Икона поклонение кресту в чем помогает
Икона «Спас Нерукотворный» и композиция «Поклонение кресту»
Новгородский мастер (?). Поклонение кресту. После 1216. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный» из Успенского собора Московского Кремля
Изображение на обороте иконы «Спас Нерукотворный» из московского Успенского собора по своему значению сходно с композициями на иконах из Ярославля и Устюга. В Византии такие композиции именовали «никитирион», то есть «прославление победного креста». Как полагал Н. Н. Воронин, изображение на обороте иконы «Спас Нерукотворный» послужило позднее прототипом для триумфальной композиции «Святославов крест» в рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
«Поклонение кресту»
Полученная при инвеституре икона, вероятно, постоянно была при Константине Всеволодовиче, могла служить на Липицком поле штандартом княжеских полков из Ростова и Новгорода. Очевидно, что как повторение этой княжеской реликвии в Ростове иконы «Спас Нерукотворный» в XIII—XIV веках имелись в нескольких храмах. После победы Константина Всеволодовича изображение Спаса декорировали настоящими драгоценными камнями, которые вмонтировали на место прежде изображенных красками. На тыльной же, первоначально гладкой стороне иконы написали триумфальную композицию «Поклонение кресту».
Херувим и серафим. Деталь иконы «Поклонение кресту»
Судя по орфографии надписей, исполнителем этой композиции был художник, вероятно, уроженец Новгорода, но работавший при княжеском дворе во Владимире. В Успенский собор Москвы икону, по-видимому, привезли из владимирской церкви во имя Воздвиженья Креста на Торгу, где она могла быть, принимая во внимание ее композицию на обороте, храмовой иконой. Небольшую каменную церковь для горожан Владимира выстроили на средства Константина Всеволодовича в течение четырех летних месяцев 1218 года, начали ее возводить «на память святого Иова» 6 мая, а освятили 14 сентября, «на Воздвиженье креста». Как сообщают летописи, князь подарил в нее окованный золотом крест с мощами Лонгина-сотника и Марии Магдалины, с вмонтированными в его основание частицами дерева от креста Господня, привезенными в дар из Константинополя.
Спас Нерукотворный. Около 1216
Двусторонняя икона, вероятно, была доставлена в Москву вместе с этим крестом, который тоже хранился в Успенском соборе, но именовался уже крестом императора Константина19. Примечательно, что московские князья заботились о поддержании церкви на Торгу во Владимире: в 1469 году ее ремонт йоручили выполнить В. Д. Ермолину. Возможно, что в 1262 году двусторонний образ из церкви на Торгу снова служил боевым штандартом «великого полка» княжеских ратников, посланных во главе с сыном Александра Невского — Дмитрием в Новгород, разгромивших в союзе с новгородцами ливонских рыцарей и завоевавших город Юрьев (Тарту). И поскольку прославленная икона «Спас Нерукотворный» была символом побед, дважды одержанных новгородцами и великими князьями владимирскими, то образы ее композиций, вероятно, показались переписчику книги для церкви Святого Образа в Новгороде достойными украсить начало текста.
Архангел Михаил. Деталь иконы «Поклонение кресту»
Необычные для простого люда образы композиции «Поклонение кресту» — херувимы и серафимы, по-видимому, произвели большое впечатление на владимирцев, оказали несомненное влияние на создателей пластин «золотых» дверей суздальского собора. Имеющиеся на западных дверях изображения Христа и серафимов с рипидами во многом сходны по рисунку с образами двусторонней иконы.
«Спас Нерукотворный»
Косвенным доказательством тому, что икона из Успенского собора Москвы некоторое время находилась в Ростове, может служить изображение Христа на другой иконе «Спас Нерукотворный», найденной летом 1966 года Н. Б. Кишило-вым и М. А. Реформатской в селе Новое Ярославской области22. Ярким колоритом и характерной манерой выполнять рисунок носа, глаз, рта она близка иконе «Архангел Михаил» из церкви на Которосли, может быть признана работой того же мастера, который написал ярославскую икону. Как и на иконе из Успенского собора Московского Кремля, лик Христа наделен идеально правильными чертами. Художник словно бы старался следовать рисунку византийского мастера, вызывая в памяти все особенности иконографии прославленной княжеской иконы. Вместе с тем он работал в более живописной манере и стремился сообщить иконному лику внешность почти что живого лица. Добиваясь иллюзорности, он гуще наносил краску и, подчеркивая победный характер иконы, активно использовал символический цвет киновари: лик Христа как бы освещен светом пламени, киноварью выполнены складки плата, буквы, обводки средней части иконы. В дальнее пошехонское село икона вероятнее всего попала в 1400 году, когда ярославский князь Василий Васильевич сделал Новое центром земельного удела, пожалованного сыну Симеону. Наличие круглых отверстий на боковых сторонах иконы, вероятно, обусловлено тем, что ее использовали в качестве «выносной», укрепляя как хоругвь на шест с металлическим развилком. Такая икона была необходима в военных походах, в богослужебных процессиях.
Источник: С.И. Масленицын — Живопись Владимиро-Суздальской Руси
Иконография праздника Крестовоздвижения
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи — там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?
В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.
Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.
Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!
Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.
Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.
Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.
Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.
Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.
Символика иконы Крестовоздвижения
Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.
С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.
В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.
Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.
Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.
Икона Воздвижение Креста Господня: раскрываем суть
Историческая справка
Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается к себе на Родину и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус. По прибытию в Иерусалим, княгине, совместно с сопровождающим отрядом войск, удаётся обнаружить три креста, которые изначально были закопаны прямо под языческим храмом. Как только мертвое тело покойника непонятным для всех образом смогло полностью исцелиться после приложения одного из них, люди сразу же поверили в чудотворные свойства данного символа, подойдя к нему как можно ближе. Этот судьбоносный для христианского народа исторический фрагмент, который как раз и продемонстрирован в иконе воздвижение креста.
На сегодняшний момент времени, в мире существует немалое количество священных полотен с аналогичным названием, образы которых имеют некоторые несущественные отличия. Однако основная сущность во всех их разновидностях проиллюстрирована одинаково. В центре данной композиции видно, что многие верующие люди, в том числе и священнослужители собрались возле животворящего креста. Те, кто ближе всего расположен к нему, стараются придерживать его руками для того, чтобы он не переставал находиться в неизменном вертикальном положении.
СИЛЬНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ВЕЛИКОЙ СИЛЕ КРЕСТА
История
Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа. В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.
Поиски долго не приводили к успеху: после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.
Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место. Оно оказалось недалеко от Голгофы.
Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера. Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.
По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин. Царь Иудейский». Но какой же из найденных крестов – Святой?
И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось. Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине. Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.
Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение. Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.
Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему. Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности. Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.
Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его. А праздник, учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.
Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста, а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.
Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.
Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам. Так же позднее стал нарекаться и император Константин.
Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.
В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт. В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест. Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.
При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.
Что означает праздник и как он отмечается?
В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом, уничтожение греха, источник безграничной любви.
Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.
Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.
Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.
После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.
Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц. Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком. В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.
В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?
Многие из существующих икон посвящены важным событиям в жизни христиан. Икона «Воздвижение Креста Господня» описывает обретение царицей Еленой Святого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Есть праздник, который посвящен этому событию.
Что означает праздник Воздвижения Креста Господня?
Праздник принято отмечать 27 сентября, и посвящен он возвращению Креста Христова верующим. Его считают двунадесятым днем, посвященным Иисусу, поэтому и называют Господским днем. В 326 году произошло обретение Креста возле горы Голгофы. В VII веке также произошло возвращение Креста из плена персов. В честь возвращения Креста император дал приказ построить на этом месте храм Воскресения Христова. В этот день рекомендуется придерживаться строгого поста, благодаря чему получится жить счастливо удачно. Запрещено в этот день начинать что-то новое и строить какие-то планы, поскольку они не будут успешными. Уборка дома в этот день помогает выгнать нечистую силу. Есть примета, что если человек в этот день увидит птиц и загадает желание, тогда можно рассчитывать на его осуществление.
Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»?
В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей. Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм. На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.
В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?
Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие, в период смятения и сомнений.
Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Описание иконы Воздвижение Креста Господня, кто на ней изображен и в чем помогает
С иконой «Воздвижения Креста вознесения Господнего» связана красивая легенда. Когда Иисуса вместе с другими осужденными казнили (распяли), великая скорбь обуяла его учеников. В условленный час они сняли с креста мертвое тело своего учителя, чтобы омыть его и предать земле, как полагается. Как величайшие реликвии восприняли верующие ткань, в которую заворачивали Христа, и копье, которым касались его тела. Крест же куда-то запропал. И нашли его не сразу.
История происхождения
Утерянный крест был обретен при прямом участии царицы Елены и то после изнурительных поисков. Случилось это в 326 году. Ее сын, царедворец Константин, вознамерился возвести храмы в Палестинских землях, где жил Спаситель. Но для этого ему понадобилось распятие, на котором Христос был предан мучительной казни.
Святыня была скрыта в одной из пещер, завалена землей. Когда очистили вход, то в глубине нашелся не один, а три креста. Как подсказал епископ Макарий, каждый из них поднесли к больным. И тот, который исцелил все недуги, был принят честным и животворящим, истинным Крестом.
С тех пор в христианском мире отмечают праздник Воздвижения, а также возносят молитвы Кресту. По преданию, страждущие, уверовав, исцеляются от душевных болезней, немощей. Помогает сила реликвии и при родах, особенно тяжелых, от бесплодия.
Описание и значение в православии
Крестовоздвижение относится к важным обрядам в православии, поскольку с ним связаны два разнесенных по хронологии события:
Само значение слова «воздвижение» означает поднятие распятия патриархом Макарием после его обретения. Крест был трижды вознесен стоящим на возвышенности священнослужителем, чтобы собравшиеся верующие могли хорошо его разглядеть. При этом народ восклицал «Господи, помилуй!».
А чтобы узнать, как выглядит чудесный крест, достаточно взглянуть на икону, где он изображен во всех деталях. Классический для русской иконописи сюжет основан на сцене закладки святого храма. При большом стечении людей Патриарх (в центре иконы) высоко поднимает над головой Крест. Под обе руки его поддерживают помощники. На доске также изображены Елена и Константин (в правой части).
О чем просят и в чем помогает образ
Страстная молитва, обращенная к иконе, дарит чудесное избавление от болей и хворей, прогоняет неизлечимые болезни, дает надежду страждущим. Обращаются с мольбой к Кресту Спасителя, его образу и чудотворной силе. Просят покоя, укрепления, исцеления ран, выздоровления после тяжелых операций. Помогает икона от зубных болей, при воспалении суставов, от хронических мигреней.
Излечение от бесплодия
Чистая, искренняя молитва, вознесенная к святому образу, иконе, помогает женщинам зачать ребенка. Даже если все врачи наперебой заявляют об их бесплодии. Не важно, как молящаяся будет обращаться к иконе – вслух или мысленно. Главное, чтобы это было от души.
Помощь при родах
Обычно роженицы, их родственники (матери) традиционно возносят молитву Богородице, ее образу на иконе. Она – защитница всех женщин, Матерь Божья. Обращение к иконе Животворящего Креста может оказаться не менее эффективным. Если молитва возносится в памятную дату Воздвижения, то для всех православных обязателен строгий пост: накладывается запрет на яйца, мясо, рыбу – продукты животного происхождения, а также молочные.
Исцеление различных болезней
Перечень недугов, от которых можно избавиться силой обращенной к иконе, Кресту молитвы, удивительно широк. Сюда относятся как телесные, так и душевные хвори. Вообще, как утверждают пастыри, любая искренняя молитва, независимо от того, кому она адресована, творит чудеса. Главное – верить в силу слова и обратить всю страсть в мольбу, обращение к святому символу.
В качестве примера исцеления верующие приводят следующий случай: однажды у одного мужчины, в Бога и чудеса не верующего, очень сильно воспалились десны. Боль мучила его сутки напролет, мешая и спать, и есть, и просто работать. По совету знакомых, взял он немного масла из лампады, стоявшей у иконы, смазал больное место и обратился с молитвой к образу. Все прошло, как будто бы и не было. Мужчина уверовал в силу иконы, а на следующий день страстно и благодарно молился, преклонив перед ней колени.
Дарование душевного покоя и равновесия
Силой слова исцелял душевнобольных и беснующихся Христос. Такой же силой наделен Крест Господень, его изображение. Молиться о снисхождении душевного покоя можно как самим страждущим, так и их близким. В смутные времена чистая, откровенная молитва, обращенная к Кресту, дает душевное спокойствие, прогоняет страхи и неуверенность.
Иконография
В мировой иконографии существуют несколько уникальных изображений, в равной степени наделенных животворящей силой. Чаще всего на иконах можно встретить лики святых Елены и Константина, держащих Крест. Таковы доски из Храма Софии в Константинополе, Полоцка. Есть изображения на тему Воздвижения Креста Господня и на стенах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В Риме хранится миниатюрная менология императора Василия II, датированная 11 столетием. Если на иконе центральной фигурой выступает Патриарх Макарий, то обязательно присутствуют его помощники, епископы, помогавшие в поисках Креста.
Совсем уже редкое изображение находится в монастыре Санти-Куаттро-Коронати, в капелле Сан-Сильвестро: там показана сцена обретения Креста Господня императрицей Еленой в пещере.
Как проводят празднование
Православная церковь по всему миру признает святым днем праздник Воздвижения Креста, 27 сентября. Это двунадесятый, посвященный Христу (Господский), день. Еще одно важное примечание: дату нельзя совмещать с другими праздниками, в таком случае они переносятся. Воздвижение Креста обязательно должно праздноваться отдельно. Следующее условие – верующие строго постятся, встречая праздник без мяса, рыбы, яиц, молока и продуктов из него. Это очень важно. Пищу приправляют только растительным маслом, оливковым или подсолнечным. Традиционно праздник соединяет два события – обретение Креста на Голгофе и возвращение святыни из неволи, перского плена.
В день празднования обязательно проводятся Всенощное бдение и Литургия. В храмах, где ночные службы не проходят, совершается праздничное бдение в канун Воздвижения Креста. Интересной особенностью является проведение Утрени и чтение строк из Евангелия в алтаре (не в центре храма, как обычно). Кульминацией считается вынос Креста: молящиеся прикладываются к святыне губами, после чего предстоятель помазывает их освященным елеем. Поклоняясь святому символу, поют тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, святое воскресение славим».
Символ Воздвижения – Крест – должен возлежать на аналое до 4 октября. После этого дня священнослужитель убирает Крест в алтарное помещение.
Текст молитвы перед образом
Обычно верующие читают один из двух приведенных текстов:
«Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь».
«О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ты: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя – утверждение, христиан всех – упование, царей – держава, верных – прибежище, Ангелов – слава и воспевание, демонов – страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных – посрамление, праведных – услаждение, обремененных – ослаба, обуреваемых – пристанище, заблудших – наставниче, одержимых страстьми – раскаяние, нищих – обогащение, плавающих – кормчий, слабых – сила, во бранех – победа и одоление, сирых – верное покровение, вдов – заступниче, дев – целомудрия охранение, ненадеянных – надежда, недужных – врач и мертвых – воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты – одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь».