Икмк 5 класс что за предмет
Рабочая программа по ИКМК 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Примокшанская средняя общеобразовательная школа »
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
от «___» сентября 2018г
Приказ№________
по учебному предмету
«История и культура мордовского края»
Программа: Программы курса История и культура мордовского края для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырев и др.; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2010.
Учебник «Родиноведение» под редакцией Н.М. Арсентьева. ИСИ им. МГУ. Им. Н.П. Огарева, 2009г.
Количество часов по программе 17
Составитель: учитель истории Звонарева Екатерина Александровна
Рабочая программа учебного предмета «История и культура мордовского края 5» составлена на основании следующих документов:
1. Программы курса История и культура мордовского края для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, Э.Д. Богатырев и др.; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2010.
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и Познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Тема 1. Как нужно изучать историю малой Родины
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: определения «история», «исторические источники», «культура», «потребности» человека.
• уметь: извлекать информацию из исторических источников, работать по карте Республики Мордовия, находить границы республик и областей, решать познавательные задачи.
Понятия: век, тысячелетия, эра, тарго, ков, исторический источник, вещественный источник, ярмак.
Тема 2. Откуда наши корни
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: определения «семья», «генеалогия», «антропонимика». «астрология», «традиция»; свою родословную, семейные реликвии, легенды, рассказы о своей семьи.
• уметь: составить свое генеалогическое древо – «Древо жизни», умение работать с документами, работать с творческими заданиями.
Понятие: семья, род, племя, родословная, генеология, герб, герольд, геральдика
Тема 3. Чем интересна история дома
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: историю создания своей школы.
• уметь: работать с историческими источниками, дополнительным материалом, анализировать полученный материал.
Понятия: Куд-ава, Куд-атя, лучина, обряд «помочи», лавка, быт, коник, ларь, поставец, гривны, сюльгма
Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: что такое моральные нормы, добро, зло, традиции, обычаи.
• уметь: уметь высказывать собственное мнение, проявлять уважение к своим традициям и к традициям чужого народа.
Понятия: духовные училища, пергамент, береста, руника
Тема 5. Как возник мой город (село)
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: почему язык называют памятником истории, какие функции в Республике выполняют разные языки.
• уметь: работать с учебным пособием, дополнительной литературой.
Понятия: древние города, посад, кремль, острог, тарасы, село, деревня
Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовией
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
• знать: что Республика Мордовия – субъект РФ; административно – территориальное деление края; символику нашей республики.
• уметь: работать с историческими документами: Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Мордовия, выделять главное, уметь анализировать.
Понятия: мордва, язычество, Вирь-ава, Ведь-ава, Паксява, достопримечательности
В процессе изучения курса используются следующие формы
итогового и промежуточного контроля:
Используются такие формы обучения
Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
В курсе «История и культура мордовского края» содержится обусловленный реальными рамками учебного времени минимум знаний об истории и культуре народов мордовского края, его выдающихся людях и простых тружениках, без чего невозможно сформировать у учащихся представление об истории как о живом процессе, развертывающемся в едином историческом пространстве, о мировом диалоге культур, в котором может звучать не только голос каждого народа, но и каждого отдельного человека.
Как нужно изучать историю малой родины
Как вести счет времени. Временные отрезки для счета времени: сутки, декады, месяцы, годы. Понятие «лунный год». Особенности лунного календаря татар-мусульман: лунный месяц, месяц зул-хиджжа, 30-летние циклы, перемещение месяцев по временам года.
Лунный календарь древней мордвы. Мордовские божества Луны (Ков-ава) и Солнца (мокшанский Ши-бас или эрзянский Чи-паз). Месяц (ков) неделя (тарго). Связь календаря и сельского хозяйства: земледелие и скотоводство. Хранители времени – жрецы. Календарно-обрядовые ритуалы (озксы). Четыре исторических периода в предоставлениях древней мордвы. Времена года в древнем мордовском календаре. Новый год у мордвы в древности.
Откуда мы знаем историю своего края.
Понятие «исторический источник». Группы исторических источников: вещественные, устные, письменные, фото-фоно-, видеодокументы.
Понятие «вещественный источник». Археология как наука. Следы поселений, могильники на территории мор. Особенности накосников татарок края. Типы браслетов мокшанок и эрзянок. Археологические источники. Особенности гончарных изделий.
Деньги как исторический источник. Этапы развития денег. Происхождение слов «деньги», «рубль», «ярмак». Древние деньги мордвы, славян, татар. Крупные монетные кладына территории республики.
