Икона богородицы неустанной помощи о чем молятся
Всепомогающая икона Богородицы
Всепомогающая икона Богородицы или иначе называемая икона «Неустанной помощи» — это тип изображения Богородицы в католической иконографии. То есть икона с таким названием является католической, хотя в Православии существует аналогичная по иконографии икона Божией Матери, называемая «Страстная«.
Иконография образа: Иконография иконы включает фигуры ангелов, несущих орудия Страстей Христовых: крест, губку и копие. Данный иконографический тип выработан был итальянскими и греческими мастерами в XV веке.
Всепомогающая икона Богородицы очень почитается в католической церкви. Самый известный список иконы находится в Риме в церкви святого Альфонса Лигуори на Эсквелине. Эта икона была доставлена в Рим с Крита в 1480 году и хранилась около трех веков в церкви святого Матфея.
В начале XIX века Всепомогающая икона Богородицы была перенесена в церковь Санта-Мария-ин-Постерула. Папа Пий IX, передавая икону в 1865 году ордену редемптористов, согласно преданию, сказал: «Сделайте так, чтобы Всепомогающая икона Богородицы стала известна во всем мире».
Благодаря энергичной деятельности этого ордена Всепомогающая икона Богородицы «Неустанной помощи» стала широко известна. Существует в католическом мире множество церквей, освященных в честь этой иконы. Они есть и на территории России. Римский образ был в 1990 году тщательно отреставрирован.
Пресвятая Богородица почитается как Заступница рода человеческого, скорая Помощница во всех наших бедах, Утешительница в скорбях, потому что к кому, как не к Ней, рожденной на земле, от таких же людей, как и мы (правда отмеченных святой благочестивой жизнью), хорошо знавшей человеческую природу и видевшей глубину нашей жизни, обращаться нам, одолеваемым грехами, страстями и пороками, с просьбой о сочувствии и помиловании.
Поэтому и идут все страждующие к Царице Небесной, оставившей нам в память Свой образ на земле, с мольбой о помощи, когда станет трудно и невмоготу: «Пресвятая Богородица, помоги! Моли Бога о нас грешных!» Во всех странах. На всех континентах. Православные. Католики. Прочие иноверцы.
И ведь приходит на помощь! Прощает! Милует! Исцеляет! Всех без разбора! Не зависимо от цвета кожи, вероисповедания, возраста, материального состояния. Достаточно только верить, и чудеса придут в нашу жизнь.
Настолько Дева Мария любит все человечество и переживает за нас, что осталась с нами на Земле и всячески помогает своей любовью каждому нуждающемуся. Помощь Пресвятой Богородицы — это великое чудо, способное кардинально изменить жизнь человека, да и его самого.
Происхождение Страстной иконы Божией Матери, почитаемой в Православии, неизвестно. Считается, что первая Страстная икона Богородицы была написана в XV веке Андреосом Рицосом. Прославление иконы произошло в XVII веке после случая исцеления жительницы нижегородского села Палицы от беснования, после которого последовало множество других чудотворений.
Празднование Страстной иконы Божией Матери в Православной Церкви приходится в шестоее воскресенье после Пасхи ( в память произошедшего исцеления) и 13 / 26 августа в память перенесения чудотворной иконы в Москву.
Празднование: (в католичестве) 27 июня.
Теология Иконы Матери Божьей Неустанной Помощи
ПОСЛАНИЕ ИКОНЫ
Глядя на образ Божьей Матери Неустанной Помощи следует всегда иметь в виду, что мы имеем дело с иконой, написанной анонимным автором в соответствии с каноном Богоматери Скорбящей, употреблявшимся для представления христианской тайны искупления.
1. Что такое икона?
Греческое слово eikón, от которого произошёл этот термин, означает образ. Новый Завет применяет это слово в первую очередь для Иисуса Христа: Он есть образ Бога невидимого (Кол 1, 15; Евр 1, 3). Крестившиеся, отождествляясь с Иисусом, также становятся образом Бога и храмом Святого Духа (Рим 8, 14). Но обычно, говоря об иконе, мы имеем в виду образ, представляющий Иисуса, Матерь Божью или святых, изображённых в точном соответствии с техническими и богословскими канонами.
Икона – это нечто большее, нежели обычное изображение либо памятка о событиях и людях прошлого. Икона делает реально присутствующим то, что на ней изображено. Она является той точкой, где встречаются человеческая действительность и тайна Бога. Поэтому икона – не просто декоративный элемент алтаря. Она сама – алтарь. Это объясняет, почему в литургии восточных обрядов её помещают там же, где и книги Слова Божья.
