Икона романа рязанского в чем помогает
Благоверный князь Роман Олегович, Рязанский
Дни памяти
23 июня – Собор Рязанских святых
Житие
Краткое житие мученика благоверного князя Романа Рязанского
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.
Полное житие мученика благоверного князя Романа Рязанского
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Константина, Владимир Святославич, был примером бескорыстия и самоотвержения, святой муромский чудотворец Петр († 1228; память 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда – князья Юрий и Олег Игоревичи – погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.
Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.
Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости – страх Божий – полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.
Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин – воспитывались в благочестии и страхе Божием.
20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Орду на суд.
Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.
Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь Рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином († 421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.
Роман Ольгович, великий князь Рязанский
Святой благоверный князь Роман Рязанский. Икона месячной минеи, дерево, масло. XIX век. (Государственный Эрмитаж)
Роман Ольгович (1237—19 июля 1270 года) — Великий князь рязанский, Святой Роман Рязанский, единственный сын Олега Ингваревича Красного. По княжескому обычаю родители дали ему славянское имя Ярослав а в святом крещении нарекли Романом.
Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. происходил из доблестного рода рязанских князей. Дед святого князя Романа князь Олег основал Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.
Отец его, Олег Ингваревич Красный, после четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил еще шесть лет. В 1258 году, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег был пострижен в схиму с именем Космы. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался.
Роман Ольгович сел на престол после смерти отца 20 марта 1258 года. Двенадцатилетнее правление Романа Ольговича летописи обходят молчанием. Известны лишь обстоятельства его трагической кончины. В 1270 г. хану Менгу-Тимуру донесли, что Роман возводит хулу на него самого и на магометанскую веру. Роман был вызван в Орду и передан в руки палачей. Роман мало того, что отказался перейти в ислам, так еще и попытался проповедовать христианство своим мучителям. За это у него вырвали язык, отрезали уши; медленно, сустав за суставом, отрубили руки и ноги, а когда в теле князя еще теплилась жизнь, содрали кожу с головы и водрузили ее на копье. За свою мученическую кончину Роман Рязанский был причислен православной церковью к лику святых.
Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем»
Почитание
Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (†421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем»
В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.
По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.
Планшеты Д. Алексинского из «Всадников войны» — конница Руси за 6 столетий. Южнорусский дружинник. Первая треть 13 века.
По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю). В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен. Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года. Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.
Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви. Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны. Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.
«Святой Благоверный Князь Роман Рязанский», дерево, масло, XIX век,
Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой. Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля, в день памяти святого. В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.
Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года. 20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.
Святой благоверный князь Роман Рязанский
Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 19 июля /1 августа, в день мученической кончины святого.
Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели — 19 июля.
10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.
Жена: Анастасия. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью.
Дети: Фёдор (ум. 1294) — князь рязанский (1270—1294).
Ярослав (ум. 1299) — князь пронский (1270—1294), князь рязанский (1294—1299).
Константин (ум. 1308) — князь пронский (1294—1299), князь рязанский (1299—1301), убит в московском плену.
Лицевой летописный свод. Повесть о разорении Рязани Батыем. Разорение Рязанской земли.
Лит.: Андреев А., Корсакова В. Рязанские князья // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Роман, русские князья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 2. — С. 260-261.
Житие святого благоверного князя Романа Рязанского.
Житие святого князя Романа Рязанского, о чем просят мученика и молитвы
С именем Романа, князя Рязанского, связано немало знаменательных событий. Великомученик жил в 13 веке в Рязани, пострадал за святейшую веру в Спасителя, а после мученической кончины вознесся на Небеса и стал защищать Россию от врагов. Святейшему Роману молятся в тяжелые дни сражений за Отечество. Великомученик помогает верующим, спасает их от врагов.
Житие святого Романа Рязанского
В 13 веке в Рязани правили потомки равноапостольного святейшего князя Владимира. Рязанские правители передавали власть от отца к сыну, верили в Христа, строили церкви и монастыри, во главе войска защищали свои земли от врагов. В 1237 в Рязани у князя Олега Ингваревича родился сын Роман. В те времена рязанские земли страдали от набегов монголо-татар. Родственники Романа, два его деда, погибли в битве с Батыем. Родной его отец в 1238 попал к монгольскому хану в плен.
Олег вернулся в Рязань только в 1252 году. Роман к тому времени успел вырасти. Сын князя Олега, как и все его родственники, получил хорошее воспитание, выучил Святое Евангелие, старался жить, соблюдая святые заповеди Божьи. Пришло время, и он женился на Анастасии, дочери киевского правителя, родившей ему трех сыновей.
Прошло 6 лет с момента возвращения Олега в Рязань. Старый князь почувствовал, что жить ему осталось не так много. Он постригся в схиму с именем Косма, а бразды правления княжеством отдал своему сыну Роману. Молодой князь стал править в землях, находившихся в те времена под контролем ордынских сборщиков налогов (баскаков). Роман 12 лет исправно платил дань монгольским ханам. Правда, налоги собирались с жителей Рязани. Роман удерживал баскаков от насилия, часто заступался за крестьян.
Разумеется, православные жители Рязанского княжества ненавидели монгольских ханов и их порядки. Баскаки, одолеваемые безудержной жаждой наживы, донесли своему правителю Менгу-Тимуру, что Роман злословит в адрес золотоордынцев. Рязанский князь не любил хана и ненавидел языческую веру татаро-монгольских завоевателей.
В 1270 Менгу-Тимур вызвал к себе Романа. В родной церкви рязанский князь принял последнее святейшее причастие, потом попрощался с сыновьями, распределив между ними земли своего княжества, и отправился к хану. Из дошедшей до наших времен летописи известно, что Роману удалось оправдаться и убедить Менгу-Тимура в преданности. Однако хан потребовал от русского князя отречься от православия. Разумеется, Роман отказался принимать «веру басурманскую».
По приказу хана князя стали нещадно бить. Роман все равно не отрекался от православия. Тогда его решили расчленить. Варвары отрезали князю язык, выкололи его светлые глаза, отрубили руки, ноги. С ясной головы мученика содрали кожу. Роман вынес все мучения, но от православной веры не отрекся. Святейшие останки князя отвезли в Рязань и с почестями похоронили.
Почитание
Подвиг святого Романа навсегда остался в памяти жителей Рязани. Верующие возвели пострадавшего за православие правителя в лик великомучеников. В честь святейшего Романа установили церковный праздник, который ежегодно стали отмечать 19 июля. Святого стали сравнивать с мучеником Иаковом Персянином. Святейшему Роману молились, когда отправлялись на битву с врагом. Жители Рязани считали князя своим защитником и спасителем.
Молитвы к великомученику помогли российским войскам в 1812 одержать славную победу в сражении под Клястицами. Битва с завоевателями состоялась в день его светлейшей памяти. Образ святого, помогшего победить французов, изобразили на стене Московского храма пресвятого Христа Спасителя.
В 1861 в Рязани освятили церковь в честь великомученика Романа. Ранее, в 1854, в этом городе постановили служить молебен и свершать крестный ход в день светлой памяти святого (19 июля). Иконописцы с давних времен изображали святейшего рязанского великомученика на иконах. В современном Борисоглебском соборе находится престол, специально освященный во имя святейшего князя. В этом храме Рязани во время литургии поется еще и тропарь великомученику Роману.
О чем просят у благоверного князя
Верующие Рязанской епархии прославляют святого великомученика и молятся ему. Святейшего Романа просят защитить людей от врагов, спасти земли от нападения. Верующие молят мученика укрепить их веру в Христа, оградить душу от греха и соблазнов. Испокон веков великомученик Роман считается военачальником и защитником земель русских. К нему обращаются в период тяжелых испытаний, перед битвой с завоевателями. Великомученика просят о мире на земле, о щедром урожае. Верующие молят Романа Рязанского испросить для них у Господа прощения за прегрешения.
Икона Рязанского мученика Романа Олеговича
Древние иконописцы изображали великомученика в полный рост в княжеской одежде, держащим в одной руке миниатюрный город с храмом. Похожую икону повесили во Владимирской семинарской пресвятой церкви. Еще один старинный образ в 60-х годах 19 века заказал купец Мокий Панов, прихожанин храма Спаса-на-Яру. Икону создал иконописец Николай Шумов. Дочь художника, написавшего святейший образ, тяжело болела, но выздоровела благодаря молитвам к Роману Рязанскому.
Пресвятые иконы с изображением великомученика украсили многие российские храмы. Князь, средних лет мужчина с русыми волосами и короткой бородой, изображался по пояс или в полный рост, в наряде с соболиным воротом. В правой руке он держал миниатюрный город с церковью или свиток.
Молитвословия
Светлого князя, пострадавшего за веру в Спасителя, верующие православной церкви вспоминают и прославляют и в наши дни. Христиане молятся Роману, просят у него защиты и спасения.
Тропарь
В тропаре вспоминаются мучения святейшего князя, которые он вытерпел во имя веры в Христа. Верующие просят вознесшегося в Небесное Царство Князя Рязанского испросить для них у Господа милость, благодать и спасение.
Тропарь мученику благоверному князю Роману Рязанскому, глас 1
Муче́ньми странноужа́сными/ и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, кня́же Рома́не:/ честны́х бо чле́нов твои́х по соста́вом ре́зание/ и всего́ телесе́ твоего́ раздробле́ние/ претерпе́л еси́ за ве́ру Христо́ву./ Те́мже и возше́л еси́ к Престо́лу Царя́ Христа́ Бо́га/ и яви́лся еси́ но́вый предста́тель Це́ркве Ряза́нския./ Моли́ся у́бо ко Го́споду,/ да мир и благоде́нствие да́рует гра́ду на́шему,/ и испроси́ у Него́ ми́лость и спасе́ние// чту́щим свяще́нную па́мять твою́, многострада́льне.
Перевод: Мучениями весьма страшными и доблестью терпения ты всех поразил, князь Роман, ибо ты претерпел за веру во Христа отрезание по частям досточтимых членов твоих и всего тела твоего рассечение. Потому поднялся ко Престолу Царя Христа Бога и стал новым покровителем Церкви Рязанской. Молись же ко Господу, да дарует городу нашему мир и благоденствие, и испроси у Него милость и спасение почитающим священную память твою, многострадальный.
Кондак
В кондаке говорится о мученическом подвиге князя. Роман не отрекся от веры в Христа, имея страх Божий и боясь Страшного Суда. Однако он вытерпел все мучения и стал похожим на Иакова Персянина. За подвиг по имя Спасителя церковь возвела его в великомученики и стала прославлять как святейшего защитника России.
Кондак мученику благоверному князю Роману Рязанскому, глас 2
Оклеве́танный пред ха́ном в хуле́нии злове́рия его́,/ дерзнове́нно предста́л еси́ суди́щу нечести́вому;/ убоя́вся же Стра́шнаго Суда́ Христо́ва,/ ха́нское повеле́ние и страх поплева́л еси́, святы́й Рома́не./ Те́лом, я́ко розга́, ре́жемый,/ в страда́ниих уподо́бился еси́ Иа́кову Пе́рсянину/ и яви́лся еси́ великому́ченик изря́дный,/ столп и утвержде́ние Це́ркви Ряза́нстей,// засту́пник и воево́да Росси́йский пресла́вный.
Перевод: Оклеветанный перед ханом в том, что ты хулил его языческую веру, ты дерзновенно предстал беззаконному суду, убоявшись же Страшного Суда Христова, ханский указ и угрозу ты презрел, святой Роман. Телом, как ветвь, разрезаемый, в мучениях ты стал подобен Иакову Персянину и стал особым великомучеником, столп и утверждение Церкви Рязанской, прославляемый защитник и военачальник Российский.
Молитва мученику благоверному князю Роману Рязанскому
Святы́й сла́вный великому́чениче, благове́рный кня́же Рома́не, покрови́телю и засту́пниче о́бласти Ряза́нския! Ве́руем и упова́ем, я́ко страда́нии и богоуго́дною жи́знию твое́ю стяжа́л еси́ ве́лию ми́лость и дерзнове́ние у Го́спода Бо́га и не забы́л еси́ достоя́ния твоего́ земна́го, оте́чества на́шего, в не́мже обурева́емы мы, раби́ твои́, мно́гими напа́стьми вра́жиими и страстьми́ жите́йскими. Те́мже мо́лим тя: моли́твами и предста́тельством твои́м умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит нас от вся́ких бед и от всех враго́в, ви́димых и неви́димых. О, вели́кий уго́дниче Бо́жий! Вздохни́ о нас гре́шных ко Го́споду Бо́гу, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша, да ниспосле́т нам благода́ть Всесвята́го Ду́ха, да преста́нем от вся́каго скверноде́йства и про́чее вре́мя живота́ на́шего во вся́ком благоче́стии и чистоте́ поживе́м и, та́ко благоугоди́вше Го́споду, сподо́бимся жи́зни вечноблаже́нныя, пою́ще и воспева́юще превели́кое милосе́рдие Бо́жие и твое́ ми́лостивое предстата́льство за нас у Престо́ла Бо́жия во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая мученику благоверному князю Роману Рязанскому
О, пресла́вный страстоте́рпче, вели́кий уго́дниче Бо́жий, принеси́ на́шу сле́зную моли́тву Го́споду Бо́гу на́шему, уми́лостиви Его́ к нам, гре́шным, да оты́мет от нас гнев свой пра́ведный и умири́т страну́ на́шу многострада́льную; да утверди́т благоде́нствие и тишину́, да низпосле́т нам изоби́лие плодо́в земны́х и да возбрани́т враго́м на́шим оби́ду твори́ти си́рым и безпо́мощным. Припа́дающе к ико́не твое́й, воспомина́ем с ве́рою страда́ния твоя́, за Христа́ претерпе́нная, и мо́лим тя: не оста́ви нас и испроси́ нам у Го́спода блага́я вре́менная и ве́чная, да сла́вим просла́вившаго тебе́ Бо́га во ве́ки. Ами́нь.