Икона преображение господне в чем помогает

Икона Преображения Господня

19 августа христианский мир отмечает один из двенадцати православных главных праздников — Преображение Господне, первое явление Иисуса Христа в образе Бога-Сына, икона этого события имеется в каждом православном храме.

Икона Преображения Господня — святой образ, запечатлевший историю события, имеющий свою символику, обладающий чудодейственной силой даровать преображающие изменения по молитвам верующих.

История появления святого образа

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

Первое изображение Преображения

Первой иконой Иисуса в Образе Бога известна мозаика шестого века, выложенная в базилике Равенны Сент-Аполлинере ин Классе.

На этом образе Иисус изображен крестом, это центральная фигура мозаики, на ней апостолы представлены ягнятами. За облачными сферами виднеются фигуры Ильи и Моисея, старозаветных пророков. Нижняя часть мозаики — райский сад, среди которого св. Аполлинарий среди овечьей отары. Св. Аполлинарий — первый Равенский епископ. На смену сплаву аллегорических и натуралистических образов пришли натуральные изображения.

Еще о праздничных иконах:

Икона Преображения в Переславле

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

На заметку! Художник сумел передать Божественный свет, явленный Богом в преображенном Иисусе. Свет, исходящий от образа Христа, есть светлый путь, дорога христианской жизни, ведущей к Небесам.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой — сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест — символ спасения человечества. Павшие на землю ученики — пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

О чем молятся перед иконой

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

Источник

Икона «Преображение Господне»

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Источник

Описание иконы Преображение Господне и виды образов, в чем помогает и молитва

День Преображения Господня входит в перечень 12 важнейших церковных праздников. Его отмечают христиане всего мира как праздник, предваряющий события, которые произошли в судьбе человечества, когда Иисус совершил жертву. Преображение Господне описано в различных источниках как одно из главнейших событий в земной жизни Иисуса, на иконах он предстает в новом статусе, пугая и восхищая своей красотой одновременно.

Описание и значение в православии

Преображение знаменует начало новой жизни. Иисус показывает, каким может быть совершенный мир, как необходимо христианам туда стремиться. Этот образ сложился в результате описаний из Евангелия. Народное неофициальное название этого праздника – Яблочный Спас. Именно в этот день Иисус, окруженный своими учениками, вознесся над горой Фавор и показал апостолам силу своей сущности.

Самый древний образ

Оформление Преображения Господня как одного из самых главных празднеств завершилось предположительно к IV веку на территории Армении. Создание традиций иконографии было поздним. Самым первым образом принято считать изображение, датированное IX веком. Одной из канонных особенностей создания образа считают деталь, которая относится к положению Господа. После восхождения на гору для молитвы его традиционно рисуют не стоящим на вершине горы, а парящим над ней в воздухе.

Сюжет иконописных полотен одинаков. Он повествует о событии одного дня. Господь позвал с собой учеников для молитвы на горе. После того, как они подошли к подножию, с Иисусом произошла метаморфоза. Он легко взошел на вершину горы, воспарил над ней. После прочтения молитвы к нему спустились с небес апостолы. Оглушенные увиденным, ученики остались внизу. После преображения Христос спустился к ученикам и велел молчать о том, что они увидели, до тех пор, пока не придет время огласить событие.

Во время преображения, как утверждают евангелисты, Иисус полностью отдавал отчет в том, что происходит. Его облик не претерпел изменений. Божественное начало во время молитвы явственно показалось во всем человеческом естестве. Христос уже знал о скором окончании земной жизни, готовился к ней.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Виды икон

Преображение не нашло отклика в художественной литературе, о нем написано немного. Иконы не так известны, как остальные полотна, изображающие 12 праздников, но истинные мастера-иконописцы отдали дань уважения этому великому событию.

Феофана Грека

Феофан Грек творил в Константинополе и Москве. Величайший иконописец своего времени создал многочисленные полотна, по которым православные верующие читали историю Христа.

«Преображение Господне» Феофана Грека имеет несколько особенных черт:

Феофан Грек – единственный иконописец, который изобразил вокруг Христа ослепительный свет. В некоторых местах исходящий свет сливается с одеждами Иисуса.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Молдавская

Икона, которая датирована XVI веком и найдена в Молдавии, запечатлевает момент начала спуска Христа после момента преображения. Это важное дополнение, о котором забывают многие иконописцы. После молитвы и преображения, которое произошло на вершине горы, Господь спустился вниз и попросил своих учеников о том, чтобы они никому не рассказывали об увиденном. Он добавил, что славу об этом событии можно будет открыть после того, как сын человеческий воскреснет из мертвых.

В Рыбинске

Рыбинская икона нарушает установленные Феофаном Греком каноны. Иисус окутан дымом. Его одежды выполнены белой краской, но вокруг него присутствует много тревожного красного цвета. Он несет грозное предупреждение о том, что ждет людей. Одежды пророков темны, одеяния учеников сочетают темно-зеленые и синие оттенки.

Ученики, склонившиеся внизу горы, оглядывают фигуру учителя. Если на полотне Феофана Грека они смотрели вверх с испугом, то теперь они выглядят сонными. Как будто они отошли от глубокого сна во всех смыслах этого утверждения.

Апостолы готовы внимать учителю, они открывают глаза и начинают осознавать, что происходит вокруг. Это метафоричное изображение человечества, икона в Рыбинске призывает людей открыть глаза, уши и внимать Господу.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Андрея Рублева

Одна из самых прекрасных икон – это икона Андрея Рублева. По многочисленным сведениям, Андрей Рублев был учеником легендарного Феофана Грека. Собственное видение, глубокий талант и способность доносить свои мысли через художественное воплощение позволили Андрею Рублеву превзойти учителя.

Полотно выполнено в светлых тонах. Одежды Иисуса белого или молочного оттенка свободно обвивают его ноги, указывая на то, что он находится в воздухе. Рядом с ним изображены пророки, которые склонили головы, выражая почтение. Иисус сложил руку в благословляющем жесте. Его лик спокоен и величествен. Внизу, у подножия горы, нарисованы скорчившиеся фигуры учеников. Возникает ощущение, что они не могут выносить произошедшего преображения, но одновременно с этим всем естеством выражают смирение и благоговение.

Икона наполнена золотистым светом, который исходит от общего фона. На полотне преобладают теплые оттенки, это указывает на значение празднества, его наполненность глубоким смыслом.

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

О чем просят перед иконой

Икону Преображения Господня хотят иметь в собственном иконостасе для домашних личных обращений. Великий христианский праздник традиционно отмечают в первой половине августа.

Считается, что она помогает, если просить о семейном благополучии, о здравии членов семьи, о достижении гармонии. К лику Иисуса также обращаются без просьб, для этого читают тексты молитв, которые прославляют Господа, его подвиг, его веру.

Главное условие личного обращения – полное уединение. Во время молитвы можно говорить о сомнениях, просить об укреплении веры, получении знаков от Всевышнего.

Текст православной молитвы

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Что такое Преображение Господне и когда мы празднуем этот день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Какого числа празднуется день Преображения Господня

Во время Успенского поста есть день, когда ослабляется его строгость, и нам радостно блистает как бы луч грядущего Царства Небесного. Это 19 августа, праздник Преображения Господня. Каждый год он празднуется в один и тот же день.

Что это за праздник — Преображение Господне

Торжество посвящено событию, отраженному во всех Евангелиях, кроме Иоаннова. Внешнюю сторону его хорошо передает греческое название, «Μεταμόρφωσις» («Метаморфосис»), то есть изменение формы, преобразование. Это день, когда незадолго до страданий и смерти Христос явил Себя Своим ученикам как Бог, Которым Он являлся воистину.

История события

Описания событий жизни Господа разнятся у Евангелистов: кто-то помнил подробности, иной – писал кратко. Но Преображение, до глубины души потрясшее учеников, описано у Матфея, Марка, Луки едва ли не одними и теми же словами, настолько, по-видимому, сильным было их потрясение.

Перед Крестом

В последние месяцы Своей проповеди на земле Господь не раз говорил Апостолам о Своем будущем страдании. Иногда они просто не понимали сказанного, иные, как св. Петр, противоречили: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Евангелисты не раз доносят до нас скорбь Христа о том, что ученики, при всей к Нему любви, думают, «не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

В тот день, как пишет св. Матфей, Господь сказал о Своем будущем страдании, смерти особенно много. Он не только с негодованием («отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн!») отвергает «заботу» Петра, но и учеников зовет на тот же подвиг страдания во Имя Божие:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:24-27).

Недоумение Апостолов усилили последние слова этой эмоциональной проповеди:

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём» (Мф. 16:28).

Те же поразившие учеников слова приводит св. Лука:

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27).

Хорошо запомнил сказанное также Евангелист Марк, называющий это Царствие «пришедшим в силе» (Мк.9:1). Но что это означает, Апостолы тогда не поняли. Прошло еще 8 дней.