Икона – это плод молитвы. Художники, создававшие иконы, творили их в покаянной и молитвенной атмосфере. Когда они работали и молились, они думали о тех, кто будет молиться перед создаваемыми ими образами. Это значит, что художники-иконописцы, преимущественно монахи, созерцали тайну Бога и суть своего созерцания представили в красках. Таким образом они передавали свою веру и духовность другим верующим.
Икона – это объект медитации. Когда мы становимся перед иконой для молитвы, мы можем погрузиться в ту таинственную реальность, которую она представляет, и глубже понять ценность литургической молитвы. Иконы были созданы, чтобы помочь нашему созерцанию.
2. Неизвестный автор
Большинство иконописцев – художники безымянные. Среди немногих известных художников, писавших иконы Матери Божьей Скорбящей, был Андреа Ризо де Кандиа (1422–1499), принадлежавший к критской школе. Икона Божьей Матери Неустанной Помощи относится к этой школе, но точной даты её создания мы назвать не можем. Однако с большой долей вероятия можем утверждать, что он был монахом родом с о. Крит.
Древняя легенда приписывает первую икону Божьей Матери Скорбящей святому Луке Евангелисту. Именно так авторы богородичных икон наводили мосты между своим занятием и общиной верующих, лично знавших Иисуса и Марию. Эта легенда является скорее богословской идеей, чем историческим фактом, поскольку живописная техника, использовавшаяся в первые века христианства, сильно отличалась от той, которую применяли в иконописи. Самые старые иконы были написаны в VI веке, а большинство ныне известных икон были созданы в более поздние времена, начиная с XII века.
3. Божья Матерь Скорбящая
Икона Божьей Матери Неустанной Помощи написана на доске размером 54х41,5 см. На протяжении веков она получила два основных наименования. С художественной точки зрения, в связи с типом изображения, её назвали «Божья Матерь Скорбящая». Иконы Божьей Матери Скорбящей, как правило, изображают Марию, держащую на руках своего Сына Иисуса, а по сторонам – ангелов, несущих орудия страстей.
Другое название родилось из благочестия, давшего иконе имя: «Божья Матерь Неустанной Помощи». В нашей иконе Пресвятая Матерь нежно взирает на своих почитателей и готова поспешить к ним на помощь в любой нужде.
На иконе представлены четыре святые фигуры:
Непорочная Богоматерь, Дитя Иисус и святые архангелы Михаил и Гавриил.
Эти фигуры обозначены имеющимися на иконе буквами:
MP – ΘΥ = Матерь Бога (по обе стороны верхней части изображения)
IC – XC = Иисус Христос (справа от головы Младенца Иисуса)
OAM = архангел Михаил (над ангелом, слева от зрителя)
ОАГ = архангел Гавриил (над ангелом, с правой стороны)
Дева Мария показана до пояса, но создаётся впечатление, что она стоит. Она одета в красную тунику, тёмно-синий плащ (с изнанки – зелёный) и прикрывающий волосы и лоб голубой покров. В его верхней части посредине находится золотая звезда с восемью прямыми лучами, а рядом виден крест с лучами, похожий на звезду. Голову окружает характерный для критской школы круглый нимб. В 1867 году на него наложили корону, которая была убрана при последней реставрации.
Лик Девы видится слегка склонённым в сторону Младенца Иисуса, которого Она держит на левой руке. Большой правой ладонью с длинными пальцами (характерными для образов типа «Одигитрия» — «указывающая путь») Мария охватывает руки Младенца. Её взгляд светится нежной печалью. Мария смотрит не на своего Сына, кажется, что Она беседует с тем, кто смотрит на икону. Миндалевидные глаза цвета мёда и чётко очерченные брови делают Её лик прекрасным и возвышенным.
Младенец Иисус – единственный, кто изображён в полный рост. Он сидит на левой руке матери, а руками крепко держится за Её правую ладонь. Он одет в зелёную тунику с красным поясом и прикрыт красноватым плащом. Падающая с правой стороны сандалия позволяет увидеть низ ступни. Это может означать, что, Младенец поражён видением страстей, вызванным крестом и гвоздями, которые показывает архангел Гавриил. С другой стороны архангел будучи Богом, Иисус также является и человеком. У Него каштановые волосы и детские черты лица.