Устные исторические источники. Русские пословицы. Мордовские потешки, песни-мифы. Значение устного народного творчествакак хранилища опыта, народной мудрости, сведений о быте, верований, обычаев, праздничных обрядов.
Виды письменных источников. Материалы для письма. Летопись «Повесть временных лет» о мордве. Описание города Саранска. Музеи, архивы, библиотеки Мордовии.
Почему меня так зовут
Наука ономастика. Способы давать имя ребенку. Традиции именования у мордвы. Старинные имена. Заимствованные имена наров мордовского края. Влияние религии на традиции именования. Календарные имена. Возрождение традиции именования по святцам. Мода на имена в разные исторические периоды. Наиболее распространенные имена мужские и женские в разные исторические периоды.
Мода на имена в разные исторические периоды. Вновь созданные имена в 1920-1930-е гг. заимствование иностранных имен в послевоенные годы.
Происхождение и значение отчества. Связь отчества с социальным положением именуемого.отчество по матери. Традиция давать отчество у мордвы.
Происхождение фамилии. Связь фамилии с честью рода. Образование фамилий народов республики. Знаменитые фамилии Мордовии. Имена, отчества, фамилии как часть истории края. Отражение в именах веры, занятий, традиций, чувства прекрасного народов края.
Откуда происходит мой род.
Понятия «семья», «род», «родословная», «генеология». Значение родословной в прошлом. Правила составления «древа жизни» (родословной). Появление родословных в России. Правила составления «древа жизни». Родословная Румянцевых.
Понятия «герб», «герольд», «геральдика». Значение различных символов на гербах. Связь истории рода Ушаковых с историей мордовского края.
Два понятия значения «династия». Знаменитые династии Мордовии. История отдельного человека, семьи, рода как составляющая истории республики, страны.
Чем интересна история дома
Каким бывает жилище
Древние жилища на территории края: пещеры, землянки, бревенчатые дома. Наиболее распространенные материалы для строительства домов. Устройство древнего жилища. Старинные способы застекления окон (слюдовые окна) и лучина.
Славянские и мордовские божества дома: домовой, Куд-ава, Куд-атя. Обычаи и обряды, связанные с постройкой дома.
Появление каменного строительства в крае. Устройство каменного дома. Общие черты жилых построек мордвы, русских, татар. Особенности строений разных народов. Старинные способы запирать дом. Современные технические новшества многоэтажных домов. Взаимосвязь истории семьи, дома, малой родины.
О чем могут рассказать вещи
Понятие «быт». Связь быта, вкуса, уровня культуры, занятий, национальных хозяев. Старинные предметы мебели. Значение «красного угла» в старину. Книги и их место в доме.
Значение одежды в древности. Национальная мордовская одежда. Русская одежда.
Правила оформления и ношения головных уборов народов республики. Отличия головных уборов девушек и женщин. Традиции изготовления и украшения обуви в старину. Женские и мужские украшения народов края. Посуда как воплощение традиций народов края. Материалы для изготовления посуды. Старинные столовые приборы. История вилки. Украшения посуды. Отражение традиций и национальной эстетики в быту.
Как и когда появились школы в Мордовии
Как появились школы на территории нашего края
Традиции обучения у древней мордвы. Появление школ при церквах и монастырях мордовского края. Особенности церковных и монастырских школ.
Школы в дворянских имениях края. Школа графа Румянцева в с. Чеберчено. Духовные училища второй половины XIX века. Просветители мордвы Н.И. Ильминский, И.Н. Ульянов, М.Е. Евсевьев, А.Ф. Юртов и другие. Первые учителя из мордвы.
Появление церковно-приходских школ в регионе, их различия.
Образование в советский период. Развитие средней школы. Образование в годы ВОВ. Нехватка учителей., госпитали в здании школ.
Современные школы Мордовии. Школа как образовательное, воспитательное, социальное и культурное учреждение.
Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края
Древние способы счета. Связь математики с хозяйственными нуждами, деньгами. Древнеславянская письменность. Кирилл и Мефодий. Материалы для письма: пергамент, береста. Появление книгопечатания: Иван Федоров.
Пиктографические и цифровые знаки древней мордвы. Образцы древнемордовской письменности. Числа в мордовских загадках.
Как возник мой город (мое село)
Как и когда появились города мордовского края
Понятие «город»». Древние города восточных славян. Понятия: посад, кремль, острог. Происхождение городов-крепостей Мордовии. Города Мордовии как оборонительные сооружения. Обязанности воеводы. Превращение городов в торгово-ремесленные центры.
