Иконостас что это такое
Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол
Домашний иконостас
В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.
Какие иконы нужно иметь дома
Где разместить домашний иконостас
Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.
Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.
При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.
Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы
По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.
Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.
Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.
В каком порядке расположить иконы
С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.
Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме
«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:
1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.
2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.
3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.
4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке
5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.
6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.
8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.
9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.
10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.
Молитвы перед домашним иконостасом
Молитва Смоленской иконе Божией Матери
О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Как устроен иконостас?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.
Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.
Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.
Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.
В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.
Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.
Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.
Иконостас
Что такое иконостас?
Материалы изготовления
Наиболее распространены деревянные и каменные (мраморные) иконостасы с иконами, написанными темперными красками на досках. Встречаются также иконостасы из металла, от чугуна до серебра, а также из керамики, хрусталя, и даже витражные иконостасы. Иконы в таких иконостасах могут быть как писаными, так и выполненными из тех же материалов, что «тело» алтарной преграды.
Варианты изготовления
Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.
Особенности конструкции
Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.
В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – двое дьяконских дверей.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.
Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.
Размещение икон в иконостасе
В зависимости от размеров и стилистики, в иконостасе может быть различное число икон. Но есть практически обязательные образы.
В первую очередь, это иконы Христа и Богоматери, которые находятся в нижнем ряду алтарной преграды, по сторонам от Царских врат. Они именуются местными иконами, а нижний ряд иконостаса – местным рядом.
Справа от образа Спасителя в местном ряду традиционно помещают икону святого или события, которому посвящен храм.
На Царских вратах мы, как правило, видим образы четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова). Также на Царских вратах обычно помещают икону Благовещения. Над Царскими вратами – образ Тайной Вечери. Эта икона входит в пространство Царских врат, то есть относится к нижнему ряду иконостаса. Нередко Царские врата украшают фигуркой голубя, который символически указывает на Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, Которым совершаются церковные Таинства.
Второй снизу ряд иконостаса именуют деисусным. В его центре, над Царскими вратами, находится икона Христа-Пантократора, восседающего на престоле. Спаситель изображен во славе – как Бог, Царь Небесный. По сторонам от Него располагаются фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи, как правило, написанные в полный рост. Они изображены в ¾, обращенными ко Христу в молитве. Поэтому вся композиция называется деисус (деисис), что в переводе с греческого языка означает «моление». Далее по сторонам от этих икон могут размещаться образы архангелов, апостолов и других святых.
Над деисусным рядом располагается ряд двунадесятых праздников. Иконы в нем, как правило, имеют меньший размер, нежели в других рядах. Помимо изображений главных праздников Православия, в нем могут находиться иконы Страстей Христовых. Впрочем, существуют иконостасы, в которых выделен особый страстной ряд.
Еще выше мы видим пророческий и праотеческий ряды, в которых расположены образы ветхозаветных угодников Божиих. Во многих иконостасах эти ряды соединены в один.
В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. В русских храмах этот крест, как правило, не велик. В греческих же, сербских и болгарских церквях высота креста на иконостасе может быть сопоставима с размером самых крупных из икон. На иконостасах Греции и Балкан нередко можно увидеть необычную для нашего взора композицию: крест, установленный на змее или драконе, попирающий его. Этим зримо выражается идея победы Христа над грехом, смертью и адом.
На боковых – дьяконских вратах иконостаса обычно изображают древних святых дьяконов: Стефана и Лаврентия. Встречаются иконостасы, на одной из боковых дверей которых изображен благоразумный разбойник, введенный Спасителем в рай.
Полезный совет
Облик иконостаса определяет восприятие храмового убранства. Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовал архитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выглядели до разрушения. Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными в каноничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.
Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV веке по Р.Х. Они представляли собой невысокий парапет, решетку. Нечто подобное было в античных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.
С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.
После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко, затем – классицизма, готики, модерна. В наши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная с византийского.
Духовно-символическое значение
Иконостас православного храма является частью Предания Церкви. Скрывая от взоров мирян происходящее в алтаре, духовным образом он являет им Небесную Церковь, Горнее Царствие. Таким образом, главное его назначение – напоминать молящимся, что в храме следует смотреть не столько на временное и человеческое (личность священника, отношения между людьми), сколько на вечное, Небесное. Иконостас являет нам тайну попечения Божия о спасении человечества. Мы видим праотцев, пророков, ангелов, главные события Священной истории, новозаветных святых. И, конечно, иконостас показывает нам Царствие Божие: Пресвятую Троицу, восседающего на престоле Господа, предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова.
Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы этого декора глубоко символичны. Это крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая, а также символические изображения. Особенно распространены изображения, напоминающие о Таинстве Евхаристии – главном, что совершается в храме. Это виноградная лоза и грозди, колосья пшеницы и т.п. На некоторых иконостасах можно увидеть древние христианские символы: якорь – тайное изображение креста, знак верность и стойкости; рыбы – зашифрованное имя Спасителя.
ИКОНОСТА́С
Том 11. Москва, 2008, стр. 89
Скопировать библиографическую ссылку:
ИКОНОСТА́С (от икона и греч. στ ά σις – стояние), в православном храме преграда с помещёнными на ней иконами, отделяет алтарь от средней части храма; символизирует небесную Церковь во главе с её основателем Иисусом Христом. Восходит к визант. каменным низким алтарным преградам, на которых помещали священные изображения. Первоначально изображения являлись частью архитравов (темплонов) – серебряные или мраморные медальоны с Христом, Богоматерью, ангелами, пророками и апостолами на несохранившемся архитраве константинопольского Святой Софии храма, 6 в.; полуфигуры святых, выполненные в технике цветной инкрустации, на фрагменте архитрава из Малой Азии, 9–10 вв. С 11 в. на архитравах начали ставить иконы – ряд икон на отд. досках или сильно вытянутую по горизонтали икону с деисусом и праздниками (эпистилий). Не позднее сер. 14 в. иконы появились и между колонками алтарной преграды (церкви Вознесения в мон. Дечани и Св. Димитрия в Марковом мон., обе в Сербии). С увеличением количества икон темплоны стали делать из дерева и размещать их перед алтарной преградой. Они несли три ряда икон: местный (поклонный), деисусный и праздничный. Т. о. появился невысокий иконостас.
Иконостас. Инфографика
+ кликабельные материалы и материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.
Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.
Из чего состоит иконостас:
Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере
Ряды иконостаса:
Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.
Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.
Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.
Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.
Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.
Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.
Местночтимая икона
Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.
Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.
Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.
Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.