные требования к подготовке учащихся
В результате изучения программного материала ученик должен
· сущность понятия алгебраической дроби; сложение и вычитание, умножение и деление алгебраических дробей;
· вид квадратного уравнения, способы решения квадратного уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
· числовые неравенства, свойства числовых неравенств;
· составлять формулы по условиям задач; выражать из формул одну переменную через остальные;
· решать квадратные уравнения и неравенства;
· решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
· строить графики изученных функций;
· находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
· определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
· моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
· интерпретации графиков зависимостей между величинами.
В результате изучения курса геометрии обучающиеся должны:
· существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
· существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
· как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
· вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
· каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
· смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
· распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
· изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
· распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
· проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
· вычислять значения геометрических величин;
· проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· описания реальных ситуаций на языке геометрии;
· расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
· решения геометрических задач с использованием тригонометрии
· решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
· построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование: 1 час в неделю всего 35 часов.