Чем знамениты села нашей республики.
Понятие «село», «деревня», их различия. История знаменитых сел Мордовии Современное состояние сел республики: количество населенных пунктов, численность сельского населения. Производство в сельской местности Мордовии.
Как мордовский край стал Республикой Мордовия
Почему моя республика называется Мордовией
Происхождение названия «мордва». Иранский след происхождения этнонима. Сведения о мордве у историков и путешественников.
Появление первых людей на территории нашего края. Подчинение в 17-11вв мордвы частям Древнерусским государствам, Хазарией и Волжской Булгарией. Нападение монголо-татар в 13 в.вхождение мордовских земель в состав Российского государства. Мирное и взаимовыгодное соседство народов на территории мордовского края.
Создание в 1928 г. Мордовского округа – первая ступенька к консолидации мордвы. Мордовская автономная область. Преобразование 10 января 1930г. Мордовского округа в Мордовскую автономную область. Переименование в 1934 г. МАО в МАССР. Получение в 1934 г. нашей республикой своего герба и флага. Переименование в 1990 г. МАССР в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. 1994 г – Республика Мордовия. Принятие в сент. 1995 г. Конституции РМ. Избрание Конституционным собранием Главой Мордовии Н.И. Меркушкина. Начало проведения в Республике Мордовия в августе 2006 г. торжественных мероприятий, посвященных тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства.
Какие народы живут в нашей республике
Появление первых людей в междуречье Мокши и Суры в 8-6 тыс. до н.э. Расселение мордвы до 13 в. на территории между Окой на Западе и Сурой на Востоке. Крупные села с преимущественно мордовским населением: Алово, Атяшево, Ичалки, Старое Шайгово, Перхляй, Кочкурово. Доля мордвы в общей численности населения Республики Мордовия. Народы, родственные мордовскому.
Прослеживание контактов славян и мордвы с середины 1 тыс. н.э. усиление притока русских в 15-17 вв. в связи со строительством оборонительных черт на границах государства. Рост численности русского населения из-за перевода помещиками на полученные земли своих крепостных крестьян. Крупные населенные пункты с преимущественно русскими жителями: Большие Березники, Инсар, Кемля, Ромоданово.
Языки народов, проживающих на территории РМ. Мокшанский и эрзянский языки мордвы. место мордовских языков в уральской языковой семье. Татарский язык как один из тюркских языков. Русский язык среди славянских языков индоевропейской языковой семьи. Русский язык как язык межнационального общения мордвы, русских и татар в РМ.
Чем богат духовный мир народов Мордовии
Религии людей, живущих в нашей республике. Христианство и мусульманство как самые распространенные религии Мордовии. Язычество древней мордвы и славян. Язычники. Поклонение множеству богов, олицетворяющих собой силы природы, как суть язычества. Богини мордвы. начало христианизации мордвы после вхождения в состав Российского государства.
Православное христианство – самая распространенная религия в РМ. Зарождение христианства в первые века нашей эры. Библия. Верования христиан в Иисуса Христа.
Ислам – вторая по числу последователей религия на территории Мордовии. Коран.
Развитие в РМ широкой сети учреждений образования. Вузы Мордовии. Библиотеки, клубные учреждения, музеи и театры. Роль в приобщении населения к духовным ценностям Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Мордовия».
Для чего нужно знать герб, флаг, гимн своей республики
Государственные символы. Появление в 1934 г. первого государственного герба республики. Элементы государственного герба Республики Мордовия.
Принятие в 1934 г. первого государственного флага Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики.
Принятие в 1995 г. Гимна РМ.
Чем славится столица моей родины
Основание Саранска как крепости-острога в 1641 г. Самоназвание крепости от названия речки Саранки, на берегу которой она строилась. Превращение Саранска в уездный город в 1651 г. принадлежность Саранска к Азовской, Казанской, а затем к Пензенской губернии. Современный Саранск как крупный промышленный, культурный и научный центр нашего края.
Столица Мордовии как университетский город. Открытие первого вуза в Саранске в 1931 г. Мордовский государственный университиет им. Н.П. Огарева. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.
Саранск –самый благоустроенный город России.
Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики
Богатство природы как достопримечательность Республики Мордовия. Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича, Национальный парк «Смольный». Реки Сивинь, Мокша, Сура.
Историко-культурные памятники РМ. Достопримечательности Мордовии в виде скульптурных композиций, посвященных знаменитым людям или историческим событиям.
Мордовский республиканский музей им. С.Д. Эрьзи.
Знаменитые земляки. Знаменитые спортсмены Мордовии, завоевавшие награды на Олимпийских и играх.
Рабочая программа по ИКМК (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Наченальская основная общеобразовательная школа»
Чамзинский муниципальный район
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА Утверждена
на заседании педагогического совета. Директором МБОУ «Наченальская ООШ» Протокол № 1 от «28» августа 2016 г. Чамзинского муниципального района
Приказ № 40/17 от 1 сентября 2016 г.
Составитель: Коткова Ольга Петровна
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка _____________________________________3
Содержание учебного курса _________________________________ 9
Тематическое планирование ________________________________ 17
Календарно-тематическое планирование ____________________ _ _ 18
Учебно-методическое обеспечение курса ___________________ ___24
Список источников ________________________________________25
Рабочая учебная программа составлена на основании программы «История и культура мордовского края », разработанной на кафедре истории и социальных дисциплин Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования. Научный редактор – В. А. Юрченков, кандидат исторических наук, зав. сектором региональной истории НИИ регионалогии при Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева
В новой структуре исторического и обществоведческого образования предусмотрены дисциплины, отвечающие потребностям регионов, интересам учащихся. К их числу относится курс «История и культура мордовского края», рассчитанный на учащихся основной школы, исходя из 0, 5 часа в неделю в течение пятилетнего срока обучения (5—9 классы). Его преподавание должно вестись параллельно, сопряжено с историей Отечества (раздельным или интегрированным курсом), начиная с 6 класса.
В 5 классе предлагается пропедевтический курс «Родиноведение», призванный создать у учащихся положительную установку на изучение истории своей малой родины, оценить значимость ее прошлого и настоящего.
Место предмета в базисном учебном плане:
Курс «История и культура мордовского края» внесен в инвариантную часть регионального Базисного плана. Его преподавание ведется в 5-9 классах (по 17 часов в каждом).
Курс является необходимым основанием и условием для изучения общей культуры мордовского этноса, прикладных и профессиональных дисциплин – этнологии, истории культуры и искусства, истории культуры мордовского этноса, искусства и культуры финно-угорских народов, истории Мордовии и т.д.
Цели и задачи курса:
— вписать местные события в историко-культурный контекст, раскрыть специфику локальных проявлений духовной и материальной культуры человечества;
— придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
— содействовать самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
— развивать у учащихся любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
— воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному решению стоящих перед нашей республикой сложных проблем.
Курс «Родиноведение» в 5 классе формирует представления о главных особенностях истории мордовского края, уделяя большое внимание семейному аспекту. Это способствует развитию патриотичной личности в ребенке, развитию любви к своей семье и ближайшему окружению.
Принципы и критерии отбора содержания материала в курсе истории и культуры мордовского края:
принцип взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
принцип интерактивности, предполагающий, во-первых – включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
принцип поликультурной толерантности, национально-региональная история и культура не сводятся к истории и культуре титульной (мордовской) нации, а есть история и культура территориального, полиэтнического сообщества, составляющих его этносов, их взаимодействия между собой, природой, другими народами;
антропологический принцип, позволяющий придать историческим знаниям большую конкретность и личностную значимость, показать, что каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
принцип практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, направленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия, к активному обсуждению и посильному участию в решении стоящих перед нашей республикой сложных задач;
принцип личностно ориентированного, развивающего обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Родиноведение».
Личностным результатом обучения курса «Родиноведение» в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения курса «Родиноведение»:
продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:
– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
– осознание целостности природы, населения и хозяйства населения Мордовии;
– представление о Мордовии как субъекте целостного государства – Российской Федерации;
– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
– осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:
– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «Родиноведение» в 5 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
– В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения курса «Родиноведение» в 5 классе являются следующие умения:
– осознание роли истории родного края в познании окружающего мира;
– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального развития;
– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории и ее исторического прошлого;
– определять причины и следствия проблем исторического развития на национальном уровне;
– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории мордовского края;
– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая литература, интернет-источники;
– понимание смысла собственной действительности ;
– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины;
Планируемые результаты обучения.
1. Называть, показывать : предмет, объект изучения истории и культуры мордовского края; особенности положения мордовского края; основные даты в истории мордовского края; выдающихся уроженцев Мордовии; государственную символику РМ.
2. Определять, измерять : отсчет времени.
3 . Описывать, характеризовать : устройство быта народов мордовского края; историю образования школ на территории Мордовии; образование городских и сельских поселений; государственную символику РМ; достопримечательности республики и города; духовный мир народов Мордовии.
4. Объяснять : происхождение своего рода, своей семьи; устройство быта народа в связи с обычаями и традициями; необходимость изучения истории и культуры своего края.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Как нужно изучать историю малой Родины.
Урок 1. Как вести счет времени.
Временные отрезки для счета времени: сутки. Декады, месяцы, годы. Понятие «лунный год». Особенности лунного календаря татар-мусульман: лунный месяц, месяц зул-хиджжа. 30-летние циклы, перемещение месяцев по временам года.
Лунный календарь древней мордвы. Мордовские божества Луны (Ков-ава) и Солнца (мокшанский Ши-бакс или эрзянский Чи-паз). Месяц (ков) и неделя (тарго). Связь календаря и сельского хозяйства: земледелия и скотоводства. Хранители времени – жрецы. Календарно-обрядовые ритуалы (озксы). Четыре исторических периода в представлениях древней мордвы. Времена года в древнем мордовском календаре. Новый год у мордвы в древности.
Лунно-солнечный славянский календарь: циклы по 12 и 7 лет. Использование лунно-солнечного календаря для вычисления дня Пасхи. Юлианский солнечный календарь. Названия месяцев древних славян, мордвы. Григорианский календарь. Старый и новый стили. Понятие «век», «тысячелетие», «эра». Счет лет от Сотворения мира. Хиджра у мусульман. Названия дней недели у славян и мордвы.
Урок 2. Откуда мы знаем историю своего края.
Понятие «исторический источник». Группы исторических источников: вещественные, устные, письменные, фоно-, фото-, видеодокументы.
Деньги как исторический источник. Этапы развития денег: звериные шкурки. Металлические монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», «ярмак». Древние деньги мордвы, славян, татар. Крупные монетные клады на территории республики.
Устные исторические источники: легенды, мифы, загадки, поговорки. Миф мокши о происхождении мира. Русские пословицы. Мордовские потешки, песни-мифы. Значение устного народного творчества как хранилища опыта, народной мудрости, сведений о быте, верований. Обычаев, праздничных обрядов.
Виды письменных источников. Материал для письма. Летопись «Повесть временных лет» о мордве. Описание города Саранска в воспоминаниях путешественников. Роль технических средств в сохранении исторической информации: фоно-, фото-, видеоносители памяти. Музеи, архивы, библиотеки Мордовии.
Тема 2. Откуда наши корни.
Урок 3. Почему меня так зовут.
Наука ономастика. Способы давать имя ребенку: «числовые» имена, имена, отражающие внешний вид и характер ребенка, «сезонные» имена. Традиции именования у мордвы. Старинные славянские, мордовские, татарские имена. Заимствованные имена народов мордовского края: греческие, латинские, скандинавские, еврейские, арабские. Влияние религии на традиции именования: международные имена (например, Мария, Мухаммед). Календарные имена. Возрождение традиции именования по святцам.
Мода на имена в разные исторические периоды. Вновь созданные имена в 1920-1930-е гг. Активное заимствование иностранных имен в послевоенные годы. Наиболее распространенные мужские и женские имена в разные исторические периоды.
Происхождение и значение отчества. Связь отчества с социальным положением именуемого. Происхождение русских отчеств. Отчество по матери. Традиция давать отчество у мордвы.
Происхождение фамилии. Связь фамилии с честью рода. Образование фамилий народов республики: от имен, отчеств, названий животных и птиц, географических названий, профессий. Знаменитые фамилии Мордовии. Имена, отчества, фамилии как часть истории края. Отражение в именах веры, занятий, традиций, национальных черт, чувства прекрасного народов края.
Урок 4. Откуда происходит мой род.
Понятие «семья», «род», «родословная», «генеалогия». Значение родословной в прошлом: связь с древностью и знатностью рода. Появление родословных в России. Правила предоставления «древа жизни» (родословной): символика цвета. Родословная Румянцевых: наиболее яркие представители рода, связанные с историей мордовского края.
Понятие «герб», «герольд», «геральдика». Значение различных символов (цвета, животные, птицы, геометрические фигуры, герои мифов) на гербах. Отражение занятий, древности рода, военных подвигов на гербах. Герб рода Ушаковых. Связь истории рода Ушаковых с историей мордовского края.
Два значения понятия «династия». Знаменитые династии Мордовии: учителя Гридины, врачи Филатовы, предприниматели Сыромятниковы, священнослужители Охотины. Связь понятия «династия» с традициями рода, преданностью делу. Понятие «поколение», «биография». Значение преемственности поколений, чести рода. История отдельного человека, семьи, рода как составляющая истории республики, страны.
Тема 3. Чем интересна история дома.
Урок 5. Каким бывает жилище.
Древние жилища на территории края: пещеры, землянки, полуземлянки, бревенчатые дома. Устройство древнего жилища: назначение печей. Сеней, хозяйственных построек. Старинные способы «застекления» окон (слюдовые окна) и освещения дома (лучина).
Славянские и мордовские божества дома: домовой, Куд-ава, Куд-атя. Обычаи и обряды, связанные с постройкой дома: сроки начала строительства, обереги, талисманы, заложенные в фундамент, жертвоприношения, обряд «помочи».
Появление каменного строительства в крае. Устройство каменного дома: горница, светелки, печь «по-белому». Общие черты жилых построек мордвы, русских, татар в Мордовии: планировка двора, дома- пятистенки. Особенности строений разных народов. Старинные способы запирать дом: палка-засов, вертушка, задвижка. Современные технические новшества многоэтажных домов. Взаимосвязь истории семьи, дома, малой родины.
Урок 6. О чем могут рассказать вещи.
Понятие «быт». Связь быта и вкуса, уровня культуры, занятий, национальности хозяев. Старинные предметы мебели: скамьи, лавка, сундук, коник, ларь, поставец. Значение «красного угла» в старину. История стула. Материалы, используемые в старину для изготовления мебели. Книги и их место в доме.
Значение одежды в древности как индикатора национальности, профессии, социального статуса. Национальная мордовская вышивка. Русская одежда: сарафан, телогрея, душегрея. Кафтан, зипун. Особенности татарской одежды. Взаимное заимствование элементов костюма народами края.
Правила оформления и ношения головных уборов народов республики. Отличие головных уборов девушек и женщин. Традиции изготовления и украшения обуви в старину. Лапти, чуни, сапоги, туфли. Женские и мужские украшения народов края: гривны, браслеты, серьги, бусы, височные пдвески, сюльгамы.
Посуда как воплощение традиций народов края. Материалы для изготовления посуды. Старинные столовые приборы: чаши, ковши-черпаки, солоницы, миски, плошки, ложкарницы, горшки. История вилки. Украшение посуды. Отражение традиций и национальной эстетики в быту.
Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии.
Урок 7. Как появились школы на территории нашего края.
Традиции обучения у древней мордвы (обрядовые дома). Появление школ при церквах и монастырях мордовского края. Особенности церковных и монастырских школ: обучение грамоте, богослужению, греческому языку, ремеслам. Школы в дворянских имениях края. Школа графа Румянцева в селе Чеберчино: здание, учитель, школьный устав. Духовные училища второй половины XIX в. Просветители мордвы (Н. И. Ильминский, И.Н. Ульянов, М.Е. Евсевьев, А.Ф. Юртов и др.). Первые учителя из мордвы.
Образование в советский период: всеобщее начальное обучение, трудовые, вечерние школы, школы рабочей и крестьянской молодежи. Развитие средней школы. Образование в годы Великой Отечественной войны. Нехватка учителей, госпитали в здании школ.
Современные школы Мордовии: общеобразовательные, воскресные, музыкальные, спортивные, художественные, с углубленным изучением предметов. Школа как образовательное, воспитательное, социальное и культурное учреждение.
Урок 8. Чем отличаются письмо и счет народов мордовского края.
Древние способы счета. Связь математики с хозяйственными нуждами, деньгами. Математические знания восточных славян. Древнеславянская письменность. Кирилл и Мефодий. Материалы для письма: пергамент, береста. Появление книгопечатания: Иван Федоров.
Пиктографические и цифровые знаки древней мордвы. Образцы древнемордовской письменности. Числа в мордовских загадках. Замена древнего мордовского письма на русский алфавит после вхождения мордвы в состав Российского государства. Первая мордовская грамматика П.П. Орнатова.
Древняя письменность татар – руника. Татарский алфавит на основе арабской графики – иске имля. Латинская графика в основе нового татарского алфавита – яналифа. Татарский алфавит на базе кириллицы. Письмо и счет как важная часть культуры народа.
Тема 5. Как возник мой город (моё село).
Урок 9. Как и когда появились города мордовского края.
Понятие «город». Древние города восточных славян: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Понятия «посад», «кремль». Происхождение городов-крепостей Мордовии: Темникова, Алатыря, Краснослободска и др. Понятие «острог»: Кадом, Шацк, Арзамас, Атемар. Особенности строительства Саранска и Инсара (тарасы). Города Мордовии как оборонительные сооружения. Обязанности воеводы. Превращение городов и торгово-ремесленные центры.
Урок 10. Чем знамениты села нашей республики.
Понятие «село», «деревня», их различие. История знаменитых сел Мордовии. Виндрей (Торбеевский район) – село лесорубов и плотников. Особенности их профессии. Продолжение хозяйственных традиций на современном лесокомбинате в Виндрее. Мельцаны и Новая Федоровка Старошайговского района – производство мордовской матрешки. История рождения местного деревообрабатывающего промысла.
Аксел Темниковского района – знаменитый центр огуречного промысла XIX в. Благоприятные климатические условия для огуречного ремесла. Торговые связи с другими городами страны. Причины исчезновения промысла в середине XX в. Николаевка Большеберезниковского района – луковое производство. Популярность «русского золотистого» за границей в XIX в. Сохранение традиций лукового промысла у современных жителей села.
Дракино Торбеевского района – торговое село. Знаменитый сорт земляники – виктория «Комсомолка». История появления этого сорта в Дракине. Подлесная Тавла Кочкуровского района – село, славное домовой резьбой. Производство в сельской местности Мордовии.
Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия.
Урок 11. Почему моя республика называется Мордовией.
Происхождение названия «мордва». Иранский след происхождения этнонима. Известия о мордве у историков и путешественников. Сведения о мордве в трудах Иордана, Константина Багрянородного, Плано Карпини, Гильома Рубрука, Иосафата Барбано, Сигизмунда Герберштейна, Дженкинсона, Флетчера, Витсена, де Бруина, хазарского правителя Иосифа, русского летописца Нестора.
Появление первых людей на территории нашего края (10-7 тыс. лет назад). Подчинение в VII – XI вв. мордвы по частям Древнерусским государством, Хазарией и Волжской Булгарией. Нападение монголо-татар в XIII в. Вхождение в XV – XVI вв. земель, где проживала мордва, в состав Российского государства. Начало расселения русских на территории мордовского края. Мирное и взаимовыгодное соседство народов на территории мордовского края.
Создание в 1928 г. Мордовского округа – первая ступенька в консолидации мордвы. Преобразование 10 января 1930 г. Мордовского округа в Мордовской автономной области в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Получение в 1934 г. нашей республикой своего герба и флага. Переименование в 1990 г. МАССР в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. Переименование в январе 1994 г. МССР в Республику Мордовия. Принятие в сентябре 1995 г. Конституции Республики Мордовия. Избрание Конституционным собранием Главой Мордовии Н.И. Меркушкина. Начало проведения в Республике Мордовия в августе 2006 г. торжественных мероприятий, посвященных тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства.
Урок 12. Какие народы живут в нашей республике.
Появление первых людей в междуречье Мокши и Суры в VIII-VI тыс. до н. э. Расселение до XIII в. мордвы на территории между Окой на западе и Сурой на востоке. Крупные села с преимущественно мордовским населением: Алово, Атяшево, Ичалки, Старое Шайгово, Перхляй, Кочкурово. Доля мордвы в общей численности населения Республики Мордовия. Народы, родственные мордовскому: финны, венгры, эстонцы, удмурты, марийцы, коми, ханты, манси.
Прослеживание контактов славян мордвы с середины I тыс. н. э. Усиление притока русских в XVI-XVII вв. в связи со строительством оборонительных черт на границах государства. Рост численности русского населения из-за перевода помещиками на полученные земли своих крепостных крестьян. Крупные населенные пункты с преимущественно русским населением: Большие Березники, Инсар, Кемля, Ромоданово. Общая численность русских в Республике Мордовия.
Татары – третий по численности народ Мордовии. Заселение ими Поволжья в период монголо-татарских завоеваний в XIII в. Численность татар в Республике Мордовия. Самые крупные из татарских сел: Лямбирь, Белозерье, Пензятка, Татарская Пишля.
Языки народов, проживающих в Республике Мордовия. Мокшанский и эрзянский языки мордвы. Место мордовских языков в уральской языковой семье. Татарский язык как один из тюрских языков. Русский язык среди славянских языков индоевропейской языковой семьи. Русский язык как язык межнационального общения мордвы, русских и татар в Республике Мордовия.
Урок 13. Чем богат духовный мир народов Мордовии.
Религии людей, живущих в нашей республике. Христианство и мусульманство как самые распространенные религии в Сордовии. Язычество древней мордвы и славян (предков русских). Язычники. Поклонение множеству богов, олицетворяющих собой силы природы, как суть язычества. Богини мордвы: Вирь-ава (богиня лесов), Ведь-ава (богиня воды), Паксява (покровительница поля) и др. Начало христианизации мордвы (превращение из язычников в христиан) после вхождения в состав Российского государства.
Православное христианство – самая распространенная религия в Республике Мордовия. Зарождение христианства в первые века нашей эры. Главная священная книга христиан – Библия, её деление на Старый и Новый Заветы. Верование христиан в Иисуса Христа.
Ислам – вторая по числу последователей религия на территории Мордовии. Коран – священная книга мусульман.
Развитие в Республике Мордовия широкой сети учреждений образования. Вузы Мордовии. Библиотеки, клубные учреждения, музеи и театры Саранска. Роль в приобщении населения к духовным ценностям Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Мордовия».
Урок 14. Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики.
Государственные символы нашей республики. Появление в 1934 г. первого государственного герба республики. Утверждение нынешнего герба в 1995 г. Элементы Государственного герба Республики Мордовия6 изображение щита маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов с гербом города Саранска в середине, обрамляющие его золотые колосья пшеницы, перевитые лентой маренового. Белого и темно-синего цветов; шейная гривна цвета золота с семью орнаментами – по количеству городов республики. Центральная фигура герба – восьмиконечная розетка.
Принятие в 1934 г. первого государственного флага Мордовской автономной советской социалистической республики. Принятие в 1995 г. флага, являющегося государственным в настоящее время. Элементы флага: прямоугольное полотнище. Состоящее из трех полос – маренового, белого и темно-синего цветов; по центру белой полосы восьмиконечная розетка маренового цвета – символ солнца. Добра, тепла, открытости.
Принятие в 1995 г. гимна Республики Мордовия.
Урок 15. Чем славится столица моей родины.
Основание Саранска как крепости-острога на сторожевой черте Российского государства в 1641 г. Самоназвание крепости от названия речки Саранки, на берегу которой она строилась. Превращение Саранска в уездный город в 1651 г. Принадлежность Саранска к Азовской, Казанской, а затем к Пензенской губернии. Современный Саранск как крупный промышленный, культурный и научный центр нашего края.
Столица Мордовии как университетский город. Открытие первого вуза в Саранске в 1931 г. Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева – самый крупный вуз Поволжья. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева, Саранский кооперативный институт, Мордовский гуманитарный институт и другие вузы города.
Саранск – центр культурной жизни Мордовии. Республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи, Русский драматический, музыкальный национальный и кукольный театры и их роль в культурной жизни. Библиотечные богатства республики.
Место храмов в культурном облике Саранска. Собор Святого Праведного Воина Федора Ушакова, украшающий центр Саранска. Иоанно-Богословская церковь – старейшая городская постройка, дошедшая до наших дней.
Памятники Саранска: «Навеки с Россией», Емельяну Пугачеву, землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны, стратонавтам, новые памятники города.
Саранск как многолетний призер всероссийского конкурса «самый благоустроенный город России».
Урок 16. Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики.
Богатство природы как достопримечательность Республики Мордовия. Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича, Национальный парк «Смольный». Реки Мордовии: Мокша, Сура, Сивинь.
Историко-культурные памятники Республики Мордовия: Атемарский вал, Иоанно-Богословская церковь в Саранске, Санаксарский монастырь близ Темникова, архитектурный ансамбль в с. Чеберчино.
Достопримечательности Мордовии в виде скульптурных композиций, посвященных знаметитым людям или историческим событиям: памятник поэту А.И.Полежаеву в Саранске, мемориально-скульптурный комплексный комплекс, расположенный в сквере Славы, и т. д.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.
Знаменитые земляки: Степан Дмитриевич Эрьзя, Федот Васильевич Сычков, Михаил Петрович Девятаев, Максим Алексеевич Пуркаев.
Знаменитые спортсмены, завоевавшие награды на Олимпийских играх, прославившие мордовский край: Петр Болотников, Алексей Мишин, Владимир Борчин, Ольга Каниськина, Денис Нижнгородов.
Урок 17. Повторительно-обобщающий урок.
Повторение и закрепление пройденного материала.