Ступни и шея выражают резкое движение в страхе перед чем-то, что вскоре должно произойти. Очевидно Михаил показывает другие орудия страстей: копьё, шест с губкой и сосуд с уксусом.
4. Тайна Искупления
Икона Божьей Матери Неустанной Помощи – это не декоративный элемент, это образ, несущий некое послание. Это катехизация, разъясняющая главную тайну нашей веры. Различные показанные в ней элементы говорят нам о Боге, присутствующем среди нас, о Крестном пути, о полном любви заступничестве Марии и о сиянии грядущей славы (золотой фон иконы).
В теле Марии завет спасения приобрёл конкретные черты, когда Сын Божий принял нашу человеческую природу. А когда Его земная жизнь окончилась на кресте, Мария была там, как первая последовательница Учителя. Именно в эти последние минуты Иисус объявил Её Матерью всех верующих: «Се Матерь твоя» (Ин 19, 27). Мария принимает нас, как своих детей, чтобы вести нас к Иисусу.
Самой крупная фигура на иконе – Мария, но не фигура Марии является ключевой точкой образа. В центре иконы – соединённые руки Матери и младенца, изображённые так, что Мария указывает на своего сына Иисуса Христа, Сына Божьего, который жертвует жизнью за всех нас. Перед нами тот тип икон, что называется «Одигитрия», то есть «указывающая путь». Мария показывает Христа, который есть Путь, Истина и Жизнь (ср. Ин 19, 25).
Младенец Иисус показан как жертва, уготованная для приношения, что совершится так, как это описывает евангелист в сцене Жертвоприношения в Храме (Лк 2, 22–40). А то, как стоит Богоматерь, напоминает нам слова Евангелия «При кресте Иисуса стояла Матерь Его» (Ин 19, 25), не сломленная болью, но стоящая твёрдо и неусыпно.
Все элементы композиции подчёркивают реальность страдания, которое выражено на лице Матери, в резком движении Младенца Иисуса и в наличии орудий страстей. Однако в то же время подчёркивается торжество Иисуса, обозначенный золотым фоном и тем, как торжественно ангелы держат орудия страстей. Они кажутся на столько инструментами казни, сколько трофеями победы; их будто забрали с Голгофы в утро Воскресения.
Понятно, почему образ Неустанной Помощи зовёт к молитве. Ведь в нём – вся Тайна Искупления. Нетрудно также понять, почему так много людей любят читать Розарий перед этой иконой. Они видят в ней не только Марию, сопровождающую их в жизни и молитве, но также созерцают тайны жизни Иисуса: Радостные (Младенец), Скорбные (Крест) и Славные (золотой фон иконы).
Молитва
Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,
В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!
Мы будем рады любой, но ежемесячной помощи — это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы — ПОЖЕРТВОВАТЬ
Тот, кто любит Марию, называет Её Матерью.
Можно сказать, что Её и нельзя называть по-другому,
ведь она родила нас в жизнь,
во имя нашего искупления пожертвовав на Голгофе Своим Сыном.
Св. Альфонс Лигуори, «Прославление Марии»
Одним из самых распространённых среди христиан обращений к Богоматери является выражение «Неустанная Помощь»; в особенности среди наиболее опечаленных и нуждающихся, которые чувствуют особую потребность в любви и заботе. Оригиналом иконы «Неустанная Помощь» является восточная икона Скорбящей Богоматери. Этот образ был написан, чтобы пробуждать в нас надежду и оживлять нашу молитву. Её духовный посыл важнее её художественных достоинств.
Икона Богоматери Неустанной Помощи была доставлена в Рим в 1480 году с Крита и около трёх веков была выставлена для почитания в римской церкви св. Матфея, получив за это время известность как чудотворная.
После вторжения в Рим армии Наполеона в 1789 году церковь св. Матфея была разрушена, а икона была перенесена в приватную часовню отцов августиниацнев при церкви Санта-Мария-ин-Постерула и с течением времени была почти позабыта.
