Икона старица в чем помогает

ПРАЗДНОВАНИЕ:17 апреля и 15 декабря

«Геронтисса» с греческого языка переводится как «Старица», или как Ее еще называют на Афоне «Настоятельница» («Начальница», «Игумения»). Геронтами называются на Афоне настоятели монастырей.

История иконы с самого начала связана с чудесными знамениями. Во время возведения монастыря Пантократор («Вседержитель») на Святой Горе Афон в 1361 году икона и все инструменты несколько раз пропадали ночью, а утром их находили в пятистах метрах от предполагаемого места строительства. Так Сама Пресвятая Владычица избрала современное место расположения обители, где и должна пребывать Ее икона.
А свое название икона получила после следующего чуда. В Пантократорском монастыре умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься Христовых Тайн, он просил очередного священника поспешить с совершением Литургии.
Священник, однако, не обратил внимания на просьбу игумена. Тогда раздался глас от иконы Богоматери, находившейся в алтаре. Богородица повелевала священнику немедленно исполнить желание и волю своего игумена. Он тут же приступил к богослужению и причастил умиравшего, после чего тот сразу же мирно отошёл ко Господу. Именно после этого чуда икона Божией Матери, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

В XVII веке в монастыре случился сильный голод, и братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь Геронтиссу, и сам усердно молился. Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. Существует предание, что чудо с умножением елея Богородица явила дважды за историю существования монастыря.

В другой раз во время нападения на обитель сарацин-пиратов, с иконы сорвали серебряный оклад, а один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться этому святотатству — безумец в тот же момент лишился зрения. Тогда икону бросили в колодезь близ монастыря, где она и оставалась 80 лет. Дерзкий сарацин, наказанный слепотой, раскаялся в своем кощунстве и заповедал домочадцам, чтобы после его смерти они отправились на святую Афонскую гору и открыли там икону Богородицы.
Исполняя его завещание, родственники прибыли на Афон и указали инокам место, куда была брошена икона. Она нашлась в колодце, где стояла по колено в воде, и перед ней чудесным образом горела лампадка, которая не потухла за все эти годы. Вновь обретенную Святыню с честью перенесли в соборный храм обители.

Вечером 1 декабря 1948 года в монастыре начался пожар. При сильном ветре огонь быстро разносился по зданиям, казалось, его уже не остановить. С поднятой на руках иконой (списком с чудотворного образа) братия вышла и стала петь молитвы. Когда монахи приблизились к бушующему пламени, оно стало стихать и полностью погасло. Благодаря этому чудесному деянию иконы «Геронтисса», список был назван «Пиросотира» (Пожароспасительница). В память о потушенном пожаре второго декабря установлен день празднования иконы в монастыре.

Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение об умирающих старцах, поэтому и почитается Покровительницей старчества на Афоне.
Геронтисса помогала нуждающимся в излечении от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от безплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы широко распространилось — в первую очередь в Греческих Церквях, а в постсоветский период — и в Русской Церкви.

Образ Геронтиссы все чаще начинает появляться в России в настоящее время, хотя остается пока еще очень редким для наших храмов. На сегодняшний день только в нескольких храмах Русской Православной Церкви можно перед ним помолиться и преклонить колена. Распад Советского Союза, кризис 90-х годов, экономические и политические потрясения, попущенные Господом на изломе XX и XXI веков — вот время появления этого образа у нас. Икона Божией Матери Геронтисса, думается, пришла в Россию, и в том числе, чтобы укрепить самых беззащитных и немощных в социальном плане людей. Ведь неслучайно она и называется Старица, защитница стариков. Каждому из нас когда-то придется произнести вслед за царем Давидом:
«Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене» (Пс.79:10:9).

Но и до нашего времени икона Божией Матери Геронтисса была известна на Руси.
Так, в 1891 году по просьбе Высокопреосвященного Модеста, архиепископа Волынского (1889-1902) был прислан в благословение Свято-Успенской Почаевской Лавре список с Афонской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Геронтисса».
Основой монашеского подвига наместник Лавры архим. Модест, заботливо надзирающий за духовной жизнью обители, полагал послушание и неустанное покаяние. При нем внутреннее и внешнее устройство монастыря достигло необычайного благочестия.
Как и Святая Гора Афон, Почаевская обитель всегда находилась под особым покровом Богородицы, которую Пресвятая Дева посетила Своим зримым присутствием.
Поэтому и духовной Наставницей и Управительницей Почаевского монастыря настоятель избрал икону Божией матери Геронтисса.
На пути в Свято-Успенскую обитель икону торжественно встречали с пением
акафистов, крестами, светильниками и кадильницами. «Геронтисса» была поставлена в алтаре Успенского собора, где перед нею была зажжена неугасимая лампада. Всякий раз перед служением испрашивали иноки перед этой святой иконой благословение на начало служб. Сейчас образ перемещен на правую стену от алтаря.

Кроме того, в Летописи Почаевской Лавры сохранились записи о передаче списка Почаевского образа Божией Матери Свято-Троицкому Корецкому женскому монастырю в 1909 году по просьбе игумений Феофании. Там же говорится о том, что чуть позднее в Корец прибыла и пожертвованная с Афона икона Божией Матери «Геронтисса».
После революции судьба Корецкой святыни неизвестна.
Годы безбожной власти унесли в реку времени не только трагические судьбы храмов, монастырей, человеческих жизней, но и историю икон. Очевидно, что помимо указанных обителей, образ Геронтиссы, конечно же, был еще и в других русских церквях, но, к сожалению, достоверно говорить об этом сегодня трудно. Почаевский образ можно считать пока единственным из сохранившихся дореволюционных образов Геронтиссы в русской православной церкви. Потому что все другие образы, которых совсем немного, уже пришли к нам в самое последнее время, после развала Советской державы.

По мере возрождения православных традиций, открытия новых храмов и восстановления поруганных святынь на русской земле, Богородица являет Свою милость к забывшему свою веру народу и истерзанной десятилетиями безбожной власти России в том числе явлением чудотворных Своих образов, утешая и укрепляя немощных в вере, милосердии и любви.
18 декабря 2003 года в дар Свято-Покровской Голосеевской Пустыни в Киеве передана копия чудотворной иконы «Геронтисса», которая находится на Святой Горе Афон. Великий дар поместили в алтаре. Каждую субботу после Божественной Литургии икону выносят из алтаря и совершают перед ней молебен с Акафистом. Матерь Божия прославила Голосеевский образ «Геронтисса» несколькими исцелениями.
Еще один список находится в Одессе, Свято-Иверском мужском монастыре, для которого он был специально написан в 2004 году. Уже после первого молебна у святыни начали совершаться чудеса и исцеления. Сейчас икона много путешествует по епархиям Русской Православной Церкви от Киева до Екатеринбурга.

Третий афонский список этого образа появился в Екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре в 2005 году.
После открытия границ и появления новых возможностей для паломничества, верующие привозят со святых мест списки икон, тронувших их душу и взволновавших сердце. Екатеринбургский список написан на Афоне, в самом монастыре Пантократор, а ризой украшен в Греции. Будучи в паломнической поездке по Греции, одна из прихожанок монастырского храма увидела образ Геронтиссы, услышала рассказ о чудесах и приобрела этот образ для любимого ею храма.
Когда список прибыл в Екатеринбург, его первоначально поместили в соборе Александра Невского — главном храме Ново-Тихвинского монастыря. Икона сразу стала любимой и почитаемой прихожанами: возле нее особенно часто останавливались помолиться, приносили к ней цветы, спрашивали у сестер монастыря, нельзя ли купить фотографию иконы. Сестры удивлялись подобному интересу: ведь образ «Геронтисса» совсем неизвестен в России, и в храме он висел в совсем неприметном месте.
Недавно одна из прихожанок рассказала сестрам удивительную историю. Ее сын очень долго не мог найти работу, обрести себя. В отчаянии она припала к образу «Геронтиссы» и попросила помощи у Божией Матери. Через несколько дней сын устроился на такое место, о котором даже и не мечтал. Это только одно из чудес, которое явила икона «Геронтисса» на Уральской земле.

Четвертый список появился в 2010 году в городе Боровске, Калужской области, в храме благоверных князей Бориса и Глеба. Удивительным образом оказалась здесь редчайшая икона, списки которой в России можно буквально пересчитать по пальцам.
Началось все с того, что на день рождения священнику подарили альбом с репродукциями Афонских икон.
Рассматривая книгу, отец Александр неожиданно остановился на изображении Богородицы, стоящей в рост с протянутыми в молитвенном обращении руками. На иконе была изображена Пресвятая Богородица в возрасте мудрости: большие натруженные руки, утомленное в бороздинках-морщинах лицо. У ног Ее стоял сосуд. Что-то притягивало в незнакомом святом образе и не отпускало.
В альбоме приводилось краткое описание и название иконы «Геронтисса».
И о. Александр принял решение: такая икона Пресвятой Богородицы должна быть в храме святых князей Бориса и Глеба, что и произошло по милости Божией.

И наконец, еще два списка редкой удивительной и чудотворной иконы «Геронтисса» находятся здесь, рядом, в величественно плывущем храме Рождества Христова в дер. Надкопанье, в 180 км от Санкт-Петербурга, и в чудной деревянной Покровской церкви поселка Лесное недалеко от г. Пушкина.
Примечателен факт: оба настоятеля церквей, где появились образы Геронтиссы, о. Антоний и о. Александр пришли к служению Богу по благословлению старца, протоиерея Николая Гурьянова. Он же благословил в 1995 году и строительство храма в честь Покрова Божией Матери в поселке Лесное.
О. Александр считает чудесным появление иконы в своем Приходе. Это произошло на Праздник Успения Богородицы.
Отслужив Литургию в тогда еще первом помещении церкви — металлическом контейнере, прихожане открыли двери и — их взору предстал образ Богородицы. Икона лежала в открытом кузове машины одного из жертвователей, вернувшегося с Афона. Теперь икона Богородицы «Геронтисса» находится на правой стене от алтаря в новой Покровской церкви, выстроенной с необыкновенной любовью и удивительной по красоте.

Настоятель Христорождественского храма в д. Надкопанье игумен Антоний привез эту икону из своей поездки на Святую Гору Афон. Она не просто украсила восстанавливаемый терпеливыми и многолетними трудами батюшки великолепный, XIX века храм Рождества Христова, но стала одной из его молитвенных святынь.
Возможно, не случайно появился этот образ в Христорождественской церкви. О. Антоний, привезший список Пантократорской святыни, не только художник и иконописец, вдумчиво читающий иконографические смыслы Богородичных образов, но духовно чувствующий время и болезни нашего века человек. В круг его попечений в настоящее время входит восстановление трех храмов: Рождества Христова в деревне Надкопанье, Никольского храма бывшего Николо-Стороженского монастыря в деревне Сторожно и храма Воздвижения Креста Господня в деревне Часовенское.
Его же заботами окормляется приписной деревянный храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Балдино и домовой храм преподобного Александра Свирского в селе Паша.
Кроме того, с благословения того же батюшки Антония в Паше открылся в 2004 году Православный Дом Милосердия. В нем живут одинокие старушки под участливым присмотром прихожанок храма. Вопросы питания и одежды для подопечных также решаются усилиями прихода в Надкопанье.
«И может быть, ради этих нескольких старушек, призренных любовью отца игумена, и пришла Пресвятая Богородица Геронтисса в наш северный край, дабы напомнить нам о любви и сострадании, разбудить оземленные наши чувства. Чтобы не оскудевали наши кувшины елея-милосердия, Божией милостью изливаемые на нас благодатью Божией Матери. Чтобы не истощевалась в нас доброта и любовь, потому что страшно остаться с Неразумными Девами за порогом вечной жизни: «Вси побдим, и Христа усрящим со множеством елеа и свещами светлыми, яко да Чертога внутрь сподобимся, иже бо вне дверей постигнувый, бездельно Богови воззовет: помилуй мя». (Тропарь, Глас 5 по 7 Кафизме)
Когда язык наш в благодарности смиренно умолкает перед Той, о Которой даже Святое Евангелие осмелилось сказать всего в нескольких фразах, наступает благодатная пора молитвенного покаяния и веры. И тогда открывается время милости Божией и милости Его Пречистой Матери — время нашего пребывания на земле, самого большого и главного чуда для каждого из нас».

«Радуйся, Пречистая, попечение о нас, грешных и немощных, выну имущая».

Тропарь, глас 4:
Яко пресветлая звезда, просил Божественными чудесы святый образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак, глас 8:
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Геронтисса»:

О Всепетая Мати, радосте наша и утешение, в скорбех скорая помощнице, в бедах и отчаянии единая Надеждо! Милости Свои, яко елей благодатный, изобильно на нас изливаеши, к Сыну Своему и Богу нашему неусыпно о нас молишися, призри на смирение рабов Твоих.
Егда преклонится к вечеру день жизни нашея, в час смертный, услыши нас, умоли Сына Твоего даровати нам Святое Причастие и напутие в Жизнь Вечную. Помози избегнути горьких мытарств и муки смертныя утиши, не оставляя нас, чад Твоих, при Кресте Сына Твоего Тебе всыновленных, даруй твоими молитвами надежду и спасение.
Не оставляй нас, сирых и немощных. Преклоняемся пред Пречистым образом Твоим, знающе обетование Твое «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз Хранительница ваша в настоящем веце и будущем».
Тако и нас сохрани от бед и напастей, болящия исцели, скорбящия утеши, заблудшия вразуми, охрани младенцы, носящым во чреве помози благополучно разрешитися от бремени, юных воспитай и научи, супругов настави, поддержи и согрей старыя, жестоких чад, небрегущих о старцех своих, грозно вразуми.
На Тебе надеемся, Тобою хвалимся, на Тя уповаем и преклоньше колена душ наших присно прославляем Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник

Икона Богородицы «Геронтисса»

Празднование

История

На се­ве­ро-во­сточ­ном склоне Свя­той Афон­ской Го­ры, на от­вес­ной ска­ле у са­мо­го мо­ря на­хо­дит­ся мо­на­стырь Пан­то­кра­тор, ос­но­ван­ный в 1361 го­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Алек­се­ем Стра­то­пе­дар­хом и бра­том его Иоан­ном При­ми­ки­ри­ем. В этом мо­на­сты­ре хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ге­рон­тис­са», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца».

Со­глас­но древ­не­му пре­да­нию, пер­вое чу­до от этой ико­ны про­изо­шло во вре­мя стро­и­тель­ства бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря, ко­то­рое про­во­ди­лось при­мер­но в пя­ти­стах мет­рах от совре­мен­ных по­стро­ек. Од­на­жды но­чью и ико­на, и все ин­стру­мен­ты стро­и­те­лей про­па­ли, а утром бы­ли най­де­ны на ме­сте совре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка на­ко­нец не ста­ло яс­но, что Са­ма Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца из­би­ра­ет имен­но то ме­сто для устрой­ства Сво­ей оби­те­ли.

В дру­гое вре­мя в мо­на­сты­ре был бли­зок к кон­чине ее ста­рец-игу­мен. По­лу­чив от­кро­ве­ние о сво­ем ско­ром от­ше­ствии, он же­лал пе­ред смер­тью при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн и сми­рен­но про­сил слу­жа­ще­го свя­щен­ни­ка по­спе­шить с со­вер­ше­ни­ем Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Од­на­ко тот не внял прось­бе стар­ца. То­гда от на­хо­див­шей­ся в ал­та­ре чу­до­твор­ной ико­ны по­слы­шал­ся гроз­ный глас, по­велев­ший свя­щен­ни­ку немед­лен­но ис­пол­нить же­ла­ние игу­ме­на. Он при­ча­стил уми­рав­ше­го и тот сра­зу же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Имен­но по­сле это­го чу­да ико­на, как по­кро­ви­тель­ству­ю­щая стар­че­ству, и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Ге­рон­тис­са».

Еще од­но по­ра­зи­тель­ное чу­до про­изо­шло в XVII ве­ке. В мо­на­сты­ре слу­чил­ся то­гда столь силь­ный го­лод, что бра­тия на­ча­ла по­сте­пен­но рас­хо­дить­ся. Игу­мен убеж­дал всех про­сить о по­мо­щи Бо­жию Ма­терь и сам усерд­но мо­лил­ся. И Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца не по­сра­ми­ла его упо­ва­ния! Од­на­жды утром бра­тья за­ме­ти­ли, что из кла­до­вой, где на­хо­ди­лись в то вре­мя лишь пу­стые со­су­ды, льет­ся елей. Вой­дя внутрь, они бы­ли по­ра­же­ны: из од­но­го кув­ши­на, со­хра­ня­ю­ще­го­ся, как го­во­рят, до сих пор, мас­ло непре­рыв­но ли­лось через край. Ино­ки воз­бла­го­да­ри­ли Пре­свя­тую За­ступ­ни­цу за ско­рую по­мощь, а в па­мять это­го со­бы­тия на иконе был изо­бра­жен кув­шин с пе­ре­ли­ва­ю­щим­ся через край еле­ем.

Позд­нее, во вре­мя на­па­де­ния са­ра­цин, слу­чи­лось сле­ду­ю­щее: один из них хо­тел бы­ло рас­ко­лоть ико­ну на ча­сти, чтобы ко­щун­ствен­но рас­ку­рить свою труб­ку, но в то же мгно­ве­ние ли­шил­ся зре­ния. То­гда вар­ва­ры бро­си­ли об­раз в ко­ло­дец, где он пре­бы­вал бо­лее 80 лет. Пе­ред смер­тью ослеп­ший за дер­зость са­ра­цин рас­ка­ял­ся и за­по­ве­дал сво­им до­мо­чад­цам вновь по­се­тить Свя­той Афон и ука­зать ино­кам ме­сто, где на­хо­дит­ся ико­на. Свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на и с че­стью по­став­ле­на в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли.

Со­вер­ша­лось от об­ра­за и мно­го дру­гих чу­дес. Так, по мо­лит­вам пе­ред этой ико­ной Бо­го­ма­терь мно­го­крат­но яв­ля­ла Свое осо­бое по­пе­че­ние об уми­ра­ю­щих стар­цах, из­ле­чи­ва­ла от раз­лич­ных бо­лез­ней, в том чис­ле и от ра­ка. Ее спис­ки ста­ли по­яв­лять­ся во мно­гих хра­мах Гре­ции, и бы­ло за­ме­че­но, что она ис­це­ля­ет от бес­пло­дия, по­мо­га­ет при ро­дах, ока­зы­ва­ет яв­ную по­мощь в ра­бо­те и уче­бе. От это­го и по­чи­та­ние ико­ны в Гре­ции сей­час ши­ро­ко рас­про­стра­не­но.

Из­вест­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ге­рон­тис­сы в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры. По бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Во­лын­ско­го и Жи­то­мир­ско­го Мо­де­ста свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ред на­ча­лом бо­го­слу­же­ния ис­пра­ши­ва­ли пе­ред ико­ною Ма­те­ри Бо­жи­ей бла­го­сло­ве­ние на на­ча­ло служ­бы.

Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Но­во-Тих­вин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Ека­те­рин­бур­ге. На­пи­сан он на Афоне, в са­мом мо­на­сты­ре Пан­то­кра­тор, а ри­зой укра­шен в Гре­ции.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Тво́й, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в но́щи скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и на́м, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бе́д,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,/ спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед, излечение болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 8

Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́, бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, заступле́нием Твои́м изба́вишася от злы́х, но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га и на́с свободи́ от лю́тых обстоя́ний, вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти́: ра́дуйся Изба́вительнице на́ша от все́х бе́д.

Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».

Каноны и Акафисты

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Геронтисса»

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Христе, Свете истинный, подаждь ми просвещение восписати похвальная Пресвятей Матери Твоей, и воспою Тоя великое к рабом Твоим благоутробие.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Горе, выну славимая, благоволила еси, Госпоже, и низу среди бедных прославити имя Свое благодатию чудес от святыя иконы Твоея, Избавительнице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егда обитателие веси, отчаявшеся от истреблявшаго труды их пружия, притекоша со слезами ко образу Твоему, Дево, абие улучиша избавление и, радующеся, прославиша милость Твою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Десница Твоя, Владычице, прославися в крепости, и множеством милости Твоея явилася еси Покровительница и Избавительница во спасение бедствовавших.

Слава: Упование христианом, Помощнице сущим в скорбех, моли Сына Твоего избавитися всяких бед празднующим святому образу Твоему, Избавительнице.

И ныне: Радуйся, богатство неистощимое нищих и сирых Заступнице, радуйся, спасающая верою имя Твое, Дево, призывающих, радуйся, уныния отгнание и радости Подательнице.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Господь мертвит, егоже хощет, и живит Тобою, Мати Живота, исполняя молитвы молящихся Тебе, низведенных во ад возводит и от гноища страстей воздвизает Твоим всемощным предстательством.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Замедлившу иерею напутствовати умирающа отрока, егда о умершем помолишася к Тебе, Всеблагая, и осениша иконою Твоею, Избавительнице, внезапу отроча оживе и воста здраво Твоею и Сына Твоего животворною силою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Живоносный Тя и всецелебный источник, Богоневесто, познахом, раби Твои: образом бо Твоим, Избавительнице, жизнь и здравие подаеши душевное и телесное и от бед избавляеши просящих Твоего заступления.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Начало Христовых чудес Ты еси, Пречудная Дево, темже чудеса образа Твоего славяще днесь, Избавительнице, молимся Тебе: посети рабы Твоя благодатию Твоею, недугов, зол и вечныя смерти изымающи ны.

Слава: Грехами умерщвляемую душу мою оживотвори, Владычице, яко по Бозе вся могущая, и обдержащих мя страстей избави, да пленения страстнаго свобожден, благодарственно Тя величаю.

И ныне: Направи, Чистая, к тишине безстрастия во глубину зол влекома раба Твоего и не попусти ми погибнути, просящему Твоея, Избавительнице, милости, Тобою бо вернии, покрываеми, спасаются.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Седален, глас 3-й

Пресвятеи руце Твои, имиже носила еси Носящаго вся, простри к Нему, Приснодево Избавительнице, и молитвами Твоими избави ны гнева Его, грех ради движимаго, отводящи лютая наведения и тех ради бывающую людем тугу и уныние, и спаси в мире души наша.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества на облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Разумеша вернии дела благости Твоея, Владычице, и вниде радостный трепет в сердца их, внегда бо смутитися душам их от бед и недугов, милость Свою, Благословенная, помянувши, иконою Твоею изшла еси на избавление людей Твоих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Уведевшии о преславном чудеси могущества Твоего, Богородице, во оживлении отрока, устремишася от различных мест к образу Твоему, Избавительнице, и, приемлюще исцеления, с веселием Тя величаху.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосерда сущи, Чистая, яко Всеблагое Слово на спасение наше воплотившая, помощи и избавления Твоего не лиши нас, с верою притекающих к чудотворней иконе Твоей, Избавительнице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты похвала верных, Мати Всепетая, Ты кивот святыни, освящение подающая, Ты целеб источник неисчерпаемый и от бед Избавительница молящихся Тебе пред святым образом Твоим.

Слава: Недугами угнетаемых и искушений борителя, избавляй нас от сих, Богородительнице, и в час исхода не предаждь душ наших на одоление супостатом, да воспеваем величия Твоя.

И ныне: Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских, христолюбивое воинство, щитом веры и Креста вооруженных, победоносны являй, избавляющи от всех наветов вражиих.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

В скорби мале наказание Сына Твоего бысть обитателем веси, и, поболевше, призваша Тя, Матерь щедрот, и Тобою возсташа от отчаяния и возвеселишася, роса бо благодати, яже от иконы Твоея, исцеление им бысть.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Благодать точащую икону Твою, Избавительнице, верному Твоему рабу, с собою всегда носившу, возбранила еси, Госпоже, скрывати ю от верных, да избавляются от бед и недугов прибегающии к Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тобою, Всемилостивая Владычице, свобождение от лютых ниспослася, притекшим с верою ко святому образу Твоему, надежда же, покров и нерушимо веселие даровася скорбящим, Богорадованная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ужасошася бедствовавшии о богатстве даров Твоих, Дево, в чудесех от образа Твоего, к немуже припадающе, радостно взываху: воистинну Ты еси Избавительница от всех бед.

Слава: Радосте Ангелов и человеков, свободна мя печалей житейских сотвори и будущия тесноты избави и вечнаго огня матерним дерзновением Твоим, Всеблагая, от бед Избавительнице.

И ныне: Богоизбранная Приснодево, в руне орошенном предвиденная древле, окропи росою благодати изсохшую землю сердца моего и плодоносну соделай душу мою благим деянием и зрением.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кий ум постигнет, Госпоже, державу крепости Сына Твоего, изведша люди Своя из земли, еяже вереи заклепи вечнии, и Тебе, Матерь Свою, соделавша врагом страшну, из чрева адова избавляющую призывающия Тя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кий язык изъяснит всепобеждающую силу Твою Владычице! Едино бо точию подобие лица Твоего, яко огнь, опаляет злобныя духи, люди же Твоя врачует и радует, егоже благоговейно лобызаем, раби Твои.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кое слово изобразит величие чудес Твоих, Всемилостивая от бед Избавительнице! Точию бо принесеся святая икона Твоя к люте мучимей бесом, абие исчезе мучитель, и исцеленная велегласно прослави силу Твою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

От обилия благодати, присущия образу Твоему, Богоневесто, колико беснуемых и иных недужных Тобою исцелеша, колико скорбящих на веселие приложися, с верою притекших ко иконе Твоей.

Слава: О, великаго милосердия Твоего, Богородительнице, благоволившая чудотворным образом Твоим пребывати у нас! Что воздадим Ти за благодать, юже явила еси нам, даровавши храму сему толико священное богатство?

И ныне: О, Всепетая Мати, державный покрове мира! Храни от всех бед чтущия Тя, спобори им на враги христианския необоримою силою Твоею.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Сошедшиися во храме сем, прославим преславный храм Божества, Пресвятую Деву, пред образом Ея со благоговением вопиюще: радуйся, Божественныя славы селение; радуйся, Владычице Небесе и земли. Радуйся, неистощимый источниче чудес; радуйся, всемощное врачевание недужных. Радуйся, прогонительнице демонов; радуйся, мертвецев оживление. Радуйся, обителей Горы Твоей покрове; радуйся, иноков теплое предстательство. Радуйся, верных Заступнице; радуйся, спасение рода христианскаго. Радуйся, Еюже возсиявает радость; радуйся, Еюже печаль престает. Радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сотвори с нами по множеству милости Твоея, Богородице, и изми нас по чудесем Твоим, и да постыдятся от всякия силы, и крепость да сокрушится являющих злая рабом Твоим, о Тебе поющим: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тебе, Дево, халдейская пещь прообраз имущи, отроки росою прохлаждаше посреде пламене. Темже и нас, образ Твой имущих, во огни искушений прохлади и неопалимы соблюди благодатию Сына Твоего, да поем Ему: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмерицею разжигаемыя стрелы седми смертоносных страстей, яже испускает возстающий на ны седмиглавый змий диавол, угаси и сокруши, Владычице, да, якоже отроцы неврежденнии, поем: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмисвещный светильник разумеем Тя, Богоблагодатная Марие, седмию дарами Духа светящий верным, облагодати убо и ущедри поющих о Тебе, Подателю благих: отцев Боже, благословен еси.

Слава: Тя, Госпоже, имуще милосердия неиждиваемое сокровище и святую икону Твою, Избавительнице, в покров обители и во избавление от бед, Сыну Твоему о Тебе поем: отцев Боже, благословен еси.

И ныне: Яко Царя царствующих Матерь, молим Тя, Владычице: отечеству нашему и христолюбивому воинству буди несокрушимая крепость, подающи им благая, поющим: отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже трие отроцы, хранимии во огни, пояху и благословляху Бога, тако и вернии, Тобою, Благословенная, избавльшеся от огня, бед и недугов, вся дела, – взываху, – Господа пойте и превозносите Его во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже от зловредных пругов избавила еси прежде к образу Твоему притекших, Богородице, тако и ныне не престай от тех и всякаго вреда избавляти обитель сию, Гору, Россию и повсюду православныя, да славим Тя во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже умерша, осененна иконою Твоею, Дево, оживила еси, оживотворяй и нас, отводящи от смертоноснаго пути и наставляющи на стезю вечнаго живота, да, спасаеми Тобою, превозносим Тя во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже повелела еси рабу Твоему не скрывати от верных благодати, точащияся от святаго образа Твоего, Всеблагая Избавительнице, источай сию и нам, рабом Твоим, да прославляем Тя во веки.

Слава: Якоже многих исцелила еси, Госпоже, от мучительства демонскаго и иных недугов, и нас свобождай болезней душевных и телесных и от всех сетей вражиих, да воспеваем Тя во веки.

И ныне: Якоже Ангел воодушеви Гедеона на побеждение мадиамлян, воодушевляй, Всецарице, и славящия Тя, всякое шатание врагов низлагающи, да благословляем Тя во веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Иночествующии сея обители, к Матери Господа Вышняго притецем днесь, молящеся пред чудотворною иконою Ея, еюже посети скорбящия и сотвори избавление людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Щедраго рождшая и Милостиваго Владыку и Избавителя всех, покажи, Всеблагая, щедроты Твоя на нас, празднующих честному образу Твоему, и сотвори избавление от бед людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

В Тебе, Богородице, воздвиже Сын Твой рог спасения нам, укрепи убо рабы Твоя служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего и твори избавление от бед людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Призри, Дево Избавительнице, на молитвенныя воздыхания наша, не остави ны безпомощны во искушениих и буди Молитвенница ко Господу, да подаст грехом нашим прощение и избавление от бед людем Своим.

Слава: Госпоже Всемилостивая, не престай Гору Твою и обитель сию, Россию и вся православные посещати благодатию и творити избавление от бед людем Своим.

И ныне: Ходатаицу о нас, Слове Божий, предлагаем Матерь Твою, от Неяже воплотился еси на спасение наше, молитвами Ея прости и помилуй нас, Незлобиве, согрешающих Тебе, и сотвори избавление от бед людем Твоим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *