Икона трех святителей в чем помогает
Икона «Собор трех святителей»
Каждая икона — это часть православной истории. Образ «Собор трех святителей» — один из наиболее важных предметов религиозного наследия. Эта икона должна быть дома, если вы хотите, чтобы в нем царил уют и покой.
Альтернативное название иконы — «Три иерарха», такое же, как и у праздника, которому посвящена сама икона. Многие путают ее со «Святой Троицей», но это совершенно другой образ.
История иконы
Эта икона очень важна для православия и христианства в целом, потому что на ней изображены три самых великих духовных наставника всех времен: святой Василий, Григорий Богослов и Иоанн Богослов, именуемый также Златоуст. Эти святители при жизни потратили огромное количество времени и сил на составление порядков богослужений в церкви, церковных календарей, молитв и прочих вещей.
Эти святые оставили после себя огромное наследие. Их трудами церковь пользуется до сих пор, поэтому сразу после смерти последнего из них было решено увековечить их в великих образах. Многие церкви считают их святыми, хотя некоторые конфессии и направления христианства это оспаривают. Все святые поплатились в той или иной мере за свою приверженность Христу и вере в Бога. Иоанн Златоуст, например, был сослан далеко за пределы Константинополя. Он умер в уединении, в изгнании. Конечно, этим людям не нужно было признание масс. Они действовали исходя из духовных побуждений, пытаясь сделать мир лучше. За это их увековечили в молитвах и иконах. Есть праздник, посвященный этим трем личностям, названный Собором трех святителей. Отмечается он каждый год в одно и то же время, то есть является непереходящим, — 12 февраля. Праздник был установлен и началось распространение икон в первой половине 12 века.
До сих пор эта икона, по мнению церковнослужителей, является лучшим помощником в обучении, в улучшении навыков красноречия. Это отличный оберег для всех, кто занимается интеллектуальным трудом, принимает важные решения, от которых зависят жизнь и благополучие других людей. Речь идет о врачах, учителях, преподавателях.
Описание иконы
Практически всегда святители изображены на иконе в полный рост. Иногда они изображаются по пояс. Иногда над их головами есть изображение Матушки Заступницы с младенцем Иисусом на руках. Это символизирует покровительство Девы Марии и Сына Божьего, их помощь в служении людям. Священники считают, что именно так с духовной точки зрения и проходят любые службы — Матушка Заступница смотрит на нас вместе с Иисусом Христом, а слова и эмоции священника олицетворяют их любовь к нам, к прихожанам.
В чем помогает икона
«Собор трех святителей» — это нечто вроде персонального храма дома. Эта икона создает правильный духовный настрой, потому что человек может представить себе, что перед ним находятся священники, которые учат его чему-то. Перед иконой просто приятно подумать о чем-то высоком, о духовной составляющей жизни. Абсолютно любые молитвы можно читать перед образом трех святителей. Это отличный оберег и источник силы для учащихся, для врачей, которые постоянно несут на себе бремя ответственности.
Молитва перед иконой «Собор трех святителей»
«Василий, Григорий и Иоанн, великие правды хранители и слова Божьего заступники, храните нас от дьявола и лести его. Помогите слово Божье услышать и в молитве быть честными. Молите Бога о нас, недостойных рабах Его. Да услышит Он и наши молитвы, которые исходят от сердца. Молите Бога о милосердии и о прощении грехов наших, вольных и невольных. Аминь».
Перед этой иконой молятся не только в день Собора трех святителей, но и в любой другой день. Эта икона поможет вам создать дома особую атмосферу, пригодную для чтения молитв благодарственных и других. Старайтесь вешать ее или ставить на видном месте, но не в центре комнаты, а где-то, где вы постоянно молитесь. Этой иконе точно нет места в коридоре или на кухне. Она несет в себе определенный смысл и функцию, так что не стоит расценивать ее как нечто универсальное.
Где находится икона
Несмотря на то, что 12 февраля — это не праздник двунадесятый, все равно в атмосфере витает особое настроение. Три святителя — это особая группа святых, на которую Господом было возложено стать учителями всем нам. Пусть этот день и эта икона станут для вас по-настоящему важными.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Три святителя на славянской почве
К происхождению праздника
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника
30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Три святителя в византийских литературных источниках
Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах
Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в.
Изображения Трех Святителей
Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в.
