Икона божией матери отрада и утешение в чем помогает
ОТРАДА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Отрада» |
«Отрада» или «Утешение», Парамифия (греч. Παραμυθιά), Ватопедская икона Божией Матери
В январе 807 года некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, одном из островов Кикладского архипелага, на 15 пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии. В тот месяц он решил напасть и на Афон. Он подготовил десять кораблей, взял с собой 200 пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю. На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот.
Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо от иконы «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά). |
Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас: «Не открывайте сегодня ворот. Поднимитесь на стены и прогоните пиратов».
Ниша в которой находилась чудотворная икона «Отрада» или «Утешение» (Παραμυθιά) до ее перенесения в специально для нее построенный придел. |
Потрясённый игумен созвал братию и рассказал монахам обо всём увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что священные лики на иконе изменили свое положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Её спасительный Промысел, иноки поднялись на стены.
Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.
Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Утешение», «Отрада»), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии.
Икона «Отрада и Утешение». Поселок Вадино Сафоновского района Смоленской области. |
В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери.
Чтимые списки с иконы
Чтимый список иконы, написанный на Афоне, был подарен в XIX веке иеросхимонахом Серафимом (Весниным) сёстрам Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона [1].
Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря. Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой. Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери «Отрада и утешение» хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ «Отрада и Утешение» стал его главной святыней [2].
Отрада, или Утешение, икона Божией Матери |
Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в Казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле в Москве. 13 июня он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с архимандритом Ефремом.
Молитвословия
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии,/ и припаде́м, в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́,// Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Ин тропарь, глас тот же
Я́ко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ на́м отра́ду и утеше́ние,/ на Тя́ бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ на́с изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Икона «Отрада и Утешение»
Существуют так называемые нерукотворные образы, которые были обретены, то есть где-то просто отыскались и явились людям. Из всего ряда подобных образов особенной является икона «Отрада и Утешение», которая фактически несет на себе печать чуда. Ведь изначально она была просто иконой Богоматери, но чудесным образом фигуры пришли в движение и застыли в новом положении, которое потом стало каноническим, но обо всем по порядку.
История монастыря и иконы
На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.
История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб. Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок». Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.
Обретение иконы
Другое чудо связано с предупреждением об опасности, грозящей обитателям монастыря. 21 января 807 года молившийся перед иконой игумен услышал голос женщины. Подняв глаза, он увидел, что Ватопедская икона Божией Матери повернулась к нему и предупреждает, о том, что преступники готовятся напасть на монастырь. Изумленный священослужитель немедленно позвал всех обитателей монастыря, чтобы они засвидетельствовали это чудо. Монахи были очень удивлены тем, что лик Божией Матери на святом образе отклонен вправо. Обитатели монастыря воздали благодарность иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва перед чудотворным образом была произнесена сразу. Затем дали отпор грабителям, с именем Богородицы на устах и верой в спасение они не позволили разбойникам войти в обитель и разграбить его.
С тех давних времен Ватопедскую икону называют «Отрада» или «Утешение».
Любовью и состраданием наполнен лик Богородицы на иконе, а глаза смотрят на всех с милосердием и смирением, а уста застыли в кроткой улыбке утешения.
Образ Божественного Младенца остался строгим. В память об этих чудесах перед святым ликом Богородицы находится неугасимая лампада.
Значение иконы «Отрада и Утешение»
Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу.
Итак, икона Богородицы «Отрада и Утешение» застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков не подобающе старательным.
Только вот Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» продолжила двигаться, и Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.
Таким образом в иконе заключено даже некоторое противоречие, хотя в действительности образы дополняют друг друга. Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья матерь проявляет свою милость и доброту. Таким образом Господь всегда дает возможность раскаяться.
В чем помогает икона «Отрада и Утешение»
Именно по причине такого уникального содержания этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Если люди там искренне раскаивались, то хворь отступала.
Помимо этого, святой образ известен как защитник от любых других напастей, от вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Помимо этого молятся ей и для того чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.
Молитвы
Днем почитания образа является 3 февраля.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4
Яко покро́в благода́тный и спаси́тельный/ стяжа́хом честну́ю Твою́ ико́ну, Богоро́дице,/ на сию́ у́бо со умиле́нием взира́юще, Тебе́ вопие́м:/ Влады́чице, ниспосли́ нам отра́ду и утеше́ние,/ на Тя бо упова́ние возлага́ем, гре́шнии и смире́ннии./ На Твое́ предста́тельство наде́емся, недосто́йнии./ Ускори́ нас изба́вити от бед и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// поми́ловати и спасти́ ду́ши на́ша.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злы́х,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
Наде́жда всем конце́м земли́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, Утеше́ние и Отра́до на́ше! Не гнуша́йся нас гре́шных, на Твою́ бо ми́лость упова́ем. Угаси́ пла́мень грехо́вный и покая́нием ороси́ изсо́хшие сердца́ на́ша. Очи́сти ум наш от грехо́вных помышле́ний. Приими́ моле́ния от души́ и се́рдца с воздыха́нием Тебе́ приноси́мыя. Бу́ди Хода́таице о нас к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу и отврати́ гнев Его́ от нас Ма́терними моли́твами. Укрепи́ в нас ве́ру правосла́вную, вложи́ в нас дух стра́ха Бо́жия, дух смире́ния, терпе́ния и любви́. Душе́вныя и теле́сныя я́звы исцели́, утиши́ бу́рю злых нападе́ний вра́жеских. Отыми́ бре́мя грехо́в на́ших и не оста́ви нас до конца́ поги́бнути. Пода́ждь нам ми́лость Твою́ и свято́е благослове́ние Свое́ всем зде предстоя́щим и моля́щимся и всегда́ пребыва́й с на́ми, подава́я приходя́щим к Тебе́ отра́ду и утеше́ние, по́мощь и заступле́ние, да сла́вим и велича́ем Тя вси до после́дняго на́шего воздыха́ния. Ами́нь.
Икона «Отрада и утешение»: отпустить измученных на свободу
«Утешайте, утешайте народ Мой!» (Ис. 40:1) — так повелел Бог Своему пророку, обращаясь к томившимся в Вавилонском плену иудеям.
Спустя столетия Симеон Богоприимец тоже ожидал «Утешения Израилева» (Лк. 2:22). Христос-Младенец явился ему на руках Марии, Матери Своей – явился как один из многих младенцев, принесенных в Иерусалимский Храм. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка!» — проговорил потрясённый старец. Он был потрясён не видимой славой Господней, как Исайя или Иезекииль. Ему открылось Слава Божия – словно в гласе хлада тонка (3 Цар 19:11-12) – в хрупкости принесенного Младенца, в приоткрывшейся старцу тайне Креста и Гроба…
Младенец вырос и вышел на Своё крестное служение, и пришел в капернаумскую синагогу, и открыл книгу пророка Исайи.
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18,19).
«Отпустить измученных на свободу» – или, по церковно-славянски, «отпустити сокрушенныя во отраду…
Да! Отпускай на свободу измученных,
Отрок, чье имя прекраснее всех.
в горы взойди неприступными кручами,
в старости Сарре дарующий смех.
…Незадолго до Сретения совершается празднество в честь этой прекрасной иконы, носящей имя «Отрада и Утешение». Младенец, вернее, Отрок, облачен в зелень риз Духа – на Нём Дух Господень, давший Ему помазание, Дух Христов. И хитон Отрока – долгожданного Утешения Израилева, Отрока, которого Бог Отец помазал елеем радости для того, чтобы Он отпускал измученных на свободу, был последней и единственной Отрадой для тех, чья и душа, и кости сокрушены – хитон Его бел, как снег. Преображенная, обОженная плоть Сына – начало нового творения, начало великой радости мира…
Крылья голубки распахнуты в стороны —
лето Господне, и колос, и песнь!
Да! Сквозь пустыню, дорогой неторною —
слышатся зовы, и голос, и весть.
Дождь — на руно, и завет Его — радугой,
петь Его, слышать и видеть весь день!
Да! Он ведет, Он берет тебя за руку —
пальцы влагая в следы от гвоздей.
Сам Он — чудесней видений и знамений,
в старости Сарре дарующий смех,
явленный Боже и Боже являемый,
Отрок, чье Имя прекраснее всех.
И Церковь в лице Богоматери причащается этой тайне Богочеловека, тайне Сына Божия, отпускающих на свободу измученных царством зимы и смерти.
«…саму руку Владыки всех
Получив…
Изливая свет, она виделась мне невещественно,
Непрестанно и невечерне. (…)
Она и чашею Божественного Духа
И безсмертного потока сделалась для меня» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Это прикосновение руки, осязание руки Христа устами – образ Евхаристический. Он часто присутствует в иконописи. Особенно ярок он на иконе Положения во гроб, когда апостол Иоанн касается устами длани Умершего смертью Крестной, а Богоматерь лобызает Лик Сына. Этот Евхаристический образ присутствует и на иконе «Отрада и Утешение». Христос – утешение народа Своего, Церкви Своей. Христос – Распятый, Христос – который «был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр.1:18), Христос, раздающий Себя в Евхаристии – просто и без упреков (Иак.1:5 ), Христос, имеющий ключи ада и смерти (Откр.1:18), имеющий полную власть над врагами…
Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.
Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!
Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.
Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь.
Когда на солнце ляжет тень —
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…
…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь —
Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.
3 февраля-день иконы Богородицы Отрада и Утешение
Образ Богоматери «Отрада и Утешение» – среди самых почитаемых.
Сегодня различают несколько вариантов названий чудотворного образа. Традиция допускает как минимум три: не только «Отрада и Утешение», но и «Отрада», «Утешение». В Греции принято название «Парамифия»
На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.
Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ; сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого (379-395гг.) ; отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.
На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.
Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.
Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.
Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.
В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году.
Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.
Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен, по обыкновению, вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Не открывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от Своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.
Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того, в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием» этого чудотворного образа.
Однажды Неофит (запись начала 20 века) по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах.
Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.
Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах.
По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.
Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.
О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.
В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.
Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств.
Чтимые списки с иконы
4. Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря.
Удивительна история этой иконы. В конце 1920-х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой.
Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери «Отрада и утешение» хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ «Отрада и Утешение» стал его главной святыней.
5. Точная копия есть в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.
6. Копия чудотворной иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» была написана в Ватопедском монастыре в 2015 году для Ханты-Мансийской митрополии.
«Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая».
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зову;ще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя; бо и едину надежду имамы.
Ин тропарь, глас тот же:
Яко покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице, на сию у;бо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, ниспосли нам отраду и утешение, на Тя бо упование возлагаем, грешнии и смиреннии. На Твое предстательство надеемся, недостойнии. Ускори; нас избавити от бед и скорбей и умоли; Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти ду;ш наша.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестна.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва Пресвятой Богородице
пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо на;ше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша.
Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Бо;гу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами.
Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских.
Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребывай с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.