Иккен хисацу что это
Иккен хисацу «в кубе»
Иккен хисацу «в кубе»
Это произошло от понимания того факта, что в случае военного столкновения с оккупантами из клана Сацума безоружным воинам Окинавы (ведь сразу после захвата архипелага Рюкю японцы изъяли все металлическое оружие) придется столкнуться с хорошо подготовленными самураями, исповедующими принцип «иккен хисацу» – «убить одним ударом».
Таким образом, выходит, что и сами японские самураи изначально следовали принципу «убить одним ударом». Это первая «степень». Что ж, в этом случае окинавцам ничего не оставалось, как опередить тех, кто собирается «убить первым ударом». Такую ситуацию я называю «иккен хисацу» во второй степени. Ну, и для того «чтобы было весело», задача окинавцев была одолеть голыми руками противника, вооруженного как минимум мечом. А это, на мой взгляд, уже «иккен хисацу» в кубе.
Если техника, созданная Мацумурой Соконом, оказалась подходящей для боя с вооруженными мечами самураями (а сомнений в ее эффективности у меня нет), то уж для современных уличных столкновений она подойдет тем более!
Избегая излишней кровожадности и чтя УК (Уголовный кодекс), давайте принцип «иккен хисацу» переведем несколько мягче – «победить одной атакой».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Бокс на Кубе
Бокс на Кубе Куба – островное государство в бассейне Карибского моря. Столица Гавана. Федерация бокса Кубы входит в состав Северо-Американской континентальной ассоциации АИБА. В составе АИБА с 1952 года. Участвовать в Олимпийских играх кубинские боксеры начали в 1960 году в
Бокс на Кубе
Бокс на Кубе Куба – островное государство в бассейне Карибского моря. Столица Гавана. Федерация бокса Кубы входит в состав Северо-Американской континентальной ассоциации АИБА. В составе АИБА с 1952 года. Участвовать в Олимпийских играх кубинские боксеры начали в 1960 году в
К.ТЕРЁХИН. «ИСТОКИ КАРАТЭ». Ч.1
ИСТОКИ КАРАТЭ
Говоря об истоках каратэ, прежде всего, хочется отметить уникальное географическое положение острова Окинава: это перекресток между Китаем, Японией, Кореей и другими странами азиатского региона. И как в тигле, происходило сплавление стилей Фудзянского Шаолиньского ушу, внутренних китайских стилей тайцзи-цюань, багуа-джан, синьи-цюань и японских стилей дзю-дзюцу, кэн-дзюцу и многочисленных других.
Особенно важно заметить, что все это происходило в период с XIV по начало XX веков (а возможно еще раньше), то есть еще до профанизации. В этот период не только существовала реальная техника боя, но она регулярно проверялась на практике во время стычек, драк, боев, дуэлей, войн.
Китайские, японские, а, возможно, и корейские (думаю, что это влияние еще ждет своих исследователей) системы ведения боя смешивалось с традиционным окинавским «ти» (или «тэ» букв. «рука»). Проникновению стилей способствовали традиционные торговые и культурные связи, существовавшие между Окинавой, с одной стороны, и Китаем, Японией, с другой.
До начала — середины ХХ века существовал обычай паломничества в Китай к мастерам, от которых те или иные стили окинавского каратэ вели происхождение. В качестве примеров можно приводить слова Марка Бишопа на стр. 39 «…Хигаонна решил предпринять путешествие в Китай и в возрасте 23 или 24 лет он, в конце концов, отправился в Фучжоу по рекомендации Ёсимуры Удуна». Ниже на стр. 45 Бишоп пишет про Мияги Тёдзюна: «…В апреле 1936 года он посетил Гавайские острова, с целью обучения каратэ и в том же году отправился в Шанхай со своим старым другом Гокэнки».
Об этом же пишет и А. Горбылев в книге «Становление Сито-рю каратэдо» (стр36): «В своей книге «Кобо дзидзай госиндзюцу каратэ кэмпо», изданной в марте 1934 года в разделе «Краткий очерк истории каратэ» Мабуни Кэнва пишет: «Нашу школу, а именно Годзю-рю кэмпо, сэнсэй Хигаонна Канрё изучал в Китае (эта школа принадлежит к традиции фуцзяньского направления китайского кэмпо), туда же ездил учиться и мой старший товарищ (сэмпай) Мияги Тёдзюн, и вот таким образом она дошла до сегодняшнего дня».
В итоге этого синтеза возник самобытный стиль боевых искусств, который сейчас мы знаем, как окинавское каратэ.
Его уникальность характеризуется, как минимум, четырьмя факторами:
против группы вооруженных противников.
А теперь обо всем по порядку.
Изначальная постановка боя безоружного против вооруженного или против группы вооруженных противников
Истоки каратэ скрываются в глубине веков. Понятно, что у всех народов во все времена (начиная с первобытно — общинного) были те или иные системы боя. Они могли быть более или менее совершенными, но то, что они были, думаю, очевидно: люди дрались, охотились и воевали всегда.
На стр. 159 приводится такой случай. «Однажды слуга Такэда Сингэна затеял ссору с посторонним человеком, свалил его на землю и бил его ногами, пока не подоспели друзья и не разняли их. Старейшины посоветовались и решили:
—Человек, который бил другого ногами, должен быть наказан.
Услышав это, Сингэн молвил:
—Поединок не может оставаться незаконченным: От того, кто забывает Путь Самурая и не пускает в ход свой меч, отворачиваются все божества и будды. В назидание другим, оба человека должны быть казнены.
Люди, разнимавшие дерущихся, были сосланы.»
Однако Окинава, помимо уникального географического положения, отличалась еще одним важным аспектом. Дважды за исторически обозримый период ее население поголовно (включая воинское сословие) разоружалось. И эти события оказали, на мой взгляд, сильнейшее влияние на развитие каратэ.
Впервые катана-гари, т.е. «охоту за мечами» осуществил правитель Рюкю Сё Син между 1477 и 1526гг. Естественно, это не могло не стимулировать развитие рукопашных стилей. Вторая «охота за мечами» была проведена уже в 1609г самураями княжества Сацума, завоевавшими Рюкю. Как говорилось в известной рекламе: «При всем богатстве выбора, другой альтернативы нет». Воинам Окинавы пришлось совершенствовать стили боя безоружного против вооруженного или вооруженных противников.
Иккен хисацу «в кубе»
Доподлинно не известно, но большинство историков каратэ сходится во мнении, что Мацумура Сокон, будучи одним из телохранителей короля архипелага Рюкю, в середине XIX века совершил поездку в Японию с целью ознакомления с воинскими искусствами. По сути это и стало истоком каратэ, который хоть как-то можно отследить за исторически обозримый период.
Таким образом, японские самураи изначально исповедовали принцип «убить одним ударом». Это первая «степень». Окинавцы были вынуждены опередить тех, кто собирался «убить первым же ударом». Это можно назвать «иккен хисацу» в квадрате. А чтобы «жизнь малиной не казалась», они должны были это сделать голыми руками, против противника вооруженного как минимум мечом. Это, я рискну назвать, «иккен хисацу» в кубе.
Давайте внесем ясность в различные способы написания этого принципа. Дело в том, что в японском языке произношение «кен» в зависимости от того каким иероглифом записывается, может означать «меч» (например в «кен-до») или «кулак» (например, в «сей-кен», «ура-кен»). Этим удачным совпадением как раз и воспользовался Мацумура Сокон, изменив первоначальный смысл с «убить одним ударом меча», на «убить одним ударом кулака». В более широком смысле используется словосочетание «икгири хисацу», что можно перевести как «убить одним (любым) ударом».
Чтобы не быть слишком кровожадными, а также чтя УК, давайте этот принцип переведем мягче – «победить одной атакой».
Миямото Мусаши
«Го Рин Но Шо» (Книга Пяти Колец)
Иккен Хисацу (яп. 一拳必殺 Ikken Hisatsu) – дословно переводится как «Убить одной стрелой».
В традиционном каратэ-до, по принципу Иккен Хисацу, любое техническое действие, будь то атака или контратака, сводится к применению одного окончательного удара, после которого ведение дальнейшего боя становится бессмысленным, так как противник должен быть повергнут.
Для того, чтобы выполнить молниеносное техническое действие, будь то «гэри вадза», будь то «цки вадза» или «учи вадза», по принципу «Иккен Хисацу», необходимы многочисленные действия и не только. Рассмотрим основные принципы «окончательного удара» в традиционном каратэ-до.
Контроль Реакции.
Для того, чтобы эффективно и своевременно провести техническое действие, которое приведет к принципу окончательного удара «Иккен Хисацу», прежде всего, необходимо полностью владеть собой, посредством устойчивого самоконтроля. Необходимо полностью владеть и управлять своими эмоциями, духом и волей, а так же физическим телом. Полная концентрация и умственное состояние полного контроля, как над собой достигается путем долгих и упорных тренировок, которые со временем откроют для вас полный человеческий потенциал, как ума, так и тела.
Полная Концентрация.
Вы должны уметь быть способны полностью сконцентрироваться на противнике, настроиться на него и физически и умственно для того, чтобы быстро и правильно реагировать контрприемом на его атаку. Правильная реакция на действия противника становится интуитивной так же посредством долгих и упорных тренировок.
Теперь давайте рассмотрим три основных принципа «Иккен Хисацу».
Принцип «Кё»
«Кё» — Распознавание возможности начала использования вами технического действия. Ваша атака будет успешной в случае, если противник будет сбит с толку, когда его умственное внимание отвлечено или ослаблено. Это будет означать, что его реагирование на вашу атаку будет значительно замедленно и его умственная и физическая связь нарушена.
1. Ментальный «Кё»
Потеря ментального «Кё», это когда:
1. Эмоции не стабильны;
2. Потеря «Ки» или умственной энергии (силы);
3. Внимание фиксировано на конкретной точке, объекте или отвлечено.
2. Физический «Кё»
Потеря физического «Кё» возникает при:
1). Потере противником равновесия (самостоятельно или вследствие вашего технического действия);
2). В промежуточном положении тела, между движениями (во время выполнения технического действия или при передвижении).
Принцип «Ма-Ай»
«Ма-Ай» – это оптимальная дистанция между вами и вашим противником. Так сказать, эффективное расстояние, которое играет ключевую роль в момент выполнения технического действия для окончательного удара. Используя «Ма-Ай» нужно уметь поместить себя на наиболее выгодное расстояние и синхронизировать свою атаку с состоянием «Кё» вашего противника. Есть три вида «Ма-Ай»:
1. Чико-Ма – подлинное расстояние до противника;
2. Учи-Ма – индивидуальное эффективное расстояние (самое оптимальное расстояние для выполнения вашего технического действия);
3. То-Ма – расстояние навязываемое противником (ваше умение правильно оценивать способность противника, его эффективный диапазон и дистанцию для нанесения удара).
Во время поединка вы должны полностью осознавать ваш собственный эффективный диапазон для удара и правильно оценивать эффективный диапазон вашего противника. Затем вы должны расположить вашу позицию для удара так, чтобы вы могли эффективно провести свое техническое действие и быть в состоянии уйти от атаки противника.
Принцип Выбора Времени.
Существует три основных типа выбора времени.
1. Какэ Вадза – нападение на противника;
2. Оджи Вадза – реакция на атаку противника;
3. Шикакэ Вадза – «настраивающее» (подготовительное) техническое действие.
Какэ Вадза
Выполнение атаки в момент нарушения или потери «Кё» вашим противником.
Оджи Вадза
Обнаружение во время атаки противника его «Кё» и выполнение технического действия встречного удара. Рассмотрим два основных принципа:
1. Сэн-Но-Сэн – начало атаки противника.
Своевременная контратака, которая включает в себя захват состояния «Кё» противника в начале его атаки.
a). Какэ-Но-Сэн — до физического движения противника. Ваша атака основана на интуитивном контроле, на чувствовании умственного состояния противника, в тот момент, когда он только собирается вас атаковать. До его атаки.
b). Тай-Но-Сэн – в момент физического движения противника. Выполнение вашего технического действия, когда вы обнаружили «Кё» противника в самом начале его атаки и вы атакуете его одновременно, до окончания его технического действия.
2. Го-Но-Сэн – в конце физического движения противника. Когда вы блокируете атаку противника и контратакуете его, по завершению его технического действия.
a). Амаши Вадза – маневрирование: 1) Тай-Сабаки, (уход с линии атаки), 2) Каваши Вадза (уклонение от удара корпусом);
b). Укэ Вадза – блокирование.
1. Сасои Вадза – «приглашающий» технический прием.
2. Кадзуши Вадза – техника нарушения равновесия. Нарушение «Кё» противника с помощью «Аши-Бараи» подсечки или подбива под опорную ногу.
3. Рэндзоку Когэки Вадза – комбинация атакующих действий. Беспрерывные атаки до нарушения противником «Кё». В том числе и с использованием ложных ударов с переходом к основному окончательному удару «Иккен Хисацу».
Интервью об Иккен Хисацу. Раздутый миф или реальность?
Иккен Хисацу. Все о нём слышали, но мало кто видел. Это очередной из многочисленных мифов или обыденная реальность настоящего каратэ?
В сегодняшнем интервью с Арменом Мовсесян мы поговорим именно об Иккен Хисацу. А у него, я точно знаю, есть всевозможный опыт в применении каратэ и есть, что рассказать.
Привет. Ты как-то писал статью для нашего сайта об Иккен Хисацу. Сейчас очень популярно стало считать, что каратэ не эффективно для самообороны и очень часто встречаются люди, которые считают, что этот принцип фактически невозможно реализовать. Что ты можешь сказать по данному счету?
Сейчас объясню, чтобы было понятно.
Если, ударив кого-то вы сломали себе кисть, разбили кулак, или после вашего удара противник, раскрыв широко глаза, с удивлением смотрит на вас, то могу сказать, что с вашим каратэ что-то не так.
Если человек практикует ударную технику, и он делает это правильно, как требует того школа, не выдергивая из единоборства те или иные аспекты или техники, которые ему больше по душе или которые ему легче даются, то достаточно одного правильного и поставленного удара с «кимэ» в голову, чтобы человек отключился.
Просто если выдергивать из боевого искусства только некоторые элементы и практиковать только их… То-есть, не так как этого требует программа школы данного боевого искусства, а как нравится вам или как пригодно только для соревнований, то и результат в реальном бою может оказаться не совсем приятный.
Что ты имеешь ввиду, говоря об элементах?
Однажды один человек, который был на моем семинаре, спросил меня, «как проще всего вырубить одним ударом»? Попросил показать каким образом я могу это сделать.
То же самое касается и «Тохо Цки» (Глотка Тигра – выемка между большим и указательным пальцами). В лучшем случае наставник для ознакомления может показать какую-либо подобную технику, для ознакомления, но на этом все и заканчивается.
Сейчас в каратэ действительно резко сократился арсенал применяемой техники. В основном изучают то, что применимо на соревнованиях. Даже круговые удары в угоду скорости и зрелищности что называется «выпрямляют» …
Верно, в большей степени отрабатывают менее опасные элементы, пригодные для состязаний.
Можно легко вырубать и обычным «Сейкен», но учитывая тот факт, что я вешу в два раза меньше противника, то я и применяю особую технику.
А на самом деле, в уличной драке, среднестатистическому тренированному ударнику достаточно один раз ударить противника, для того чтобы тот поплыл, упал, потерял сознание или просто присел, корчась от боли. На улице это уже победа, так как, чувствуя угрозу, вы можете просто добить противника, если это потребуется.
Тут ведь как? Человек качает пресс, но все равно у него легко пробивается печень, селезенка, да и «дыхалку» можно пробить, поймав на вдохе. Некоторые считают, что накаченные мышцы шеи спасают от нокаута. Люди качают шею, но при ударе в голову все равно мозг сотрясается, бьется о стенки черепа. Это приводит к дезориентации, а при сильном сотрясении, приводит так же и к потере сознания. Даже и того хуже, может привести и к летальному исходу. Люди набивают ноги, но на улице можно ударить в колено и разбить его. Мениск никак невозможно накачать или набить. Ну, про пах я вообще не говорю.
Говоря об Иккен Хисацу, мог бы ты рассказать что-нибудь о применении данного принципа на улице?
Не так давно, мне написал товарищ, и поделился о случившемся инциденте в лифте.
Ему пришлось применить свои навыки в каратэ на деле, против молодого подвыпившего парня. Тот начал сначала хамить ему, а потом даже ударил. Да-да, драка произошла именно в лифте. Это я подчеркнул для тех, кто считает, что каратэ эффективно только на дальней и средней дистанции.
Вот что он мне написал:
Я ему ответил, что он поступил верно. Таких людей нужно ставить на место.
Для сравнения, хочу подчеркнуть, что мой товарищ имеет инвалидность. С 12-ти лет у него сахарный диабет. Колит инсулин. Помимо диабета, он фактически наполовину потерял зрение (один глаз не видит). Человек перенес массу травм и операций по роду своей работы. Перенес серьезный перелом бедра и одиннадцать операций на ноге и т.д. У него была не легкая судьба, но он все же нашел в себе волю продолжать занятия каратэ.
К чему я это все рассказываю? Чтобы вы просто представили такого человека, против молодого и крепкого парня, который выше его, моложе и еще в тесном лифте.
А тебе лично часто доводилось применять каратэ на улице, в драке?
Я сам по себе не конфликтный человек. Вообще ненавижу не просто драться, но даже и сами конфликтные ситуации. Даже просто выяснять отношения на словах не люблю, ну а драка — это вообще крайняя необходимость.
Но, как бы то ни было, имея мои габариты, иногда приходилось отстаивать свою правоту. Если возникает конфликт, то я всячески стараюсь уйти от драки и решить конфликт разговором.
И часто ли слов было недостаточно?
К сожалению, у нас в стране многие доброту и порядочность принимают за слабость, а попытку ухода от конфликта принимают за трусость. Поэтому, приходилось иногда.
Особенно в 90х годах.
Если честно, то я не особо и горжусь этими поступками. Для того, чтобы ударить человека, сделать кому-то больно, много ума не нужно. Человек сам по себе очень уязвим. Гораздо сложнее потом вылечить человека.
Я с виду маленький и очень худенький. Некоторые скажут, что это хорошая маскировка, но хочу сразу объяснить… Когда агрессор видит перед собой маленького и худенького, он, уверовав в свои силы непременно атакует. Так что, к сожалению, часто.
А всегда ли у тебя срабатывал принцип Иккен Хисацу? Можешь рассказать какой-нибудь случай.
В 1994 году я только приехал в город и жил в общежитии, в одном из самых криминальных районов города, как мне потом рассказали. Я был очень удивлен реакцией соседей по общежитию, когда мой брат, знакомя меня с соседями сказал, — «знакомьтесь, это мой родной брат, каратист и ветеран войны». Они все улыбались и говорили, «о, теперь нам будет с кем выходить вечерами гулять и ходить в кино».
Я очень удивился. Неужели у людей такая проблема сходить в кино или просто выйти вечером на прогулку, — подумал я. Те края, откуда я приехал, все друг к другу добры. Даже порой идя вдоль дороги, незнакомые люди останавливаются и предлагают подвезти. Многие, паркуя автомобиль, оставляют ключи в замке зажигания и мало того, оставляют машину с открытыми окнами. А когда люди ложатся спать, то многие даже не запирают двери на ночь.
Это для сравнения, чтобы вы могли представить разницу и мою реакцию на происходящее.
Спустя какое-то время я решил выйти и осмотреться. Когда я вышел, на лавочке перед общежитием сидело шесть парней и две девушки. Перед ними стояла бутылка водки, бутылка с минералкой и что-то из закуски. Один из них увидев меня, попросил подойти. Он сказал, что его сестра вышла замуж, затем налил в стакан водки и протянул мне, предложив сказать тост.
Я объяснил, что сам вообще не пью, но скажу тост. Я поднял тост за сестру этого незнакомца и за новобрачных, потом пригубил стакан и поставил. Затем, я поблагодарил всех, и хотел было удалиться, но не тут-то было. Этот парень попросил у друга сигарету и предложил мне отойти в сторонку. Мол, есть разговор.
Он говорит, — «Братан, ты вообще кто? Тут про тебя такие слухи ходят! Говорят, ты спецназовец, каратист и т.д.» Я понял к чему этот весь разговор и сразу попытался объяснить ему, что мне не нужны проблемы, и я не хочу с ним драться, на что он тут же громко и демонстративно рассмеялся. Так мы стояли и говорили еще примерно 10 минут, а он мне все твердил, — «да ты не бооойся», при этом ухмыляясь. Все это время я пытался уйти от драки, стараясь закончить все разговором. Он был выше меня на голову, а по массе примерно 80 кг. К нему периодически подходили его друзья и что-то шептали на ухо. Я смог услышать то, что один из них ему говорил, — «ты начни, а мы подхватим».
В итоге он вцепился в мой рукав джинсовой куртки и стал тащить в сторону, в проулок. Я понял, что разговором это все не закончится, и я пошел.
Он говорит, — «Ну что, ты у нас каратист, а я всего лишь футболист. Сейчас посмотрим кто кого». Я в последний раз его попросил передумать и сказал, что не хочу драться, но ему было плевать.
Я мог десять раз его добить. Он лежал в пыли почти 1,5 минуты, ворочаясь и пытаясь подняться, переваливаясь с одного бока на другой. В это время я стоял над ним и продолжал его успокаивать словами, надеясь, что он наконец опомнится и остынет.
Так же хочу сказать, что у нас в Закавказье никогда не было такого, чтобы пинать, добивать или бить лежачего. Это не по-мужски и не по чести.
В итоге остальные его дружки ринулись на меня.
Я отступил в более удобное и освещенное место и стал отбиваться от всей группы. Кто-то из соседей увидел это и закричал, что сейчас вызовет милицию, но этим парням было плевать. Это все продлилось не долго. Смешно то, что остальные 5 человек, атаковав меня с 4х сторон, так не смогли меня вырубить. На мне даже синяка или ссадины не было.
После драки, когда я увидел того первого парня на свету, то ужаснулся. У него была разбита губа, затекший кровью глаз и т.д. Вот такая стандартная ситуация для 90х.
Сработал ли в данном случае Иккен Хисацу? Думаю, да. Если бы я имел намерение его добить, то я бы это сделал. Да любой более-менее умеющий правильно наносить удары, может вырубить с одного удара.
Я вообще не понимаю, с чего столько дискуссий в интернете, о том, что это может не работать. Да, бывают люди, которых почти не реально пробить. Но такие люди один на миллион, и это уже просто отклонение.
Я встречал такого как-то. Он даже после хорошего удара в пах продолжал улыбаться. Жуть. Мне чудом удалось его свалить ударом ноги сверху вниз, пяткой в переносицу – «Отоши Какато Гери». Я тогда был в шоке от увиденного, так как таких людей я еще никогда не встречал. Думаю, мне в тот раз просто повезло, что я оказался быстрее и мобильнее. Еще мне повезло, что ему не удалось пробить меня раньше, чем это сделал я. Но как не крути, от хорошего удара в голову мало кто устоит.
Да, бывают и такие люди. А еще такой вопрос. Сколько обычно длились такие потасовки на улице?
Ну, обычно 20-30 секунд, если говорить только о самой драке и не переходить в борьбу в партере.
При твоем весе 55 кг и при росте 173 см, попадались ли тебе противники намного крупнее тебя? Если да, то скажи, удавалось ли в данной ситуации использовать принцип Иккен Хисацу, и каким именно ударом?
Еще как входит. Все зависит от того, что есть для вас каратэ. Если это спортивное каратэ, то тогда в него не входят даже такие удары как «Тецуи Учи», «Хиракен Цки». Только человек, не знающий что такое каратэ, может утверждать, что каратэ только то, что он видит на своем экране, когда транслируют какой-либо чемпионат.
Вот поэтому, я всегда не соглашаюсь с представителями некоторых школ, когда они говорят, что Иккен Хисацу на улице не работает. Сейчас просто стало модно осуждать восточные боевые искусства и приводить сравнения с западными видами единоборств.
Сама цель в каратэ и в таких единоборствах как кикбоксинг или ММА настолько разные, что просто нелепо их сравнивать. Это как сравнивать игру в шашки и в шахматы. Для некомпетентных людей шахматы и шашки, — одно и то же. Там и там одна и та же доска с клеточками и нужно уметь думать, предугадывать ходы противника, чтобы победить. Но они разные и сравнивать их глупо. Так же и в единоборствах.
Мы изучаем каратэ-до для того, чтобы в необходимый момент суметь постоять за себя и своего ближнего, и при этом, по возможности быстро прекратить конфликт, желательно без последствий.
Для тебя лично, Будо – это…
Приведу пример на эту тему.
На западе когда-то считали, что женщине стыдно оголять грудь, а мужчинам можно. Сейчас оголяют грудь и современные женщины, и современные мужчины. На Кавказе постыдно оголять свое тело не только женщине, но и мужчине.
Термин «Боевое Искусство» впервые был применен именно к восточным системам. Все остальное называлось либо борьбой, либо единоборством. Отказываюсь называть искусством то, где пропагандируется жестокость, где бьются за деньги, где обнаженные женщины ходят по арене, на которой бойцы проливают кровь и пот.
Я люблю Будо за то, что там нет голых женщин и голых мужчин.
За то, что там не шагают по головам ради славы и денег.
Я люблю Будо за то, что там не садятся на обмякшего поверженного противника и не начинают вышибать из него душу.
В Будо не ставят колено на грудь и не наступают на горло поверженному противнику.
Поэтому, нельзя приводить сравнение Будо с западным шоу, где все крутится вокруг секса, денег и славы.