Икона божией матери молчание в чем помогает
Икона Господа «Спас Благое Молчание»
Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.
Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».
История появления образа Ангела Молчания
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.
Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.
Описание святого образа
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимб, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.
Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.
Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
Значение святого образа
Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.
В этом образе соединились воедино:
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.
Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.
Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
О чем просить в молитве перед образом «Спас Благое Молчание»
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
Еще молитвы ко Господу:
В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.
Положи, Господи, хранение устам моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, також де и я бесплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми бессловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою целебный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души. Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благого молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума. Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова. За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.
Об иконе «Молчание»
При посещении Успенского храма Зилантова монастыря г. Казани слева от входа каждый входящий видит средних размеров икону, которая носит название «Молчание». О ее истории и будет этот рассказ.
Общеизвестны истории чудотворных икон разных мест России, благодаря их необыкновенным деяниям не только во имя спасения Руси, но и ограждения жителей страны нашей от разных бед и болезней.
Чудотворные иконы давно обрели общенародную известность. О них знают не только православные и верующие других конфессий, но и атеисты.
В каждой православной семье повелось издавна помещать икону в красном углу, освещенном светом лампады. К этой иконе ежедневно обращались с молитвами. Она разделяла с людьми и минуты радости, когда воздавалась хвала Богу, и горестные минуты скорби в дни утрат и болезней. Только владельцы домовых икон знают об их чудотворной силе, но исходя из многих суждений, подчас неверных, люди стараются не говорить об этом, боясь нанести вред своей чудотворной иконе. И уж, конечно, большинство владельцев таких чудотворных икон и не допускают мысли о снятии списка с принадлежащих им семейных реликвий.
Но находятся истинно верующие люди, которые готовы поделиться с другими спасительной силой принадлежащих им икон, считая, что это будет только способствовать укреплению ее чудотворной силы. Об одном из таких людей мне хотелось бы рассказать.
Начнем с далекого прошлого.
Помещик Рылеев был человеком прямым, но умевшим ценить и держать свое слово. Когда Федор Иванович предстал перед своим новым хозяином, ему было заявлено, что если он разобьет на землях Рылеева сад лучше соседского, то получит вольную и другие блага. Место для сада предложено выбирать ему самому, а все остальное необходимое ему будет представлено.
На открытое солнечное место навоз свозили из нескольких деревень, клали известь, золу и другие удобрения. Саженцы Федор Иванович отбирал и выращивал сам. Нашел достойных помощников из крепостных для посадки и ухода за садом.
Прошло несколько лет, окрепли молодые деревья, пышно расцветая по весне, а осенью щедро одаривая плодами. Садовый урожай 1857 года превзошел все ожидания. Рылеев ликовал, во всем уезде это был лучший сад. Настала пора выполнить обещанное.
Изображена на иконе Богоматерь с спящим на руках Иисусом, приложившая палец к губам и обратившая взор свой на подходящего Иоанна Крестителя.
«Было это весной, несколько лет спустя после революции 1917 года. Ездили мы все в Оренбург. Катя с мамой поездом, а мы с отцом на лошади в санях. Лошадь у нас была хорошая, раньше даже в бегах участвовала и призы брала. Папа ее очень любил, и она ему отвечала своей привязанностью. Обратно из Оренбурга мы с папой опять возвращались вдвоем на лошади. Около города Чистополь переночевали в какой-то деревне, а ранним утром тронулись в путь. Деревня стояла почти на самом берегу и, несмотря на раннее утро, на берегу несколько мужчин занимались своими делами. Дорога через Каму на весеннем льду была хорошо обозначена. Не проехали мы и сотни метров по льду, как раздался сильный треск, и лед под нами раскололся. Отец, правивший лошадью, кубарем скатился с саней и отбежал в сторону. Я, молодая девчонка, сидела на поклаже, уложенной в сани, а рядом лежала завернутая икона, поэтому в первое мгновенье не сразу поняла, что произошло. В следующую минуту я увидела, что лошадь стоит, странно растопырив все четыре ноги, упираясь в лед, который, треснув, образовал острый угол, направленный в глубь воды. Сани тоже опустились по уровню ниже лошади, и каким-то чудом упершись в лед, стояли полузатопленными. Крик ужаса вырвался из моего горла перед неминуемой гибелью и покатился по льду, достигнув людей на берегу.
С берега прибежали люди с досками, баграми, жердями, куском брезента. Каким-то чудом распрягли лошадь, предварительно подсунув под брюхо жерди и багры. Меня первую сняли с саней. Лошадь затащили на лед, уложив боком. Сани подняли, заведя брезент под полозья. Только успели все это сделать, как льдины провалились в глубь воды, образовав на этом месте большую прорубь. Кто-то притащил четверть самогона и стал порциями вливать в горло лошади, отчего она вскоре встала на все четыре ноги. Один из мужиков вскочил на нее и начал ее гонять по берегу, чтобы разогреть в ней кровь. Меня притащили в избу и усадили в лохань с горячей водой. Всю нашу поклажу высушили. В деревне мы пробыли до следующего утра. Встав утром, все, т.е. отец, я и лошадь, чувствовали себя хорошо, даже простуды ни у кого не было, хотя у меня были промочены ноги, а лошадь стояла по колени в ледяной воде. Я считала и считаю сейчас, что только наличие иконы спасло нас от неминуемой гибели».
Теперь перейдем к самому главному.
При личной встрече с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием было решено, что передаваемая Валентиной Ивановной Кокоревой икона «Молчание» будет временно храниться в женском Зилантовом монастыре города Казани. В четверг 18 апреля 2002 г. список с чудотворной иконы был помещен в Зилантов монастырь. Сама же чудотворная икона находится в Москве и временно помещена в одну из хорошо охраняемых церквей.
Вот такова история этой иконы.
Прекрасный дар списка иконы «Молчание» одному из храмов Казанской епархии является не единственным богоугодным делом Валентины Ивановны Кокоревой. Будучи истинно верующим человеком, она постоянно помогает по силе своих возможностей одной из московских церквей. Несмотря на свой преклонный возраст, Валентина Ивановна полна энергии и отличается живым умом и ясной памятью.
Особо хотелось бы поведать о ее даре библиотеке храма Христа Спасителя в Москве очень редкого экземпляра Библии XVII века, который хранился в ее семье. Накануне открытия храма Христа Спасителя она лично преподнесла Библию Патриарху Всея Руси Алексию II. Организовал встречу с Патриархом мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, который присутствовал на церемонии передачи книги.
Впервые опубликовано: Официальный сайт Казанской епархии
«Знамение» Богородицы 10 декабря: о чем просят у иконы и что нельзя делать в этот день
Память иконы Богородицы «Знамение» Православная Церковь празднует в пятницу, 10 декабря 2021 года. «Знамение» Пресвятой Девы относится к самым почитаемым образам в православии.
На Руси иконы Божией Матери «Знамение» появились в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В тот год объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли к Великому Новгороду. Шансов на отражение атаки у новгородцев было немного, поэтому они стали молиться Господу о том, чтобы Он не оставил их без заступничества.
В третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал необычный голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, стоявшие за стеной рати пустили в крестный ход множество стрел, одна из которых вонзилась в лик Богородицы на иконе. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого знамения свыше нападавших внезапно объял необъяснимый ужас, при этом они стали бить друг друга. Видя это, новгородцы устремились в атаку и разбили осаждавшие их рати.
В память об этом событии и чудесного заступничества Богородицы, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери.
Чудотворная икона после явления знамения 186 лет находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее в Новгороде построили храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Помимо новгородской иконы, в России известны многочисленные списки с нее, пишет Foma.ru.
У иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы православные молятся чаще всего.
Она помогает:
в нахождении мира и покоя;
в примирении враждующих;
в предотвращении междоусобных войн;
в исцелении различных болезней (первым делом, глазных);
в исцелении от жутких недугов (к примеру, холеры);
в предотвращении стихийных бедствий, пожаров;
защитится от врагов;
не стать жертвой злоумышленников;
в избавлении от завистливых людей.
У образа Богородицы православные просят о мире в семье, счастье и благополучии, о здоровье детей, сообщает pronedra.ru.
Верующие люди ходят в церковь на молебен, зажигают свечи в доме рядом с образом Богоматери, особенно если имеется икона «Знамение».
На Знамение не разрешалось заниматься тяжелым физическим трудом, а также следовало отложить на следующий день домашние дела, поэтому женщины в этот день не стирали, не шили, не вязали и не пряли.
Рыбалка 10 декабря считалась бессмысленной, потому что все рыбы к Знамению, по народным поверьям, должны были попрятаться в омуты. Однако было принято ходить в лес, искать рога лосей, которые в этот период их сбрасывали.
Также в этот день люди традиционно присматриваются и прислушиваются к знакам, которые появляются в их жизни. Считается, что именно 10 декабря эти знаки становятся более явными. Они предупреждают, защищают и отводят беду.
О чем говорит «Благое молчание»
Всматриваясь в кремлевскую фреску
Об авторе: Борис Федорович Колымагин – поэт, прозаик, критик.
|
Молчание мифа граничит с болтовней суеверия. Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. |
В Успенском соборе Московского Кремля можно увидеть фреску «Благое молчание» (около 1482 или 1514–1515) – поэтический образ Христа, в котором воплотились идеи жертвенности (юный облик, скрещенные на груди руки) и священнического достоинства (белое облачение). Такая иконография пришла на Русь из Греции и с Балкан и получила широкое распространение в XVII веке.
Молчание иконы имеет два вектора: горé и дóлу. С одной стороны, оно уходит в память Бога. Здесь – и тоска Гефсиманского сада, и страдание на Кресте: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» И белые одежды Воскресения.
В этой тишине сокрыта не только евангельская, но и библейская история в целом – все случаи эпифании (богоявления), все рассказы о водительстве Богом избранного народа. В ней также спрятана метаистория – пауза перед шестью днями творения. Господь видит, что ничего нет. И это «ничего» есть та почва, из которой рождается мир. В тишине есть и многое другое, чего сознание не улавливает или не может выразить в языке.
Практика исихазма живет невыразимым молчанием, то есть теми вещами, которые нельзя перевести на язык рациональности. Мистический опыт подвижника допускает смутную речь, и описание неизбежно опирается на миф, то есть на неочевидную реальность.
Современный мир распустил, как вязаную кофточку, мифологические структуры. Заставил их быть в ситуации сказки, условностей. Миф превратился в эпифеномен пустоты. И исихастское восхождение от образа к первообразу оказалось по ту сторону современности, задачей другого или других – для человека, вмонтированного в современность, такой возможности не осталось. Юный Иисус на фреске Успенского собора молчит в ситуации нашего непонимания. Даже если все тайны этого молчания будут разжеваны в комментарии, мы их не поймем. В лучшем случае лишь схватим некие линии рациональности.
Молчание мифа граничит с болтовней суеверия: в Сети можно найти немало ссылок на то, о чем следует молиться перед образом и в каких случаях икона помогает. Два симулякра – миф как сказка и миф как суеверие – встретились на фреске. Такова современная ситуация с молчанием горé.
Другой вектор – молчание, которое уходит в человека. Оно раскладывается по шкале времени, превращается уже не в миф, а в историю и даже в историю повседневности.
Так, Спас «Благое молчание» – неотъемлемая часть «красного угла» старообрядцев. Сохранилось множество произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Благое молчание» имеются в описях скитов Нижегородской губернии (середина XIX века).
Старообрядцы видели в Отроке образ своего пребывания в императорской России: они были вынуждены молчать.
Конечно, ниспадение молчания дóлу не зачеркивает полностью сакральное. Тишина перед лобовой атакой во время войны может привести нас в иконическое пространство. Красноармейцы, расстреливающие священника, попали на современную икону. Выстрелы еще не прозвучали, но тишина вечности обозначилась на доске.
Особенно важна тишина иконы в пустоте концентрационного лагеря, где человека превращают в пыль. Ничто небытия и ничто жизни сходятся на пятачке земного ада. И этот бой – тоже область невыразимого.
Мы можем вполне реалистично описать будни лагеря. Но какие бы ужасы ни попали в кадр, главное не будет проговорено. Даже если человек испытал весь ужас тоталитаризма, он говорит немного в сторону. У него нет языка, чтобы передать свой опыт речью.
И даже «поэзия после ГУЛАГа» не находит нужных слов, хотя каких-то важных вещей касается. Так, на вопрос «Где же был Бог, когда творились все эти зверства?» она отвечает: в тех же тюрьмах, лагерях и ссылках. Об этом, к слову, есть замечательные строки Виктора Кривулина:
Он жив еще, уничтожаемый,
По слухам, расстрелян.
Меня оттеснили к стене,
успел различить над
ставшее Светом во мне.
Существует давний предрассудок, что иконы плохо коррелируют с современностью, что они – застывший набор знаков, которые мало что могут сказать сердцу и уму.
Всматриваясь во фреску Спас «Благое молчание», мы можем сказать, что это определенно не так. И молчание иконы может открыть нам еще очень многое.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Икона “Благое Молчание”: описание с фото, история, от чего помогает и ее значение
22.02.2019 Евфросин Псковский Религия 2
Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям. Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Остановимся на нем подробнее.
История появления образа Ангела Молчания
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.
В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.
Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».
Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.
Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:
«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. “Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. “Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” “Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”.
В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.
В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.
Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3). Во второй половине 19-го столетия в старообрядческом медном литье начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».
В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии. Молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия.
Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества.
Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.
Спас Благое Молчание
История и значение иконы «Спас Благое Молчание»
Икона «Спас Благое молчание» или «Ангел Великого Совета» — образ Спасителя, где он изображен в виде юного архангела (вестника), одетого, как правило, в красные или белые одежды с жемчужным поясом, сложенными у груди крест-накрест руками и восьмиконечным нимбом над головой. Как правило, на этом образе Иисуса в нимбе нет изображения креста, а его восемь углов представляют собой два наложенных друг на друга квадрата. Один из них означает божественность Иисуса Христа, а второй — его непостижимость.
Ангел Великого Совета – одно из имен Иисуса Христа, взятое из ветхозаветных текстов. Впервые Он был назван так в посланиях к Колоссонянам и Ефесянам, где говорится об Ангеле Великого Совета, который сделал его (совет) «сокровенным от веков и не явленным иным родам известным и возвестил человечеству тайну домостроительства спасения».
Иконография, изображающая Ангела Великого Совета, берет свое начало еще в Византийской живописи. В его основу легло христологическое толкование пророчества Исаии: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В этом образе, как никаком другом, передается идея молчаливого тихого смирения Спасителя перед лицом ожидающих Его мучений. Здесь Иисус олицетворяет собой также чистоту, кротость и невинность.
Кроме пророчества Исаии, традиция изображать Христа в виде ангела имеет еще один источник. В частности, речь идет о пасхальных рукописях Григория Богослова, где на одной из композиций представлен ангел с восьмиконечным нимбом над головой, таким же, как на иконе «Спас Благое Молчание».
Иконографический тип Ангел Великого Света окончательно сложился в конце 13-го века. Самый старинный образ, сохранившийся до наших дней, представляет собой фреску в центральном своде нартекса Церкви Богородицы Перивлепты в Македонской Охриде. Он датирован 1295 годом.
В 14-ом веке иконы, изображающие Ангела Великого Совета, потеряли свою популярность. Единственными их примерами, написанными в это время, стали фрески в церкви Успения Богородицы в югославском монастыре Грачаница и в церкви Богородицы Левишки в югославском Призрене.
В поствизантийской иконографии (16-ый век) иконы с изображением «Спаса Благое Молчание» были довольно широко распространены в критской школе. Ее примером является роспись в церкви Всех святых в монастырях святого Варлаама и святого Стефана в Метеорах, а также в церкви Всех Апостолов на Агоре, в Афинах.
В России иконы «Спаса Благое молчание» начали появляться только в 15-ом веке, а свое наибольшее распространение этот образ получил в 18-19 веках. Оно было связано с развитием среды книжников и староверов, которые часто ориентировались на литургическую и святоотеческую традицию.
В начале 18-го века эта икона часто писалась следующим образом — Спаситель стоял в полный рост на белом облаке, которое несли 4 ангела. А в руках их была хартия с надписью: «Аз от Бога изыдох и приидох, и о Себе не приидох, но той Мя посла с надписью: Иисус Христос — великого совета Ангел!»
Ангел благого молчания, Властно уста загради В час, когда силой страдания Сердце трепещет в груди!
Ангел благого молчания, Радостным быть помоги В час, когда шум ликования К небу возносят враги!
Ангел благого молчания, Гордость в душе оживи В час, когда пламя желания Быстро струится в крови!
Ангел благого молчания, Смолкнуть устам повели В час, когда льнет обаяние Вечно любимой земли!
Ангел благого молчания, Душу себе покори В час, когда брезжит сияние Долгожеланной зари!
В тихих глубинах сознания Светят святые огни! Ангел благого молчания, Душу от слов охрани!
Описание святого образа
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов. Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья. Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
Интересно! Исихазм дарует не только очищение души и духа. В непрестанной молитве, безмолвии и призвании Божьего имени, человек приближается к ангельской жизни, помощником им есть Ангел Благого Молчания, Иисус Христос.
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
Ангел с двойным нимбом
Как уже говорилось выше, на ней Иисус Христос представлен светлым ангелом, а не во плоти человеческой, которую Он воспринял, чтобы страданиями искупить первородный грех. Именно о Нем говорил пророк Исайя в своем пророчестве, касающемся прихода в мир Мессии. В этом состоит главная особенность образа.
Кроме того, его отличительной чертой является двойной нимб, состоящий из окружности, в которую вписан религиозный символ − восьмиконечная «Звезда предвечности», состоящая из двух пересекающихся квадратов.
Принято считать, что один из них символизирует собой божественность Всевышнего, а другой – Его непостижимость для людей. На концах звезды часто изображают греческие буквы, составляющие слово «Сущий», то есть существующий.
Икона спас благое молчание о чем молятся
Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.
Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.
Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимф, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.
Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.
Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.
Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.
Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.
Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.
Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.
Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.
Исихазм — глубокая практика, наполненная:
На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.
В этом образе соединились воедино:
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.
Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.
Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.
СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ
Спас Благое Молчание — Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, — в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника — до Своего прихода к людям, до воплощения.
Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Иконография «Спаса Благое молчание» — святоотеческая и достаточно поздняя — не ранее XVI в.
Если рассматривать позитивные факторы нашей жизни, то к ним безусловно относится тяга людей к духовным ценностям, к Храму, к иконам. Среди них есть поистине уникальные, например, Спас Благое молчание. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Это другое название вышеозначенной иконы. В этом образе Иисус представлен как Ангел Великого Совета:
Эту молитву нужно читать перед иконой Иисуса в виде ангела:
Первые фрески просматриваются в одной из церквей в Македонии во имя Богородицы Перивлепты. Иисус выглядит крылатым юношей в мандорле (овальном сиянии) с крестом в нимбе и свитком.
Данное изображение в силу своей сложности не получило широкого распространения в 14-15 веках, но способствовало возникновению в русской иконописи лика Спаса (Ангела) Благое Молчание.
Всё понятно без слов, на уровне подсознания. Его внешний облик, по мнению Н. К. Рериха, связан с письмом Поморья, но присутствует и стиль Византии.
Главное здесь состоит не в многословии и частых повторениях просьбы о помощи, а в том, чтобы молчаливая молитва проходила как бы сквозь вас. Слова, произнесенные про себя, должны быть искренними и от всего сердца, также как молча терпел свои муки Господь:
К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.
Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.
Сначала немножко истории: на Руси этот образ появился в конце 15-го и начале 16 века:
Значение святого образа
Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир.
Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.
Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.
В этом образе соединились воедино:
В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.
Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения. Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви. Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.
Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний.
Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.
О чем просить в молитве перед образом «Спас Благое Молчание»
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
Еще молитвы ко Господу:
Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.
В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.
Положи, Господи, хранение устам моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, також де и я бесплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми бессловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою целебный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души. Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благого молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума. Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова. За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.
В чем помогает
Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:
Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.
Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.
В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.
В чем помогает икона Благое Молчание
В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.
Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей
Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.
Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.
Как молятся перед иконой Благое молчание
Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.
Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.
Молитва
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Где купить икону Благое Молчание?
Сначала немножко истории: на Руси этот образ появился в конце 15-го и начале 16 века:
Домашний иконостас не является каким-то застывшим набором образов Иисуса, Богородицы и святых. Он может пополняться и изменяться, как и наша жизнь, и тогда икона Благое Молчание может стать его полноправной участницей, если вы так решите.
Как икона “Спас Благое Молчание” повлияла на творчество Ольги Берггольц
Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.
К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.
Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.
Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.
Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.
Произведение
Тема молчания, его необходимости, становится одной из ключевых в творчестве и жизни Ольги Берггольц. Стихотворение «Отрывок» написано поэтессой в 1952 году. Оно — взгляд в блокадное прошлое. В нем тема молчания — ведущая. Поэтесса всегда переживала о том, что не имеет возможности говорить о военной правде во весь голос.
Памятник музе блокадного Ленинграда в Петербурге
Стихотворение предельно автобиографично и исповедально. В его основе — личные переживания автора, факты из жизни Берггольц. Однажды мама поэтессы подарила ей икону «Ангел Благое Молчание», которую Ольга хранила всю свою жизнь. Молчаливая надежда, безропотность, которые символизирует эта икона, молитва перед этим образом, помогли Берггольц не погибнуть в военные годы. Во весь голос она говорила в своем запретном дневнике, который опубликовали только в начале XXI века. Она писала: «Сегодня Коля закопает эти мои дневники. Всё-таки в них много правды… Если выживу — пригодятся, чтобы написать всю правду».
Страница из дневника Берггольц
В стихотворении есть несколько загадочных строк: Берггольц пишет о том, что ангел Благого Молчания дважды повернул ее с пути. Нельзя с точностью сказать, что имеет в виду автор. Но речь определенно идет о событиях, в которых Ольга видела Божий Промысл. Возможно, что здесь она вспоминает не только свое пребывание в блокадном Ленинграде, но и довоенные репрессии, когда поэтессу дважды арестовывали.