Свет Царства на горе Фавор

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Преображение Господне. Феофан Грек

Все три автора Евангелий единодушно утверждают: через 8 дней после памятной беседы Господь, взяв с Собой трех учеников, Петра, Иоанна и Иакова, отправился «на гору помолиться». Напомнило ли это Апостолам, как так же некогда удалился на Синай великий Моисей? Скорее всего, нет. Ибо, как указывает Евангелие, вместо напряженной молитвы уставшие, весь день проведшие на жаре ученики заснули. Пока что-то их не разбудило. Скорее всего, это был внезапно осиявший гору свет.

Открыв глаза, они увидели своего Равви, но одновременно – как бы не совсем Его: «Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26). Еще более эмоционален Евангелист Матфей, сравнивающий Лик Господа с солнцем, а белизну одежд – со светом (Мф 17:1). Св. Марк безуспешно пытается найти земные сравнения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3).

«Хорошо нам здесь быть»

А потом ученики увидели: Христос не один, с ним беседуют двое, в которых Духом Апостолы узнали пророков Моисея и Илию. Им, несмотря на потрясение, удалось даже понять, что смысл разговора сводился к будущим страданиям Христа. Но, если подобные разговоры раньше пугали, смущали, теперь учеников охватила неземная радость. Слова о Царстве Небесном, «пришедшем в силе», стали понятны.

Как бы водимый Духом, Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии » (Мф.17:4). А св. Марк, духовный сын, близкий друг Петра, несомненно, со слов Апостола прибавляет: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Но, несмотря на это – не хотели возвращаться к миру, лишаться великой радости единения с Богом.

Облако

Не успел Петр договорить, как случилось еще одно: неожиданно на гору сошло «облако светлое», подобное тому, которое некогда наполняло Храм, а еще ранее – скинию Моисея. К ужасу учеников, раздался неземной глас:

Итак, подобно Моисею, Апостолы услышали глас Самого Бога Отца. Окончательно лишившись присутствия духа, ученики «пали на землю», едва не теряя сознание. А когда пришли в себя – рядом был только знакомый им Учитель, не во славе, а так, как они привыкли Его видеть.

Дискуссии о горе Преображения

Церковная традиция издавна считает местом события гору Фавор. С первых веков христианства именно здесь основываются иноческие обители, а когда с XIV в. начинается полемика по поводу природы света, осиявшего Христа на горе, его именуют «Фаворским».

В последние десятилетия многие церковные историки склоняются к тому, что исторически событие, возможно, произошло на другой горе – Ермон, так как:

Вместе с тем, кроме свидетельств «от человеческого ума», есть другое, в пользу Фавора: ежегодно на праздник именно на его вершину опускается светлое облако, некогда виденное Апостолами. Происходит это всегда после праздничного богослужения.

Стоит сказать также о том, что для понимания значения события историческое место, где оно произошло, принципиальной важности не несет.

Символическое значение события

Смысловое значение праздника содержится во множестве его символических деталей, многое говорящих о церковном понимании празднования, о домостроительстве нашего спасения.

Время

Церковные праздники – не «годовщины» исторических событий. Поэтому их даты передают, прежде всего, духовный, а не земной смысл. Примером этого является праздник Преображения.

В Евангельских текстах рассказ о нем находится перед повествованием о последних днях жизни Господа на земле, Его Распятии. Казалось бы, логично отмечать Преображение во время Великого Поста, тем более что Предание говорит о том, что событие случилось за 40 дней до Распятия.

Однако радость о Царстве Небесном мало совместима с временем великопостного покаяния. Поэтому церковное торжество перенесено с февраля (хорошо известное историческое время события) на август.

6(19) августа тесно связано с Воздвижением Креста Господня, когда воспоминается Распятие. Он отмечается ровно спустя 40 дней. Так Церкви удалось символически показать суть события, его связь с крестной смертью Господа.

Символика места

«Гора Господня» – еще один древний символ, понятный как ученикам Христовым, так и верующим последующих поколений:

Моисей и Илия

Явление пророков, беседующих с Христом, также не случайно. Богословы еще первых веков церкви отмечают, что оно означает:

Три ученика

Даже три человека, присутствовавшие при событии, как указывает прп. Иоанн Дамаскин, выбраны Христом не случайно:

«Он взял Петра, дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить Петра в том, что Отец небесный открыл ему это свидетельство. Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением, наконец взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия».

Установление празднования

Первые богослужебные гимны, посвященные Преображению, известны с V-VI вв. Русский литургист М.М.Скабалланович считал, что наиболее ранние из проповедей на праздник принадлежат свт. Андрею Критскому (начало VIII в.). А окончательное установление праздника на территории Константинопольской патриархии произошло к самому концу IX в.