Три святителя на славянской почве
К происхождению праздника
Итак, образ Трех Святителей, возникший из глубин народного почитания, мог быть окончательно сформирован и официально введен в богослужебный церковный год в придворных кругах Константинополя в третьей четверти XI в. как одна из мер по борьбе с латинством. Учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в. Поэтому был установлен праздник, сочинены каноны, стихотворные эпиграммы, «Похвала» Мавропода, появились первые изображения. Возможно, именно этот сюжет стал дополнительной причиной установления праздника Трех Святителей в Византии в царствование Алексея Комнина в конце XI века, помимо той, что изложена в позднейшей версии автора синаксаря (XIV в.), объясняющего таким образом прекращение споров о риторических достоинствах иерархов.
Икона с тремя святыми
Люди, не очень разбирающиеся в православной традиции, иногда задаются вопросом: что такое тройная икона или как называется икона с тремя святыми? По всей видимости, речь идет об иконе трех святых, на которой изображены Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Они внесли неоценимый вклад в формирование христианского вероучения, значение которого было настолько велико, что они были канонизированы в сане святых.
История
Их жизнь и деятельность попали в сложный период истории христианства — 4-5 веков, когда шла непримиримая борьба между христианством как официальной религией и пережитками язычества. Эти святые также внесли огромный вклад, который в Византии пользовался любовью и почитанием. Со временем они стали восприниматься как единое целое, и в XI веке они даже учредили праздник Трех Святителей. Причем на иконах трое святых всегда изображались вместе.
До того, как началась история их деятельности в качестве учителей веры, они прошли великую школу жизни, которая только укрепила твердость их веры. Блестящее образование и жизненный опыт, полученные всеми тремя, позволили им судить о духовной и светской жизни на основе христианства или язычества и убедительно продемонстрировать истинность христианского учения.
Однако само христианское учение переживало тяжелые времена из-за широкого распространения еретических движений, против которых посвятили свою жизнь три святых: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Как епископы Византийской империи в своих проповедях и богословских трудах они утверждали единство Святой Троицы, толковали Священное Писание, осуждали еретиков и занимались общественной деятельностью.
Они также внесли огромный вклад в литургический канон. Иоанн Златоуст и Василий Великий принадлежат к анафорам, которые составляют центральный момент литургии, они написали молитвы, которые православные христиане до сих пор читают каждое утро и вечер. Их произведения стали источником образов для многих более поздних церковных писателей.
На собственном примере они доказали, что защищаемое ими христианское учение представляет собой сочетание высокой морали, аскетизма и бескорыстного служения церкви и людям, для чего они стали олицетворять твердыню христианской веры. Именно это изображено на иконе трех святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Описание иконы трех святителей
На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Они всегда изображаются в полный рост, в торжественных церковных облачениях. В образе этих пожилых святых обращено внимание на их высокие лбы, знак интеллекта, культуры и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах — свитки), пальцы правой сложены для благословения.
Все детали облачения тщательно написаны, но не затемняют смысла лиц: каждое из них индивидуально и отмечено глубоким психологизмом.
В чем помогает икона «Три святых»
Поскольку эти три святых являются экуменическими учителями и отличились исключительной культурой, перед иконой трех святых они молятся о хорошей учебе (как самих учеников, так и их родителей). Кроме того, каждому из них предлагаются индивидуальные молитвы:
Кроме того, всякий, кто собирается построить свой дом или перед тем, как войти в новую квартиру / дом, обязательно должен молиться перед иконой трех святых. Молитва перед этой иконой защитит вас от искушений и гонений со стороны нечестивых или властей.
Рекомендуемая литература: Четырехчастная икона Божией Матери
Молитва иконе
В блаженстве светильника Церкви Христовой Василий, Григорий и Иоанн светом ортодоксальных догм озарили все концы земли и мечом Божьим погасили кощунственную неразбериху и колебания ересей; на вашу милость, с верой и любовью из глубины души, плачем: неминуемо к Престолу Пресвятейшей, Единосущной, животворящей и Неделимой Троицы, для слова Нюжа, письма и жизни доброго дела и положи свой души, молись ей всегда в Православии и укрепляющей и родственной его психике, и непоколебимой до смерти в исповедании веры Христовой и в послушании всей души Его Святой Церкви:
вы опоясываете нас с высоты власти над всеми нашими невидимыми и видимыми врагами;
да сохранит Церковь свою неприкосновенность от неверия, суеверий, ереси и раскола;
да ниспошлет нашему архипастырю здоровье, долголетие и во всем спешку:
да даст пастырь наш духовную трезвость и ревность для спасения стада, властитель суда и справедливости, как воин терпение, мужество и побеждать врагов, за сестер и вдов заступничество, за исцеление больных, за молодых, хороший рост в вере, пожилым людям необходимо утешение для оскорбленного ходатайства, и для всей временной и вечной жизни это необходимо, как если бы в мире и покаянии желание спасения пылко, Господь трудится, борется в доброе дело, наш путь закончится и нам будет даровано Царство Небесное, мы всегда будем ласкать и прославлять Пресвятое и Великолепное Имя Отца, Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Святые отцы Вселенские, молитесь за нас Богу!
Икона трех святителей
Каждая икона в доме — это часть какой-либо православной истории. Известна икона трех святителей, также по-другому она еще называется «Собор трех святителей». Что это за икона, и кто на ней изображен? Разберем это подробно в нашей статье.
Строчки из акафиста в честь трех вселенских учителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста:
«…Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов жизни вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая…»
Икона три святителя очень важна для Русской православной церкви
На ней изображены три великих духовных наставника всех времен — это святитель Василий Великий, святой Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Почему на иконе они изображены втроем? Ведь есть иконы, где святые все изображены отдельно.
Иконы, где все вселенские святители изображены отдельно, есть. Но здесь они изображены втроем, так как именно они оставили большой вклад для русской церкви. Святые были вселенскими учителями, они составляли порядки богослужения в церкви, церковные календари, молитвы.
30 января отмечается Собор трех святителей
За свою веру во Христа все трое поплатились в полной мере, именно поэтому и была написана икона трех святых. Также есть праздник, который отмечается в честь вселенских учителей. Назван был праздник Собором трех святителей.
Этот праздник установили во времена византийского императора Алексея первого Комнина, отмечается 30 января.
Алексей первый Комнин, во времена его правления установили праздник в честь трех святителей. Фото: lh5.googleusercontent.com
Иконы, где есть изображения трех святителей, помогают в обучении, в красноречии
Трое святителей были вселенскими учителями. Вполне закономерно, что за помощью к трем святителям чаще всего обращаются:
На иконе святители изображены в полный рост
Разберем изображения подробно. На иконе святители изображены в полный рост. Очень редко они изображаются по пояс.
На некоторых иконах можно увидеть над их головами святых Божию Матерь с Младенцем. Это показывает покровительство Богоматери и Ее Сына.
Икона 3 святых, где над головами святителей изображается Божия Матерь с Богомладенцем. Фото: i1.stat01.com
Святители изображаются в темно-красных или серых одеяниях. В руках каждый из них держит крест и Евангелие. Лица их строги.
Икона 3 святых находится в любом православном храме
Икона 3 святых находится в любом православном храме. Например, увидеть икону можно в храме Трех Святителей в Санкт-Петербурге.
Храм Трех святителей в Санкт-Петербурге. Фото: sobory.ru
Икона с тремя святыми должна быть дома у каждого православного христианина
Икона с тремя святыми должна быть дома у каждого православного христианина. Она создает правильный духовный настрой у верующего.
В любое время человек может подойти к иконе и обратиться к святым со своей просьбой. Просьбу можно выложить и своими словами. Самое главное говорить искренне, от чистого сердца.
Обратиться к святым о помощи своими простыми словами всегда можно дома у икон. Фото: playcast.ru
Перед иконой трех святителей читается акафист
Перед иконой трех святителей читается акафист. Его можно читать не только в день памяти святых — 30 января, но и в любой другой день. Вечером зажгите лампадку и встаньте у образа.
Икону можно поставить в красном уголке, где стоят остальные иконы. Мысленно вы можете обратиться к святым в любом месте, где бы вы ни находились. Вы можете быть на работе, в училище, в больнице. Обращайтесь искренне, и три святителя обязательно вам помогут.
Приведем часть этого акафиста.
Акафист:
Кондак 1
Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии
и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам:
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Икос 1
Ангели земнии и человецы Небеснии, святителие Христовы и отцы треблаженнии, поборницы Живоначальныя Троицы, от Нея светом трисолнечным осияваемии и молящиися непрестанно у престола Триипостаснаго Божества о душах наших, услышите ны от сердца к вам взывающия:
Радуйтеся, имущии дерзновение вопити о нас ко Господу; радуйтеся, велицыи угодницы Святыя Троицы.
Радуйтеся, дарованьми единочестнии; радуйтеся, апостолом единонравнии.
Радуйтеся, яко вашими ученьми дивно просия благодать Христова; радуйтеся, разум свой в послушание веры пленившии.
Радуйтеся, блазии делателие винограда Христова; радуйтеся, от юности Богом благословеннии.
Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевшии и данный вам талант приумножившии; радуйтеся, волю Божию сильным мира сего со многим дерзновением благовестившии.
Радуйтеся, тьму нечестия отгнавшии; радуйтеся, всю подсолнечную зарями догматов просветившии.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 2
Икос 2
Разум озарен благодатию Христовою имуще, яко апостолом единонравнии, православных догматов учения уяснисте и трие велицыи светильницы Триипостаснаго Божества явистеся; вашими бо вдохновенными писаньми озаряема, Церковь Христова светло красуется, и верная чада ея в меру возраста исполнения Христова восходят. Темже взирающе на богатство благодати Христовы, вам дарованныя, яко просветители наша восхваляем вы, вопиюще таковая:
Радуйтеся, богоноснии небеснии таинницы; радуйтеся, покаяния немолчнии проповедницы.
Радуйтеся, сосуди избраннии; радуйтеся, премудрии учителие вселенныя.
Радуйтеся, в Божественных учениих Христовых люди наставившии; радуйтеся, в повелениих Господних всегда усердно ходившии.
Радуйтеся, многоразличных добродетелей обряды в вашем житии явившии; радуйтеся, столпи непоколебимии, веру Христову Божественными догматы утвердившии.
Радуйтеся, словесное стадо Христово мудре упасшии; радуйтеся, православия изряднейшии богослови.
Радуйтеся, светила, вся концы земли просвещающая; радуйтеся, свирель и цевнице сладкозвучная.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 3
Икос 3
Имуще в сердцах светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, трие богопроповедницы, разделеннии телесы и совокупленнии духом, благочестно яве проповедаша Троицу Едину непременную, Существо же и Божество, и сию проповедь страданьми запечатлеша. Темже и мы, подражающе вере их, вопием таковая:
Радуйтеся, сильнии и непреборимии Церкве Христовы споборницы; радуйтеся, истины Христовы усерднии ревнители.
Радуйтеся, ко Пресвятей Троице молитвенницы теплии; радуйтеся, Церкве Христовы пастырие добрии.
Радуйтеся, Ариа низложившии и православныя утвердившии; радуйтеся, Троицу Едину Непременную, Существо и Божество, деяньми и ученьми прославившии.
Радуйтеся, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицы Ипостаси, дивно уяснившии; радуйтеся, Трисиятельнаго ради и Единаго Божества величайшия скорби и гонения претерпевшии.
Радуйтеся, тяготу дневную до скончания своего жития неослабно понесшии; радуйтеся, нощь мрачную злочестивых ересей лучами богомудрых догматов отгнавшии.
Радуйтеся, души верных благодатно напитавшии; радуйтеся, Царствия Вечнаго наследницы быти сподобившиися.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 4
Ты же, Златослове, на камени веры Христовы непоколебимо пребывая и благодатию Святаго Духа укрепляем, бурю гонений и мучений мужественно претерпел еси
и страданьми венец нетленный на Небесех себе уготовал еси, научая всех в терпении нести Крест Христов и взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще богодухновенная словеса ваша, запечатленная многими подвиги и страданьми, жаждущии глаголов жизни вечныя издалеча к вам прихождаху, и нетленную пищу от вас приемше и Божественнаго пития почерпше, взываху вам сицевая:
Радуйтеся, глубины слова Божия добре испытавшии; радуйтеся, непрестанным рачением Бога взыскавшии.
Радуйтеся, алчущих правды питателие; радуйтеся, нищих духом утешителие.
Радуйтеся, облацы, источающии росу учений благочестивых и напаяющии вселенную; радуйтеся, приснотекущия реки духовныя, напаяющия верных чад Церкве Христовы.
Радуйтеся, Божественных Таин хранителие и словесные трубы Божия; радуйтеся, правыя веры и благочестия христианскаго насадителие.
Радуйтеся, чудесы многими верныя озаряющии; радуйтеся, реки врачеваний нам проливающии.
Радуйтеся, усердно притекающия к вам от искушений и напастей молитвами вашими охраняющии; радуйтеся, всего рода христианскаго похвало.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Кондак 5
и озарение свыше от Престола благодати Божия, умы и сердца верных богодухновенными словесы дивно просветил еси, любовию же к Богу одушевляем, гонения
и страдания за Христа добре претерпел еси и сего ради сподобился еси на Небесех молитвеннаго дерзновения
у Престола Царя Славы, образ быв верным словом, житием, духом, любовию, верою и чистотою, да вси со умилением вопиют Пресвятей Троице: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником изряднейшим, от любве сердечныя вопием:
Радуйтеся, горним ликом совокуплении и святых ангел сожителие; радуйтеся, Престолу Царя славы предстоящии присно со всеми избранными.
Радуйтеся, славою небесною украшеннии; радуйтеся, плоть и мир возненавидевшии.
Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии; радуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии.
Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии; радуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего.
Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи; радуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая.
Радуйтеся, веры христианския похвало; радуйтеся, святителей славо и Церкве украшение.
Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели земнии…» и 1-й кондак «Избраннии светильницы…»