Икона в киоте что это

Киот – это не просто украшение иконы. Он имеет древнюю историю и несет в себе смысловую и функциональную нагрузку. Еще в стародавние времена представители разных религий использовали киоты для хранения всевозможных реликвий и свитков. Они защищали предметы от попадания пыли и влаги, тем самым продлевая им жизнь. Сегодня киот – это обрамление икон, которое можно увидеть в церковном храме. Внутри него создается особая атмосфера, которая предотвращает какое-либо негативное влияние окружающей среды на священный образ. Кроме того, при одном взгляде на такой шедевр ручной работы, как киот, просыпается уважение не только к религии, но и к умелым рукам человека, его изобретательности, мастерству, фантазии и духовности.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Виды киотов

Киот может быть настенным или напольным. Это зависит от того, где именно расположена икона. Как правило, в большинстве храмов можно увидеть переносные киоты или, как их еще называют, шкафчики в виде пеналов или коробок, которые предназначены для хранения праздничных икон на центральном аналое. Они могут полностью закрываться или быть открытыми.

Часто, помимо обрамления, используют стекло. Такой киот предназначен для особо ценных изображений. Киот для иконы может быть и довольно простым, без стекла и всяческих украшений. Но в церквях, как правило, находятся красивые киоты, богато украшенные резьбой. Стилистика храма, целесообразность декорирования конкретного священного образа, а также его месторасположение определяют то, как будет оформлен шкафчик для иконы.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Каким должен быть правильный киот?

Чтобы сделать качественное и долговечное обрамление для иконы, необходимо знать несколько важных нюансов. Самое главное – это пространство между стеклом и изображением, которое должно оставаться после того, как икона будет вставлена в киот. Оно должно составлять два или три сантиметра. Чтобы зафиксировать икону внутри киота, используют деревянные брусочки, гофрокартон или плотную бумагу.

Киот – это еще и защита иконы. Поэтому для сохранения святого лика на долгие годы используют стекло, а не пластик. Последний прогибается с течением времени, что негативно сказывается на состоянии изображения. Кроме того, под пластиком развиваются вредоносные бактерии и плесень, которые разрушают краску.

Что нужно знать, чтобы сделать киот дома?

Киот для иконы можно изготовить и дома. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно запастись деревянными досками, столярными инструментами, стеклом и фурнитурой. Также необходимо приобрести морилку, лак и краску. В первую очередь необходимо определиться, для какой именно иконы будет изготавливаться киот, и где он будет установлен. Следует принимать во внимание и освещение места нахождения киота. Исходя из всего этого надо подобрать будущий цветовой оттенок для обрамления образа. Также нужно уточнить, какой именно будет божница, напольной или настольной. Еще один важный момент – это количество образов, которые будут помещены в киот.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Первый этап изготовления киота

Чтобы сделать киот своими руками, надо измерить габариты иконы. Далее нужно надлежащим образом спроектировать киот: сделать чертеж и проставить размеры. После этого можно приступать к рисованию эскиза декоративных элементов. Наилучшим деревом для изготовления божницы считается сосна или липа. Для каркаса киота можно использовать сосну, а для декоративных элементов резьбы – липу. Домашний киот можно изготовить из древесины березы, ясеня или плодовых деревьев.

Между самой иконой и стеклянной створкой должна оставаться воздушная прослойка, которая равняется сумме толщины иконной доски и выступающей части шпонок. Главное, чтобы эта величина была не менее двух сантиметров. Шпонки не должны упираться в стенки киота. Между краем шпонки и стенкой божницы обычно оставляют зазор в один сантиметр.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Второй этап

При изготовлении такого украшения, как киот для иконы, своими руками, необходимо учитывать изгиб покоробленной доски, из которой сделан образ. Во внутренней рамке деревянной божницы следует сделать фигурный вырез для этого изгиба. Запас должен быть до двух сантиметров. Далее внутри деревянного шкафчика надо наклеить бархатную полосу. Ведь святой лик не должен соприкасаться с киотом. В ином случае иконную доску может заклинить.

После этих манипуляций необходимо зафиксировать икону в киоте. Это делается с помощью маленьких деревянных брусочков или вкладышей из толстого картона. На этом этапе можно вставлять стекло. Следующим шагом станет покрытие киота морилкой, а затем слоем лака или краски. Готово. Фурнитуру можно устанавливать. Следует не забывать, что киот – это не только украшение для иконы. Он оберегает святой образ, к которому надлежит относиться с должным уважением. Изготовив киот, можно защитить ценную не только в материальном, но и в духовном плане икону от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Источник

«Одежка» для иконы: киот как хранилище и украшение святого образа!

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

25.01.2018 год.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Мы все привыкли рассматривать старинную икону исключительно в контексте оценки ее эстетических свойств отдельно ото всего остального, сопутствующего ей, но ведь это, на мой взгляд, большое упущение, ведь икону, например, мог покрывать оклад, создаваемый зачастую гораздо позже самого образа, а еще иконы испокон веку помещали в киоты – застекленные ящики, которые сами по себе не только выполняли функции по ограждению произведения религиозного искусства ото всяких вредных воздействий, но и являлись самостоятельными памятниками старины, показателями фантазии и мастерства тех людей, что их изготовили…

Киот – обрамление иконы, придающее ей завершенный и более значительный вид, киот выделяет образ и в какой-то мере тождественен картинной раме, ведь закономерно считается, что картина обязана быть помещена в раму. Но застекленный иконный ящик это еще и украшение, это декоративное усиление иконы, помогающее зрителю легче сконцентрироваться на главном и даже настроить его на нужный лад.

К пониманию важности старинных киотов как необходимого дополнения к антикварным иконам – а речь тут пойдет исключительно о старине, я пришел вполне самостоятельно, когда столкнулся с проблематикой долгосрочного хранения и экспонирования дореволюционных икон.

С одной стороны, моей задачей являлось примитивное сохранение памятников и все то же ограждение их от механических повреждений, от дурного влияния сквозняков и перепадов влажности, от лампадного и свечного пламени, копоти, пыли, но с другой стороны стало понятно, что в идеальном варианте старинная икона должна помещаться в старинный же киот, а в уж самом мечтательном случае – в киот «родной», в котором она и просуществовала столетие с лишним, с самого дня ее рождения, то бишь, написания.

Опытные антиквары уже давно подметили, что по-настоящему красиво и гармонично старинная икона смотрится в вековом киоте, они также заметили и то, что в старину существовали не только простые киотные ящики, но и те, которые изготавливались на заказ, так сказать, «с изыском», в расчете на определенного, в эстетическом плане, покупателя.

В самом деле, если в том же XIX столетии зажиточный человек заказывал написать для себя икону, платил за нее немалые деньги, то он хотел и хранилище для нее сотворить подобающее, подчеркивающее и дороговизну иконы и собственный статус владельца, а еще требовалось «вписать» икону в существующий интерьер, так чтобы киот не торчал бельмом, а продолжал архитектурную линию внутреннего убранства.

Поэтому, если сегодня увлечься изучением и пониманием того, какие киотные ящики изготавливали в России до революции, можно запросто удивиться ассортиментом, и тем, какой богатой фантазией обладали мастера и как они в своей работе следовали существующей моде, потакали капризам господ, желавших иметь уникальное обрамление для домашних образов.

На современном антикварном рынке встретить старинный киот, в принципе, не так сложно. В позапрошлом столетии был налажен настоящий конвейер по их изготовлению, благо во второй половине века размеры икон были более или менее стандартизированы, что позволяло заняться мастерским делом на широкую ногу.

Самая простая форма старинного киота – прямоугольная. Такой киот требовал минимум технологической оснастки и, собственно, квалификации столяров.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Прямоугольный старинный киот – самый простой представитель старинных застекленных ящиков для икон.

Однако в большинстве случаев моих лично наблюдений за продаваемыми киотами оказалось, что самой распространенной формой киота будет прямоугольный ящик со скругленными углами.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Прямоугольный старинный киот со скругленными углами.

Такой киот на момент написания статьи продавался тут.

Конструктивно киот состоял из ящика и застекленной дверки, открывающейся на двух латунных петлях. Внутрь ящика вставлялась вкладная рама, как правило, позолоченная, в которую уже помещалась сама икона.

Дверка имела запор в виде крючка, а на дорогих моделях оснащалась замковым механизмом и отпиралась ключом.

При кажущейся внешней примитивности таких киотов и относительной их дешевизне (что тогда, в имперской России, что сейчас) эти сооружения не кажутся мне простыми, рассматривая их конструкцию, обнаруживаешь столь сложные технологические решения, которыми нынешние изготовители столярки практически всегда пренебрегают.