Некоторые приходы западных христиан отмечали праздник также с IX столетия, но общецерковное торжество появилось только с 1457 г. Решение Папы Римского Каликста III было связано с победным для христианских войск сражением с турками близ Белграда летом 1456 г. Известие об этом пришло в Рим 6 августа того же года. Поэтому праздник стал отмечаться всеми западными христианами, однако он не относится к числу «торжеств» (аналогичных православным «двунадесятым» праздникам).

Иконография

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина XVI века.Происхождение: Из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 154 см, ширина 105 см На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Большинство известных изображений праздника легко узнаваемы по скале, которая занимает значительную часть пространства иконы. Кроме того:

Нынешняя иконография сложилась постепенно. Считается, что первые образы Преображения были насыщены символами, характерными для Церкви эпохи гонений, когда последователи Господа прикровенно изображали истины своего вероучения. Так, древнейшая ныне известная мозаика, посвященная празднику в Римском храме св. Апполинария (VI в.) изображает не Самого Господа, а символ Его страданий – Крест, тогда как ученики представлены под видом агнцев.

Современная иконография праздника восходит, как считают богословы, к мозаике монастыря св. Екатерина на горе Синай (также VI в.). Здесь присутствуют образы Христа, пророков, Апостолов.

С XII в. на иконах добавляются образы Апостолов, поднимающихся или спускающихся с Фавора. А вот фигуры учеников, упавших на землю, начинают подчеркиваться с XIV в., после того, как Церковь определила свою позицию относительно природы Фаворского света.

Например, образ из Преображенского собора г. Переяславль-Залесский (XV в.), написанный Феофаном Греком, показывает не только неземные лучи, но также то, как отзываются люди на это сияние. Апостолы представлены закрывающими лица, упавшими на землю в различных позах. Так иконописцы показали, насколько потрясающим было воздействие Преображения, его неотмирного света.

Что означает традиция называть 19 августа Яблочным Спасом

Перенос праздника на конец лета, когда в Греции созревал виноград, способствовал появлению обычая после богослужения святить плоды. Так явление Царства Небесного освящает земные труды людей.

В России, где виноград не растет, его заменили яблоки, поспевающие на территории центральной России как раз к началу августа. Благочестивый обычай запрещал их употребление до праздника, так как начатки урожая должны быть освящены. А вот 6 августа по всей России открывались, часто прямо близ храмов, своего рода яблочные базары. Именно обилие этих плодов, освящаемых после службы, подарило празднику народное название «Яблочный Спас».

Обычай святить яблоки сохраняется доныне, хотя собственные сады есть не у всех, многие покупают яблоки, виноград в магазине. А вот употреблять ли их в пищу до праздника – вопрос, который многие современные священнослужители советуют решать со своим духовником.

Свято-Преображенские монастыри и храмы

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.

Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.

Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.

Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

Чтимые святыни обители:

Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.

Храмы в честь Преображения в России

Церкви, посвященные любимому на Руси празднику возводились уже с первых лет христианства на нашей земле.

Собор Мирожского монастыря

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Самый древний из ныне сохранившихся храмов – собор Псковской Спасо-Преображенской Мирожской обители. Он возведен в XI в. Сейчас это – единственный сохранившийся от времени до монгольского нашествия полностью расписанный храм. Фрески его открыты реставраторами с конца XIX в., они до сих пор не потеряли яркости красок.

Соловки

В честь Преображения освящен собор Соловецкой обители. Нынешнее его здание создано трудами игумена Филиппа (Колычева), одного из самых лучших, деятельных настоятелей монастыря (сер. XVI в.). Впоследствии св. Филипп стал митрополитом и был замучен опричниками Ивана IV. Через несколько десятилетий после кончины его мощи упокоились в соборном храме. Отсюда они были взяты в Москву царем Алексеем Михайловичем. Частица мощей ныне является одной из святынь храма, наряду с честными остановками основателей монастыря.

Преображенская на Бору

Этот храм, не дошедший до наших дней, стал второй церковью тогда еще очень небольшого города Москвы. Он выстроен благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII в. Сын блгв. Даниила, Иван Калита, перестроил церковь в камне, впоследствии – сделал усыпальницей княгинь московского дома. Здесь погребены:

В том же храме в XIV в. погребли свт. Стефана Пермского, скончавшегося в Москве.

Храм, представлявший огромную культурную, духовную ценность, полностью уничтожен в начале XX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца.

На площади Преображения

Эта церковь находилась на исторически значимом месте, в с. Преображенском, летней резиденции русских царей. Именно здесь провел детство Петр I, в этих местах появились его «потешные» полки, позже ставшие русской гвардией. Храм был сначала деревянным, с середины XVIII в. – каменным. Он дожил до 1960-х гг., когда, во время очередной кампании «борьбы с религией» его варварски взорвали. До настоящего времени просьбы верующих о восстановлении церкви на московской площади, все еще именуемой по уничтоженному храму, остаются без ответа.

«Собор всей гвардии»

Так именовали этот петербургский храм, принадлежащий созданному Петром I Преображенскому гвардейскому полку. Церковь построена в середине XVIII в. Ее удалось спасти от уничтожения в советские годы. Сейчас главные святыни храма:

Казачий храм в Астрахани

Церковь построена во 2 пол. XIX в. на пожертвования Астраханского казачьего войска. Она действовала до 1938 г., несмотря на неоднократные попытки закрытия или передачи «обновленцам». В конце 1930-х церковь закрыли, уничтожили все внутреннее убранство. Но верующие астраханцы добились передачи им здания уже с 1945 г. Однако, по решению властей, боявшихся «популярности» храма среди жителей города, были снесены луковичные купола. Не дали восстановить и полуразрушенную колокольню.

С 1992 г. церковь передана Николо-Угрешскому монастырю, теперь она является его подворьем.

Новый собор

Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть фото Икона преображение господне в чем помогает. Смотреть картинку Икона преображение господне в чем помогает. Картинка про Икона преображение господне в чем помогает. Фото Икона преображение господне в чем помогает

Преображенский собор в Хабаровске.

На востоке страны, в Хабаровске, действует Преображенский собор, пожалуй, самый величественный храм города. Первый камень в его основание заложен патриархом Алексием II (2001), а уже 16 октября 2003 служили благодарственный молебен о завершении строительства. Оно велось на средства предпринимателей и православных жителей города. Роспись храма делала артель московских иконописцев.

Ныне собор, стоящий на берегу Амура – пожалуй, самое высокое здание города, ведь высота его – 83 м. Он может принять до 3000 человек единовременно.

Сияние Божественной природы: что значит Преображение Христа

Многие угодники Божии говорили, что этот праздник занимает особое место в ряду двунадесятых.

«Сияние Божественной природы»

Именно так определяет свет, который видели Апостолы на Фаворе, свт. Григорий Палама:

«Христос неизменно обладает светом, вернее же Он всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь его с Собою» – тот свет, коим воссиял на горе Господь [и коий] был, есть и будет…»

А прп. Иоанн Дамаскин говорит:

«Сын, безначально от Отца рожденный, имеет безначальный природный луч Божественности… а слава Божественности становится и славой тела».

Но как же ученики смогли воспринять славу Божества, которой не удостоился в свое время даже пророк Моисей? Прп. Максим Исповедник говорит:

«Человеческий ум не смог бы подняться настолько, чтобы воспринять Божие озарение, если бы Сам Бог не увлекал его, освещая Своими лучами»

Образ будущего

Прп. Феодор Студит писал:

«Да будет нам известно, что все Господские праздники приводят на память тайны пришествия во плоти Господа Спасителя нашего Христа, как например: как Он родился, крестился, был погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и прообразует состояние будущего века. Ибо как Лицо Его просияло, подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дня, так Он опять сойдет с небес, как молния, с силою многою и страшною славою судить вообще весь мир».

Но кроме этого, людям показана цель, к которой нужно стремиться. Свт. Иоанн Шанхайский говорит:

«На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно».

За Господом

А свт. Феофан Затворник говорит о том, как нужно следовать за Христом:

«В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте». Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть».

Свт. Иоанн Шанхайский особое внимание обращает на роль самого человека в собственном спасении:

«… Если вначале Бог сотворил по образу и подобию Своему человека, до того еще не существовавшего, и человек в своем творении не принимал никакого участия, то для воссоздания первого образа нужно участие и самого человека. Человек должен стремиться к совершенству, чтобы благодатью и помощью Божией достичь его. Господь указал Своим учением путь к совершенству, Своим примером показал его. Это путь нравственного совершенствования, самоотвержения, готовности совлечь с себя все греховное. (…) Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтобы Свой падший снова восставить образ».

Царство Господа, обещанное и показанное ученикам и всем нам – залог будущего и в то же время – задача. Ведь оно «берется силою» и требует от нас мужества на нашем земном пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *