Икона донской божьей матери значение в чем помогает
Донская икона Божией Матери: легенды, связанные с созданием
Донская икона Божией Матери — один из немногих чудотворных образов, хорошо сохранившихся до наших дней, образец древнерусского прикладного искусства XIV века.
Икона интересна тем, что она двухсторонняя. На лицевой видим образ Богоматери, удерживающей правой рукой крохотного Иисуса, на изнанке — практически не поврежденное временем изображение Успения Богородицы.
Легенды, связанные с иконой
Почему мы знаем икону под названием «Донская»? Давайте разбираться. По одной из легенд ее перед Куликовской битвой донские казаки в знак преданности и готовности сражаться под его началом подарили князю Дмитрию, позже вошедшему в историю под прозвищем Донской.
Часть историков сомневается в достоверности легенды, считают, что чудотворный образ Богоматери создан спустя несколько лет после разгрома Золотой Орды.
По одной из версий, высказываемых историками, икона не имеет никакого отношения к казакам, а создавалась по заказу настоятеля Симонова монастыря. Оттуда ее по приказу патриарха перенесли в новый Успенский собор в Москве.
По другой легенде, место рождения иконы — подмосковная Коломна.
Существует предание, что Донская икона Божией матери спасла жителей Московского княжества от бесчинств хана Гирея. Когда татаро-монгольские войска оказались на подступах к Кремлю, православные служители приняли решение провести крестный ход, молились Богородице, чтобы она сохранила Москву. Чудо свершилось — Орда побеждена, монголо-татары вынуждены сдать позиции, отойти от Москвы. В благодарность Грозный повелел заложить монастырь, получивший свое название в честь иконы — Донской. Вскоре туда из Успенского собора перенесли чудотворную икону-спасительницу.
Лицевая сторона
На нее нанесено изображение Божьей матери. Искусствоведы считают, что оно выполнено в традиционной для Феофана Грека манере. Знатоки иконописи называют этот иконографический тип «Умилением». Но есть одна деталь, не укладывающаяся в общепринятый канон, — обнаженные ножки маленького Иисуса.
Фон иконы был покрыт золотом, к сожалению, изначальное покрытие не сохранилось.
Изображение Донской Богородицы нарушает каноны, принятые в византийской иконописи. Автор иконы (все-таки не исключено, что к ее созданию имеет отношение Феофан Грек или же ученик его школы) отошел от стандартов, придав лицу Богородицы больше чувств, чем было принято. Ее лицо печально, кажется, что уже сейчас она в курсе того, насколько трагично сложится жизнь ее любимого сына.
Обратная сторона
На ней художник запечатлел популярный библейский сюжет «Успение Богородицы». Композиция иконы построена таким образом, что в центре оказывается фигура Иисуса Христа.
Он держит в руках младенца. Крохотная фигурка символизирует вечную душу Богородицы. На передней части иконы — тело ушедшей к Господу Девы Марии, оплакиваемое горюющими апостолами.
Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее.
Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты
Про Димитрия Донского и Феофана Грека
По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.
Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.
Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.
Донская икона из Большого собора Донского монастыря
Были ли казаки?
Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.
Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.
Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва — росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.
Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.
Образ воинской славы
Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.
Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».
Донская в левом приделе Малого собора
Донская и её списки
Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.
Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.
Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.
Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».
В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.
Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.
Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.
Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря
Донская икона Божией Матери — защитница земли русской
Донская икона Божией Матери
Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин.
Донская икона Божией Матери
В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.
К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина.
Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.
После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.
В память победы икона стала называться «Донская».Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.
Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него, так как на задней стороне этого образа было написано Благовещение Богоматери.
В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.
На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены».
Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.
До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную.
С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.
Но каждый год по благословению Святейшего Патриарха в день празднования Иконы, ее торжественно переносят из Третьяковской галереи в монастырь, для совершения праздничного Крестного хода.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Донская икона Божией Матери
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни. Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь. Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.
Значение Донской иконы
Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.
К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.
После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.
Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.
Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.
На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.
Иконография образа
Как известно образ Донской Богоматери — это один из видов ликов типа «Умиление». На нем представлено изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящем на правой руке. Особенностью изображения является согнутые в коленях обнаженные ноги младенца. Очень близкие варианты к Донской иконе является образ «Умиление». Его возможный прототип может встретится в мозаичном варианте.
Донская икона Божией Матери, о чем молятся
В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:
Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.
Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке
Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.
Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.
Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.
Текст молитвы Донской Богородице:
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.
Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи.
Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания.
Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:
Икона Донской Божьей Матери: история образа и в чём помогает
Донская Божья Матерь — чудодейственная икона, написанная в последних годах 14 столетия. Автор работы точно не известен. Существует предположение, что это мог быть Феофан Грек или последователь греческой школы. По приданию, образ заказала жена Дмитрия Донского по имени Евдокия в благодарность за сохранение жизни князя. Помимо этого, святыня должна была помочь почтить память воинов, отстаивавших честь своей Родины во время Куликовской битвы. Донская Богородица — двухсторонняя икона. На лицевой стороне изображена Богоматерь, с нежностью прижимающая к себе Божественное Дитя. Младенец поднял правую руку в благословляющем жесте, левой он держит святое евангелие. На обратной стороне изображено Успение Богородицы. В центре иконы силуэт Христа с бессмертной душой Матери в руке. Вокруг тела Богоматери собрались 12 апостолов и 2 епископа (Афинский и Иерусалимский).
История образа
Согласно легенде, чудотворную икону Матери Божьей Дмитрию Донскому преподнесли в подарок казаки Сиротинской станицы, как оберег перед Куликовской битвой. Но ученые провели исследования и установили, что чудотворный образ, скорее всего, написан после вышеупомянутого исторического события.
Существует версия, что это монастырская икона Успенского собора, основателем которого был святитель Федор, племянник Сергия Радонежского. Монастырская обитель открылась в 1370 году. В 1547 году чудодейственный лик перевезли в российскую столицу, в кремлёвский Благовещенский собор.
По третьей версии, образ Божьей Матери попал в Москву из Коломенского Успенского собора, выстроенного Дмитрием Донским. По некоторым предположениям именно в этом соборе Грек с помощниками занимались оформлением иконостаса и росписью стен.
Достоверно известно, что Иван Грозный перед походом возносил молитвенные слова Матери Божьей Донской в соборе Кремля и даже приказал взять с собой святыню в военный поход. После возвращения образ Пресвятой Богоматери был возвращен в Благовещенский храм.
Святому образу приписывают чудное избавление в 1591 году от воинствующих татар. Во время оккупации хана Гирея, когда вражеское войско находилось вблизи Воробьевых гор, священники трижды обнесли икону вокруг Московской области. 19 августа произошло сражение, в котором русские воины победили. В память об этом чуде была открыта донская монастырская обитель, для которой была изготовлена копия образа.
С 1919 года икона находилась в Государственном историческом музее, а позже через одиннадцать лет её передали Третьяковской галерее, где она находится и сегодня.
В 1812 году французскими солдатами были вывезены драгоценные камни с отделки иконы. А в 1917 году исчезло и её серебряное украшение. В мире существует множество копий чудотворного образа, славящихся своими чудотворениями.