В 1855 году редемптористы приобрели участок возле базилики Санта-Мария-Маджоре, на котором ранее находилась древняя церковь св. Матфея, чтобы построить там главный дом своей конгрегации. В связи с этим многие вспомнили, что ранее на этом месте было место почитания иконы Богоматери Неустанно Помощи; поэтому когда этот образ был обнаружен в 1865 году, генеральный настоятель конгрегации о. Николай Маурон направил Папе Пию IX прошение, в котором просил разрешения перенести икону Неустанной Помощи в новый храм редемптористов, который был воздвигнут на Виа-Мерулана между базиликой Санта-Мария-Маджоре и Латеранской базиликой, недалеко от того места, где некогда располагалась церковь св. Матфея. Папа, тронутый необычным рассказом о чудотворной иконе, в тот же самый день распорядился передать икону в редемптористский храм св. Альфонса Лигуори, а на обратной стороне прошения собственноручно написал резолюцию:
«11 декабря 1865 г. Пусть кардинал Префект Пропаганды сообщит настоятелю общины Санта-Мария-ин-Постерула, что мы желаем, дабы образ Пресвятой Девы, о котором говорится в этом прошении, был вновь размещён между св. Иоанном и Святой Марией Великой; редемптористы же пусть позаботятся о том, чтобы заменить его другим равноценным образом».
По преданию, блаж. Пий IX тогда же сказал Генеральному настоятелю редемптористов: «Сделайте так, чтобы эту икону знали во всём мире». В январе 1866 года в церковь Санта-Мария-ин Постерула отправился о. Микеле Марки, чтобы взять у августинцев икону. После этого польский художник Леопольд Новотны отреставрировал образ, и 26 апреля 1866 года он был снова выставлен для всеобщего почитания в церкви св. Альфонса. 23 июня 1867 года икона Богоматери Неустанной Помощи была торжественно коронована, а в 1876 году на 27 июня был установлен праздник Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи.
Особым образом эту икону почитал св. Иоанн Павел II, который 30 июня 1991 года посетил церковь св. Альфонса и отслужил там Мессу. Позже он рассказывал, что впервые увидел этот образ в редемптористской церкви в Кракове, в то время, когда он работал на заводе. Икона произвела на него огромное впечатление, и он впоследствии продолжал посещать эту церковь, уже будучи епископом, а потом и кардиналом. «Я благодарен Мадонне Неустанной Помощи, которая стала для меня Неустанной Помощью в весьма трудных обстоятельствах», — сказал Папа.
Мы приходим увидеть Тебя
На троне милости твоем
И с доверием молим Тебя
И Сына твоего зовём.
Мы сердцу твоему доверяем
Наши болезни и нужды:
Мария, о Мария, Мария, помоги!
О Мать, однажды в нашей смерти,
В нужде последней нашей
Помоги нам счастье обрести,
Испив смерти радостной чашу.
Когда глаза уже почти закрыты будут
Позволь сказать Ты сердцу и губам:
Мария, о Мария, Мария, помоги нам!
Римская молитва
О Матерь Неустанной Помощи/ с большим доверием сегодня/ прихожу к Твоей святой Иконе,/ чтобы молить о Твоей помощи. /Не рассчитываю ни на мои заслуги, / ни на добрые мои дела, / а только на неисчислимые заслуги Господа Иисуса/ и на Твою несравненную материнскую любовь./ О, Матерь, / Ты смотрела, на раны Искупителя/ и на Его кровь, пролитую на кресте / для нашего спасения./ Он же, Сын Твой, умирая, / дал нам Тебя в Матери./ Разве не будешь для нас, / как гласит Твой сладчайший титул: / Неустанной помощью,/ Тебя, о Матерь Неустанной Помощи, умоляю, / чтобы испросила у Сына Твоего ту благодать, / которую так сильно желаю / и в которой так нуждаюсь…
О, Благословенная Матерь, / Ты знаешь, как сильно Иисус, / наш Искупитель, / желает уделять нам всевозможных плодов Искупления./ Испроси, о Ласковая Матерь, / у Сердца Иисуса ту благодать, / о которой в этой новенне с покорностью прошу,/ а я с радостью буду вместе с Тобой/ восхвалять неисчерпаемое милосердие Божье. Аминь.
День первый: Ориентир (Звезда)
Мария несет во лбу звезду. Остров Крета, на котором возникла эта икона, окружен морем. Кто находится в море, должен ориентироваться по звездам, чтобы точно добраться до дома.
Мария ориентировалась по наставлениям Божьим. А сейчас Она сама для нас как «звезда в море». Своей жизнью она показывает нам дорогу к Богу.
Звезда в море, приветствую Тебя, помоги нам.
Милая Матерь Божья, помоги нам,
Мария, помоги нам в наших глубоких нуждах.
Мария, когда мы иногда теряем ориентир в жизни, покажи нам путь к Иисусу. Дай нам мужество делать то, что сказал Он. Будь для нас звездой в темноте, чтобы мы смогли быть для других светом на их пути.
Оба Архангела Михаил и Гавриил, несут предметы страдания: копьё, губку, пропитанную уксусом, и крест.
Мария, Ты знаешь тяжёлые часы человеческой жизни. Как Ты помогала своему Сыну в Его страхах и страданиях до самого креста, так помогай и нам, когда мы будем нести крест нашей жизни.
День третий: Мария смотрит на нас
Не важно, с какой стороны мы смотрим на икону: Мария всегда смотрит на нас.
Мария, многие люди чувствуют себя в этом мире потерянными, забытыми и брошенными всеми. Ты смотришь на нас. Ты хочешь нам сказать, что Бог не забывает никого. Помоги нам суметь каждый день чувствовать близкую любовь Бога.
День четвёртый: Любовь (Красное платье Марии)
Сущность Марии пронизана любовью. Спокойно и уравновешенно она с любовью выполняет свои задачи.
Мария, наша жизнь всегда так пуста, потому что мы часто забываем любить Бога и людей. Помоги нам выполнять с любовью все наши задачи. Помоги нам силой любви изменить мир к большей человечности и миру.
День пятый: Верность (Синяя накидка Марии)
В жизни Марии определённо была вера и верность. Она многого не понимала, но она сказала «Да», поверив обещаниям Бога.
«И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лука 1, 45). В верности к воле Господа Ты нашла исполнение твоей жизни. Помоги нам верно следовать своему пути, веря, что нас ведёт Бог.
День шестой: Божество (Зелёные одежды Иисуса)
Ставший человеком, Иисус есть Господь Бог, непостижимый как глубоководное и необъятное море.
Господь Иисус, Ты есть наш Бог в центре этого мира. Ты – Господин мира. Вечный, сильный Боже, мы молимся Тебе. В Твои руки мы отдаем наши судьбы. Будь рядом с нами своим Божеством, когда мы приходим к Тебе в своих людских нуждах и беспомощности.
День седьмой: Человечество (Коричневая накидка Иисуса)
В то же время Иисус – человек, как и мы, связанный с землёй, не отделимый от земной действительности, совсем как каждый из нас с телом и душой, с человеческими чувствами.
Сын Божий, ставший человеком, мы восхваляем Тебя. Помоги нам, чтобы все мы, люди, говорили «Да» нашей жизни со всеми ее светлыми и темными сторонами.
День восьмой: Убежище (Сильная рука)
Как каждый человек, Иисус боится креста и страданий и ищет убежища и поддержки у руки своей Матери.
Мария, возьми нас на руки, когда мы неуверенны, когда мы боимся сделать следующий шаг. Помоги нам найти в вере безопасность и уверенность. Возьми нас на руки, когда мы должны будем пойти в наш последний путь. Веди нас к нашему Богу, который нас вечно любит.
День девятый: Вечность (Золотистый фон)
Позади всех страданий и креста, позади всех забот и вопросов воссиял уже яркий свет великой вечности Бога.
Мария, Ты в середине серых будней, Ты в заботах и страданиях, позволь нам почувствовать луч солнца, чтобы завтра мы смогли радоваться. Помоги нам не потерять надежду, что после каждой ночи придет новое утро, и что вся наша жизнь впадает в светлое великолепие Господа.
к «Пресвятой Богородице неустанной помощи».
Матерь Божья, приди, помоги в мольбе.
Матерь Божья, приди, помоги в борьбе.
Матерь Божья, приди в тяжкий день страстной.
матерь Божья, приди и останься со мной.
Ты же можешь мне помочь, о могущая.
Ты готова помочь мне, Предобрая.
Ты не можешь не помочь, сердцем верная.
Ты поможешь мне, милосердная.
О благость для всех, кто поверил в Христа,
Прибежище грешных, спасенья врата.
Надежда земли, украшение небес.
Простри надо мной Свой защитный покров.
Кого обошла Ты заботой Твоей?
Когда забывала молитву детей?
Поэтому каждый с доверием ждёт:
Мария поможет, Мария придёт.
И я уповаю всегда и везде:
Мария придёт и поможет в беде.
И верю до смерти на крестном пути:
Мария поможет на небо взойти.
История иконы Матери Божией Неустанной Помощи
«Неустанная Помощь» — русская икона?
Не все знают, что в Русской православной церкви почитаются чудотворными некоторые западные изображения Мадонны. А у некоторых икон есть образы-близнецы на Западе, но об их связи можно только догадаться. Об одной из таких икон я и хотела бы рассказать.
Эту икону я увидела в церкви Сан-Альфонсо на Эсквилине в Риме. Она называется Дева Мария «Неустанная Помощь» и почитается католиками по всему миру. На этой иконе помимо Девы Марии с Младенцем изображены ангелы, несущие орудия Страстей Господних: Крест, копье и трость с губкой, пропитанной уксусом. Младенец Христос, оглядываясь на ангела, в испуге прижимается к Матери и держится за Ее руку.
Даже при беглом взгляде на икону можно было предположить, что образ этот греческий или как минимум создан под греческим влиянием — а таковы были, например, многие южноитальянские иконы XIII-XIV века.
История же этого образа такова. Он происходил с Крита, где в XV веке почитался как чудотворный. По местному преданию, его написали еще в Византии в IX веке и едва уберегли от солдат императора Феофила, который приказывал уничтожать иконы. В 1498 году икону похитил итальянский купец, который привез ее в Рим. Вскоре он тяжело заболел и завещал после его смерти передать икону в любой храм. Его воля была выполнена, и с 1499 года икона находилась в храме Сан-Маттео в Риме. В Италии икону стали называть «Неустанная Помощь», потому что по молитвам перед постоянно совершались чудеса. В 1799 году в Рим вступила армия Наполеона, и церковь Сан-Маттео была разрушена. После этого чудотворная икона несколько раз переносилась с места на место, пока о ней совершенно не забыли. С 1866 года она находится в часовне Сан-Альфонсо на Эсквилине.
А в церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве есть русская чудотворная икона XVII века, которая называется Страстная (ударение на второй слог — от слова Страсти, то есть Страсти Господни). И она как две капли воды похожа на ту, римскую. Но история у нее совсем другая, не имеющая никакой связи с той.
В начале XVII века жила в селе Палицы девушка по имени Екатерина. С некоторых пор она стала одержима бесами, которые всячески ее мучили и пытались толкнуть на самоубийство. В отчаянии Екатерина стала молиться Пресвятой Богородице, прося избавить ее от напасти и клятвенно обещая после выздоровления стать монахиней. Вскоре она получила облегчение, но о своем обещании забыла. Тогда она заболела снова и стала страдать тяжелее прежнего. Тогда к ней явилась сама Богородица и сказала, что болезнь вернулась в наказание за нарушенное обещание, и велела купить на ярмарке в Нижнем Новгороде икону, на которой изображены орудия Страстей Христовых. Екатерина нашла икону, помолилась перед ней и тут же выздоровела, после чего не откладывая ушла в монастырь. А икона стала почитаться как чудотворная, и в 1641 году царь Алексей Михайлович приказал доставить ее в Москву. В честь этой святыни в столице построили Страстной монастырь.
В 1937 году монастырь был разрушен (ныне на его месте находится концертный зал «Пушкинский»), а святыню перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, который не закрывался в советское время.
Я не знаю, какая связь между этими образами. Видимо, они восходят к общему предку. А возможно, списки иконы «Неустанная Помощь» проникли к нам из Рима. Почитается же в православии знаменитая статуя Мадонны из Лорето… Но об этом в одной из следующих серий.
Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы
Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.
Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:
История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.
Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены. Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).
Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива. Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.
Читайте далее: Традиции и особенности иконописи сюжета «Сошествие Христа во ад» («Воскресения»)
История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей. Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).
Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав). Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).
Чудеса, творимые образами Похвала Богородицы
Христианская чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы обитает на Афоне в соборном храме Дионисиатской обители. Ее относят к одной из 70 древних икон, которые написал евангелист Лука. Изображение выполнено не красками, а восковой мастикой, поэтому со временем черты образа размылись. Именно перед этим святым ликом был впервые совершен акафист Пресвятой Богородицы.
С этой иконой связано множество чудесных случаев. Она была похищена пиратами (1592), но заставила нечестивцев вернуть святыню, раскаяться и принять монашеский постриг. В другой раз образ помог исцелиться от страшной опухоли руководителю Афонской академии Евгению Вулгарису. Он сам сделал подробное описание удивительного выздоровления (1758 год).
Читайте далее: В чем помогает молитва перед иконой святого Николая Чудотворца
Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.
Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.
Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы
Образы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже. На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».
Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:
Читайте далее: Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»
Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.
Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.
На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.
Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».