Что я имею в виду? Попробую сформулировать более развернуто.

Давайте начнем с самого короба. Он изготавливался из дешевого, но очень хорошо просушенного материала, а это в позапрошлом столетии уже было проблемой, ведь дерево сушилось исключительно естественным способом, на что уходили годы.

Сосновые бруски-детали склеивались между собой казеиновым клеем, получившим всемирное распространение как раз в 19-м веке.

Дальше высушенную конструкцию шпонировали – покрывали шпоном преимущественно орехового дерева. Тонкий дощатый задник не шпонировался.

Замечу, что детали ящика собирались на шпунтах – системах выступов и выпилов, входящих один в другой, сегодня этот способ зачастую заменяется простой склейкой углов, благо современные способы точной распиловки деталей под углом 45 градусов и сильные клеи позволяют не заморачиваться трудоемким процессом нарезания и совмещения шпунтов.

С дверкой тоже была морока, ведь деревянная рамка тут тонюсенькая, что не позволяло сделать жесткой конструкцию углов, особенно скругленных. Приходилось прибегать к креплению при помощи плоских шипов-угольников, врезаемых в угловые стыки.

Дополнительное рамку укрепляли латунной струной, которая прокладывалась по внешней стороне, зачастую таких струн было две. Латунная струна служила и декоративным украшением киота, лаконичным, но очень выразительным.

Окончательную жесткость хлипкой рамке придавало стекло, которое «вмазывалось» в нее при помощи замазки, обладавшей после высыхания твердостью камня.

Внешние деревянные поверхности собранного киота тонировались, причем, как правило, в темные тона – черный или с имитацией цвета «красное дерево», после чего покрывались лаком и полировались до блеска.

Не меньше возни было и с внутренней вкладной рамой, которую приходилось покрывать гипсовым грунтом – левкасом, шлифовать, полировать, а затем и золотить настоящим сусальным золотом! Как видите, сам процесс изготовления самого простого старинного киота не был примитивным, что же говорить о тех киотах, которые делались на заказ?

В Москве несколько лет назад даже проходила выставка, посвященная как раз искусству создания старинных киотов, ведь их разновидностей было множество, а вот сохранилась до нашего времени лишь самая малая часть.

Такая незавидная участь этих памятников, в принципе, понятна. Киот предназначен для защиты иконы, а значит, находясь всегда «на переднем крае», он страдал от времени больше всего. Падение киота на пол практически всегда означало его гибель: тяжелая и тонкая конструкция разбивалась, рассыпалась на части, стекло билось, так что хозяину зачастую не оставалось ничего другого, как выбросить ящик, заменив на новый, или и вовсе ничего не покупать, оставить икону без защиты.

Но тут подоспели революционные события и в стране начались массовые гонения на веру, коснувшиеся не только икон, но и их хранилищ – киотов, так что в прошлом веке погибло несметное количество этих памятников старины.

Еще одна причина массового выхода киотов из обихода – потеря внешнего вида. Все дело в том, что ореховый шпон, покрывавший боковые поверхности киота, начинал слоиться и отваливаться кусками, отчего ящик приобретал убогий и корявый вид.

Еще одна банальная проблема – стекло. В XIX столетии в киоты устанавливали очень тонкие стекла, бившиеся при малейшем ударе. А вот вставить новое стекло в киот было сложно, потому что оно было и дорогое и зачастую требовалось вырезать стекло сложной формы, но этого было мало, так как старая замазка, затвердев, держалась в рамке киота просто намертво, и вся операция по замене стекла требовала недюжинного терпения и умения, кто стал бы с этим возиться в деревне, скажем, лет пятьдесят назад.

Прямоугольные киоты имели множество разновидностей, но чаще всего верхняя горизонтальная поверхность киота приобретала новую форму. То она изгибалась «коромыслом», то превращалась в «домик», при этом внутреннее пространство заполнялось декоративными элементами, чаще всего туда вставляли голубка – символ Святого Духа, снисходящего на образ святого, изображаемого на иконе.

И это все я рассказываю про бюджетные, дешевые старинные киоты, что же говорить про богатые иконные ящики?!

Их изготавливали индивидуально, учитывались и предпочтения будущего владельца, и сама стилистика иконы. Наверное, будет нелепо, например, поместить сегодня икону, написанную в стиле барокко в киот, выполненный в модном модерне, или установить древний образ сдержанного новгородского письма в киот, исполненный в былинно-вычурном неорусском стиле.

Каждому временному промежутку и каждому живописному произведению соответствовали свои манеры, мастера старались сделать киоты уникальными, но подчеркивающими художественную связь с содержимым.

Если потратить время, можно обнаружить в Сети фотографии старинных киотов разных времен и стилей, поверьте, это занимательное зрелище!

Пышное барокко с золотыми резными украшениями и замысловатые графичные изгибы модерна, портики и колонны ампира, резьба по дереву в русском стиле от мастеров Абрамцево, чего тут только не найдешь!

Небольшие настенные и настольные киоты соседствуют с громоздкими напольными конструкциями, украшавшими, наверное, не просто купеческие покои, но дворцовые залы.

В одних киотах помещалась только одна икона, другие являлись вместилищем двух, а то и трех образов. Иконы в таких «многоместных» киотах могли располагаться как вертикально, так и горизонтально.

Да и конструктивно киоты могли быть пристенными и угловыми, ведь хозяин мог заранее предполагать, где лучше всего будет поместить домашние образа.

Для изготовления таких киотов использовался массив ценных пород древесины, так что и по весу большой резной настенный киот мог весить под тридцать, а то и под пятьдесят килограммов!

В некоторых конструкциях предусматривались выдвижные ящички, в которые можно было положить, например, спички, свечи, ладан или фитильки для лампадки.

Кстати, сами лампады, традиционно «висячие», подвешенные перед киотом на цепочках, должны были верхним кольцом цепляться за кронштейн, закреплявшийся на стене, а могли быть и стационарными, фиксировавшимися при помощи «г»-образного основания и специальной «п»-образной скобы в нижней части киотного ящика.

Красивый и добротно исполненный киот с резной вкладной рамой и резным навершием есть и в ассортименте Антикварного салона «Купи Старину!».

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Резной старинный киот.

Этот киот на момент написания статьи продавался тут.

Изготовленный в XIX веке красавец, увы, дожил до нашего времени в удручающем состоянии, но благодаря моим усилим он вновь получил отличный внешний вид, так что ближайшее столетие за него можно не переживать.

Но процесс утраты киотов, как памятников прошлого, продолжается. Увы, и мне несколько раз приходилось выбрасывать старые киотные ящики, которым уже ничем нельзя было помочь. Гнилые, ободранные, сломанные, с утраченными деталями, «побитые» жучком, они не подлежали восстановлению.

Да, этим предметам уже нельзя было помочь, но ведь есть и другие, которые мне удалось восстановить.

Переживаю я здесь за другое – увы, в рамках регионального быта, когда нет ни умения, ни желания восстанавливать такие вещи, они зачастую отправляются на свалку, даже тогда, когда их можно было бы сохранить, профессионально отреставрировав!

Приведу пример еще одного типа домашних настенных киотов, которые, по видимому, изготавливала какая-то большая мастерская. Эти киоты, делавшиеся, в основном, для икон аналойного размера, отличались богатым декором внутренней вкладной рамы и различались между собой разнообразными формами верхней части.

Вкладная рама тут наборная, созданная из унифицированных деталей, ажурных и позолоченных. Такой киот был в ценовой категории выше среднего, это тоже массовый продукт, предназначавшийся для зажиточного приобретателя. Обратите внимание, что икона в таком киоте смотрелась богато, солидно, широкая золотая рама зрительно увеличивала образ, выделяя его в интерьере жилища, делая акцент на конкретной иконе, если она располагалась в домашнем Красном углу.

Интересно было мне подметить и особый прием в золочении киота, когда некоторые рельефные детали покрывались блестящим золотом, а другие – матовым, что создавало необычный эффект, подчеркивало объем.

А как красиво смотрится икона в таком киоте при свете лампады или свечи – просто не передать! Искры света играют в ажурах позолоченной лепнины, конструкция оживает, а вместе с ней и совершенно по-другому смотрится старинная икона, помещенная в киот!

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Резной старинный киот с золоченой вкладной рамой.

Старинный киот – явление многогранное, и к этим хранилищам икон, на мой взгляд, нужно относиться не менее трепетно, чем и к самим иконам.

Для каждого коллекционера особенно приятно, если к нему попадает антикварная икона в комплекте с ее же киотом. Эти два предмета, пройдя сквозь века, сроднились. Они вместе испытывали нагрузки, вместе деформировались, усыхали, гнулись, трескались, выцветали. Но находясь всегда вместе, они делали это одновременно, а значит, их состояние обязано быть схожим.

Старинная икона в своем киоте идеально устанавливается по размеру, ей ничто не мешает. Степень влажности древесины киота и иконы также близки, а это важно. Ну и наконец, сам факт того, что намоленная старинная икона бережно сохранена прежними владельцами вместе с киотом является еще одной трогательной причиной для того, чтобы особо ценить этот комплект.

Если у вас есть старинная икона, которая требует обрамления, постарайтесь, по возможности, подыскать ей старый ящик!

Конечно, процесс этот может затянуться по разным причинам, например, бывает сложно найти на рынке киот, точно подходящий по размеру под вашу икону, или, возможно, будет «кусаться» цена, или вам захочется отыскать по-настоящему красивый, художественно выполненный, киот, но в любом случае, правильно выбранный старый иконный ящик станет достойным обрамлением святого образа, подчеркивающим его красоту, достойно вписывающим его уже в наш, современный интерьер XXI века, и я уверен, что такое дело стоит того, чтобы им заняться, погрузившись в чарующий мир русской православной старины!

Источник

Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот без дверцы. Икона вставляется с задней стороны. Подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей и закругленными углами. Подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей и прямыми углами. Подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей и закругленными углами. Подрамник покрыт сусальным золотом.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот классический с дверцей, закругленными углами и резной короной.

Киот с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот полукруглый с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом.

Киот с дверцей. Подрамник с прорезной резьбой и сусальным золотом. Подложка бархат.

Киот с полями. Подрамник с прорезной резьбой и сусальным золотом. Подложка бархат.

Киот украшен прорезной резьбой. Основание подрамника и резьба покрыта сусальным золотом.

Киот с дверцей.
Резной подрамник покрыт сусальным золотом и эмалью.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот может быть с дверцей, а так же без нее.Киот украшен элементами резьбы.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот может быть с дверцей и без нее. Украшен элементами резьбы и позолоченным подрамником

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот классический с дверцей, закругленными углами и резным подрамником.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот классический с дверцей, закругленными углами и резным подрамником.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот классический с дверцей, прямыми углами и резным подрамником.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот классический с дверцей, закругленными углами и резным подрамником.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот с дверцей, украшенной резьбой. Есть вариант с подрамником или без него.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот без дверци. Подрамник с прорезной резьбой и бархотной подкладкой.

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Киот угловой с дверцами. Украшенный элементами резьбы и резной короной.

Источник

Икона в киоте что это

Для отреставрированной иконы необходимо изготовить застекленный киот!

Красочный слой(само изображение) и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры и влажности, сквозняка. Допустимые условия для хранения икон:

1. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, т.е. не открывать все окна или форточки. Не открывайте окно, если с этой стороны сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть полы «по-морскому», поливая пол водой – резко возрастает влажность.

2. Не протирайте икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Постепенно вы уничтожите изображение. Снимать (стряхивать) пыль можно по необходимости (не часто, примерно 1раз в месяц, но регулярно) только сухой очень мягкой толстой кистью (беличьей) или бархоткой (что хуже), и только если красочный слой не разрушается.

3. Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей (резкий нагрев).

4. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.

6. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, возле настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.

7. Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 2-3 года может превратить доску иконы в труху, избавиться от такого заражения очень сложно.

9.Сохранить икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив её поверхность от любых прикосновений (напр., в шкафу или коробке). Так же горизонтально лучше и доставить ее реставратору, не протирая и не трогая ничем поверхность иконы.

10. Любое вмешательство людей, не имеющих специального именно реставрационного образования, вызовет через некоторое время новые разрушения или приведет к полной гибели иконы!

Правила разработаны специалистами кафедры реставрации

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это

Застекленный киот представляет собой открывающийся деревянный ящик со стеклянной передней стенкой или дверкой. Внутри киота создается буферный микроклимат, ослабляющий неблагоприятные воздействия внешних условий. Резкие быстрые изменения температуры и влажности воздуха, сквозняки не могут причинить обычно сильного вреда, икона не пылится и её невозмо жно протереть тряпкой или испачкать.

При изогнутой от времени (покоробленной) доске дополнительно учитывается высота её изгиба. Во внутренней рамке можно сделать фигурный вырез под сильный изгиб доски с запасом по краям от 0,5 до 2см (в зависимости от размера иконы). На рамку внутри, в месте соприкосновения с иконой, желательно наклеить бархатную полосу. Икона должна свободно п омещаться в киоте, нигде не прилегая плотно. Иначе при подвижках доски икону заклинит, может повредиться доска или живопись. Фикс ируется внутри брусочкам или толстым гофрированным картоном.

Ни в коем случае нельзя подпиливать или иным способом приспосабливать иконы по размеру к неподходящим по размеру киоту или иконостасу!

При изготовлен Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что это ии киота для иконы, написанной на холсте (для картины на подрамнике), расстояние до стекла, наоборот, нужно сделать минимальным, ок.2-5мм. Воздушный объем (т.е. собственно объем киотного ящика) необходимо расположить сзади картины. Это делается для предотвращения прорыва холста упавшим разбитым стеклом. По периметру картина должна иметь зазоры до стенок не менее чем по 1см с каждой стороны. При провисании холста подбиваются клинья подрамника и размер картины немного увеличивается. Те же рекомендации использовать и при заказе рамы или рамы со стеклом для картин. Кромки желательно закрыть защитными деревянными планками.

Внимание! Плотно наложенная рама со стеклом или псевдокиот без внутреннего воздушного пространства между стеклом и живописной поверхностью для иконы недопустимы. Прогибающийся пластик вместо стекла дополнительно ухудшает состояние иконы. В узком пространстве внутри псевдокиота застаивается воздух, развиваются бактерии и плесень, краска и грунт иконы начинают шелушится. Также способствует разрушению икон неполное остекление. Оно защищает часть поверхности от разрушительного механического воздействия на краску при поцелуях, но икона все равно пылится, её протирают тряпкой и все неблагоприятные перепады внешних условий в полной мере воздействуют на памятник. Например, при кроплении Икона в киоте что это. Смотреть фото Икона в киоте что это. Смотреть картинку Икона в киоте что это. Картинка про Икона в киоте что это. Фото Икона в киоте что этохрама в закрытую часть струйками стекает и долго не испаряется вода(хоть и святая, но с теми же физическими свойствами). От этого часто появляются белесые потеки на изображении. Это следствие разложения лака или олифы. К тому же, провоцируется рост плесени.

Доставка на реставрацию.

Не протирайте икону от пыли и не пытайтесь «улучшить» ее вид перед встречей с реставратором. Не заворачивайте иконы в полотенца и другую ткань, особенно ворсистую, махровую. На ней может остаться половина изображения.

Наилучшая обертка – гладкая бумага, калька под тушь. Она также идеальна для длительного хранения «здоровых» икон в шкафах, напр., в ризнице. На боковой стороне обертки при хранении подписывают маркером название и инв.№.

Если в боковом свете поверхность имеет неровности – значит, возможно, началось разрушение иконы. Тогда перевозить икону можно только в горизонтальном положении, ничем не касаясь лицевой поверхности. Например, в подходящей по размеру коробке от обуви с крышкой.

Это вообще самый безопасный способ и транспортировки и хранения икон, для аварийных (разрушающихся) икон – обязательный. Так иконы могут пролежать десятки лет, не повредившись дополнительно.

Если есть возможность, сфотографируйте свои иконы в боковом свете, (например, у окна) или хоть как-то, положив рядом линейку. И сначала проконсультируйтесь о её состоянии с реставратором. Такое возможно и по электронной почте. В особо тяжелых случаях необходимо организовать противоаварийные работы на месте.

Помните, что человек имеет право браться за реставрацию икон (или картин, и чего угодно иного), только получив специальное профессиональное образование и аттестацию в Министерстве культуры. При этом его узкой специализацией должна быть для икон и/или картин – реставрация станковой темперной (и/или масляной) живописи. Это будет отражено как в дипломе, так и в аттестационном удостоверении. Имеется четыре аттестационных уровня, отражающих навыки и опыт специалиста. С третьей, начальной, до высшей. Переаттестация проводится примерно раз в пять лет. При плохом качестве работы реставратор может не пройти её и не подтвердить категорию. В идеале категория должна повышаться с каждой следующей переаттестацией. Это означает, что реставратор совершенствует свои навыки, рассчитывает при работе на внешний контроль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *