Икамат перед намазом что это
Азан и икамат. Призыв на намаз
Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2]. Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению.
Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6]. Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
Слова азана
Произносятся медленно и растянуто:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего).
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8] (Спешите на молитву).
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9] (Спешите к спасению).
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Аллааху акбарул-лааху акбар
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ляя иляяхэ илля ллаах (Нет бога, кроме Аллаха).
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ («молитва лучше сна»).
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Слова икамата
У ханафитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ (Молитва начинается).
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ляя иляяхэ илля ллаах.
У шафиитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах. Хайя ‘аля ссаляя.
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.
Аллааху акбарул-лааху акбар
Ляя иляяхэ илля ллаах.
Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
Действия тех, кто слышит азан или икамат
Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:
Транскрипция: «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].
Желательно читать это ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.
[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.
[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.
[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.
[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться». Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.
[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.
[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.
[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.
[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.
[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».
[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.
[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.
Как делается азан и икамат (призыв к молитве), слушать азан
Примечание: Время чтения азана напрямую зависит от положения солнца, а также от восхода и захода (не зависит от времени по часам).
Икамат – это второй призыв на молитву, которая читается непосредственно перед совершением обязательного (фард) намаза. Также как и азан, произношение Икамата перед обязательным намазом является сунной.
Аудио воспроизведение
Если у вас есть очень красивый азан в аудио формате (желательно Mp3), то загрузите его куда-нибудь и поставьте ссылку в комментариях, что бы мы могли скачать его и поставить его на сайт, что бы и другие могли слушать чтение этого азана на нашем сайте.
Текст азана и камата на русском и арабском
Текст (слова) азана на арабском языке
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Текст азана на русском языке
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илля-Ллаах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-Ллаах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях (Спешите к Спасению! Спешите к Спасению!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В Утреннем азане после слов «Хяййя аляль-фалях»произносится:
Текст камата на арабском
أشهد أن لا اله إلا الله – два раза
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح – два раза
لاَ إلَهَ إلاَّ الله – один раз
( اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ )
Слова камата на русском
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях, Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях, Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве! Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
Такой вид икамата относится к мазхабу имама Абу Ханифы. Он читается также как и азан, но читается быстрее. Примечание: Мазхаб – это школа шариатского права в Исламе.
Слова Икамата в мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика
Аллаху Акбару-Ллаху Акбар! (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ашхаду аль ля иляха илляЛлах! (Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммадар-расулюЛлах! (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!)
Хяййя аляс-салях! (Спешите к Молитве!)
Хяййя аляль-фалях! (Спешите к Молитве!)
Кад камати-с-саляту, Кад камати-с-салях! ( Молитва начинается! Молитва начинается!)
Аллаху акбару-Ллаху акбар (Аллах Велик! Аллах Велик!)
Ля иляха илля-Ллааах! (Нет божества кроме Аллаха!)
В мазхабах имама аш-Шафии, имама Ахмада и имама Малика Икамат читается быстро и слова не повторяются по 2 раза. За исключением слов «Аллаху акбар» и «Кад камати-с-салях».
Правила чтения азана и камата
То, что важно знать для слушающего азан
По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.
Услышав азан мы непременно должны отреагировать на него должным образом. Мы должны начать приготовления к намазу, оставив все остальные мирские дела, даже если этим делом является чтение Корана. Как же мы можем оставить без внимания призыв самого всевышнего Аллаха посредством муэдзина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай».
Желательные действия слушающего азан
Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.
Каким должен быть муэдзин (читающий азан)
Грубые ошибки, которые могут быть допущены при чтении азана
Муэдзин не должен допускать ошибок при чтении азана. В книге Имама аль-Газали, которая называется «Сульват-уль-Арифин» приводится хадис от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, а тот передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором сообщается следующее (смысл):
«В азане есть восемь моментов (слов), вводящих в куфр:
История появления азана и камата
Азан, в таком виде, в каком он нам известен сейчас, появился в Исламе в первом году по хиджре, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил, что мусульманам нужен определенный призыв на молитву. Для этого он посоветовался со своими сподвижниками. Но это не привело к какому-либо определенному решению. В эту ночь, сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Зейд увидел сон, в котором был человек, несущий колокол. Абдуллах спросил у него: «Продаешь ли ты этот колокол?». Тот человек ответил: «А что ты будешь делать с этим колоколом?». Абдуллах сказал: «Мы будем призывать людей на молитву посредством него». Но в ответ тот мужчина сказал: «Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем этот колокол?» Абдуллах ответил: «Укажи!» И тогда тот мужчина обучил его азану, а затем и Икамату. Утром он пошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал о том сне, что ему приснилось этой ночью. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя».
Не следует недооценивать значимость того, кто читает азан (муэдзина), ведь они являются призывающими к спасению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это не услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина, они в Судный день будут свидетельствовать (перед Аллахом) услышанному».
Провозглашая азан, по пять раз в день, в мечети и у себя дома, мусульмане оповещают весь мир о том, что эти слова являются громким голосом Ислама, который возвещает о свободе мусульман. Читая азан, мы продолжаем призыв Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и доказываем, что мы являемся представителями его общины. Этим мы объявляем о том, к чему мы стремимся, что нас волнует в этом жизни, а ведь это только довольство Аллаха. Муэдзин приглашает всех к поклонению Аллаху и приглашает к тому, чтобы все засвидетельствовали, что нет божества, кроме Аллаха и каждый раз напоминает всем, кто его слышит о единстве и величии Аллаха. По воле Аллаха этот призыв будет продолжаться до Конца света.
Азан и икамат
Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.
Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».
Фактически азан должен звучать пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин – говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени поклонения как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.
Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».
История азана
Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).
Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад (с.г.в.) почти не оставлял. Если человек не будет произносить их при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.
Как произносится азан и камат
В них есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Вот как выглядят оба призыва с транскрипцией.
Текст азана:
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды с небольшмм поворотом головы направо)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды с небольшим поворотом головы налево)
اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Перевод фраз азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
Текст икамата:
Аллаху Акбар (четырежды)
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса тела направо не совершается)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
Кадъ камээти-с-саляях (дважды)
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».
В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым и громким голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.
Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).
После азана читается следующая мольба (дуа):
Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»
Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.
Порядок произнесения азана с икаматом и их отличия
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «С наступлением времени намаза пускай один из вас произносит призыв» (Бухари, Муслим), т.е. необходимо прочитать азан. Его, в отличие от икамата, допустимо произносить незадолго до непосредственного совершения молитвы. Кроме того, для этого действия допускается отсутствие малого омовения (тахарата).
После азана верующие могут приступить к намазу не сразу, а спустя некоторое время. Например, как только соберётся джамаат. Но такой перерыв между азаном и обрядом поклонения не должен быть слишком долгим, то есть не следует произносить азан в начале отведённого календарём времени намаза, а саму молитву совершать уже в конце этого периода.
Икамат проговаривают непосредственно перед молитвой-фард, т.е. по его завершению имам сразу встаёт на намаз. Если для азана муэдзину желательно находиться на некой возвышенности, то для икамата это требование отпадает.
Если же мусульманин собирается восполнить одну или несколько пропущенных молитв, то азан произносится только один раз, а икамат – перед каждым намазом. Сообщается, что однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) проспал время фаджр и, пробудившись, повелел Билялю (р.а.) произнести азан и восполнил молитву так, как читал намаз обычно. (Муслим).
Так же когда верующий находится в пути и объединяет намазы, ему следует читать один азан плюс икаматы перед каждым из фардов. Передаётся со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.г.в.) во время нахождения в долине Муздалифа совершал магриб и иша с одним азаном и двумя икаматами (Муслим).
Если же в опредёленном поселении из мечети прозвучал азан, а человек молится дома, то ему дозволено не произносить азан и икамат. Аналогично следует поступить при опоздании на коллективный намаз в мечети, в которой уже звучал азан (если же верующий прибыл из другого города, то ему лучше произнести оба призыва, не мешая окружающим).
И не нужно забывать проговаривать после азана вышеприведённую мольбу, так как в хадисе, который довёл до нас имам Насаи, сказано, что такая мольба не отвергается.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!